Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

БСП. Xxx знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении


НазваниеXxx знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
АнкорБСП.doc
Дата17.11.2017
Размер72.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБСП.doc
ТипДокументы
#31782
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

XXX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

§116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении


  1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, например: Бледные щеки впали, глаза сделались большие, большие, губы горели (Лермонтов); День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья дерев (Тургенев); Поезд ушел быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов); Рябое лицо Николая покрывалось красными пятнами, его маленькие серые глаза не отрываясь смотрели на офицера (Горький).


Примечание. Если между частями бессоюзного сложного предложения, разделенными запятой, находится вводное слово, то в качестве дополнительного знака возможна постановка тире, чтобы показать, к какой из частей сложного предложения относится вводное слово, или чтобы подчеркнуть присоединительный характер второй части. Например: Злые собаки лаяли на задворках, не решаясь выбежать навстречу бричке, должно быть, отучили их от этой привычки проезжие солдаты (Саянов).


  1. Если части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между частями предложения ставится точка с запятой. Например:

Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохраняющем последний отблеск зари (Лермонтов); Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши (Тургенев); Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их (Горький).

Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей образующие их простые предложения разделяются запятыми. Например: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Тургенев); Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна (Некрасов).

Если в сложном предложении бессоюзное соединение частей сочетается с союзным, то нередко между частями, соединенными без союзов, ставится точка с запятой, а между частями, связанными союзом, ставится запятая. Например: Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился (Пушкин); Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упавшими желтыми листьями, и разговаривать (Л. Толстой).
§117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

  1. если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слово «а именно»), например: Страшная мысль мелькнула в. уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (Пушкин); В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь); Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит (Горький).


Примечание. Если вторая часть бессоюзного предложения состоит из двух частей, соединенных одиночными союзами и, да (в значении и), или, то запятая между ними не ставится, например: Погода испортилась: падал снег и дула, заметая следы, поземка (Новиков-Прибой).
Двоеточие ставится обязательно, если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части, например: Про себя Данилов сформулировал задачу так: из доктора Белова надо сделать начальника поезда (В. Панова); Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Грибоедов); Весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет (Гоголь); Одно было несомненно: назад он не вернется (Тургенев). Различается пунктуация в бессоюзном сложном предложении, в котором вторая часть раскрывает содержание местоименного слова одно, имеющегося в первой части, и в простом предложении, в котором слово одно разъясняется пояснительным членом предложения, а не целым предложением: в первом случае ставится двоеточие, во втором – тире. Ср.: Об одном прошу вас: стреляйте скорее (Лермонтов). – В отношениях с посторонними он требовал одного сохранения приличия (Герцен) (см. §97, п. 1);


  1. если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т.п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Ты сам заметил: день ото дня я вяну, жертва злой отравы (Лермонтов); Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов); Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант (Фадеев); Он верит: для его солдат и долгий путь вперед короче короткого пути назад (Симонов). Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала (Некрасов) – запятая вместо двоеточия;

  2. если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т.п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов «и увидел, что», «и услышал, что», «и почувствовал, что» и т.п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (Лермонтов); Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах еще виднелись ледяные закрайки (Аксаков); Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц (Гончаров); Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь... (Тургенев); Он подумал, понюхал: пахнет медом (Чехов); Лукашин остановился, посмотрел: во рву скапливалась вода, снег был мокрый... (В. Панова). В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты ни одного огонька в окнах (В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие;

  3. если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного... (Лермонтов); Напрасно вы смотрите кругом во все стороны: нет выхода из бесконечных тундр (Гончаров); Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Тургенев); И Жилин приуныл: видит дело плохо (Л. Толстой); Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (Чехов); Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (Горький); В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку (Маяковский); Степан боялся подойти к обрыву: скользко (Шишков); Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяжести войны (Паустовский); Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показывать, что ей зачем-то нужна лодка (Распутин);

  4. если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю:как она могла тебя укусить? (Чехов); Ты мне лучше вот что скажи:правда, что к Маякину сын воротился? (Горький); Я ехала сейчас, говорила с вами и все думала:почему они не стреляют? (Симонов).

Особый случай постановки двоеточия находим в газетных заголовках, распадающихся на две части: первая (так называемый именительный темы, или именительный представления) называет общую проблему, место действия, лицо и т.д., а вторая содержит конкретизацию указанного в первой части, например: Реформы: проблемы, решения; Демократия: путь к свободе; Булгаков: книги и время.
§118. Тире в бессоюзном сложном предложении
Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

  1. если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и), например: Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок ружье дало осечку (Чехов); Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Метелица был уже совсем близко от костра вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Фадеев); Еще выстрел кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (Шукшин);

  2. если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а), например: Прошла неделя, месяц он к себе домой не возвращался (Пушкин); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу нет зверя (Лермонтов); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать ноги не повиновались (Гончаров); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав они усугубляют свои; народ умирает с голоду они сыты, народ вооружается и идет громить врагов они выгодно поставляют сукна, провиант (Герцен); На дворе палил летний зной в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина (Бунин); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Паустовский); Не сумку у Мишки украли последнюю надежду похитили (Неверов); Смелые побеждают трусливые погибают (пословица);

  3. если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда), например: Я умираю мне не к чему лгать (Тургенев); Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (Фадеев); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажег шнуры они вспыхнули (Попов).


Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец... (Пушкин); Мы ехали сзади: никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра: выйти невозможно (Тургенев); Володина лошадь хромала: папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен... (Достоевский).


  1. если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда), например: Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят (Пришвин); Обветренное лицо горит, а закроешь глаза вся земля так и поплывёт под ногами (Бунин); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед все двигались вперед; покажет назад все медленно пятились назад (Катаев); Красивый парень. Сбрей ему сейчас бородку, надень костюмчик учитель (Шукшин); Пашню пашут руками не машут (пословица);

  2. если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если, когда в значении «если», например: Будет дождик будут и грибки; будут грибки будет и кузов (Пушкин); Что нужно будет скажите Павлу или Татьяне (Тургенев); Пропади ты совсем плакать о тебе не будем (Чехов); Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Ругаться будут не бойся (Гладков); Нравится рисовать рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова). Ср. пословицы: Назвался груздем полезай в кузов; Любишь кататься люби и саночки возить; Упустишь огонь не потушишь; Взялся за гуж не говори, что не дюж; Волков бояться в лес не ходить; Лес рубят щепки летят; Пожалеешь лычка отдашь ремешок; Смерти бояться на свете не жить и др.;

  3. если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто), например: Молвит слово соловей поет (Лермонтов); ...Посмотрит рублем подарит (Некрасов);

  4. если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (см. §117, п. 2), например: Овца же говорит она всю ночь спала (Крылов); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось раздайся хоть один только резкий звук и в природе произойдет что-то страшное: смерч, ураган, землетрясение (Катаев); Вчера на соседнем зимовье рассказывали медведь человека задрал (Арбузов); Кто-то скребется, мне показалось мышь; Но вижу не слушается она меня; Ты позвони в квартиру, бабушка спросит кто, назовись;

  5. если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении, например: На стене ни одного образа дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально это бросилось Клебе в глаза (Федин); Идет большая вода это всего интереснее (Горбатов).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков, например: Приказ есть приказ так его воспитал фронт (Воробьев); Кривые улицы, маленькие деревянные дома такой была Москва в начале века.

Иногда перед тире как авторский знак возможна постановка запятой, например: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, это неоспоримо (Горький); Если вам писать противно, скучно, не пишите, это все равно получится скверно, фальшиво (А.Н. Толстой); В такую пору надо говорить грубо и прямо, это умнее и честнее перед нашими детьми (Леонов); Широкий подъезд был совершенно пуст, это показалось мне странным (Каверин).
Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т.д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодежь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодежь ушла на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей