Главная страница
qrcode

Методичка по неврологии (кратко и понятно). Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии


НазваниеУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии
Дата14.09.2020
Размер1.14 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка по неврологии (кратко и понятно).doc
ТипУчебно-методическое пособие
#71329
страница1 из 14
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Министерство здравоохранения республики беларусь
Учреждение образования

«гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра неврологии и нейрохирургии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО НЕВРОЛОГИИ

И НЕЙРОХИРУРГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА И ФАКУЛЬТЕТА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И V КУРСА МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Гомель, 2014

УДК 616.8+616.8-089(072)(076.5)

ББК 56.1я73

У91
Авторы:

В. Я. Латышева, В. И. Курман, Н. В. Галиновская, М. В. Олизарович,

Н. Н. Усова, Е. В. Сереброва, Ю. В. Табанькова
Рецензенты:

доктор медицинских наук, доцент,

заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

С. Д. Кулеш

кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Республиканского научно-практического центра

радиационной медицины и экологии человека

А. Н. Цуканов
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии

У91 и нейрохирургии для студентов IV курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран и V курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений / В. Я. Латышева [и др.]. –– Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2014. –– 160 с.
ISBN
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с типовой программой по неврологии и нейрохирургии для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, Минск, 02.11.2011 г. Регистрационный № ТД-L.263/тип.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» , протокол № .

УДК 616.8+616.8-089(072)(076.5)

ББК 56.1я73
ISBN © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Список условных обозначений.………………………………………..
4
Тема 1. Двигательная система и синдромы ее поражения…….………
5
Тема 2. Чувствительность и ее нарушения. Мозжечок.………………..
15
Тема 3. Черепные нервы (I–VI пары). Методы исследования и синдромы поражения…………………………………………………………

23
Тема 4.
30
Тема 5. Полушария головного мозга и высшие мозговые функции. Кровоснабжение головного и спинного мозга………...………………..

39
Тема 6. Оболочки головного мозга. Ликвор. Менингеальный синдром, синдром внутричерепной гипертензии. Инструментальные методы исследования в диагностике заболеваний нервной системы..…..


50
Тема 7. Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания нервной системы. Аутоиммунные поражения нервной системы….…..

60
Тема 8. Опухоли головного и спинного мозга. Абсцессы головного мозга. Гидроцефалия. Паразитарные заболевания...…………………..

78
Тема 9. Сосудистые заболевания нервной системы. Инсульты и хроническая ишемия мозга…………...………………..…………………….

89
Тема 10.
98
Тема 11. Наследственные заболевания нервной и нервно-мышечной систем………...……………………………………………………………

108
Тема 12. Дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем………...……………………………………………………………

116
Тема 13. Заболевания периферической нервной системы..……………
127
Тема 14. Эпилепсия и судорожные состояния. Классификация, клиника, диагностика, лечение, неотложная помощь при эпилептическом статусе. Головные боли. Мигрень…………………………………


139
Тема 15. Черепно-мозговая травма. Спинномозговая травма. Травматические повреждения периферических нервов………..........................

149
Список литературы………………………………………………..…...
158

список условных обозначений

АВМ
– артериовенозная мальформация
АД
– артериальное давление
АХЭП
– антихолинэстеразные препараты
ВИЧ
– вирус иммунодефицита человека
ДНК
– дезоксирибонуклеиновая кислота
ЗЧЯ
– задняя черепная ямка
ИВЛ
искусственная вентиляция легких
КТ
– компьютерная томография
КФК
– креатинфосфокиназа
МРТ
– магнитно-резонансная томография
НМСН
– наследственные моторно-сенсорные полиневропатии
НПВС
– нестероидные противовоспалительные средства
НФТО
– нарушение функции тазовых органов
ОНМК
– острые нарушения мозгового кровообращения
ПНС
– периферическая нервная система
ПЦР
– полимеразная цепная реакция
РОА
рефлексы орального автоматизма
РНК
– рибонуклеиновая кислота
СПИД
– синдром приобретенного иммунодефицита
УЗИ
– ультразвуковое исследование
ЦНС
– центральная нервная система
ЧМТ
– черепно-мозговая травма
ЭКГ
– электрокардиография
ЭНМГ
– электронейромиография
ЭхоЭС
– эхоэнцефалоскопия
ЭЭГ
– электроэнцефалография
– Nervus
nucl. (ядро)
– Nucleus

ТЕМА 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И СИНДРОМЫ ЕЕ ПОРАЖЕНИЯ
1. Введение (актуальность темы)



Без понимания анатомии и физиологии систем управления движениями лечение двигательных расстройств невозможно.

2. Цель:
освоение студентами топической диагностики поражения пирамидной и экстрапирамидной систем, отвечающих за двигательный акт, методики исследования двигательной сферы человека.
3. Задачи:

Студент должен знать:
анатомо-физиологические особенности организации двигательной сферы человека, строение пирамидной системы;
  • методику исследования функции двигательной сферы (исследование объема активных и пассивных движений, определение мышечной силы и тонуса, изучение глубоких и поверхностных рефлексов, исследование патологических рефлексов);
  • классификацию рефлексов;
  • принципы топической диагностики поражений различных отделов пирамидной системы;
  • методику исследования экстрапирамидной системы. Синдром паркинсонизма и виды гиперкинезов.
    Студент должен уметь:
    определять объем активных и пассивных движений;
  • исследовать мышечную силу конечностей;
  • исследовать мышечный тонус;
  • исследовать глубокие и поверхностные рефлексы;
  • определять патологические рефлексы;
  • определять симптомы, характеризующие экстрапирамидную систему в норме и при нарушениях ее функции.
    Студент должен владеть:
    методикой специального опроса и обследования пациентов с поражением пирамидной и экстрапирамидной системы.
    4. Основные учебные вопросы (план)
    Двигательная сфера –– взаимодействие системы произвольных движений, экстрапирамидной системы и системы координации движений.
  • Рефлексы, классификация (поверхностные, глубокие), уровни замыкания, варианты изменений.
  • Симптомы центрального паралича. Симптомы периферического паралича.
  • Синдромы поражения экстрапирамидной системы (базальных ядер, красного ядра, черной субстанции и других образований).
  • Роль электродиагностики в определении центрального и периферического паралича.
    5. Вспомогательные материалы по теме:
    муляж головного мозга, макеты черепа и позвоночника, муляжи топических срезов головного и спинного мозга;
  • наборы учебных таблиц по общей неврологии;
  • тексты лекций по общей неврологии;
    компьютерные и магнитно-резонансные томограммы пациентов с патологией головного и спинного мозга.
    6. Материалы для контроля за усвоением темы
    Компьютерная программа для тестового контроля по симптоматике поражения двигательной системы (пирамидной и экстрапирамидной).
  • Ситуационные задачи по неврологии и нейрохирургии.
    7. Задания для самоподготовки и УИРС
    Бецевская и внебецевская системы.
  • Гамма-петля как основное звено непроизвольных движений.
  • Нарушение передвижения при вялом и спастическом парезе нижних конечностей.
  • Состояние когнитивной функции у пациентов с паркинсонизмом.
  • Характеристика двигательных нарушений при поражении пирамидного пути и передних рогов спинного мозга.
    8. Реферат занятия
  •   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    перейти в каталог файлов


    связь с админом