Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие. Методическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории


НазваниеМетодическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории
АнкорВсеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие.pdf
Дата25.01.2018
Размер1.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_Noveyshaya_istoria_10_klass_Metodicheskoe_po
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35355
страница6 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Планируемые
результаты
Примечания
это привилегия, несправедливость и что социализм без свободы — это рабство и скотство.
Определите, к какой идеологии ближе это утверждение — к социал-демократии или либерализму. В 1891 г. один из лидеров германской социал-демократии Август Бебель сказал Земля Германии, Германское отечество принадлежит нам, народным массам, больше, чем кому-либо другому. Поскольку Россия опередила всех в терроре и варварстве и хочет напасть на Германию, чтобы разбить и разрушить ее… мы, как и те, кто стоит во главе Германии, остановим Россию, поскольку победа России означает поражение социал- демократии. Чем была опасна такая установка К каким последствиям она привела?
ПР и МР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока
ПР и МР
Важно понимать, что на основе одного итого же источника можно расставить в теме разные смысловые акценты Продолжение табл
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
и сформулировать главный вопрос по-разному, в различных историко-культур- ных перспективах и аксиологических проекциях. Советуем учителям поддержать разумное разнообразие главных вопросов темы на первом занятии, обращаться к ним в течение всего тематического блока и обсудить на обобщающем занятии
Рубрика Для тех, кто хочет больше знать»
ПР и МР
Сюжеты и темы для поисково-инфор- мационных (2 и 5), исследовательских
(3 и 4) и творческих проектов (Проектная деятельность

«Политические портреты ведущих деятелей ХХ в. Д. Ллойд-Джордж, Ж. Жорес, Ж. Клемансо, Т. Рузвельт и др.)
Примерный план) основные факты биографии и деятельности в конце
XIX — начале XX в) религиозные, мировоззренческие взгляды, политические убеждения) отношение к внутренней политике своего государства, ее приоритеты) отношение к социальным реформам) отношение к внешней политике своего государства и ее приоритетам вначале ХХ в.
Окончание табл
Урок 3. Первая мировая война
Лабораторно-практическое занятие по учебнику с дискуссией
В 9 классе школьники, изучая курс всеобщей истории, уже несколько разработали в формате лаборатор- но-практического занятия. Особым образом представленный учебный текст и познавательные задания создавали условия для организации проблемных групп, обеспечивали школьников информационными ресурсами, а методические рекомендации в книге для учителя помогали спланировать занятие от вводной беседы до итоговой дискуссии.
В учебнике для 10 класса структура текста усложнилась за счет документов, вынесенных вконец главы. Сложнее стала и методическая задача — объединить разноплановые информационные ресурсы учебника и дополнительных источников в единую базу данных, разработать примерный сценарий занятия, сфокусировать его на ключевой вопрос всей темы.
Напомним, что целью лабораторно-практического занятия является изучение новой темы (нового содержания) на основе оригинальных источников учебной информации и активных способов познавательной деятельности. Различают лабораторные занятия по учебнику (1) и лабораторные занятия по документам (2). Первый вид занятий организуется на основе учебных текстов, в которых доминируют информативные словесные, визуальные и другие источники, не содержащие готовых выводов и оценок. Второй вид соответственно базируется на работе с документами.
Из этого определения можно сделать вывод, что лабо- раторно-практическое занятие при соответствующих методических условиях способствует совершенствованию широкого круга УУД, вынесенных в целевую установку темы (метапредметные результаты, но требует дополнительных заданий, нацеленных на личностные результаты общего образования.
Предметные результаты
• представления о периодизации и основных событиях Первой мировой войны, их локализации на карте Европы и отголосках в других регионах мира, о смене общественных настроений в связи с началом, затяжным характером
и окончанием войны, ее исходе и результатах по обеим линиям фронта;
• образы инициаторов войны, ее сторонников, участников и жертв, воссозданные на основе комплексного анализа разных видов источников (официальные, политические, мемуары, художественные тексты и др.);
• аргументированные оценочные суждения о роли Первой мировой войны в урегулировании / обострении международных противоречий и ее влиянии на все сферы жизни послевоенного общества;
• умения комплексно анализировать исторические документы, применять контекстуальные знания для реконструкции и интерпретации исторических фактов, крити- чески-творческого использования документов в качестве источников исторической информации, ресурсов проектной деятельности, формулирования и обоснования собственной точки зрения. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА Первая мировая война для своих современников и потомков проблемный анализ вводного текста и иллюстраций к параграфу, вводная беседа с элементами повторения, обобщения и актуализации ранее полученных знаний, формулирование и обсуждение вариантов главного (ключевого) вопроса лабораторно-практи- ческого занятия, подготовка плана изучения истории Первой мировой войны на основе представленных источников Военные годы 1914—1918 — работа в проблемно-тема- тических группах, создание коллективного исследовательского проекта по конкретному направлению Презентация проектов, дискуссия по главному (ключевому) вопросу Первая мировая война для своих современников и потомков
Вопросы и задания для организационно-мотиваци-
онного этапа лабораторно-практического занятия. Обобщите причины усиления милитаристских настроений в европейском обществе вначале ХХ в. и причины, приведшие мир к Первой мировой войне. Почему антивоенные настроения, призывы и мероприятия в защиту мира оказались неэффективными

72
2. Какие вопросы ставит историк, приступая к изучению военных конфликтов Составьте стереотипный план изучения истории Первой мировой войны.
Вариант стереотипного плана I. Предпосылки, причины и повод к открытому вооруженному столкновению II. Цели главных противоборствующих сил (интересы союзников. Готовность противоборствующих сторон к войне баланс сил накануне военных действий IV. Хронологические рамки и этапы / периоды военных действий (вариативные периодизации V. Внутри каждого этапа / периода планы сторон, основные военные события, их результаты, причины победы / поражения отличившиеся полководцы и воины VI. Военно-политические результаты вооруженного конфликта для стран и народов, принимавших в нем участие. Международное значение и уроки войны. Какие дополнительные и конкретизирующие этот общий план вопросы можно поставить на основе представленных в учебнике материалов. Проанализируйте вопросы, предложенные как главный ключевой вопрос темы, выберите и обоснуйте один из них или сформулируйте его самостоятельно.
А) Почему Первая мировая война стала реальностью?
Б) Почему Германия и ее союзники проиграли Первую мировую войну?
В) Почему военный конфликт 1914—1918 гг. вошел в историю как мировая война?
Г) Кто виноват в развязывании Первой мировой войны Д) Почему спустя столетие обострился интерес к Первой мировой войне. На основе главного (ключевого) вопроса занятия и уточненного стереотипного плана изучения истории Первой мировой войны определите направления (тема, вопросы) для работы каждой проблемной группы затем определите круг необходимых источников и средство визуализации результатов своего исследовательского проекта (кластер, историческая карта с аппликациями-симво- лами, мультимедийная презентация и т. п

73
Военные годы Поскольку в учебнике материалы по истории Первой мировой войны представлены в проблемно-хронологи- ческом порядке, соотнесенном с каждым военным годом, а в стереотипном плане акцент тоже сделан на этапах периодах войны, представим информационные ресурсы и их методическое обеспечение сообразно этому критерию.
Каждая группа может на тематических контурных картах условными знаками отмечать события на Западном и Восточном фронтах в 1914—1918 гг., придумать сообразные им яркие названия, составить легенду карты. В характеристике военного года акцент в соответствии с главным / ключевым вопросом занятия может быть сделан на одной или нескольких проблемах:
А) стратегические инициативы и реальности военного времени;
Б) великие сражения»;
В) война и общество.
ОБРАЗЦЫ РАБОЧИХ ЛИСТОВ первый военный год

• Учебник: пункты 1, Работа с документами рубрик Работа с источниками и Исторические источники. Из-за большого количества документов школьники первой группы могут распределить их между собой, предварительно договорившись о направлении вывода, обобщающего их исследовательскую работу.
«Из австро-венгерского ультиматума Сербии. 23 июля
1914 г.
Вопросы к документу) Что в международной политике означает ультиматум Когда государства используют этот вид документа) Что послужило поводом к предъявлению данного ультиматума) Что в стилистике и риторике этого документа выдает его ультимативный характер) Почему Сербия восприняла этот документ как нарушение своего суверенитета Какие требования сербы могли расценить (и расценили) как вмешательство в свои внутренние дела

74
5) Как выдумаете, почему Австро-Венгрия использовала чрезмерно категоричный тон, провоцирующий столь же категоричный отказ со стороны Сербии, а не попытку двухсторонних переговоров по урегулированию конфликта?
«Министр иностранных дел России С. Д. Сазонов об объявлении Германией войны России»
Вопросы и задание к документу) К какому типу источников относится данный документ) Какова была цель и время его создания
3) Кому или какой аудитории предназначался данный текст) О каком дне, месяце и годе идет речь в этом источнике) На чем, согласно С. Д. Сазонову, настаивала Германия и почему это требование было отвергнуто Россией) Существует ли документ, о которым идет речь в данном источнике, в открытом доступе Можно лис ним ознакомиться Какие детали, сообщенные С. Д. Сазоновым, можно перепроверить на основе оригинала) Почему немецкий посол сильно нервничал при встрече с министром иностранных дел Российской империи В чем проявилось это волнение В ответе на этот вопрос постарайтесь найти и назвать как минимум три признака) Почему С. Д. Сазонов почувствовал к послу Германии искреннюю жалость, хотя тот представлял теперь враждебную России державу?
«О настроениях при объявлении войны»
Вопросы и задания к документу) Определите, о каких странах идет речь в отрывках из документов. По каким признакам вы это установили) К какому периоду войны относятся все эти тексты Назовите примерные дни и месяц событий, в них описанных) В какие группы можно объединить все страны в зависимости от их участия в Первой мировой войне

75
4) Что объединяло людей разных стран Европы в эти дни Какие слои населения сплотила весть об объявлении войны Какие идеи и чувства захватили людей Какими способами они выражали их) Были ли среди них те, кто не разделял всеобщих восторгов Почему давление сторонников войны было внушительным, подчиняющим шел второй год войны…
• Учебник: пункт Работа с документом рубрики Исторические источники».
• Карта.
• ЭФУ.
«Э.-М. Ремарк о газовой атаке»
Вопросы к документу) К какому типу документов относится этот текст При каких условиях с ним можно работать как с историческим источником и доверять его информации) Когда и где могли произойти события, описанные в романе Э.-М. Ремарка
3) На чьей стороне воюет главный герой романа В новинку ли ему и его однополчанам газовые атаки) Что помогло спастись главному герою вовремя газовой атаки
5) Как выдумаете, почему применение на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов было запрещено международным соглашением уже вскоре после окончания Первой мировой войны Женевский протокол 1925 г.)?
«1916»
• Учебник: пункты 3—5.
• Карта.
• ЭФУ.
«1917»: когда закончится этот ужас?..
• Учебник: пункты 4—6.
• Карта.
• ЭФУ.
«1918»: победители и побежденные
• Учебник: пункт Работа с документами рубрик Работа с источниками и Исторические источники».
• Карта.
• ЭФУ.
Из Компьенского перемирия 11 ноября 1918 г.»
Вопросы и задание к документу) В чем заключался смысл заключения Компьенского перемирия Какой характер носили заключенные
11 ноября соглашения Какие страны были авторами этого документа и сформулированных в нем условий) Почему документ состоит из двух частей По какому принципу они образованы) Сопоставьте требования стран-победителей к Германии в части Аи В. Чем они отличаются Объясните, почему условия для Западного фронта и восточных границ оказались разными.
«Д. Ллойд Джордж о победе над Германией»
Вопросы к документу) К какому типу источников относится данный документ С какой целью он создан Какой аудитории адресован) Насколько честными объективным мог быть автор этого текста в связи с форматом своего свидетельства) Какую должность занимал Ллойд-Джордж в правительстве Великобритании Какой была его позиция в отношении предстоящей войны с Германий
4) В какой мере он разделял / инициировал планы Великобритании) Как автор характеризует трудности войны с Германией для Великобритании
6) Почему англичане, по словам Ллойд-Джорда, несли потери значительно больше тех, которые мы причиняли врагу Народы каких стран воевали в составе британской армии на полях Первой мировой войны Какие потери они понесли) Почему потери в войсках постоянно занижались на официальном уровне Было ли это исключительно британским опытом ведения информационной войны и пропаганды) В чем Ллойд-Джордж видит причины поражения Германии В тексте источника найдите три и более причины) Как выдумаете, почему Ллойд-Джордж ничего не говорит о России, ее роли в войне и потерях Ответ на какой из ранее поставленных вопросов помогает объяснить это молчание

77
Презентация проектов, дискуссия по главному ключевому) вопросу
Вопросы и задания для обобщающей дискуссии. Прокомментируйте высказывание одного из современников Первой мировой войны Война наконец кончилась. Последствия ее были многообразны и бесчисленны. Но над всем преобладало одно разочарование. Какие другие оценки итогов Первой мировой войны вам известны Совпадают или противоречат они первому мнению. Как выдумаете, правомерно ли оценивать Первую мировую войну и ее последствия как кризис европейской цивилизации?
Домашнее задание на выбор)
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
1. С помощью фотографии вначале параграфа и вводного текста сформулируйте главный вопрос урока
ПР и МР
Использован в п 2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени
ПР
Закрепление и проверка элементарных событийно- хронологических знаний по теме урока. Какие страны воевали на стороне Антанты, а какие — на стороне Четверного союза Чем определялся их выбор?
ПР
Вопрос можно использовать в п 4. Граф Сеченьи, австро-венгерский посол в Берлине, говорил канцлеру Германии Бюлову: Я выражаю сожаление по поводу
ПР и МР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся. Но задание требует корректировки
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
судьбы эрцгерцога и его супруги, нос политической точки зрения думаю, что устранение наследника престола явилось Божьей благодатью. Если бы он остался жив, его фанатизм, энергия и упорство создали бы для Германии плохого союзника. Опираясь на это мнение, покажите, можно ли считать сараевское убийство причиной Первой мировой войны. Заполните хронологическую таблицу Основные события Первой мировой войны»
ПР
БУ. Д/з обобщающего характера. Закрепление и проверка элементарных событийно- хронологических знаний по теме урока. В чем сходство военных кампаний
1914 и 1916 гг. ив чем их различия?
ПР
Вопрос может быть использован в п. 3 7. Когда, по вашему мнению, входе войны произошел перелом в пользу противников Германии Свое мнение обоснуйте
ПР
Вопрос может быть использован в п. 2 8. Какое новое оружие стало использоваться входе войны Как его применение сказалось на ее ходе и исходе?
ПР
Идея для поисково- информационного и исследовательского проектов
Продолжение табл
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
9. Как изменилась экономическая политика в годы войны Откуда брались деньги на войну?
ПР и МР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока
ПР и МР
Важно понимать, что на основе одного итого же источника можно расставить в теме разные смысловые акценты и сформулировать главный вопрос по-разно- му, в различных историко-культур- ных перспективах и аксиологических проекциях. Советуем учителям поддержать разумное разнообразие главных вопросов темы на первом занятии, обращаться к ним в течение всего тематического блока и обсудить на обобщающем занятии
Рубрика Для тех, кто хочет больше знать»
ПР и МР
Сюжеты и темы для поисково- информационных
(1,3, 4, 5, 8, 9, 11), исследовательских проектов (2, 6,
7), в том числе по линиям История и память (3), История и кино (3 и 10), межпредметные
(6, Окончание табл
Проектная деятельность
В годы Первой мировой войны по обеим линиям фронта было создано огромное количество агитационных плакатов и карикатур, темой которых был образ врага, а задачей — разжигание ненависти и поддержание боевого духа населения воюющих стран. Кроме этих средств целям пропаганды и контрпропаганды служили граффити, которые рисовали солдаты в окопах. Коллекции этих визуальных документов есть в Интернете. Сделайте подборку, наиболее интересную для вас.
Урок 4. Революционная волна после Первой мировой войны
Предметные результаты
• общие представления о перекраивании политической карты Европы в связи с результатами Первой мировой войны, распадом четырех империй и революционными событиями 1917—1923 гг.;
• систематизированные знания о причинах, характере и развитии революций в странах Европы, Азии и Латинской Америки, их завоеваниях и исторических уроках для послевоенного мира.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА Мир после войны общественные настроения и ожидания проблемный анализ вводного текста и иллюстраций к параграфу, анализ документов, вводная беседа с элементами повторения, обобщения и актуализации ранее полученных знаний, формулирование и обсуждение вариантов главного (ключевого) вопроса темы занятия Новая карта послевоенной Европы — аналитическое чтение пункта 1 параграфа, картографический практикум, обобщающая беседа Ноябрьская революция в Германии (1918—1919) — проблемное изложение, аналитическое чтение пункта параграфа. Революции в странах Европы и Азии после Первой мировой войны — аналитическое чтение материала параграфа, составление стереотипного плана самостоятельная работа на уроке / домашнее задание. Комплексный анализ документов, обобщающая беседа

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей