Главная страница

Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты


Скачать 1.12 Mb.
НазваниеПамятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты
АнкорКраузе Е.Н. Логопедический массаж.doc
Дата21.09.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКраузе Е.Н. Логопедический массаж.doc
ТипПамятка
#16086
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

Е. Н. Краузе

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

и

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Санкт-Петербург

КОРОНА принт

2004


Практическое пособие

ББК 51.1(2)4

К78

Краузе Е. Н.

К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.

ISBN 5-7931-0265-5

Данное методическое руководство — памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз­личного рода речевые дефекты.

От автора

После окончания дефектологического факультета МПГУ им. Ленина несколько лет автор работала с детьми, у которых имелись незначительные дефекты речи. Коррекция звукопроизношения у них не представляла особых трудностей.

Позднее была практика в специализированном логопедичес­ком кабинете. Контингент детей, приходивших на консультации и занятия, был различен и по возрасту, и по характеру речевых нарушений. Основную массу составляли либо маленькие дети, либо дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, заикание и т. д.).

Квалифицированная логопедическая помощь, необходимая последней категории пациентов, характеризуется строго индиви­дуальным подходом к лечению и требует постоянного наблюде­ния специалиста. Очевидно, что детям со значительными рече­выми расстройствами для коррекции звукопроизношения недо­статочно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Взяв за основу уже существующие схемы этого вида массажа и дополнив их знаниями, полученными на специальных курсах, ав­тор составила схему логопедического массажа для детей с тяже­лыми нарушениями речи. Это позволило добиться определенных результатов в коррекции речевых нарушений.

ISBN 5-7931-0265-5 © «КОРОНА принт», 2004

Логопедический массаж

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Дизартрия и ее стертые формы

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обес­печивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-носительные нарушения, которые часто сопровождаются не­доразвитием лексико-грамматического строя речи.

Наиболее характерными для детей, страдающих дизарт­рией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свис­тящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направ­лена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняет­ся влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {бо­ковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага-

Логопедический массаж 5

ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р) или отсутствие звуков рал.Для таких детей характерна асимметричная улыбка.

Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страда­ет какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л. В таких случаях специалист может не сразу прийти к точ­ному логопедическому заключению.

Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без применения логомассажа.

Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.

Сложная дислалия

(в том числе с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития)

Дислалия — один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовы­вает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи поддается коррекции без особых трудностей.

Дислалия подразделяется на простую и сложную.

К простой относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа одно­родных по артикуляции (произношению) звуков (напри­мер, свистящие с, з, ц).

6 Логопедический массаж

Логопедический массаж 7

Если нарушено произношение звуков разных групп (на­пример, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная дислалия, вызывающая трудности при коррекции.

Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недо­развитие речи и задержку психического развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических про­цессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нор­мальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают сло­вообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Задержка психического развития (ЗПР) — замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: от различного вида травм и болезней до педа­гогической запущенности.

Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, име­ют потенциально сохранные возможности интеллектуально­го развития, но испытывают при обучении значительные труд­ности и этим отличаются от нормально развивающихся свер­стников. Эти дети страдают различными нарушениями речи.

При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дис-алии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения применяется массаж артикуляционного аппарата.

Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.

Это звуки ш-ж-щ-ч-л-лъ-р-рь.

Современные логопеды уже не стремятся сразу же при­менять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консерва­тивное лечение).

Однако если уздечка значительно укорочена, возмож­но, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ор­тодонтом.

Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и ар­тикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.

Алалия

Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3—5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловлен­ное недоразвитием или поражением речевых областей в ле­вом полушарии коры головного мозга, наступившем во внут­риутробном или раннем развитии ребенка.

Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным является нарушение вос­приятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет заданный вопрос.

Логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.

8 Логопедический массаж

Логопедический массаж 9




Ринолалия

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизно-шения, обусловленное анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При откры­той ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанав­ливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. При­чиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Дан­ные дефекты также устранимы с помощью операции.

При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и дает положительные результаты.

Заикание

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

По типу судорог, возникающих в различных отделах пе­риферического речевого аппарата, различают три вида заи­кания: клоническое, тоническое и смешанное.

При клоническом — заикающийся повторяет в слове зву­ки или слоги, а при тоническом — в речи появляются дли­тельные остановки в начале или середине слова.

Смешанная форма заикания подразумевает наличие су­дорог обоих типов. При коррекции такого сложного де­фекта необходимо снизить проявление судорог.

Снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа.

Нарушения голоса

Нарушения голоса— это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Существуют два основных термина для обозначения па­тологии голоса:

  • афония — полное отсутствие голоса;

  • дисфония — частичное нарушение высоты, силы и тембра.
    Нарушения голоса подразделяются на органические и

функциональные.

Функциональные расстройства связаны с временными из­менениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в переходном возрасте, различные инфекционные заболева­ния и т. д.)

Органические нарушения — это патология голоса, возни­кающая вследствие анатомических изменений или хрони­ческих воспалительных процессов голосового аппарата.

В комплексной системе восстановления голоса успешно применя­ется логопедический массаж.

10 Логопедический массаж

Логопедический массаж 11



ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Различные схемы логопедического массажа предлагают специалисты, работающие с детьми, страдающими детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание нервной системы, при котором особенно страдают моз­говые структуры, ответственные за произвольные дви­жения.

При ДЦП возникает тяжелое нарушение речи, назы­ваемое дизартрией, краткая характеристика которого да­валась выше.

В настоящее время распространены стертые формы ди­зартрии. При исправлении этого нарушения педагоги встре­чаются с большими трудностями. Вот здесь-то на помощь и приходит опыт логопедов, работающих с детьми, страда­ющими ДЦП. Ведь природа происхождения дизартрии и ее стертых форм одинакова.

Известны работы, освещающие приемы логопедическо­го массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой*, Г. В. Дедю-хиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др.

Например, в книге Елены Филипповны Архиповой ос­вещаются методы логопедического массажа, применяе­мые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более стар­шим детям.

К основным видам логопедического массажа относятся:

  • классический ручной;

  • точечный;

  • аппаратный.

Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В спра­вочниках по массажу можно найти описание этих приемов. При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сом­кнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, про­изводит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи­вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопе­дии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколь­ко большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растира­ние концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. От­сюда и названия основных типов растирания: прямолиней­ное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата при­меняется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой облас­ти; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполня­ется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверх­ность, несколькими пальцами производят короткие ритмич­ные движения, сдвигая ткани друг от друга.

Логопедический массаж 12

Логопедический массаж 13

При вибрации массирующая рука (или вибрационный ап­парат) передает телу массируемого колебательные движе­ния. Для выполнения вибрирующих движений на лице ис­пользуется прием пунктирование. Выполняется пунктиро-вание концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.

Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точ­ки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа под­бираются очень строго индивидуально, так как неправиль­ное применение этого вида массажа может усложнить кар­тину заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа — зондовый*.

Цель зондового массажа — нормализация речевой мото­рики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар­тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Результативность метода подтверждается данными, по­лученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дис-лалия исправляется полностью; стертая дизартрия и после­операционная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом за-

* Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом