Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

родина 4 класс. Уроки по окружающему миру


НазваниеУроки по окружающему миру
Анкорродина 4 класс.docx
Дата02.10.2017
Размер9.52 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлародина 4 класс.docx
ТипДокументы
#23395
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
Тема. Наши подземные богатства

Цель: ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи. Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых. Ознакомить с месторождениями полезных ископаемых, добываемых в Донецкой области. Развивать умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства. Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.

Тип урока: предметный.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-груп-поваяфронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, гвоздь, лист белой бумаги, стакан с водой, лупы.

Дидактические материалы: карта Донецкой области, горные породы (каменный уголь, каменная соль, мел, известняк, песок, глина), карточка- инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

- Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.pnghttps://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/001/786/156.jpeg

- Мы сегодня снова будем наблюдать,

выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!
II. Мотивация учебной деятельности.

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!



III. Сообщение темы и задач урока.

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Прочитайте тему урока. “Наши подземные богатства”https://www.marieclaire.ru/images/th/0/6772/ff37/600@440@6772ff37f68f4a7d2ee773b690dd890f-zdk2mzc3mwvmma.jpg

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают? Какие месторождения полезных ископаемых есть в Донбассе?)https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.pnghttps://www.playcast.ru/uploads/2012/01/23/3030606.png

- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?).

- Для чего нам необходимо это знать?

- Как будем узнавать неизвест-ное о полезных ископаемых? Как будем работать?

(Работая в группах).
IV. Первичное восприятие учебного материала.

1. Работа в исследовательских группах

- Вы посажены в группы по 4 человек.

- Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (Распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

2. Фронтальная работаhttps://festival.1september.ru/articles/580693/img1.gif

Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые”

- Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (Свойства). 

- Каждое полезное ископаемое обладает каким-либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять, исследовать и заносить в таблицу. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция.

Инструкция (Конверт 1) https://www.metod-kopilka.ru/images/doc/18/12426/img25.jpg

1) Название полезного ископаемого.

2)Твердое или жидкое ископаемое?

3) Прочное или хрупкое?

4) Определить цвет, прозрачность.

5) Тяжелое или легкое?

6) Растворяется ли в воде?

7) Где можно использовать, применять?

Свойства полезных ископаемых.

Назва-

ние

Состо-

яние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Способы добычи.

Месторожде

ния

Камен-ный уголь

Твердый, тяжелый, хрупкий. Не растворяется в воде.

Черный

Горючесть

Топливо; для изготовления лекарств, красок.

В шахтах. Донецкий угольный бассейн


Железhttps://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

ная руда.

Твердая; тяжелая, прочная. Не растворяется в воде

Желтовато-бурый

Плавкость

Для изготовления чугуна, стали.

В карьерах
Мариупольское металлургическое месторождение


Ртутная руда (кино-варь)

Твердая, тяжелая, хрупкая.

Красный, с металлическим блеском

Плавкость

В медицине, технике, сельском хозяйстве

В карьерах. Никитовское ртутное месторождение.

Камен-ная соль

Кристалл, хрупкий.

Растворяется в воде.

Серый, прозрачный.

Имеет вкус.

Для приготовления пищи, консервирова-
ния.

В шахтах. Артемовское, Славянское месторождения

Извест-няк

Твердый, хрупкий. В воле становится вязким.

Серый

Мелко-
зернистость, вязкость.

При выплавке металла, в строительстве.

В карьерах
Новотроицкое, Еленовское, Каракубское месторождения.

Мел

Мягкий, хрупкий.

При растворении в воде распадается на частицы, окрашивая воду в белый цвет.

Белый

В размолотом виде превращается в порошок белого цвета.

В строительстве, при изготовлении бумаги.

В карьерах. Славянский район.

Песок

Рыхлый, сыпучий, не растворяет
ся в воде.https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

Желтый

Сыпучесть.

В строительстве, при изготовлении стекла.

В карьерах

Краснолиманское. Ямпольское, Кутейниковское месторождения

Глина


Мягкая, при смешивании с водой становится вязкой

Коричнево-красная, белая.

Пластичность

В строительстве, для изготовления посуды, предметов быта

В карьерах. Часовярское месторождение, Славянский район.


Рабочие группы получают образцы полезных ископаемых: каменного угля, железной руды, каменной соли, мела, известняка, песка, глины, изучив свойства полезных ископаемых, информаторы групп делают сообщения.

О ртутной руде рассказывает учитель. Результаты исследований заносятся в таблицу (графа «Способы добычи. Месторождения» не заполняется)


3. Физминутка


По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать! https://www.playing-field.ru/img/2015/052201/2132787

мы пойдем!”

Прыгаем на правой ножке.

По дорожке побежим, до лужайки добежим.


4. Работа с учебником (с. 153-154, с. 156-157)

5. Работа в группахhttps://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

- Как вы думаете, кто такие геологи?

- Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправ-ляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых и основных месторождениях полезных ископаемых вашей группы. Для этого внимательно рассмотрите карту Донецкой области, определите какими знаками обозначают различные полезные ископаемые, места залежей полезных ископаемых. У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции…”  В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: 

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

Ученики зачитывают сообщения, после этого об основных месторождениях более подробно рассказывает учитель (демонстрируя их на карте). Потом заполняется графа «Способы добычи. Месторождение».

6. Создание проблемной ситуации.

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?https://img.scoop.it/jgn_07qkazgxftfw-jtzmzl72ejkfbmt4t8yenimkbvvk0ktmf0xjctabnaljim9

- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7. Вывод 

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png


V. Закрепление и осмысление знаний

1. Просмотр видеоматериалов «Полезные ископаемые Донбасса»

2. Дидактическая игра «Что в черном ящике»

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

  1. В черном ящике минерал красного цвета. Он твердый, тяжелый, но хрупкий. Легко разбивается молотком. Это полезное ископаемое относится к рудным. Из этого минерала выплавляют серебристый металл, который находится в жидком состоянии даже при комнатной температуре.https://www.iconsearch.ru/uploads/icons/crystalclear/128x128/kblackbox.png

  2. В черном ящике минерал черного цвета. Он твердый, тяжелый, хрупкий, в воле не растворяется. При горении выделяет много тепла. Его называют черным золотом Донбасса.

  3. В черном ящике очень распространенная горная порода. Она может быть коричнево-красного, желтоватого или белого цвета. Легко растворяясь в воде, приобретает вязкость. Из этого минерала делают черепицу для крыш, облицовочную плитку, посуду.

3. Беседа

- Почему говорят, что каждый кусок каменного угля – это история, где сохраняются остатки давних времен?

- Почему надо хорошо проветривать шахты?

- Почему считается, что с человеком, просыпавшим соль, случится беда?

- Почему угольные шахты называют «черными», а соляные «белыми»

https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png


VI. Обобщение и систематизация знаний.

Тест
1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину, мел, известняк.
б) каменный уголь, каменную соль.
в) железную руду, ртутную руду

2. Месторождения каких полезных ископаемых есть в нашем городе?

а) мела, известняка, каменной соли.
б) каменного угля, ртутной руды
в) железной руды, ртутной руды.

3. Какие из полезных ископаемых Донбасса служат топливом?

а) железная руда.
б) каменная соль, мел.
в) каменный уголь.

4. Какие полезные ископаемые добывают в шахтах?

а) каменный уголь, каменную соль.
б) железную руду, ртутную руду
в) каменный уголь, ртутную руду.https://th20.st.depositphotos.com/6660138/9560/v/170/depositphotos_95607900-facing-archaeologists-map.jpg

5. Люди каких профессий отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители
б) геологи
в) шахтеры.
VII. Итог урока.

1. Рефлексия

Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

2. Оценивание работы.

Оценка в группе.

3. Домашнее задание

- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

- Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Донбасса.

- Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

e:\вита\картинки и аниме\5840691dd9eee82a4330cfa7a990c97f.gife:\вита\картинки и аниме\5840691dd9eee82a4330cfa7a990c97f.gif



Разработала учитель начальных классовhttps://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

ГОШ І–ІІІ ступеней № 47

Елько Екатерина Сергеевна
Тема. Земля-кормилица

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;

Развивающая: развивать познавательную активность, умения анализи-ровать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причин-но-следственные связи; приводить примеры.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, природе.

Тип урока:изучение нового материала.
Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель предлагает отгадать загадку и выяснить тему урока.

И ветер меня обдувает,

И ливень порой поливает,

И норку во мне прорывает

Проворная мышь полевая.

И солнце все крепче и крепче

Меня обнимает и шепчет:

– Готовься к страде-урожаю (Почва)

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди называют землю «кормилицей».

На доске и в тетрадях записывается тема: «Земля-кормилица».

II. Работа над новым материалом.https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

Учитель: Почва – кормилица наша. Ее бесценное свойство – плодородие, то есть способность обеспечивать растения необходимым количеством питательных веществ, воды и воздуха.

Образование почв и географические закономерности распределения почвенного покрова тесно связаны со всеми компонентами природной среды: горной породой, на которой формируется почва, рельефом местности, климатом, растительностью, животным миром и хозяйственной деятельностью человека.

Почвы Земли разнообразны. Главная причина их различий – климатические условия. В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

Наш край во время образования почвенного покрова был степью с очень теплым, но сухим климатом. В таких условиях хорошо растут различные травы, надземные и подземные части которых отмирают ежегодно. Поэтому мощность почвенного слоя чернозема – царя почв – всегда больше остальных.

Для образования почв необходимо взаимодействие многих факторов: выветривание, живых организмов, например, червей, которые рыхлят почву, бактерий, что превращают в гумус остатки растений и погибших животных. Гумус задерживает в почве минеральные соли, необходимые для жизнедеятельности растений. Почвы, содержащие достаточно гумуса, называют плодородными.



Учитель: Но всякую ли землю можно назвать почвой?https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

- Что такое почва?

- Какого цвета почва?

- Давайте теперь выясним, ребята, что входит в состав почвы?

( В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли)

- Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:

1) Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.https://www.zrostayka.com.ua/userfiles/image/1%20zrostayka/dosug/02_06_2010/paskipliyaz.jpg

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

2) Мною можно умываться,

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда.

Ну, конечно, я ... https://www.seckinresimler.com/data/media/484/0_4934e_1f5a14cb_l.png

(вода.)

3) Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

4) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Они понадобятся сразу.

(Глина.)
Обучающиеся заполняют схему:
https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

Практическая часть

Опыт № 1.Возьмем стакан с водой и опустим туда кусочек почвы. Что вы видите? О чём это говорит? 

Опыт № 2. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит? (Влажное пятно. Значит, в почве есть вода)

Опыт № 3. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод? (Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина)

Учитель: Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. Какие бывают почвы в нашем крае? (подзолистые, темные, черноземные, пластмассовые).

Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашего Донбасса. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

Плодородие – основное свойство почвы.

Физкультминутка

Учитель: А теперь ребята сделаем производственную паузу – отдохнем!

Ух, ты, семечко зерно (руки в стороны)

Ляжешь в борозду на дно! (присед)

Ты, не бойся, золотое (руки к лицу)

Ничего что там темно (закрываем глаза)

К свету, к солнцу, из земли (руки вверх)

Ты росток скорей пошли (потянуться)

Как весною в ранний час семена взошли у нас (повороты)

Вышли к солнышку из тьмы, здравствуй , солнце, это мы! (махи руками)

Учитель: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются полезные вещества. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

Почва образуется в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев.

А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

Учитель предлагает обучающимся составить памятку по защите почвы.

1.Снимать слой почвы перед началом строительства

2. Умеренно применять удобрения и ядохимикаты.

3. Сажать полезащитные лесные полосы.

4. Проводить снегозадержание.

5. Распахивать почву поперек склона.
IV. Закрепление изученного.

Учитель предлагает решить кроссворд.


3.




6.




4.







2.







5.




7.

1.П

Л

О

Д

О

Р

О

Д

И

Е










































































Вопросы к кроссворду:https://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

  1. Масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

  2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

  3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

  4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

  5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

  6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

  7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)


V. Итоги урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице.
e:\вита\картинки и аниме\5840691dd9eee82a4330cfa7a990c97f.gife:\вита\картинки и аниме\5840691dd9eee82a4330cfa7a990c97f.gif

Разработала учитель начальных классовhttps://chezvalerie.c.h.pic.centerblog.net/magic-autumn-nature-theme-picture-frame.png

ГОШ І–ІІІ ступеней № 58

Сотникова Наталья Петровна
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей