Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка по неврологии. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии


НазваниеУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии
АнкорМетодичка по неврологии.doc
Дата17.10.2017
Размер1.15 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка по неврологии.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#29271
страница1 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство здравоохранения республики беларусь
Учреждение образования

«гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра неврологии и нейрохирургии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО НЕВРОЛОГИИ

И НЕЙРОХИРУРГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА И ФАКУЛЬТЕТА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И V КУРСА МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Гомель, 2014

УДК 616.8+616.8-089(072)(076.5)

ББК 56.1я73

У91
Авторы:

В. Я. Латышева, В. И. Курман, Н. В. Галиновская, М. В. Олизарович,

Н. Н. Усова, Е. В. Сереброва, Ю. В. Табанькова
Рецензенты:

доктор медицинских наук, доцент,

заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

С. Д. Кулеш

кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник

Республиканского научно-практического центра

радиационной медицины и экологии человека

А. Н. Цуканов
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по неврологии

У91 и нейрохирургии для студентов IV курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран и V курса медико-диагностического факультета высших медицинских учебных заведений / В. Я. Латышева [и др.]. –– Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2014. –– 160 с.
ISBN
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с типовой программой по неврологии и нейрохирургии для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь, Минск, 02.11.2011 г. Регистрационный № ТД-L.263/тип.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» , протокол № .

УДК 616.8+616.8-089(072)(076.5)

ББК 56.1я73
ISBN © Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2014

СОДЕРЖАНИЕ


Список условных обозначений.………………………………………..

4

Тема 1. Двигательная система и синдромы ее поражения…….………

5

Тема 2. Чувствительность и ее нарушения. Мозжечок.………………..

15

Тема 3. Черепные нервы (I–VI пары). Методы исследования и синдромы поражения…………………………………………………………


23

Тема 4. Черепные нервы (VII–XII пары). Ствол мозга. Альтернирующие синдромы……………………………………………………………...


30

Тема 5. Полушария головного мозга и высшие мозговые функции. Кровоснабжение головного и спинного мозга………...………………..


39

Тема 6. Оболочки головного мозга. Ликвор. Менингеальный синдром, синдром внутричерепной гипертензии. Инструментальные методы исследования в диагностике заболеваний нервной системы..…..



50

Тема 7. Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания нервной системы. Аутоиммунные поражения нервной системы….…..


60

Тема 8. Опухоли головного и спинного мозга. Абсцессы головного мозга. Гидроцефалия. Паразитарные заболевания...…………………..


78

Тема 9. Сосудистые заболевания нервной системы. Инсульты и хроническая ишемия мозга…………...………………..…………………….


89

Тема 10. Нейрохирургическое лечение сосудистых заболеваний нервной системы………………………………..………………………….…..


98

Тема 11. Наследственные заболевания нервной и нервно-мышечной систем………...……………………………………………………………


108

Тема 12. Дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем………...……………………………………………………………


116

Тема 13. Заболевания периферической нервной системы..……………

127

Тема 14. Эпилепсия и судорожные состояния. Классификация, клиника, диагностика, лечение, неотложная помощь при эпилептическом статусе. Головные боли. Мигрень…………………………………



139

Тема 15. Черепно-мозговая травма. Спинномозговая травма. Травматические повреждения периферических нервов………..........................


149

Список литературы………………………………………………..…...

158


список условных обозначений


АВМ

– артериовенозная мальформация

АД

– артериальное давление

АХЭП

– антихолинэстеразные препараты

ВИЧ

– вирус иммунодефицита человека

ДНК

– дезоксирибонуклеиновая кислота

ЗЧЯ

– задняя черепная ямка

ИВЛ

– искусственная вентиляция легких

КТ

– компьютерная томография

КФК

– креатинфосфокиназа

МРТ

– магнитно-резонансная томография

НМСН

наследственные моторно-сенсорные полиневропатии

НПВС

– нестероидные противовоспалительные средства

НФТО

– нарушение функции тазовых органов

ОНМК

– острые нарушения мозгового кровообращения

ПНС

– периферическая нервная система

ПЦР

– полимеразная цепная реакция

РОА

– рефлексы орального автоматизма

РНК

– рибонуклеиновая кислота

СПИД

– синдром приобретенного иммунодефицита

УЗИ

– ультразвуковое исследование

ЦНС

центральная нервная система

ЧМТ

– черепно-мозговая травма

ЭКГ

– электрокардиография

ЭНМГ

– электронейромиография

ЭхоЭС

– эхоэнцефалоскопия

ЭЭГ

– электроэнцефалография

n. (нерв)

– Nervus

nucl. (ядро)

– Nucleus


ТЕМА 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И СИНДРОМЫ ЕЕ ПОРАЖЕНИЯ
1. Введение (актуальность темы)

Большинство заболеваний нервной системы сопровождается повреждением структур, отвечающих за произвольные и непроизвольные движения, которые формируются с участием пирамидной, экстрапирамидной системы и мозжечка. Причем самые тяжелые заболевания, такие как инсульты, травмы нервной системы, рассеянный склероз, амиотрофический боковой склероз, как правило, сопровождаются расстройствами двигательных функций, приводящими к инвалидизации пациентов. Поражение экстрапирамидной системы (базальные ядра) вызывает развитие гипертонически-гипокинетического (акинетико-ригидного) и гипотонически-гиперкинетического синдромов.

Знание симптоматики, развивающейся при поражении структур, отвечающих за двигательный акт, является одной из фундаментальных основ топической диагностики заболеваний нервной системы.

Без понимания анатомии и физиологии систем управления движениями лечение двигательных расстройств невозможно.

2. Цель:

  • освоение студентами топической диагностики поражения пирамидной и экстрапирамидной систем, отвечающих за двигательный акт, методики исследования двигательной сферы человека.

3. Задачи:

Студент должен знать:

  • анатомо-физиологические особенности организации двигательной сферы человека, строение пирамидной системы;

  • методику исследования функции двигательной сферы (исследование объема активных и пассивных движений, определение мышечной силы и тонуса, изучение глубоких и поверхностных рефлексов, исследование патологических рефлексов);

  • классификацию рефлексов;

  • принципы топической диагностики поражений различных отделов пирамидной системы;

  • методику исследования экстрапирамидной системы. Синдром паркинсонизма и виды гиперкинезов.

Студент должен уметь:

  • определять объем активных и пассивных движений;

  • исследовать мышечную силу конечностей;

  • исследовать мышечный тонус;

  • исследовать глубокие и поверхностные рефлексы;

  • определять патологические рефлексы;

  • определять симптомы, характеризующие экстрапирамидную систему в норме и при нарушениях ее функции.

Студент должен владеть:

  • методикой специального опроса и обследования пациентов с поражением пирамидной и экстрапирамидной системы.

4. Основные учебные вопросы (план)

  • Двигательная сфера –– взаимодействие системы произвольных движений, экстрапирамидной системы и системы координации движений.

  • Строение корково-мышечных путей системы произвольных движений.

  • Рефлексы, классификация (поверхностные, глубокие), уровни замыкания, варианты изменений.

  • Симптомы центрального паралича. Симптомы периферического паралича.

  • Терминология нарушений произвольных движений: парез, плегия, моно-, геми-, тетра- и парапарезы.

  • Синдромы двигательных нарушений при поражении полушарий, ствола мозга, спинного мозга, корешков и сплетений, периферических нервов.

  • Синдромы поражения экстрапирамидной системы (базальных ядер, красного ядра, черной субстанции и других образований).

  • Роль электродиагностики в определении центрального и периферического паралича.

5. Вспомогательные материалы по теме:

  • муляж головного мозга, макеты черепа и позвоночника, муляжи топических срезов головного и спинного мозга;

  • наборы учебных таблиц по общей неврологии;

  • приспособления и наборы для исследования неврологического статуса;

  • методические рекомендации для преподавателей по общей неврологии;

  • компьютерная программа для проведения тестового контроля студентов по топической диагностике пирамидной и экстрапирамидной системы;

  • тексты лекций по общей неврологии;

    • учебно-методическое пособие к практическому занятию для студентов;

  • компьютерные и магнитно-резонансные томограммы пациентов с патологией головного и спинного мозга.

6. Материалы для контроля за усвоением темы

  • Компьютерная программа для тестового контроля по симптоматике поражения двигательной системы (пирамидной и экстрапирамидной).

  • Ситуационные задачи по неврологии и нейрохирургии.

7. Задания для самоподготовки и УИРС

  1. Бецевская и внебецевская системы.

  2. Гамма-петля как основное звено непроизвольных движений.

  3. Нарушение передвижения при вялом и спастическом парезе нижних конечностей.

  4. Состояние когнитивной функции у пациентов с паркинсонизмом.

  5. Характеристика двигательных нарушений при поражении пирамидного пути и передних рогов спинного мозга.

8. Реферат занятия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей