Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ТЕМА 4 Основн принц назнач иммунотроп терап Иммунопрофилакт. Г., Шушляпин О. И. Актуальность темы И


НазваниеГ., Шушляпин О. И. Актуальность темы И
АнкорТЕМА 4 Основн принц назнач иммунотроп терап Иммунопрофилакт.doc
Дата14.11.2017
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТЕМА 4 Основн принц назнач иммунотроп терап Иммунопрофилакт.doc
ТипДокументы
#31389
страница1 из 11
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ТЕМА 4. Основные принципы назначения иммунотропной терапии. Иммунопрофилактика. Иммунореабилитация.
Авторы: Бабаджан В.Д., Рындина Н.Г., Шушляпин О.И.
Актуальность темы Иммунотропные воздействия факторов внешней среды, бактерий вирусов приводят к временным иммуномодуляциям у здоровых людей и вызывают стойкие иммуномодуляции у больных, реализуемые как иммунодефициты, аллергия, аутоиммунные заболевания. У больных с первичными и вторичными иммунодефицитами подобные воздейстия приводят к тяжелым клиническим проявлениям и, даже, смертельным исходам. Поэтому разработка методов коррекции функций иммуной системы с помощью иммунотропных лекарственных препаратов является основным направлением клинической иммунологии. Иммунизация населения с целью создания иммунитета против инфекций позволила предупредить их развитие у многих людей. В связи с этим изучение методов вакцинации и применения антисывороток является важной задачей клинического иммунолога. Вместе с тем, широкое применение иммунотропных препаратов привело к появлению побочных реакций и осложнений, при проведении иммунотерапии, что увеличило необходимость иммунологического обследования и мониторинга контингента подвергающегося вакцинации. В связи с этим значительно возросла роль врача-иммунолога в определении видов вакцин и индивидуальных сроков проведения прививок при отклонениях в функционировании иммунной системы. Ухудшение экологической обстановки в местах проживания городского и сельского населения потребовало разработки методов иммунореабилитауции населения.
Общая цель: Ознакомление студентов с основными видами иммунотропных препаратов, механизмами их действия,. принципами клинического применения, побочными эффектами. Основные направления иммунопрофилактики инфекционных болезней и иммунореабилитации.


Конкретные цели:


Исходный уровень знаний

умений:


  1. Понятие об иммунотерапии, ее задачах, видах, клинических критериях назначения.

  2. Виды специфической и неспецифической иммунотерапии.

  3. Знакомство с классификацией иммунотропных препаратов, механизмом действия, побочными эффектами.

  4. Характеристика основных групп иммуномодулирующих препаратов, их действия и показаний к назначению.

  5. Механизм действия, показания и схемы применения нормального иммуноглобулина человека.

  6. Основные виды вакцин, противопоказания и показания к вакцинации, классификацию вакцин.

  7. Уметь составлять календарь профилактических прививок.

  8. Понятие об иммунных антисыворотках и иммуноглобулинах.

  9. Методики экстренной комбинированной профилактики столбняка, бешенства, дозы вакцин и сывороток, введение по Безредко.

  10. Научиться своевременно диагностировать побочные реакции и осложнения при проведении иммунотерапии.

  11. Знакомство с понятием и видами иммунореабилитации.




  1. Распределение детей на группы здоровья.

  2. Методы оценки состояния иммунного ответа.

  3. Знание основных видов иммуномодуляторов.

  4. Знание основных видов вакцин.

  5. Знание основных видов иммунных антисывороток и иммуноглобулинов.

  6. Побочные эффекты применения вакцин и антисывороток, неотложная помощь.

  7. Календарь профилактических прививок.

  8. Вакцины и антисыворотки от столбняка, бешенства, дифтерии.






Задания для проверки начального уровня знаний
1 Какие из ниже перечисленных вакцин применяются для вакцинации против гриппа.

А) АКДС;

В) инфлювак;

С) хаврикс;

D) БЦЖ;

Е) ОПВ.

2. Назовите сроки, в которые рекомендуется проводить вакцинацию против гриппа.

А) апрель;

В) в период эпидемии;

С) октябрь-ноябрь;

D) январь-февраль;

Е) май-июнь.
3. С какого возраста рекомендовано проводить вакцинацию против гриппа9

А) дети старше 1 месяца,

В) подростки от 14 лет;

С) только взрослое население;

D) дети старше 6 месяцев;

Е) дети старше 7 лет.
4. Какое обследование на маркеры HBV-инфекции необходимо провести перед рекомендованной вакцинацией против гепатита В ранее не привитому взрослому

A) HBsAg, anti HBs, anti HBcor IgG;

B) Anti HBcor lgM;

С)HBV ДНК;

D) HBeAg, anti HBe;

E) HBsAg, anti HBcor IgM.
5. В каком возрасте детям начинают иммунизацию против дифтерии, коклюша и столбняка?

А) 12 мес.

В) З мес.

С) 6 мес.

D) 15 мес.

Е) 18 мес.
6. Какие, из нижеперечисленных вакцин, можно использовать для оценки гуморального иммунитета по титрам образовывающихся антител в ответ на иммунизацию ?

A) Вакцину против дифтерии.

B) Вакцину против столбняка.

C) Вакцину против коклюша.

D) Вакцину против бешенства.
7. Какие антигены можно использовать для ориентировочного выявления Т-клеточной недостаточности при кожном тестировании?

A) Туберкулин.

B) Трихофитин.

C) Антигены грибков рода кандида.

D) Стрептокиназа (стрептодорназа).

E) Паротитный антиген.

F) Ни один из перечисленных антигенов.
8. Какие методы из перечисленных позволяют судить о состоянии клеточного иммунитета?

A) Реакции лейкоцитов крови на фитогемаглютинин.

B) Однонаправленная смешанная культура лейкоцитов.

C) Ни один из перечисленных.
9. Какие методы наиболее часто используются для определения количества Т-клеток?

A) Реакция розеткообразования с эритроцитами барана.

B) Методы, основанные на использовании моноклональных антител.

C) Ни один из перечисленных методов не используется.
10. Иммунотерапия заболеваний может быть:

A) Активной.

B) Пассивной.

C) Системной.

D) Региональной.

E) Стимулирующей.

F) Супрессорной.

G) Медикаментозной.

H) Немедикаментозной.

I) Только системной и супрессорной.
Верные ответы на вопросы: 1 B, 2 C, 3 D, 4 A, 5 B, 6 ABC, 7 ABCDE, 8 AB, 9 AB, 10 ABCDEFGH
Источники учебной информации:
1. Клінічна імунологія та алергологія: Підручник/ Г.М. Дранік, О.С. Прилуцький, Ю.І. Бажора та ін. ; за ред. проф. Г.М. Драніка.- К.: Здоров’я, 2006.- 888 с.

2.Терапия. Руководство для врачей-интернов и студентов / Под ред. Л.Т. Малой, В.Н. Хворостинки 2-е издание, в 2-х т.- Х.: «Фолио», 2005. – 1 т. – 1113с.

3. Казмірчук В. Є., Ковальчук Л. В. Клінічна імунологія і алергологія.- Вынниця: Нова книга, 2006, 504 с.

4. Андрєйчин М.А., Чоп’як В.В., Господарський І.Я. Клінічна імунологія та алергологія: Підручник – Тернопіль: Укрмедкнига, 2005.- 372 с.

5. Клиническая иммунология и аллергология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. караулова.- М.: Медицинское информационное агентство, 2002.- 651 с.

6. Никулин Б.А. Оценка и коррекция иммунного статуса.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 376 с.

7. Бурместер Г.Р. Наглядная иммунология, пер с англ. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2007.- 329 с.

8. Змушко Е. И. Клиническая иммунология: руководство для врачей. – СПб: «Питер», 2001. – 576 с.
Ориентировочная основа действия
Принципы иммунотерапии, иммунокоррекции и иммуномодуляции
Нарушения иммунных механизмов играют решающую роль в патогенезе первичных и вторичных иммунодефицитов, атопических заболеваний, болезней, связанных с образованием иммунных комплексов, аутоимммунных заболеваний, лимфопролиферативных процесов. Сушествуют способы избирательного воздействия на клетки иммунной системы, подавления и стимуляции иммунных реакций, которые можно использовать для иммунотерапии, иммунокоррекции и иммуномодуляции.

  • Иммунотерапия — лечебное воздействие на иммунную систему с целью прекращения патологического процесса.

  • Иммунокоррекция — способы терапии, прекращающие или исправляющие дефекты в иммунной системе, то есть коррекция дефектных звеньев иммуниета.

Иммуномодуляции— это временное повышение или снижение тех или иных показателей иммунитета. Иммунотерапия может быть местной и общей, комбинированной и монотерапией.

Задачи иммунотерапии: стимулирование сниженной иммунореактивности; ослабление повышенной иммунореактивности (при аллергии, аутоиммунных заболеваниях); замещение недостающих факторов иммунореактивности.

В связи с особенностями иммунотерапии различных заболеваний необходимо выделить следующие её группы:

  • Иммунотерапия заболеваний с повышенной иммунореактивностью.

  • Иммунокоррекция первичных и вторичных иммунодефицитов.

  • Иммунотерапия опухолей и лимфопролиферативных заболеваний.

  • Иммунотерапия посттрансплантационых реакций.

  • Иммунокоррекция нарушений репродукции.

По характеру действия на иммунитет различают следующие виды ИТ:

- стимулирующая- используется для активации реакций иммунитета в здоровом организме для предупреждения инфекционных заболеваний и при иммунодефицитах.

- подавляющая - применяется для угнетения иммунных реакций при аллергии и аутоаллергических (аутоиммунных) заболеваниях.

- специфическая - используются препараты антигенов или антител специфичные по отношению к возбудителю или антигену.

- неспецифическаявключают воздействия на систему иммунитета химических веществ, физических факторов и антигенов, неспецифичных по отношению к возникшему патологическому процессу.

• При общей терапии препарат, вводимый в организм, равномерно действует на всю лимфоидную ткань.

Местная терапия (регионарная) — электрофорез, ингаляции, промывания — воздействует именно на очаг поражения. Это позволяет снизить общие побочные эффекты и достичь наибольшего влияния на местные факторы иммунитета, которые нередко играют ведущую роль в патологическом процессе.

Комбинированная терапия — применение нескольких препаратов, действующих на разные звенья иммунитета и сочетание разных способов общего и местного воздействия.

Успешная иммунотерапия невозможна без применения иммунодиагностики. То или иное терапевтическое средство назначают только после изучения характера нарушений иммунореактивности. Для иммуностимуляции или иммуносупрессиии необходимо предварительно испытать назначаемые средства путём кожных проб или в тестах invitroна эффективность для данного больного. Это позволяет прогнозировать эффективность препарата и избежать осложнений. Иммунодиагностика также позволяет корригировать лечение, если оно недостаточно эффективно.

Клинические критерии назначения иммуностимулирующей терапии: хроническая гнойная инфекция, низкая эффективность лечения основного заболевания (воспалительного процесса) общепринятыми средствами; лечение высокими дозами иммунодепрессантов, длительная глюкокортикостероидная, антибактериальная, лучевая терапия.

Иммунологические критерии назначения иммуностимулирующей терапии (при наличии клинических признаков иммунодефицита): снижение количества и нарушение функциональной активности лимфоцитов, снижение уровня сывороточных иммуноглобулинов, комплемента, активности фагоцитоза (незавершенный фагоцитоз) не менее чем на 30—50%.

Клиническими критериями назначения иммуносупрессирующей терапии: тяжёлые формы аллергии с поражением почек, трансплантация органов и тканей, системные заболевания соединительной ткани.

Иммунологические критерии назначения иммуносупрессирующей терапии: появление высоких титров аутоантител в крови.

При назначении иммунотерапии следует ее обосновать и составить план лечения.
Специфическая иммунотерапия
Специфическая активная стимулирующая иммунотерапия - связана с иммунопрофилактикой инфекционных заболеваний. Для неё применяют вакцины, анатоксины, антигены. Примером может служить применение стафилококкового анатоксина и вакцины для лечения и профилактики стафилококковых инфекций. Стафилококковую вакцину (анатоксин) применяют для увеличения уровня антистафилококковых антител. Она активирует фагоцитоз, стимулирует антителообразование. Показания к применению — хроническая рецидивирующая стафилококковая инфекция. Противопоказания — тяжёлые аллергические заболевания, первичные иммунодефициты. Эффективность применения стафилококкового анатоксина и вакцины контролируется исходным и последующим определением титра антител.

Специфическая активная подавляющая иммунотерапия основана на индукции толерантности к антигену, десенсибилизации или гипосенсибилизации. Этот вариант чаще всего используется при поллинозах. Сущность его заключается во введении в организм больного в период ремиссии возрастающих доз аллергена, начиная с минимального количества, не вызывающего аллергической реакции. Аллерген вводится внутрикожно, интраназально или перорально. Происходит образование IgG4, что предотвращает при повторном введении (попадании) аллергена связывание его с lgE и дегрануляцию тучных клеток (анафилаксию). При инфекционно-аллергических процессах гипосенсибилизацию проводят аллергенами микроорганизмов, роль которых в воспалении доказана. Для этого используют аутовакцины, гомовакцины или различные препараты микроорганизмов. Основным механизмом действия специфической гипосенсибилизирующей терапии является выработка у больных «блокирующих» антител класса IgG, стимуляция Т-супрессоров, активность которых при аллергии снижена. Показания— аллергоанамнез. Противопоказания — сопутствующие тяжёлые заболевания (туберкулёз, ревматизм, онкология, психические, беременность и др.).

Специфическая адаптивная иммунотерапия. При ней иммунекомпетентные клетки получают готовую антигенспецифическую информацию— фактор переноса (ФП) и иммунную И-РНК. ФП — экстракт лейкоцитов сенсибилизированного донора, способный переносить гиперчувствительность замедленного типа несенсибилизированным рецепиентам. Стимулирует иммунореактивность, усиливает антителозависимую цитотоксичность, увеличивает число Т-лимфоцитов. И-РНК — выделена из лимфоидных тканей иммунизированных животных. Способна индуцировать иммунный ответ у интактных животных. Функционирует как Т-хелперный фактор, стимулирующий клеточный, трансплантационный и противоопухолевый иммунитет.

Специфическая пассивная заместительная иммунотерапия. Под такой терапией подразумевают введение готовых специфических защитных факторов системы иммунитета. Это специфические антитела в виде иммунных сывороток или очищенные препараты иммуноглобулинов. Особенно эффективна при инфекционных заболеваниях (столбняк, газовая гангрена, дифтерия, ботулизм и др.), при укусах змей, гнойно-септических инфекциях.

Специфическая пассивная подавляющая иммунотерапия. Отличается от заместительной тем, что иммунные факторы (антитела) вводятся в организм с целью угнетения иммуннологических реакций. Пример — профилактика резус-конфликта при беременности, которая заключается во введении первородящим Rh(—) женщинам в первые 48—72 ч после рождения Rh(+) ребенка антирезусных антител, подавляющих синтез антител у матери в результате связывания Rh-антигена. Другим примером может служить введение ритуксимаба (антител к CD19+), больным ревматоидным артритом для уменьшения клона B-лимфоцитов, продуцирующих антитела к хрящу.
Неспецифическая иммунотерапия
Неспецифическая активная стимулирующая иммунотерапия активирует иммунный ответ. Используются воздействия 3-х видов: биологические, химические, физические.

1. Биологические воздействия:

Адьюванты —неспецифические усилителии ммунологических реакций. Они усиливают иммунный ответ на соответствующий антиген, создают депо антигена, способствуют его медленному поступлению в кровь и формированию наиболее эффективной стимуляции иммунного ответа. Это липополисахариды некоторых бактерий. Они стимулируют В-лимфоциты, фагоцитоз, образование интерлейкина-1 и лимфокинов. К ним относятся — адьювант Фрейнда, вакцина БЦЖ для стимуляции антителообразования у человека, бактериальные продукты — продигиозан, пирогенал. Применение их показано при недостатке иммуноглобулинов и функциональной активности В-лимфоцитов. Целесообразно их назначение совместно с макролидами при воспалительных процессах. Противопоказано совместное применение их с цефалоспоринами и бета-лактамами, с которыми они являются антагонистами.

Нуклеиновые кислоты или их соли, полинуклеотиды — активируют различные звенья иммунного ответа. Лучше их вводить совместно с антигеном в ранние стадии иммуногенеза. В низких дозах— стимулируя его, в высоких— подавляя. Нуклеинат натрия — натриевая соль дрожжевой РНК. Стимулирует миграцию стволовых клеток, кооперациюТ-, В-лимфоцитов, функциональную активность их популяций, антителогенез. Эффективен при вторичных иммунодефицитах.

Витамины — регуляторы биохимических процессов в клетках и тканях, в том числе иммунной системы. Витамин «С» обладает антиоксидантной активностью, стимулирует фагоцитоз, миграцию и дифференцировку Т- и В-лимфоцитов. Обладает противоаллергическим и противовоспалительным действием в больших дозах (1—3 г в сутки). Витамин «Е» усиливает активность Т-хелперов и синтез антител. Витамин «А» обладает адьювантными свойствами, стимулирует активность комплемента, пропердина, усиливает антителогенез и противоопухолевый иммунитет, уменьшает иммунодепрессивное действие глюкокортикостероидов и антибиотиков.

  1. Химические воздействия — искусственные полиэлектролиты пентоксил, метилурацил, дибазол, тафцин, диуцифон. Активируют В-лимфоциты и антителогенез на присутствующий в организме антиген.

  2. Физические воздействия — в зависимости от вида энергии и её дозы могут стимулировать иммунологические реакции или подавлять иммунореактивность. Ультразвук — стимулирует фагоцитоз, хемотаксис, увеличивает концентрацию и аффинность рецепторов на активированных лимфоцитах. На этом свойстве основано его применение в медицине. Озвучивание селезёнки через кожу приводит к снижению аллергических проявлений при бронхиальной астме, увеличивает количество Т-супрессоров. Озвучивание тимуса у детей при низком уровне Т-лимфоцитов (до 25%) дает хороший результат. Увеличивает их количество, восстанавливает соотношение популяций Th/Ts.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей