Главная страница

Русский язык. 9 класс. Методическое пособие. Т. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеТ. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,С. Н. Пименова, юс. Пичугов, Л. Ф. Талалаева
АнкорРусский язык. 9 класс. Методическое пособие.pdf
Дата23.12.2017
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_9_klass_Metodicheskoe_posobie.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#33399
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

УДК 372.881.116.11
ББК Рус МА в тор ы:
Т. М. Пахнова, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова,
Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова,
С. Н. Пименова, ЮС. Пичугов, Л. Ф. Талалаева
ISBN Методическое пособие к учебному комплекту Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русский язык. Русская речь. 9 кл. / Т. М. Пахнова и др. ; под ред. Т. М. Пахновой. — М. : Дрофа, 2018. — 162, [2] с Методическое пособие подготовлено к УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др, соответствующему ФГОС.
Пособие поможет учителю сориентироваться в принципах распределения материала между тремя учебными книгами для учащихся в особенностях построения и содержания курса;
в задачах изучения каждого разделав логике работы над темой, заложенной в системе учебного материала.
УДК 372.881.116.11
ББК 74.268.1Рус
М54
© ООО ДРОФА, 2018

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ключевые слова, которые отражают то главное, что определяет процесс обновления, совершенствования учебников Практика и Речь, — это взаимодействие, проявление каждым учащимся самостоятельности как творческой лично- ст и.
Учитель, несомненно, задумается над тем, как ввести эти слова в более широкий контекст, определяющий особенности современного обучения русскому языку и речи, когда каждый урок — это творчество ученика и учителя. Основы этого творческого подхода заложены в учебниках, но, конечно, не ограничиваются только учебниками.
Он проявляется во взаимодействии учеников:

друг с другом (работа в парах, группе, старших с младшими...);

с учителем, родителями;

с учебниками, словарями, справочниками;

с Интернетом;

с окружающей речевой средой...
(этот перечень можно продолжить).
Обозначим ключевые направления:

взаимодействие в обучении языку и речи;

взаимодействие обучения, воспитания и развития (иными словами, воспитание и развитие — в процессе обучения);

взаимодействие текстов друг с другом (оттек- ста — к тексту»);

взаимодействие уроков русского языка и литературы При современном подходе к обучению русскому языку и речи важно обеспечить взаимодействие того, что происходит на уроке, стем, что стоит за рамками урока, за пределами школы внеклассная работа, кружки, элективные курсы, а также музеи, экскурсии, путешествия, конференции, праздники, конкурсы...
Основы осуществления таких взаимодействий заложены в обновленных учебниках. Ученик становится языковой личностью, если он успешно овладевает основными видами речевой деятельности чтением, слушанием, устной и письменной речью. Нетрудно заметить, что основная роль в этом процессе принадлежит гуманитарным предметам, так как гуманитарные науки — это науки о человеке, который способен с помощью слова выражать не только свои мысли, но и чувства, давать эмоциональную оценку, способен успешно общаться, создавать текст. Приступая к работе по новому учебнику для
9 класса, и учитель, и ученики должны найти ответы натри главных вопроса:
Ч ему учить (учиться Как учить (учиться Зачем учить (учиться)?
Когда мы спрашиваем учеников, какой из этих вопросов — самый главный, основной, то обычно слышим последний. Зачем надо изучать русский язык в 9 классе Для чего нужны уроки русского языка Каких результатов можно достигнуть на уроках в школе ив результате самостоятельной работы Будем надеяться, что девятиклассники, которые занимались по новым учебникам в 5—8 классах, смогут ответить на эти вопросы, анализируя то, чтобы- лов прошлые годы свой опыт речевой деятельности, свою творческую работу на основе диалога с текстами, свои трудности и достижения...
Да, курс русского языка в 9 классе преемственно связан стем, что было раньше в 5—8 классах. К учебникам прошлых лет, к словарям, справочникам, энциклопедиям, ресурсам Интернета полезно обращаться в конце учебного года при организации Праздника русского языка, связанного с Днем рождения Пушкина и с целью подготовки к ОГЭ, а также к устному экзамену ив процессе работы над изложениями, сочинениями.
Подготовка к сочинениям на основе учебников Практика и Речь для 9 класса может быть успешной, если учитель, анализируя разнообразный материал, который есть в учебниках, сможет выбрать то, что приведет каждого ученика к достижению результатов в области творческой деятельности, связанной с процессом не только понимания, восприятия, но и создания текста. Текста, являющегося, по словам ММ. Бахтина, свободным откровением личности. Способность создавать именно такие тексты мы развиваем у школьников в процессе обучения тому, как писать сочинения, как готовиться к защите исследовательских проектов, к участию в олимпиадах, творческих конкурсах. Нетрудно заметить, что при таком осмыслении задачи — обеспечить на уроках русского языка успешную подготовку к экзаменам — исключается возможность превращать уроки в натаскивание, в скучную тренировочную работу по шаблону, по законам жестких предписаний. Отсюда успех на экзаменах в
9 классе связан не только с достижением результатов при изучении предмета, но и сформированием мета- предметных умений и личностных качеств. Успехи в области воспитания ученика как языковой личности непременно приведут к успехам при сдаче ОГЭ. Учитель, определяя самостоятельно, какими должны быть уроки русского языка в 9 классе, не может не увидеть, анализируя материалы нового учебника и методического пособия, что подход, реализованный в учебниках, является основой системы обучения языку и речи, основой воспитания и развития каждого ученика. При создании обновленных учебников для 9 класса авторы ставили перед собой задачи, связанные с
современным подходом к преподаванию русского языка. Научить школьника работать над изложением, сочинением, исследовательским проектом. Система подготовки к созданию текста на уроках русского языка предполагает внимание к таким вопросам:

как начать текст;

как перейти от одного предложения к другому, чтобы текст был связным, чтобы было движение мысли, чтобы одно вытекало из другого»;

как включить в текст цитату, интересное высказывание, как его прокомментировать;

каким образом обеспечить взаимодействие названия текста (темы сочинения) и всех его частей тема должна управлять созданием текста!»);

как написать заключительную часть сочинения, чтобы конец гармонировал с началом, с формулировкой темы;

как, с помощью каких языковых средств выразить не только мысли, но и чувства, отношение, оценку;

как влияет анализ образцов (текстов отек- стах на формирование способности создавать собственный текст;

как научиться редактировать черновик как опора на чувство языка, на знания из области лингвистики текста, на то, что хранится в памяти, помогает при редактировании сочинения, помогает создать текст, соответствующий требованиям хорошей речи. Уделяя внимание всем видам речевой деятельности, прежде всего надо было решить задачу приобщения ученика к чтению воспитать вкус к чтению, сформировать школьника как читателя, для которого чтение становится потребностью, а общение с книгой — событием внутренней жизни. Отражение читательского опыта может стать основой при подготовке к сочинению. Через систему упражнений, в процессе диалога авторов учебника и девятиклассников каждый школьник должен прийти к убеждениям
изучение языка — это процесс самопознания, самовоспитания;

родному языку мы учимся всю жизнь, познавая через язык родную культуру, историю, традиции и обычаи;

каждый должен осознать, как соотносятся понятия любовь к родине и любовь к родному языку изучение языка и процесс самопознания».
Эти задачи, которые поставили перед собой авторы учебников, могут быть успешно решены, если и учитель, и ученики будут включены в систему творческого взаимодействия друг с другом, в тот диалог, который мы постоянно ведем, постигая родную культуру, литературу, родной язык.
Задания к упражнениям направлены на то, чтобы сам процесс понимания текста стал творческой деятельностью, развивающей индивидуальные особенности личности, способной почувствовать эстетическую и этическую ценность слова (процесс восприятия текста, по мнению С. С. Аверинцева, неизбежно субъективен. При отборе текстов и заданий к ним принимались во внимание возрастные особенности девятиклассника, характер социокультурной среды, целесообразность выбора текстов, настраивающих на позитивное, светлое восприятие жизни, на стремление ощутить себя в гармонии с окружающим.
Размышляя о критериях отбора текстов, полезно вспомнить слова ЯК. Грота, сказанные еще в середине века юноше полезно не одно знакомство с действительно совершающимися явлениями ему полезно и всякое чтение, в котором изображается светлая, идеальная сторона жизни, в котором он может находить отрадные примеры добра, мужества, правдолюбия — словом, возвышенных свойств и прекрасных дел человека».
Отбор дидактического материала, естественно, зависит от содержания курса литературы для 9 класса, а также отважной задачи — необходимости повышения интереса к урокам русского языка в современных условиях, когда эти уроки, к сожалению, часто превращаются в скучную и однообразную подготовку к ОГЭ, в натаскивание. Тогда как подготовка к экзаменам (независимо от формы их проведения, представленная в данных учебниках, в программе, в рабочих тетрадях, исключает натаскивание, являясь органичной частью (скорее результатом) всей системы работы по формированию языковой лич ности.
Каждый учитель, познакомившись стем, что изменилось в обновленных учебниках, может сделать вывод если в начальной школе ключевая деятельность школьника — Учусь учиться, тов классах Учусь сотрудничать, взаимодействовать, общаться при выполнении учебных действий. Поэтому при отборе упражнений, при формулировке заданий особое внимание обращается на работу в парах, работу в группах, на возможность выбора индивидуального пути (индивидуальной траектории выбора из многих текстов, заданий наиболее интересных или полезных (с учетом осознания того, что трудно, что недостаточно хорошо умею. Хочется пожелать творческих успехов каждому учителю, каждому ученику!
Авторы
Особенности курса русского языка в 9 классе
Предмету Русский язык принадлежит особая роль в процессе воспитания, развития и обучения учащихся. Для полноценного, эффективного решения этих задач необходимо создать главное условие это владение языком, речью. Образовательные и воспитательные функции родного языка определяются прежде всего его влиянием на формирование личности школьника в процессе его обучения.
Процесс формирования языковой личности происходит в течение всей жизни человека, однако важнейший этап — период обучения в старших классах. Опора на межпредметные связи, учет принципов преемственности и перспективности, связи обучения, воспитания и развития — все это создает благоприятные условия для подготовки к экзаменами в тоже время влияет на достижение тех результатов, которые определят в будущем многие события жизни школьников.
В обновленных учебниках для 9 класса последовательно и целенаправленно осуществляется ориентация обучения на достижение личностных, мета- предметных и предметных результатов. Главным средством решения этой задачи выступает тексто- ориентированный подход при изучении языка и обучении речи. Текст рассматривается как опорное, ключевое понятие курса русского языка. Творческая, исследовательская работа с текстом направлена на осмысление признаков текста как единицы
языка и речи, на реализацию функционального подхода при изучении языковых явлений. В процессе работы с текстами на уроках создается речевая среда, способствующая воспитанию, развитию каждого ученика как языковой личности. Именно работа с текстом создает условия для рассмотрения культу- роведческого аспекта, для осуществления как межпредметных, таки внутрипредметных связей.
В учебнике представлены тексты разных стилей, типов речи, содержание которых направлено на ду- ховно-нравственное воспитание учащихся, на расширение их фоновых знаний (а это так важно для успешной подготовки к сочинениям, на процесс становления ученика как языковой личности. Усилено внимание к чтению как к одному из основных видов речевой деятельности. Многие упражнения и задания ориентированы на формирование умений внимательного, вдумчивого чтения, на воспитание вкуса, творческого отношения к этому процессу, когда общение с книгой становится потребностью ума и души, на умение вести диалог с текстом. Практическая работа с текстом направлена на то, чтобы воспитать талантливого читателя. Система заданий к текстам приводит школьника к убеждению, что стать талантливым читателем — значит постоянно совершенствовать себя как языковую личность, способную к духовно-нравственному развитию. Учебник дает возможность выбора не только вопросов и заданий, не только интересных тем для сочинений, для творческих работ, но и самих текстов, к которым эти задания предлагаются. Тексты учат выразительному чтению, искусству звучащего слова, помогают овладеть выразительными возможностями русской интонации (а без этого нельзя стать языковой личностью. При этом выразительное чтение может восприниматься как тест на понимание текста.
Содержание текстов, их звучание создает на уроках ту речевую среду, которая развивает свойственное каждому человеку чувство языка, речевую интуицию. Выполняя задания к текстам, ученики могут сделать вывод создание на уроках такой среды, такой атмосферы зависит от каждого из них развивающий потенциал языковой среды создает нас, но и мы, в свою очередь, создаем эту речевую среду.
В процессе комплексной работы с текстом (это касается прежде всего поэтических текстов) часто предлагается задание Выучите текст наизусть, подготовьтесь к письму по памяти. Развитие памяти — важная часть работы по формированию языковой личности. В процессе написания сочинений и других творческих работ происходит актуализация того, что хранится в памяти (не только в памяти, но ив душе!).
Интерес учащихся при работе с текстом вызывают, например, и такие вопросы и задания Укажите изобразительно-выразительные средства, Прочитайте, ведя диалог с текстом, Подготовьтесь к сжатому изложению, Каковы особенности зачина текста, Укажите средства связи между предложениями, между абзацами, Самостоятельно сформулируйте вопросы и задания, направленные на повторение лексики (орфографии, пунктуации и др.
Учебная деятельность девятиклассников предполагает развитие навыков самостоятельной работы. Этому способствует такая формулировка заданий, которая усиливает мотивацию выполнения упражнений, вызывает интерес к подготовке исследовательских проектов. Для организации собственно самостоятельной работы ученика служат образцы, алгоритмы, памятки, в которых представлены не только способы действий в определенных ситуациях, но и творческое применение этой системы действий в иных ситуациях, а для этапа контроля самоконтроля раздел «Ответы».
Комплексная работа с текстом дает возможность обеспечить на уроке органичную взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации внутрипредметных (межуровне- вых) и межпредметных (интеграции) связей. Кроме того, система управления учебной деятельностью школьников, заложенная в учебниках, предполагает выявление в дидактическом материале моти-

12
вационного, функционального, коммуникативного, воспитательного, культуроведческого аспектов его рассмотрения. При этом названные аспекты представлены в тесном взаимодействии. Преемственно продолжая курс родного языка в
5—8 классах, уроки в 9 классе должны включаться в систему непрерывного образования школа — вуз. Именно это определило основные подходы авторов, продиктованные анализом опыта работы учителей, методистов, собственного опыта преподавательской деятельности в школе и вузе.
С целью постепенной подготовки к экзаменам используются задания с выбором ответа, с краткими развернутыми ответами. На основе выполнения разнообразных заданий, многократно обращаясь к чтению текста, ученики получают возможность более глубоко осмыслить его содержание, авторский замысел, соотнести авторскую позицию и субъективный опыт, фоновые знания и тем самым подготовиться к сочинению как к творческой деятельности, когда создается текст — свободное откровение личности Возможность выбора упражнений, заданий, тем сочинений, докладов, исследовательских проектов способствует творческому отношению к учебной деятельности, достижению личностных результатов, развитию самостоятельности, усилению заинтересованности в изучении русского языка.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Использование проектно-исследовательской деятельности учащихся в курсе русского языка направлено на достижение результатов не только на предметном уровнено и на уровнях метапредметном и это главное) личностном. Осуществление исследовательского подхода в процессе подготовки и защиты проектов предполагает проведение уроков-семина- ров, уроков-конференций, опору на результаты, достигнутые на занятиях элективных курсов, на самостоятельную творческую деятельность при использовании словарей, справочников, ресурсов Интернета. Успешная защита исследовательского проекта может являться основанием для получения зачета по определенной теме (разделу программы, для оценки результатов промежуточной и даже итоговой аттестации.
При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся уже на этапе обучения в 8 ив классах происходит интеграция традиционных форм обучения и интернет-технологий. Школьники постепенно овладевают коммуникативными технологиями, обеспечивающими быструю передачу информации, общение в процессе сотрудничества при решении учебных задач. Исходя из принципа педагогической целесообразности, при моделировании процесса общения учителя и учеников на занятиях, посвященных обсуждению научных проблем (лингвистических, филологических, культуроведческих), следует с чувством меры обращаться к электронным изображениям произведений живописи, графики, скульптуры, к копиям музыкальных аудиозаписей или видеозаписей. Таким образом, дидактический материал, используемый на уроках, становится более разнообразным при этом особенно ценно, что часто этот материал отбирают сами учащиеся (иногда с помощью родителей, друзей) в процессе подготовки слайдов для презентации при защите исследовательских проектов.
Ученикам 8 и 9 классов целесообразно предлагать для исследования темы, связанные с развитием речи, с изучением синтаксиса простого и сложного предложений, особенностей пунктуации, с повторением лексики, морфологии. Например:

Односоставные предложения и их роль в речи.

Роль вводных слов как средства связи между предложениями в тексте-рассуждении.

Вопросительные предложения как один из вариантов зачина текста (абзаца).

Особенности русского речевого этикета
Синтаксис русских пословиц.

Словари — наши друзья и помощники.

Как вести диалог с текстом.

Синтаксические средства выразительности речи.

Использование риторических обращений в поэтическом тексте.

Синонимы — это часто тоже, да не тоже Зачем нужны знаки препинания.

Как стать языковой личностью.

Слово — Солнце языковой системы».

«Русский язык кажется созданным для поэзии. Как стать талантливым читателем.

Понимание текста — это творчество. Что такое филологическое понимание текста.

Диалог с текстом и метод медленного чтения.

Как развить память. Чтение как сотворчество.
Организация проектно-исследовательской деятельности, включение ее в структуру курса русского языка в старших классах, органически связанного с изучением русской литературы XIX и XX веков, ориентирована на решение следующих задач обучение, развитие и воспитание ученика как языковой личности с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старшеклассников и отражающих особенности программы и учебников русского языка;

создание условий для организация эффективного взаимодействия ученика и учителя, родителей в процессе обучения, для сотрудничества учащихся при решении учебных задач исследовательского характера (одну и туже тему исследовательского проекта может выбрать несколько учеников использование возможностей образовательной речевой среды, создаваемой на основе целенаправленно отобранных текстов и заданий к ним, для повышения качества образования, в том числе с применением информационных технологий, когда учебник не является единственным источником получения информации
осуществление самообразования, самооценки и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута в области изучения языка и литературы, выбор индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, уровня подготовки развитие у школьников способностей отбирать, анализировать, систематизировать и использовать информацию в соответствии стемами исследовательских проектов;

разработка современных подходов для презентации, сопровождающей защиту исследовательских проектов на уроках-семинарах, конференциях, на занятиях элективных курсов, на уроках, посвященных подготовке к зачетам, к экзаменам выбор технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности оценка результатов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, проектирование на основе анализа результатов последующей проектно-исследовательской деятельности в системе непрерывного образования;

изучение возможностей, потребностей, достижений девятиклассников в области изучения курса русского языка как важнейшей части единой образовательной области Филология и проектирование, прогнозирование на основе полученных результатов, связанных с развитием исследовательских способностей, творческой самостоятельности, индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития на метапредметном и личностном уровнях.
Для освоения проектно-исследовательской деятельности учащиеся используют знания, умения, способы деятельности, сформированные в школе при изучении курса русского языка и литературы, а также на занятиях элективных курсов, входе посещения музеев, библиотек, вовремя экскурсий. Про- ектно-исследовательская деятельность в 8 и 9 классах преемственно связана стем опытом, который был получен школьниками в 5—7 классах
Освоение исследовательского подхода при изучении языка является необходимой основой для участия в конкурсах, олимпиадах, для последующего применения достигнутых результатов при освоении других наук.
Процесс приобщения к проектно-исследователь- ской деятельности положительно влияет на формирование универсальных учебных действий, надо- стижение результатов при формировании следующих компетенций: коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой.
В результате приобщения к проектно-исследова- тельской деятельности развиваются творческие способности ученика, его самостоятельность, совершенствуются умения сотрудничать в процессе решения учебных задач, возрастает потребность в самооценке.
Материалы учебников дают возможность выбора тем для исследовательской работы, в процессе которой совершенствуются умения работать со словарями, сопоставлять, сравнивать, анализировать информацию, полученную из разных источников постепенно ученики осваивают особенности научного стиля речи.
Полезно для развития исследовательского подхода к анализу художественного текста показать учащимся, как можно использовать материалы Словаря юного филолога (второе издание словаря носит иное название — Словарь юного лингвиста, четырехтомного Словаря языка Пушкина».
Укажем несколько формулировок, которые помогут ученикам выбрать темы для исследовательских проектов. Темы эти связаны с именем Пушкина (осмысление роли Пушкина в истории нашей литературы, русского языка, в судьбе нашей культуры и жизни каждого из нас — ключевая проблема, объединяющая все этапы, все темы, разделы курса русского языка как части единой образовательной области Филология. При составлении авторской программы, тематического планирования каждый учитель может выбрать такие названия тем для исследовательских проектов, которые будут ориентировать
учащихся на исследовательский подход к изучению языка всех русских писателей XIX—XX веков и даже наших современников:

Пушкин как основоположник современного русского литературного языка Слово Пушкина как источник культуры русской речи;

Слово Пушкина о русском слове;

Речевые идеалы Пушкина;

Слово Пушкина как источник развития чувства языка;

«Чувство соразмерности и сообразности, воплощенное в произведениях Пушкина;

Пушкинские традиции и язык писателей второй половины XIX века Пушкинские традиции и язык поэзии Серебряного века;

Русские ученые-филологи о языке пушкинских произведений;

Роль диалога в произведениях Пушкина;

Приемы речевой характеристики персонажей в произведениях Пушкина;

«Русский язык — это прежде всего Пушкин А. Толстой
);

Выразительные средства русской фонетики и интонации в произведениях Пушкина;

Выразительные средства лексики и фразеологии в поэзии и прозе Пушкина;

Использование в произведениях Пушкина выразительных средств морфологии и синтаксиса;

Частотность употребления слов различных частей речи в произведениях Пушкина в зависимости от типа текста (повествование, описание, стиля;

Особенности употребления глаголов в пушкинской прозе;

Местоимения я и мы в лирических произведениях Пушкина;

Сопоставление двух редакций пушкинского текста;

Выявление особенностей индивидуального авторского стиля на основе сопоставления пушкинского текста (отрывка) с близкими по теме, жанру произведениями других авторов;

Развернутое сравнение как средство выразительности в пушкинских произведениях;

Произведения Пушкина как диалог с читателем слово читатель употребляется в произведениях Пушкина 128 раз);

Употребление историзмов и архаизмов в произведениях Пушкина;

Стилистическое использование Пушкиным переносных значений, омонимов, антонимов и синонимов;

Новации Пушкина в области сочетаемости слови словопроизводства;

Крылатые слова из романа Евгений Онегин» в современной устной и письменной речи;

«Литература XX века как отклик на произведения русских классиков ХIХ века».
Почему так важно обращаться к исследованию языка художественных произведений именно на уроках русского языка По мнению НМ. Шанско- го, языковые особенности художественного произведения позволяют развить лингвистические знания учащихся, знакомить их с развитием и изменением нашего языка, помогают. наряду с другими текстами, упражнениями и заданиями, познать функциональную систему русского языка в динамике, усвоить его законы и правила, объективно оценивать чужую и собственную речь, правильно, грамотно и выразительно говорить и писать, с учетом характера и статуса как письменного произведения, таки устного высказывания».
Для успешного выполнения любого исследовательского проекта ученики должны не только отобрать материал для своей работы, но и создать текст, соответствующий научному (научно-популярному) стилю. Поэтому уместно для исследовательских проектов предлагать, например, такие темы Языковые особенности текстов научного стиля;

Лексические особенности текстов научного стиля
Использование терминов в текстах научного стиля;

Приемы цитирования в текстах научного стиля;

Синтаксические особенности научного стиля речи;

Роль образцов при овладении научным стилем речи;

Словарная статья в толковом словаре как образец текста научного стиля;

Слово в словаре и слово в тексте;

Сопоставительный анализ текстов научного, публицистического и художественного стилей на близкие темы (конкретный материал ученики отбирают самостоятельно или при использовании учебника).
Защита исследовательских проектов способствует развитию и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации. В процессе обсуждения подготовленных самостоятельно докладов и сообщений школьники учатся задавать вопросы, отвечать на них, высказывать свое отношение к обсуждаемой проблеме, анализировать, обобщать, систематизировать, сравнивать. На уроках-семинарах и конференциях создается особая речевая среда, которая воспитывает и развивает ученика как языковую личность, способную творчески относиться к языку.
Учитель при разработке своих вариантов программ, конспектов уроков, ориентируясь на особенности школы, условий обучения, состава класса, а также на возможности новых учебников, может дополнить программу собственными материалами например, уделив внимание краеведению, выбору учениками будущей профессии и т. д. При этом полезно принять во внимание следующее. Слово учителя, речь учителя, тональность общения с учениками — это ничем незаменимый инструмент воздействия надушу воспитанника В. А. Сухомлинский). Речь учителя должна быть безукоризненным образцом сточки зрения культуры речи

20 2. Основным видом речевой деятельности в современных условиях становится чтение. Это тот вид речевой деятельности, который должен совершенствоваться, развиваться на всех уроках, всех видах учебных занятий. Овладевая чтением как речевой деятельностью, ученик должен научиться читать по-разному в зависимости от цели, ситуации, принимая во внимание стиль текста. Чтение словарей, справочников, энциклопедий должно направляться учителем и происходить постоянно как на уроках, таки при выполнении домашних заданий. Применительно к художественному тексту следует использовать метод медленного чтения. Процесс формирования языковой личности в большой мере зависит от выбора того, что читает ученик. Особая роль принадлежит прецедентным (хрестоматийным) текстам, знание которых — свидетельство приобщения к основам национальной культуры, а незнание — убедительное доказательство отторжения от этой культуры. Выразительное чтение, разные виды пересказа текстов — это то, что должно происходить не только на уроках русского языка, но и литературы. Формирование языковой личности включает воспитание бережного отношения к языку как неотъемлемой части национальной культуры, чувства ответственности по отношению к слову. Язык, речевое произведение — это не только отражение уровня интеллектуального, духов- но-нравственного развития, но и мощное средство, влияющее на это развитие, то есть средство формирования языковой личности (от нас зависит выбор слова, а слово влияет на нас, на наше интеллекту- ально-нравственное развитие. Формирование языковой личности может происходить только при условии реализации лич- ностно ориентированного подхода как на уроках, таки в процессе внеклассной работы

21 12. Современный урок должен планироваться как речевое произведение, создающее развивающую речевую среду, когда разумно решается вопрос о соотношении рационального и эмоционального, когда для каждого ученика создается ситуация возможности достижения успеха. Постепенная, целенаправленная подготовка к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) должна естественно, органично включаться в процесс обучения, воспитания и развития ученика как языковой личности, поэтому нельзя допускать натаскивания, бездумного использования скучных тренировочных заданий, когда происходит топтание на месте, когда глушится, подавляется интерес к учебному труду как к творчеству. Особая роль в процессе формирования языковой личности принадлежит текстам-образцам. Эти образцы создаются правильно выбранными книгами (телевизионными программами, фильмами, спектаклями, концертами, обстановкой в семье, речевой средой в школе. Важно воспитать критическое отношение к тому, что ученику приходится иногда слышать на улице, по радио ив телевизионных программах, а также понимание того, что если он хочет быть успешным, обрести подлинный авторитет, то необходимо научиться не следовать за большинством, а отстаивать свое право стать личностью, языковой личностью, что позволит ему реализовать свои индивидуальные способности и добиться успеха при выполнении исследовательской деятельности. Уже вначале учебного года, кроме тем, связанных с языком произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, можно предложить выбрать те направления, которые затрагивают процесс самопознания, анализ того, как влияет на формирование языковой личности процесс изучения языка.
Темы для исследований:

Я и речевая среда в чем проявляется взаимовлияние В чем может проявляться моя самостоятельность на уроках русского языка;

Что такое чувство языка и как его можно развивать Почему текст можно назвать словесной тканью Как изучение русского языка помогает мне овладеть другими науками;

Работа с текстом помогает мне подготовиться к итоговой аттестации;

Словари, справочники как источники получения информации;

Возможность выбора — условие проявления творческой самостоятельности;

Почему необходимо развивать память Что помогает этому?

Что такое «самонаучение» языку?

Текст помогает понять красоту и гармонию языковой системы
Особенности работы по учебному комплекту для 9 класса
Современный урок русского языка — это урок, ориентированный на формирование языковой личности. Личностно ориентированный подход является основой работы учителя при осуществлении взаимосвязи обучения, воспитания и развития учащихся на уроках русского языка.
Девятый класс — это особый этап изучения родного языка в основной школе. Именно на этом, завершающем основную школу этапе обучения учитель может особенно наглядно увидеть результаты работы по формированию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции учащихся. В процессе работы по учебному комплекту в 5—9 классах задача учителя, как отмечается в программе, — научить пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, воспитать бережное отношение к языку. Следовательно, именно речевое развитие учащихся — главное направление, определяющее особенности процесса обучения родному языку на протяжении всего периода пребывания ребенка в школе. Вот почему опорными, ключевыми понятиями являются текст, слово, грамматическая основа предложения. При изучении синтаксиса в 9 классе внимание к этим понятиям должно быть обращено как при изучении нового материала, таки при повторении, обобщении и систематизации изученного за курс 5—9 классов
Учитывая возрастные особенности девятиклассников, полезно использовать уроки-семинары, уро- ки-практикумы, уроки-зачеты, уроки-исследования. Такие формы занятий способствуют развитию творческих способностей, приобщают школьников к такой работе, которая связана с возможностью самостоятельного выбора, самоконтроля, самопроверки, повышают авторитет знаний.
Организуя в 9 классе работу по обобщению и систематизации изученного, нужно сделать так, чтобы повторение не превратилось в топтание на месте, нужно добиваться углубления, расширения знаний девятиклассников, чтобы изученное ранее включалось в систему новых связей, новых взаимодействий, которые ученик открывает для себя на уроках в 9 классе.
Вопрос о соотношении теории и практики — один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических сведений, который обычно включается в учебники, должен стать основой для формирования речевых умений и навыков. Цель курса родного языка в школе формулируется как свободное владение языком, речью во всех сферах ее проявления. Развитая речь, как известно, не знает ограничений. Нетрудно заметить явное противоречие, можно сказать, некоторый дидактический конфликт с одной стороны, минимум теории, с другой развитая речь (разные жанры, стили, типы речи свобода в выборе языковых средств речь правильная, точная, богатая, выразительная, в устной и письменной форме).
Как преодолеть это противоречие Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы языка создает условия для такой практической деятельности учащихся, входе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста может быть организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся открывают для себя закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль втек- сте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не только из параграфов учебника, но ив результате практической деятельности, которая носит творческий характер.
Работа по анализу текста принесет большую пользу при подготовке девятиклассников к экзамену, как письменному, таки устному. Анализ текста может предшествовать его изложению (полному, сжатому или выборочному, работа с текстом-образцом учит писать сочинения комплексная работа с текстом является одной из форм устного экзамена (по выбору).
Чтобы решить те сложные задачи, которые стоят перед девятиклассниками, необходимо давать им возможность выбора при организации их практической деятельности как на уроках, таки при выполнении самостоятельной работы дома. Поэтому данное пособие в ряде случаев включает дополнительные материалы, которые помогут реализовать личностно ориентированный подход, предоставляя девятикласснику право выбора одного из вариантов.
Именно вариативность является одной из особенностей современного подхода к изучению русского языка в школе. Учитель может знакомить девятиклассников с разными вариантами трактовки, классификации языковых явлений. Это проявляется, например, при изучении сложноподчиненных предложений. При составлении схем, отражающих строение сложноподчиненных предложений сне- сколькими придаточными, полезно познакомить учащихся с разными вариантами этих схем линейными (горизонтальными) и вертикальными.
В учебном комплекте тема Предложения с чужой речью завершает изучение синтаксиса. Это объясняется тем, что в составе предложений с чужой речью могут быть разные виды простых и сложных предложений. Однако дидактический материал учебников Речь и Практика дает возможность
на протяжении всего учебного года, опираясь на знания, полученные еще в 5 классе, обращаться к конструкциям с чужой речью, к разным способам цитирования как в процессе работы над сочинениями, изложениями, таки при анализе текстов.
Обращаем внимание также на то, что сложноподчиненные с несколькими придаточными изучаются перед знакомством с видами придаточных, что дает возможность рассматривать этот сложный материал на всех уроках, посвященных разным видам придаточных предложений.
Очень важно на каждом уроке проявлять внимание к разным способам выражения мысли, к сопоставлению синонимичных конструкций предложений с прямой и косвенной речью, простых предложений с обособленными членами и сложноподчиненных предложений, бессоюзных предложений и сложных предложений с союзами. Грамматическая (синтаксическая) синонимия — одно из опорных понятий курса синтаксиса в учебном комплекте.
Работая по учебному комплекту в 9 классе, учитель имеет возможность для осуществления межпредметных связей потребность сблизить изучение русского языка и литературы объективно существует, и материалы трех книг, входящих в учебный комплект, ориентированы на органическую связь уроков русского языка и литературы, что особенно важно реализовать в 9 классе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом