учителю на заметку
42 март
2013 Н АЧ А льН А я школ А
Комплексная проверочная
работаОльга КОСАРЕВА,
Елена ТЕРЕНИНА,
Анжелика СОКОЛОВА,
учителя ГБОУ Гимназия № 1527,г. Москва4 классОтветы см. на СD-диске.В соответствии с новыми стандартами второго поколения итоговая атте-стация выпускников начальной школы может проводиться в форме комплекс-ной работы. Такая работа направлена на выявление уровня сформированности предметных результатов (в области русского языка, математики, литера-турного чтения и окружающего мира) и метапредметных результатов (в сфере регулятивных и познавательных универсальных учебных действий). Предложенные задания могут служить тренировочными к написанию итоговой комплексной работы. Они позволяют осуществить диагностику уровня компе-тентности учащихся, а также своевременно провести коррекционную работу.Никто этого не видел. Но можно догадаться о том, что происходит под землей.
Если недалеко от поверхности залегают раскаленные горные породы, то холодная подземная вода будет нагреваться, проникая к ним по трещинам и пещерам.
Наконец она закипит.
Вода при нагревании расширяется, а пар еще больше. Поэтому когда сильно нагревают воду в наглухо закрытом сосуде, через некоторое время происходит взрыв.
То же бывает и с подземной водой, когда она сильно нагревается. Пару некуда деваться, и он устремляется вверх по трещинам и каналам. Происходит взрыв пара. Вздымается
кверху столб воды, заполнявшей отверстия над местом взрыва.
Затем гейзер успокаивается до той поры, пока новая порция газа не нагреется и не взорвется. Так продолжается из года в год. А когда подземной воды станет меньше или охладится подземный очаг, гейзер исчезнет, пропадет. Фонтан больше не работает.
(
По Р. Баландину)
Гейзер – это бьющий из земли фонтан кипятка и пара. Гейзеры обычно живут недолго. Например, гейзер Ваймангу в
Новой Зеландии действовал только шесть лет. Зато он установил мировой рекорд по водометанию: при каждом извержении выбрасывал восемьсот тонн воды (сто шестьдесят железнодорожных цистерн!) на высоту четыреста шестьдесят метров
(почти до верха Останкинской башни!).
Подобно фонтанам, построенным людьми, гейзеры очень разнообразны. Они бывают и небольшими фонтанчиками, и высоченными водяными столбами. Одни из них торопливы: например, Минутный
Человек возникал из земли каждую минуту, его сосед – Неустанный – вдвое быстрее. Другие гейзеры очень ленивы:
проходит несколько дней, а то и месяцев между извержениями. Некоторые гейзеры многоструйны и образуют причудливое сплетение вееров брызг и клубов пара.
Есть гейзеры, предупреждающие о начале извержения гулом, сотрясением земли или резкими свистами: «Берегись!»
Как устроен гейзер?
Прочитай текст. Выполни задания.Чем удивительны гейзеры
43март
2013 Н АЧ А льН А я школ А
При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.1. Сколько абзацев в тексте?
2. Выпиши из текста имена собственные – названия гейзеров.
Подчеркни название того гейзера, который установил мировой рекорд по водометанию.
3. Выпиши из текста предложение, в котором описано, как некоторые гейзеры предупреждают о своем извержении.
4. Почему автор называет некоторые гейзеры ленивыми?
5. Какие
условия необходимы, чтобы возник гейзер? Отметь правильные ответы.
а) Залежи полезных ископаемых;
б) неглубокие залегания раскаленных горных пород;
в) наличие подземной воды;
г) наличие толстого слоя почвы.
6. Подумай, как образовались слова:
водометание, многоструйный, железнодорожный.
Образуй таким же способом имя существительное от словосочетания
сотрясение земли.
7. Выдели часть слова, которая служит для образования формы слова.
залегают, гейзер, водяными, происходит, столбами, в сосуде, подземной8. Над выделенными именами существительными укажи падеж.
Вздымается кверху столб воды, заполнявшей отверстия над местом взрыва.9. Запиши цифрами числа, которые встретились тебе в первом абзаце текста:
____ лет ____ цистерн
____ тонн ____ метров
10. Посчитай, сколько раз возникал из земли гейзер Минутный Человек за 3 часа.
11. Посчитай, сколько тонн воды вмещает одна железнодорожная цистерна.
12. Ты знаешь, что вода в природе бывает в трех состояниях. Какое состояние воды не упоминается в тексте?
13. Перед тобой часть карты земного шара.
Новая Зеландия – это остров.
Напиши название материка, рядом с которым находится остров
Новая Зеландия.
Материк__________________Остров Новая ЗеландияПеречисли остальные материки Земли.
14. Как работает гейзер? Восстанови порядок, пользуясь последним абзацем текста.
__ Выбрасывается столб воды.__ Гейзер успокаивается.__ Подземная вода нагревается.