Главная страница
qrcode

Введение актуальность исследования


Скачать 180.96 Kb.
НазваниеВведение актуальность исследования
Дата22.03.2019
Размер180.96 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВведение актуальность исследования-www.psihdocs.ru.doc
ТипДокументы
#44064
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

Введение актуальность исследования

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важнейшим периодом развития и формирования человека является обучение его в начальной школе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является сензитивным для развития логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Возможности формирования приемов мышления не могут реализоваться сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

Специальная педагогическая работа,направленная наформирование логического мышления детей младшего школьного возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению.

Психологические основы, сущность, факторы и способы развития логического мышления исследованы в работах П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и других.

Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на формирование логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.

Педагогические аспекты формирования логического мышления в учебном процессе школьников нашли отражение в трудах Ю.К. Бабанского, И.А. Барташниковой, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой - Меллер, В.Ф. Паламарчук и многих других. В педагогических исследованиях этих и других авторов рассмотрены проблемы формирования логического мышления, методы и технологии развития логического мышления, освоение логических операций школьниками, их связь с умственным развитием ребенка, диагностика логического мышления.

Логическое мышление школьников было предметом исследований О.В. Алексеевой (логическая подготовка младших школьников при обучении математике), Е.В. Веселовской (педагогическая диагностика логического мышления учащихся), В.С. Егориной (формирование логического мышления младших школьников в процессе обучения), М.А. Екимовой (развитие логического мышления учащихся посредством обучения решению задач с геометрическим содержанием), Е.П. Коляды (развитие логического мышления учащихся-подростков на основе межпредметных задач), Б.Ф. Курбело (соотношение логических и специфических приемов в обучении), Н.И. Лифинцевой (логические операции как компонент формирования знаний младших школьников), М.М. Тешевой (дидактические основы и прикладные аспекты развития приемов логического мышления у учащихся), С.Г. Яковлевой (развитие логических суждений в процессе усвоения учебного материала) и других.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований по различным аспектам формирования логического мышления, в том числе и младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной. Разработанный и рекомендованный школам курс «Логика» в качестве отдельного предмета не находит своего практического воплощения из-за нехватки часов в базисных учебных планах, по этой же причине не реализуется целый ряд авторских программ развития логического мышления детей. В большинстве педагогических работ по этой тематике большое внимание уделяется формам, методам, средствам развития логического мышления младших школьников и незначительное – педагогическим условиям их применения в образовательной практике. В силу этого исследование педагогических условий эффективного развития логического мышления младших школьников является актуальным направлением научно-практических исследований.

Объективные требования к совершенствованию процесса развития логического мышления младших школьников, анализ сложившейся школьной практики в этой области выявили целый ряд противоречий между:

– сложившейся системой образования младших школьников и реальными потребностями ее направленности на формирование логического мышления как «фундамента» для успешной учебной деятельности в последующем;

– потребностями педагогической практики в широком применении учителями начальной школы наработанных форм, методов и средств развития логического мышления детей и слабой разработанностью педагогических условий, позволяющих выбирать и оптимизировать эту работу без изменений в содержании базисных учебных планов, рекомендаций по организации и методике преподавания, без увеличения учебной нагрузки на детей.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать на уроках математики в начальной школе, чтобы они позволили осуществлять планомерную, целенаправленную и эффективную работу по формированию логического мышления младших школьников.

Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития логического мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.

Объект исследования: формирование логического мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование логического мышления младших школьников будет более эффективным, если:

– младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период формирования логического мышления, в ходе которого закладываются основы освоения логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, суждениями, построения умозаключений, составляющих основу успешной учебной деятельности, как в начальной школе, так и в последующем;

– создать педагогические условия, в контексте которых деятельность преподавателей начальной школы в ходе образовательного процесса будет направленна на развитии логического мышления (создание ситуации успеха; разработка комплекса упражнений).

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

1. Раскрыть понятие«логическое мышление» как педагогическую категорию.

2. Выявить педагогический потенциал начального курса математики для формирования логического мышления.

3. Определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование логического мышления.

4. Определить критерии и уровневые показатели сформированности логического мышления младших школьников.

5. Провести сравнительный анализ уровней сформированности логического мышления у учащихся до начала работы и после её окончания.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

– психологические исследования по проблемам развития логического мышления (П.П. Блонский, Д.Н. Богоявленский, А.В. Брушлинский)

Л.И. Божович, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, К.Р. Лебединская, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн и другие);

– педагогические концепции развития логического мышления школьников (В.М. Андреев, Ю.К. Бабанский, И.А. Барташникова, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.Н.Кабанова-Меллер, В.Ф. Паламарчук, Л.Г. Петерсон и другие);

– концептуальные идеи по теории и методике применения логических задач и упражнений в педагогической практике (А.П. Бойк, Л.Ф. Буданков, А.Д. Гетманова, А.З. Зак, В.И. Игошин, В.Н. Мельников, А.П. Тонких, С.Г. Яковлева и другие);

– дидактические концепции деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению школьников (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Г.И. Железовская, П.И. Пидкасистый, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие).

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование работы преподавателей начальных классов по формированию логического мышления детей, в востребованности педагогических условий, позволяющих повысить эффективность развития логического мышления младших школьников без увеличения нагрузки на учеников и изменений базисных учебных планов.

В работе:

1. Уточнено содержание понятия «логическое мышление» как педагогическая категория.

2. Выявлен педагогический потенциал начального курса математики в формировании логического мышления.

3. Выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий формирование логического мышления на уроках математики в начальной школе.

4. Определены критерии и уровневые показатели сформированности логического мышления младших школьников.

5. Представлена диаграмма сформированности логического мышления.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, две главы (шесть параграфов), заключение, списокиспользованной литературы и приложения.


Глава 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1Логическое мышление как педагогическая категория
В параграфе рассмотрены понятия «мышление» и «логическое мышление» с точки зрения философии, психологии, педагогики.Рассмотрена классификация видов мышления.
Исследования Н.Б. Истоминой, Н.Ф. Талызиной, Л.П. Стойловой, показывают, что с поступлением ребёнка в школу именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов [26, 39].

Изучением данного феномена занимались многие философы, психологи и педагоги. Что такое мышление в философии? Человек всегда о чем-то думает, даже тогда, когда ему кажется, что он ни о чем не думает. Именно данной теории придерживались некоторые философы, такие как Декарт, Бертран, Спиноза утверждавшие, что мышление это процесс понимания и восприятия окружающего мира. Они считали, что мышление есть нечто бестелесное, духовное. Более того оно является единым атрибутом души.

Но было и абсолютно противоположное мнение, которого придерживались Юрген Хабермас, Карл Поппер, А.Ф. Лосев. Мышление – это процесс понимания, так как все знания человека — этовоспоминания… Таким образом, можно сказать, что большинство философов схожи в мыслях, что мышление это что-то абстрактное и загадочное. Именно этот факт сподвиг психологов взяться за изучение данной проблемы. По их мнению, мышление — это познавательная деятельность, исходом которой будет какое-то открытие, нечто новое (Д. Дьюи, А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров).

В современной психологии мышление понимается как «социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [37].

В сравнении со всеми другими явлениями человеческой психики мышление является наиболее скрытым и труднодоступным для изучения. В его исследовании отечественные психологи руководствуются так называемым принципом детерминизма, который определяется следующим образом: внешние причины действуют через внутренние условия. С.Л. Рубинштейн говорит, что, только опираясь на этот принцип, можно определить закономерности психических явлений, и что именно этот принцип должен явиться ядром психологической герои.

Первая попытка определить мышление с точки зрения психологии и педагогики принадлежит И.М. Сеченову, который высказал гениальную догадку о том, что мысль человека есть «встреча» с действительностью, в процессе которой действительность познается; есть ответная реакция человека на воздействие действительности. Ему же принадлежит высказывание о том, что мышление есть процесс, хотя это предположение И.М. Сеченова не получило дальнейшего развития в его время. В психологии принята и распространена следующая условная классификация видов мышления:

Таблица 1. - Классификация видов мышления.


По признаку


Вид мышления


Определение


По происхождению


наглядно-действенное


это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.


наглядно-образное


это вид мышления, опирающийся на представления и образы.


словесно-логическое


это вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями.


абстрактно-логическое


это вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета.


По степени развернутости


дискурсивное


мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.


интуитивное


мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.


По степени новизны и оригинальности


репродуктивное


мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.


продуктивное (творческое)


мышление на основе творческого воображения


По функциям различают


критическое


направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.


творческое.


связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей


По средствам мышления различают


наглядное


это мышление на основе образов и представлений предметов


вербальное


мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.


По характеру решаемых задач


теоретическое


мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений


практическое


это познание законов и правил.

Именно данной классификации придерживаются большинство психологов и педагогов [1, 4, 17, 19, 20, 26, 39], но Немов Р.С.[32] предлагает немного другую вариацию классификации.


Таблица 2. - Классификация видов мышления по Р.С. Немову.


Виды мышления


Теоритическое


Практическое


Понятийное


Образное


Наглядно-образное


Наглядно-действенное


это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.


материал, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.


состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.


процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.

Мы придерживаемся позиции тех исследователей, которые считают, что мышление это процесс, возникающий в мозгу человека.

С точки зрения данного исследования необходимо рассмотреть понятие логическое мышление.

Многие великие педагоги занимались изучением феномена логического мышления. В российской педагогической энциклопедии под логическим мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» [21].

«Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же совокупность умственных логических, достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности» [26].

В работахЯ.А. Каменскогопредлагается знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкрепляя их жизненными примерами и совершенствовать логическое мышление учащихся, анализируя проблемы на различных предметах.

Г. Песталоцци важнейшей задачей обучения считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли. А.Д. Дистервег называл мышление «самой глубокой потребностью стремящихся вперед»

В.А. Сухомлинский, наблюдая за ходом мышления детей, писал, «что, прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними... Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями». Его теории в бедующем стали придерживаться П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблянская.

Но более важным на наш взгляд является мнение К.Д. Ушинского, что логика должна стоять в преддверии всех наук, потому главное назначение обучения в младших классах - научить ребенка логически мыслить. Основой развития логического мышления должно стать наглядное обучение. Он утверждал, что без сравнения нет понимания, а без понимания нет суждения, поэтому необходимо широко применять этот прием.

В нашем исследовании логическое мышление — это вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же совокупность умственных логических, достоверных действий или операций мышления [35].

Сравнительный анализ подходов к определению понятия «логическое мышление» позволяет сделать вывод, что философы, психологи и педагоги схожи в мыслях о том, что именно младший школьный возраст сензетивен для формирования логического мышления.

Особенности формирования логического мышления у младших школьников раскрывается в нашем дальнейшем исследовании в главе 1, параграфе 1.2.

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом