Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кант И. - Критика чистого разума.-1999. В. В. Бычков а. В. Гулыга И. Кант критика чистого разума Перевод но. Лосского с вариантами переводов на русский и европейские языки издательство Наука Москва 1999


Скачать 28.62 Mb.
НазваниеВ. В. Бычков а. В. Гулыга И. Кант критика чистого разума Перевод но. Лосского с вариантами переводов на русский и европейские языки издательство Наука Москва 1999
АнкорКант И. - Критика чистого разума.-1999.pdf
Дата03.12.2017
Размер28.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKant_I_-_Kritika_chistogo_razuma_-1999.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#32550
страница49 из 49
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49
О мнении, знании и вере
/Признание какого-либо суждения истинным есть факт, происходящий в) нашем рассудке и могущий иметь объективные основания, но требующий также субъективных причин в душе того, кто высказывает суждение. Если суждение имеет знание для всякого, кто только обладает разумом, то оно имеет объективно достаточное основание, и тогда признание истинности его называется убеждением. Если же оно имеет основание только в частных свойствах субъекта, то оно называется / верование м3).
Верование есть лишь иллюзия, так как в этом случае основание суждения, заключающееся только в субъекте, принимается за объективное основание. Поэтому такое суждение имеет только частное значение, и признание истинности (Fürwahrhalten) его не может быть передано. Между тем истинность основывается на согласии с субъектом, в отношении к которому, следовательно, суждения всякого рассудка должны согласоваться между собой (consentientia uni tertio consentiunt inter se). Следовательно, внешним) С - надеемся служить ей Божественной воле тем, что.
3 - что мы служим этому закону лишь тем, что dadurch allein zu dienen glauben, daß...)
2) 3 - с системой всех целей
(in das System aller Zwecke)
3) С - морально законодательного разума
(den Leitfaden einer mor geset­
zgebenden Vernunft)
4) С - извращать и губить последние цели разума - извратить и подорвать
(die letzen Zwecke der Vernunft verkehren und verleiteln muß)
1) С - Считать что-либо верным, это такое событие в.
3 - Признание чего-то истинным имеет место в Fürwahrhalten ist eine
Begebenheit in...)
2) С - кто так судит
(der da urteilt)
3) Суверенностью В - самозаверение(м)
(Überredung)
4) С - нельзя предавать другим.
3 - не может быть предметом сообщения sich nicht mitteilen)

604 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ) С - но попытка передать ее уверенность с теми ее основаниями, которые имели значение для нас, другому рассудку, хотя бы она производила на чужой разум точно такое же впечатление, как и на нас, это все-таки только субъективное средство
(der Versuch aber, den man mit den
Gründen desselben, die für uns gültig sind, an anderer Verstand macht, ob sie auf fremde Vemungt eben dieselbe Wirkung tun, als auf die unsrige, ist doch ein, obzwar nur subjektives Mittel)
2) 3 - лишь индивидуальную значимость суждения, те. тов нем, что bloße Privatgültigkeit des
Urteils, d.i. etwas in ihm, was)
3) С - раскрыть
3 - выявить
(entwickeln)
1) Св не меня
(außer критерием того, имеет ли утверждение (Fürwahrhal­
tens) характер убеждения или только верования, служит возможность передать его и найти, что признание его истинности имеет значение для всякого человеческого разума действительно, в таком случае является по крайней мере предположение, что основание согласия всех суждений, 849 несмотря на различие субъектов друг с другом, будет покоиться на общей основе, именно на объекте, с которым поэтому все они согласуются и доказывают таким образом истинность суждения.
Итак, с субъективной стороны верование, правда, не может быть отличено от убеждения, если субъект рассматривает признание истинности суждения только как явление в своей душе но попытка, нельзя ли произвести такое же действие и на чужой разум с помощью оснований, которые имели значение для нас, служит средством, правда лишь субъективным, если не достигнуть убеждения, то все же открыть хотя бы лишь частное значение суждения, те. ту сторону его, которая имеет характер лишь верования.
Если мы можем сверх того анализировать) субъективные причины суждения, принимаемые нами за объективные основания его, и, следовательно, объяснить ошибочное утверждение (triigliche
Fürwahrhalten) как событие в нашей душе, не обращаясь к свойствам объекта, то мы разоблачаем иллюзию и больше уже не обманываемся ею, хотя все же в известной степени она продолжает искушать нас, если субъективная причина иллюзии присуща нашей природе.
Я могу утверждать, те. высказывать как нечто необходимое для всякого существа, лишь то, что приводит к убеждению. 850 Верование я могу сохранять в себе, если оно удовлетворяет меня, ноя не могу и не должен пытаться придавать ему значение для других людей1).
Признание истинности суждения, или субъективное значение суждения, имеет следующие три ступени в отношении к убеждению (которое имеет также объективное значением не ни е , вера из на ни е . Мнение есть признание истинности суждения, сознаваемое недостаточным как с субъективной, таки с объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны, нов тоже время сознается как объективно недостаточное, то оно называется верой. Наконец, как субъективно, таки объективно достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная достоверность
КАНОН ЧИСТОГО РАЗУМА называется убеждением (для меня самого, а объективная достаточность называется достоверностью) (для всякого. Яне буду останавливаться более на разъяснении этих столь ясных понятий.
/Никогда не следует подвинчивать себя км не ни ю
если не знаешь по крайней мере чего- нибудь такого, что устанавливает между проблематическим самим по себе суждением и истинной связью, которая, хотя и не дает полной истины, тем не менее представляет собой нечто большее, чем произвольный вымысел. Сверх того, закон такой связи должен быть достоверно известным (gewiß). Действительно, если ив отношении этого закона у меня есть только мнение, то все это оказывается лишь игрой воображения, не имеющей никакого отношения к истине. В суждениях чистого разума мнения вовсе недопустимы. Действительно, так как эти суждения не основываются на эмпирических основаниях, 851 но должны быть познаны a priori и, следовательно, все в них должно быть необходимым, то принцип связи в них требует всеобщности и необходимости, те. полной достоверности, в противном случаев них нет никакого признака истинности. Поэтому в чистой математике нелепо высказывать мнения здесь нужно или знать, или воздерживаться от всякого суждения. Точно тоже относится и к основоположениям нравственности, где нельзя отваживаться на поступок только под влиянием мнения, что нечто дозволено, но должно обладать знанием.
Наоборот, в трансцендентальном применении разума мнения слишком мало, а добиваться знания было бы слишком много. Поэтому в чисто спекулятивном отношении мы здесь вовсе не можем устанавливать суждения (urteilen): действительно, субъективные основания признания истинности суждения, способные обосновать веру, не заслуживают в спекулятивных вопросах никакого одобрения, так как немо гут обойтись без эмпирической поддержки и не могут в равной мере быть переданы другим.
Но в чисто практическом отношении теоретически недостаточное признание истинности суждения может быть верой. Эта практическая точка зрения основывается (ist) или напр исп особ лен нос т и, или на нравственности, причем первая имеет ввиду любые случайные) цели, а вторая - безусловно необходимые цели.
Если цель поставлена, то условия для достижения ее гипотетически необходимы. Эта необходимость) С - Я никогда не смею иметь какое-либо мнение, если не знаю - составлять себе мнение
(Ich darf mich niemals unterwinden, zu meinen)
1) С - нет никакого пути к истине - нет ничего ведущего к истине keine Leitung auf Wahrheit angetroffen wird)
2) C, 3 - конечно, слишком мало
(freilich zu wenig)
3) С - каковы те, которые могут возбудить в нас веру die, so das Glauben bewirken können)
4) 3 - названо верой
(Glauben genannt werden)
5) 3 - умении
(Geschicklichkeit)
6) C, 3 - и случайные
(und zufälligen)

606 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ) С - с таким уверенными непоколебимым упорством
(mit so zuversichtlichem und unlenkbarem Trotze)
2) Сине думает о возможности ошибки er alle Besorgnis des Irrtums gänzlich abgelegt zu haben scheint)
1) C, 3 - здесь субъективна, однако лишь относительно достаточна, если я не знаю никаких других условий, при которых цель была бы достижима наоборот, она безусловно и для всякого 852 достаточна, если я достоверно знаю, что никто не может знать других условий, ведущих к поставленной цели. В первом случае мое предположение и признание истинности известных условий есть лишь случайная, а во втором случае необходимая вера. Врач должен что-либо сделать для больного, находящегося в опасности, ноне зная болезни, он наблюдает проявления ее и, если не находит ничего более подходящего, судит, что это чахотка. Его вера даже в его собственном суждении имеет чисто случайный характер, другой, быть может, правильнее угадал бы болезнь. Такую случайную веру, которая, однако, лежит в основе действительного применения средств для известных действий, я называю прагматической верой Обыкновенным критерием для того, чтобы узнать, составляет ли чье-либо утверждение только верование или по крайней мере субъективное убеждение, те. твердую веру, служит пари. Нередко человек высказывает свои положения с видом такого самоуверенного и непреклонного упорства, что кажется у него нет никаких сомнений в истинности их. Но пари приводит его в замешательство
(macht ihn stutzig). Иногда оказывается, что уверенности у него достаточно, чтобы оценить ее в один дукат, ноне в десять дукатов, так как рисковать одним дукатом он еще решается, но приставке в десять дукатов 853 впервые замечает то, чего прежде не усматривал, именно что, может быть, он ошибается. Если мы представляем себе мысленно, что ставкой служит все счастье нашей жизни, то торжествующий тон нашего суждения совершенно исчезает, мы становимся чрезвычайно боязливыми и вдруг замечаем, что наша вера вовсе не так глубока (zulange). Таким образом, прагматическая вера имеет лишь ббльшую или меньшую степень, смотря по различию замешанных в ней) интересов.
Хотя в отношении к некоторым объектам (auf ein
Objekt) мы ничего не можем предпринять, так что наше признание истинности суждения о них имеет только теоретический характер, тем не менее в некоторых случаях мы можем мысленно задумать и вообразить в отношении к ним какую-либо деятельность
(Unternehmung), для которой, как нам кажется, у насесть достаточные основания, если бы только было средство установить достоверность вещи таким образом, в чисто теоретических суждениях бывает не
КАНОН ЧИСТОГО РАЗУМА что аналогичное практическим суждениям к этим случаям признания истинности суждения слово вера подходит, и мы можем назвать такую веру доктринальной. Я бы держал пари на все, что у меня (das Meinige) есть, зато, что по крайней мерена какой-либо из видимых нами планет есть обитатели, если бы можно было проверить это опытом. Поэтому я утверждаю, что мысль о существовании обитателей других миров есть не только мнение, а сильная вера (за правильность которой я рисковал бы многими благами жизни Нельзя не признать, что учение о существовании Бога есть лишь доктринальная вера. В самом деле, хотя в теоретическом знании о мире я не располагаю ничем, что необходимо требовало бы этой мысли как основания (Bedingung) моего объяснения явлений в мире, и скорее я обязан пользоваться своим разумом так, как будто все есть только природа, тем не менее целесообразное единство является таким важным условием применения разума к природе, что я не могу обойтись без этого предположения, тем более что в опыте мы находим множество примеров в пользу его. Но для этого единства я не знаю никакого иного условия, которое сделало бы его для меня руководством в исследовании природы, кроме предположения, что высшая интеллигенция привела в такой порядок природу) согласно мудрейшим целям. Следовательно, допущение мудрого творца мира есть условие, правда, случайной, но все же весьма важной цели, именно стремления иметь руководство в исследовании природы. Исход моих исследований весьма часто (auch so fort) подтверждает пригодность этого предположения, и против него нельзя найти никаких убедительных соображений, так что, если бы я назвал свое допущение (Fiihrwahrhalnen) только мнением, я оценил бы его слишком низко даже ив этом чисто теоретическом отношении можно сказать, что я твердо верю в Бога, нов этом отношении
(alsdann) моя вера, строго говоря, не имеет практического характера и должна называться доктринальной верой, которая необходимо создается теологией) природы (физикотеологией). 855 В том же самом отделе философии, принимая в расчет богатые дары) человеческой природы и столь несоразмерную сними краткость жизни, можно найти также достаточное основание для доктринальной веры в будущую жизнь человеческой души.
Слово вера служит в таких случаях выражением скромности со б ъ е к т ив ной стороны (Ab­
sicht), нов тоже время твердой уверенности (der
1) С, 3 - все устроила
(alles... so geordnet habe)
2) 3 - я сказал бы слишком мало
(ich viel zu wenig sage)
3) С - которую всегда и необходимо должна возбуждать теология die Theologie... notwendig allerwärts bewirken muß)
1) СВ виду той же самой мудрости - В отношении этой же мудрости Ansehung eben derselben
Weisheit)
2) С - превосходное усгройств[о]
3 - превосходные способности
(auf die vortreffliche Ausstattung)

608 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ) 3 - которую я имел бы право принять ich anzunehmen berechtigt wäre)
4) С - иного мира - загробной жизни
(einer anderen Welt)
5) 3 - изобрести мысленно не само понятие его, а только существование его
(daß ich nicht seinen Begriff, son­
dern nur sein Dasein erdichten darf)
6) С - имеет в себе нечто неустойчивое etwas Wankendes in sich)
1) С - ибо разум повелевает, чтобы оно было такой
(wie denn die Vernunft gebietet, daß sie es sein soll)
2) C, 3 - достойным презрения
(ohne... verabscheuungswürdig zu sein)
Festigkeit der Zutrauens) с субъективной стороны. Если бы я назвал здесь чисто теоретическое допущение хотя бы только гипотезой, имеющей право на существование, тов этом уже выразилась бы претензия на большее знание (mehr... Begriff zu haben) о свойствах причины мира и будущей жизни, чем то, какое я могу в действительности дать (aufzeigen); в самом деле, свойства того, чтя допускаю хотя бы только как гипотезу, должны быть известны мне по крайней мере настолько, чтобы я был принужден создавать мысленно нес а мое понятие вещи, ат о ль косу щ ест во ван и ее е. Слово же вера относится только к руководству, которое дается мне идеей, и к субъективному влиянию на успехи деятельности моего разума, заставляющие меня держаться этой идеи, хотя я не в состоянии дать отчет о ней в спекулятивном отношении.
Однако чисто доктринальная вера имеет несколько колеблющийся характер нередко затруднения, встречающиеся в спекуляции, отдаляют нас от нее,
856 хотя мы постоянно все вновь возвращаемся к ней.
Совершенно иной характер имеет моральная вера, так как здесь безусловно необходимо, чтобы нечто происходило (geschehen muß), именно чтобы я во всех отношениях следовал нравственному закону. Цель установлена здесь непоколебимо, и, насколько я усматриваю, есть только одно условие, при котором эта цель связана со всеми остальными целями и таким образом имеет практическое значение, именно это условие заключается в существовании Бога и будущего мира я знаю также наверное, что никому неизвестны другие условия, ведущие к тому же единству цели (der Zwecke) при моральном законе. Но так как нравственное предписание есть вместе стем моя максима (как этого требует разум, то я неизбежно буду верить в существование Бога и будущей жизни и убежден, что эту веру ничто не может поколебать, так как вместе с этим были бы ниспровергнуты самые основоположения моей нравственности, от которых я не могу отказаться, не став в своих собственных глазах презренным существом2).
Таким образом, после сокрушения всех честолюбивых замыслов разума, стремящегося за пределы всякого опыта, у нас остается еще достаточно оснований быть довольными им в практическом отношении. Правда, никто не будет в состоянии хвастаться знанием, что Боги будущая жизнь существуют а 857 если кто обладает этим знанием, то это тот человек, которого я давно искал всякое знание (если оно касается предмета чистого разума) можно передать дру-
КАНОН ЧИСТОГО РАЗУМА
609
гим, и, следовательно, я мог бы надеяться благодаря поучениям этого человека видеть свое знание расширенным в столь необычайной степени. Нов действительности (Nein) это убеждение есть не логическая, аморальная достоверность, итак как оно опирается на субъективные основания (морального строя личности, то я не могу даже сказать морально достоверно, что Бог существует, а могу лишь говорить ям орал ь но уверен, что Бог существует. Иными словами, вера в Бога и будущий мир так сплетена с моральным строем моей личности, что насколько я не подвергаюсь опасности утратить этот строй личности, настолько же я не беспокоюсь, чтобы эта вера могла быть отнята у меня3).
Единственный сомнительный пункт, встречающийся здесь, состоит в том, что эта вера разума основывается на предположении морального строя личности. Если мы отбросим это предположение и возьмем человека (einen), который был бы совершенно равнодушен к нравственным законам, то вопрос, предлагаемый разумом, становится только задачей спекуляции и тогда может быть, правда, поддерживаем сильными основаниями по аналогии, однако не такими основаниями, ввиду которых должно было бы сдаться даже и упорнейшее искание сомнений) *. Впрочем, в этих вопросах ни один 858 человек несвободен от всякого интереса. В самом деле, хотя бы человек и был равнодушен к вопросам морали) вследствие недостатка добрых склонностей, все же ив таком случае он имеет достаточно оснований бояться) бытия Бога и будущей жизни. Действительно, для этого требуется только, чтобы у него по крайней мере не могло быть уверенности, что такого существа и будущей жизни нет а для этой уверенности (Gewißheit), так как она должна быть установлена одним лишь разумом, те. аподиктически, он должен доказать невозможность Бога и будущей жизни, - предприятие, за которое, конечно, не может взяться ни один разумный человек. Это была бы отрицательная вера, которая, правда, не могла бы создать морали и добрых склонностей, но Человеческая душа питает (я верю, что это необходимо происходит во всяком разумном существе) естественный интерес к морали, 858 хотя этот интерес не остается единственными практически перевешивающим. Укрепляйте и усиливайте (vergrö­
ßert) этот интерес, ивы найдете разум весьма способным к поучению и просвещению, соединяющему) практический интерес
(auch) со спекулятивным. Но если вы не заботитесь заранее, чтобы сделать человека по крайней мере до известной степени добрым, то вы никогда не сделаете из него искренне верующего человека ) 3 - обогащенным в столь удивительной степени so bewunderungswürdigem
Maße ausgedehnt)
2) 3 - моральных убеждений
(der moralischen Gesinnung)
3) С - утратить последнее, также мало я беспокоюсь о том, что у меня когда-нибудь могут отнять первую letzere einzubüßen, eben­
sowenig besorge ich, daß mir der erste jemals entrissen werden könne)
(A*-A5 - die erstere... der zweite...)
4) 3 - которым сдалась бы даже самая упорная скептичность
(denen sich die hartnäckigste
Zweifelsucht ergeben müßte)
4) 3 - у человека не было морального интереса dem moralischen [Interesse]
... getrennt sein möchte)
5) С - настроения
3 - чувств
(Gesinnungen)
6) 3 - имеется достаточно оснований вселить в него страх перед bleibt... genug übrig, um zu machen, daß er... fürchte)
4) 3 - к моральности
(an der Moralität)
1 ) С - хотя не безраздельно и с перевесом практического начала В - хотя не всегда безраздельно и не всегда преимущественным образом es gleich nicht ungeteilt und praktisch überwiegend ist)
2) С - чтобы соединять
3 - для соединения
(um... zu vereinigen)
3) С - по крайней мере до половины дороги, сделать людей добрыми - хотя бы немного добрее
(wenigstens auf dem halben Wege, gute Menschen macht)
20. И. Кант
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   49

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей