Министерство здравоохранения республики беларусь Учреждение образования
«гомельский государственный медицинский университет» Кафедра неврологии и нейрохирургии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО НЕВРОЛОГИИ
И НЕЙРОХИРУРГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА И ФАКУЛЬТЕТА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И V КУРСА МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Гомель, 2014
УДК 616.8+616.8-089(072)(076.5)
ББК 56.1я73
У91 Авторы:
В. Я. Латышева, В. И. Курман, Н. В. Галиновская, М. В. Олизарович,
Н. Н. Усова, Е. В. Сереброва, Ю. В. Табанькова Рецензенты:
доктор медицинских наук, доцент,
заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии
УО «Гродненский государственный медицинский университет»
С. Д. Кулеш
кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник
Республиканского научно-практического центра
радиационной медицины и экологии человека
А. Н. Цуканов Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии
У91 и нейрохирургии для студентов IV курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран и V курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений / В. Я. Латышева [и др.]. –– Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2014. –– 160 с. ISBN Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с типовой программой по неврологии и нейрохирургии для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, Минск, 02.11.2011 г. Регистрационный № ТД-L.263/тип. Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» , протокол № .
УДК 616.8+616.8-089(072)(076.5)
ББК 56.1я73 ISBN © Учреждение образования
«Гомельский государственный
медицинский университет», 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Список условных обозначений.………………………………………..
| 4
| Тема 1. Двигательная система и синдромы ее поражения…….………
| 5
| Тема 2. Чувствительность и ее нарушения. Мозжечок.………………..
| 15
| Тема 3. Черепные нервы (I–VI пары). Методы исследования и синдромы поражения…………………………………………………………
|
23
| Тема 4. Черепные нервы (VII–XII пары). Ствол мозга. Альтернирующие синдромы……………………………………………………………...
|
30
| Тема 5. Полушария головного мозга и высшие мозговые функции. Кровоснабжение головного и спинного мозга………...………………..
|
39
| Тема 6. Оболочки головного мозга. Ликвор. Менингеальный синдром, синдром внутричерепной гипертензии. Инструментальные методы исследования в диагностике заболеваний нервной системы..…..
|
50
| Тема 7. Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания нервной системы. Аутоиммунные поражения нервной системы….…..
|
60
| Тема 8. Опухоли головного и спинного мозга. Абсцессы головного мозга. Гидроцефалия. Паразитарные заболевания...…………………..
|
78
| Тема 9. Сосудистые заболевания нервной системы. Инсульты и хроническая ишемия мозга…………...………………..…………………….
|
89
| Тема 10. Нейрохирургическое лечение сосудистых заболеваний нервной системы………………………………..………………………….…..
|
98
| Тема 11. Наследственные заболевания нервной и нервно-мышечной систем………...……………………………………………………………
|
108
| Тема 12. Дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем………...……………………………………………………………
|
116
| Тема 13. Заболевания периферической нервной системы..……………
| 127
| Тема 14. Эпилепсия и судорожные состояния. Классификация, клиника, диагностика, лечение, неотложная помощь при эпилептическом статусе. Головные боли. Мигрень…………………………………
|
139
| Тема 15. Черепно-мозговая травма. Спинномозговая травма. Травматические повреждения периферических нервов………..........................
|
149
| Список литературы………………………………………………..…...
| 158
|
список условных обозначений
АВМ
| – артериовенозная мальформация
| АД
| – артериальное давление
| АХЭП
| – антихолинэстеразные препараты
| ВИЧ
| – вирус иммунодефицита человека
| ДНК
| – дезоксирибонуклеиновая кислота
| ЗЧЯ
| – задняя черепная ямка
| ИВЛ
| – искусственная вентиляция легких
| КТ
| – компьютерная томография
| КФК
| – креатинфосфокиназа
| МРТ
| – магнитно-резонансная томография
| НМСН
| – наследственные моторно-сенсорные полиневропатии
| НПВС
| – нестероидные противовоспалительные средства
| НФТО
| – нарушение функции тазовых органов
| ОНМК
| – острые нарушения мозгового кровообращения
| ПНС
| – периферическая нервная система
| ПЦР
| – полимеразная цепная реакция
| РОА
| – рефлексы орального автоматизма
| РНК
| – рибонуклеиновая кислота
| СПИД
| – синдром приобретенного иммунодефицита
| УЗИ
| – ультразвуковое исследование
| ЦНС
| – центральная нервная система
| ЧМТ
| – черепно-мозговая травма
| ЭКГ
| – электрокардиография
| ЭНМГ
| – электронейромиография
| ЭхоЭС
| – эхоэнцефалоскопия
| ЭЭГ
| – электроэнцефалография
| n. (нерв)
| – Nervus
| nucl. (ядро)
| – Nucleus
|
ТЕМА 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И СИНДРОМЫ ЕЕ ПОРАЖЕНИЯ 1. Введение (актуальность темы)
Большинство заболеваний нервной системы сопровождается повреждением структур, отвечающих за произвольные и непроизвольные движения, которые формируются с участием пирамидной, экстрапирамидной системы и мозжечка. Причем самые тяжелые заболевания, такие как инсульты, травмы нервной системы, рассеянный склероз, амиотрофический боковой склероз, как правило, сопровождаются расстройствами двигательных функций, приводящими к инвалидизации пациентов. Поражение экстрапирамидной системы (базальные ядра) вызывает развитие гипертонически-гипокинетического (акинетико-ригидного) и гипотонически-гиперкинетического синдромов.
Знание симптоматики, развивающейся при поражении структур, отвечающих за двигательный акт, является одной из фундаментальных основ топической диагностики заболеваний нервной системы.
Без понимания анатомии и физиологии систем управления движениями лечение двигательных расстройств невозможно.
2. Цель:
освоение студентами топической диагностики поражения пирамидной и экстрапирамидной систем, отвечающих за двигательный акт, методики исследования двигательной сферы человека.
3. Задачи:
Студент должен знать:
анатомо-физиологические особенности организации двигательной сферы человека, строение пирамидной системы;
методику исследования функции двигательной сферы (исследование объема активных и пассивных движений, определение мышечной силы и тонуса, изучение глубоких и поверхностных рефлексов, исследование патологических рефлексов);
классификацию рефлексов;
принципы топической диагностики поражений различных отделов пирамидной системы;
методику исследования экстрапирамидной системы. Синдром паркинсонизма и виды гиперкинезов.
Студент должен уметь:
определять объем активных и пассивных движений;
исследовать мышечную силу конечностей;
исследовать мышечный тонус;
исследовать глубокие и поверхностные рефлексы;
определять патологические рефлексы;
определять симптомы, характеризующие экстрапирамидную систему в норме и при нарушениях ее функции.
Студент должен владеть:
методикой специального опроса и обследования пациентов с поражением пирамидной и экстрапирамидной системы.
4. Основные учебные вопросы (план)
Двигательная сфера –– взаимодействие системы произвольных движений, экстрапирамидной системы и системы координации движений.
Строение корково-мышечных путей системы произвольных движений.
Рефлексы, классификация (поверхностные, глубокие), уровни замыкания, варианты изменений.
Симптомы центрального паралича. Симптомы периферического паралича.
Терминология нарушений произвольных движений: парез, плегия, моно-, геми-, тетра- и парапарезы.
Синдромы двигательных нарушений при поражении полушарий, ствола мозга, спинного мозга, корешков и сплетений, периферических нервов.
Синдромы поражения экстрапирамидной системы (базальных ядер, красного ядра, черной субстанции и других образований).
Роль электродиагностики в определении центрального и периферического паралича.
5. Вспомогательные материалы по теме:
муляж головного мозга, макеты черепа и позвоночника, муляжи топических срезов головного и спинного мозга;
наборы учебных таблиц по общей неврологии;
приспособления и наборы для исследования неврологического статуса;
методические рекомендации для преподавателей по общей неврологии;
компьютерная программа для проведения тестового контроля студентов по топической диагностике пирамидной и экстрапирамидной системы;
тексты лекций по общей неврологии;
учебно-методическое пособие к практическому занятию для студентов;
компьютерные и магнитно-резонансные томограммы пациентов с патологией головного и спинного мозга.
6. Материалы для контроля за усвоением темы
Компьютерная программа для тестового контроля по симптоматике поражения двигательной системы (пирамидной и экстрапирамидной).
Ситуационные задачи по неврологии и нейрохирургии.
7. Задания для самоподготовки и УИРС
Бецевская и внебецевская системы.
Гамма-петля как основное звено непроизвольных движений.
Нарушение передвижения при вялом и спастическом парезе нижних конечностей.
Состояние когнитивной функции у пациентов с паркинсонизмом.
Характеристика двигательных нарушений при поражении пирамидного пути и передних рогов спинного мозга.
8. Реферат занятия
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |