Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пос2009. Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших медицинских учебных заведений лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших медицинских учебных заведений лечебного факультета
АнкорМетодическое пос2009.doc
Дата02.10.2017
Размер265 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодическое пос2009.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#23885
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА


ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ

И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших

медицинских учебных заведений лечебного факультета


Гомель

ГоГМУ

2009

УДК 614.2

ББК 51.1

Ш 25

Рецензент:

кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой

общей гигиены, экологии и радиационной медицины,

учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет») В. Н. Бортновский


Шаршакова, Т. М.
Ш 25 Производственная практика по общественному здоровью и здравоохранению: учебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших медицинских учебных заведений лечебного факультета/ Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев. ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2009. ― с. 38.
ISBN


Предназначено для проведения производственной практики по общественному здоровью и здравоохранению студентами 5 курса лечебного факультета. Содержит рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по производственной практике и рекомендации по выполнению УИРС. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по врачебной производственной практике, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 20.05.2009 г., протокол № 6.


УДК 614.2

ББК 51.1

ISBN
© Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2009

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АПО – амбулаторно-поликлиническая организация
БСК – болезни системы кровообращения
ВБИ – внутрибольничная инфекция
ВКК – врачебно-консультативная комиссия
ВУТ – временная утрата трудоспособности
ГБ – гипертоническая болезнь
ЗОЖ – здоровый образ жизни
ИМ – инфаркт миокарда
КДР – коэффициент достижения результата
ЛПО – лечебно-профилактическое объединение (организация)
МКР – модель конечных результатов
МРЭК – медико-реабилитационная экспертная комиссия
МКБ – международная классификация болезней
ОКИ – острые кишечные инфекции
УИРС – учебно-исследовательская работа студента
ФАП – фельдшерско-акушерский пункт
ЧАЭС – Чернобыльская атомная электростанция


ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших этапов подготовки врача является производственная практика, которая представляет возможность закрепления теоретических знаний, полученных студентами при изучении общественного здоровья и здравоохранения.

Для студентов 5 курса лечебного факультета производственная практика в качестве помощника врача является обязательной формой подготовки врача по специальности «Лечебное дело» 1–79.01.01.

Предложенное учебно-методическое пособие содержит материалы по организации и проведению летней производственной практики по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».

Учебно-методическое пособие включает:

I. Цели и задачи производственной практики.

II. Содержание производственной практики.

III. Индивидуальные задания.

IV. Учебно-исследовательскую работу студента (УИРС).

V. Работу студента по медико-гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).

VI. Требования к уровню подготовленности (знания, умения и навыки) студентов, прошедших практику по дисциплине.

VII. Перечень практических навыков, которые выносятся на выпускной государственный экзамен и совершенствуются в процессе прохождения производственной практики.

VIII. Обязательства кафедры при организации практики.

IX. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

X. Приложения.

В приложениях представлены:

― требования к оформлению титульного листа и отчета по производственной практике;

― требования к оформлению лекционной путевки и титульного листа УИРС;

― перечень основных законов и приказов, регламентирующих деятельность организаций здравоохранения;

― примерный перечень тем УИРС, лекций и санитарных бюллетеней по медико-гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни;

― основная медицинская документация ЛПО, которую должен уметь заполнить студент после прохождения производственной практики.

Производственная практика по общественному здоровью и здравоохранению проводится в специализированных стационарах областных, городских и крупных центральных районных лечебно-профилактических организациях под руководством преподавателя университета, заведующего отделением и под контролем заместителя главного врача.

Сроки производственной практики ― 12 рабочих дней (72 часа).

Во время прохождения врачебной производственной практики по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии студенты выполняют одно из индивидуальных заданий кафедры по изучению качества работы отделения и службы организации здравоохранения в динамике за 2 года.

После окончания производственной практики студенты сдают дифференцированный зачет.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Цель: углубление, закрепление и проверка знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», дальнейшее их совершенствование, ознакомление с деятельностью организаций здравоохранения (диагностика, лечение, реабилитация и профилактика); условиями работы врачей на всех этапах оказания медицинской помощи населению, а также с основами противоэпидемической деятельности; закрепление практических навыков по медико-гигиеническому воспитанию и формированию у населения здорового образа жизни.

Задачи:

1. Углубление теоретических знаний по общественному здоровью и здравоохранению, полученных на других кафедрах, овладение специальными знаниями и умениями, освоение практических навыков врача по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».

2. Закрепление знаний и умений по расчету и анализу показателей здоровья населения определенной территории и показателей, характеризующих деятельность лечебно-профилактических организаций (ЛПО).

3. Овладение навыками работы по анализу деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов (МКР) с расчетом коэффициента достижения результата (КДР).

4. Освоение технологии разработки предложений по улучшению работы лечебно-профилактических организаций.

5. Закрепление практических навыков по медико-гигиеническому воспитанию и формированию у населения здорового образа жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
В период работы на всех циклах производственной практики студенты должны изучить:

― организацию здравоохранения в городе, районе и на селе ( структуру и организацию работы городской больницы, поликлиники, родильного дома, женской консультации, центральной районной больницы (ЦРБ), сельского врачебного участка);

― организацию профилактической работы в лечебно-профилактических организациях, диспансерный метод и его сущность;

― работу врачебно-консультационной комиссии (ВКК) и медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК);

― медицинскую документацию, правила оформления и кодирования листка нетрудоспособности.

Производственная практика по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» предусматривает:

1. Детальное ознакомление с одним из 7 индивидуальных заданий:

― Организация терапевтической амбулаторно-поликлинической помощи.

― Организация стационарной терапевтической помощи.

― Организация хирургической амбулаторно-поликлинической помощи.

― Организация стационарной хирургической помощи.

― Организация медицинского обслуживания женского населения.

― Организация стационарной гинекологической помощи.

― Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи.

2. Составление письменного отчета о выполненной работе по соответствующему индивидуальному заданию, в котором:

― дана характеристика организации оказания медицинской помощи населению согласно одного из вариантов индивидуальных заданий;

― отражены показатели результативности и дефектов, характеризующие деятельность отделения за 2 года (по данным отчетов организаций здравоохранения и сведений кабинетов медицинской статистики);

― оценена деятельность ЛПО на основе модели конечных результатов с расчетом КДР;

― проведен анализ полученных данных;

― сформулированы выводы и практические предложения по улучшению деятельности конкретной организации здравоохранения или ее структурного подразделения;

― на титульном листе отчета (приложение 1) должна быть отметка о проверке отчета заведующим отделением и подпись главного врача или заместителя главного врача организации здравоохранения, заверенная гербовой печатью организации здравоохранения. К письменному отчету прилагается дневник производственной практики. Дневник оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями.

3. Чтение перед пациентами двух научно-популярных лекций на медицинскую тему или демонстрацию санитарного бюллетеня в отделениях, где студент проходит производственную практику. В лекционной путевке (приложение 2) должна быть отметка руководителя организации здравоохранения, заверенная печатью организации здравоохранения.

4. Выполнение учебно-исследовательской работы студента по индивидуальному заданию.

К дифференцированному зачету студенты представляют:

― отчет о выполненном индивидуальном задании и дневник;

― выполненную учебно-исследовательскую работу студента;

― лекционные путевки и тексты лекций;

― отзыв руководителя производственной практики.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Индивидуальное задание выполняется в лечебно-профилактической организации (ее подразделении) и должно включать конкретные сведения, учитывающие место прохождения практики, и обязательный объем данных, приведенный ниже.
Индивидуальное задание № 1.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

Общие сведения об амбулаторно-поликлинической организации.

Наименование амбулаторно-поликлинической организации (АПО), ее мощность. Основные документы, регламентирующие ресурсы и деятельность АПО. Зона обслуживания, численность и состав обслуживаемого населения, число врачебных участков, средняя численность населения на 1 терапевтическом участке, соблюдение государственного социального стандарта в области здравоохранения по обеспеченности врачами первичного звена.

Плановые объемы амбулаторно-поликлинической помощи, порядок их формирования при подготовке Территориальной программы обеспечения населения медицинской помощью.

Организация работы АПО: сменность, работа в выходные и праздничные дни. Организация записи на прием к врачам и приема вызов врачей на дом. Порядок хранения «Медицинской карты амбулаторного больного» и порядок ее прохождения при обращении пациента в АПО.

Характеристика терапевтической службы.

Штаты терапевтической службы поликлиники (заведующие терапевтическими отделениями, участковые терапевты, участковые медицинские сестры): число штатных и занятых должностей, обеспеченность, укомплектованность, коэффициент совместительства. Квалификация медицинских работников терапевтических отделений (по категориям).

Документы, регламентирующие оказание терапевтической амбулаторной помощи.

Организация приема пациентов участковыми врачами в поликлинике и обслуживания на дому, график работы участковых врачей терапевтов.

Функциональные обязанности участкового врача-терапевта и заведующего терапевтическим отделением.

Работа по экспертизе временной нетрудоспособности. Используемые в АПО документы, регламентирующие порядок выдачи листков нетрудоспособности. Существующая в АПО структура ВКК, организация ее работы по вопросам медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности. Посещение заседания ВКК с последующим его описанием.

Функция врачебной должности. Порядок формирования плановой функции врачебной должности участкового врача-терапевта. Анализ выполнения функции врачебной должности.

Формы участия участковых врачей-терапевтов в ежегодной диспансеризации населения. Организация диспансерного наблюдения за лицами, имеющими факторы риска и хронические заболевания. Число и структура лиц, состоящих под диспансерным наблюдением. Характеристика показателей организации и качества диспансеризации.

Организация консультативной помощи, роль заведующего терапевтическим отделением.

Преемственность в деятельности поликлиники, стационара и скорой медицинской помощи, характеристика основных показателей. Порядок госпитализации пациентов, показания к госпитализации.

Дневные стационары, стационары на дому: число мест, организация работы, порядок направления пациентов, объемные показатели деятельности.

Существующая в АПО система контроля качества оказания медицинской помощи участковыми врачами-терапевтами.

Работа участкового врача-терапевта по гигиеническому обучению населения и формированию здорового образа жизни.

Используемая первичная медицинская документация. Годовые отчеты, составляемые на основании первичных данных формируемых участковым врачом-терапевтом.

Состояние здоровья обслуживаемого населения.

Характеристика заболеваемости обслуживаемого населения: уровень первичной и общей заболеваемости обслуживаемого населения, структура заболеваемости, их динамика.

Первичная инвалидность населения: уровень, динамика, основные причины, работа про реабилитации инвалидов.

Уровень, структура смертности обслуживаемого населения, динамика.

Модель конечных результатов АПО.

Провести оценку деятельности АПО (терапевтической службы) на

основании показателей результативности и дефектов модели конечных результатов за 2 предыдущих года. Провести бальную оценку показателей,

рассчитать и оценить коэффициент достижения результатов.

Выводы и предложения.

На основании анализа, проведенного в сравнении с известными нормативными значениями и фактическими данными по Республике Беларусь (области, району, городу), сформулировать выводы о работе терапевтической службы АПО и внести предложения по улучшению ее деятельности и системы здравоохранения территории в целом.
Индивидуальное задание № 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

Общие сведения о больнице.

Наименование больницы, ее мощность. Основные документы, регламентирующие ресурсы и деятельность больницы. Зона обслуживания, численность и состав обслуживаемого населения.

Соблюдение государственного социального стандарта в области здравоохранения обеспеченности койками. Плановые объемы стационарной помощи, порядок их формирования при подготовке Территориальной программы обеспечения населения медицинской помощью.

Существующий порядок плановой и экстренной госпитализации пациентов. Состав, структура и организация работы приемного отделения больницы. Профильные отделения, оказывающие терапевтическую помощь, их коечный фонд.

Характеристика профильного терапевтического отделения.

Документы, регламентирующие оказание больничной терапевтической помощи.

Штаты медицинских работников отделения: число штатных и занятых должностей, обеспеченность, укомплектованность, коэффициент совместительства. Характеристика квалификации медицинских работников отделения (по категориям).

Число коек в отделении, их профилизация. Число коек в палатах, площадь на одну койку. Оснащение отделения. Наличие кабинетов (палат) вспомогательной диагностики и лечения. Организация питания больных, наличие диетического питания. Соблюдение лечебно-охранительного режима. Санитарное состояние отделения, профилактика внутрибольничных инфекций.

Организация и условия работы врачей и среднего медперсонала, их фактические нагрузки. Функции врача-ординатора и заведующего терапевтическим отделением. Обязанности лечащего врача, заведующего отделением по экспертизе временной нетрудоспособности. Проведение консультаций, консилиумов, клинико-патологоанатомических конференций, учебы с врачами, средними медицинскими работниками по повышению квалификации.

Функции старшей медсестры отделения.

Использование высокотехнологичных методов лечения.

Существующая в отделении (больнице) система контроля качества оказания медицинской помощи врачами-ординаторами.

Характеристика преемственности деятельности с поликлиникой.

Учет и анализ работы отделения.

Используемая первичная медицинская документация. Годовые отчеты, составляемые на основании первичных данных формируемых в отделении.

Учет движения больных и контроль использования коечного фонда. Анализ основных показателей, характеризующих эффективность использования коечного фонда за предыдущий год.

Состав больных в отделении, характеристика средней длительности лечения и летальности при отдельных причинах госпитализации.

Оценка показателей качества оказания медицинской помощи.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей