Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Юный математик» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Юный математик» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цели изучения программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности; обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда; формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда. развитие математических способностей и логического мышления; развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе; расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи изучения программы: создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач; расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов; развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики
Место курса в учебном плане
Результаты Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»; построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе. рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; готовность и способность обучающихся к саморазвитию; владение способами исследовательской деятельности;
Метапредметные результаты понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни; овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах). перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога); уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
Предметные результаты умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета; овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера. освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
6. Учебно-методический комплекс. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. Математика – М: ..Илекса, 2017 . Рей А., Мартин В. Математика на 5. – М., 1983. Балк М., Балк Г. Поиск решения задачи. – М., 1983. Кинг Э. Учим дроби. – М., 1998. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. – М., 1996. Худодатова Л.М. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. – М., 2002. Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль: Академия развития, 2010. – 270с.: ил. Тихомиров В.М. Великие математики прошлого и их великие теоремы. М.: МЦНМО, 2010. — 16 с.: ил. Сафонова В.Ю. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 кл.. – М. : Мирос, 2008. – 143с. Зайкин М.И. Математический тренинг. – М., 1996. Оникул Г.Р. 19 игр по математике. – СПб., 1999. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство НЦ ЭНАС 2012 Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
5. Тематическое планирование № п/п Тема раздела Кол-во часов Цель Характеристика учебной деятельности Дата проведения По плану По факту 1 Водное занятие 2 Познакомить учащихся с содержанием курса. Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями.
2
3 Математические аттракционы и истории 1 В игровой форме обобщить материал, изученный в 5 классе. Решают различные задания, предлагаемые учителем.
3 Новый знак деления 1 Показать, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспомнить, как выделяется целая часть из неправильной дроби. Решают задач на дроби; выполняют арифметический действия с дробями; выделяют из неправильной дроби целую часть; решают задания, предлагаемые учителем.
4 Признаки делимости 1 Показать, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида. Изучают признаки делимости на 2,3,4,5, 6,9,8, 10, 11; решают задания, предлагаемые учителем.
5 Алгоритм Евклида 1 Показать один из способов нахождения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь межу ними и числами, для которых находят НОК и НОД. Изучают алгоритм нахождения НОК и НОД; находят НОК и НОД для двух и более чисел; изучают алгоритм Евклида; применяют алгоритм Евклида при решении задач.
6 НОК, НОД и калькулятор 1 Сформировать умение осуществлять перенос знаний и способов действия на новые ситуации; обобщать полученные результаты и делать выводы. Решают задания, предлагаемые учителем.
7 Использование принципа Дирихле при решении задач на делимость 1 Вспомнить суть принципа Дирихле; показать, как он применяется при решении задач на делимость. Вспоминают принцип Дирихле; рассматривают применение принципа при решении задач на делимость; решают некоторые виды задач на делимость.
8 Некоторые приемы устных вычислений 1 Показать приемы устных вычислений, помогающие при решении задач. Рассматривают некоторые приемы устных вычислений; пользуются данными приемами при решении задач.
9 Конкурс художников 1 Перейти от умения правильно строить точки и определять их координаты к умению творить. Строят точки на координатной плоскости; соединяя точки, получают рисунок.
10 Пифагорейский союз 1 Показать, что число – это некоторый символ, который определяющий многое в жизни человека. Изучают биографию Пифагора; изучают пифагоровы тройки; изучают формулы для нахождения пифагоровых троек и применяют их при решении задач; решают задания, предлагаемые учителем.
11 Софизмы 1 Показать, что софизмы способствуют повышению строгости рассуждений и содействуют более глубокому уяснению понятий и методов математики; разбор софизмов развивает логическое мышление, прививает навыки правильного мышления. Изучают понятие софизма; рассматривают некоторые типичные софизмы; решают задания, предлагаемые учителем.
12 Числовые ребусы (криптограммы) 1 Умеют применять знания в нестандартной ситуации; развивают логическое терпение и мышление. Изучают различные виды криптограмм и основные способы их решения; решают задания, предлагаемые учителем.
13 Центральная и зеркальная симметрии 1 Показать виды симметрии; формировать умение делать несложные геометрические построения. Изучают понятие центральной и зеркальной симметрии; строят фигуры, симметричные относительно центра; симметричные, строят зеркальные отображения.
14 Путешествия 1 Отработать различные способы решения задач на движение; использовать традиционные формулы скорости, времени и расстояния; показать графический способ решения задач. Изучают различные способы решения задач на движение; работают с традиционными формулами для скорости, времени и расстояния; изучают графический метод решения задач; решают задачи, используя полученные знания.
15 Денежные расчеты 1 Вспомнить: старинные меры, их использование при решении задач; перевод единиц измерения. Изучают старинные меры денежных расчётов; выполняют задания на перевод одних единиц в другие; решают задания, предлагаемые учителем.
16 О правилах «фальшивых и гадательных»
Показать традиционные и нестандартные способы решения задач. Решают задачи, используя различные способы.
17 Новогоднее оригами
Познакомить учащихся с геометрическими фигурами, с их элементами; сделать игрушки для украшения елки из бумаги. Знакомятся с историей оригами; выполняют оригами в виде игрушек для новогодней елки.
18 Житейские истории 1 Показать, что одну и ту же задачу можно решать различными методами. Решают задания, предлагаемые учителем несколькими способами.
19 Решение задач на совместную работу 1 Показать, что задачи на совместную работу тесно связана с задачами на движение. Решают задачи на совместную работу; ставят в аналогию формулы движения и формулы работы.
20 Решение задач «обратным ходом» 1 Показать графический способ решения задач. Изучают графический способ решения задач; решают задачи, предлагаемые учителем графическим методом.
21 Старинный способ решения задач на смешение веществ 1 Показать различные способы решения задач. Рассматривают задачи на смешивание веществ; изучают алгоритм решения такого типа задач; решают задания, предлагаемые учителем.
22 Прямая и обратная пропорциональность 1 Показать, какие из известных нам величин находятся в прямой или обратной зависимостях. Изучают понятие прямой и обратной пропорциональной зависимости; рассматривают, какие известные величины находятся в прямой и обратной зависимостях; решают задания, предлагаемые учителем.
23 Интересные свойства чисел 1 Познакомить с интересными математическими закономерностями и попытаться их продолжить. Изучают различные свойства чисел и используют их для приемов устного счета; решают задачи, используя эти свойства.
24 Из истории интересных чисел 1 Познакомиться с числами, которые названы чьим-то именем. Знакомятся с именными числами («пи», число Шехерезады и т.д.); решают задания, предлагаемые учителем.
25 Возраст и математика 1 Показать, что и в молодом возрасте можно достичь многого и хорошими делами прославить свое имя. Знакомятся с биографиями различных ученых, которые стали знамениты в молодости (Винер, Паскаль, Лагранж, Клеро, Шафаревич, Эйлер, Галуа и Абель); решают задания, предлагаемые учителем.
26 Решение задач на движение 1 Показать, как меняется суть задачи при решении в ней слов: одновременно, в разное время; навстречу друг другу; в разные стороны. Решают задачи на движение; выделяют алгоритм действий при решении задач, в которых встречаются слова одновременно, в разное время; навстречу друг другу; в разные сторон; строят схемы для решения задач.
27 Игра «Математическое ралли» 1 Проверить умение выполнять действия с дробями. Выполняют арифметические действия с дробями; решают задания, предлагаемые учителем.
28 Как уровнять два выражения 1 Показать, каким образом можно уравнять правую и левую часть математического высказывания. Составляют уравнения по краткой записи и решают его; решают задачи с помощью уравнения, составляю краткую запись; решают задания, предлагаемые учителем.
29 Как научиться решать задачи 1 Показать основные приемы работы над текстом задачи. Записывают некоторые приемы работы с текстовыми задачами; изучают алгоритм процесса решения задачи; решают задания, предлагаемые учителем.
30 Решение уравнений 1 Обобщить знания по теме «уравнения»; закрепить их в игровой форме. Решают уравнения; с помощью уравнений решают задачи; решают задания, предлагаемые учителем.
31 Решение уравнений (продолжение) 1
32 Игра «Звездный час дроби» 3 В игре определить уровень усвоения темы «Дроби». Повторяют понятие дроби и все арифметические действия с ними; решают задания, предлагаемые учителем.
33
34
|