Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Соловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме... Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений
АнкорСоловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме.
Дата01.03.2017
Размер1.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSoloveychik_2kl_Russkiy_yazyk_Metodicheskie_rekome.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#10994
страница5 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ь
и ъ. Учащиеся оказываются в состоянии объяснить, почему вначале года они не могли вывести соответствующее правило, каких знаний им недоставало так происходит становление способности к рефлексии, к самооценке своих достижений. Как видно из представленного анализа содержания обучения, значительное место в курсе 2
- го класса занимает орфография. Но её
изучение осуществляется в органичном единстве с решением всех других задачи не только обучения, но и развития, воспитания младших школьников средствами данного учебного предмета.
3.2. Особенности
подачи материала на страницах учебника
и работы с ним
В качестве обобщения перечислим те главные методические решения,
которые реализованы на страницах учебного комплекта К тайнам нашего языка для 2
- го класса и дадим некоторые общие советы.
1. Изучение каждой из сторон языка направляется коммуникативным мотивом:
выявляется, зачем то или иное средство есть в нашем языке, почему нужно соблюдать определённые правила его использования, чем приобретаемое знание или умение важно для речи. При этом пристальное внимание обращается назначение и назначение всех изучаемых единиц языка. Знания о языке, благодаря формированию опре- делённого способа действия, доводятся до осознанного применения в речевой практике и тем самым помогают решать проблему совершенствования культуры речи школьников. Как ив классе, реализуется деятельностный подход
к организации учебной работы. Это означает, что 1) введению новых знаний, как правило, предшествует постановка учебной задачи) информация, по возможности, не даётся в готовом виде, а добывается вместе с учениками 3) тренировочная работа организуется как мотивированное, последовательное формирование выведенного детьми способа действия и его применение для успешного решения фонетико
- графических, грамматических, орфографических и речевых задач) при изучении всех вопросов курса второклассники обучаются самоконтролю за своими действиями, постепенно приучаются к нему.
Иначе говоря, создаются условия для того, чтобы на всех этапах изучения темы ребёнок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был, как говорят психологи, субъектом учебной деятельности. Во многих случаях решить эту задачу помогают уже знакомые детям персонажи Антон теперь он уже первоклассники мальчик- иностранец, изучающий русский язык.
Большую помощь Вам может оказать и выпущенный издательством комплект наглядных пособий по русскому языку для 2
- го класса. Все таблицы, представленные в пособии, сборные, что позволяет конструировать их вместе с детьми походу проводимых рассуждений.
3. Учебник рассматривается как средство, моделирующее учебную деятельность каждого ребенка, позволяющее учителю (а при необходимости и родителям) не только правильно организовать освоение того или иного учебного материала, но ив целом формировать у маленького школьника умение учиться. Детальность некоторых заданий на страницах книги, дробность вопросов, обилие советов по выполнению работы и объясняется желанием сделать логику обучения хорошо понятной как учителю, таки ре- бёнку, а также тем взрослым, которые помогают ему в учёбе.
4. По- прежнему все задания, вся информация обращены непосредственно куче- нику. Мы, авторы, общаемся с каждым из них советуем, подсказываем, напоминаем, предлагаем. Но это вовсе не означает, что представленный в учебнике материал обязательно читает сам ученик. Конкретное решение о том, как подать задание или информацию (сказать Вам, поручить прочитать кому- то из учащихся, использовать хоровое или Наглядные пособия к урокам русского языку по учебнику К тайнам нашего языка класс. Сост. НС. Кузьменко – Смоленск Ассоциация XXI век 2008.

28 шёпотное чтение всех детей, провести работу в паре и т. п, принимаете Вы, выбирая, с учётом реальных условий урока, оптимальный для Вашего класса вариант.
Во многих случаях соответствующая подсказка есть в методических рекомендациях, но скажем сразу как ив- м классе, не перегружайте детей чтением заданий, а в большинстве случаев давайте их сами. Часто и информацию в рамках (особенно розовых) бывает правильнее произносить Вам, а потом просить учеников прочитать её (может быть, дома взрослым вслух. Правда, есть немало случаев, когда второклассники на уроке в обучающих целях должны читать текст сами (хором, шёпотом, про себя, одновременно выполняя задание, помогающее лучше осмыслить сведения. Таким образом, ещё раз подчёркиваем: определение разумного способа организации работы с информацией на страницах учебника в каждом конкретном случае остаётся за Вами
Обратите внимание на работу со схемами, различными моделями учащиеся должны научиться не только понимать заложенную в них информацию, но и озвучивать их, те. переводить в словесную форму. Пусть ребята чаще объясняют назначение и содержательный смысл используемых моделей взрослым дома. Это очень полезно сточки зрения и обучения, и развития ребёнка, в том числе речевого, и становления у него уважения к себе как ученику, как носителю приобретённой им информации. Напоминаем как ив- м классе, в большинстве случаев информация в рамках подлежит не заучиванию, а постепенному усвоению входе практического применения
Обязательно следует запоминать термины, формулировки, выделенные жирным шрифтом, а также последовательность выполнения тех или иных практических действий. Усвоению материала способствует его проговаривание. Вот почему комментирование выполняемых действий (всем классом хором или индивидуально шёпотом), развёрнутые объяснения и т. п. это важные компоненты работы на уроке. По- прежнему обязательным средством обучения, используемым вместе с учебником, является тетрадь с печатной основой, теперь именуемая тетрадью- задачником. Она в 3-

х
частях:
1 для 1
- й и 2
- й четвертей,
2 для 3
- й четверти,
3 для 4
- й.
Как ив- м классе, любое упражнение в учебнике занимает положенное ему место. Но если после первой части задания следует специальный значок, то нужно перейти к тетради- задачнику и выполнить задание, помещённое там под тем же номером, что ив учебнике. Попутно заметим, что второклассников следует приучать при самостоятельной работе, особенно дома,
читать и выполнять задания порциями, ориентируясь на красные (а в задачнике синие или зелёные) квадратики.
Объяснять правильную технологию работы с материалами как учебника, таки задачника нужно на этапе, когда даётся домашнее задание. (Прочитал первую часть задания выполняй выполнил читай задание под первым квадратиком и выполняй его…)
Использование тетради- задачника даёт возможность увеличить объём учебной работы на уроке и одновременно разгрузить ученика, поскольку позволяет избежать ненужного переписывания. При этом на страницах пособия выполняются разнообразные действия с предложенным материалом он дополняется, перестраивается, в него вписываются отдельные буквы, слова, в нем исправляются ошибки, что- то подчёркивается и т. п. Потому тетрадь на печатной основе и названа задачником, что всегда содержит задания, требующие от ребёнка не репродуктивных действий, а решения поставленной проблемы, той или иной лингвистической задачи
Однако тетрадь- задачник не заменяет, а лишь дополняет обычную школьную тетрадь.
1
Иногда после работы в задачнике даётся задание для выполнения в рабочей тетради спиши…
Необходимость такого дополнения диктуется особенностями процесса становления грамотного письма без тренировки соответствующий навык не может быть сформирован. Но выполнение различных, нередко подготовительных, заданий в задачнике повышает эффективность обучения.
1
Обращаем Ваше внимание издательством Ассоциация ХХI век выпускается такая тетрадь – Тетрадь для работ по русскому языку. Она имеет разлиновку, повторяющую разлиновку прописи № 4. Тетрадь предназначена для1-го класса, но по Вашему усмотрению может быть использована ив начале го класса.

29 Напомним уже дававшийся совет. Чтобы использование одновременно двух средств обучения учебника и тетради- задачника не создавало излишней суетливости, обдумывайте, когда учащиеся, действительно, должны сами обратиться сначала к одному из этих средства потом к другому. Часто первую часть задания, данную в учебнике, лучше произнести Вам, а ребят сразу адресовать к задачнику. Выбирайте наиболее экономный способ использования имеющихся в Вашем распоряжении средств обучения. И ещё одно напоминание
По опыту 1
- го класса Вы уже знаете, что объём записи в рабочей тетради будет существенно меньше, чем тот, который бывает обычно. Объясняется это, во- первых, переносом части работы в тетрадь- задачник, во- вторых, некоторым увеличением, по сравнению со сложившейся практикой, доли устных рассуждений, которые играют важную роль в становлении осознанных действий учащихся, а в- третьих, достаточно трудоёмкой, занимающей много времени процедурой списывания.
Но Вы, думается, уже понимаете, что результат обучения грамотному письму зависит непросто от количества исписанных строк. Продолжайте обучать (и приучать) второклассников пользоваться всеми подсказками, которые имеются на страницах учебника. Как и ранее, голубой цвет это цвет помощи
Сведения в голубой рамке подсказка, как следует действовать номер страницы на голубой плашке указание, где можно посмотреть нужные сведения, если ты их забыл (обращение к этим страницам для ученика факультативно, по потребности голубая стрелка знак незавершённости задания.
Элементом помощи являются и индексы (
1,2
, а потоми, помещаемые около слови напоминающие о том, что есть памятка, в соответствии с которой сейчас следует действовать. Вовсе необязательно каждый раз обращаться к памятке

это нужно делать только тогда, когда в таком обращении есть необходимость.
Попутно заметим, что введённую в 1
- м классе технологию списывания следует сохранять. Отсечь можно лишь повторения предложения, предусмотренные в действиях первом и четвёртом. Как и ранее, предложения, которые детям будет трудно полностью удерживать в памяти, разрешайте списывать по смысловым частям.
Памятка 2 будет использоваться лишь вначале года (до введения письма с окошками, потом её вытеснит памятка Обсуждавшиеся пока индексы это отсылки к орфографическим памяткам. Постепенно на страницах учебника будут появляться и другие, которыми учащиеся станут пользоваться. Помните сами и объясняйте детям и их родителям, что овладение аппаратом учебника, в том числе и условными обозначениями (не заучивание их, а именно овладение ими) это компонент обучения самостоятельной работе с учебной книгой.
В перечень условных обозначений не вынесены данные зелёным (в тетради синим) цветом (для отличия от знаков препинания) точка и вопросительный знак внутри слова. Это способ подачи орфографического задания. На месте зелёной
(или синей)
точ- ки всегда предлагается выбрать букву, а на месте вопросительного знака надо сначала решить, должна ли здесь быть какая- то буква. Иначе говоря, зеленый
(в тетради синий)
вопросительный знак требует решения писать или не писать Первое время чаще всего это вопрос о написании мягкого знака нужен он или нет К концу года также будет ставиться вопрос о буквах непроизносимых согласных.
7.
Обращаем Ваше внимание на то, что в учебник (в его первую часть, как ив учебник для 1
- го класса, помещено Слово к взрослым. Как показала практика, есть необходимость в разъяснении родителям сути принятых в учебнике методических решений и причин их появления. Советуем обязательно на родительских собраниях выслушивать вопросы, давать необходимые комментарии, пояснения. Помогайте родителям понять особенности работы поданному учебнику, ведите сними диалог. Оттого, станут ли они Вашими единомышленниками и помощниками, во многом зависит успех дела и, прежде всего, успех каждого ребёнка его общее эмоциональное состояние, отношение к изучаемому предмету и уровень овладения им.

30
3.3. О построении уроков русского языка В массовой практике стало принятым уроки русского языка начинать с таких трёх компонентов проверка домашнего задания, каллиграфические упражнения, словарная работа
(знакомство с новыми словарными словами или выявление умения писать изученные. В методическом пособии к учебнику 1- го класса мы уже говорили о том, что, признавая важность всех названных компонентов, не считаем их обязательными на каждом уроке, а тем более в его начале. Место и способы выполнения любой необходимой работы могут быть разными. Их выбор должен быть гибким, он зависит от конкретных условий конкретного урока. Выскажем свои рекомендации.
О проверке домашнего задания
Нельзя решить, когда и как осуществлять работу, без учёта характера домашнего задания, его трудности, связи с материалом урока, типа этого урока, его «нагруженности» новыми сведениями и т. д.
Однако при всех условиях считаем обязательными вопросы к учащимся такого типа всё ли удалось сделать, были ли трудности при выполнении домашнего задания, нужно ли в чём
- то вместе разобраться, надо ли какую- то часть работы проверить Пусть второклассники постепенно учатся контролировать и оценивать свои действия. А Вы им будете помогать, привлекая внимание к отдельным ключевым или наиболее сложным мо- ментам.
Попутно заметим, что представляется неправильной складывающаяся тенденция ребёнок обязан выполнить задание, независимо оттого, понимает он, как его выполнять, или нет. (Именно в таком случае чаще всего и начинают вмешиваться в учебный процесс родители) Конечно, ситуация, когда ученик не понимает, что делать, крайне нежелательна, но если она возникла, на наш взгляду школьника должно быть право сказать учителю, что он не смог выполнить работу. Ваши дальнейшие действия будут зависеть от конкретных условий. Но чтобы подобные ситуации не появлялись, необходимо, давая домашнее задание, непросто называть номер упражнения, но и обсуждать его выполнение. Учащимся должно стать ясно не только что предстоит делать, но и как следует действовать. Особое внимание обсуждению домашнего задания важно уделять вначале- го класса, в
1- й четверти.
1
Напомним одну общую рекомендацию (она высказана нас данного пособия не читать сразу все составные части задания, выделенные красными квадратиками, а действовать последовательно прочитать одну часть выполнить читать и выполнять следующую…
Но вернёмся к началу урока.
Если у детей нет вопросов, можно поступить по- разному поинтересоваться, как они решили ту или иную задачу включить какой- то материал из домашней работы в последующую классную предложить поменяться тетрадями и проверить карандашом какой- то элемент работы другу друга ничего не обсуждать, сказав, что посмотрите выполнение упражнений при проверке тетрадей.
О каллиграфической тренировке
Как ив- м классе, советуем не проводить изолированные минутки чистописания вначале урока, а достаточно регулярно «вкрапливать» в разные его моменты опре- делённые задания. Ими могут быть, например, такие:

после Вашего сообщения о встретившихся при проверке тетрадей неудачно написанных буквах (соединениях) на полях или по центру строки написать их по одному разу и последить за ними на уроке через некоторое время предложить найти те же буквы в своей записи, сравнить их с образцом и оценить (с помощью знаков + или
- );
1
Различные варианты объяснения домашнего задания Вы найдёте в книге Л.Д. Мали и др. Работаем по учебнику К тайнам нашего языка 2 класс. См. список литературы нас просмотреть сделанные записи и карандашом поставить + над буквами, соединениями букв, которые удались, и отметить
- те, которые не получились последние написать ещё раз на полях и взять под особый контроль;

оценить (знаками +,
-, +-, -
+) сточки зрения красоты и аккуратности всю запись классную или домашнюю) в своей тетради;

«задать» себе домашнее задание, выписав на отдельную строку буквы, в красивом написании которых нужно потренироваться;

дома просмотреть свою классную работу и по одному разу написать буквы, которые наследующем уроке надо постараться написать лучше.
Варианты таких заданий этим перечнем не исчерпаны. Наверное, Вы придумаете и другие, если увидите их методическую ценность. А она прежде всего в том, что ученик в борьбе за красоту и аккуратность письма оказывается активно действующим лицом. Важным следствием такой организации обучения должно стать не только зарождение внимания к качеству письма как проявлению культуры письменной речи, уважения к тому, кто будет читать, но и постепенное развитие у маленького школьника способности к самоконтролю и самооценке как очень значимым личностным качествам.
О работе над словарными словами»
Проверочные словарные диктанты, конечно, могут проводиться вначале того или иного урока, но введение новых слов в этот момент мы нигде не планируем. Как ив- м классе, слова, написание которых нужно запомнить, включаются в общую систему упражнений. При этом особое значение придаётся, во- первых, списыванию этих слов по применяемой технологии (списыванию с учебника, выписыванию из словаря, а во- вторых, выполнению различных заданий, предполагающих работу с орфографическим словарём, чтение (под тем или иным углом зрения) имеющихся в нём слов.
Одно из упражнений, встречающихся в учебнике (см, например, упражнения 169,
261), составление в помощь учителю словарного диктанта. Если Вы сочтёте необходимым усиливать работу над словарными словами, увеличивать её объём, советуем добавлять именно этот тип задания. Меняя задаваемые условия, Вы сможете неоднократно проводить через такое упражнение самые разные слова.
Обращаем Ваше внимание на то, что в орфографическом словаре слова, подлежащие запоминанию во 2
- м классе, отмечены красными звёздочками (голубые звёздочки даны при словах из программы 1
- го класса. На отмеченных словах и должен быть сделан основной акцент. Остальные слова включены в словарь пропедевтически большая их часть станет обязательной в следующих классах.
Заранее предупредим основная работа над словами 2
- го класса начнётся со второй темы Главные опасности письма. До этого повторяются слова 1
- го класса. При необходимости обращения к словарю правильнее на первом этапе использовать словарь из тетради- задачника (с. 4). Орфографический словарь в конце учебника, уже имеющий соответствующее название, войдёт в употребление после знакомства с термином орфограмма И ещё одно предупреждение. В словарь первой части учебника включены не все слова, подлежащие запоминанию, а только те, которые соотносятся с изучаемым материалом и встречаются в работе. Ряд слов появится в словаре второй книги.
Весь перечень слов, подлежащих запоминанию во 2
- м классе, см. в программе нас данного пособия
По этому списку советуем отслеживать появление слов на страницах учебника и регулировать их усвоение детьми с помощью дополнительных заданий на поиск нужных слов в словаре и их выписывание. Соблюдение при этом принятой технологии списывания обязательно. (Можно аккуратно карандашом в словаре учебника точкой или галочкой отмечать уже встречавшиеся слова, подлежащие освоению можно их выписывать на последние, чистые, страницы тетрадей- задачников) Из всего сказанного должна стать понятной наша точка зрения наличие (или отсутствие) на уроке проверки домашнего задания, работы над каллиграфией и словарными словами»
определяется методической целесообразностью при этом ни один из компонентов не может иметь на уроке жёстко закреплённого за ним места

32 С чего же следует начинать урок русского языка?
Однозначного ответа и на этот вопрос нет. Иногда с выявления трудностей в домашней работе и их обсуждения иногда с анализа каллиграфических погрешностей в тетрадях и установки на последующий самоконтроль иногда с уточнения темы, над которой идёт работа, и предложения проверить свои умения иногда с чтения по учебнику вопроса- заголовка и выполнения предложенных заданий...
Некоторые конкретные советы по организации уроков мы будем давать в следующей части пособия.
Затронем ещё два общих вопроса, связанных с организацией работы на уроках. О письме под диктовку

Первое время технология записи под диктовку повторяет ту, которая была в 1
- м классе. В середине же 1
- й четверти, после введения письма с окошками, технология будет немного изменяться, но суть её до хорошего овладения письмом с окошками видимо, до начала или середины 2
- й четверти) должна сохраняться. Напомним е ученик с помощью слоговой схемы (а если надо, то и схемы предложения, разделённого на слова) записывает диктуемое предложение и, показав ударение, отмечает в схеме орфограммы (на первых порах –
ещё опасные места. Так он готовится к записи предложения. Затем Вы оказываете помощь прочитываете предложение ещё раз, переходя на орфографическое проговаривание там, где звучание и написание не совпадают ученик вписывает буквы- подсказки в свою схему. После этого он с опорой на модель пишет предложение под самодиктовку. Последний этап проверка написанного вслед за Вашим повторным чтением каждого предложения ребёнок прочитывает его с установками, во- первых, на поиск возможных пропусков, замен, перестановок буква во- вторых, на проверку правильности обозначения опасных мест. Таким образом, на первых порах (до введения окошек) Вычитаете текст четыре раза первый для общего знакомства с содержанием второй по предложениям орфо- эпически (перед графической записью третий с элементами орфографического проговаривания сразу после модельной записи для вписывания в модель букв- подсказок чет- вёртый на этапе проверки, когда Вы напоминаете каждое предложение, читая его ор- фоэпически. Мы ещё не раз вернёмся к этой технологии в связи с первыми диктантами. После появления окошек ученик сразу с опорой на составленную схему, в которой показаны места орфограмм, будет писать под самодиктовку, оставляя окошки на месте сначала всех орфограмм (по памятке 3), а вскоре только тех, где он не может решить задачу (по памятке 4). С этого момента Вы, как и принято, будете читать текст три раза 1) для общего знакомства с содержанием 2) по предложениям для записи каждого первое время с использованием схема затем, по мере накопления опыта нахождения орфограмм и умения писать с окошками, без них 3) на этапе проверки.
Подробно обучение детей написанию диктантов с использованием окошек будет представлено в соответствующих местах пособия
(см., например, си 71)
О
проверке написанного школьниками и работе над ошибками
Наша исходная посылка такова исправление ошибок в детских тетрадях это непростая констатация факта «знает/не знает, умеет/не умеет, а один из элементов обучения, причём такой, который должен помогать каждому ученику совершенствовать его знания и умения.
Вот почему, как нам кажется, прежде всего, надо подумать о способах исправления ошибок. Конечно, в итоговых диктантах и контрольных заданиях на списывание можно пользоваться одним принятым способом зачеркнуть неверное написание и исправить. Нона наш взгляд, пометы учителя даже в проверочных работах, а тем более в текущих, тренировочных, можно сделать более обучающими.
В методических рекомендациях к работе в 1
- м классе мы уже высказывали свои общие советы. Для большей части курса 2- го класса они сохраняют своё значение, поэтому частично повторим их

33 Попробуйте начать выбирать способ показа ученику его ошибки. Не ограничивайтесь её исправлением (хотя и оно возможно, а прибегайте к разнообразным приёмам. Так, подчёркивайте букву, место в слове или всё слово, где допущено нарушение, а может быть, отмечайте только строку, где надо искать ошибку.
Дополнительно на полях напишите правильную букву, приведите верную запись слова или назовите номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация. Оставшуюся часть правки второклассник должен будет выполнить самостоя- тельно.
К концу 2
- го класса, когда пройдёт знакомство с составом слова, появится новый вид подсказки выделение в слове соответствующей морфемы или указание её на полях. При этом слово с ошибкой Вы подчёркиваете или нет. Выбор способа исправления и Вашей подсказки определяется рядом факторов возможностями ученика, характером ошибки, моментом обучения и т. д. Ваша помощь должна быть адресована данному ре- бёнку, должна учитывать уровень его подготовки и обеспечивать именно ему постепенное формирование необходимых умений.
Сказанным определяется организация самой работы над ошибками. Желательно, чтобы, получив тетрадь, школьник, опираясь на сделанные пометы, исправил свои ошибки (те, которые Вы ему не исправили, а подсказали. Эпизодически для этого можно отводить часть времени на уроке (в том числе резервном. Разумно привлекать к помощи одноклассникам тех ребят, у которых ошибок не было.
К концу 2
- го класса ив дальнейшем целесообразна памятка для работы над ошибками, которую нужно сделать такой, чтобы она обеспечивала руководство действиями детей. Вот возможный её вариант.
Как работать над ошибками
Памятка
1) Найди ошибку (если она не показана) Определив какой части слова допущена ошибка если эта часть не выделена, обозначь е) Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно) Реши, какое правило надо применить) Выполни нужные действия и вставь букву) Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.
В 3
- мим классах третий пункт памятки немного изменится если ошибка в окончании, выпиши слово вместе стем, от которого оно зависит если в другой части слова, выпиши одно это слово. На месте неверной буквы оставь «окошко».
Заметим, что выносить в памятку, как это всегда было принято, перечень операций, предписываемых каждым правилом, не считаем нужным, так как этот материал есть на страницах учебника. Ещё раз подчеркнём: рекомендуемая памятка это план действий ученика. Если забыт нужный способ действия, ученик должен найти его на справочных страницах учебника (это одно из универсальных учебных умений находить нужную информацию).
Не случайно среди используемых в учебнике заданий есть такие, которые предполагают нахождение и устранение чужих ошибок. Они и должны готовить младших школьников к поиску и исправлению своих. Если кто- то из детей не сумел проверить запись и найти ошибки до сдачи тетради, то пусть постарается найти их с Вашей помощью. Это будет определённым его достижением.
3.4.
Планирование уроков Как ив- м классе, планируя количество уроков, мы исходили, во- первых, из той роли, которую играет русский язык в жизни общества, а во- вторых, из многоаспектности русского языка как учебного предмета, трудности освоения его многих сторон, из необходимости на начальной ступени образования регулярных практических занятий им. Работа по учебнику К тайнам нашего языка во 2
- м классе
(как ив- м)
преду- сматривает
5 часов в неделю.
Именно из этого расчёта сделано предлагаемое далее тематическое планирование как краткое, таки подробное, содержащее характеристику основных видов деятельности учащихся на уроках.
В помощь учителям, работающим в других условиях –
4 часа в неделю, после основного варианта краткого тематического планирования (годового) мы приводим второй его вариант ориентированный нач. в неделю.
1
Всего на предмет Русский язык во 2 классе при работе по учебнику К тайнам нашего языка отводится
170 часов.
Однако среди них выделены базовые, составляющие необходимый минимум (
128
), и резервные (
42
). Общее распределение резервных уроков по четвертями место их целесообразного использования при изучении различных тем подсказано в планированиях годовом и последующих тематических.
При
4-
х
часах в неделю курс русского языка осваивается за
136 часов, из которых
128 являются базовыми резерв составляет
8 часов
В учебнике 2- го класса, как ив учебнике 1
- го, принято тематическое представление материала, хотя во всех темах для Вашего удобства возможные границы уроков показаны (двумя красными чёрточками). Но обращаем внимание на то, что эти границы лишь примерно определяют объём материала. Между красными чертами находятся и дополнительные задания, и те, которые могут быть вынесены на резервный урок. Окончательный отбор материала для урока, определение его объёма можете осуществить только Вы. В следующей части пособия, комментируя уроки, характеризуя материалы для каждого из них, мы постараемся Вам помочь.
Годовое планирование учебного материала
(
Основной вариант
5 часов в неделю)
Название разделов (тем) Кол- во часов всего базовых резервных- я четверть
45
36
9 Знаем повторим, не знаем узнаем
21 17 4 Главные опасности письма. Как писать без ошибок
24 19 5
2- я четверть
33
25
8 Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении)
13 9
4 Хочу сказать больше (Понятие о тексте)
12 9
3 Размышляем о словах (Знакомство сродственными словами и корнем)
8 7
1 3- я четверть
53
40
13 Продолжаем размышлять о словах
(Знакомство с изменениями слов,
с окончанием)
8 7
1 Учимся решать главные орфографические задачи в корнеслова- я четверть
39
27
12 Как устроены слова (Продолжение знакомства с составом слова)
29 23 6 Перелистаем учебник (Обобщение)
10 4
6
170
128
42
1
Если Выработаете, имея на предмет Русский язык 4 часа в неделю, самостоятельно внесите нужные изменения в табличный вариант расширенного тематического планирования исключите большую часть уроков, показанных как резервные (темы соответствующих х уроков напечатаны курсивом. У Вас резервных навесь год – 8 часов. Место их использования определите по собственному усмотрению.

35 Годовое планирование учебного материала

(
Дополнительный вариант
4 часа в неделю) Название разделов (тем)
Кол
- во часов всего базовых резервных
1
1-
я четверть
36 Знаем повторим, не знаем узнаем 17 Главные опасности письма. Как писать без ошибок я четверть
25 Выражаем мысли и чувства (Понятие о предложении Хочу сказать больше (Понятие о тексте 9 Размышляем о словах (Знакомство сродственными словами и корнем 7 я четверть
40 Продолжаем размышлять о словах
(Знакомство с изменениями слов,
с окончанием 7 Учимся решать главные орфографические задачи в корнеслова я четверть

27 Как устроены слова (Продолжение знакомства с составом слова 23 Перелистаем учебник (Обобщение)
Годовой резерв
8 ч 4
136
128
8 Далее представим расширенное годовое тематическое планирование (его основной вариант при 5 часах
в неделю) с характеристикой выполняемых учащимися видов дея- тельности.
1
(На сайте издательства смотрите такую таблицу в рубрике Тематическое планирование. Методический комментарий к урокам:

пояснения и советы
Знаем повторим, не знаем –
узнаем
Первый раздел так назван неслучайно он предполагает не только повторение пройденного в 1
- м классе, но и освоение нового материала, тесно связанного с предыдущим. Здесь рассматриваются два новых вопроса 1) написание (или отсутствие) ь
для обозначения мягкости согласного звука, стоящего перед согласным 2) использование разделительных знаков при обозначении звука [й'].
Изучение раздела рассчитано на
21 урок, из которых 4 часа –
резервные
2
Предлагаем примерный вариант планирования уроков темы Если Выработаете, имея на предмет Русский язык 4 часа в неделю, самостоятельно внесите нужные изменения в табличный вариант расширенного тематического планирования.
2
При х часах в неделю на изучение темы отводится 17 уроков, что соответствует базовому (минимальному) их количеству.

36 Тематика уроков
Кол
- во уроков всего базовых резервных
Повторение изученного и расширение сведений Поговорим об ушедшем лете

1
7
1
1 О нашей речи 1 1 Повторение изученного о группах слови знакомство с понятием предмет (Что ты знаешь о словах 2 2 Повторение изученного о звуках речи. Зву
- ко- буквенный разбор (Будем говорить понятно Повторение способов обозначения твёрдо
- сти
- мягкости согласных и правописания ударных сочетаний жи
-
ши, чаща, чу
-
щу
(«Может ли быть непонятной письменная речь 2 Правописание ь
между двумя согласными (Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным
5
4
1 Способы обозначения звука й. Разделительные знаки ь
и ъ
(«За какими буквами прячется звук й)
5
4
1
Подведём первые итоги
3
2
1
21
17
4 Советуем урок Поговорим об ушедшем лете начать с предложения рассмотреть учебник его обложку, первый разворот (внутреннюю сторону обложки, форзац, прочитать обращённые к детям нас слова, вспомнить, как называется такая запись, выяснить, приятно ли им было читать письмо. После рассмотрения страницы с условными обозначениями и выявления новых, по сравнению см классом, рекомендуем взять в руки тетрадь- задачники перелистать его начало. Но перед этим Вы можете предложить учащимся догадаться, почему тетрадь так называется, а потом,
обратив внимание на заголовок Это ты знаешь!»,
поинтересоваться: не ошиблись ли авторы, действительно ли то, о чём рассказывают первые страницы, знакомо. Углубляться в материал не стоит последующие задания не раз будут возвращать к этим страницам.
Хорошо, если бы ребята увидели, что на страницах есть пустые прямоугольники, которые со временем предстоит заполнить.
В дальнейшей беседе, конечно, нужно дать ученикам возможность сначала высказать свои общие впечатления о летнем отдыхе и только потом перейти к заданию 1. Однако советуем нацелить школьников на предельно короткий обмен впечатлениями, сказав, что более подробно они расскажут о летних событиях наследующий день, когда немного подготовятся. Такая рекомендация связана с желанием помочь детям точнее определить содержание своего рассказа, сделать его более ярким. Вот почему для обсуждения на уроке предназначены задания 2, 3,
помещённые в тетради- задачнике, а для домашней работы задание Хором прочитайте начало предложения и все слова (задание) с установкой каждому выбрать «своё» слово. Уточнив, что подсказывает цифра 1 около слова запиши, выполните задание под первым квадратиком. Кратко (экономя время) обсуждая неудачно построенное предложение мальчика- иностранца, вспомните, как его зовут.
Перед исправлением ошибок по заданию обратитесь к таблице Опасные при письме места, помещённой на форзаце учебника. Она поможет вспомнить, во- первых,

37 известные виды опасностей письма и действия, необходимые для их поиска, а во- вторых, те правила, которые были изучены в 1
- м классе.
При выполнении самого задания работайте над способами поиска ошибок и их исправления, что постоянно будет нужно в дальнейшем. В зависимости от возможностей класса выберите вариант выполнения задания фронтально, индивидуально, в парах (при втором или третьем с последующим обсуждением. Помните поиски исправление чужих ошибок это один из способов формирования умения проверять свою запись, а тем самым способ формирования важнейшего регулятивного умения ив целом необходимого личностного качества способности к самоконтролю.
Хотелось бы, чтобы с помощью задания второклассники поучились живому рассказу об увиденном, пережитом.
Давая на дом задание 4, объясните, что можно придумать рассказ по одной из картинок, но лучше подготовить воспоминания о себе. (Цель картинок служить своего рода подсказкой) Привлеките внимание к рамке помощи, где предложены возможные варианты начала рассказов уточните, что подсказывает изображение художника. (Рассказывая, стараться словами рисовать события, чтобы их можно было хорошо представить) Записывать рассказы предлагается не словами, а схемами предложений по ряду причин во- первых, чтобы потренировать детей в устной речи, но при этом ещё ив членении речи на предложения, во- вторых, чтобы не допустить вполне естественного появления ошибок, а в- третьих, чтобы исключить вмешательство родителей. Сочтёте возможным скорректируйте задание, разрешив записать свои воспоминания словами. (Конечно, количество предложений, а соответственно и чёрточек каких обозначений, не регламентируется.)
Задача урока на тему О нашей речи»


повторение основных требований к речи и речевому поведению, лингвистических понятий, освоенных в 1
- м классе, а также правил списывания и записи своих слови мыслей. При этом важно вспомнить не только сами правила, приведённые в памятках 1 и 2, но и то, как учебник с помощью цифр об этих правилах напоминает.
Но, конечно, урок Вы начнёте с летних воспоминаний школьников.
Подготовкой к общению на основе детских рассказов может быть примерно такая беседа.

Любите ли выслушать чьи- то рассказы о жизни, воспоминания Как же надо человеку говорить, чтобы его хотелось слушать?

А как нужно слушать, чтобы тому, кто говорит, хотелось рассказывать?

Давайте попробуем, сумеем ли мы выполнить правила, которые соблюдают все культурные, вежливые люди.
Чтобы все смогли поделиться своими воспоминаниями, можно организовать рассказы детей друг другу в парах. Вовремя групповой работы Вы попеременно включаетесь в работу пар. Ваша задача постепенно учить школьников совместной работе, сотрудничеству друг с другом. Они должны начать приобретать умение распределять роли, договариваться, в данном случае об очерёдности быть рассказчиком, слушать друг друга. Будет правильно, если слушатели смогут задать вопросы, конечно, соблюдая правила вежливого общения. Завершая работу, спросите класс, было ли интересно слушать рассказчиков, всё ли было понятно, удалось ли представить то, что происходило. Ноне менее важно поинтересоваться и тем, понравилось ли каждому говорившему, как его слушал товарищ, помогал ли ему своим вниманием. Такой мини- анализ речевого поведения участников общения необходим не только на этом уроке, но ив дальнейшем.
Переходом ко второй части урока может послужить предложение из дней летнего отдыха вернуться в школу за парту, но продолжить игру. Попросите правильно отгадать слова.
В ходе решения кроссворда (задание 5) повторяется большая часть изученных терминов. Кроссворды будут встречаться неоднократно, поэтому поучите школьников правильным действиям. Пусть они находят нужный ряд клеточек, а Вы (или кто- то из хорошо читающих детей) знакомите со значением слова. Слово отгадывается, находится на странице 3 тетради- задачника, орфографически прочитывается и вписывается. При недостатке времени кроссворд отгадывается устно. (Если захотите, скажите, что слово кроссворд переводится с английского как пересечение слов».)
По заданию добавляются слова дорогая, любим, скучаем

Попутно повторяются правила не только орфографии, но и вежливости. Задание для домашней работы. Поучите ребят правильной последовательности действий при самостоятельной работе с материалом учебника.
Уроки темы Что ты знаешь о словах урока)

помогают, во- первых, повторить изученное о словах, о делении их на группы в зависимости от выполняемой работы, вспомнить вопросы, на которые они отвечают, а во- вторых, расширить эти знания детей.
Так, на уроке вводится в употребление термин предмет
для указания на категориальное значение всех имён существительных, а на уроке привлекается внимание к возможности изменения
слов и вопросов, на которые могут отвечать названия предме- тов.
Ход работы на уроке полностью отражён в учебнике. Сделаем лишь несколько замечаний.
Уточнение, в каком из двух предложений домашнего задания говорится о добром
слове, будет удачным переходом к теме урока.
В случаях, когда заголовок сформулирован в виде вопроса, на который у учащихся уже есть какой- то ответ, можно сначала просить ребят высказаться. Предложите всем хором или шёпотом прочитать вопроса потом постараться на него ответить.
Задание необычно. Оно позволяет акцентировать внимание на мысли главное в слове это его значение, без значения настоящих слов не бывает. С ненастоящими можно играть, ими можно шутить, но пользоваться в речи нельзя, потому что никто не знает, что они называют. К этой мысли на протяжении года второклассники будут воз- вращаться.
Пользуясь предложенными формулировками (задания 8–
10
), Вы ведёте беседу слова же вновь можно читать хором. Задание готовит последующую работу, но, экономя время, можно подобрать названия действий и признаков лишь к одному слову.
Задание вместе с последующим вопросом Антона мотивирует введение нового термина предмет
Важными для его осмысления и постепенного принятия школьниками является не только задание 11, но и после него новый вопрос Антона и все следующие задания (12–
14
). Последнюю часть задания вписывание нового слова в таблицу) целесообразно выполнить в конце урока при подведении итогов. Обращение к словарю и работа с ним обязательны, так как благодаря этому происходит открытие для ребёнка роли толкового словаря, делается ещё один шажок на пути формирования познавательного умения самостоятельно добывать информацию, осмысливать её и пользоваться ею с различными практическими целями.
Советуем входе всей работы вопросы за Антона произносить Вам или доверять их кому- то из учеников, оставляя всем остальным ответы (в том числе после обсуждения в парах. Сообщение (
11
) может быть озвучено Вами (с последующим перечитыванием детьми, а может быть дано для самостоятельного чтения и, действительно, поиска ответа на вопрос Антона.
Обращаем внимание на очень важный вопрос вначале задания 13: как узнавать слова, называющие предметы Становление правильного способа действия

вот то, что составляет суть любой тренировочной работы, что лежит в основе формирования комплекса регулятивных универсальных действий.
Задание для домашнего выполнения. Давая его, вновь напомните о последовательности действий читать и выполнять части задания, двигаясь от квадратика к квад- ратику.
Проверяя выполнение задания наследующем уроке, можно предложить два дополнительных вопроса 1) Чем по смыслу похожи и чем различаются слова дождь
и дож-
дик
?
Можно ли доказать, что они из одной семьи Почему слова солнце, солнечно,

солнечный

тоже из одной семьи (Напоминаем опознавательный признак среди слов семьи всегда есть такое, которое помогает объяснить значение других. Кусочек этого слова живёт во всех словах семьи. Здесь такие слова –
дождь
и солнце)

39 Урок продолжает туже тему, его задача привлечь внимание детей к изменению слов, учить узнавать слова, называющие предметы, не только по их начальной форме, учить ставить вопросы. Начать урок можно, переформулировав название темы Что мы теперь знаем о словах В повторение включите проверку домашнего задания.
При выполнении задания Вашей помощи потребует сама процедура постановки вопросов к словам. Вы называете слово, от которого должен быть задан вопроса учащиеся ставят этот вопрос и отвечают нужной формой. Помните, что освоение грамматических связей слов будет проходить лишь в 3
- м классе, пока же работа ведётся на основе языкового чувства и должна способствовать его развитию.
Первую рамку (задание 16) лучше читать хором, а вторую может прочитать кто- то из учеников, но к ней привлеките особое внимание, поскольку она подсказывает правильные действия. Термин предлог (с. 13) вводится факультативно. Его использование оста тся на Ваше усмотрение. Мы сочли целесообразным его дать только для удобства формулировок. Без него нужно говорить слова
-
помощники при названиях предметов и при словах
-
указателях...
Конечно, это громоздко. Однако одновременно предостерегаем от неоправданного введения на данном этапе всех других терминов, обозначающих части речи.
Это произойдёт как открытие вначале- го класса.
Выполняя задание 17, помогите ребятам минимальным контекстом пошёл кто?

…;
приплыла кто?

…;
посылает к кому

…; посылает кого стал кликать кого?–
…;
не спокойно что пошёл к чему. . Будьте готовы к ошибкам детей они могут предложить для выписывания слова он, к нему, приняв их за слова- названия.
Для ответа на вопрос Антона (после задания 17) проведите с учениками эксперимент попробуйте хотя бы одну строчку прочитать, не изменяя слова. Сразу станет понятно слова изменяются, чтобы соединиться друг с другом и передать мысль автора. Если бы мы не изменяли слова, то с трудом понимали бы друг друга.
Подтверждение вывода письмо в задании 18. При его выполнении грамматическая работа сочетается с повторением одного из вопросов графики написания ь
для обозначения мягкости.
Задание предназначено для обобщения, а 20 для домашней работы.
Если позволит время, хотя бы водной строке стихотворения на слух посчитайте количество слов, называющих предметы, но сначала попросите записать предложение схемой с делением на слова. (Задание может быть выполнено и на резервном уроке, который мы советуем провести после следующего.)
Какого жука я в лесу повстречал. Я в городе в библиотеку пойду. Жука моего по рисункам найду.
По С. Махотину
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей