Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков. А. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации


НазваниеА. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации
АнкорОкружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс Плешаков.pdf
Дата25.07.2017
Размер1.79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOkruzhayuschiy_mir_Metodicheskie_rekomendatsii_1_klass_Pleshakov
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#24244
страница1 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Серия Школа России основана в 2001 году
Авторы:
А. А. Плешаков, МА. Ионова,
О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева Окружающий мир. Методические рекомендации класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций А. А. Плешаков, МА. Ионова, ОБ. Кир- пичева, А. Е. Соловьева]. — е изд. — М. : Просвещение с. — (Школа России. —
ISBN Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методиче- ские основы курса Окружающий мир авторов А. А. Плеша- кова и др. и их реализация в УМК для 1 класса, особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника Окружающий мир. 1 класс, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапред- метные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов, методические разработки уроков.
УДК 372.8:502
ББК 74.261
© Издательство Просвещение, 2012,
2014
© Художественное оформление Издательство Просвещение, 2012,
2014
Все права защищены 978-5-09-032452-6

О-51
УДК 372.8:502
ББК 74.261
О

3
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
Научно-методические основы курса
и их реализация в УМК для 1 класса. Основная концептуальная идея курса,
его особенности и соответствие целями задачам современного образования
Вниманию учителя предлагаются методические рекомендации по курсу Окружающий мир в линии учебно- методического комплекса Школа России. Курс Окружающий мир данной предметной линии имеет эколого-
этическую направленность, которая определена особой актуальностью нравственного воспитания и экологического образования в современных условиях. Цели данного курса:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-на- учного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества. Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нм формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни ив различных опасных ситуациях.
Основная концептуальная идея курса состоит в следующем курс должен строиться на базе синтеза трёх фундаментальных понятий, характеризующих мири отношение человека к нему, — многообразие, целостность, уважение
Отсюда вытекают ведущие идеи курса, которые являются стержнями интеграции естественнонаучных и об- ществоведческих знаний и определяют содержание и ценностные ориентиры курса) идея многообразия мира) идея целостности мира) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя ив природной, ив социальной сфере.
На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность,
и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. Содержание курса Окружающий мир охватывает весьма широкий круг вопросов от элементарных правил личной гигиены дознаний о нашей планете, о странах и народах мира.
В 1 классе ещё не выделяются и не структурируют- ся в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д. Ребёнок в этом возрасте —
первооткрыватель мира, и его интересует всё. Целостный образ окружающего формируется через мозаику его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы что кто как когда почему зачем И др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первая группа вопросов, сгруппированных в разделе Что и кто, обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдаётся самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Вторая группа вопросов (раздел
«Как, откуда и куда) — это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, таки связанных с деятельностью людей. Третья группа вопросов (раздел Где и когда) развивает представления детей о пространстве и времени, а чет- вёртая (раздел Почему и зачем) — обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебный материал 1 класса предусматривает развёр- тывание основных содержательных линий курса
— наша планета, родная страна и малая родина
— мир неживой и живой природы
— мир людей и мир, созданный людьми
— мир в прошлом, настоящем и будущем
— наше здоровье и безопасность
— наше отношение к окружающему и экология.
Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к перечисленным содержательным линиям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о мире, рассматривая его с новых точек зрения.
Виды деятельности детей при изучении курса разнообразны. Уже в 1 классе учащиеся начинают осваивать основные способы получения информации об окружающем мире, которыми будут пользоваться ив последующих классах, овладевая ими на новых уровнях. Первоклассники ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, воспитателя группы продлён- ного дня, выполняют практические работы и несложные опыты, участвуют в проектной деятельности, беседах, дидактических играх, выполняют задания в электронном приложении к учебнику. Эти виды деятельности дополняются раскрашиванием, рисованием, просмотром слайдов и видеофрагментов, прослушиванием аудиозаписей.
В 1 классе дети начинают осваивать приоритетные для реализации программы курса виды деятельности
1) распознавание (определение) природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование объектов и явлений окружающего мира
3) эколого-этическое нормотворчество, включающее анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нм, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил. По усмотрению учителя занятия с первоклассниками могут проводиться не только в классе, но и на улице,
в лесу, парке, музее и т. д. Для успешного решения задач курса организуются учебные прогулки, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, тесно увязываются содержание уроков и внеурочная деятельность.
Первый раздел курса (Что и кто) играет особую роль в реализации программы, поскольку обеспечивает своего рода старт продолжительной, большой работы. Именно в нём закладываются ведущие содержательные линии программы, главные подходы к организации деятельности детей. У самих учащихся развивается активный интерес к предмету, необходимый для успешной работы по курсу. Поэтому в настоящие рекомендации включены подробные поурочные разработки по всем темам первого раздела курса, а также примеры уроков по другим разделам. Они призваны служить основой для разработки учителем собственных вариантов уроков, соответствующих конкретным условиям преподавания. Соответствие содержания курса требованиям ФГОС
Линия учебников Окружающий мир»в УМК Школа России создана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, атак- же современными научными представлениями о природе, обществе, человеке с учётом уровня образовательной программы (ступени обучения. В учебниках и учебных пособиях реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусмотрено формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетен- циями, составляющими основу умения учиться.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта содержание учебников и учебных пособий по окружающему миру направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. При изучении курса Окружающий мир в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие
личностные результаты) основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народи историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

С этой целью в учебниках 1—4 классов введены соответствующие разделы и темы. В 1 классе предусмотрены темы Что такое Родина, Что мы знаем о народах России, Что мы знаем о Москве. Уже в 1 классе дети знакомятся с государственными символами России гербом и флагом. Выполняется проект Моя малая родина) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

В 1 классе целостное восприят
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей