|
Методичка по неврологии (кратко и понятно). Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии Министерство здравоохранения республики беларусь Учреждение образования
«гомельский государственный медицинский университет» Кафедра неврологии и нейрохирургии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО НЕВРОЛОГИИ
И НЕЙРОХИРУРГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА И ФАКУЛЬТЕТА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И V КУРСА МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Гомель, 2014
УДК 616.8+616.8-089(072)(076.5)
ББК 56.1я73
У91 Авторы:
В. Я. Латышева, В. И. Курман, Н. В. Галиновская, М. В. Олизарович,
Н. Н. Усова, Е. В. Сереброва, Ю. В. Табанькова Рецензенты:
доктор медицинских наук, доцент,
заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии
УО «Гродненский государственный медицинский университет»
С. Д. Кулеш
кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник
Республиканского научно-практического центра
радиационной медицины и экологии человека
А. Н. Цуканов Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии
У91 и нейрохирургии для студентов IV курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран и V курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений / В. Я. Латышева [и др.]. –– Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2014. –– 160 с. ISBN Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с типовой программой по неврологии и нейрохирургии для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, Минск, 02.11.2011 г. Регистрационный № ТД-L.263/тип. Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» , протокол № .
УДК 616.8+616.8-089(072)(076.5)
ББК 56.1я73 ISBN © Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Список условных обозначений.……………………………………….. 4 Тема 1. Двигательная система и синдромы ее поражения…….……… 5 Тема 2. Чувствительность и ее нарушения. Мозжечок.……………….. 15 Тема 3. Черепные нервы (I–VI пары). Методы исследования и синдромы поражения…………………………………………………………
23 Тема 4. 30 Тема 5. Полушария головного мозга и высшие мозговые функции. Кровоснабжение головного и спинного мозга………...………………..
39 Тема 6. Оболочки головного мозга. Ликвор. Менингеальный синдром, синдром внутричерепной гипертензии. Инструментальные методы исследования в диагностике заболеваний нервной системы..…..
50 Тема 7. Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания нервной системы. Аутоиммунные поражения нервной системы….…..
60 Тема 8. Опухоли головного и спинного мозга. Абсцессы головного мозга. Гидроцефалия. Паразитарные заболевания...…………………..
78 Тема 9. Сосудистые заболевания нервной системы. Инсульты и хроническая ишемия мозга…………...………………..…………………….
89 Тема 10. 98 Тема 11. Наследственные заболевания нервной и нервно-мышечной систем………...……………………………………………………………
108 Тема 12. Дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем………...……………………………………………………………
116 Тема 13. Заболевания периферической нервной системы..…………… 127 Тема 14. Эпилепсия и судорожные состояния. Классификация, клиника, диагностика, лечение, неотложная помощь при эпилептическом статусе. Головные боли. Мигрень…………………………………
139 Тема 15. Черепно-мозговая травма. Спинномозговая травма. Травматические повреждения периферических нервов………..........................
149 Список литературы………………………………………………..…... 158
список условных обозначений
АВМ – артериовенозная мальформация АД – артериальное давление АХЭП – антихолинэстеразные препараты ВИЧ – вирус иммунодефицита человека ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота ЗЧЯ – задняя черепная ямка ИВЛ – искусственная вентиляция легких КТ – компьютерная томография КФК – креатинфосфокиназа МРТ – магнитно-резонансная томография НМСН – наследственные моторно-сенсорные полиневропатии НПВС – нестероидные противовоспалительные средства НФТО – нарушение функции тазовых органов ОНМК – острые нарушения мозгового кровообращения ПНС – периферическая нервная система ПЦР – полимеразная цепная реакция РОА – рефлексы орального автоматизма РНК – рибонуклеиновая кислота СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита УЗИ – ультразвуковое исследование ЦНС – центральная нервная система ЧМТ – черепно-мозговая травма ЭКГ – электрокардиография ЭНМГ – электронейромиография ЭхоЭС – эхоэнцефалоскопия ЭЭГ – электроэнцефалография – Nervus nucl. (ядро) – Nucleus
ТЕМА 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И СИНДРОМЫ ЕЕ ПОРАЖЕНИЯ 1. Введение (актуальность темы)
Без понимания анатомии и физиологии систем управления движениями лечение двигательных расстройств невозможно.
2. Цель: освоение студентами топической диагностики поражения пирамидной и экстрапирамидной систем, отвечающих за двигательный акт, методики исследования двигательной сферы человека. 3. Задачи:
Студент должен знать: анатомо-физиологические особенности организации двигательной сферы человека, строение пирамидной системы; методику исследования функции двигательной сферы (исследование объема активных и пассивных движений, определение мышечной силы и тонуса, изучение глубоких и поверхностных рефлексов, исследование патологических рефлексов); классификацию рефлексов; принципы топической диагностики поражений различных отделов пирамидной системы; методику исследования экстрапирамидной системы. Синдром паркинсонизма и виды гиперкинезов. Студент должен уметь: определять объем активных и пассивных движений; исследовать мышечную силу конечностей; исследовать мышечный тонус; исследовать глубокие и поверхностные рефлексы; определять патологические рефлексы; определять симптомы, характеризующие экстрапирамидную систему в норме и при нарушениях ее функции. Студент должен владеть: методикой специального опроса и обследования пациентов с поражением пирамидной и экстрапирамидной системы. 4. Основные учебные вопросы (план) Двигательная сфера –– взаимодействие системы произвольных движений, экстрапирамидной системы и системы координации движений. Рефлексы, классификация (поверхностные, глубокие), уровни замыкания, варианты изменений. Симптомы центрального паралича. Симптомы периферического паралича. Синдромы поражения экстрапирамидной системы (базальных ядер, красного ядра, черной субстанции и других образований). Роль электродиагностики в определении центрального и периферического паралича. 5. Вспомогательные материалы по теме: муляж головного мозга, макеты черепа и позвоночника, муляжи топических срезов головного и спинного мозга; наборы учебных таблиц по общей неврологии; тексты лекций по общей неврологии; компьютерные и магнитно-резонансные томограммы пациентов с патологией головного и спинного мозга. 6. Материалы для контроля за усвоением темы Компьютерная программа для тестового контроля по симптоматике поражения двигательной системы (пирамидной и экстрапирамидной). Ситуационные задачи по неврологии и нейрохирургии. 7. Задания для самоподготовки и УИРС Бецевская и внебецевская системы. Гамма-петля как основное звено непроизвольных движений. Нарушение передвижения при вялом и спастическом парезе нижних конечностей. Состояние когнитивной функции у пациентов с паркинсонизмом. Характеристика двигательных нарушений при поражении пирамидного пути и передних рогов спинного мозга. 8. Реферат занятия
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|