Главная страница

Большая книга заданий и упражнений по развитию связной речи 2006 г. Удк 373 ббк 74. 102 Т48


Скачать 7.71 Mb.
НазваниеУдк 373 ббк 74. 102 Т48
АнкорБольшая книга заданий и упражнений по развитию связной речи 2006 г.pdf
Дата10.10.2017
Размер7.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBolshaya_kniga_zadaniy_i_uprazhneniy_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#28005
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6

УДК 373 ББК
74.102 Т48
Ткаченко Т. А.
Т 48 Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. — М.: Изд-во Эксмо,
2006. — 136 с: ил.
ISBN 5-699-14561-3
Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обуче- ния дошкольников и младших школьников различным видам рассказывания. В хо- де упражнений педагоги и родители смогут составить с детьми более 780 самостоятельных рассказов описательного, повествовательного, объяснительного и творческого характера.
Предлагаемые упражнения систематизированы с учетом авторского подхода, ре- комендованного Министерством образования РФ. Он позволяет эффективно совер- шенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении, гармоничном развитии.
В зависимости от вспомогательного средства, облегчающего и направляющего про- цесс составления ребенком рассказа, упражнения в книге разделены на 10 блоков.
В каждом блоке упражнений автор выделяет 3 уровня сложности. Такой подход заметно повышает результативность занятий, так как позволяет взрослому объек- тивно оценить речевые возможности ребенка и с их учетом подбирать упражнения, постепенно усложняя задания.
Издание богато иллюстрировано, снабжено подробными рекомендациями для пе- дагогов и родителей.
Рекомендуется родителям для домашнего обучения, воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4—7 лет.
УДК 373
ББК 74.102
© Т. А. Ткаченко, текст, 2006
© В. Трубицын, Ю. Трубицына, ил., 2006
ISBN 5-699-14561-3
© ООО «Издательство «Эксмо», 2006

2
Уважаемые родители и педагоги!
По самостоятельному рассказу ребён- ка можно оценить не только уровень его речевого развития. В связной речи прояв- ляются, в ней как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представле- ний, обстоятельность характера, инициа- тивность, творческая устремлённость и другие качества личности.
Являясь наиболее сложной формой ре- чевой деятельности, связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным язы- ком, культурой общения и пр. Возможно, поэтому самостоятельное составление рас- сказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.
Значение развития связной речи мно- гообразно. Во-первых, качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит ус- певаемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержа- ния урока, составление изложений и со- чинений. И наконец, без умения чётко формулировать свои мысли, образно и ло- гично рассказывать о своих переживани- ях, планах и пр. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и са- моразвитие личности.
Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказыва- ния. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль. Рассказ может быть повествовательным (отображе- ние события в динамике), описательным
(характеристика предмета, явления) и объ- яснительным (какой предмет, что с ним де- лать, почему). Кроме того, существуют рас- сказы-рассуждения и творческие рассказы
(основанные на воображении).
Перед вами книга, которая поможет ребёнку овладеть всеми перечисленными видами рассказывания. Занимаясь по ней,
ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста- влять разнообразные рассказы повествова- тельного, описательного, объяснительного и творческого характера.
В книгу включены 140 заниматель- ных игровых упражнений. Они составля- ют оригинальную систему, в основу кото- рой положен авторский подход к разви- тию связной речи у детей, рекомендован- ный Министерством образования РФ.
Все упражнения разделены на 10 бло- ков в зависимости от вспомогательного средства (картина, схема, текст, предмет), на основе которого ребёнок составляет рассказ.
Перечислим эти блоки:
1. Составление рассказов по наблюдае- мым действиям.
2. Составление рассказов по несколь- ким сюжетным картинам.
3. Составление рассказов по прослу- шанному тексту и картине.
4. Составление рассказов по одной сю- жетной картине
5. Составление рассказов по памяти
6. Составление рассказов по символам.
7. Составление рассказов по схемам.
8. Составление рассказов по натураль- ным предметам
9. Составление рассказов по предмет- ным картинкам.
10.Составление рассказов по задан- ным словам.
В книге преимущественно использова- ны те упражнения, которые вызывают у ребёнка интерес, требуют немалых умст- венных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наибольший развивающий эффект. Помимо речевой деятельности, они позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, внимание, память, познавательную активность
и
творческие способности ребёнка.
Благодаря упражнениям книги, ребё- нок под вашим руководством сможет со- ставить около 780 рассказов различной степени сложности.
Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят

3
его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст. Если малыш находится в начале пути совершенствования, упражнения помогут грамотно сопровождать его интенсивное развитие. Но в любом случае они позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, спо- собности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!
В каждом блоке упражнений выделены 3 уровня сложности. Первый уровень содержит упражнения, не требующие от ребёнка большой самостоятельности и инициативы. На втором уровне в упражнениях появляются элементы фантазирования, творчества.
Упражнения третьего уровня целиком рассчитаны на активизацию творческих способностей, инициативы и фантазии малыша, выход за границы привычного.
Отметим, что, несмотря на уровень речевого развития, с каждым ребёнком желательно проделать все блоки упражнений, чтобы он овладел максимальным количеством видов рассказывания.
Выполняйте упражнения последовательно, одно за другим, без пропусков и перестановок, так, как они расположены в книге. Не торопитесь составить как можно больше рассказов за одно занятие. Лучше посвятить одному упражнению несколько дней, но добиться заметного улучшения в качестве высказываний ребёнка, чем бегло «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне умений.
Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, запишите его рассказы на магнитофон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и старательности от малыша, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребёнком их положительные и отрицательные стороны.
Занимаясь, не забудьте, что динамика обучения во многом зависит от вашего настроения и состояния.
Наилучшими помощниками в занятиях окажутся ваши заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.
Более подробные рекомендации вы найдёте в описаниях упражнений, сно- сках и примечаниях.
Успехов вам и вашим детям!
Заслуженный учитель
Российской Федерации,
отличник просвещения,
логопед высшей квалификации
Т.А. Ткаченко

Уровень сложности
НЕОБЫЧНАЯ ПОСТРОЙКА ________________________________________
Во время составления постройки из кубиков, Лего, конструктора и т.п. рассказать, что ты делаешь, какую деталь берёшь, куда и почему ставишь и пр.
Вначале ответить на вопросы взрослого точными словами, полными предложениями, а затем объединить 3—4 предложения в короткий, но связный рассказ.
4
Что ты берёшь?
Какой это кубик (арка, брусок и пр.)?
Какой он по размеру? По цвету? По величине?
На что ты ставишь кубик?
Будет кубик стоять? Почему он не упадёт?
Какие детали внизу, а какие наверху?
Что ты поставил сначала, а что потом?
Я ставлю 2 зелёных кубика. На них я кладу один синий брусок. Сверху на брусок я ставлю красную арку. Теперь на арку я ставлю 2 маленьких желтых кубика и один синий. Ой, кубики могут упасть! Надо взять поменьше кубиков... У меня получилась красивая, разноцветная постройка!

ИГРЫ С ВОДОЙ__________________________________________________
Во время купания с игрушками в ванной или других игр с водой рассказать, что происхо- дит на твоём «море» или «реке», с твоими лодками, яхтами, кораблями и животными.
Вначале ответить на вопросы полными предложениями, затем объединить их в рассказ.
Куда плывёт уточка (кит, дельфин и пр.)? Зачем?
Кого везёт моторная лодка?
Какой груз в лодке?
Что оказалось на пути лодки?
Почему лодка остановилась?
С кем или с чем лодка столкнулась?
Что произошло с грузом, упавшим с лодки?
Кого пассажиры лодки взяли на борт?
Чем кораблик отличается от лодки?
5

ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ ___________________________________________
По заданию взрослого сложить определённую картину из разноцветных и разновеликих геометрических форм (фигур), вырезанных из цветной бумаги. Затем подробно рассказать, как получилась такая интересная и необычная картина.
ПРИМЕЧАНИЕ: детали картины можно приклеивать на лист белой бумаги или рас-
кладывать на нём, не приклеивая.
Я сложил домик из одного большого жёлтого квадрата и одного большого красного треугольника. Справа я сделал скамейку из коричневого прямоугольника и двух коричневых квадратов.
А слева от дома я собрал ёлочку из 4 зелёных треугольников.
6

ЧТО Я ВИЖУ ИЗ ОКНА__________________________
Сидя у окна, подробно рассказать о наблюдаемых событиях.
Как Вова скатился с ледяной горы
Как дети лепят снеговика
Как старушка поливает свой цветник
Как две машины не могут разъехаться
Как рабочие обрезают тополя
Как девочки играют в классики
МЫ — ДРУЗЬЯ __________________________________________________
Подробно, связно, выразительно рассказать о том, как вместе с другом (соседом, зна- комым) вы только что играли с машинками, катались на велосипедах, искали жуков, ходили в бассейн и пр.
ПРИМЕЧАНИЕ: важно, чтобы между рассказом и самим действием не было большо-
го перерыва. В противном случае необходима активизация памяти, а это более сложный
вид связной речи.
Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА _______________________________________
Во время совместной со взрослым лепки из пластилина предметов, животных, сказоч- ных персонажей и пр. подробно рассказать о своих действиях.
Я беру серый пластилин и мну его между ладонями. От этого он становится мягким и послушным. Теперь я катаю колбаску.
Это будет туловище для зайки. Теперь я катаю шарик.
Получается голова для зайца. Сейчас я скрепляю туловище и голову... (и т.д.)
7

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
ЧТО УВИЖУ, РАССКАЖУ _________________________________________
Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле- дующими названиями:
Моя сестра собирается на дискотеку
Мы покупаем щенка
Прогулка в парк
Мы в зоопарке
Поход в театр
Поход в Макдоналдс
МАЛЕНЬКИЕ ИГРУШКИ ___________________________________________
Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.
Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. За- тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.
ДРАЧУНЫ
В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.
Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож- но решить по-доброму, по-хорошему!
8

НЕВЕЖЛИВЫЙ БЫЧОК
Жили-были в сказочном домике Слоник Андрюша, Свинка Юля и
Чёрный Бычок. Бычок не хотел называть других зверей по имени, при- думывал им грубые прозвища. Свинку называл «Юля-грязнуля», сло- ника «Андрюша — большие уши» или просто кричал другу: «Эй, ты!»
Звери обиделись на Бычка и не стали с ним играть.
Бычок сначала заскучал, а потом попросил прощения у друзей и стал вежливым. Он всегда называл каждого по имени, а звери радовались и играли с Бычком.
КАК ЗАЙЧИШКА СТАЛ СМЕЛЫМ
Зверята строили домик из брёвен и досок. Зайчишка всего боялся, даже нести лёгкую доску не соглашался: «Я не умею! У меня не полу- чится!» Ёжик предложил Зайке нести доску вместе. На середине дороги
Ёжик, который шёл позади Зайки, отпустил доску, и Зайчишка донёс её один. В конце пути Зайка обернулся и понял, что донёс груз сам, без всякой помощи. Друзья похвалили Зайчишку, он осмелел и стал брать- ся за любые добрые дела.
9

ГНОМ И ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА
Однажды на лесной поляне играли Медвежонок, Ёжик, Белочка и
Обезьянка. Зверята так расшалились, что разбудили лесного волшебни- ка — Гнома. Когда он появился на полянке, все поздоровались с гостем.
Только Обезьянка отвернулась от Гнома и даже нагрубила ему. Гном с помощью волшебной палочки превратил Обезьянку в гриб.
Звери стали просить прощения за Обезьянку. Гном простил её и сно- ва оживил. После этого Обезьянка поняла свою ошибку и всегда была вежливой, первой здоровалась с окружающими.
10

ОСОБЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ_______________________________________________
Из 4 детей, изображённых на картинках, выбрать одного, действие которого отличается от остальных. Подробно, связно, полно объяснить свой выбор, составив объяснительные рассказы.
11

УРОВЕНЬ
сложности
НЕПРОСТЫЕ ДЕЛА ___________________________________________________
Наблюдая за действиями взрослого, подробно рассказать:
• Как старшая сестра варит борщ
• Как бабушка печёт пироги
• Как папа ремонтирует стул (кран, выключатель и пр.)
• Как мастер обивает входную дверь
• Как мама готовит салат
ПРИМЕЧАНИЕ: данное упражнение является более сложным потому, что содержит
ряд непривычных для ребёнка, иногда малознакомых слов и выражений: замесить тесто,
положить дрожжи, нашинковать капусту, пассеровать овощи, ввинтить шуруп и пр.
Важно, чтобы при составлении ребёнком рассказа взрослый ненавязчиво объяснил их, а за-
тем предложил повторить.
МЫ — АРТИСТЫ ____________________________________________________
Понаблюдать за подражательными действиями взрослого, с помощью которых он за- гадает тебе загадки: изобразит, как плывёт на лодке, накачивает колесо машины, умыва- ется и пр.
Догадаться и подробно рассказать о загаданных действиях (такой показ называется
пантомимой).
Затем самостоятельно придумать и с помощью пантомимы показать взрослому дейст- вия-загадки.
Если взрослый не сможет отгадать твою пантомиму (а взрослому лучше не торопиться!), самостоятельно описать тот случай, который ты изображал, как настоящий артист.

Как собираешь грибы, нашёл птенчика в лесу, поднял его...

Как едешь на джипе, останавливаешься около бензоколонки, выходишь из машины и заправляешь её
бензином..

Залезаешь на лошадь, скачешь, падаешь с лошади...

Плывёшь в море, видишь страшную акулу, ударяешь её по голове кулаком...

Сидишь на берегу, ловишь рыбу, выловил... старый башмак...
12

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
РАССКАЖИ ПО ПОРЯДКУ _________________________________________
Внимательно рассмотреть все картины к трём разным историям: «Находчивый Цыплё- нок», «Запоздалая фотография», «Запасливая Белочка». Подробно, связно, последова- тельно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.
1-я СЕРИЯ «НАХОДЧИВЫЙ ЦЫПЛЁНОК»
13

2-я СЕРИЯ «ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ»
3-я СЕРИЯ «ЗАПАСЛИВАЯ БЕЛОЧКА»
14

НАЙДИ 10 ОТЛИЧИЙ _____________________________________________
Сравнить две очень похожие картины. Найти на них 10 отличий. Сравнить изображения в определённом порядке: слева направо или сверху вниз. Отыскав все отличия, составить рассказ под названием «Необычная ёлка». Подробно объяснить: кто принёс в дом ёлку, по- чему обычных игрушек в доме не оказалось (разбили, оставили на даче, не успели купить), какими необычными предметами дети украсили ёлку.
15

16
УРОВЕНЬ
сложности
ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ ________________________________________
Внимательно рассмотреть все картины серии. Определить, что было сначала, что потом.
Мысленно расставить картины по порядку. Подробно, связно, последовательно рассказать о том, как и почему мальчик разбил красивую вазу.
БИТВА С КОМАРОМ

ЛИШНЯЯ КАРТИНА ______________________________________________
Внимательно рассмотреть все картины серии. Определить, какая картина лишняя. Объ- яснить, почему она не подходит к сюжету. Мысленно расставить картины по порядку. Под- робно, связно, последовательно рассказать о том, как и почему теннисный шарик сначала оказался в птичьем гнезде, а потом вернулся в игру.
ЧУЖОЕ ЯЙЦО
17

ПЕРЕПУТАННЫЕ ИСТОРИИ ________________________________________
Внимательно рассмотреть все картины, учитывая, что на них изображены две различные истории. Мысленно расставить по порядку картины для первой, а затем для второй истории.
Подробно, связно, последовательно рассказать первую историю о том, как мальчик Мак- симка и его пёс Бимка встретились с ёжиком. Затем рассказать вторую историю о том, как мальчик Максимка делал в лесу магнитофонную запись.
МАКСИМКА В ЛЕСУ
18

  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом