Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Соловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме... Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений
АнкорСоловейчик 2кл Русский язык Методические рекоме.
Дата01.03.2017
Размер1.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSoloveychik_2kl_Russkiy_yazyk_Metodicheskie_rekome.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#10994
страница1 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МС. Соловейчик
Н. С. Кузьменко
К
ТАЙНАМ
НАШЕГО
ЯЗЫКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к учебнику и тетради по русскому языку
для 2 класса
общеобразовательных учреждений
Пособие для учителя
Издание 6
- е, переработанное
Смоленск Ассоциация XXI век
2012

2 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Будьте осмотрительны при использовании методических пособий к учебнику К тайнам нашего языка, выпускаемых другими издательствами!

Если кто- либо из авторов данного учебника не указан в качестве редактора, консультанта или рецензента, пособие может не соответствовать авторской концепции и программе.
Соловейчик МС. Русский язык К тайнам нашего языка Методические рекомендации к учебнику и тетради- задачнику по русскому языку для
2 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. МС. Соловейчик, НС. Кузьменко. Издание 6
- е, переработанное. Смоленск Ассоциация ХХI век, 2011. –

с.
Пособие ориентирует учителя на внедрение идей Федеральных государственных образовательных стандартов в практику обучения младших школьников. Оно, как и пособие для 1
- го класса,
содержит общую характеристику курса русского языка для 1–4 классов в свете требований ФГОС
с описанием планируемых результатов наконец- го года, программу и перечень планируемых предметных результатов обучения во 2- м классе, тематическое планирование уроков с указанием основных видов деятельности учащихся, пояснения к изучаемым темам, общие советы по организации работы, а также подробные комментарии ко всем урокам, дидактический материал для предъявления на слух, тренировочные и контрольные работы МС. Соловейчик, НС. Кузьменко
© Издательство Ассоциация ХХI век»
Все права защищены

3
Предисловие
Уважаемый коллега!
Книга, которую Выдержите в руках, аналогична той, которой, надеемся, Вы пользовались, обучая детей русскому языку в прошлом году. Пособие поможет Вам лучше понять логику построения учебника К тайнам нашего языка для 2
- го класса, специфику подхода к рассмотрению всех разделов этой части курса, особенности представления материала на страницах учебника и тетради с печатной основой, теперь называемой тетрадью- задачником. Важной особенностью Методических рекомендаций является их нацеленность на помощь Вам в реализации идей
Федеральных государственных образовательных стандартов. Так, в приводимом тематическом планировании уроков будут названы основные виды деятельности учащихся, а походу комментирования материалов учебника, в рекомендациях к урокам мы будем обращать Ваше внимание на способы организации деятельности детей, обеспечивающие формирование у них не только предметных, но и метапредметных, универсальных, учебных действий. Мы постараемся помочь Вам полноценно использовать те возможности, которые предоставляет учебный комплект К тайнам нашего языка для органичного слияния процессов обучения
школьников русскому языку сих личностным развитием
и воспитанием
Однако перед изложением конкретных советов, связанных с организацией лично- стно
- ориентированного, развивающего обучения русскому языку по учебному комплекту для 2
- го класса, мы решили, во- первых, напомнить Вам наши общие позиции, реализуемые в курсе русского языка в целом, а во- вторых, ещё раз представить те планируемые результаты наконец- го года обучения, к достижению которых Вы постепенно ведёте своих учеников. Для этого мы повторяем (с некоторыми уточнениями) материал, который уже был представлен в Методических рекомендациях к учебнику 1
- го класса. С общей структурой пособия Вы можете познакомиться, обратившись к Содержанию в конце книги. Успехов Вам в преодолении всех трудностей и всего доброго!
Авторы.

4
1. Общая характеристика курса русского языка,
реализованного в комплекте учебников К тайнам нашего языка 1–4 классы. Особенности курса в свете современных подходов к образованию младших школьников
Курс русского языка в начальных классах это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение
данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Комплект учебников русского языка рассматривается авторами как методическое средство, которое должно помочь учителю реализовать воплощённые в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования общие подходы к содержанию и организации обучения младших школьников и обеспечить достижение планируемых результатов духовно- нравственное воспитание учащихся, формирование у них комплекса универсальных учебных действий и конкретных предметных умений. Прежде всего, курс русского языка, представленный в учебниках, нацелен на
ста-
новление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт. При построении курса было принципиально важно учесть, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе от практики его использования к осмыслению и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и реализован в данном комплекте учебников, чем и объясняется его название К тайнам нашего языка
».
Авторы стремились различными методическими средствами последовательно формировать у маленького школьника эмоционально- ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться ив целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской лич- ности.
На каждом из этапов обучения центральным становится тот или иной аспект воспитания языкового самосознания младшего школьника. Так, в букварный период факты языка и речевого поведения делались для детей предметом специального наблюдения и анализа, закладывались основы интереса к изучению русского языка. Далее в учебнике го класса

на доступном первоклассникам уровне было введено понятие родной язык, говорилось о русском языке как государственном (общем для всех людей России, обсуждалось понятие иностранный язык. Теперь, во м классе, где центральным направлением является обучение грамотному письму, на первый план выдвигается тезис Народном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно Этим тезисом, как мотивом, будет направляться формирование у учащихся комплекса предметных, в данном случае орфографических, умений обнаруживать орфограммы, оценивать свою готовность правильно выбрать написание, решать задачу или особым способом сознательно уходить от ошибки, проверять написанное.
В ми
4-
м
классах работа над словом, словосочетанием, предложением и текстом будет подчинена мысли Как богат и разнообразен наш язык К этой мысли учащиеся пойдут путём постоянных наблюдений за использованием средств языка в речи, а входе разнообразной практической работы в рамках различных тем курса постоянно будут получать её подтверждение. Так учебник создаёт возможности для постепенного формирования у младших школьников языкового самосознания как элемента гражданственности, что является важнейшим компонентом духовно- нравственного становления личности и рассматривается как один из основополагающих результатов начального общего образования.

5
Обобщённо
цели
начального курса русского языка, реализованного в комплекте К тайнам нашего языка, можно сформулировать так:

создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

средствами предмета Русский язык влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности ив целом умения учиться;

обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Достижение поставленных целей обеспечивается особым построением курса, отбором и логикой подачи учебного материала, способами организации учебной деятельности младших школьников, что находит отражение в структуре учебника каждого класса в целом, его разделов и тем, в тональности общения авторов с учеником, в предлагаемых видах учебной работы, в формулировках заданий, в используемых текстах, условных обозначениях и т.
д. Важнейшей особенностью курса, реализованного в учебном комплекте К тайнам нашего языка»,
является системно
-
деятельностный подход
к организации обучения. Он проявляется в следующем.

Приобретение знаний о языке, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными, а иногда и социальными моти- вами.

Большая часть разделов и тем содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка анализ, синтез, сравнение, классификация делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе не только системы основополагающих лингвистических знаний, но и осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. Вот почему в учебнике для каждого класса так много внимания уделяется проведению рассуждений, построению алгоритмов и памяток. При освоении разнообразных вопросов курса у учащихся формируется умение контролировать свои действия

как после их выполнения, таки походу. Сразу же приведём пример формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, связанный именно с программой 2
- го класса. Это последовательно реализуемый в комплекте прим письма с «окошками»


пропуск самим учеником вовремя письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется уже названным ранее социальным мотивом Народном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно Окошко лучше ошибки (2 класс, ч. 1, с. 84
). Применение приёма одновременно обеспечивает а) совершенствование у младших школьников ряда предметных, орфографических, умений б) становление рефлексии, самоконтроля как личностного качества, при этом самого трудного его вида походу выполнения действия в) постепенное появление у ребёнка сознательного, ответственного отношения к качеству своей речи г) психологическую разгрузку ученика, снятие у него страха перед ошибкой, так как буква может быть вписана в окошко после спокойного обдумывания поставленной задачи и её решения на этапе проверки. Так один из приёмов обучения, реализуемый в комплекте, одновременно становится средством формирования целой группы универсальных учебных действий, средством личностного развития и воспитания ребёнка.

6 Таким образом, системно
-
деятельностный подход
к организации лингвистического образования учащихся, реализованный в учебнике К тайнам нашего языка, проявляется в том, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правили формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам от мотивации и постановки учебной задачи к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, куме- нию контролировать выполняемые действия и их результаты. Именно через реализацию системно
- деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития
и воспитания
школьников водно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений под развитием учащихся, во- первых формирование их лингвистического мышления, те. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во- вторых совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, таки становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета Русский язык связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, сформированием заботливого отношения к качеству своей речи, сформированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме. Так, реализуя системно
- деятельностный подход к организации обучения, учебник каждого класса создаёт реальные возможности для личностного развития детей и становления у них, наряду с предметными, комплекса универсальных учебных действий регулятивных, познавательных, коммуникативных
Регулятивные
учебные действия (способность осознанно направлять, самостоятельно регулировать и контролировать выполняемые операции, как ясно из сказанного о сущности системно
- деятельностного подхода, формируются у учащихся всем ходом обучения, логикой развёртывания их деятельности при освоении любой темы, при формировании всех предусмотренных программой предметных умений. Одним из направлений формирования познавательных
учебных действий является обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней. В учебнике русского языка, в том числе и для 2
- го класса,
обучение осуществляется в трёх направлениях а) обучение чтению учебных текстов и их полноценному пониманию, те. вычерпыванию из них нужной информации, а также её включению в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению для решения стоящих задач б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, в том числе алгоритмических,
и т.
п.
; в) обучение использованию для решения разнообразных практических задач различных словарей, справочников, имеющихся в учебнике. Реализация названных направлений учебной работы методически обеспечена. Она осуществляется с помощью специальных заданий, установок перед чтением информации, особой её подачи, специального значка, нацеливающего ученика на использование словаря, отсылок к справочным страницам учебника и т. д. Пользуясь различными видами помощи, которые есть на страницах учебника, младшие школьники, в том числе второклассники,
постепенно накапливают опыт применения разных видов чтения, правильной самостоятельной деятельности с учебной книгой, со справочной литературой ив целом с разнообразной информацией

7 Предусмотрена в учебнике и возможность формирования у учащихся активной познавательной позиции, реализация их права (с учётом возраста и опыта в опреде- лённых пределах) на выбор объёма и уровня овладения некоторым материалом. Это обеспечивается двумя способами. Первый наличие отдельных заданий, начинающихся со слов если хочешь. Эти задания, действительно, чаще всего необязательны, они особенно были распространены в 1
- м
классе. Второй способ (нередко в сочетании спер- вым) выделение условным значком Более трудное задание заданий повышенной трудности. Значок поможет и Вам, во- первых, отбирать задания для урока с учётом подготовки класса, а во- вторых, направлять действия того или иного ребёнка.
В ряде случаев задания повышенной трудности идут в ряду с заданиями базового уровня. Иногда указано задание на выбор
(см., например, учебник 2
- го класса, ч. 2, с. 70,
131)
. Повышенная трудность бывает связана стем, что до выполнения основного задания нужно провести группировку, классификацию материала нередко же все ученики выполняют одно задание, но одна группа слов отмечена значком повышенной трудности, так как включает более сложный материал. Второй вариант заданий повышенной трудности, имеющихся в учебнике, это задания, требующие сообразительности, определённой эрудиции, творчества
(см., например, учебник 2
- го класса, ч. 1, задания 23, 41, 50 и др. Обычно такие задания факульта- тивны. Формирование коммуникативных
универсальных действий в учебнике К тайнам нашего языка обеспечено его коммуникативной направленностью, с которой связана вторая важнейшая особенность курса русского языка, представленного в учебнике.
Избирая такой подход,
авторы исходили из того, что язык это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Именно становлению всех видов речевой деятельности, обучению общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, подчинены изучение системы языка и правописания, постановка собственно речевой работы. Рассмотрение значительной части разделов и тем курса направляется
коммуникативным мотивом
Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недо- чётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов Ты хочешь, чтобы тебя понимали Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства Хочешь не испортить своё поздравление ошибками. Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора
более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п.
Боль- шое внимание этому вопросу уделяется во 2
- ми последующих классах.
Коммуникативная направленность курса проявляется ив том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Одна из особенностей учебника обучение созданию не сочинений вообще, а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.
д. Иначе говоря, обучение созданию письменных текстов происходит без использования (до конца 4
- го класса) слишком широкого, обобщённого, понятия сочинение. Дети учатся созданию текстов конкретных жанров. Подведение самостоятельно созданных текстов разных жанров под общее понятие сочинение произойдёт в конце 4
- го класса. Тогда же будет введена и обобщённая памятка Как писать сочинение. Среди других авторских методических решений, обеспечивающих коммуникативную (речевую) направленность курса, выделим несколько внимание, начиная с букваря, к главным качествам
хорошей речи (быть понятной для собеседника и вежливой по отношению к нему, проведение этой мысли через многие разделы курса особое построение языковых разделов от речи к языку и снова к речи

8 постоянные наблюдения за особенностями использования языковых средств в зависимости от ситуации общения и характера текста системные задания на создание монологических высказываний различной направленности, в том числе на проговаривание для одноклассников последовательности выполняемых действий, на передачу информации, представленной в схематичной форме, и т.д.; регулярные обращения к вопросам культуры речи, в том числе её правильности и точности стилевой подход к обучению связным высказываниям общение авторов с ребёнком через письменный текст;
систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Формированию
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей