Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Чибисова_Левша_особенности развития. Учебно-методическое пособие Редактор В. П. Арсланьян Корректор О. Е. Русакова Обложка И. Лукьянов Иллюстрации


Скачать 468.95 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие Редактор В. П. Арсланьян Корректор О. Е. Русакова Обложка И. Лукьянов Иллюстрации
АнкорЧибисова Левша особенности развития.pdf
Дата29.05.2019
Размер468.95 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаChibisova_Levsha_osobennosti_razvitia.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#51621
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3
2016, Москва Педагогический университет Первое сентября»
М.Ю. Чибисова
Левша: особенности развития, или Как помочь леворукому ребенку в обучении
Н а вы кип ро ф е с си она ль ной или ч ной эффективности МЮ. Чибисова
Левша: особенности развития, или Как помочь леворукому ребенку в обучении
Педагогический университет Первое сентября, 2016. — 40 c.
Учебно-методическое пособие
Редактор
В.П. Арсланьян
Корректор
О.Е. Русакова
Обложка
И. Лукьянов
Иллюстрации
фотобанк Компьютерная верстка Н.П.Чернявской
Рисунки
А.Черепневой
Подписано в печать Формат 60 × 90 1
/
16
. Гарнитура Charter, Helios.
Печ. л. Тираж 200. Заказ Педагогический университет Первое сентября»,
ул. Киевская, 24, Москва, 121165
https://edu.1september.ru
© МЮ. Чибисова, 2016
© Педагогический университет Первое сентября, 2016
3
Введение
Несмотря на большое количество исследований, интерес к леворукости не угасает уже много лет. Известно, что в среднем около 10% людей в мире пишут, рисуют, играют на музыкальных инструментах левой рукой. Статистика показывает, что в настоящее время доля леворуких детей больше, чем пятьдесят лет назад. Одно из возможных объяснений этой тенденции – отказ от переучивания. Левшам в праворуком мире приходится непросто. Как пишут ТА. Доброхотова и Н.Н. Брагина
1
, стихийно учтенными оказались правые асимметрии человека. Такой мир удобен для правшей». И действительно, достаточно вспомнить, как расположены турникеты в транспорте, под какую руку изготовлены музыкальные инструменты или ножницы и т.д. Адаптация к такому миру представляет для леворукого ребенка
1
Доброхотова ТА, Брагина Н.Н. Левши. М Книга Лтд, 1994. С. 19.
– Он не лютеранец и не протестанец, а русской веры.
– А зачем же он левой рукой крестится
– Он – левша, и всё левой рукой делает. НС. Лесков. Левша
4
М.Ю.Чибисова
определенную сложность. Неслучайно в научных исследованиях появился термин «декстра-стресс», отражающий стрессовое воздействие «праворукой» среды на ребенка-левшу. У педагогов и родителей леворукость неизменно вызывает множество вопросов. Отличается ли ребенок-левша от правши чем-то еще, кроме предпочтения руки Нуждается ли он в какой-то особой помощи Почему в семье, где все праворуки, может появиться такой ребенок Давайте попробуем разобраться, что же такое леворукость ив каком особом подходе нуждаются маленькие левши. Задание В повседневной жизни бытует множество установок, касающихся левшей. Вот некоторые из них. Проанализируйте эти мифы о левшах и выскажите свое мнение какие из них близки к реальности, а какие ложны. Левши более талантливые, чем правши. Левую руку координирует правое полушарие мозга.
z
Левши могут хорошо пользоваться только левой рукой.
z
Пока ребенок маленький, можно приучить его выполнять все действия правой рукой. Леворукость передается по наследству.
z
Левшам сложно даются точные науки. z
Дети-левши всегда проблемные. Недоношенные дети вероятнее окажутся левшами.
z
Левши неуклюжи. Левши – творческие люди. Что такое левшество?
Для деятельности парных органов у человека характерно явление асимметрии – то есть предпочтение в использовании одного органа из пары. Такой орган в паре называется ведущим. Наряду сведущей рукой у человека имеется ведущая нога, ведущий глаз и ведущее ухо. Преимущество ведущего органа проявляется как в моторных характеристиках (так, ведущая рука совершает более точные и ловкие движения, таки в чувстви-
Что такое левшество?
тельности (скажем, при необходимости прислушаться к тиканью часов их, как правило, подносят именно к ведущему уху).
Интересно, что левшество необязательно означает, что всеведущие органы расположены слева. Наиболее распространенным является сочетание левых и правых ведущих органов например, у человека могут быть ведущими правая рука, правый глаз, левая нога и левое ухо. В исследовании ТА. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной полные правши, то есть люди, у которых всеведущие органы расположены справа, составили только 38%. А полные левши, у которых всеведущие органы расположены слева, встречаются крайне редко Наиболее заметным вариантом левшества является леворукость. В каком возрасте окончательно формируется предпочтение ведущей руки Это длительный процесс, хотя первые признаки возможной лево- или праворукости можно заметить очень рано. Малыши уже в утробе матери сосут палец какой-то определенной руки (согласно научным данным, практически в
90% – правой. Часто в младенческом возрасте дети предпочитают пользоваться преимущественно правой или же левой рукой, причем это предпочтение сохраняется на всю жизнь. Вместе стем, многие дети в раннем возрасте пользуются попеременно толевой, то правой рукой. Большинство ученых полагают, что окончательно предпочтение той или иной руки складывается к пяти годам. В настоящее время исследователи отмечают, что важно не доминирование ведущей руки как таковое, а его степень, то есть насколько человек постоянно использует в качестве ведущей одну и туже руку. Степень рукости можно оценить с помощью условных баллов –100 – чистая леворукость, +100 – чистая праворукость,
Левшество – левая асимметрия – преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов.
Т.А. Доброхотова,
Н.Н. Брагина
Леворукость – преобладание левой руки над правой по частоте использования, точности и ловкости движений
6
М.Ю.Чибисова
а в промежутке могут находиться различные варианты. Исследования показывают, что правши более склонны к устойчивому предпочтению ведущей руки (об этом говорит распространенность показателей от 80 и выше, тогда как левши чаще прибегают к помощи недоминирующей руки. Явление, когда человек одинаково хорошо владеет обеими руками, называется амбидекстрия.
Каковы причины леворукости
В современной науке выделяют несколько вариантов возникновения леворукости. Первый вариант – генетический, то есть ребенок наследует леворукость от родственников. Об этом писал еще Чарльз Дарвин когда у него, праворукого, родился сын-левша, он обратил внимание на тот факт, что его брат, мать и дедушка тоже были леворукими. Порой у леворукого ребенка нет родителей-левшей, но можно обнаружить элементы левшества у ближайших родственников. Или может оказаться, что кто-то из них был переучен в детстве. Вот что рассказала мама пятилетнего Славика Славик с самого младенчества все делает левой рукой. Больше левшей в семье нет, ноя, например, хотя пишу правой, все дела по дому делаю левой, даже белье выжимаю левой рукой. А дедушка Славика, мой отец, рассказывал, что в детстве у него ложку перекладывали из левой руки в правую и постоянно следили, чтобы он ел правой рукой. В книгах по истории отмечается, что винтовые лестницы в некоторых замках закручиваются влево в таких семьях часто встречались левши. В настоящее время в науке разрабатывается гипотеза о том, что рукость определяется генетически. Предполагается, что это всего один ген, причем расположенный в Х-хромосоме.
М.М. Безруких подчеркивает, что дети с генетическим вариантом леворукости по всем параметрам – по темпам созревания мозга, по речевому и познавательному развитию, по формированию основных психических функций – совершенно такие же, как праворукие дети.
Каковы причины леворукости
Второй вариант леворукости – компенсаторный. Многочисленные данные показывают, что определенное количество леворуких детей имеют какие-либо трудности в развитии. Так, согласно статистике, число левшей выше среди младенцев с исключительно малым весом, родившихся преждевременно или в результате стимуляции. Считается, что чаще всего возникновение патологической леворукости связано с трудной беременностью и осложненным протеканием родов (часто совокупность таких факторов называют родовой стресс. Сюда относят асфиксию (удушье) вовремя родов, стимуляцию родовой деятельности у матери, родовые травмы головы (ушибы, нарушение кровоснабжения мозга, наложение щипцов и т.д. При компенсаторном происхождении леворукость может сопровождаться целым рядом других особенностей гиперактивностью, трудностями в обучении, задержками познавательного развития.
М.М. Безруких особо подчеркивает, что сама по себе леворукость не является причиной подобных нарушений, а скорее, сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем и те и другие проявления могут как иметь общую причину, таки определяться разными факторами. Ученые предполагают, что основная причина компенсаторной леворукости – неблагоприятное воздействие на мозг вовремя беременности иродов. Может ли леворукость явиться следствием каких-то внешних воздействий В целом исследования показывают, что влияние внешних социальных факторов на предпочтение той или иной руки крайне мало. Например, Л. Картер-Зальцман изучал леворукость у приемных детей. Оказалось, что праворукость или леворукость приемных родителей не оказала никакого влияния на выбор руки у детей, однако была выявлена четкая связь с предпочтением руки у их биологических родителей
3
Некоторые исследователи отмечают, что на предпочтение правой руки может влиять отношение к леворукости, сложив Безруких ММ. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе. Лекция 5. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей // Начальная школа. 2009. № 21.
3
Carter-Salzmann L. Biological and sociocultural effects on handedness: comparison between biological and adoptive families // Science. 1980. Sep 12.
8
М.Ю.Чибисова
шееся в социуме. Известно, что в истории часто наблюдалось негативное отношение к леворукости. Эта тенденция нашла отражение ив языке во многих языках слово левый является синонимами слов плохой, коварный и т.п. Достаточно вспомнить выражения типа левый доход. Известны случаи, когда ребенок в раннем возрасте травмирует правую руку и вынужден пользоваться левой и, подрастая, продолжает выполнять привычные действия левой рукой. Такие ситуации довольно редки, ив целом ученые сходятся во мнении, что основные причины леворукости связаны с наследственностью и патологическими факторами. Можно ли определить, какой тип леворукости – генетический или компенсаторный – характерен для ребенка Конечно, сделать это однозначно нельзя, можно только предполагать. Если входе беременности иродов не было особых осложнений, раннее развитие ребенка (особенно на первом году жизни) было в норме, в семье есть левши (в том числе переученные, скорее всего, это генетический вариант леворукости. Если же леворуких родственников не имеется, но зато в анамнезе тяжелая беременность и сложные роды, а также выражены проблемы в раннем развитии (например, задержки в развитии речи, с большой степенью вероятности можно предположить компенсаторный вариант.
Каковы причины леворукости
Такое разнообразие причин леворукости позволяет сделать очень важный вывод леворукие дети представляют собой очень разнородную группу, и делать выводы о каких-то общих характеристиках левшей нужно крайне осторожно. Анализ случая
Вам предлагается три коротких рассказа о первоклассниках-
левшах. Предположите, о каком происхождении леворукости идет речь в каждом случае. Объясните, что помогло вам прийти к такому выводу. Пример 1. Данила
Даниле семь лет, он левша. По словам учительницы, с ним одни проблемы. Данила неусидчив, невнимателен, быстро устает, сразу отключается, начинает вертеться, мешать. От мамы известно о тяжелой беременности – то тошнило, то отеки, то угроза выкидыша. Роды были тяжелыми и длительными, со стимуляцией и асфиксией. Рос очень беспокойным, пошел рано, а вот говорить начал только после трех лет Имама, и учительница считают, что причина всех трудностей – леворукость (в семье леворуких нет. Пример 2. Наташа
Наташе 7,5 лет, она одноклассница Данилы, тоже левша, заканчивает первый класс. У Наташи леворукая мама. Дедушка Наташи только пишет правой рукой, а все остальное делает левой.
Развитие Наташи протекало в соответствии с возрастными нормами она рано начала говорить, с удовольствием занимается музыкой и танцами. В школе у Наташи нет никаких особых сложностей, учительница отмечает ее творческий подход к заданиям. Пример 3. Андрей
Андрею почти семь лети в сентябре он идет в школу. Он старательный и усидчивый мальчик, ноне любит ни рисовать, ни писать. Андрей все привычные действия выполняет левой
10
М.Ю.Чибисова
рукой, а вот новые, непривычные – правой. По словам мамы, в неполных два года он сломал правую руку, причем перелом срастался долго и непросто. В возрасте четырех лет при неудачном падении с горки Андрей вывихнул правую руку. Он старается беречь правую руку, часто поддерживает ее левой.
Ответы
Пример 1. Данила
Скорее всего, у Данилы компенсаторная леворукость на это указывает тяжелое протекание беременности иродов, наличие некоторых трудностей в развитии, а также отсутствие леворуких родственников.
Пример 2. Наташа
У Наташи можно предположить генетическую (наследственную) леворукость, так как у нее есть леворукие родственники и нет сложностей в развитии.
Пример 3. Андрей
Андрей – тот редкий случай, когда леворукость вынужденная, связанная с травмами правой руки. На это указывает и то, что новые действия он выполняет правой рукой.
Как определить ведущую руку
Как определить ведущую руку
Иногда ребенок сразу предпочитает какую-то определенную руку, но порой маленькие амбидекстры пользуются обеими руками попеременно. В этом случае рекомендуется класть ребенку ложку, карандаши т.п. посередине, а затем уже поправлять в той руке, которой ребенок берет этот предмет. В бытовых вопросах у амбидекстров обычно проблем не возникает – сложности начинаются с обучением рисованию и письму. Какой рукой ребенку лучше брать карандаш или ручку Казалось бы, ответ довольно прост какой рукой пользуется чаще, пусть ею пишет и рисует. Однако эта ситуация более сложна. Вот что поэтому поводу пишет ММ. Безруких
4
Использование правой или левой руки как ведущей в быту и на письме необязательно совпадает. В науке существуют для обозначения этого специальные термины графическое функциональное превосходство означает, что этой рукой ребенок лучше пишет, бытовое функциональное превосходство – что этой рукой он выполняет привычные действия. Согласно исследованиям, в 90% случаях графическое и функциональное превосходство совпадают, ноу определенной доли детей бывают самые разнообразные сочетания графического и бытового предпочтения той или иной руки и амбидекстрии. Такой ребенок может быть графическим правшой и бытовым амбидекстром или графическим левшой и бытовым правшой. Какой же рукой этим детям писать ММ. Безруких советует следующее. Особого внимания требуют две группы детей Дети с выраженным бытовым превосходством левой руки но

графические амбидекстры
, те. дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Чаще всего этих детей либо переучивали, либо поощряли рисовать и писать правой рукой. Им будет проще писать левой рукой, хотя почерк при этом может быть недостаточно аккуратным Безруких ММ. Леворукий ребенок тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М Вентана-Граф, 2001. С. При работе над Сикстинской часовней
Микеланджело рисовал обеими руками
12
М.Ю.Чибисова
Дети с выраженным бытовым превосходством правой руки, с графическим превосходством левой
или
графи-
ческие амбидекстры
. Часто в основе такого соотношения лежит ситуация, когда ребенок был вынужден использовать левую руку вместо правой (например, в результате травмы, перелома, болезни и т.п.). Таким детям лучше учиться писать правой рукой.
Если ребенок пишет обеими руками, то необходимо следить, чтобы он выполнял задание до конца одной и той же рукой и перекладывал ручку или карандаш в другую руку только после завершения работы
Однако порой определить функциональное превосходство той или иной руки бывает непросто, и возникает необходимость выявить ведущую руку

Как полагают многочисленные исследователи, простого расспрашивания здесь недостаточно. Весьма показательны данные В.Д. Еремеевой: по итогам опроса, в выраженные правши попало более 90% детей семи лет, в то время как по выполнению проб половина из них хотя и была отнесена к правшам, но показала низкую степень предпочтения правой руки. Часто в качестве способа определения рукости используются такие приемы, как скрещивание рук перед грудью (поза Наполеона, наложение пальцев друг на друга (проба большого пальца, аплодирование считается, что у левшей сверху будет левая рука. Однако исследованиями точность этих способов не подтверждается например, показано, что в позе Наполеона правый и левый перекрест рук распределяются примерно одинаково, что совершенно не соответствует реальному количеству левшей. Поэтому оптимальным способом определения ведущей руки являются разнообразные пробыв которых ребенок выполняет более или менее привычные действия, а взрослый наблюдает и фиксирует, какой рукой он это делает. При проведении этих проб ненужно заострять внимание на задачах определения рукости, лучше предложить их А Петя, увалень такой, Нагнулся не спеша,
Швырнул снежок не той рукой. Смеются все левша.
У Пети левая рука желает быть главней,
Он с ней не справится никак, Никак не сладит с ней.
Агния Барто
Как определить ведущую руку
ребенку как игру или как обычные задания. Также важно расположение необходимых предметов их нужно класть перед ребенком строго на середину, на равном расстоянии от правой и левой руки. При выполнении некоторых проб ребенок работает обеими руками, и следует особо отслеживать, какая рука выполняет основные функции. Например, ребенок режет правой рукой, но при этом он направляет бумагу в нужном направлении левой, то есть фактически ключевую роль в этом действии играет именно левая рука. Наиболее распространенным набором проб для оценки

рукости является опросник А.П.Чуприкова, разработанный на основе материалов английской исследовательницы М.Аннет
5
Отметим, что это нестандартный тест, где на вопросы нужно ответить, а перечень заданий, то есть каждый раз ребенка просят продемонстрировать манеру исполнения.
5
Чуприков А.П., Казакова СЕ, Айрапетянц В.А., Гиноян А.М. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей методические рекомендации. М ВНИИ гигиены детей и подростков, Левши подключены к художественной половине мозга, что наделяет их богатым воображением, делает их творческими, удивительными, неоднозначными, раздражающими, упрямыми, эмоциональными, остроумными, зацикленными, приводящими в ярость, восхитительными, оригинальными, но никогда – никогда – скучными. Джеймс Т. де Кей и Сэнди
Хаффейкер. Величайшие левши мира
14
М.Ю.Чибисова
Опросник А.П. Чуприкова для определения леворукости
Вопросы
Ответы и их оценка в баллах правой рукой любой левой рукой чаще только чаще только Какой рукой ребенок рисует Какой рукой бросает камень, мяч Какой рукой режет ножницами Какой рукой бьет молотком Какой рукой держит зубную щетку Какой рукой расчесывает волосы Какой рукой стирает ластиком В какой руке держит ложку Какой рукой раздает карточки при игре в лото Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?
Итого сумма баллов
Каждый ответ только правой оценивается в +2 балла, чаще правой оценивается в +1 балл, любой рукой как 0. Ответ чаще левой оценивается в –1 балл, только левой оценивается в –2 балла. Для получения данных необходимо сложить полученные баллы. От +17 до + 24 – выраженная праворукость От + 9 до + 16 – слабая праворукость От –8 до +8 – амбидекстрия От –9 до – 16 – слабая леворукость От –17 до –24 – выраженная леворукость z
Как определить ведущую руку
При выполнении первого задания – рисования – некоторые дети выполняют его обеими руками. Как отмечает ММ. Безруких, необходимо учитывать не только, какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнения рисунка. Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Французская исследовательница детской леворукости
М.Озьяс писала, что тесты, предназначенные для измерения рукости, характеризуются большим разнообразием, и исследователь свободен их выбирать на свое усмотрение. Она отмечает, что наиболее точно оценить превосходство одной руки над другой позволяют действия, которые малознакомы ребенку, а значит, не тренированы. К числу проб, которые вошли во многие современные тесты рукости (М.Аннет, Р.Олдфилд и др, относятся такие задания Снять крышку с коробки Налить воды из кувшина z
6
Безруких ММ. Леворукий ребенок тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.:Вентана-Граф, 2001. С. 16.
7
Van Strien J.W. Handedness and hemispheric laterality. Thesis. Vrije
Universiteit Amsterdam, 1988.
16
М.Ю.Чибисова
Играть ракеткой в теннис или бадминтон Открутить крышку с банки Вдеть нитку в иголку Открутить что-либо отверткой Подмести веником/щеткой (ведущая – рабочая рука, которая направляет движение)
Копать лопатой (тоже самое)
z
Зажечь спичку Резать ножом Помешать что-либо ложкой (например, суп в кастрюле)
z
Выпить воды из стакана (оценивается, какой рукой берется стакан. Практическое задание
Мама Андрея, чью историю мы уже рассматривали, убеждена, что ее сын левша. Но, зная важные факты (перелома затем вывих правой руки, вынужденная необходимость работать левой рукой, можно предположить, что на самом деле ведущая рука у Андрюши – правая. Как можно выявить ведущую руку мальчика Подберите необходимые задания и составьте примерный план обследования. И как можно убедить маму Андрея, что нужно поощрять сына активнее использовать правую руку?
Психологические характеристики левшей
Леворукость предполагает, прежде всего, особую организацию процессов, протекающих в мозге. Как известно, головной мозг человека имеет два полушария – правое и левое. Каждое из них обладает своего рода специализацией – выполняет определенные функции, позволяет решать различные задачи. Это явление называется функциональной асимметрией мозга. Левое полушарие головного мозга преимущественно отвечает за способность говорить и понимать речь, зачтение, пись-
Психологические характеристики левшей
мо, словесную память и словесное мышление. Правое полушарие специализируется в неречевых функциях, прежде всего в образном мышлении и пространственной ориентации. Также полушария отвечают за двигательную активность, причем перекрестно левое полушарие координирует движения правой половины тела, а правое – левой. Примерно можно представить распределение функций полушарий таким образом Левое полушарие
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей