Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Вопросы для зачета


Скачать 29.45 Kb.
НазваниеВопросы для зачета
Дата03.02.2020
Размер29.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлабиоэтика.docx
ТипДокументы
#66773
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

Этика, мораль, нравственность: круг проблем, связанных с медициной.
  • Мораль и право как регуляторы человеческого поведения.
  • Медицинская этика и деонтология в лечебной практике.
  • Предмет и функции биоэтики.
  • Основные принципы биоэтики.
  • Этика, медицинская этика, деонтология и биоэтика: соотношение понятий и проблем.
  • Мораль и нравственность. Проблема морального выбора в медицине.
  • Понятие «культура» и биоэтика.
  • Культура врачевания как фактор решения биоэтических проблем.
  • Понятие «пренатальная культура» в биоэтике.
  • Международное и российское право о биоэтических проблемах.
  • Права человека и биоэтические проблемы.
  • Гласность в медицине и биоэтические проблемы.
  • Биоэтические проблемы акушерства и гинекологии.
  • Правовые и этические проблемы современной системы здравоохранения России.
  • Этические проблемы клинических испытаний лекарственных препаратов.
  • Конвенция Совета Европы по биоэтике.
  • Этика в психиатрии.
  • Биоэтические проблемы генетики.
  • Этические аспекты трансфузиологии.
  • СПИД: этические проблемы и права человека.
  • Этический комитет: история создания, модели, уровни и перспективы деятельности.
  • Проблема эвтаназии.
  • Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии.
  • Категории этики и профессиональная врачебная мораль.
  • Морально-правовые аспекты клинического эксперимента.
  • Этические и правовые аспекты генной инженерии.
  • Этика ведения безнадежных больных. Хоспис и российская этическая традиция.
  • Медицина и средства массовой информации: моральные и правовые аспекты взаимодействия.
  • Морально-этические и правовые проблемы репродукции человека.
  • Морально-правовые аспекты научно-технического прогресса в медицине.
  • Врачебная тайна: определение, разница понимания, проблемы.
  • Врачебная ошибка: дать определение, классифицировать, этико-правовой конфликт понимания.
  • Социокультурные особенности отношения к смерти и погребению.
  • Морально-правовые аспекты врачевания дефективных детей.
  • Этически-правовые аспекты медицинского обслуживания инвалидов.
  • Этика и геронтология.
  • Религия как фактор решения морально-этических и медико-биологических проблем медицины.
  • Принцип информированного согласия в современной медицине.
  • Модели отношения врача и пациента.
  • Этические учения: история и современность.
  • Уровни общения и культура врачевания. Специфика деонтологических проблем в лечебном деле.
  • Этические традиции в российской медицине.
  • Этика взаимоотношений официальной (академической), традиционной и народной медицины.
  • Этические аспекты отношения врача и среднего медперсонала.
  • Этические проблемы в процессе общения врача с родственниками пациентов.
  • Биоэтика и проблема жизни на Земле.
  • Проблема гуманитаризации и гуманизации современной медицины.

    1.Этика, мораль, нравственность: круг проблем, связанных с медициной.
    Первый круг проблем биомедицинской этикисвязан с необходимостью проследить, как могут и должны проявлять себя в деятельности медицинского работника – на теоретическом и практическом уровнях – общечеловеческие моральные ценности и принципыкак регулируют они нормы поведения врача и исследователя, выступая основой “стратегии и тактики” их профессионального выбора.

    Второй круг проблем биомедицинской этики связан со спецификой, развитием и современными достижениями медицины, которые проявляются каждый раз в конкретных, неповторимых случаях и сказываются на определенной, нередко уникальной, человеческой судьбе. Одной из особенностей биомедицинской этики как отрасли прикладной этики как раз и является то, что она сконцентрирована преимущественно на анализе этих отдельных случаев – медицинских казусов, затрагивающих жизнь и здоровье человека, и призвана выявить и проанализировать моральные стороны конкретных ситуаций. Многочисленность и вариативность подобных ситуаций порождает все новые и новые “открытые” вопросы. К их числу относятся:
    проблема эвтаназии – отнюдь не новая, но ставшая особенно актуальной в результате небывалых достижений медицины по продлению жизни человека, а значит, и его страданий;
  • проблемы реанимирования – принятия решения о его необходимости, длительности, прекращении – и связанной с ним трансплантации органов – морально-правовой аспект выбора донора и реципиента;
  • проблема установления критериев нормы и патологии взрослого человека и человеческого зародыша;
  • проблема последствий искусственного оплодотворения и прерывания беременности – не только с медицинской, но и с нравственно-правовой точки зрения;
  • проблема предвидения и предотвращения негативных последствий медико-биологических, особенно генетических, исследований и экспериментов на человеке; определение меры ответственности и возможной степени риска исследователя.
    Третий круг этико-медицинских проблем – определение характера межличностных отношенийв системе вертикальных и горизонтальных связей в сфере медицины. Вторгаясь в область медицинской деонтологии, а точнее включая ее в себя, биомедицинская этика берет на себя смелость давать рекомендации по моральному регулированию человеческих отношений в системе “врач – больной” (отношения “по вертикали”) и в медицинском коллективе (отношения “по горизонтали”). Здесь перед ней также встает ряд пракических задач, решение которых во многом зависит от моделей отношений, складывающихся в процессе взаимодействия между медиками-профессионалами и обычными людьми.

    2.Мораль и право как регуляторы человеческого поведения.

    Мораль и право выступают в качестве поведенческих регуляторов как отдельной личности, так и социальной группы. Мораль и право предъявляют набор требований к отдельному индивиду и вместе с тем создают социальные и духовные предпосылки для ее существования, самоутверждения, реализации ее устремлений.

    Право и мораль представляют собой в некотором смысле объектированные регуляторы человеческого поведения в социальных отношениях. Хотя у них имеется ряд общих существенных признаков, это разные типы социальных норм. Но в то же время эти различия не означают их абсолютную изолированность. Это явление подводит нас к мысли о том, что соотношение права и морали должно базироваться на гармоничных началах. Их взаимодействие может быть определено как соединение потенциалов, регулятивных возможностей в целях обеспечения и защиты базовых общественных ценностей.


    3.Медицинская этика и деонтология в лечебной практике.


    По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

    научный - раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

    практический - область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

    Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:
  • Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи.





    4.Предмет и функции биоэтики.





  • 2. Вред, вызванный небрежностью, либо злым умыслом, например, корыстной целью. В зависимости от последствий для пациента такой вид вреда также может повлечь все виды наказания. 

    3. Вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями. Это вред, который является следствием профессиональных ошибок медицинских работников. В зависимости от степени причиненного вреда он влечет за собой различные виды наказания. 

    4. Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Единственная форма вреда, которая причиняется практически всегда, но в различной степени. Это вред, за причинение которого медицинский работник не несет никакого наказания.

    Вошел в медицинскую этику вместе с учением о профессиональном долге медицинских работников. Согласно этому принципу, медработник должен строго выполнять предписанные медицинской этикой нормы и правила и в соответствии с ними свои профессиональные обязанности. Требования профессионального долга неукоснительны для исполнения. 
    Является в биоэтике ведущим, так как позволяет в наибольшей степени реализовать права пациента в отношении своей жизни и здоровья. 
    Уважение прав и достоинств личности пациента проявляется в следовании четырем этическим правилам: справедливости, правдивости, конфиденциальности и информированного согласия. Эти правила зафиксированы в различной форме в Клятве Российского врача и соответствующих статьях «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан».
    Правило правдивости требует сообщения полной и достоверной информации как медицинским работником пациенту, так и пациентом медицинскому работнику.
    Добровольное информированное согласие означает, что пациент получил полную, достоверную информацию о состоянии своего здоровья, предполагаемом медицинском вмешательстве, рисках причинения ему вреда, альтернативных методах лечения в доступной для него форме, и на основе этой информации дал добровольное согласие на проведение планируемого медицинского вмешательства. Таким образом, врач или другой медицинский работник (в соответствии с компетентностью) предоставляют пациенту информацию, на основе которой он принимает окончательное решение, исходя из своих жизненных интересов и ценностей. 



    Мораль и нравственность. Проблема морального выбора в медицине.


    Формой проявления свободы врача выступает в медицине 
    Моральная ответственность — это умение, способность и готовность думать о последствиях своих действий и нести ответ за них. Для врача она определяется соблюдением основополагающих принципов медицинской этики, прежде всего, принципа «не навреди». Виды ответственности определяются тем, перед кем и за что врач несет ответственность. Выделяются:

    • ответственность врача перед самим собой – делая выбор, он «выбирает себя», свою жизнь, свое место в профессии и потому несет за них ответственность;

    • ответственность врача как профессионала за жизнь и здоровье пациентов, за свои конкретные действия и поступки: здесь моральная ответственность может совпадать с правовой и административной ответственностью, в частности, если речь идет о врачебной ошибке или риске 

    • ответственность человека перед миром и человечеством, требующая особой самовключенности человека в систему естественных и социальных связей, их осознания (например, при проведении исследований по созданию новых биотехнологий).

    Необходимость принятия решения и совершения осознанного ответственного выбора в экстремальных лечебных ситуациях может быть:

    I) оперативным — отражает неполноту знаний медицины или недостаток опытности врача;

    2) этическим — отражает область межличностных отношений врача с больными, с их близкими,

    3) рассчитанным — в случае, когда методы диагностического или лечебного воздействия тщательно проанализированы, и врач выбирает тот метод, который связан с меньшим риском и большей эффективностью медицинского вмешательства.

    8. Понятие «культура» и биоэтика.

    Культура выражает степень развития человека как личности.


    9. Культура врачевания как фактор решения биоэтических проблем.

    10. Понятие «перинатальная культура» в биоэтике.



    Международное и российское право о биоэтических проблемах.

    *В настоящее время биоэтика охватывает целый комплекс различных проблем медицинского характера (медицинская биоэтика) - вопрос взаимоотношений врача и пациента, биомедицинских экспериментов на человеке и животных, аборта и новых репродуктивных технологий вакцинации и СПИДа, медицинской генетики, клонирования, эвтаназии трансплантологии, а также биоэкологии и исследований в области искусственного интеллекта, компьютерных технологий и робототехники. Практически по каждому из данных направлений мировое сообщество выработало свою точку зрения, которая находит свое отражение в международно-правовых актах.

    Однако единого правового акта, регулирующего вопросы биоэтики, не существовало вплоть до 21 октября 2005года, когда на 33-ей сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Декларация затрагивает этические вопросы, касающиеся медицины, наук о жизни и связанных с ними технологии применительно к человеку, с учетом их социальных, правовых и экологических аспектов. В Декларации четко определены основные биоэтические принципы, как классические - принцип информированного согласия; принцип неприкосновенности частной жизни конфиденциальность; принцип отсутствия дискриминации и недопущения «стигматизации», так и новые, например, принцип социальной ответственности.

    Таким образом, данный акт обеспечивает универсальный комплекс принципов и процедур, которыми могут и должны руководствоваться государства при выработке своих национальных законодательных норм. Он заботится при этом об охране человеческого достоинства, личности и семьи и в особенности соблюдает следующие принципы:

    а) все виды клонирования и вмешательств в наследственный материал человеческих гамет и эмбрионов недопустимы;

    b) нечеловеческий зародышевый и наследственный материал не может вводиться в человеческий зародышевый материал или синтезироваться с ним;

    с) процедуры медицински поддерживаемой репродукции могут применяться только в случае, если иным образом не могут быть устранены бесплодие или опасность заражения тяжелой болезнью, но никоим образом не для создания у ребенка определенных свойств и не для проведения исследований; оплодотворение человеческих яйцеклеток вне тела женщины разрешается только при установленных законом условиях; вне тела женщины можно развить в эмбрионы столько человеческих яйцеклеток, сколько их можно ей сразу имплантировать;

    d) пожертвование эмбрионов и все виды суррогатного материнства недопустимы;

    e) запрещается любая торговля человеческим зародышевым материалом и производными из эмбрионов

    Торговля человеческими органами запрещается. Человек и окружающая его среда подлежат защите от злоупотреблений генной инженерии».

    *Российское законодательство не предусматривает защиту человеческого эмбриона (плода), а также возмещение вреда, причиненного здоровью эмбриона в результате медицинского воздействия. В нашей стране также высказываются вполне обоснованные мнения о необходимости правовой защиты жизни и здоровья человека еще до его рождения.

    12. Права человека и биоэтические проблемы.

    Одной из глобальных проблем, наиболее тесно связывающих биоэтику и право, является обеспечение права на жизнь, в том числе права на уважение к уникальности личности. Проблема права на жизнь в современной биоэтике включает в себя следующее: вопросы, связанные с абортами, проблемы признания за утробным плодом абсолютного права на жизнь, определения начала человеческой жизни (с момента зачатия или с момента рождения), использования человеческих эмбрионов (плода или извлеченных тканей) в результате прерывания беременности, умышленного лишения человека жизни, клонирования и т.п.

    Среди прав и свобод человека, которые защищает Конвенция, необходимо отметить прежде всего следующие:

    1) право на выбор вмешательства или невмешательства в сферу своего здоровья; данное вмешательство возможно только при свободном и осознанном согласии человека, основанном на информированности

    2) право каждого на уважение его частной жизни в сфере, касающейся сведений о его здоровье

    3) право каждого на ознакомление с любой собранной информацией о состоянии его здоровья

    4) запрет дискриминации личности на основании ее генетических особенностей

    5) запрет на использование вспомогательных репродуктивных технологий в целях выбора пола будущего ребенка, исключением являются случаи их использования для предотвращения тяжелого заболевания, наследуемого вместе с полом

    6) право лиц, выступающих в качестве испытуемых, на информацию о своих правах и гарантиях своей защиты

    7) запрет создания эмбрионов человека в исследовательских целях

    8) запрет на использование тела человека и частей его тела для извлечения финансовой выгоды

    9) право каждого на судебную защиту в случае нарушения прав, признанных Конвенцией

    13. Гласность в медицине и биоэтические проблемы.



    14. Биоэтические проблемы акушерства и гинекологии.

    Современная медицина получает реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология).

    Новые возможности медицины, связанные не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью (например, генетическая коррекция особенностей человека, допущение донорства без согласия, уничтожение жизни на эмбриональных стадиях, отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному), вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами.

    Научно-технический прогресс, затронувший все стороны жизни общества, оказал свое воздействие и на медицину. Под ее контроль попали процессы репродукции человека (возникновение, сохранение и прерывание беременности), ход эмбрионального и плодового развития. Появилась реальная возможность в лечении мужского и женского бесплодия, пренатальной диагностике врожденных пороков и наследственных болезней, сохранении жизни ранее обреченным детям. Вопреки ожиданиям, новые технологии, возникшие на основе биологии и генетики, биохимии и физики, не всегда воспринимаются обществом однозначно, они вызывают не только восхищение, но и упорное противодействие, так как не укладываются в традиционные представления. Тем не менее целесообразность использования новых технологий может быть определена такими понятиями, как потребность, эффективность, риск, стоимость, мораль и право.

    15. Правовые и этические проблемы современной системы здравоохранения России.















    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей