МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО ОБЩЕСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ
И ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
Учебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших
медицинских учебных заведений лечебного факультета
Гомель
ГоГМУ
2009
УДК 614.2
ББК 51.1
Ш 25
Рецензент:
кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой
общей гигиены, экологии и радиационной медицины,
учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет») В. Н. Бортновский
Шаршакова, Т. М. Ш 25 Производственная практика по общественному здоровью и здравоохранению: учебно-методическое пособие для студентов 5 курса высших медицинских учебных заведений лечебного факультета/ Т. М. Шаршакова, Н. П. Петрова, В. М. Дорофеев. ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2009. ― с. 38. ISBN
Предназначено для проведения производственной практики по общественному здоровью и здравоохранению студентами 5 курса лечебного факультета. Содержит рекомендации по выполнению индивидуальных заданий по производственной практике и рекомендации по выполнению УИРС. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по врачебной производственной практике, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 20.05.2009 г., протокол № 6.
УДК 614.2
ББК 51.1
ISBN © Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2009
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ АПО – амбулаторно-поликлиническая организация БСК – болезни системы кровообращения ВБИ – внутрибольничная инфекция ВКК – врачебно-консультативная комиссия ВУТ – временная утрата трудоспособности ГБ – гипертоническая болезнь ЗОЖ – здоровый образ жизни ИМ – инфаркт миокарда КДР – коэффициент достижения результата ЛПО – лечебно-профилактическое объединение (организация) МКР – модель конечных результатов МРЭК – медико-реабилитационная экспертная комиссия МКБ – международная классификация болезней ОКИ – острые кишечные инфекции УИРС – учебно-исследовательская работа студента ФАП – фельдшерско-акушерский пункт ЧАЭС – Чернобыльская атомная электростанция
ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших этапов подготовки врача является производственная практика, которая представляет возможность закрепления теоретических знаний, полученных студентами при изучении общественного здоровья и здравоохранения.
Для студентов 5 курса лечебного факультета производственная практика в качестве помощника врача является обязательной формой подготовки врача по специальности «Лечебное дело» 1–79.01.01.
Предложенное учебно-методическое пособие содержит материалы по организации и проведению летней производственной практики по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».
Учебно-методическое пособие включает:
I. Цели и задачи производственной практики.
II. Содержание производственной практики.
III. Индивидуальные задания.
IV. Учебно-исследовательскую работу студента (УИРС).
V. Работу студента по медико-гигиеническому воспитанию населения и формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
VI. Требования к уровню подготовленности (знания, умения и навыки) студентов, прошедших практику по дисциплине.
VII. Перечень практических навыков, которые выносятся на выпускной государственный экзамен и совершенствуются в процессе прохождения производственной практики.
VIII. Обязательства кафедры при организации практики.
IX. Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
X. Приложения.
В приложениях представлены:
― требования к оформлению титульного листа и отчета по производственной практике;
― требования к оформлению лекционной путевки и титульного листа УИРС;
― перечень основных законов и приказов, регламентирующих деятельность организаций здравоохранения;
― примерный перечень тем УИРС, лекций и санитарных бюллетеней по медико-гигиеническому воспитанию и формированию здорового образа жизни;
― основная медицинская документация ЛПО, которую должен уметь заполнить студент после прохождения производственной практики.
Производственная практика по общественному здоровью и здравоохранению проводится в специализированных стационарах областных, городских и крупных центральных районных лечебно-профилактических организациях под руководством преподавателя университета, заведующего отделением и под контролем заместителя главного врача.
Сроки производственной практики ― 12 рабочих дней (72 часа).
Во время прохождения врачебной производственной практики по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии студенты выполняют одно из индивидуальных заданий кафедры по изучению качества работы отделения и службы организации здравоохранения в динамике за 2 года.
После окончания производственной практики студенты сдают дифференцированный зачет.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Цель: углубление, закрепление и проверка знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», дальнейшее их совершенствование, ознакомление с деятельностью организаций здравоохранения (диагностика, лечение, реабилитация и профилактика); условиями работы врачей на всех этапах оказания медицинской помощи населению, а также с основами противоэпидемической деятельности; закрепление практических навыков по медико-гигиеническому воспитанию и формированию у населения здорового образа жизни.
Задачи:
1. Углубление теоретических знаний по общественному здоровью и здравоохранению, полученных на других кафедрах, овладение специальными знаниями и умениями, освоение практических навыков врача по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».
2. Закрепление знаний и умений по расчету и анализу показателей здоровья населения определенной территории и показателей, характеризующих деятельность лечебно-профилактических организаций (ЛПО).
3. Овладение навыками работы по анализу деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов (МКР) с расчетом коэффициента достижения результата (КДР).
4. Освоение технологии разработки предложений по улучшению работы лечебно-профилактических организаций.
5. Закрепление практических навыков по медико-гигиеническому воспитанию и формированию у населения здорового образа жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В период работы на всех циклах производственной практики студенты должны изучить:
― организацию здравоохранения в городе, районе и на селе ( структуру и организацию работы городской больницы, поликлиники, родильного дома, женской консультации, центральной районной больницы (ЦРБ), сельского врачебного участка);
― организацию профилактической работы в лечебно-профилактических организациях, диспансерный метод и его сущность;
― работу врачебно-консультационной комиссии (ВКК) и медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК);
― медицинскую документацию, правила оформления и кодирования листка нетрудоспособности.
Производственная практика по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» предусматривает:
1. Детальное ознакомление с одним из 7 индивидуальных заданий:
― Организация терапевтической амбулаторно-поликлинической помощи.
― Организация стационарной терапевтической помощи.
― Организация хирургической амбулаторно-поликлинической помощи.
― Организация стационарной хирургической помощи.
― Организация медицинского обслуживания женского населения.
― Организация стационарной гинекологической помощи.
― Организация стационарной акушерско-гинекологической помощи.
2. Составление письменного отчета о выполненной работе по соответствующему индивидуальному заданию, в котором:
― дана характеристика организации оказания медицинской помощи населению согласно одного из вариантов индивидуальных заданий;
― отражены показатели результативности и дефектов, характеризующие деятельность отделения за 2 года (по данным отчетов организаций здравоохранения и сведений кабинетов медицинской статистики);
― оценена деятельность ЛПО на основе модели конечных результатов с расчетом КДР;
― проведен анализ полученных данных;
― сформулированы выводы и практические предложения по улучшению деятельности конкретной организации здравоохранения или ее структурного подразделения;
― на титульном листе отчета (приложение 1) должна быть отметка о проверке отчета заведующим отделением и подпись главного врача или заместителя главного врача организации здравоохранения, заверенная гербовой печатью организации здравоохранения. К письменному отчету прилагается дневник производственной практики. Дневник оформляется в соответствии с предъявляемыми требованиями.
3. Чтение перед пациентами двух научно-популярных лекций на медицинскую тему или демонстрацию санитарного бюллетеня в отделениях, где студент проходит производственную практику. В лекционной путевке (приложение 2) должна быть отметка руководителя организации здравоохранения, заверенная печатью организации здравоохранения.
4. Выполнение учебно-исследовательской работы студента по индивидуальному заданию.
К дифференцированному зачету студенты представляют:
― отчет о выполненном индивидуальном задании и дневник;
― выполненную учебно-исследовательскую работу студента;
― лекционные путевки и тексты лекций;
― отзыв руководителя производственной практики.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Индивидуальное задание выполняется в лечебно-профилактической организации (ее подразделении) и должно включать конкретные сведения, учитывающие место прохождения практики, и обязательный объем данных, приведенный ниже. Индивидуальное задание № 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
Общие сведения об амбулаторно-поликлинической организации.
Наименование амбулаторно-поликлинической организации (АПО), ее мощность. Основные документы, регламентирующие ресурсы и деятельность АПО. Зона обслуживания, численность и состав обслуживаемого населения, число врачебных участков, средняя численность населения на 1 терапевтическом участке, соблюдение государственного социального стандарта в области здравоохранения по обеспеченности врачами первичного звена.
Плановые объемы амбулаторно-поликлинической помощи, порядок их формирования при подготовке Территориальной программы обеспечения населения медицинской помощью.
Организация работы АПО: сменность, работа в выходные и праздничные дни. Организация записи на прием к врачам и приема вызов врачей на дом. Порядок хранения «Медицинской карты амбулаторного больного» и порядок ее прохождения при обращении пациента в АПО.
Характеристика терапевтической службы.
Штаты терапевтической службы поликлиники (заведующие терапевтическими отделениями, участковые терапевты, участковые медицинские сестры): число штатных и занятых должностей, обеспеченность, укомплектованность, коэффициент совместительства. Квалификация медицинских работников терапевтических отделений (по категориям).
Документы, регламентирующие оказание терапевтической амбулаторной помощи.
Организация приема пациентов участковыми врачами в поликлинике и обслуживания на дому, график работы участковых врачей терапевтов.
Функциональные обязанности участкового врача-терапевта и заведующего терапевтическим отделением.
Работа по экспертизе временной нетрудоспособности. Используемые в АПО документы, регламентирующие порядок выдачи листков нетрудоспособности. Существующая в АПО структура ВКК, организация ее работы по вопросам медицинской реабилитации и экспертизе трудоспособности. Посещение заседания ВКК с последующим его описанием.
Функция врачебной должности. Порядок формирования плановой функции врачебной должности участкового врача-терапевта. Анализ выполнения функции врачебной должности.
Формы участия участковых врачей-терапевтов в ежегодной диспансеризации населения. Организация диспансерного наблюдения за лицами, имеющими факторы риска и хронические заболевания. Число и структура лиц, состоящих под диспансерным наблюдением. Характеристика показателей организации и качества диспансеризации.
Организация консультативной помощи, роль заведующего терапевтическим отделением.
Преемственность в деятельности поликлиники, стационара и скорой медицинской помощи, характеристика основных показателей. Порядок госпитализации пациентов, показания к госпитализации.
Дневные стационары, стационары на дому: число мест, организация работы, порядок направления пациентов, объемные показатели деятельности.
Существующая в АПО система контроля качества оказания медицинской помощи участковыми врачами-терапевтами.
Работа участкового врача-терапевта по гигиеническому обучению населения и формированию здорового образа жизни.
Используемая первичная медицинская документация. Годовые отчеты, составляемые на основании первичных данных формируемых участковым врачом-терапевтом.
Состояние здоровья обслуживаемого населения.
Характеристика заболеваемости обслуживаемого населения: уровень первичной и общей заболеваемости обслуживаемого населения, структура заболеваемости, их динамика.
Первичная инвалидность населения: уровень, динамика, основные причины, работа про реабилитации инвалидов.
Уровень, структура смертности обслуживаемого населения, динамика.
Модель конечных результатов АПО.
Провести оценку деятельности АПО (терапевтической службы) на
основании показателей результативности и дефектов модели конечных результатов за 2 предыдущих года. Провести бальную оценку показателей,
рассчитать и оценить коэффициент достижения результатов.
Выводы и предложения.
На основании анализа, проведенного в сравнении с известными нормативными значениями и фактическими данными по Республике Беларусь (области, району, городу), сформулировать выводы о работе терапевтической службы АПО и внести предложения по улучшению ее деятельности и системы здравоохранения территории в целом. Индивидуальное задание № 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
Общие сведения о больнице.
Наименование больницы, ее мощность. Основные документы, регламентирующие ресурсы и деятельность больницы. Зона обслуживания, численность и состав обслуживаемого населения.
Соблюдение государственного социального стандарта в области здравоохранения обеспеченности койками. Плановые объемы стационарной помощи, порядок их формирования при подготовке Территориальной программы обеспечения населения медицинской помощью.
Существующий порядок плановой и экстренной госпитализации пациентов. Состав, структура и организация работы приемного отделения больницы. Профильные отделения, оказывающие терапевтическую помощь, их коечный фонд.
Характеристика профильного терапевтического отделения.
Документы, регламентирующие оказание больничной терапевтической помощи.
Штаты медицинских работников отделения: число штатных и занятых должностей, обеспеченность, укомплектованность, коэффициент совместительства. Характеристика квалификации медицинских работников отделения (по категориям).
Число коек в отделении, их профилизация. Число коек в палатах, площадь на одну койку. Оснащение отделения. Наличие кабинетов (палат) вспомогательной диагностики и лечения. Организация питания больных, наличие диетического питания. Соблюдение лечебно-охранительного режима. Санитарное состояние отделения, профилактика внутрибольничных инфекций.
Организация и условия работы врачей и среднего медперсонала, их фактические нагрузки. Функции врача-ординатора и заведующего терапевтическим отделением. Обязанности лечащего врача, заведующего отделением по экспертизе временной нетрудоспособности. Проведение консультаций, консилиумов, клинико-патологоанатомических конференций, учебы с врачами, средними медицинскими работниками по повышению квалификации.
Функции старшей медсестры отделения.
Использование высокотехнологичных методов лечения.
Существующая в отделении (больнице) система контроля качества оказания медицинской помощи врачами-ординаторами.
Характеристика преемственности деятельности с поликлиникой.
Учет и анализ работы отделения.
Используемая первичная медицинская документация. Годовые отчеты, составляемые на основании первичных данных формируемых в отделении.
Учет движения больных и контроль использования коечного фонда. Анализ основных показателей, характеризующих эффективность использования коечного фонда за предыдущий год.
Состав больных в отделении, характеристика средней длительности лечения и летальности при отдельных причинах госпитализации.
Оценка показателей качества оказания медицинской помощи.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |