Модуль « Управление образовательными системами.
План: Основные нормативные документы в области образования Структура и особенности современной системы образования в России( в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации». 1 пункт Закон «Об образовании в Российской Федерации» - принят в декабре 2012
- действует с сентября 2013
В законе об Образовании по новому ( по сравнению с 1992) определены основные категории педагогики.
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения: -ФГОС начального общего образования ( принят в 2009 году, действует во всех образовательных учреждениях)
-ФГОС основного общего образования (5-8 класс)
-ФГОС среднего (полного) общего образования (9-11 класс)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ( утверждена в феврале 2010 года)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ( утверждена в 2009 году)
Профессиональный стандарт «Педагог» ( утвержден в 2013 году)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года( принята в 2015) Основные принципы государственной политики в сфере обслуживания. Признание приоритетности образования. Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности свободного развития личности… Единство образовательного пространства на территории РФ . Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях. 2 пункт.
Современная система образования в России включает в себя 5 компонентов ФГОС и требования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность. Органы управления образованием. Данные органы могут быть представлены на разных уровнях: федеральный( Министерство образования и науки РФ), региональный( Министерство образования по Тульской области), муниципальный ( на территории города Тулы есть главное управление образования (ГУО)). На территории области есть отделы образования Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования (РОСОБРНАДЗОР) Объединение юридических лиц, работодатели и их объединения, общественные объединения ( профсоюзные организации работников образования) осуществляющие деятельность сфере образования.
1.Общее образование Дошкольное Начальное Основное общее Среднее общее 2.Профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее образование – бакалавриат Высшее образование – специалитет, магистратура Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. 3.Дополнительное образование Дополнительное образование детей и взрослых Дополнительное профессиональное образование 4. Профессиональное обучение, обеспечивающее возможность реализации права на образование в течение всей жизни( непрерывное образование)
совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы(ООП) основного общего образования образовательными учреждениями. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный, который обеспечивает: Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В стандарте существует раздел, который называется « Портрет выпускника основной школы»
В стандарте выделяются 3 группы результатов овладения ООП. Личностные Метапредметные Предметные. Личностные результаты
Данные результаты связаны с различными личностными характеристиками учащегося, их качествами, свойствами, состояниями.
В обобщённом виде личностные результаты представляют собой: Готовность и способность обучающихся к самоопределению Сформированность мотивации обучающихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений. Сформированность ценностно-смысловых установок Способность ставить цели и жизненные планы Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные результаты
Это результаты, находящиеся над учебными предметами. Эти результаты школьники могут использовать при изучении любого учебного предмета.
В обобщённом виде метапредметные результаты представляют собой: Освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. УУД. Выделяются 4 вида УУД: регулятивные, личностные(все, что связано с процессом самосознания), познавательные( связаны с исследовательской деятельностью), коммуникативные. Способность использовать межнаучные знания и УУД в учебной познавательной и социальной практике. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Построение индивидуальной образовательной траектории Предметные результаты
(Связаны с конкретным учебным предметом)
В обобщённом виде предметные результаты представляют собой: Освоенные школьниками при изучении школьного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Формирование научного типа мышления. Владение научной технологией, ключевыми понятиями, методами.
Образовательная программа- это комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты) организационно педагогических условий и форм аттестации учащихся, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, учебных предметов, курсов и дисциплин, а также в виде оценочных методических материалов.
ОП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность
Содержательный раздел ООП содержит ряд основных блоков обязательных для любого образовательного учреждения блок. Программа развития универсальных учебных действий. Включающий формирование компетенции школьников в области использования ИКТ и компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Блок. Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных.
Блок. Программа воспитания и социализации обучающихся. Предполагаемые направления: духовно-нравственное развитие обучающихся, социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры.
4 блок. Программа коррекционной работы. Данная программа разрабатывается в тех образовательных учреждениях, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями( в частности, дети с ограниченными способностями здоровья, т.е инклюзивное образование)
Организационный раздел включает :
Учебный план,
Систему условий реализации ООП. условие кадровое обеспечение условие – финансово-экономические Материально технические Психолого-педагогические Информационно методические Учебное методическое и информационное обеспечение Профессиональный стандарт педагога. Изменения условий труда современного учителя. Проблемы, сложности, риски деятельности учителя. Основная характеристика профессионального стандарта педагога Проблемы в деятельности педагога можно разделить на несколько групп: Процесс обучения. А)Реализация ФГОС: неготовность педагога к реализации деятельностного подхода
Б)Отсутствие фонда оттеночных средств для изменения
В) Отсутствие навыков применения ИКТ( работа с интерактивной доской, подготовка учебных видеоматериалов, использование электронных учебников, презентаций и т.д.)
Г) Стагнация(отсутствие новизны в процессе обучения)
Д)Проблема устаревания знаний.
Проблема отцов и детей.
Снижение авторитета учителя, отсутствие доверия к нему
«Глубинные изменения современного детства»( клиповое мышление, неразвитость социальной компетенции, агрессивность как состояние личности, снижение уровня развития познавательных процессов, признаки сетевой личности
План: Понятие управленческой деятельности. Принципы управления. Управленческая культура руководителя. Внутришкольное управление. Функции и цикл ВУ Структура ВУ Управление- деятельность, направленная на: Выработку решений Организацию, контроль, регулирование объектоуправления в соответствии с заданной целью Анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Управленческая деятельность может быть присуща разным участникам образовательного процесса: и руководителю образовательного учреждения, его заместителям, и педагогу(включая классного руководителя, педагога психолога, социального педагога) и школьникам.
Принцип демократизации( открытость управленческой деятельности, самодеятельность, обсуждение проблем)и гуманизации образовательного процесса.
Внутришкольное управление предполагает развитие Демократизация управленческой деятельности предполагает открытость, доступность информации, которую могут обеспечить: регулярные отчёты администрации школы, сайты образовательного учреждения, педагогические советы, общешкольные мероприятия и родительские собрания.
Взаимодействие в управленческой деятельности основывается на признании ценности личности в не зависимости от того, кто участвует в управленческой деятельности.
2 принцип. Системность и целостность в управлении. Данный принцип понимание педагогического процесса как системы, которая состоит из различных взаимосвязанных компонентов.
Системность и целостность в управлении обеспечивается взаимодействием управленческих функций в деятельности руководителя образовательного учреждения и педагогической коллектива.
принцип: Рациональное сочетание централизации и децентрализации предполагает, что в управлении с одной стороны должен присутствовать единый центр, аккумулирующий на себе деятельность и ее направление. С другой стороны, должны быть другие участники деятельности, которые могут предлагать новые решения и направления деятельности, принимать управленческие решения, обсуждать проблемы, трудности, риски и т.д.
принцип: единство единоначалия и коллегиальности управления. Единоначалие обеспечивает дисциплину, порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников образовательного процесса. Коллегиальность позволяет разнообразить деятельность Принцип: объективность и полнота в управленческой деятельности. Классификации по времени: ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная.
Классификация по функциям управления: аналитическая, оценочная, конструктивная и организационная.
По источникам поступления: внутришкольная(от директора), ведомственная, вневедомственная.
По целевому назначению: директивная(обязательная для исполнения), ознакомительная, рекомендательная.
УК включает в себя ряд компонентов. Рассматривается данное понятие как часть профессионально педагогической культуры.
УК рассматривается как мера и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой.
Компоненты Аксиологический . Данный компонент связан с системой профессионально педагогических ценностей на основе которых выстраивается управленческая деятельность. Технологический. Данный компонент связан со способами и приемами управления педагогическии процессом. При этом в технологическом компоненту учитывается цикл педагогического процесса:анализ, планирование, организация, контроль, регулирование педагогического процесса. Личностно творческий. Предполагает наличие у руководителя комплекса личностных качеств и способностей. Качества современного руководителя: стрессоустойчивость, мобильность, коммуникабельность, открытость ко всему новому, способность взаимодействовать с разными людьми, демократичность, способность критически себя воспринимать, креативность и т.д.
Сформированность управленческой культуры руководителя школы позволяет ему эффективно осуществлять управленческую деятельность и принимать грамотные управленческие решения.
2 вопрос.
Внутришкольное управление- это целенаправленное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.
Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных взаимосвязанных действий или функций: функция педагогического анализа, целеполагания, планирование, организации , стимулирования, контроля и регулирования педагогического процесса.
Структура внутришкольного управления.
Внутришкольное управление включает разные уровни управления, которые иерархически располагаются от самого масштабного до более простого
Аттестация педагогических работников
Аттестация – установление соответствия уровня квалификации учителя требованиям предъявляемым к квалифицированным категориям.
Стимулирование целенаправленного непрерывного уровня квалификации работников их профессионального и личностного роста Повышение эффективности и качества педагогической деятельности
Обеспечение дифференциации оплаты труда. В результате аттестации учитель может или приобрести квалификационную категорию( 2 к. категории, первую или высшую) или подтвердить уже существующую. Аттестацию учитель проходит один раз в 5 лет.
Коллегиальность Гласность Открытость. Данные принципы позволяют обеспечить объективность(оценивая деятельности педагога) при проведении аттестации.
Этапы проведения процедуры аттестации
В Туле этим занимается ИПК и профессиональной переподготовки работников образования тульской области. Межаттестационный. В этот период учитель осуществляет самообразование в различных формах и видах, проходит курсы ПК, проводит самоанализ эффективности собственной педагогической деятельности, количественных и качественных показателей деятельности, определяет перспективы собственной работы, формирует портфолио профессиональных достижений. Подготовительный. На данном этапе педагог оформляет и предоставят в аттестационную комиссию различные документы. Экспертный. На данном этапе работает не только учитель, но и аттестационная комиссия, которая осуществляет экспертизу педагогической деятельности аттестующегося. Данный этап предполагает разные формы аттестации учителя. Формы аттестации: Защита портфолио. Может осуществляться как заочно, когда учитель предоставляет его в комиссию, так и непосредственно при личном собеседовании. Анализ результатов педагогической деятельности и изучение документов. (Осуществляется в школе). Творческий отчёт. Представление и защита методических разработок (учебно-программная документация, методические материалы для педагогов и учащихся ) Защита авторского проекта. Авторский проект предполагает конструирование Защита авторской программы. В основе ее лежит собственно разработанная модель учебно-воспитательного процесса. Самоанализ результатов педагогической деятельности. 4 этап- заключительный. Когда учителю по мнению комиссии присуждается категория. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |