Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для студентов медицинских вузов Киров 2005 удк 577. 1 Ббк 28. 902 Б48


НазваниеУчебное пособие для студентов медицинских вузов Киров 2005 удк 577. 1 Ббк 28. 902 Б48
Анкорbiohimiya.doc
Дата15.11.2016
Размер1.16 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаbiohimiya.doc
ТипУчебное пособие
#2027
страница4 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Раздел программы: Обмен углеводов.

Тема: Начальные этапы обмена углеводов. Анаэробное окисление глюкозы (гликолиз). Глюконеогенез.


ЦЕЛЬ: Проверить знания студентов по химической структуре и свойствам углеводов. Изучить источники и пути использования глюкозы и других сахаров. Изучить анаэробный путь распада глюкозы, уметь написать химические реакции превращения глюкозы в молочную кислоту. Изучить механизм образования глюкозы из неуглеводных источников.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

  1. Определение класса химических соединений ‘‘Углеводы’’ и их классификация.

  2. Моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза, манноза, рибоза, дезоксирибоза), дисахариды (мальтоза, сахароза, лактоза), гомополисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза), гетерополисахариды (гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты, гепарин), их строение, свойства, биологическое значение.

  3. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте, ферменты, участвующие в этом процессе, их локализация, механизм всасывания углеводов.

  4. Источники глюкозы и пути её использования (составьте общую схему). Биологическая роль гексокиназной реакции (‘‘ловушка глюкозы’’).

  5. Схема и стадии гликолитического распада глюкозы. Химизм реакций гликолиза, характеристика ферментов.

  6. Макроэргические соединения гликолиза, их энергетическая характеристика.

  7. Энергетический эффект гликолиза, способы образования АТФ, субстратное фосфорилирование. Биологическое значение гликолиза в различных тканях и органах.

  8. Что такое гликолитическая оксидоредукция, напишите реакции, составляющие этот процесс, биологическая роль в регенерации цитозольного НАД+.

  9. Регуляции гликолиза, регуляторные ферменты.

  10. Характеристика лактатдегидрогеназы и её изоферментов в тканях, диагностическое значение определения изоферментов в сыворотке крови.

  11. Химизм спиртового брожения, его роль.

  12. Глюконеогенез. Обходные реакции глюконеогенеза, причины их существования. Характеристика ферментов. Химизм процесса.

  13. Возможные предшественники глюкозы.

  14. Судьба молочной кислоты и недоокисленных продуктов в скелетных мышцах. Цикл Кори и глюкозо-аланиновый цикл, значение для глюконеогенеза.

  15. Глюконеогенез из аминокислот. Гликогенные аминокислоты, места вхождения их в процесс синтеза глюкозы.

  16. Регуляция глюконеогенеза. Сопоставить с регуляцией гликолиза.

  17. Глюкокортикостероиды, их роль в регуляции глюконеогенеза.


arc 238line 239 АТФ АДФ
Гline 234line 240line 241люкоза Глюкозо-6-фосфат Фруктозо-6-фосфат

1 2
Аline 244line 246line 247line 250ТФ АДФ ДАФ 2НАД+ 2НАДН•Н+

arc 243arc 249 4 5

line 242line 245line 248 Фркутозо-1,6-дифосфат ГАФ (2)

3 4 6
arc 253line 254 2АДФ 2АТФ

2H3PO4

line 251line 252line 255 1.3-дифосфоглицерат (2) 3-фосфоглицерат (2)

7 8
line 260 Н2О (2) 2АДФ 2АТФ

arc 259line 261


line 256line 257line 258 2-фосфоглицерат (2) Фосфоенолпируват (2)

8 9 10
line 264line 265 2НАДН•Н+ 2НАД+
line 262line 263 Пируват (2) Лактат (2)

10 11


  1. Пользуясь схемой гликолиза, ответьте на вопросы:

А) назовите ферменты, обозначенные цифрами,

Б) укажите реакции первой и второй стадии гликолиза,

В) укажите реакции, обеспечивающие гликолитическую оксидоредукцию,

Г) укажите реакции, в которых происходит субстратное фосфорилирование,

Д) назовите макроэргические соединения,

Е) подберите реакции по соответствующим типам превращения субстратов: 1- фосфорилирование, 2- альдольное расщепление, 3- изомеризация, 4- дегидратация, 5- дегидрирование.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

Количественное определение молочной кислоты в сыворотке крови и качественное обнаружение в мышцах с помощью реакции Уффельмана.

Принцип метода: Молочная кислота в присутствии фенолята железа (реакция Уффельмана), окрашенного фиолетовым цветом, образует лактат железа жёлто-зелёного цвета.

3line 281 C6H5OH + FeCl3 (C6H50)3Fe + 3 HCl

фенол фенолят железа

H H

| |

(line 282C6H5O)3Fe + 3 CH3 – C – COOH (CH3 – C – COO)3Fe + 3 C6H5OH

| |

Фенолят железа OH OH фенол

молочная кислота лактат железа

порядок выполнения работы. В центрифужную пробирку вносят 2 мл сыворотки крови, добавляют 1 мл 10% ТХУ (на холоду!) для осаждения белков. Через 10 минут центрифугируют при 3000 об/мин в течение 10 минут. К 1 мл центрифугата добавляют 1 мл 1% раствора фенола и 0,5 мл 1% раствора хлорида железа. Через 15 минут колориметрируют на ФЭКе (фильтр 425) против воды. Расчёт ведут по калибровочному графику.

2 г мышечной ткани растирают в ступке, добавляют 2 мл 10% ТХУ, через 10 минут пробу центрифугируют (3000 об/мин в течение 10 минут). К 1 мл центрифугата добавляют 1 мл раствора фенола и 0,5 мл раствора хлорида железа. Наблюдают появление жёлто-зелёного окрашивания.

Клинико-диагностическое значение. У здорового человека в артериальной крови содержится 3 – 7 мг%, в венозной 5 – 20 мг% молочной кислоты. содержание молочной кислоты в крови увеличивается при усиленной мышечной работе, сердечной недостаточности, пневмонии и легочной недостаточности, других видах гипоксии. Определённое значение имеет определение молочной кислоты при диагностике некоторых злокачественных заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

  1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 169-187, 319-321, 327-335, 338-343.

  2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 298-315, 333-350.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 232-237, 241-246, 255-256.

  4. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 87-93, 100-103.

  5. Лекционный материал.

Дополнительная литература:

  1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).

  2. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.

Тема: Аэробные пути окисления глюкозы.


ЦЕЛЬ: Усвоить общую схему дихотомического пути окисления глюкозы, химизм и энергетическое значение каждого этапа, уметь подсчитать энергетический эффект полного окисления глюкозы. Знать биологическое значение пентозофосфатного (прямого) пути окисления глюкозы, химизм процесса.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ.

  1. Дихотомический путь окисления глюкозы. Этапы окисления в аэробных условиях.

  2. Характеристика гликолитического этапа окисления глюкозы, отличие от анаэробного гликолиза, судьба отщепляемого водорода. Биологическая роль челночных механизмов.

  3. Напишите реакции глицерофосфатного и малатаспартатного челночных механизмов, обозначьте локализацию в клетке соответствующих реакций.

  4. Общие пути катаболизма (окисление пирувата, цикл трикарбоновых кислот, их связь с дыхательной цепью).

  5. Энергетический эффект полного (до СО2 и Н2О) окисление глюкозы в аэробных условиях. Способы аккумуляции энергии в макроэргических связях АТФ.

  6. Для синтеза одинакового количества АТФ в анаэробных условиях сгорает значительно большее количество глюкозы, чем в присутствии кислорода. Сопоставьте эти затраты. Объясните причины различий.

  7. При переходе от анаэробных условий к аэробным тормозится гликолиз. Назовите и объясните это явление.

  8. Прямое окисление глюкозы (пентозофосфатный путь, апотомический путь). Окислительный этап образования пентоз, химизм реакций, ферменты, коферменты.

  9. Неокислительный этап образования пентоз, ферменты, коферменты, связь с гликолизом.

  10. Биологическое значение пентозофосфатного пути окисления глюкозы, в каких органах и тканях он протекает?

  11. В печени активно работают два аэробных процесса распада глюкозы. Назовите их. Является ли их существование дублированием? Ответ аргументируйте.

  12. Составьте схемы аэробного гликолиза и пентозофосфатного пути окисления глюкозы и решите следующие задачи:

  1. В процессе метаболизма глюкозы образуется фруктозо-1,6-дифосфат.

А) Сколько молекул АТФ образуется при его катаболизме до пирувата (аэробное и анаэробное окисление), в чём причина различий?

Б) Укажите реакции, которые приводят к образованию АТФ на этом этапе.

В) Сколько молекул АТФ образуется при его окислении до СО2 и Н2О: всего, путём субстратного фосфорилирования, при окислительном фосфорилировании?

  1. Сколько молекул АТФ образуется при аэробном дихотомическом окислении 10 молекул глюкозы: а) при действии глицерофосфатного челночного механизма, б) при действии малатаспартатного челночного механизма?

  2. Сколько окислительно-восстановительных реакций протекает в ходе: а) аэробного, б) анаэробного гликолиза? Назовите эти реакции.

  3. 12 молекул глюкозы подверглось окислению пентозофосфатным путём.

А) Сколько молекул НАДФ+ восстановится?

Б) Сколько молекул СО2 образуется в окислительном этапе?

В) В чём различие функционирования НАД+ и НАДФ+, какой витамин входит в молекулу этих коферментов, какова их преимущественная локализация в клетке?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

Обнаружение метаболитов гликолиза в безбелковом мышечном экстракте.

  1. Получение безбелкового экстракта из мышц.

Взять 5 – 10 г мышечной ткани, измельчить, тщательно растереть, прибавить 10 – 20 мл насыщенного раствора сернокислого аммония (осаждение белков). Полученный экстракт профильтровать в пробирку или колбу.

  1. Открытие триозофосфатов.

В пробирку наливают 0,5 мл безбелкового мышечного экстракта, 0,5 мл 2 Н раствора NaOH, смешивают и оставляют стоять при комнатной температуре в течение 5 минут: триозофосфаты подвергаются гидролизу, в результате которого отщепляется неорганический фосфор. Открытие неорганического фосфора: в пробу добавляют 0,5 мл 2 Н раствора HCl, 0,5 мл 1% раствора молибденовокислого аммония и 0,5 мл 1% раствора аскорбиновой кислоты. Содержимое пробирки тщательно перемешивают и помещают пробирку в кипящую водяную баню на 5 минут. Жидкость приобретает синюю окраску, обусловленную наличием в ней фосфора. Тёмно-синий цвет объясняется образованием фосфорномолибденовой кислоты, которая восстанавливается аскорбиновой кислотой, превращаясь в молибденовую синь.

  1. Открытие фруктозодифосфата при помощи реакции Селиванова.

В пробирку вносят 0,5 мл безбелкового мышечного экстракта и 2 мл реактива Селиванова (раствор резорцина в концентрированной соляной кислоте). Содержимое пробирки хорошо перемешивают и пробирку помещают в кипящую водяную баню на 5 – 10 минут. Жидкость окрашивается в вишнёво-красный цвет, интенсивность которого зависит от концентрации фруктозодифосфата в экстракте.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

  1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 327-333, 343-357.

  2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 333-343, 358-364, 350-355.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 237-241, 256-260.

  4. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 88-93, 104-109.

  5. Лекционный материал.

Дополнительная литература:

  1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).

  2. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.

Тема: Обмен гликогена, обмен дисахаридов. Сахар крови, регуляция углеводного обмена


ЦЕЛЬ: Знать физиологическое значение запасания и мобилизации гликогена в печени и мышечной ткани. Иметь представление о некоторых врождённых нарушениях обмена гликогена, галактозы и фруктозы. Ознакомится с методом количественного определения глюкозы крови, усвоить клиническое значение этого теста.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

  1. Источники и пути использования глюкозы. Глюкозо-6-фосфат как центральный метаболит. Составьте схему получения глюкозо-6-фосфата и путей его использования.

  2. Структура гликогена и его биосинтез в клетках печени и мышц. Какой гормон стимулирует биосинтез гликогена?

  3. Мобилизация гликогена, последовательность реакций, ферменты, отличительные особенности процесса в печени и мышцах, биологическая роль мобилизации гликогена в этих органах. Какие гормоны стимулируют распад гликогена в печени?

  4. Врождённые нарушения обмена гликогена. Гликогенозы и агликогенозы, клинические проявления этих заболеваний, недостаточность каких ферментов является причиной гликогеноза (I – IX типов)?

  5. Взаимопревращение сахаров. Источники галактозы и фруктозы, усвоение этих сахаров. Напишите превращение галактозы в УДФ-галактозу, а затем в УДФ-глюкозу. Какие ферменты катализируют эти превращения? Что такое галактоземия? В чём её причина? Каковы возможные последствия этого заболевания для организма? Как лечить ребёнка, страдающего галактоземией?

  6. Механизм утилизации фруктозы в печени, возможные нарушения этого обмена. Наследственная непереносимость фруктозы, её причина, последствия для организма ребёнка, как лечить больного?

  7. Глюкоза крови: факторы, влияющие на её уровень. Сахарная нагрузка, её значение в диагностике нарушений регуляции обмена углеводов. Назовите возможные причины гипер- и гипогликемий, виды глюкозурий. Какие меры должен предпринять врач при диабетической, гиперосмолярной и гипогликемической комах?

  8. Нейроэндокринная регуляция углеводного обмена. Гормоны, снижающие и повышающие уровень сахара (инсулин, глюкагон, катехоламины, глюкокортикостероиды) и механизм их действия.

  9. Особенности обмена углеводов у детей. Гипогликемия новорожденных, её причины.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

Определение глюкозы в крови по цветной реакции с ортотолуидиновым реактивом.

Принцип метода: Глюкоза при нагревании с ортотолуидином в растворе уксусной кислоты даёт сине-зелёное окрашивание, интенсивность которого прямо пропорционально концентрации глюкозы и определяется на ФЭКе.

Порядок выполнения работы.

  1. В две центрифужные пробирки вносят по 0,9 мл 3% раствора трихлоруксусной кислоты, затем в одну из них добавляют 0,1 мл сыворотки крови, в другую – 0,1 мл стандартного раствора глюкозы.

  2. Содержимое пробирок перемешивают и центрифугируют при 3000 об/мин в течение 10 минут.

  3. Берут по 0,25 мл надосадочной жидкости из каждой пробирки и переносят в сухие пробирки, добавляют по 2,25 мл ортотолуидинового реактива.

  4. Пробирки помещают в кипящую водяную баню точно на 8 минут. Баня должна непрерывно кипеть!




  1. Через 8 минут пробирки охлаждают водопроводной водой. Измеряют на ФЭКе оптическую плотность проб против воды с красным светофильтром.

Расчёт: содержание глюкозы в опытной пробе рассчитывается по стандартному раствору глюкозы по формуле:

, где

Соп – концентрация глюкозы в крови, ммоль/л,

Сст – концентрация глюкозы в стандартной пробе, мг/100 мл,

Еоп – оптическая плотность пробы,

Ест – оптическая плотность стандарта глюкозы.

Коэффициент перерасчёта в единицы СИ (ммоль/л) равен 0,0555.

В норме содержание глюкозы в сыворотке крови человека, определяемое ортотолуидиновым методом, колеблется в пределах 3,33 – 5,55 ммоль/л, или 60 – 90 мг%.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная:

  1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 321-327, 335-338, 357-362.

  2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 316-333, 355-358, 364-369.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 246-255, 263-270, 368-373.

  4. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 93-99.

  5. Лекционный материал.

Дополнительная литература:

  1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век).

  2. Бородин Е.А. ‘‘Биохимический диагноз’’, часть 1, Благовещенск, 1991.

  3. Бышевский А.Ш., Терсенов О.А. ‘‘Биохимия для врача’’, Екатеринбург, 1994.

  4. Клиническая биохимия /Под ред. В.А. Ткачука –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. -360 с. –(Серия XXI век)

  5. Клиническая биохимия /Пер. с англ. –М. –СПб.: «Издательство Бином» - «Невский Диалект» 1999. -368 с., ил.

  6. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей