Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык Русская словесность 7 кл Методичка. Методическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.


Скачать 372.03 Kb.
НазваниеМетодическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.
АнкорРусский язык Русская словесность 7 кл Методичка.pdf
Дата26.01.2018
Размер372.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_Russkaya_slovesnost_7_kl_Metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35491
страница5 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Три рода словесности эпос, лирика и драма.
Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
В и д ы деятельности учащихся Различение родов словесности. Определение

вида и жанра произведения.
Эта тема трудная она обращена в основном к логическому познанию и мало затрагивает чувство. Семиклассники уже встречались с понятиями эпос
лирика и драма, рассказ, повесть, поэма, пьеса и др. Однако здесь школьники постигают эти явления в системе, а главное — значительно глубже, чем раньше. Опираясь на суждения
Аристотеля, они поймут коренные отличия родов словесности как в том, что изображается, таки в том, каковы средства изображения.
Тема очень важна для понимания произведений словесности, потому что, только зная законы рода,
вида и жанра, можно полноценно их воспринять.
Здесь приводятся основные признаки эпического,
лирического и драматического родов словесности.
А в дальнейшем учащиеся будут рассматривать свойства этих родов произведений ив, ив ив классах. При этом мы будем опираться нате основные сведения, которые сообщаются в этом разделе. Поэтому надо методически сделать материал интересным, использовать такие приемы, которые активизируют мысль и чувства учеников.
Начать разговор о родах, видах и жанрах можно с пересказа миниатюры писательницы Н. Тэффи
«Публика». Здесь рассказывается, как швейцар перепутал аудитории, и те, кто пришел слушать лекцию профессора Фермопилова, попали в зал, где должен был веселить публику комик Киньгрустин, и,
наоборот, те, кто хотел повеселиться, попали на серьезную лекцию. И публика воспринимала услышанное в соответствии со своими ожиданиями.
Юморист Киньгрустин лез из кожи вон, чтобы вызвать хотя бы улыбку. Но публика была серьезна и сосредоточенна, курсистки старательно записывали что-то в тетрадки. Многие, нахмурив брови и впившись взором в лицо лектора, казалось, ловили каждое его слово, и напряженная работа мысли придавала их физиономиям вдохновенный и гордый вид. Лектор чувствовал, как все перлы его остроумия ударяются об эти мрачные головы и отскакивают, как град от подоконника
А профессор, принятый за комика, безуспешно пытался говорить о своей теме.

Я хотел побеседовать с вами о вопросе, который
не может не заинтересовать каждого живущего на
планете, называемой Землею, а именно — о строении
этой самой Земли.

Ха-ха-ха! — покатывались слушатели. — Каждый, мол, интересуется. Ох-ха-ха-ха! Именно, каждый интересуется.
Публика смеялась и над тем, что профессоршам- кал, принимая это за пародию на профессоров, и над тем, как он высморкался, и даже над тем, как он пытался успокоить расходившихся слушателей.
Каждое его слово вызывало радостный смех.
Этот рассказ свидетельствует о том, как важна установка, то есть ожидание определенного впечатления. Ив учебнике разговор о родах, видах и жанрах словесности начинается с того, что такое установка.
В учебнике непросто приводятся суждения Аристотеля, но предлагается подумать над ними. И надо максимально активизировать интеллектуальную деятельность школьников.
Школьники увидят, что роды различаются потому, о чем говорится в произведении, и по тому,
к а ко в способ подражания жизни.
Предмет изображения различен в разных родах словесности в эпосе рассказывается о людях и событиях, в лирике — о внутреннем состоянии самого поэта, в драме — о действиях людей. Различен также и способ изображения явлений жизни в эпосе люди и события изображаются как нечто отдельное от писателя, как то, что он видели о чем рассказывает в лирике поэт не изменяет своего лица, остается сам собою, выражает собственные переживания,
вызванные какими-то явлениями в драме автор вообще как бы отсутствует и герои действуют сами по себе
Когда же мы говорим о видах словесности,
важным оказывается отношение автора к изображаемому интерес к необычному событию в новелле, исследование законов жизни в романе, воспевание предмета воде, грустное размышление о предмете в элегии, сострадание герою в трагедии,
осмеяние его в комедии.
Надо обратить внимание учеников на то, что в литературе им может встретиться и не такое, как в нашем учебнике, употребление терминов вид и
«жанр». Одни ученые называют жанром то, что мы называем видом, и, наоборот, видом — то, что мы называем жанром другие употребляют только термин жанр, объединяя в нем то, что мы называем видом, и то, что мы называем жанром. Но лучше все-таки не допускать неточности и неряшливости в терминах и придерживаться нашей классификации.
На уроке можно организовать работу с учебником самостоятельное чтение § 43—46 учащимися и последующее их обсуждение. Перед началом работы следует предложить ребятам прочитать теоретический раздели определить главные мысли прочитанного, затем кто-то из учащихся приведет свою формулировку главной мысли, кто-то другой уточнит, а оптимальный вариант будет записан на доске ив тетрадях. А затем учитель предложит уточняющие вопросы по каким признакам с помощью
Аристотеля мы можем различить роды литературы?
По каким признакам различаем мы виды литературы?
Кроме того, можно предложить школьникам определить жанры изученных в прошлом ив нынешнем году произведений. Работа над этим заданием требует исследовательского подхода, потому что в знакомых семиклассникам произведениях надо найти признаки родов словесности.
Особенно трудно воспринимается понятие об объективности и субъективности изображения жизни.
На уроке следует остановиться на этом подробнее
Подумать понятно, что, когда автор как бы со стороны смотрит на героев и событие, изображение объективно. Например, Хамелеон А. П. Чехова. А субъективно или объективно изображается жизнь в произведении, где повествование ведется от лица героя?
Например, в Уроках французского В. Распутина или в других рассказах, где действует я Объективно или субъективно изображается действительность в произведении такого жанра, как дневник?
Мы говорим, что в лирике непосредственно передается переживание человека. А если в стихотворном произведении рассказывается о каких-то событиях,
изображаются персонажи в их поступках, например
«Рассказ танкиста АТ. Твардовского или поэма
Н. А. Некрасова Мороз, Красный нос — это эпические или лирические произведения?
Ответ на поставленные вопросы каждый раз находится заново в конкретном решении. Если перед нами рассказ В. Распутина, то это, безусловно, объективное изображение. Автор и герой не одно и то же.
Герой — автор в детстве. Если перед нами дневник или поэма, то это чаще всего свидетельствует о том,
что между эпическими и лирическими произведениями нет непроходимой границы. В эпическом произведении может найтись место непосредственному выражению состояния автора, а в лирическом описанию картин и повествованию о событиях, при этом важно только, что является главным, определяющим. Если картина нарисована для того, чтобы выразить отношение к изображаемому, передать чувство и мысль, вызванные ею, то перед нами лирика. Таково стихотворение АС. Пушкина Зимнее утро. Если о событии рассказывается для того, чтобы дать ему собственную эмоциональную оценку,
как в стихотворении МЮ. Лермонтова Бородино это тоже лирика. Если же главное средство выразить авторские мысли о жизни — сами картины и события, то даже если повествование ведется от
первого лица, мы имеем дело с эпическим произведением. Хотя в эпические произведения могут вкрапливаться элементы лирики, и мы даже говорим о лирической прозе, а в лирические произведения элементы эпоса, и мы говорим о лироэпических произведениях. Но об этом речь пойдет в главе На уроке можно воспользоваться таблицей, в которой сопоставляются важнейшие признаки эпических, лирических и драматических произведений.
Эпическое произведение
Лирическое произведение
Драматическое произведение
Изображение объективно:
автор как бы со стороны видит события и героев
Изображение субъективно непосредственно выражается состояние личности
Объективность: автор видит героев со стороны. Субъективность герои выражают свое состояние
Монолог повествователя сочетается с диалогами и монологами героев
Монолог, в котором выражаются переживания личности Диалоги и монологи, в которых выражаются чувства и мысли героев. Действия героев
Рассказывается о событиях, свершившихся в прошедшем времени
Раскрывается переживание, испытываемое в настоящее время
Событие происходит в настоящее время
Автор выражает свою точку зрения через повествование от лица рассказчика о героях и событиях
Автор выражает свою точку зрения непосредственно Автор выражает свою точку зрения через монологи и диалоги героев и изображение событий
Интересно предложить ребятам приложить эти признаки к известным им произведениям, например
«Зимнее утро и Метель Пушкина, Двенадцать месяцев Маршака, и доказать принадлежность этих произведений к соответствующему роду словес- ности.
Казалось бы, нет ничего сложного в разделе о видах и жанрах словесности. Но и здесь не все просто.
Говоря о трех родах, мы рассматриваем только произведениях у доже ст вен ной словесности.
А к произведениям официально-делового, научного и публицистического стиля наша классификация не имеет отношения. Но есть произведения, занимающие промежуточное положение. Например, возможна художественная историческая проза в виде исторического повествования, как у НМ. Карамзина в Истории государства Российского. Это явление включает в себя черты научной и художественной словесности.
Встречаются художественные очерки. Это произведения на границе публицистической и художественной словесности. Например, очерки Андрея
Платонова военных лет. Такие произведения не включены в нашу схему, но иметь ввиду, что не все в словесности втискивается в схемы и таблицы,
необходимо.
Несмотря на сугубо логический способ постижения этой темы, в ней тоже есть возможность для художественного творчества. Это создание собственных произведений в жанре рассказа, басни, лирического стихотворения, сценки. Будем только помнить об обязательном обсуждении сочинений в классе.
Надо, чтобы учитель непросто выставил оценки неизвестно за что, а чтобы весь класс принял участие в обсуждении созданных ребятами текстов, в решении вопроса о том, что в них удачно и что неудачно
Тема. Устная народная словесность,
ее виды и жанры
С одержан и е
Эпические виды народной словесности сказка,
легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка,
историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания
в эпических произведениях устной народной сло-
весности.
Лирические виды народной словесности песня,
частушка.
Особенности словесного выражения содержания
в лирических произведениях устной народной сло-
весности.
Драматические виды народной словесности народная драма, театр Петрушки. Особенности языка и стиха (раек) драматических произведений
устной народной словесности.
В и д ы деятельности учащихся Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художест-

венного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
В этой и последующих темах мы приступаем к конкретному анализу языкового выражения содержания в произведениях словесности по их родами видам. Ив соответствии с историческим развитием словесности, начинаем этот разговор с произведений устной народной словесности.
Разделение словесности на устную народную
(фольклóр) и письменную (литературу) — это еще одна классификация, кроме той, о которой мы уже говорили в нашем учебнике. В устной народной словесности, также как ив письменной литературе, наблюдается деление на эпические, лирические и драматические произведения.
Произведения устной народной словесности отчасти знакомы семиклассникам. Они говорили о загадках, пословицах и поговорках, о сказках, небылицах и легендах, но теперь эти сведения войдут в стройную систему родов, видов и жанров устной народной словесности. И самое главное — учащиеся увидят своеобразие языкового выражения содержания этих произведений, поучатся их системному анализу. А это необходимо для восприятия произведений фольклора как явлений искусства слова. Результаты такого анализа необязательно должны быть сформулированы, они могут проявиться в выразительном прочтении произведений. Поэтому на уроках большое место займет обучение выразительному чтению.
Так называемые малые виды фольклора — загадки, пословицы и поговорки знакомы семиклассникам с детства. В § 47 и 48 приведена характеристика этих видов. Чтение материала может быть самостоятельной работой, усложненной заданием привести свои примеры загадок, пословиц и поговорок, которые бы иллюстрировали теоретические положения. Учителю, конечно, надо иметь дополнительный набор таких произведений.
В дополнение к заданию 8 в разделе Проверьте себя, в котором ребята познакомятся с суждениями АН. Афанасьева о загадках, можно предложить им сочинить собственные загадки и результаты этой работы обсудить в классе, подробно разбирая каждую сочиненную загадку по тем признакам, о которых говорится в теоретическом разделе ив статье
Афанасьева.
При разговоре о смысле пословиц и поговорок интересно использовать стихотворение Николая Глаз- кова Поговорка. Приведем его
Поговорка Почему народ России,
Отличающийся силой,
Проявляющий сноровку,
Вдруг придумал поговорку:
«Дураков работа любит»?
Ведь пословица
Не сломится,
Переходит в род из рода.
В ней таится
И хранится
Мудрость вечная народа.
Эту мудрость все мы знаем,
Но поймет ее не всякий!
Скажет: — Был народ лентяем,
А отнюдь не работягой.
Нет! Народ, трудясь умело,
Уважал любое дело.
Ведь недаром говорится:
Дело мастера боится.
Труд нас кормит, лень лишь портит.
Лень — она — мать всех пороков.
Ведь не зря у нас в народе
О труде пословиц много.
В них народ боролся с ленью,
Так как был в труде упорен,
Если слово взять «уменье»,
Без сомненья,
«Ум» в нем корень!
Коль идет работа споро,
То идет работа скоро.
Ведь недаром говорится:
Дело мастера боится.
А дурак, он тот, кто дело
Совершает неумело,
Кто работу кончить хочет,
Но ее нескоро кончит,
Кто, трудясь без толку долго,
Уйму времени загубит...
Вот что значит поговорка:
«Дураков работа любит
Прочитав это стихотворение в классе, можно спросить ребят какова форма словесного выражения содержания этого произведения (Рассуждение) Что утверждает поэт Какие пословицы и поговорки использовал поэт, чтобы доказать свою мысль Согласны ли вы с поэтом А затем предложить им составить собственное сочинение-рассужде- ние о смысле одной из пословиц, например Нет худа без добра Что посеешь, то и пожнешь, или поговорок Пятое колесо в телеге Гнаться за двумя
зайцами и других.
Народные сказки хорошо знакомы семиклассникам. Новым в постижении этого раздела для них будет рассмотрение произведений этого видав системе и сведения о некоторых признаках языка и композиции сказок. Результаты освоения раздела могут быть выявлены в сочинении ребятами собственной сказки по схеме, данной в задании 9. Сочиненные учениками сказки будут обсуждены в классе, где они пройдут проверку на соответствие законам жанра, и главное — насколько они вызывают интерес. Важно обратить внимание и на то, как рассказана сказка, сумели ли авторы передать всю прелесть сочиненной сказки.
При анализе языкового выражения содержания былины «Святогор» (задание 10) потребуется увидеть в тексте характерные для былины средства. Это народно-поэтическая и устаревшая лексика чудо,
диво, скрянется, сворохнется, угряз, перстом,
полногласие беремени; фразеология — словосочетания существительного с постоянным эпитетом чисто поле, добра коня, по белу лицу. Это особенности словообразования, слова с суффиксами оценки и формообразовательными силушка, по жилочкам,
сумочка, езживал, видывал. Это особенности морфологии обема рукама — двойственный падеж древнерусского языка, гуляти — народно-поэтиче- ская форма инфинитива, настоящее время глаголов
заседлает, едет, переливается, говорит, наезжает, берет рядом с прошедшим временем езживал,
видывал, будущим временем двинет, хватит и с сослагательным наклонением как бы нашел, так
бы поднял. Это особенности синтаксиса прямая речь героя, инверсия сумочка переметная, троекратное повторение не скрянется, не сворохнется,
не подымется.
Некоторую трудность может вызвать определение своеобразия былинного стиха. Дело в том, что былина исполнялась нараспев, и потому в ней всегда не на всех словах в строке реально звучит ударение, часть слов произносится вместе как единое целое с одним ударением чист поле, добр коня, и потому ударений в строке меньше, чем слов. Чаще всего ударений. Поэтому же дактилическая концовка строки звучит не только в словах померяться, по жилочкам, переливается, беремени, но ив словосочетаниях добр коня, чисту́ полю, Святогóр в степи,
а в иных строках звучит и гипердактилическая концовка (ударение на четвертом от конца слоге гово-
рúт Святогор, тяги нашел, зéмлю поднял, обéма
рукама, повыше колен. В этих словосочетаниях сильное ударение на четвертом от конца слоге и второе, ослабленное — на первом или втором от конца.
Если учитель предложит ребятам сочинить собственную былину на современную тему, это, хоть ивы- глядит несколько искусственно, потому что приходится говорить на таком языке, который давно уже не употребляется, тем не менее полезно в качестве практического применения изученных приемов.
Только все-таки стоит сохранить некую дистанцию между автором и сочинением, а для этого лучше пусть подражание былинному стилю будет юмористическим. Такого рода задания предлагались в главе 3, где речь шла о стилизации. И здесь можно создать былину юмористическую, например рассказать о подвигах одного из товарищей, об уроке словесности, о посещении поликлиники и т. д.
По тому образцу анализа стиля былины, который дан выше, можно проанализировать и приведенную в задании 12 народную лирическую песню, а также в задании 13 частушки. Это может стать предметом индивидуальных или групповых заданий с последующим обсуждением их в классе.
В дополнение к материалу учебника приведем еще одно произведение, рассматривая которое школьники могут доказать, что это лирическая песня, подумать о роли использованных в ней средств художественной изобразительности.
Ах, кабы на цветы не морозы,
И зимой бы цветы расцветали,
Ох, кабы на меня не кручина,
Ни о чем-то бы я не тужила,
Не сидела бы я подпершися,
Не глядела бы я в чисто поле.
И я батюшке говорила,
И я свету своему доносила:
«Не давай меня, батюшка, замуж,
Не давай, государь, за неровню;
Не мечись на большое богатство,
Не гляди на высоки хоромы.
Не с хоромами жить, с человеком,
Не с богатством жить мне, с советом».
Я по сеням шла, я по новым шла,
Подняла шубушку соболиную,
Чтоб моя шубушка не прошумела,
Чтоб мои пуговки не прозвякнули,
Не услышал бы свекор-батюшка,
Не сказал бы он своему сыну,
Своему сыну, моему мужу...
Ч ас тушка и анекдот единственные живые жанры народной словесности, которые не только передают из уст в уста, но и посей день сочиняют.
Таким образом они продолжают бытовать именно как устное народное творчество, воздействуя на литературу и жизнь. Выражая извечные чувства и чаяния народа, частушки и анекдоты живо откликаются на современные проблемы. Традиционная форма этих жанров позволяет достаточно емко выразить новое содержание, собственные переживания не только профессиональным писателям, но и любому человеку. Однако в школьном изучении литературы о них ничего или почти ничего не говорится. Поэтому на уроках словесности и во внеклассной работе поэтому курсу стóит на них остановиться подробнее.
Обращение к жанру частушки даст возможность раскрыть богатство не музейного, а живого народного творчества, стереть грань между школьным изучением словесности и ее реальным бытованием в наши дни. Можно с самого начала изучения темы предложить ребятам собирать частушки, и это может быть долговременным делом. А частушки — отражение истории народа, воплощение его вечно живого духа. Хорошо, если в вашей местности можно записать живые частушки. Если этого нет пусть школьники поищут частушки в сборниках, их немало. На материале, собранном ребятами, можно составить интересный сборник, который будет пополняться год от года и давать дополнительный материал для уроков. В 8 классе при изучении такого средства художественной изобразительности, как параллелизм, при разговоре о воздействии устной народной словесности на литературу мы снова обратимся к частушке.
На уроках словесности ребята должны почувствовать своеобразие поэтики частушек, особенности их образного строя. Пусть семиклассники подумают:
почему не сказка, не былина, даже не пословица,
а именно частушка оказалась способной отразить новое время?
Урок, посвященный частушкам, интересно провести в форме семинара, именно потому что частушка живой жанр. Остановимся подробнее на особенностях проведения такого урока в 7 классе. Конечно, у него будут немалые отличия от семинара в старших классах, нов главном они похожи на таких уроках непросто сообщаются знания, но знания самостоятельно добываются учащимися входе обсуждения проблемы. Поэтому применяются доклады и сообщения учащихся. Эти сообщения в 7 классе не столь самостоятельны, как доклады старшеклассников, но все же материал приводит не учитель,
а ученик. И сообщения обязательно обсуждаются классом. При этом ребята учатся слушать сообщение, выделять в нем главную мысль, оценивать аргументацию, выражать словами собственное впечатление от услышанного. Если проблема, поставленная на таком уроке, живо интересует учащихся, то урок-семинар может принести большую пользу.
К уроку-семинару ребята могут подготовить сообщения Кто и как создает частушки (при подготовке можно использовать лирический рассказ
С. Антонова «Поддубенские частушки, Какие чувства выражаются в частушках. Докладчики покажут богатство тематики частушек, их эмоциональное разнообразие глубокий лиризм и веселое озорство, восхищение и насмешку, страдание и шутку, отчаяние и иронию. Частушка предстанет как отражение истории, всего, чем живет народ теперь,
его бед и радостей. Те, кто сам слышал частушки,
а не только читало них, смогут рассказать о создателях этих произведений. Важно, чтобы, говоря о тематике частушек, ребята показали, как в произведениях воплощаются извечные народные идеалы добра, истины и красоты.
Такие сообщения могут быть подготовлены группами учащихся. Групповая работа обычно дает лучшие результаты, чем индивидуальная. Внутри коллективов ребята сами распределят, кто подбирает материал, кто продумывает план, кто занимается анализом поэтики частушек, кто выступает с сообщением на уроке. Каждый находит место в соответствии со своими способностями. Но для того чтобы организовать работу, нужна предварительная консультация учителя.
Урок, на котором обсуждаются два сообщения,
приобретает характер семинара. Чтобы получилось более интересно, можно предложить группе ребят продумать вопросы к докладчикам. А потом,
прослушав доклад и ответы на вопросы, школьники могут выступить с возражениями, если они возникнут, и наконец, дадут свою оценку услышанному пусть выступят с обоснованием оценки два-три человека. Тогда обсуждение докладов приобретет совсем
«цивилизованный» вид. Учитель же подведет итоги семинара.
Конечно, такой урок лишь напоминает настоящий семинар, который проводится в старших классах, но эта форма работы соответствует возможностям семиклассников. Такая работа позволит вовлечь семиклассников в активную творческую деятельность, создать на уроке атмосферу живого общения. Но семинар и от учителя требует особых качеств умения вести диалог, уважительного отношения к чужому мнению, терпеливого выяснения истины.
Важно, чтобы, слушая сообщения, школьники вели записи в тетрадях сформулировали главную мысль прослушанного, или письменно ответили на вопрос (например Какие человеческие недостатки критикуются в частушках или Как в частушках раскрывается представление народа об истинно человеческих взаимоотношениях, или записали тезисы сообщения.
Об особенностях словесного выражения содержания частушек можно говорить ив форме фронтальной беседы. Вовремя беседы учащиеся будут записывать выводы и наблюдения
После того как учащиеся освоят законы этого вида народной словесности, можно предложить им сочинить собственные частушки. В них ребята смогут рассказать обо всем, что их волнует, от событий,
происходящих в стране ив мире, до личных взаимо- отношений.
Т ем а 7. Духовная литература, ее жанры
С одержан и е
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей