Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка для написания научной статьи. В. М. Володин Рожкова, Л. В. Р методические материалы для написания научной статьи методические указания Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова. Пенза, 2016. Методические указания содержат методические материалы для


НазваниеВ. М. Володин Рожкова, Л. В. Р методические материалы для написания научной статьи методические указания Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова. Пенза, 2016. Методические указания содержат методические материалы для
Дата01.10.2019
Размер0.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файламетодичка для написания научной статьи.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические указания
#63768
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ НАУЧНОЙ СТАТЬИ Методические указания ПЕНЗА 2016

2
УДК 001.8
ББК 72.65
Р 63 Рецензент доктор экономических наук, профессор, декан факультета Экономики и управления
ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет
В. М. Володин
Рожкова, Л. В. Р Методические материалы для написания научной статьи : методические указания / Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова. – Пенза, 2016. Методические указания содержат методические материалы для написания научной статьи. Включают следующие разделы стили и типы научных текстов, работу с научной литературой, основные способы переработки научной информации, методика работы над исследовательским разделом статьи, критерии написания научной статьи, основная структура и содержание статьи, языки стилистика научной статьи, проблема соавторства, рецензирование научной статьи, порядок написания тезисов доклада, устный доклад при выступлении на конференции. Издание подготовлено на кафедре Экономическая теория и международные отношения Пензенского государственного университета и предназначено для студентов-бакалавров, студентовмагистрантов и аспирантов, занимающихся научно-исследовательской работой. Составители Л. В. Рожкова, О. В. Сальникова

3 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 4 1 Стили и типы научных текстов. 5 2 Работа с научной литературой. 7 3 Основные способы переработки научной информации. 9 4 Методика работы над исследовательским разделом статьи.
15 5 Критерии написания научной статьи 6 Основная структура и содержание статьи. 19 7 Языки стилистика научной статьи 8. Проблема соавторства. 44 9. Рецензирование научной статьи. 46 10. Порядок написания тезисов доклада. 47 11. Устный доклад при выступлении на конференции. 53 Заключение. 55 Список использованных источников. 56 Приложение А 58 Приложение Б 59

4 ВВЕДЕНИЕ Научная публикация – основной результат деятельности исследователя, представление результатов какого-либо исследования для научной общественности с целью обозначить приоритет автора в избранной области исследований. Статья – это произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или сборника как составная часть его основного текста. Научная статья обязательно включает элементы нового знания, которые и определяют её значимость. Это могут быть новые экспериментально зафиксированные объекты, явления, процессы новые экспериментальные факты, данные о каком-то объекте, явлении, процессе новые объяснения, интерпретации известных явлений и процессов, основанные на теоретических или экспериментальных исследованиях новые подходы и методы в теоретических и экспериментальных исследованиях и т.п. В отдельных случаях научная статья может содержать систематизацию, обобщение уже известных научных данных о процессе, явлении или объекте, на основе которого делаются новые выводы и прогнозы. Можно выделить различные виды научных публикаций монографии, статьи, тезисы докладов и другие. Наибольший интерес представляют научные статьи, которые включают в себя как рецензируемые статьи (перед опубликованием статья проходит рецензирование) и нерецензирумые статьи, таки труды (или материалы) конференций. Любая научная статья должна содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации. Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку представленных данных. Основные черты научного стиля логичность, однозначность, объективность.

5
1 Стили и типы научных текстов. Обычно выделяют следующие жанры научной прозы монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие, лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе, устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д, диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые. К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста. Все эти жанры подразделяются натри разновидности (подстиля) научного стиля литературного языка собственно-научный подстиль; научноучебный подстиль; научно-популярный подстиль. В собственно-научный подстиль включены такие жанры как монография, диссертация, доклад, журнальная статья, рецензия и др. Этот подстиль отличается, в целом, строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этому подстилю противопоставлен научно-популярный подстиль. Функция последнего заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, незнакомому в достаточной мере сданной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко – в занимательной форме. Наиболее распространённым жанром в рамках собственно-научного стиля является жанр журнальной статьи, который также подразделяется наряд поджанров: теоретическая статья, аналитическая статья, экспериментальная статья, обзорная статья, из которых основную долю публикаций в научных журналах занимают экспериментальные статьи
1
1
Зеленцов, СВ. Некоторые критерии и правила написания научных статей / СВ. Зеленцов // VI

6 Согласно ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения существует несколько вариантов текстового представления научных результатов Монография
– научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Сборник научных трудов
– сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ. Материалы конференции съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения. Препринт
– научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены. Тезисы докладов/сообщений научной конференции съезда, симпозиума) – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Научная статья – это законченное и логически цельное произведение, освещающее какую-либо тему, входящую вкруг проблем, связанных с темой диссертации. Научный журнал – журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенные научным работникам. международная конференция молодых ученых и специалистов. – Краснодар, ГНУ ВНИИ масличных культур им. В.С. Пустовойта Россельхозакадемии, 2011. - С. 378-387 С. 378 2
ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения // Библиотека ГОСТов и нормативов. – URL: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/42/42116/ (дата обращения
19.02.2016)

7
2 Работа с научной литературой Изучение научной литературы – это важный и длительный процесс, завершающийся написанием окончательного варианта статьи. Он включает ряд этапов поиск источников ознакомительное чтение углубленное, изучающее чтение с выписками в форме конспектов, аннотаций, тезисов, реферирования использование источников в процессе исследования для объяснения и интерпретации собственных результатов и наблюдений ссылки на литературу в черновике написание обзорной части работы организация библиографического описания к работе и его окончательное редактирование. Необходимо сразу грамотно и полно описывать источники информации, соблюдать правила оформления произведений печати, принятые в библиографии. Записи подобранной литературы можно вести на карточках или в специальных файлах на компьютере. На карточке (в файле) лучше подробно (даже избыточно) описать статью или книгу, нежели потом искать недостающие элементы описания. Чаще всего обучающиеся забывают указывать количество страниц в книге или не указывают страниц окончания нужной статьи, упускают название издательства. Поэтому позднее приходится вновь обращаться к источникам, а это требует повторного обращения к книге или журналу, те. дополнительных затрат времени на заключительном этапе работы
3
Список использованных источников является важной составляющей работы, влияющей на её оценку. Он дает возможность читателю по указанным источникам более глубоко и детально ознакомиться с состоянием рассматриваемого исследователем вопроса или проблемы. Кроме того, он в определенной степени характеризует эрудицию, широту кругозора исследователя, степень новизны и значимости работы. Если в списке только учебники, учебные и методические пособия или нет работ последних лет, то
3
Манаков, НА. Ваша первая научная работа : методические указания / НА. Манаков, Г.Г. Москальчук. - Оренбург ОЦДНТТ, 2006. - 33 с. С. 8

8 либо рассматриваемый вопрос не представляет интереса на настоящий момент, либо у исследователя отсутствует информация о последних работах в этой области и новизна исследования сомнительна. Если в списке нет зарубежных источников, то вряд ли можно говорить о полноте представления о состоянии исследований по рассматриваемому вопросу и об истинной новизне работы
4
Очень важно дать грамотное библиографическое описание работ, на которые ссылается исследователь. Чаще всего используются несколько основных способов библиографического описания изданий. Литература оформляется по ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
5
Ссылка – словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее к изданию (библиографическая ссылка к фрагменту текста, где содержатся дополняющие или поясняющие сведения о предмете речи в данном текстовом фрагменте к иллюстрации, таблице, формуле, приложению, главе, параграфу, пункту (внутритекстовая ссылка) и т.д. Внутритекстовые ссылки иногда размещаются как постраничные сноски (в качестве образца можно использовать любую книгу по специальности, изданную в последние годы. Сноска помещаемая внизу страницы полоса примечания, библиографическая ссылка, перевод иноязычного текста, связанные с основным текстом.
Часто в тексте используются сокращения наиболее цитируемых источников, например БСЭ – Большая советская энциклопедия. Различают общепринятые и авторские сокращения. Все авторские сокращения необходимо расшифровать, поместив в списке принятых сокращений. Сокращать можно наиболее часто встречающиеся термины и понятия, ноне Манаков, НА. Ваша первая научная работа : методические указания / НА. Манаков, Г.Г. Москальчук. - Оренбург ОЦДНТТ, 2006. - 33 с. С. 8 5
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 200407-01. - М. : Изд-во стандартов, 2004. - 141 с.

9 следует увлекаться данным приемом, чтобы текст не превратился в шифровку. Принятые сокращения мест издания Л. – Ленинград, СПб. – Санкт- Петербург М. – Москва Ростов н/Д – Ростов-на-Дону. Остальные названия городов указываются полностью Оренбург, Тверь, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск. Принятые сокращения издательств Изд-во Моск. унта Изд-во МГУ Высш. шк. и др. Постепенно у исследователя накапливается фонд выписок, относящихся к теме. При этом необходимо постоянно следить затем, чтобы правильно указывать страницы источника информации и его полное библиографическое описание Основные способы переработки научной информации

6
Существует несколько основных форм записи прочитанного с целью последующего его воспроизведения план, тезисы, конспект, реферат. План книги или статьи – это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т.д.). Простой план – это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье. Сложный план, кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте. Для составления плана нужно прочитать текст. При повторном чтении разделить его на отдельные смысловые части, озаглавить их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. Входе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу. Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенным пунктами плана. Простые тезисы – это краткие, сжатые
6
Манаков, НА. Ваша первая научная работа : методические указания / НА. Манаков, Г.Г. Москальчук. - Оренбург ОЦДНТТ, 2006. - 33 с. С. С. 11-16

10 формулировки без разъяснений. Они охватывают только основные положения, не включая аргументов и доказательств. Развернутые (сложные) тезисы включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений. Для составления тезисов необходимо составить план статьи или книги, при этом перечислить те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической (то есть не терпящей возражений) форме. Это и будет тезис. В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли. При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно. Различаются конспекты простые (краткие) и сложные подробные, развернутые. Существует несколько разновидностей конспектов. Плановый конспект – каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта. Текстуальный конспект представляет собой почти дословные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п. При составлении тематического конспекта изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом. Сводный конспект также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме. Свободный конспект содержит размышления читателя о книге (статье)
7
Реферат – это форма переработки специальной литературы, изла
7
Манаков, НА. Ваша первая научная работа : методические указания / НА. Манаков, Г.Г. Москальчук. - Оренбург ОЦДНТТ, 2006. - 33 с. С. 12.

11 гающая что именно, что нового, существенного содержится в первичном тексте. Реферат – это аналитический пересказ содержания с необходимым не сплошным) цитированием. Типы реферата выделяются в зависимости от количества использованных источников (один или более, от установки на полноту изложения источника, от функционально-смыслового типа речи в исходном тексте (описание, повествование, рассуждение. Если излагается один источник, то такой реферат называется монографическим. Если использовано несколько статей или книг, посвященных избранной теме, то реферат называется обзорным. Как правило, в реферате сохраняется форма изложения текста-источника (описание, рассуждение. Текст реферата составляет примерно 1/3 объема исходного текста. Важным отличием реферата от конспекта является выражение собственного отношения к излагаемому материалу Это может быть оценка важности некоторых положений или источника в целом, наличие собственных выводов по проблеме и т.п. Текст реферата, как правило, состоит из трех частей введения, описания и заключения. Для облегчения работы по реферированию источников эффективны стереотипные обороты, которые представлены в таблицах 1 и 2. В них перечислены некоторые синонимические средства выражения, которые следует использовать в случайном порядке, чтобы не повторяться. Таблица 1
– Средства сжатого описания текста. Компоненты содержания и структуры текста Лексические средства Тема статьи, ее общая характеристика Тема статьи. Статья на тему. Статья посвящена теме проблеме, вопросу. Статья представляет собой обобщение изложение, описание, анализ, обзор. Статья озаглавлена (носит название. В статье излагается. говорится о, дается обзор оценка, анализ, изложение, описание, обобщение, представлена
8
Демидова, А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы : учеб. пособие
/ А. К. Демидова.

М. : Рус. яз, 1991. - 201 с. Сточка зрения. Автор статьи раскрывает, рассказывает (излагает. Проблема статьи В статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы останавливается наследующих проблемах (вопросах, фактах касается следующих проблем (вопросов, фактов. В статье представлена точка зрения на ... Сущность проблемы сводится к. (заключается, состоит в
)
Композиция статьи Статья делится на, начинается с, заканчивается, состоит из. Иллюстрация позиций автора Автор приводит пример (цитату, факты, данные, ссылается на .., иллюстрирует ... В статье приводится, дается. Заключение выводы автора статьи Автор приводит (подводит нас) к выводу (заключению, делает вывод (заключение, подводит итог (говорит, утверждает) ... В итоге делается вывод ... В заключении говорится ... Сущность вышеизложенного сводится к ... (следующему. Источник Программа по русскому языку для иностранных аспирантов, обучающихся в вузах СССР естественнонаучного и технического профиля / сост. В. В. Добровольская, С. Н. Мерзон, НС. Фудель; отв. ред. ОД. Митрофанова. - М. : Рус. яз, 1980. – 63 с. С. 52-53 Таблица 2 – Средства развернутого описания текста с включением анализа и оценки информации. Смысловые отношения Лексические средства Характеристика авторского изложения информации Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает, вскрывает недостатки, противоречия, сущность, суть, разбирает, описывает, называет, формулирует, выдвигает гипотезу, вопрос, высказывает предположение, останавливается, касается, отмечает, подчеркивает, выделяет, уделяет (особое, специальное) внимание, утверждает, доказывает. Автор считает, полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает (разделяет) точку зрения. Автор сравнивает, сопоставляет, противопоставляет. Автор соглашается (согласен, возражает, противоречит, спорит, опровергает, полемизирует, критикует, расходится во взглядах, выдвигает (приводит) возражения, аргументы, доказательства. Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет ввиду объясняет это тем, что видит причину этого в том, что. Обобщение авторской информации Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы. Основная главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы. Важно отметить, необходимо подчеркнуть, особо следует выделить (следующие положения В заключение следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться. Оценка изложенной автором информации Основная (главная) ценность работы (состоит, заключается) в. Достоинством (недостатком) работы является. К достоинствам (недостаткам) работы относятся.

13 Заслуга автора состоит (заключается) в том, что. Работа имеет большое (теоретическое, практическое) значение. С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно. Нельзя (не) согласиться с, вызывает возражения (сомнения, не совсем ясно (спорно, дискуссионно)... Желательно (полезно, целесообразно) было бы ... Можно предложить. Источник Программа по русскому языку для иностранных аспирантов, обучающихся в вузах СССР естественнонаучного и технического профиля / сост. В. В. Добровольская, С. Н. Мерзон, НС. Фудель; отв. ред. ОД. Митрофанова. - М. : Рус. яз, 1980. – 63 с. С. 53. Реферативный обзор литературных источников обычно составляется при подготовке обзорной статьи. Обычно он включает оценочный аспект. Хорошо выглядит в обзоре сопоставление различных научных позиций, аргументированный выбор одной из точек зрения. Выделяют 4 наиболее распространенных способа построения реферативного обзора, которые можно использовать в студенческих работах. Хронологический обзор представляет последовательность изучения темы в науке и включает историю разработки проблемы от ее постановки до современного этапа. Проблемный обзор выявляет и описывает основные проблемы, связанные с темой основные точки зрения и подходы к теме, существующие на современном этапе.
Проблемно-хронологический обзор включает перечисление и характеристику проблем, связанных с темой затем излагается история изучения каждой проблемы.
Хронологически-проблемный обзор рассматривает этапы разработки и характеристику проблем, возникающих на каждом этапе изучения. Под историей вопроса понимается последовательное и постепенное раскрытие темы, а непростое перечисление мнений. Весьма важно понять, в чем заключен источник разногласий в науке. При описании литературных источников следует использовать общепринятые лексические средства сжатого описания текста (см. таблицу 1). В конце обзора изученности темы следует привести концепцию, точку зрения или позицию, которая наиболее близка Вашей следует пояснить в чем вы согласны с авторами и почему что считаете необходимым уточнить, проверить на своем материале и почему. В результате Вы покажете, к какому

14 направлению (научной школе, концепции) присоединяетесь в данном исследовании. Этапы рассуждения при написании обзорной статьи. Какие точки зрения существуют поданному вопросу Какие позиции разделяет исследователь и почему Что не изучено или изучено недостаточно На каких вопросах, проблемах, фактах исследователь остановится в своей работе и почему Таким образом, исследователь вновь соотносит аргументы, найденные в литературе, с целью, задачами, темой и гипотезой своего исследования, что найдет отражение в выводах после обзора литературы. Данные в обзоре литературы подаются не в форме текстуального конспекта (что неверно, а в форме реферата, составленного из многих источников, сих сопоставлением и аргументированным критическим анализом с позиций собственного материала исследования. В изложении нужно четко разграничивать чужое мнение и свое. Цитировать следует только в случае необходимости, нужно использовать различные формы передачи чужой речи (прямая, косвенная, пересказ, инее забывать ссылаться на источники информации с обязательным указанием страниц. Иногда в тексте обзора литературы необходим многоаспектный анализ какой-либо работы. При этом можно придерживаться примерной схемы полного анализа источника.
I. Смысловой анализ полного текста
I. 1. Процесс освоения книги конспект, тезисы, аннотация. 2. Принцип авторской концепции, узловые проблемы темы, определения понятий, классификации, и их критерии, объяснительная сторона науки, выводы. Соотношение научной концепции и классификации. 3. Вспомогательные комоненты в тексте – их роль в источнике, смысл оглавление, проблемный план, эпиграф, примечания, аннотация, предметный указатель, библиография, алфавитный указатель. 4. Связь названия текста и его содержания. 5. Иллюстрации (примеры. 6. Отражение в содержании источника общих закономерностей развития объекта рассмотрения (законы, тенденции развития.

15
II. Построение научного текста 1. Членение текста главы, разделы, параграфы. 2. Членение параграфа. Композиционные единства крупного плана внутри параграфа, начало, концовка, абзацы. 3. Речевое оформление синтаксические способы выражения отношения, речевая экспрессивность, способы привлечения внимания к научной информации. 4. Схемы, таблицы, графики. 5. Художественно-изобразительные средства.
III. Отражение в тексте общенаучных понятий, связанных с системностью изучаемого объекта иерархия, оппозиция, изоморфизм, инвариант и т. п.
IV. Категориально-философское осмысление проблематики рассматриваемой научной работы выявление прямых указаний в тексте на философские категории, осмысление в философском плане многообразных компонентов источника
9
Типичные ошибки, допускаемые при подготовке обзорной статьи
1 Обзор литературы дан схематично, поверхностно, что свидетельствует о слабом знакомстве автора с научной литературой по тематике работы.
2 Некоторые работы, рассмотренные в обзоре, устарели или не имеют прямого отношения к теме исследования.
3 Обзор представляет собой компиляцию отобранных работ без попыток объяснения, какое отношение они имеют к цели исследования Методика работы над исследовательским / экспериментальным разделом статьи Исследовательский раздел содержит описание проведенного исследования, изложение и объяснение полученных результатов и выводов. Возможны различные пути организации указанной части текста.
9
Манаков, НА. Ваша первая научная работа : методические указания / НА. Манаков, Г.Г. Москальчук. - Оренбург ОЦДНТТ, 2006. - 33 с. СНА. Манаков, Г. Г. Москальчук предлагают наиболее простой путь, распространенный в студенческих работах. Необходимо выделить два этапа работы процесс исследования с фиксацией полученных результатов, наблюдений, выводов и описание исследования для других, те. для людей, которые являются специалистами в той же области знания, но могут быть незнакомы с тонкостями, подробностями узкой проблемы исследователя. Это тот читатель, на восприятие которого должен быть ориентирован текст работы. Исследователи описывают результаты и итоги уже завершенного исследования, поэтому основная задача на данном этапе – организовать подачу материала для человека, незнакомого с областью исследования. Полезно выделить наиболее важное и второстепенное в материале, удачно расположить информацию, чтобы из текста была ясна логика доказательства проблемы, последовательность раскрытия цели и задач работы. Наиболее простой путь – организация материала от общего к частному. Сначала общая классификация материала с указанием критериев деления его на группы и подгруппы. Если членение получается слишком дробным, то необходимо решить на каких явлениях исследователь хотел бы остановиться в данной работе и почему. Это и определит первоначальное разделение главы на параграфы, части и т.п. Проще всего выглядит план, где каждой группе фактов (или аспекту описания) соответствует отдельная часть текста. Таким образом, исходя из особенностей материала и аспектов его анализа, исследователь определяет структуру текста. Затем полезно отделить ту часть фактов, которую можно объяснить с помощью имеющихся в литературе сведений, нужно описать указанные факты, объяснить их. Если исследователь с чем-то несогласен, видит противоречия или иное решение проблемы, то необходимо аргументировано это изложить. Нужно обратить
10
Манаков, НА. Ваша первая научная работа : методические указания / НА. Манаков, Г.Г. Москальчук. - Оренбург ОЦДНТТ, 2006. - 33 с. С. 14-15

17 внимание наследующие направления есть ли иные трактовки подобных фактов Что конкретно исследователь может уточнить или опровергнуть Почему Чем полезно решение исследователя Группы фактов, которые не описаны в имеющихся публикациях или не упомянуты вообще, нужно попытаться истолковать, опираясь на известные теоретические представления. В качестве способов обоснования можно привлечь качественно-количественные экспериментальные данные, как свои, таки полученные другими исследователями. Экспериментальные результаты обычно фиксируются в виде таблиц и подвергаются статистической обработке для оценки точности и надежности полученных результатов. Для анализа и осмысления результатов эксперимента их часто представляют в виде схем, графиков, гистограмм, которые удобно делать на компьютере с использованием различных приложений. Среди специализированных программных средств наиболее распространены статистические программы Statistica, SPSS и некоторые др, в рамках которых реализуются многочисленные статистические функции факторный, кластерный, регрессионный, многомерный анализ и возможна визуальная интерпретация полученных результатов исследования в форме различных графиков, таблиц и диаграмм. Часто коллективы социологов используют в работе несколько программных продуктов. Например, вводи первичная обработка данных производится в программах «Vortex»,
«Статистик-Консультант», «СтатЭксперт», «Эвриста» и др 11
Белоусов, К. И. Введение в экспериментальную лингвистику учеб. пособие / К. И. Белоусов, НА.
Блазнова; науч. ред. Г. Г. Москальчук. - Бийск : НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. – 139 с Головин, Б. Н. Языки статистика / Б. Н. Головин. - М. : Просвещение, 1971. – 190 с Тьюки, Дж. Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ / Дж. Тьюки; перс англ. А. Ф. Кушнира, А. Л. Петросяна, ЕЛ.
Резникова; под ред. В. Ф. Писаренко. – М. : Мир, 1981. – 693 с.
12
Мальцева, ЕЮ. Выбор адаптивного инструментария при проведении социологического исследования / ЕЮ. Мальцева, Е. В. Молчанова, Н. В. Чернухина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 10. – URL: https://www.onlinescience.ru/userfiles/file/xmmvagd89rbaaadxvgmddyzussjwnvps.pdf (дата обращения 19.02.2016)

18 Типичные ошибки, допускаемые при выборе методики исследования и написании экспериментального раздела статьи следующие описание методики исследования дается в слишком общей форме неясно и двусмысленно не обосновывается выбор методики исследования, не проводится ее сравнение с другими, приемлемыми в данном случае выбранная методика устарела или дискредитировала себя как научный метод не проводится оценка достоверности, точности, надежности результатов, получаемых с помощью выбранной методики исследования.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей