Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков. А. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации


НазваниеА. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации
АнкорОкружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков.pdf
Дата25.07.2017
Размер1.79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOkruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24244
страница6 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Контроль и оценка достижений Проводится с помощью блока вопросов нас учебника.
Физкультминутки. Учитель Давайте покажем, как трудились люди, выращивая урожай. Копали (имитация движений, поливали (имитация движений, срывали с деревьев плоды (подпрыгивают, собрали всё в большую корзину (широко разводят руки в стороны)».
Р е коме н да ц и и для занятий всем ь е. Выполните с ребёнком задание в рабочей тетради с. 13, № 3).
2. Если есть возможность, сделайте с ребёнком фотографии Что мы вырастили летом на даче, снимите ви- деофрагменты Сбор урожая в саду и огороде».
ЧТО РАСТЁТ НА ПОДОКОННИКЕ?
Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
различать изученные на уроке комнатные растения;
наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;
определять комнатные растения с помощью атласа- определителя;
приводить примерыкомнатных растений

68
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений;
осуществлять самопроверку;
рассказывать об особенностях любимого растения отвечать на итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать красоту комнатных растений.
Оборудование. У учителя — комнатные растения. У учащихся цветные фишки атлас-определитель От земли до неба».
Предварительная работа. Учитель подбирает комнатные растения для определения из числа представленных в атласе-определителе От земли до неба В атла- сах-определителях учитель заранее кладёт закладки на нужных страницах. Ходу рока bbМотивация и целеполагание Муравей предлагает детям новый вопрос Что растёт на подоконнике Дети дают произвольные ответы учитель подводит их к выводу На подоконнике растут комнатные растения, каждое имеет название. После этого зачитываются слова Муравьишки в рубрике Что узнаем, чему научимся (с. Актуализация знаний и умений Выполняется задание нас учебника. Дети могут работать индивидуально по команде учителя. При этом их следует сориентировать на работу с рисунками, а нес названиями. Дети раскладывают зелёные и синие фишки возле рисунков, располагая их на месте кружочков. Понятно, что результаты будут у разных учащихся разными, особенно в отношении растений, растущих у них дома. Результаты следует проверить и обсудить. Освоение нового содержания и его применение. Этот этап урока является непосредственным продолжением предыдущего. Учитель поясняет, что научные названия многих растений сложные и надо потрудиться, чтобы их запомнить. Кто-либо из учащихся вслух читает название растения, другие внимательно следят по книге. Учитель громко повторяет название, затем дети повторяют его хором. Параллельно с этой работой учитель сообщает сведения и задаёт вопросы, создавая образные опоры,
которые помогут лучше запомнить изучаемые растения. Например Кактус часто называют зелёным ёжиком — почему Название гиппеаструм означает кавалер со звездой — как вы это объясните Сансевьеру многие называют щучий хвост — почему Мне кажется, что калла напоминает кораблик с белым парусом вокруг жёлтой мачты — согласны ли вы с этим Калла ещё называется белокрыльником — почему?»
После этого можно перейти к выполнению практической работы Определяем комнатные растения, которая проводится в парах по заданиям учебника и рабочей тетради и с использованием атласа-опре-
делителя От земли до неба. Очень важно, чтобы вначале работы дети, в соответствии с заданием учебника, подумали, как с помощью атласа-определителя можно узнать названия растений, те. составили мысленный план действий. Он должен включать 1) внимательное рассматривание определяемого растения 2) поиск в ат- ласе-определителе иллюстрации, на которой изображено данное растение 3) сравнение частей растения (листьев, цветков и др) с рисунком, чтобы убедиться в правильности определения 4) прочтение названия растения (при необходимости можно обратиться к учителю или кому- либо из читающих детей).
Организация практической работы может быть разной в зависимости от конкретных условий. Желательно на столе каждой пары поставить 1—2 растения для определения. Однако такой возможности может не быть. Тогда растения, подлежащие определению, расставляются на подоконниках и на столе учителя. Возле каждого растения помещается табличка с номером. Каждой паре учащихся выдаётся инструктивная карточка с указанием одного-двух номеров. Например Определите растения под номерами 3 и 7». Детям разрешается вставать со своих мести подходить к изучаемым растениям. Следующий этап урока предусматривает расширение представлений детей о комнатных растениях (знакомство с родиной некоторых из них, раскрытие связи между строением растения и условиями его жизни на родине) и вместе стем нацелен на формирование умения работать с информацией. Дети учатся извлекать информацию из текста и использовать её при работе с иллюстрациями. Текст Знаете ли вы, что…» учитель зачитывает классу в форме вопросов Мудрой Черепахи, а последующие задания выполняются в парах. Дополнительно учитель спрашивает Есть ли связь между внешним видом (строением) растений и особенностями их жизни на родине
Дети высказывают свои предположения. При обсуждении учитель подводит школьников к выводу В пустыне жарко и очень сухо, поэтому кактус запасает воду в своих стеблях на родине бегонии жарко и очень влажно, поэтому у неё вырастают такие большие листья».
Затем выполняются задания № 2 ив рабочей тетради. По усмотрению учителя на основе задания
№ 2 может быть проведена дидактическая игра Узнай растения по фрагментам. У детей четыре пары фишек разного цвета. Одну фишку из каждой пары нужно положить на фрагмент растения нас рабочей тетради, а другую такого же цвета — на изображение этого растения нас. Задание № 3 включает аналитическую часть анализ своего отношения к комнатным растениям, выбор среди них любимого растения) и собственно творческую часть (рисование. Рисунок дети могут выполнить сна- туры или по памяти.
Выводы и обобщения При подведении итогов урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос Что растёт на подоконнике, а также показать и назвать изученные растения класса. Высказывания детей обобщаются с помощью вывода нас учебника.
Контроль и оценка достижений Проводится с помощью блока вопросов и заданий нас учебника.
Физкультминутки. Могут быть проведены в виде игры на закрепление названий растений. Муравей показывает изученные растения и говорит названия, допуская ошибки. Если растение названо правильно, дети подпрыгивают, если нет — хлопают в ладоши.
Р е коме н да ц и и для занятий всем ь е. Вместе с ребёнком выполните задание в рабочей тетради (с. 14, № 4) с помощью атласа-определителя От земли до неба. Если есть возможность, сфотографируйте, что раст т на вашем по доконнике.
ЧТО РАСТЁТ НА КЛУМБЕ?
Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
различать изученные растения клумбы, цветника;
наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
определятьрастения цветника с помощью атласа-опре- делителя

71
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
рассказывать о любимом цветке отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать красоту растений клумбы.
ВНИМАНИЕ: «ЗЕЛЁНЫЙ КЛАСС Описанный ниже урок предусматривает работу в классе. Однако данный урок может быть проведён в «Зелёном клас сете. на территории школы или в другом месте, где имеется клумба или цветник. В этом случаев методику урока учитель вносит необходимые коррективы. В «Зелёном классе дети знакомятся с растениями, не срывая их определяют, зарисовывают. Может быть предусмотрена подвижная дидактическая игра Найди цветок. Оборудование. У учителя — комнатные растения,
с которыми познакомились на прошлом уроке букет декоративных растений, изоб ражённых в учебнике (с. 26); крем и шампунь с добавлением календулы. У учащихся цветные фишки цветущие растения календулы и бархатцев, плоды календулы, кусочек бархата атлас- определитель От земли до неба ножницы и клей для использования Приложения рабочей тетради.
Предварительная работа. До урока проводится прогулка, вовремя которой дети знакомятся с декоративными растениями клумбы, цветника. Особое внимание учитель обращает нате растения, которые изображены в учебнике (с. Ходу рока bbМотивация и целеполагание Учитель просит показать в классе и назвать комнатные растения, с которыми познакомились на прошлом уроке. Затем Муравей Вопросик говорит Теперь я знаю, что растёт на подоконнике. А что растёт на клумбе Дети отвечают, после чего зачитываются слова Муравьишки в рубрике Что узнаем, чему научимся».
Актуализация знаний и умений Проводится работа по заданию нас учебника с использованием фишек. Дети опираются на свои наблюдения, сделанные, в частности, вовремя предварительной прогулки. Как и на
предыдущем уроке, работа идёт в основном с иллюстра- циями.
Освоение нового содержания и его применение. Продолжается работа с с. 26 учебника. Дети рассматривают цветы в букете,выращенные на пришкольном или садовом участке, определяют их, соотнося с рисунками в учебнике, читают и повторяют названия растений (аналогично тому, как это делалось на предыдущем уроке. При этом учитель сообщает дополнительные сведения, подчёркивающие красоту растений, их отличительные особенности, задаёт вопросы, помогающие выделить те или иные детали. Как и на предыдущем уроке, учитель должен создавать образные опоры для лучшего запоминания растений. Например У гладиолуса вид торжественный, величавый. А его название означает небольшой меч. Как выдумаете, почему (Листья похожи на мечи.)»
Учитель может прочитать стихотворение о гладиолусах:
Два цветка, два гладиолуса, Разговор ведут вполголоса. По утрам они беседуют Про цветочные дела...
А. Барто
Учитель: Как выдумаете, о чём могут говорить гладиолусы Название астра означает звезда. Есть легенда, что этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды. Название «космея» в переводе означает украшение. Оранжевые и жёлтые цветки календулы и бархатцев горят на клумбе, как маленькие солнышки».
Более подробно можно познакомиться с календулой и бархатцами. Учитель Понюхайте растения календулы. Есть ли запах Какой (Пахнет лекарством) Календула лекарственное растение. Ещё в древности отвары и настои из её цветков использовали для заживления ран. Отваром календулы полощут горло, её используют при изготовлении кремов, шампуней. (Демонстрирует крем
и шампунь с добавлением календулы) Рассмотрите плоды календулы. На что они похожи (На когти) Вот почему у календулы есть ещё одно название ноготки. Погладьте руками кусочек бархата и лепестки бархатцев. Сравните ваши ощущения. Объясните, почему эти растения называются «бархатцы».
Сравните между собой календулу и бархатцы. Чем они похожи Чем различаются
Далее проводится практическая работа Определяем растения клумбы (дети работают в парахпо заданиям учебника, рабочей тетради и с использованием
атласа-определителя От земли до неба. Важно, чтобы вначале работы дети, как и на предыдущем уроке, составили мысленный план действий по определению растений цветника. Он должен включать те же пункты, что и при определении комнатных растений. На столе каждой пары ставятся в вазах 1—2 растения для опре- деления.
Полученные входе практической работы знания, атак- же умения пользоваться атласом-определителем и Страничками для самопроверки, применяются при выполнении следующего задания учебника (с. 27). Эта работа также проводится в парах.
Далее индивидуально выполняются задания в рабочей тетради (с. 15, № 2, с. 16, № При выполнении задания № 2 можно, по усмотрению учителя, использовать фишки на цветки и листья одного итого же растения дети кладут фишки одного цвета всего потребуются три пары фишек разного цвета. Этот приём позволяет наглядно объединить фрагменты каждого растения и облегчает действия контроля и коррекции если обнаружена ошибка, фишка перемещается. После самопроверки дети соединяют линиями рисунки, обозначенные фишками одного цвета. Учителю также следует иметь ввиду, что цветки петунии и гладиолуса, изобра- жённые в тетради, отличаются по цвету от тех, которые нарисованы в учебнике, что может вызвать затруднения при самопроверке. Учитель поясняет, что окраска цветков многих растений клумбы очень разнообразна. Нужно обращать внимание не столько на окраску, сколько на форму цветков. Петунию и гладиолус, близкие по окраске цветков к изображённым в тетради, можно увидеть в атласе-определителе.
При выполнении задания № 3 важно предоставить детям возможность выразить своё отношение к растениям клумбы (рассказать о цветах, которые им особенно нравятся, обосновать свои предпочтения).
Выводы и обобщения При подведении итогов урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос Что раст т на клумбе Дети отвечают, показывая и называя изученные растения. Высказывания учащихся обобщаются с помощью вывода нас учебника.
Контроль и оценка достижений Проводится с помощью блока вопросов и заданий нас учебника

74
Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игры (аналогично тому, как это делалось на предыдущем уроке).
Р е коме н да ц и и для занятий всем ь е. Вместе с ребёнком выполните задание в рабочей тетради (с. 16, № 4) с использованием атласа-определи-
теля От земли до неба. Если есть возможность, сфотографируйте красивую клумбу.
ЧТО ЭТО ЗА ЛИСТЬЯ?
Ц елевые установки урока bb(п лани р уем ы ед ости жени я учащих с я)
Предметные результаты:
наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
определятьдеревья по листьям.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить сравнивать и группировать листья по различным признакам описывать внешний вид листьев какого-либо дерева отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать красоту деревьев в осеннем наряде.
ВНИМАНИЕ: «ЗЕЛЁНЫЙ КЛАСС Описанный ниже урок предусматривает работу в классе. Однако данный урок может быть проведён в «Зелёном клас сете. в лесу, парке, сквере, во дворе или на территории школы, если там имеются необходимые деревья. В методику проведения урока вносятся соответствующие коррективы. Например, организуется подвижная дидактическая игра Узнай дерево. Предусматривается зарисовывание листьев и раскрашивание их в рабочей тетради непосредственно в природной обстановке. Дети собирают букеты осенних листьев и приносят их в школу для украшения класса и использования наследующем уроке.
Оборудование. У учителя — букет цветов, изученных на прошлом уроке букет осенних листьев, листья и семена конского каштана. У учащихся — листья, собранные на прогулке цветные фишки цифровые карточки инструктивные карточки для работы в группах атлас-определитель От земли до неба. Предварительная работа. До урока проводится прогулка, вовремя которой дети собирают опавшие листья разных пород деревьев.
Х оду рока bbМотивация и целеполагание Вначале урока учитель просит назвать уже знакомые детям цветы в букете.За- тем предлагает отгадать загадку:
Рыжий Егорка Упал воз рко, Сам не утонул И воды не всколыхнул.
(Лист)
Учитель: Вот букет из листьев. И на столах у вас листья. Что это за листья — заинтересовался Муравьишка. Поможем ему ответить на этот вопрос. Дети дают произвольные ответы, после чего зачитываются слова Муравьишки в рубрике Что узнаем, чему научимся».
Актуализация знаний и умений Учитель просит внимательно рассмотреть на своих столах листья, собранные на прогулке. Учитель Одинаковые эти листья или разные Чем ониотли чаются друг от друга (Размером, формой, цветом) Разложите листья на группы большие, маленькие, средних размеров с сильно изрезанным краем, с мелкими вырезами по краям жёлтые, красные, бурые, зелёные, пёстрые». Затем учитель предлагает отложить листья в сторону и выполнить задание нас учебника (вспомнить и отметить фишками листья, найденные вовремя прогулки).
Освоение нового содержания и его применение. Учитель А теперь узнаем, от каких деревьев эти листья. Дети читают подписи. Далее выполняются другие задания нас. Важно, чтобы дети поняли, что листья одной и той же породы деревьев одинаковы по форме, но могут быть разными по окраске (осенью. Для этого учитель просит посчитать, сколько на рисунке листьев каждого дерева. Дети показывают цифровую карточку
(«2», «3», «5»). Учитель Как вы узнали листья одного итого же дерева (Они одинаковые по форме) Просит найти различия в осенней окраске листьев у каждого из деревьев
Если на предыдущем этапе урока дети классифицировали листья по различным признакам, то теперь им необходимо описать листья каждого дерева, собрав вместе их характерные признаки. Например, листья клёна большие, с сильно изрезанным краем, могут быть жёлтыми, красными, пёстрыми. Далее выполняется практическая работа Определяем деревья по листьям. Работа проводится в группах бригадах) по заданиям учебника и рабочей тетради
с использованием атласа-определителя От земли до неба с. 84—85, 86—87). Бригадирам выдаются листья для определения и инструктивные карточки
1) рассмотрите лист обратите внимание на форму листа, его край 2) рассмотрите рисунки в атласе-определителе;
3) найдите свой лист на рисунке 4) прочитайте название. Те, кто не может прочитать название, просят помощи у учителя или у специально назначенного помощника из числа читающих детей.
Дополнительно учитель сообщает, что лист состоит из черешка
илистовой пластинки. Если пластинка одна как, например, у берёзы), то лист называется простой. А если пластинок на черешке несколько (как, например, у рябины, то лист называется сложный. Эти подробности помогут детям при определении растений, но они необязательны для запоминания.
В завершение практической работы Муравей Вопросик просит показать в букете и назвать листья, которые были определены.
Приобретённые знания и умения применяются при выполнении задания нас учебника. Дети работают в парах с использованием атласа-определителя и Страничек для самопроверки».
Далее выполняется задание в рабочей тетради с. 17, № 2). Прежде всего дети должны узнать и назвать листья поч рно-белому изображению. Затруднения могут вызвать листья конского каштана, которые не представлены в учебнике и атласе-определителе. Учитель называет это дерево, показывает его листья и семена (крупные коричневые семена, которые мы в обиходе называем просто каштанами, хорошо знакомы большинству детей и помогут запомнить это дерево. Затем можно приступить к раскрашиванию листьев. Одни дети раскрашивают пару листьев под руководством учителя другие — самостоятельно, предварительно найдя лист на столе и рассмотрев его окраску. При недостатке времени часть работы можно выполнить в группе про-

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей