УДК 373 ББК 74.102 Т48 Ткаченко Т. А.Т 48 Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 136 с: ил. ISBN 5-699-14561-3 Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обуче- ния дошкольников и младших школьников различным видам рассказывания. В хо- де упражнений педагоги и родители смогут составить с детьми более 780 самостоятельных рассказов описательного, повествовательного, объяснительного и творческого характера. Предлагаемые упражнения систематизированы с учетом авторского подхода, ре- комендованного Министерством образования РФ. Он позволяет эффективно совер- шенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении, гармоничном развитии. В зависимости от вспомогательного средства, облегчающего и направляющего про- цесс составления ребенком рассказа, упражнения в книге разделены на 10 блоков. В каждом блоке упражнений автор выделяет 3 уровня сложности. Такой подход заметно повышает результативность занятий, так как позволяет взрослому объек- тивно оценить речевые возможности ребенка и с их учетом подбирать упражнения, постепенно усложняя задания. Издание богато иллюстрировано, снабжено подробными рекомендациями для пе- дагогов и родителей. Рекомендуется родителям для домашнего обучения, воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4—7 лет. УДК 373 ББК 74.102 © Т. А. Ткаченко, текст, 2006 © В. Трубицын, Ю. Трубицына, ил., 2006 ISBN 5-699-14561-3 © ООО «Издательство «Эксмо», 2006 2 Уважаемые родители и педагоги!По самостоятельному рассказу ребён- ка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи прояв- ляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представле- ний, обстоятельность характера, инициа- тивность, творческая устремлённость и другие качества личности. Являясь наиболее сложной формой ре- чевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным язы- ком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рас- сказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу. Значение развития связной речи мно- гообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит ус- певаемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержа- ния урока, составление изложений и со- чинений. И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и ло- гично рассказывать о своих переживани- ях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и са- моразвитие личности. Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказыва- ния. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображе- ние события в динамике), описательным (характеристика предмета, явления) и объ- яснительным (какой предмет, что с ним де- лать, почему). Кроме того, существуют рас- сказы-рассуждения и творческие рассказы (основанные на воображении). Перед вами книга, которая поможет ребёнку овладеть всеми перечисленными видами рассказывания. Занимаясь по ней, ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста- влять разнообразные рассказы повествова- тельного, описательного, объяснительного и творческого характера. В книгу включены 140 заниматель- ных игровых упражнений. Они составля- ют оригинальную систему, в основу кото- рой положен авторский подход к разви- тию связной речи у детей, рекомендован- ный Министерством образования РФ. Все упражнения разделены на 10 бло- ков в зависимости от вспомогательного средства (картина, схема, текст, предмет), на основе которого ребёнок составляет рассказ. Перечислим эти блоки: 1. Составление рассказов по наблюдае- мым действиям. 2. Составление рассказов по несколь- ким сюжетным картинам. 3. Составление рассказов по прослу- шанному тексту и картине. 4. Составление рассказов по одной сю- жетной картине 5. Составление рассказов по памяти 6. Составление рассказов по символам. 7. Составление рассказов по схемам. 8. Составление рассказов по натураль- ным предметам 9. Составление рассказов по предмет- ным картинкам. 10.Составление рассказов по задан- ным словам. В книге преимущественно использова- ны те упражнения, которые вызывают у ребёнка интерес, требуют немалых умст- венных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наибольший развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, они позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, внимание, память, познавательную активность и творческие способности ребёнка. Благодаря упражнениям книги, ребё- нок под вашим руководством сможет со- ставить около 780 рассказов различной степени сложности. Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят 3 его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст. Если малыш находится в начале пути совершенствования, упражнения помогут грамотно сопровождать его интенсивное развитие. Но в любом случае они позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, спо- собности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке! В каждом блоке упражнений выделены 3 уровня сложности. Первый уровень содержит упражнения, не требующие от ребёнка большой самостоятельности и инициативы. На втором уровне в упражнениях появляются элементы фантазирования, творчества. Упражнения третьего уровня целиком рассчитаны на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии малыша, выход за границы привычного. Отметим, что, несмотря на уровень речевого развития, с каждым ребёнком желательно проделать все блоки упражнений, чтобы он овладел максимальным количеством видов рассказывания. Выполняйте упражнения последовательно, одно за другим, без пропусков и перестановок, так, как они расположены в книге. Не торопитесь составить как можно больше рассказов за одно занятие. Лучше посвятить одному упражнению несколько дней, но добиться заметного улучшения в качестве высказываний ребёнка, чем бегло «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений. Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, запишите его рассказы на магнитофон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и старательности от малыша, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребёнком их положительные и отрицательные стороны. Занимаясь, не забудьте, что динамика обучения во многом зависит от вашего настроения и состояния. Наилучшими помощниками в занятиях окажутся ваши заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу. Более подробные рекомендации вы найдёте в описаниях упражнений, сно- сках и примечаниях. Успехов вам и вашим детям! Заслуженный учительРоссийской Федерации,отличник просвещения,логопед высшей квалификацииТ.А. Ткаченко Уровень сложности НЕОБЫЧНАЯ ПОСТРОЙКА ________________________________________ Во время составления постройки из кубиков, Лего, конструктора и т.п. рассказать, что ты делаешь, какую деталь берёшь, куда и почему ставишь и пр. Вначале ответить на вопросы взрослого точными словами, полными предложениями, а затем объединить 3—4 предложения в короткий, но связный рассказ. 4 • Что ты берёшь? • Какой это кубик (арка, брусок и пр.)? • Какой он по размеру? По цвету? По величине? • На что ты ставишь кубик? • Будет кубик стоять? Почему он не упадёт? • Какие детали внизу, а какие наверху? • Что ты поставил сначала, а что потом? Я ставлю 2 зелёных кубика. На них я кладу один синий брусок. Сверху на брусок я ставлю красную арку. Теперь на арку я ставлю 2 маленьких желтых кубика и один синий. Ой, кубики могут упасть! Надо взять поменьше кубиков... У меня получилась красивая, разноцветная постройка!
ИГРЫ С ВОДОЙ__________________________________________________ Во время купания с игрушками в ванной или других игр с водой рассказать, что происхо- дит на твоём «море» или «реке», с твоими лодками, яхтами, кораблями и животными. Вначале ответить на вопросы полными предложениями, затем объединить их в рассказ. • Куда плывёт уточка (кит, дельфин и пр.)? Зачем? • Кого везёт моторная лодка? • Какой груз в лодке? • Что оказалось на пути лодки? • Почему лодка остановилась? • С кем или с чем лодка столкнулась? • Что произошло с грузом, упавшим с лодки? • Кого пассажиры лодки взяли на борт? • Чем кораблик отличается от лодки? 5
ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ ___________________________________________ По заданию взрослого сложить определённую картину из разноцветных и разновеликих геометрических форм (фигур), вырезанных из цветной бумаги. Затем подробно рассказать, как получилась такая интересная и необычная картина. ПРИМЕЧАНИЕ: детали картины можно приклеивать на лист белой бумаги или рас- кладывать на нём, не приклеивая. Я сложил домик из одного большого жёлтого квадрата и одного большого красного треугольника. Справа я сделал скамейку из коричневого прямоугольника и двух коричневых квадратов. А слева от дома я собрал ёлочку из 4 зелёных треугольников. 6
ЧТО Я ВИЖУ ИЗ ОКНА__________________________Сидя у окна, подробно рассказать о наблюдаемых событиях. • Как Вова скатился с ледяной горы • Как дети лепят снеговика • Как старушка поливает свой цветник • Как две машины не могут разъехаться • Как рабочие обрезают тополя • Как девочки играют в классики МЫ — ДРУЗЬЯ __________________________________________________Подробно, связно, выразительно рассказать о том, как вместе с другом (соседом, зна- комым) вы только что играли с машинками, катались на велосипедах, искали жуков, ходили в бассейн и пр. ПРИМЕЧАНИЕ: важно, чтобы между рассказом и самим действием не было большо-го перерыва. В противном случае необходима активизация памяти, а это более сложный вид связной речи.Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА _______________________________________Во время совместной со взрослым лепки из пластилина предметов, животных, сказоч- ных персонажей и пр. подробно рассказать о своих действиях. Я беру серый пластилин и мну его между ладонями. От этого он становится мягким и послушным. Теперь я катаю колбаску. Это будет туловище для зайки. Теперь я катаю шарик. Получается голова для зайца. Сейчас я скрепляю туловище и голову... (и т.д.) 7 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ ЧТО УВИЖУ, РАССКАЖУ _________________________________________Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле- дующими названиями: • Моя сестра собирается на дискотеку • Мы покупаем щенка • Прогулка в парк • Мы в зоопарке • Поход в театр • Поход в Макдоналдс МАЛЕНЬКИЕ ИГРУШКИ ___________________________________________Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки. Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. За- тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки. ДРАЧУНЫВ лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо. Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож- но решить по-доброму, по-хорошему! 8 НЕВЕЖЛИВЫЙ БЫЧОК Жили-были в сказочном домике Слоник Андрюша, Свинка Юля и Чёрный Бычок. Бычок не хотел называть других зверей по имени, при- думывал им грубые прозвища. Свинку называл «Юля-грязнуля», сло- ника «Андрюша — большие уши» или просто кричал другу: «Эй, ты!» Звери обиделись на Бычка и не стали с ним играть. Бычок сначала заскучал, а потом попросил прощения у друзей и стал вежливым. Он всегда называл каждого по имени, а звери радовались и играли с Бычком. КАК ЗАЙЧИШКА СТАЛ СМЕЛЫМ Зверята строили домик из брёвен и досок. Зайчишка всего боялся, даже нести лёгкую доску не соглашался: «Я не умею! У меня не полу- чится!» Ёжик предложил Зайке нести доску вместе. На середине дороги Ёжик, который шёл позади Зайки, отпустил доску, и Зайчишка донёс её один. В конце пути Зайка обернулся и понял, что донёс груз сам, без всякой помощи. Друзья похвалили Зайчишку, он осмелел и стал брать- ся за любые добрые дела. 9
ГНОМ И ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА Однажды на лесной поляне играли Медвежонок, Ёжик, Белочка и Обезьянка. Зверята так расшалились, что разбудили лесного волшебни- ка — Гнома. Когда он появился на полянке, все поздоровались с гостем. Только Обезьянка отвернулась от Гнома и даже нагрубила ему. Гном с помощью волшебной палочки превратил Обезьянку в гриб. Звери стали просить прощения за Обезьянку. Гном простил её и сно- ва оживил. После этого Обезьянка поняла свою ошибку и всегда была вежливой, первой здоровалась с окружающими. 10
ОСОБЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ_______________________________________________ Из 4 детей, изображённых на картинках, выбрать одного, действие которого отличается от остальных. Подробно, связно, полно объяснить свой выбор, составив объяснительные рассказы. 11
УРОВЕНЬ сложности НЕПРОСТЫЕ ДЕЛА ___________________________________________________Наблюдая за действиями взрослого, подробно рассказать: • Как старшая сестра варит борщ• Как бабушка печёт пироги • Как папа ремонтирует стул (кран, выключатель и пр.) • Как мастер обивает входную дверь • Как мама готовит салат ПРИМЕЧАНИЕ: данное упражнение является более сложным потому, что содержит ряд непривычных для ребёнка, иногда малознакомых слов и выражений: замесить тесто, положить дрожжи, нашинковать капусту, пассеровать овощи, ввинтить шуруп и пр. Важно, чтобы при составлении ребёнком рассказа взрослый ненавязчиво объяснил их, а за-тем предложил повторить.МЫ — АРТИСТЫ ____________________________________________________Понаблюдать за подражательными действиями взрослого, с помощью которых он за- гадает тебе загадки: изобразит, как плывёт на лодке, накачивает колесо машины, умыва- ется и пр. Догадаться и подробно рассказать о загаданных действиях (такой показ называется пантомимой).Затем самостоятельно придумать и с помощью пантомимы показать взрослому дейст- вия-загадки. Если взрослый не сможет отгадать твою пантомиму (а взрослому лучше не торопиться!), самостоятельно описать тот случай, который ты изображал, как настоящий артист. • Как собираешь грибы, нашёл птенчика в лесу, поднял его... • Как едешь на джипе, останавливаешься около бензоколонки, выходишь из машины и заправляешь её бензином.. • Залезаешь на лошадь, скачешь, падаешь с лошади... • Плывёшь в море, видишь страшную акулу, ударяешь её по голове кулаком... • Сидишь на берегу, ловишь рыбу, выловил... старый башмак... 12 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ РАССКАЖИ ПО ПОРЯДКУ _________________________________________ Внимательно рассмотреть все картины к трём разным историям: «Находчивый Цыплё- нок», «Запоздалая фотография», «Запасливая Белочка». Подробно, связно, последова- тельно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так. 1-я СЕРИЯ «НАХОДЧИВЫЙ ЦЫПЛЁНОК» 13
2-я СЕРИЯ «ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ» 3-я СЕРИЯ «ЗАПАСЛИВАЯ БЕЛОЧКА» 14
НАЙДИ 10 ОТЛИЧИЙ _____________________________________________ Сравнить две очень похожие картины. Найти на них 10 отличий. Сравнить изображения в определённом порядке: слева направо или сверху вниз. Отыскав все отличия, составить рассказ под названием «Необычная ёлка». Подробно объяснить: кто принёс в дом ёлку, по- чему обычных игрушек в доме не оказалось (разбили, оставили на даче, не успели купить), какими необычными предметами дети украсили ёлку. 15
16 УРОВЕНЬ сложности ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ ________________________________________Внимательно рассмотреть все картины серии. Определить, что было сначала, что потом. Мысленно расставить картины по порядку. Подробно, связно, последовательно рассказать о том, как и почему мальчик разбил красивую вазу. БИТВА С КОМАРОМ ЛИШНЯЯ КАРТИНА ______________________________________________ Внимательно рассмотреть все картины серии. Определить, какая картина лишняя. Объ- яснить, почему она не подходит к сюжету. Мысленно расставить картины по порядку. Под- робно, связно, последовательно рассказать о том, как и почему теннисный шарик сначала оказался в птичьем гнезде, а потом вернулся в игру. ЧУЖОЕ ЯЙЦО 17
ПЕРЕПУТАННЫЕ ИСТОРИИ ________________________________________ Внимательно рассмотреть все картины, учитывая, что на них изображены две различные истории. Мысленно расставить по порядку картины для первой, а затем для второй истории. Подробно, связно, последовательно рассказать первую историю о том, как мальчик Мак- симка и его пёс Бимка встретились с ёжиком. Затем рассказать вторую историю о том, как мальчик Максимка делал в лесу магнитофонную запись. МАКСИМКА В ЛЕСУ 18
перейти в каталог файлов
|