Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Технологии социальной работы с различными категориями детей и молодежи


НазваниеТехнологии социальной работы с различными категориями детей и молодежи
Дата05.10.2019
Размер30.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаteoria.docx
ТипЗакон
#63934
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

технологии социальной работы с различными категориями детей и молодежи.

Представления о том, кого и на каком основании, можно считать ребёнком, во многом схожи в разных культурах и традициях. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия.

.

Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллектуальным и социальным статусом и, во-вторых, состоянием общества, в котором они живут.

Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.

Первичная система ограничений представляет собой совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка и его зависимости от взрослых членов общества. Эта система состоит из ряда элементов, каждый из которых, становится основанием для формирования у ребёнка целого комплекса потребностей. Удовлетворить последние самостоятельно он не может. Прежде всего, это биологическая и физиологическая зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п. Следующий элемент – это ограниченные психологические, интеллектуальные и социальные возможности и способности ребёнка, результатом чего становятся его потребности в воспитании, образовании и развитии.

И, наконец, ограниченные возможности и способности ребёнка адекватно реагировать на внешние воздействия и адекватно оценивать собственные действия и поступки. Это приводит к тому, что возникает необходимость удовлетворения потребностей ребёнка в надзоре, социальном контроле, просвещении и в правовой защите. Удовлетворение всех них возможно только через возложение на взрослых, семью, государство и общество ряда обязанностей и обязательств, что создаёт условия и возможности для формирования вторичной системы ограничений жизнедеятельности ребёнка.

В отличие от первичной, эта система представляет собой совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Основными её элементами являются: ограничение ряда гражданских прав детей, их подчинённое положение в семье и других социальных общностях, наличие в обществе ряда социальных институтов и организаций, удовлетворяющих важнейшие социальные потребности детей, но действующих в интересах общества по формальным правилам, общественный и государственный контроль за выполнением гражданами своих родительских обязанностей.

Наличие в обществе этих двух систем ограничения жизнедеятельности ребёнка и ограниченность социальных ресурсов приводит к тому, что в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальной катастрофы (от распада семьи до геноцида).

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

1.Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).

2.Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).

3.Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).

4.Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Безусловно, полностью и окончательно разрешить все социальные проблемы детей раз и навсегда ни одно общество не может. Кроме того, неправомерно рассматривать работу по социальной поддержке и защите детей только как обязанность социальных служб и учреждений. Эта деятельность подразумевает совместные усилия учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, учреждений культуры, административных и государственных организаций, которые действуют в пределах своих возможностей и своей компетенции, используя разнообразные методы и формы деятельности.

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1.Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2.Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3.Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).

4.Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5.Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность)

Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач:

- задачи по спасению детей, деятельность, направленная на ликвидацию реальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.);

- задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности);

- задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.).

Решение этих задач позволяет создать в обществе действительно благоприятную для детей среду жизнедеятельности и развития. Вместе с тем, в процессе их решения возникает необходимость дифференцированного подхода к различным категориям детей, существующих в конкретном обществе.

Выделяют следующие основные категории детей, нуждающихся в социальной защите.

1.Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития. Дезадаптация подростков - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. В реальной жизни для таких детей характерно состояние «ничьих», которое зачастую выражается в атрофии или полном разрушении внутрисемейных связей и отношений, отсутствии со стороны родителей интереса к ребёнку, пренебрежении своими родительскими обязанностями, педагогической запущенности и тому подобном.

Социальная помощь безнадзорным детям направлена на преодоление именно состояния безнадзорности и отсутствия необходимого, но деликатного надзора и контроля со стороны взрослых людей. Она может включать в себя такие направления работы как

-создание для ребёнка позитивной среды общения,

-восстановление семейных связей ребёнка и активизация педагогического и гуманистического потенциалов семьи в случаях, когда это возможно,

возвращение ребёнка в систему образования и создание условий для посильной работы и заработка.

Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных детей являются брошенные дети. Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Способы, которыми можно бросить ребёнка самые разнообразные. Это и отказ от новорождённого в родильном доме, помещение его в больницу или другое учреждение под опеку государства, оставление ребёнка на вокзалах, поездах и просто выбрасывание «на помойку». Причинами, по которым родители бросают своих детей, чаще всего, становятся пьянство, наркомания и тунеядство и, сопутствующие им, нищета, аморальный или преступный образ жизни.

Социальная помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее:

- оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в специальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

- психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи;

- назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.

Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:

-изъятие ребёнка из негативного социального окружения;

- первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;

- восстановление или компенсация утраченных социальных связей;

- возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Поставленные цели во многом определяют возможные формы и методы работы с беспризорными детьми, среди которых:

1.Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные центры.

2.Лечение, оздоровление и медико-социальная реабилитация ребёнка.

3.Социально-психологическая реабилитация ребёнка, психодиагностика необходимая психокоррекция.

4.Педагогическая коррекция.

5.Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка).

6.Передача ребёнка в специализированное детское учреждение, либо установление над ним опеки и попечительства.

Следует помнить, что социальная помощь, которая может быть оказана беспризорным детям, не в состоянии покончить с беспризорностью как с явлением. Для этого требуются длительные и систематические усилия многих общественных и государственных организаций и учреждений, существенная трансформация ряда морально-нравственных ценностей общества.

3.Дети-сиротыОсновными формами социальной защиты детей-сирот являются:

- меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);

- защита имущественных и жилищных прав;

- материальное обеспечение (назначение и регулярная выплата пособия или пенсии);

- создание необходимых условий для всестороннего развития и образования, - профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот.

4.Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых. Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по отношению к детям. В обществе существует система формальных и неформальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые, в большинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по отношению к ребёнку.

В работе с этой категорией детей главное – это создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся жестокому обращению:

- выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;

- ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из семьи, группы, коллектива);

- оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;

- рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

5.Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества. Эту социальную категорию составляют дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей в обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).

Социальная работа с этой категорией детей представляет собой деятельность, направленную на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем. Она может включать в себя разработку специальных образовательных методик и программ обучения, создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей и формирование позитивной среды общения. В целом, работа с указанной категорией детей предполагает всесторонний учёт специалистом особенностей каждого конкретного ребёнка, его проблем и трудностей. Эффективная и грамотная социальная работа с детьми предполагает опору на ряд принципов, важнейшими из которых являются:

- безусловный приоритет прав и интересов ребёнка;

- оперативность в решении социальных и личностных проблем ребёнка;

- индивидуальный подход к решению социальных и личностных проблем ребёнка;

- равенство интересов и прав всех детей, независимо от их личных и социальных характеристик;

- непрерывность и последовательность в решении социальных проблем ребёнка;

- гуманизм.

Молодежь – одна из самых существенных групп общества, которая всегда находится в деятельности всей социальной жизни общества. Без молодежи невозможно развитие страны, общества. Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Она всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью. Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома


Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).

Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.

Общинная социальная работа - данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории в решении острых молодежных проблем. Наряду с традиционными методами социальной работы с молодежью, формируются и новые к которым относится «мобильная социальная работа». Появление данного метода связано с необходимостью влияния и контроля за той частью молодежи, которая несклонна обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к этой категории относятся представители различных субкультур.

Социальная работа с молодыми инвалидами подразумевает социальную интеграцию, которая является конечной целью реабилитации. Молодые люди с ограниченными возможностями находятся в большей изоляции вследствие своего состояния, что может привести к дезадаптации и обесцениванию своей жизни. В то же время молодые инвалиды стремятся к самореализации и часто полны сил и желания включиться в социальную полноценную жизнь на доступном для них уровне. Задача социального работника состоит в создании условий активной среды, чтобы молодые инвалиды могли трудиться ,получать образование, а также необходимо проводить индивидуальную работу с семьей. Социальное обслуживание молодых инвалидов происходит в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов РФ», но смысл закона сводиться к льготам, пособиям и другим формам социальной помощи. Социальные службы в соответствии с этим законам не позволяют человеку, имеющему инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлагают. Тем самым усиливают пассивно- иждивенческий характер в среде людей, имеющих инвалидность. Современные социальные службы должны предоставлять молодым инвалидам максимально равные с их сверстниками возможности, помочь адаптироваться к условиям окружающей среды, быть самостоятельными, развить чувство ответственности.

У социальной работы с наркозавимыми молодыми людьми свои особенности. Большая часть наркоманов больна гепатитом, СПИДом и другими неизлечимыми болезнями, ведущими к летальному исходу. Так, одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи стала профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

Социальный работник проводит организацию разумного использования досуга, пропаганду здорового образа жизни, психокоррекционную работу по развитию навыков обучения, привлечение общественности к социально-реабилитационной помощи; пропаганду нормативных актов, регламентирующих ответственность за наркоманию. Основные направления работы социальных служб с наркозависимыми молодыми людьми подразумевают: подготовку специалистов для работы с молодежью, относящейся к группе риска, склонных к употреблению наркотиков; профилактическую работу со всей молодежью с приоритетной ориентацией на молодежь группы риска; работу с родителями молодых людей, склонных к употреблению или употребляющих наркотические вещества.

Молодые люди, вернувшиеся из мест лишения свободы. Такая категория молодежи могла утратить социально-полезные связи с семьей, родственниками, у нее возникают трудности в трудовом и бытовом устройстве. Все это может подтолкнуть к новому преступлению. По этой причине в отношении бывших осуждённых применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение совершения данными лицами новых преступлений. Задачи по социальной адаптации реализуются Центром ресоциализации молодежи, вернувшейся из мест заключения, посредством: помощи с целью «вживления» молодежи в социосферу, предотвращения рецидива; помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявления актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

Социальная работа также проводится с сельской молодежью; со студенческими семьями; с инфицированными ВИЧ и больными СПИДом; с одинокими матерями; молодыми беженцами; военнослужащими, вернувшихся из «горячих» точек и др. Но объединяет их все одно: деятельность учреждений органов по делам молодежи в работе с конкретным клиентом ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки, помощи в адаптации к современной социально-экономической и социально-политической ситуации в стране, формировании самостоятельности в решении проблемы.

К технологиям социальной работы с молодежью относят: Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Арт-терапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей