Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Т. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева


НазваниеТ. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева
АнкорРусский язык. 9 класс. Методическое пособие.pdf
Дата23.12.2017
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_9_klass_Metodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#33399
страница5 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ
Изучение данной темы нацелено на решение двух задач формирование речевых умений (включая овладение грамматической нормой) и совершенствование пунктуационного навыка. Эти задачи определили отбор и группировку упражнений в разделе.
Формирование речевых умений требует разнообразной работы учащихся. Эта работа направлена на усвоение всех представленных в учебнике синонимических способов передачи чужой речи (в том числе и цитат, специфики каждого из них на выработку умения заменять один способ другим на овладение лексическим богатством глаголов и других зависящих от них частей речи, вводящих чужую речь на формирование умений грамматически правильно, разнообразно и уместно передавать чужую речь в связном тексте.
Изучение темы Предложения с прямой речью завершает курс 9 класса, поэтому очень важно не забывать о повторении изученного о синтаксисе и пунктуации простого и сложного предложений, об употреблении обращений, вводных слов, построении сложноподчиненных предложений.
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ
Основная цель введения в тему Способы передачи чужой речи состоит в том, чтобы познакомить девятиклассников с разными способами передачи чужой речи. Различия между этими способами состоят, во-первых, в степени точности и полноты передачи чужого высказывания и, во-вторых, в строении предложений
Понятие точность передачи чужой речи требует некоторых пояснений.
Передавая чужое высказывание от лица того, кому оно принадлежит, автор предложения с чужой речью создает впечатление точной, без каких-либо изменений передачи чужой речи (причем чаще устной, чем письменной. В действительности же абсолютно точно в письменной форме устная форма чужой речи может быть передана только при условии ее немедленной в момент произношения записи (стенографической или с помощью технических устройств. В остальных случаях автор берет на себя роль пересказчика чужого высказывания — передает чужое высказывание от своего лица — и, стало быть, открыто берет на себя право что-то изменить, подчеркнуть или, напротив, убрать из чужого высказывания. В этом смысле все способы передачи чужой речи могут воспроизводить ее неточно, с изменениями, неполно. При этом каждый способ имеет свою степень точности и полноты второе место (после предложения с прямой речью) делят предложение с косвенной речью и простое с вводными словами, на третьем месте находится простое предложение, передающее только тему чужой речи.
Каждый способ передачи чужого высказывания имеет закрепленную за ним синтаксическую форму передача от лица того, кому оно принадлежит, предложение с прямой речью передача от лица говорящего — сложноподчиненное предложение предложение с косвенной речью пересказ содержания от лица говорящего с акцентом на источник высказывания — простое предложение с вводными словами (вводные слова со значением источник высказывания по словам, по мнению, как говорят и пр передача только темы чужого высказывания простое предложение.
При этом сохраняется двухчастность таких предложений, какой бы структуры они ни были слова автора и чужая речь. Так, в схеме, предложенной нас Практики, — это собственно-прямая речь косвенная речь все предложение без вводного слова дополнение в простом предложении, называющее тему чужого высказывания.
Кроме названных способов передачи чужой речи, есть еще несобственно-прямая речь. Этот способ встречается часто в художественных произведениях. Несобственно-прямая речь позволяет вести повествование и от лица героя произведения, и от лица автора произведения. Ей свойственны особенности и прямой, и косвенной речи (включая все остальные способы передачи чужой речи. В ней, в отличие от прямой речи, формы местоимений употребляются от лица автора (он, ему, а не я, мне) ив тоже время, как ив прямой речи, передаются лексические и синтаксические особенности речи героя произведения употребляются частицы, междометия, строение предложений имеет характер речи героя).
Несобственно-прямая речь пунктуационно не оформляется, как прямая, — отсутствуют кавычки. Структура несобственно-прямой речи выходит за рамки одного предложения.
Сведения о несобственно-прямой речи помогают на уроках литературы объяснить один из приемов речевой характеристики героя изучаемого художественного произведения.
Задача го урока заключается в систематизации сведений о предложении с прямой речью.
Систематизируя знания девятиклассников о сложном предложении, дополняем известную им схему видов сложных предложений понятием предложения с прямой речью».
Говоря о специфике построения предложений с собственно-прямой речью (чужой речью, необходимо подчеркнуть, что прямая речь может состоять не только из одного законченного предложения, но и из нескольких, отделенных друг от друга знаками конца предложения точкой, вопросительным или восклицательным знаком, многоточием. Таким образом, понятие предложение с прямой речью, с одной стороны, связано с понятием сложное предложение, с другой — связано с понятием текст, потому что чужая речь может состоять из нескольких предложений, превращаясь в монологическое высказывание, или представлять собой диалога это уже будет текст.
Примеры монолога представлены в упр. 290, диалога в упр. Понимание того, что прямая речь в предложении может состоять не только из одного, но и из нескольких предложений, необходимо девятиклассникам уже на первом уроке темы — на этапе повторения простейших пунктуационных схем (см. с. 194 Практики. Предложенные схемы следует дополнить, например, такими А П. П. П Па. П. П — а.
Подобные схемы помогут школьникам нам уроке лучше усвоить пунктограмму Знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора (см. с. 195 «Практики»).
При объяснении материала можно сопоставить схемы, например:
«П», — а. А П. Пап .(прямая речь состоит из одного предложения)
«П. Па. А П. П. Па П».
(прямая речь состоит из двух предложений)
«П», — а.
И варианты замены:
а) Пап б) Па П».
Для закрепления изученного и проверки уровня сформированности пунктуационного навыка можно предложить записать под диктовку отдельные предложения и тексты — отрывки из изученных на уроках литературы художественных произведений. Кроме того, при изучении способов передачи чужой речи полезно обращаться к материалам записных книжек.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Основная цель данного урока состоит в том, чтобы, во-первых, закрепить знания учеников о правилах перевода отдельного предложения с прямой речью в предложение с косвенной (и наоборот) и,

80
во-вторых, закрепить умение правильно пользоваться разными способами передачи чужой речи, создавая свой или пересказывая, излагая чужой текст.
Предложения с прямой речью и предложения с косвенной речью сопоставляются построению, пунктуации, интонации.
Работая над сопоставлением отдельных предложений с прямой речью и с косвенной, следует обратить внимание девятиклассников на место слов автора в предложениях с косвенной речью всегда перед косвенной речью, никогда — после или в середине, вот- личие от предложений с прямой речью (см. упр. 304,
305). Но, чтобы научить школьников соблюдать синтаксическую норму по отношению к предложениям с косвенной речью, более важно разобраться в средствах связи (подчинительных союзах и союзных словах, вводящих косвенную речь — предложения, разные по цели высказывания.
Особых сложностей не возникает с повествовательными и побудительными предложениями впер- вом случае средство связи — союз что, во втором — чтобы (см. упр. 304, 305); а вопросительные предложения требуют особых пояснений и соответственно тренировки в переводе прямой речи в косвенную косвенный вопрос. Следует заметить, что только вопросительные предложения без вопросительного слова (т. н. общие вопросы) присоединяются к словам автора в предложении с косвенной речью с помощью союза ли (см. управ предложениях с вопросительным словом (местоимением, наречием — о чем, где, почему, кого, когда, чьи и др) средством связи является только это вопросительное слово. А предложение по своей структуре является сложноподчиненным (косвенным вопросом).
Для развития речи школьников (в частности для обогащения лексическими средствами) необходимо обратить внимание на глаголы, вводящие косвенную речь, — на изменение их смысла, присоединение к ним наречий для более точной передачи косвенной речи, тех оттенков смысла, эмоций, которые в прямой речи передаются вводными словами, междометиями, словами-предложениями, особой пунктуацией
восклицательным знаком, многоточием) и пр. — средствами, передающими на письме эмоциональную устную речь. Поэтому в упр. 304 предложения и 3) возможны следующие замены вместо Мария сказала Мария предположила вместо Никита попросил Никита вежливо попросила в упр. 305 (предложение 5) вместо Брат вздыхал Брат вздыхал, сожалея (огорчаясь...)».
Разнообразно, правильно и уместно использовать предложения с косвенной речью и другие способы передачи чужой речи в тексте поможет выполнение упр. 300, 302, 307 и Дополнительным материалом для этого урока могут послужить примеры предложений из изложений или сочинений учащихся с ошибками в построении предложений с косвенной речью. Анализ и исправление этих ошибок очень полезны для достижения целей данного урока.
ЦИТАТЫ И СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ
Работа по формированию умения пользоваться цитатами не должна ограничиваться рамками урока русского языка, так как названное умение относится кряду общеучебных умений и включает в себя не только пунктуационный навык, но и ряд других подбор цитат на заданную тему, использование цитат в качестве пунктов плана, умение прокомментировать цитату, использование цитаты в качестве аргумента в споре или в системе доказательств для подтверждения определенного тезиса, оформление библиографического адреса цитаты (библиографической ссылки или библиографической справки) и пр.
Представленная в § 220 Практики группа упражнений позволяет закрепить в сознании учеников все перечисленные ранее способы передачи чужой речи, в том числе способы цитирования, и сформировать умение пользоваться ими в своей речи. При этом особое внимание обращается на введение цитаты в качестве части предложения и на пунктуационное оформление цитаты
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
Тема Общие сведения о языке завершает курс русского языка в 9 классе. Сразу же после ее изучения начинается систематическое повторение пройденного по русскому языку за все годы обучения в школе.
Материал темы Общие сведения о языке не является новым для учеников 9 класса. Знакомство с некоторыми вопросами темы началось в самом начале класса в разделе Введение и продолжалось на многих уроках развития речи, на вводных уроках с
6 по 9 класс, на уровне слова изучалось в разделе Лексикология. Кроме того, многие тексты упражнений в 5—9 классах также помогали накоплению знаний о языке как общественном явлении.
Задача изучения названного разделана данном этапе состоит в том, чтобы помочь ученику обобщить сведения, полученные на разных этапах обучения и оформить их в виде связных монологических высказываний (по типу речи — рассуждения, сохраняя научный стиль.
РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Основная задача урока состоит в том, чтобы помочь ученикам осознать основные функции языка в обществе и помочь им построить связное высказывание на эту тему. Для этого предлагаем план беседы. Основная роль языка в жизни общества — служить средством общения. Другие средства общения людей в обществе назвать их

83 3. Особенности языка, делающие его основными универсальным средством общения:

язык — средство передачи любой информации;

язык — орудие мышления и обмена мыслями между людьми в обществе;

язык — один из способов выражения человеком его чувств, эмоций;

язык — способ сохранения коллективного опыта человечества. Возникновение языка. (Труд развил главную и единственно человеческую (в отличие от других биологических видов) черту поведения человека — способность планировать свою деятельность вперед в соответствии с заранее поставленной целью — ивы- звал в жизни самое эффективное средство этого планирования язык.)
Освещая первый пункт плана, важно сказать, что средством совместной деятельности и явился язык. Таким образом, язык возник как необходимое средство общения в совместной трудовой деятельности, присущей только человеку.
Говоря о языке как средстве общения, нужно затронуть вопрос о культуре общения, о речевом этикете, о взаимозависимости культуры общества (страны) и культуры общения (в том числе степени владения речевым этикетом) каждого человека. Упр. 331 может послужить основой для такой важной беседы.
От беседы о речевом этикете естествен переход ко второму пункту плана — в частности, к употреблению жестов, мимики как одного из средств вежливого и доброжелательного общения и — шире — одного из многих (наряду с рисунками, цифрами и пр) средств общения людей.
Ответом на этот пункт может быть 1) перечисление нескольких (известных еще по работе в 5 классе) средств общения людей 2) объяснение неприемлемости каждого из них (морской сигнализации, дорожных знаков, математических знаков и пр) в качестве универсального средства общения
Ответ на третий пункт плана разъясняет суть универсальности такого средства обучения, как язык, подчеркивает уникальность этого средства общения.
Материал для ответа на этот вопрос заключен в учебниках Русский язык. Теория и Русский язык. Практика».
Для краткого ответа на третий пункт плана достаточно перечислить названные выше особенности языка. Для ответа на последний пункт плана надо подчеркнуть мысль о естественной и неразрывной взаимосвязи развития языка и человеческого в человеке, трудовой совместной деятельности, возникновения общества и появления языка.
Организация данного урока нив коем случае не должна состоять в чтении и последовательном пересказе текстов упражнений данного параграфа. Урок необходимо организовать так, чтобы на нем прозвучал ответ на каждый пункт плана. Для этого заранее можно дать некоторым ученикам подготовить ответы на один из пунктов плана (лучше на й и й пунк- ты).
Ответы на й и й пункты плана может взять на себя учитель.
На уроке класс должен прослушать и записать в виде тезисов ответы на тему урока, а также послушать и проанализировать полный ответ на данную тему хотя бы одного ученика.
Кроме того, учителем может быть проведена беседа о речевом этикете.
Дома учащиеся могут подготовить устное высказывание научного стиля на изученную тему, пользуясь тезисами, записанными на уроке.
ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ
Основная задача данного урока — помочь ученику увидеть и вспомнить примеры тесной взаимосвязи развития общества и развития языка (на примере родного русского языка, помочь ему включить этот
материал в рассуждение, подготовленное на предыдущем уроке.
План поданной теме является продолжением предыдущего. Изменение и развитие языка с изменением и развитием общества:

причины изменчивости языка и его устойчивости (ответ в упр. изменения в лексике (архаизмы и неологизмы причины их появления исчезновение из жизни явлений, которые они обозначают возникновение новых слов для обозначения новых явлений (или новых значений у старых слов);

изменения в грамматике (материал для ответа в упр. 337 и 338).
6. Развитие русского языка в современную эпоху. Способы образования неологизмов (материал для ответа в упр. 339—341).
7. Вывод о взаимосвязи общества и языка.
Для организации данного урока, в отличие отпер- вого, большое значение имеет выполнение упр. 337—
343, так как это дает возможность находить примеры, иллюстрирующие изменения в языке, вызванные в основном изменениями в обществе.
Учитель выбирает способы выполнения упражнений по своему усмотрению, но главное, чтобы материал упражнений увязывался с пунктами плана, запись которого в виде тезисов (как и на первом уроке) должна быть у каждого ученика.
На дом можно дать подготовить устное сообщение на тему Роль языка в жизни общества (с примерами, характеризующими развитие языка. Примеры записать в последовательности, предложенной пла- ном.
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Урок можно начать с чтения высказывания В. Ви- ноградова о русском языке (упр. 344) и затем записать основные положения этого высказывания русский язык — это ценнейшее достояние и высокое достижение русской нации величие и мощь русского языка общепризнаны.
Отрывки из стихотворения К. Алтайского упр. 345) позволяют ответить на два вопроса
1. Кто, по мнению поэта, влияет на развитие языка
2. Какие качества видят в нем русские люди?
Текст упр. 346 предлагается прочитать и пересказать (последнее не так легко, а затем нужно ответить на вопрос на каком месте по численности говорящих стоит русский язык (Из семи самых распространенных языков русский язык на пятом месте.)
Упр. 347 и 348 предлагаются для самостоятельной работы
Систематизация и обобщение изученного в 5—9 классах
Одна из целей данного раздела обозначена в его названии, другая цель — восполнить пробелы в знаниях учащихся, третья — подготовить школьников к экзамену по русскому языку.
В конце учебного года идет интенсивная подготовка к Празднику русского языка, связанного с Днем рождения Пушкина. Тема Пушкин в нашей жизни, в нашей судьбе, в нашей культуре — ключевая для многих уроков, для подготовки исследовательских проектов, для организации уроков-конференций.
Обращение к произведениям АС. Пушкина на занятиях русским языком в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней в безукоризненных образцах, какими являются пушкинские стихи, проза, критические статьи, дневниковые записи и письма.
Внимание к языковым особенностям текстов помогает глубже понять их содержание, позволяет увидеть неповторимое своеобразие пушкинского языка — слова АС. Пушкина.
«Слово» — понятие многозначное. Это не только основная единица языка, которая изучается в разделе Лексика, но и сам язык, язык Пушкина, язык его произведений. При подготовке исследовательских проектов решаются важные задачи расширить объем сведений, связанных с изучением языка художественных произведений (в частности, языка произведений Пушкина);

показать роль Пушкина как начала всех начал в истории русского литературного языка;

дать систематические сведения о выразительной функции различных языковых средств на примере их употребления в текстах Пушкина ив текстах о Пушкине;

усовершенствовать умения и навыки анализа текста;

вести работу, связанную с подготовкой к итоговой аттестации (к ЕГЭ, к сочинению).
Процесс подготовки исследовательской работы носит теоретико- практический ха рак те р.
Особое внимание следует обратить на самостоятельность творческой (исследовательской) деятельности учащихся (подготовка рефератов, докладов, отбор материала для сочинений, редактирование сочинений. На занятиях широкое применение может найти не только работа по анализу пушкинских произведений (целиком или их отрывков, но и комплексное исследование текстов о Пушкине, о языке его произведений. Необходимо научить школьников постоянно работать со словарями, справочни- ками.
Выбор темы — очень важный этап самостоятельной деятельности. Предлагаем несколько тем для анализа ключевых проблем, связанных с изучением роли Пушкина в судьбе нашей литературы, нашей национальной культуры (более подробный перечень тем см. нас. Традиции и новаторство в языке пушкинских произведений;

Пушкин — о богатстве и выразительности русского языка;

Писатели, лингвисты и литературоведы о слове
Пушкина;

Слово Пушкина как источник духовно-нрав- ственного развития личности
Развитие и совершенствование чувства языка, чувства соразмерности и сообразности на основе анализа языка пушкинских произведений;

Анализ произведений Пушкина учит чтению как творческой речевой деятельности;

Речевые идеалы Пушкина чистота, национальная самобытность, простота языка, гибкость и правильность, благозвучие ясность и точность выражения Пушкино языке и стиле русских писателей
(Карамзина, Жуковского, Грибоедова, Гоголя и др.);

Свойства русского слова, воплощенные в сказках Пушкина, в народных сказках, песнях, пословицах, поговорках * Задача го урока — систематизировать знания по фонетике, повторить тему Правописание гласных в корнях».
Повторить фонетику поможет упр. 349. Этому способствуют как основные (предтекстовые) задания, таки послетекстовые, последнее из которых позволяет на основе понятия о сильной и слабой позиции звуков повторить понятие «орфограмма-бук- ва».
Выполняя упражнение 350, девятиклассники вспоминают закономерности обозначения звуков на письме буквами звук в сильной позиции обозначается своей буквой, при обозначении звука в слабой позиции встает проблема выбора написания — из нескольких возможных необходимо выбрать одно правильное написание, иными словами, здесь нужно решить орфографическую задачу.
Упр. 351 позволит повторить правила обозначения гласных в корнях слова упр. 352 — закрепить соответствующие правописные навыки.
Упр. 353 имеет несколько целей совершенствовать некоторые коммуникативные умения (при этом поработаем и над выразительным чтением поработать над важнейшим орфографическим навыком навыком обозначения безударных гласных
в корнях слов совершенствовать орфографическую зоркость с помощью списывания текста без пропусков букв.
Упр. 354 и 355 служат повторению правил обозначения гласных в корнях слов после шипящих и ц.
На м уроке повторяем орфографические правила, тесно связанные с фонетикой, в данном случае с закономерностями обозначения на письме согласных звуков в корнях словив приставках.
Так, материал упр. 356 позволит на основе понятия о сильной и слабой позиции согласных звуков повторить основные правила, связанные сих обозначением на письме в корнеслова, а упр. 357 даст возможность отработать применение этих правил.
Упр. 358 и 359 связаны с повторением правил правописания согласных в приставках, изменяющихся и не изменяющихся на письме.
Упр. 361 — факультативное, выполняется в том случае, если учащиеся продолжают допускать ошибки в употреблении разделительных ь и ъ знаков.
Со систематизации сведений о делении согласных по мягкости-твердости и об обозначении мягкости согласных на письме начинаем вторую часть урока. В этом помогут упр. Об обозначении звуков буквами я, ею говорится в упр. Упр. 368 позволит закрепить правила, которые повторялись на первых двух уроках. Напоминаем, что, работая с текстом, учитель сначала совершенствует некоторые коммуникативные умения школьников (предтекстовое задание, только после этого можно выполнять послетекстовое задание, связанное, как правило, с темой урока (в данном случае с орфографией).
Это упражнение может также быть предложено для домашней работы (дома девятиклассники готовятся к диктанту поэтому тексту, анализируют при этом орфо- и пунктограммы, а вначале следующего урока пишут текст под диктовку, после чего с помощью само- и взаимопроверки проверяют правильность записи

91 й урок связан с повторением морфемики, с совершенствованием навыков морфемного анализа слов, являющихся базовыми для формирования большинства орфографических навыков учащихся.
Систематизация сведений по морфемике начинается с восстановления понятия о морфемах, с демонстрации учащимися навыков морфемного анализа слов с доказательства правильности членения слова по составу. Практический материал помогает учащимся повторить раздел «Морфемика», усовершенствовать навыки морфемного анализа слов.
Особое внимание следует уделить окончанию, так как сего помощью образуются формы слова, у неизменяемых слов оно отсутствует (у наречий, слов категории состояния, деепричастий, оно есть только у склоняемых и спрягаемых слов одно окончание имеет часто несколько грамматических значений, например, в слове видишь окончание ишь имеет значение единственного числа, го лица, настоящего времени с помощью окончаний осуществляется связь слов в словосочетании и предложении.
Закрепить материал о функции окончания, о формах слова и однокоренных словах поможет после- текстовое задание упр. Последние упражнения урока 369, 371 (одно из них предлагается для домашней работы) посвящены повторению правило написании гласных букв в при- ставках.
Напомним девятиклассникам, что все основные случаи написания гласных в приставках можно свести к трем основным. Приставки, неизменяемые на письме (их надо запомнить по, про, доза, на, пере, сидр. (некоторые приставки имеют беглое о отрывать — оторвать, сгибать — согнуть. Приставки пре- и при, написание которых зависит от лексического значения слова. Приставки, написание которых проверяется по словарю (часто они вычленяются только этимологи- чески, в современном языке они, как правило, являются частью корня преследовать, пренебрегать, пригодный, преодолеть, препятствие и др
На этом же уроке отрабатываем разбор слов по составу (морфемный анализ. Можно предложить следующие слова пререкание, преобразование, прибывший, премировать, привязанность, призвание, причудливый и т. д. (см. «Граммати- ко-орфографический словарь русского языка Б. Т. Панова и А. В. Текучева
*
). Указанные словаре- комендуется сначала записать под диктовку, чтобы повторить их правописание, а затем анализировать их морфемный состав.
Цель го урока можно сформулировать следующим образом систематизировать знания учащихся по словообразованию закрепить навыки словообразовательного анализа слови написания сложных слов.
Упр. 372 содержит таблицу, в которой представлены основные способы образования слов в русском языке. Анализ таблицы и подбор собственных примеров поможет учащимся систематизировать сведения по русскому словообразованию, при этом желателен подбор собственных примеров. Упр. 373 и 374 позволяют потренироваться в словообразовательном анализе слов.
Выполняя упр. 375, учащиеся вспоминают о нормах согласования сказуемого с подлежащим, определение рода которого затруднено.
Правописание сложных слов можно повторить при выполнении упр. 376; упр. 377 — для домашней работы.
Урок заканчивается написанием изложения по тексту упр. й урок посвящен повторению лексики.
Упр. 379 закрепляет понятие о многозначности слова, упр. 380 — понятие о паронимах, а упр. 381 и 382 — понятие о синонимах, уместности их упо-
*
Следует иметь ввиду, что в других словарях Школьный словарь строения слов русского языка ЗА. Потихи, Школьный словообразовательный словарь русского языка АН. Тихонова) возможны другие варианты разбора

93
требления в контексте (последнее проверяется при решении задачи — см. е послетекстовое задание упр. Упр. 383 и 384 позволяют усовершенствовать навыки редактирования текста, содержащего лексические ошибки, а именно навязчивый повтор слов, неправильное или неточное употребление слов.
Упр. 385 показывает, как с помощью слови словосочетаний писатель создает иронический эффекта упр. 386 — как с помощью переносных значений слов поэт создает яркие образы.
С го урока начинается повторение морфологии и связанных с этим разделом правил правописания.
Упражнения, включенные в этот раздел, отрабатывают морфологические признаки каждой части речи обращают внимание на наиболее трудные для учащихся вопросы теории повторяют правила правописания с помощью обобщающих таблиц. Обращаем также внимание на то, что многие упражнения направлены на использование той или иной части речи в тексте. Речевая функция морфологических разрядов слов анализируется с привлечением терминов из раздела Развитие связной речи текст, тема, идея, стиль, ключевые слова, способы связи предложений и абзацев и др. Внимание к речевой функции частей речи — одно из условий подготовки учащихся к изложению, которое они будут писать на экзамене.
Учитель в своей работе должен использовать только те упражнения, которые соответствуют выбранной им системе организации повторения грамматики и правописания в конце года. Однако обращаем внимание на необходимость повторения всех признаков каждой части речи, что находит выражение в полном морфологическом разборе слов в соответствии с разделом Порядок морфологического разбора в приложении к учебнику Русский язык. Теория. Задания по полному морфологическому разбору помогут учащимся в подготовке связного ответа на соответствующий вопрос экзаменационного билета, если они будут сдавать устный экзамен по русскому языку
Прежде чем приступить к повторению морфологии, проверим, как девятиклассники ориентируются в основных структурных особенностях этого раздела лингвистики (устно выполним упр. 387). Затем приступим к повторению имен существительных упр. 388—393) и прилагательных (упр. 403, 404). Повторение этих частей речи построим последовательно, но по одинаковому плану начнем с речевой функции этих частей речи (упр. 388 для существительных и 403 для прилагательных. Основательно остановимся на их синтаксической функции упр. 389 для существительных и 404 для прилагательных) и закончим полным морфологическим разбором этих разрядов слов, обратившись к порядку их характеристики, данному в приложении к учебнику «Теория».
При повторении имен существительных и их роли в предложении обратим внимание учеников на то, что в именительном падеже имена существительные выступают в роли подлежащего, сказуемого и обращения, в косвенных — в роли второстепенных членов (упр. Скажем также о необходимости синтаксического анализа (находим словосочетания) при определении морфологических признаков этой части речи и для правильного написания окончаний (упр. При повторении синтаксической функции прилагательных вспомним о роли в предложении разных форм прилагательных полные — это определения, гораздо реже — сказуемые, краткие — это сказуе- мые. Прилагательные в сравнительной степени выступают в функции сказуемого (упр. 404). Для прилагательных особенно важен синтаксический анализ (находим словосочетания, в которые входит прилагательное, так как вопрос от главного слова — основной способ правильного определения оконча- ния.
7-й урок посвящается глаголу (упр. 395—399). Анализируя речевую функцию глагола (упр. 395), подчеркнем, что глаголы совершенного вида передают последовательность действий, а глаголы несовершенного вида — одновременность. Поэтому последнее предложение, в котором употреблены глаголы этого вида, можно определить как описание (описывается поведение Егорушки по действиям, совершаемым им, а весь отрывок как повествование с элементами описания.
Большое внимание уделим синтаксической функции глагола в предложении. Как известно, ученики привыкли к мысли, что глагол в предложении — это сказуемое. Между тем глагол в инфинитиве может быть любым членом предложения.
Это тоновое, что учащиеся узнали о глаголе в систематическом курсе синтаксиса. Материал этот трудный, поэтому даем ключ к упр. 396.
1. Уменье (какое) сказать (определение не имеет права (какого) пренебрегать (определение, но можно включить в состав сказуемого. 2. Буду поступать (простое глагольное сказуемое, сложное будущее. 3. Видеть результат (подлежащее. 4. Пахать подлежащее не в бабки играть (сказуемое. 5. Вышел (зачем) насладиться обстоятельство цели. 6. Стремиться (к чему) вносить (дополнение. 7. Научиться (чему) плавать дополнение, нельзя научиться входит в состав сказуемого в безличном предложении, нельзя стать (в составе сказуемого).
Глагол — наиболее трудная для учащихся часть речи, так как он имеет многочисленные грамматические признаки и формы изменения.
При выполнении упражнений проверим, различают ли дети наклонения глагола, имеют ли правильные представления о его аналитических формах будут смеяться, смеялся бы, пусть смеются, верно ли выписывают их из предложений при морфологическом разборе и безошибочно ли квалифицируют. Соответствующий материал содержится в упражнениях.
Основательно повторяются спряжение глагола и гласные в личных окончаниях, для чего привлекается дополнительный дидактический материал.
На м уроке переходим к наречиями словам состояния (упр. 405), анализируем, каким членом
предложения выступают эти слова, обращая внимание на структуру безличных предложений (используется тоже упражнение. Затем анализируем таблицу правописания наречий (упр. 407). Организовать работу с таблицей можно по-разному. Важно только, чтобы ученики разобрались в строении таблицы и повторили соответствующие данным в ней примерам правила. Упр. 409 позволяет потренироваться в правописании наречий. Здесь же можно использовать одну из обобщающих таблиц о правописании ь на конце слов после шипящих во всех повторенных частях речи (упр. На этом же уроке можно бегло повторить понятие о числительном и местоимении (упр. 426 и 427). Эти упражнения можно задать на дом.
Цель го урока — систематизировать знания учащихся по разделам Причастие, Деепричастие, а также совершенствовать навыки их употребления в речи.
Урок можно начать с систематизации сведений о данных частях речи, используя при этом § 132—144 Теории и упр. 410 Практики. Материал упр. 410 позволит вспомнить о нормах образования причастий и деепричастий.
Упр. 411—414 направлены на повторение орфографических и пунктуационных норм употребления причастий и деепричастий, а также на обогащение грамматического строя детской речи изучаемыми формами и конструкциями.
Повторить служебные слова девятиклассники могут самостоятельно, выполнив дома упр. 428 и Далее в учебнике Практика предлагается работа по блоковому повторению правил правописания. На это отводятся й и й уроки. Повторяется правописание ни нн в различных частях речи упр. 424—425); о е, ё после шипящих и цв суффиксах и окончаниях слов (упр. 418 и 419); слитное и раздельное написание нес различными частями речи (упр. 422—427). Учитель выбирает для повторения то, что считает необходимым для своего класса, привлекая внимание учащихся к таблицам, с помощью которых они всегда могут быстро навести справку о правописании тех или иных орфограмм.
При повторении правописания ни нн (упр. 424) могут быть составлены две отдельные таблицы. Одна обобщающая правила правописания ни нн в прилагательных (см. § 105 Теории, другая — для причастий (см. § 139 Теории. Заметим, что грамматическая основа правил для прилагательных более проста чтобы применить их, нужно верно выделить суффикс и уметь находить исходное слово. Запись может быть такой:
Буквы ни нн в суффиксах прилагательных
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей