Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

основы православной культуры 4 класс (2). Удк 372. 8 2 16 ббк 74. 268. 77 О-13


НазваниеУдк 372. 8 2 16 ббк 74. 268. 77 О-13
Дата27.01.2020
Размер0.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаосновы православной культуры 4 класс (2).pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#66630
страница1 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
УДК 372.8:2 16+
ББК 74.268.77
О-13
Обернихина ГА. О
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / ГА. Обернихина. — М. : Просвещение,
2014. — 192 с. — ISBN Данное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Пособие раскрывает особенности тематического планирования школьного курса Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, содержит методические разработки и дополнительные материалы к каждому уроку (приложение, а также включает рекомендации по выстраиванию межпредметных связей внутри курса, организации внеурочной деятельности и использованию электронного приложения к учебнику. Особое внимание уделено достижению планируемых результатов, проектной деятельности учащихся.
Пособие поможет понять, как наилучшим образом использовать учебник в образовательном процессе, как правильно выстроить урок, достигнув максимальных результатов как в расширении образовательного кругозора учащихся, таки в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина. В конце пособия — глоссарий и список рекомендуемой литературы УДК

372.8:2
ББК 74.268.77
ISBN 978-5-09-030554-9
© Издательство Просвещение, 2014
© Художественное оформление Издательство Просвещение, 2014
Все права защищены
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Модуль Основы православной культуры — один из шести модулей, составляющих курс Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). В качестве основного методологического подхода в реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике. В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Культурологический характер комплексного курса
ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и основами традиционных для России религий, c их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т. п. Отсюда необходимость осуществления на уроках межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением, русским языком, изобразительным искусством, музыкой. Например, при осуществлении учебного проекта в рамках модуля Основы православной культуры учащиеся могут часть работы выполнять на других уроках музыка, изобразительное искусство, литературное чтение. В поурочном планировании межпредметные связи отражаются на уровне основной образовательной программы безотносительно учебников и учебных пособий для начальной школы, так как школы работают по разным программам. В данном методическом пособии предлагаются варианты работы на уроке, однако учитель вправе сам определить, на какой учебный материал из других предметов он может опереться при изучении той или иной темы модуля Основы православной культуры. Данное методическое пособие является частью учебнометодического комплекта (УМК), обеспечивающего преподавание в 4 классе предмета Основы религиозных культур и светской этики в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Основными источникамидляизучения курса Основы православной культуры в 4 классе являются. Кураев А. В Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. — М. : Просвещение, 2014.
4 2. Обернихина ГА Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры Рабочая тетрадь. 4 класс. — М. : Просвещение, 2014.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. — М. : Просвещение, 2014.
4. Основы религиозных культур и светской этики Книга для учителя / Под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. — М. : Просвещение, 2013.
5. Данилюк А. Я Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. — М. : Просвещение, Учебник А. В. Кураева Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
4 класс ядро учебно-методического комплекта — имеет продуманный дидактический аппарат. Учителю важно проанализировать структуру уроков, составляющих учебник, включённые в него рубрики Вы узнаете, Это интересно, Вопросы и задания и продуктивно использовать весь учебный материал в работе с детьми. В данном пособии предложены варианты работы с этим материалом, но учитель может использовать методический аппарат учебника по своему усмотрению.
Рубрика Вы узнаете в учебнике — своеобразная целевая установка урока, к ней обязательно нужно привлечь внимание детей. Материалы рубрики Это интересно требуют определённого методического решения. В планировании урока ив заданиях рабочей тетради будут предложены возможные варианты проведения работы с материалами этой рубрики. Содержание рубрики Вопросы и задания можно использовать с разными целевыми установками (повторение материала на уроке или дома организация беседы сродными, друзьями, работа в парах, группах. Данное пособие адресовано учителям, преподающим курс Основы религиозных культур и светской этики — не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, которые, возможно, недостаточно знакомы с особенностями методики преподавания в начальной школе. Это пособие облегчит учителям процесс подготовки и проведения уроков, обеспечит их дополнительными материалами и методическими идеями к урокам. В методическом пособии осуществляется координация материала учебника, рабочей тетради, электронного приложения. Достаточно объёмный дополнительный материал к урокам позволит учителю творчески осмыслить его, скорректировать в соответствии с конкретными условиями школы и соблюсти требования к содержанию и результатам освоения модуля Основы православной культуры.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МОДУЛЯ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Модуль Основы православной культуры можно условно разделить натри части
I. Введение Россия — наша Родина (урок 1);
II. Особенности православной культуры (уроки 2—29);
III. Любовь и уважение к Отечеству уроки часа проектной деятельности. Каждая часть имеет свою тему, ценностно-ориентирующую направленность и ведущую воспитывающую идею. Часть I выполняет функцию введения в курс ОРКСЭ и состоит из одного урока. Тема урока 1 — Россия — наша Родина. Урок является единым для всех модулей и может быть проведён учителем при полном составе класса. На этом уроке школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе и получат начальные представления о таких понятиях, как духовность, традиция, нравственные ценности, о том, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Ведущей идеей первого урока является мысль о том, что народы России при их явном различии взглядов на мир (каждый из школьников уже знает, какой он будет изучать модуль, едины в понимании гражданских ценностей и норм, которые закреплены в Конституции России. Более того, у всех народов, населяющих Россию, есть общая история, государство, сходные нравственные основы. Всё это создаёт возможности для взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности (православные христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и др. Во вступительном слове учителю следует сказать о курсе ОРКСЭ и о специфике каждого модуля.
Во II части — уроках 2—29 — будет представлен образ жизни православных христиан, их религиозно-нрав-
6
ственные, семейные и общественные обязанности. С урока 2 Культура и религия начинаетсяконкретноеизучение выбранного родителями и детьми модуля. Ученики одного класса могут выбрать разные модули, но продолжат общение друг с другом и, соответственно, через общение друг с другом будут знакомиться с основами других религиозных культур. Важно, чтобы дети поняли, что разделение их на группы (по их выбору) будет способствовать их культурному обогащению, так как при выполнении различных заданий, совместной работе над проектами они научатся выделять общее в этих культурах, отмечать специфические особенности каждой. Этот урок должен стать важным в зарождении интереса к предмету, осмыслении понятий культура и религия в новом мировоззренческом и историко-культурном контексте, а также в приобщении детей на основе нового для них материала к таким нравственным ценностям, как труд, культура, религия в свете православной культуры и др. На прошлом уроке разговор о культурных традициях уже шли дети знают, что культурные традиции
— это богатство нашей многонациональной страны».
Этот тезис важно углубить и расширить на данном уроке, привлечь внимание детей к тому, что культура и религия выполняют общие функции в передаче опыта от одних людей к другим, что культура и религия объединяют людей. Вместе стем они существенным образом отличаются друг от друга. Общее и различное следует отметить в культурах и религиях разных народов. Содержание материала учебника позволит обсудить эти вопросы. Текст этого урока, представленный в учебнике, — ёмкий и достаточно сложный для восприятия детьми данной возрастной группы. Чтобы облегчить усвоение школьниками учебного материала и поддержать их интерес к уроку, необходимо разнообразить виды деятельности (различные виды чтения и пересказа, выполнение письменных работ, рисование, подбор иллюстративного материала к теме, обращение к жизненному опыту детей, использование игровых технологий. Организационные формы работы также следует разнообразить (индивидуальные, парные, групповые. Это будет конкретизировано в разработке урока. Не следует перегружать урок фактическими лексическим материалом. Дополнить содержание учебника можно иллюстративным материалом, ресурсами Интернета, иллюстрациями из электронного приложения к учебнику.
Особенностьследующих уроков заключается в том, что происходит приобщение детей к таким нравственным ценностям, как свобода, совесть, разум, доброта, любовь, о которых они слышали, но вряд ли размышляли в контексте православной культуры.Знания учащихся о культуре и религиозной культуре следует актуализировать.
Материал учебника к уроку достаточно объёмен, но методически организован доступно для восприятия детьми. По возможности освоение предлагаемых нравственных категорий следует строить с опорой на жизненный опыт детей. На уроке 3 особое внимание следует обратить на усвоение детьми важных нравственных категорий применительно к повседневной жизни. Они должны понять, что человеку дана свобода, предполагающая ответственность за свои поступки, к свободе полагается ещё и разумно разум без совести, доброты и любви может приносить зло. Почему На этот вопрос дети должны получить ответ на уроке.
Также они должны понять, что эти дары им даёт Бог, что Бог в православии — свободный и разумный Создатель. Важно отметить, почему Бога в православии называют Творцом и что вера в Бога вдохновляла художников, архитекторов, писателей, композиторов на создание замечательных произведений. На уроке 4 следует обратить внимание на понимание детьми важных нравственных категорий применительно к их повседневной жизни. Они должны понять, какие молитвы бывают (молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие), те. просьба не единственная необходимость обращения к Богу, нужно уметь и благодарить.
При введении понятия святые можно обратиться к знакомству с житием одного из почитаемых в России святых (например, Сергия Радонежского. Учитель может обратиться к житиям святых, почитаемых в его регионе.
Уже на уроке 5 предполагается знакомство детей с Книгой книг — Библией. В содержание данного урока вводится много новых понятий, которые важны для работы на последующих уроках. По возможности освоение сложных нравственных категорий следует строить с опорой на жизненный опыт детей, те. актуализировать имеющиеся знания о Библии, Евангелии. Содержание урока 6 нацеливает учащихся на то, чтобы оценивать свои поступки, поступки своих друзей, окружающих людей. Детям не сразу откроется смысл суждений Любите врагов ваших, Не собирайте себе сокровищ на земле, Царствие Божие внутри нас и др. Поэтому на данном уроке, как и на предыдущих, освоение сложных нравственных категорий следует строить, опираясь на жизненный опыт детей и обращаясь к художественной литературе. Уроки 16—17 — определённый итог пройденного материала, они посвящены творческими проектным работам.
Следующие уроки рассказывают об истории возникновения и распространения православной религии в России. Их материал следует выстраивать с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны итого конкретного региона, в котором находится школа. Большое место занимают темы семьи, ценностей семейной жизни. Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз любящих и заботящихся друг о друге людей.
Тема Родины, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства уроков этого блока как в историческом, таки в современном контексте. Например, в уроке 28 защита Отечества рассматривается как служение Отечеству в традициях ратного подвига, как готовность защищать Родину с оружием в руках, а любовь к Отечеству — как важнейшее моральное качество православного человека. Часть III — урок 30 Любовь и уважение к Отечеству, а также уроки 31—34 — посвящена подготовке и презентации творческих проектов на основе изученного материала. На этом этапе образовательный процесс выходит за рамки уроков во внеурочную деятельность учащихся, переходя в активную, творчески-продуктивную фазу освоения модуля Основы православной культуры. Изучение комплексного курса ОРКСЭ завершается большим школьно-семейным праздником.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Проекты, выполняемые учащимися в рамках изучения модуля Основы православной культуры, могут быть индивидуальными или коллективными (группа из
3—6 человек долгосрочными (1—2 месяца) или краткосрочными
(1—2 урока творческими (например, написание сценария рождественского вертепа, исследовательскими (например, История строительства храма в моём городе (селе или посёлке)» или социально значимыми (например, дети пишут поздравительные открытки ветеранам. Для организации проектной работы на уроке учителю необходимо подготовить комплект материалов, который включает в себя методический паспорт проекта текст задания и примерную разработку (или предложения) оформления результатов работы над проектом
9
• лист планирования и продвижения по заданию (см. рабочую тетрадь, урок 17);
• лист самооценки (см. рабочую тетрадь, урок 17);
• сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования рекомендации по организации работы групп памятку для организации деятельности учащихся список (банк) информационных ресурсов (включая Интернет, которыми учащиеся могут воспользоваться, работая над проектом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГРУПП,
ПОДГОТОВКЕ И ПРЕЗЕНТАЦИИ КРАТКОСРОЧНОГО ГРУППОВОГО ПРОЕКТА. Примерное время выполнения проекта 45—90 минут (1—2 урока. Примерное распределение времени

Этапы занятия
Время, мин Организационный этап Выполнение проекта детьми Презентации работ группами
Взаимооценка и подсчёт голосов, самооценка, подведение итогов Итого. Организация рабочего пространства класса

В классе одновременно работают две—четыре группы. В классе должны быть
две—четыре рабочие зоны круглые столы (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу участников группы на рабочих столах каждой группы должны быть разложены листы с заданием (по числу участников группы, листы индивидуальных планов (по числу участников группы, листы планирования и продвижения по заданию один на группу, листы самооценки (по числу участников группы, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, номер группы (например, написанный на согнутом пополам листе плотной бумаги
10
• компьютерная зона (несколько столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и посадочные места столы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях (словари, справочники, энциклопедии и др стол с ручными инструментами и материалами зона для презентаций(экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями. Ресурсы для выполнения проекта подборка информационных ресурсов по теме короткие адаптированные для детей младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т. п иллюстрации интересные факты на тему А знаете ли вы инструменты и средства компьютеры, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска, магнитная доска с держателями или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы материалы листы ватмана, белая и цветная бумага формата А, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры и т. д. Организация наблюдения и помощи учащимся в
работе
Урок проводится учителем, в качестве помощников и наблюдателей можно пригласить родителей или членов семей учащихся. В функции учителя входит организация проведения урока, оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе по организации их деятельности (при этом помощь не должна представлять собой прямые подсказки, общее наблюдение за процессом работы групп.
Функции наблюдателей и помощников наблюдение за работой групп, помощь в организации деятельности. Организация деятельности учащихся) учитель объявляет тему урока и делит детей на группы (возможно, такое деление уже обозначилось, когда дети планировали своё будущее участие в проекте) учитель предлагает детям прочесть текст задания, обращает их внимание на то, что они могут выбрать любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут делать — плакат или презентацию, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами. Затем учитель предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает внимание на необходимые
этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа а) обсуждение темы, формы представления результата б) составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения в) выполнение задания г) контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания д) представление результатов е) голосование за лучший проект ж) самооценка дети находят лист самооценки. Необходимо познакомить учащихся с ресурсами, их расположением и правилами пользования, например c компьютером. Если у учащихся возникают вопросы, учитель отвечает на них на этом этапе, после чего даёт команду приступить к работе) задания должны быть разработаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы, могли выполнить их примерно за 15—20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта) по окончании работы над проектом группы поочерёдно представляют свои работы. Перед этим они должны оговорить с учителем, будет ли презентация групповой, или от группы будет выступать один представитель. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у неё осталась только одна минута) после заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания голосования учитель и помощники подводят итоги, а детям предлагается заполнить лист самооценки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей