Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Квактун_Рабочая_программа. Законом от 29. 12. 2012 273 Об образовании в Российской Федерации


НазваниеЗаконом от 29. 12. 2012 273 Об образовании в Российской Федерации
АнкорКвактун Рабочая программа.doc
Дата02.03.2018
Размер0.81 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКвактун_Рабочая_программа.doc
ТипЗакон
#36909
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

И. Г. Квактун, Г. Г. Квактун
Рабочая программа музыкального руководителя ДОО
Целевой раздел

(Пояснительная записка)
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в образовательной программе должны быть представлены рабочие программы учебных предметов.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Конвенцией о правах ребенка;

• Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании»;

• Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, вступившим в силу от 26 января 2012 года»;

• Постановлением главного государственного санитарного врача России от 15 мая 2013 г. № 2 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (издание 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Мозаика-Синтез, 2014) и парциальной программы «Тутти» А. И. Бурениной, Т. Э. Тютюнниковой (СПб.: Музыкальная палитра, 2012); частично — учебно-методическое пособие И. А. Смирновой «Специальное образование дошкольников с ДЦП» (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003).

Рабочая программа предназначена для работы с детьми общеобразовательной группы среднего возраста, с детьми с диагнозом ДЦП и с детьми группы «со сложными дефектами» среднего возраста.
Целевые ориентиры основной образовательной программы

Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.
Цель и задачи основной образовательной программы

Цель — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи (обязательная часть)

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития ГБДОУ д/с № 120. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей среднего возраста.

В рабочей программе выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, она построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие. Программа предусматривает комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей. Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, основываясь на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучение детей.

Содержание рабочей программы отражает реальные условия музыкального зала, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности — часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется...» — утверждал В. М. Бехтерев. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В. А. Сухомлинского, «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство...».

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. «...воспитание в музыке надо считать самым главным: Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». (Рерих С. Н. «Стремиться к прекрасному». — М., 1993).

Главная задача педагогов — увлечь ребёнка желанием овладеть языком музыки.

Выдающийся педагог-музыкант Г. Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно создавать среду для их проявления и роста. Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы человека. Музыке необходимо начинать учить с самого раннего возраста всех детей, независимо от того, откроется или нет в ребёнке к 4—5 годам музыкальная одарённость. В большинстве случаев способности проявляются не сразу.

Занятия музыкой должны входить в жизнь ребёнка естественным путём, не отрывая его от привычной детской жизни. Игра — основная деятельность детей дошкольного возраста, в которой могут иметь место хороводы, песни, сюжетно-ролевые игры. В специальный подраздел выделены музыкально-дидактические игры, в процессе которых развиваются музыкально-сенсорные способности. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Данная программа рассчитана на обучение детей 4—5 лет и призвана способствовать введению ребёнка в музыкально-образовательное пространство в структуре «дошкольно-образовательное учреждение — семья — учреждения культуры».

Музыкальное воспитание не только развивает природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, развитию их личностных качеств (физических, интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Возрастные и индивидуальные особенности детей
среднего
дошкольного возраста (4—5 лет)

(Общие)
Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик: я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
Индивидуальные особенности детей с диагнозом ДЦП
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами: биологическими особенностями, связанными с характером заболевания; социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе с ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития здорового ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Таблица 1

Оценка здоровья детей группы 10

Общая численность детей — 24 человека

Возраст

ЧБД

Группа здоровья

Диагноз

I

II

III

Другая

Тубинфицирование

Лор-патология

Заболевание опорно-двиг. аппарата

Аллергия

Другое

4—5 лет

1



22

2





2



3

7

Таблица составлена воспитателями группы О. Н. Бычковой и Л. А. Назаровой
Таблица 2

Индивидуальные особенности детей группы 10

Возраст

Пол

Тип темперамента

Социально-эмоциональная сфера

Познавательная сфера

М

Ж

Сангвинический — 29 %.

Сангва-холерический — 4 %.

Сангва-флегматический — 4 %.

Флегматический — 8 %.

Меланхолический — 33 %.

Меланхо-холерический — 4 %.

Меланхо-флегматический — 8 %.

Холерический — 8 %

Агрессивны — 0 %.

Тревожны 17 %.

Застенчивы — 12 %.

Гиперактивны — 12 %

Условно соответствует средневозрастным показателям

4—5 лет

10

14

Таблица составлена педагогом-психологом Т. В. Голубевой
Таблица 3

Сведения о семьях воспитанников группы 10

Полная семья

19

Неполная семья

5

Многодетная семья

3

Проблемная семья



Семья с опекуном



Этническая семья (указывается по желанию)



Таблица составлена воспитателями группы О. Н. Бычковой и Л. А. Назаровой
Таблица 4

Индивидуальные особенности детей групп 5 и 6

Группа, средний возраст воспитанников группы

Пол

Тип темперамента

Социально-эмоциональная сфера

Познавательная сфера

Ж

М

№ 5 для детей с нарушениями ОПД и СД; 4—5 лет

5

13

Сангвинический — 7 %.

Холерический — 36 %.

Флегматический — 29 %.

Меланхолический — 7 %.

Меланхо-холерический — 21 %

Агрессивны — 14 %.

Тревожны — 36 %.

Застенчивы — 14 %.

Гиперактивны — 29 %

См. заключение по результатам психодиагностики

№ 6 для детей с нарушениями ОПД и СД; 4—5 лет

8

10

Сангва-холерический — 12 %.

Сангва-флегматический — 28 %.

Меланхо-холерический — 18 %.

Меланхо-флегматический — 12 %.

Меланхолический — 18 %.

Флегматический — 6%.

Холеро-флегматический — 6%

Агрессивны — 12 %.

Тревожны — 47 %.

Застенчивы — 23 %.

Гиперактивны — 6 %

Таблица составлена педагогом-психологом Т. В. Голубевой
Характеристика группы 5

ДЦП — 11 чел.: мальчиков — 9, девочек — 2.

Сложные дефекты — 8 чел.: мальчиков — 4, девочек — 3.

Группа здоровья: III — 12,5 % (1 человек); IV — 87,5 % (7 человек).

Диагноз «ДЦП»:

— ДЦП, спастическая диплегия — 6 человек;

— ДЦП, спастическая диплегия (акцент справа) — 1 человек;

— ДЦП, спастическая диплегия, ВПР головного мозга, гипоплазия мозолистого тела — 1 человек;

— ДЦП, спастическая диплегия, симптоматическая эпилепсия — 1 человек;

— врождённый вывих бедра слева — 1 человек;

— парез Эрба справа — 1 человек;

Сопутствующие:

— сходящееся косоглазие — 1 человек;

— ринолалия — 1 человек;

— моторная алалия — 1 человек;

— самостоятельная ходьба в стадии формирования — 2 человека;

Диагноз «Сложные дефекты»:

— ДЦП, спастическая диплегия — 4 человека;

— ДЦП, спастическая диплегия, шунтозависимая гидроцефалия — 1 человек;

— ДЦП, спастическая диплегия, симптоматическая эпилепсия — 1 человек;

— ДЦП, атонически-астотическая форма — 1 человек;

— ДЦП, резидуально-органическое поражение ЦНС, спастический гемипарез — 1 человек;

Сопутствующие:

— ОНР — I уровня развития, дизартрия — 1 человек;

— самостоятельно не передвигается — 6 человек.
Характеристика группы 6

ДЦП — 12 чел.: мальчиков — 7, девочек — 5.

Сложные дефекты — 8 чел.: мальчиков — 4, девочек — 3.

Группа здоровья: III — 12,5 % (1 человек); IV — 87,5 % (7 человек).

Диагноз «ДЦП»:

— ДЦП, спастическая диплегия — 8 человек;

— ДЦП, спастическая диплегия (акцент справа) — 1 человек;

— Дисплазия пояснично-крестцового отдела позвоночника — 1 человек;

— врождённая двухсторонняя косолапость — 1 человек;

— ДЦП, левосторонний гемипарез — 1 человек;

Сопутствующие:

— вялая осанка. Плосковальгусные стопы — 1 человек;

— сходящееся косоглазие — 1 человек;

— ринолалия — 1 человек;

— моторная алалия, псевдобульбарная дизартрия — 1 человек;

— самостоятельно не передвигается — 1 человек.

Диагноз «Сложные дефекты»:

— ДЦП, спастическая диплегия — 8 человек;

— органическое поражение ЦНС, синдром «кошачьего крика» делеция 15 хромосомы — 1 человек.

Сопутствующие:

— ОНР — I уровня развития, дизартрия — 1 человек;

— самостоятельно не передвигается — 6 человек.
Таблица 5

Сведения о семьях воспитанников группы 6
(ДЦП + сложные дефекты)


Полная семья

17

Неполная семья

1

Многодетная семья

2

Проблемная семья



Семья с опекуном



Этническая семья (по желанию)



Таблица составлена воспитателями группы О. Б. Григорьевой и С. М. Куровой
Рабочая программа «Музыка»
Основная задача рабочей программы — сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать всё, что будит воображение ребёнка, его заинтересованность: музыкальный материал, рисунки, рассказ, сопровождающий занятие-игру, музыкально-дидактические игры, пособия и т.п.

Основной целью рабочей программы является развитие музыкальных способностей в контексте формирования основ базовой культуры личности.

Цель определяет следующие ведущие задачи в музыкальном развитии ребёнка.

1. Формировать интерес к музыке.

2. Развивать музыкальные способности.

3. Расширять представления о музыкальном искусстве.

Кроме этого, можно сформировать и сопутствующие задачи.

1. Содействовать развитию креативных способностей: художественного вкуса, фантазии, творческого воображения (живопись и музыка, движения и музыка, природа и музыка), эмоциональной сферы, эмпатии.

2. Вызывать и поддерживать интерес к познанию нового.

3. Обогащать музыкальные впечатления детей.

4. Развивать внутренние психические процессы: внимание, память, мышление.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности.
Основные условия реализации программы
Важным условием эффективности реализации программы является опора на следующие дидактические принципы:

— создание развивающей музыкальной среды;

— предоставление возможности каждому ребёнку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

— создание комфортных условий для музыкального развития детей.

Основные принципы реализации программы музыкального образования детей сформулированы в соответствии:

— с современными научными взглядами об основах развивающего обучения в непрерывной сфере образования, формирования у детей деятельностных способностей;

— с новым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

К основным принципам относятся следующие (программа «Тутти» А. И. Бурениной, Т. Э. Тютюнниковой).

Психологическая комфортность: создаётся образовательная среда, обеспечивающая не только снятие всех стрессообразующих факторов, но и переживания радости, чувство удовлетворения, увлечённости деятельностью.

Деятельность: новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на основе творческого музицирования, импровизации в различных видах музыкальной деятельности.

Научная обоснованность и практическая применимость: содержание, формы, методы музыкального воспитания детей, предложенные в данной программе, обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики.

Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности: оптимизация содержания музыкального образования, возможность «на малом учить многому».

Единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач: реализуется в соответствии с логикой системы музыкального развития, предложенной данной программой.

Целостность: новые знания, в том числе и о музыке, раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира.

«Минимакс»: разноуровневое музыкальное развитие детей — в соответствии со своими природными и возрастными возможностями.

Вариативность: предоставление детям возможностей выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Творчество: обеспечение возможности для каждого ребёнка приобретения собственного опыта творческой деятельности.

Непрерывность: обеспечиваются преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе.

Интеграция образовательных областей: музыкально-творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области в зависимости от педагогических целей и задач.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса: реализация настоящей программы предполагает организацию совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из 4 разделов:

— «Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений»;

— «Пение»;

— «Музыкально-ритмические движения»;

— «Игра на детских музыкальных инструментах».

Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальной непосредственной образовательной деятельности (НОД) — 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в соответствии с требованиями СанПиНа.


Группа

Возраст

Длительность занятия (минуты)

1-я младшая

с 2 до 3 лет

10

2-я младшая

с 3 до 4 лет

15

Средняя

с 4 до 5 лет

20

Старшая

с 5 до 6 лет

25

Подготовительная к школе

с 6 до 7 лет

30


Основные задачи по каждому разделу программы
Раздел «Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений»

Познакомить детей с музыкальными произведениями, способствовать их запоминанию, накоплению музыкальных впечатлений.

Развивать музыкальные способности и навыки культурного слушания музыки.

Развивать способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формировать музыкальный вкус.

Развивать способности эмоционально воспринимать музыку.

Раздел «Пение»

Формировать у детей певческие умения и навыки.

Обучать исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента.

Развивать музыкальный слух, то есть различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок.

Развивать певческий голос, укреплять и расширять его диапазон.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Развивать у детей музыкальное восприятие, музыкально-ритмическое чувство и в связи с этим — ритмичность движений.

Обучать согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развивать пространственные и временные ориентировки.

Обучать музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения.

Развивать художественно-творческие способности.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»

Развивать у детей мелодический, звуковысотный, ритмический и тембровый слух.

Способствовать развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости.

Содействовать развитию сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса.

Познакомить с детскими музыкальными инструментами и их звучанием.

Познакомить с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

Научить играть в ансамбле на различных детских музыкальных инструментах несложные произведения.

Воспитывать любовь к музыке, желание слушать музыку и узнавать знакомые музыкальные инструменты.
Формы, способы, методы и средства художественно-эстетического развития
Методы музыкального развития:

• наглядный — сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений;

• словесный — беседы о различных музыкальных жанрах;

• словесно-слуховой — пение;

• слуховой — слушание музыки;

• игровой — музыкальные игры;

• практический — разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий.

Формы музыкального развития:

• фронтальная музыкальная непосредственно образовательная деятельность (комплексная, тематическая, традиционная);

• праздники и развлечения;

• игровая музыкальная деятельность (театрализованные музыкальные игры, музыкально-дидактические игры, игры с пением, ритмические игры);

• музыка в других видах непосредственно образовательной деятельности;

• совместная деятельность взрослых и детей (театрализованная деятельность, оркестры, ансамбли);

• индивидуальная музыкальная непосредственно-образовательная деятельность (творческие занятия, развитие слуха и голоса, упражнения в освоении танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах).

Способы музыкального развития:

• пение;

• слушание музыки;

• музыкально-ритмические движения;

• музыкально-дидактические игры;

• игра на музыкальных инструментах

Средства музыкального развития:

музыкальные инструменты;

• музыкальный фольклор.
Важнейшей особенностью методического подхода программы по музыке является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра.

Общий методический подход можно сформулировать следующим образом: «С детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат».
В содержание раздела «Музыка» включены основные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. (Методические подходы к реализации каждого вида музыкальной деятельности см. в программе А. И. Бурениной, Т. Э. Тютюнниковой «Тутти» (СПб.: Музыкальная палитра, 2012. С. 34—54).)
Музыкальное развитие детей, осуществляемое в процессе организованной образовательной деятельности, предполагает разные формы взаимодействия с воспитанниками (там же, С. 55).
Возрастные особенности детей от 4-5лет в музыкальной деятельности
Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то — танцевать. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны, эмоциональны.

Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё нужен показ, поддержка взрослых.

Диапазон голоса — в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста есть проблемы в звукопроизношении.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкости, пластичностью. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при использовании многих видов движений. Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей пятого года жизни необходимо учитывать в организации работы по музыкальному воспитанию.
Коррекционная работа
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребёнка ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничное включение в коллектив сверстников.

Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития.

Цель коррекционной работы — коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы.

Задачи коррекционной работы

1. Обеспечение адекватных возможностей и индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья организационно-педагогоических условий, необходимых для качественного освоения ими содержания основной образовательной программы;

2. Разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;

3. Координация усилий всех субъектов образовательного процесса, принимающих участие в реализации программы.
Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья

Механизмы адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья заключаются в использовании специальных методов и приёмов обучения и воспитания для детей с диагнозами «ДЦП» и «сложные дефекты».

1. Индивидуальный подход.

2. Использование практических и наглядных методов, формирующих сенсомоторную основу представлений и понятий о познавательной действительности, дополнением к этим методам являются словесные методы.

3. Практически-действенные методы воспитания: приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность. Эти методы необходимо сочетать с различными информационными методами. Ценным является опора на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, использование примеров из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога.

4. Различные виды игр для формирования личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов, общения.

5. Комплекс учебно-игровых занятий.

6. Предотвращение наступления утомляемости.

7. Активизация познавательной деятельности.

8. Проведение подготовительных занятий.

9. Обогащение знаниями об окружающем мире.

10. Внимание на коррекцию всех видов деятельности.

11. Проявление педагогического такта.

Организация работы специалистов в коррекционном блоке также предполагает обучение родителей некоторым психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Основная задача — формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических накоплений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие в детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувство ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.
Раздел «Музыка»

Основная цель — слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах.

На музыкальных занятиях наряду с общеобразовательными задачами решаются специальные коррекционные задачи:

— развитие певческих навыков;

— развитие речи посредством пения и движения;

— формирование в процессе музыкального воспитания пространственных и временных представлений;

— развитие двигательных навыков, крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственной координации;

— формирование в процессе музыкальной деятельности различных видов познавательной деятельности;

— управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности.
Во время работы с детьми, имеющими диагноз «ДЦП», необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности.

1. Посадить ребёнка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения.

2. Определить ведущую руку каждого ребёнка.

3. Для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться таким приёмом, как крепкое сжатие кисти руки ребёнка (в отдельных случаях требуется на руку ребёнка надеть браслеты-утяжелители).

4. На всех этапах работы широко используется активно-пассивный метод: взрослый своей рукой помогает действию руки ребёнка.
Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы:

— слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

— узнавать песни, мелодии;

— различать звуки по высоте (секста-септима): низкий — средний — высокий;

— петь протяжно, четко поизносить слова, не отставая друг от друга;

— замечать динамические изменения (громко — тихо);

— выполнять танцевальные движения в парах;

— двигаться под музыку с предметом.

— выполнять движения в соответствии с характером музыки;

— инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;

— различать и называть музыкальные инструменты (погремушку, бубен, барабан, ложки, треугольник, колокольчик), исполнять простейший ритм;

— играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Содержательный раздел

(Проектирование образовательного процесса)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей