Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Мод 2 тема18 студ. 18. Гигиеническое стоматологическое обучение и воспитание детей в организованных детских коллективах. Проведение уроков здоровья


Скачать 178.5 Kb.
Название18. Гигиеническое стоматологическое обучение и воспитание детей в организованных детских коллективах. Проведение уроков здоровья
АнкорМод 2 тема18 студ.doc
Дата13.12.2017
Размер178.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМод 2 тема18 студ.doc
ТипДокументы
#33052
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

Тема занятия № 18. Гигиеническое стоматологическое обучение и воспитание детей в организованных детских коллективах. Проведение уроков здоровья.

Важным разделом профилактической стоматологии является гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) детей дошкольного и школьного возраста. Особое значение имеет ГОиВ для детей раннего возраста, когда закладываются основы гигиенических знаний, формируются гигиенические навыки и привычки. Поэтому организация и проведение гигиенического воспитания и обучения навыкам правильного и систематического ухода за полостью рта в организованных детских коллективах среди детей разного возраста является важной составляющей работы детского стоматолога при проведении мероприятий первичной профилактики стоматологических заболеваний в рамках комплексной программы профилактики. Гигиеническое воспитание состоит из двух важных разделов: санитарно-просветительной работы и обучения методам гигиены полости рта. Это обучение проводят в специальном центре гигиенического воспитания (комната гигиены и профилактики), который организуется в детских учреждениях или поликлинике и оснащен необходимым оборудованием (таблицы, стенды, плакаты, диапроекторы, раковины, зеркала, наборы средств гигиены и профилактики и т. д.). Если в детском кабинете или школе нет возможностей выделить помещение для этих целей, всю необходимую наглядную агитацию можно разместить в одном из холлов, а практические занятия проводить в умывальной или другой приспособленной для этого комнате.
Элементы гигиенического обучения и воспитания в организованных детских коллективах

1.Гигиеническое обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях.


Важнейшая задача детского стоматолога - гигиеническое обучение и воспитание детей дошкольного возраста с целью сформировать у них гигиенические умения, навыки и создать условия для перерастания их в потребность. Эффективность гигиенического обучения детей этой группы не может быть высокой при отсутствии организационной системы ГОиВ (гигиенического обучения и воспитания) по вопросам стоматологии в детском дошкольном учреждении с четким распределением функциональных обязанностей между стоматологом и привлекаемыми специалистами; при отсутствии методики поэтапного обучения детей дошкольного возраста указанным навыкам и необходимых для реализации данной системы методических материалов; без умения врачей-стоматологов осуществлять санитарно-просветительную работу с детьми этой группы; без помощи в осуществлении ГОиВ со стороны персонала детских учреждений.

Учитывая необходимость обеспечения непрерывности и повторяемости элементов обучения, можно так сформулировать принципы реализации системы ГОиВ:

1. поэтапность с постепенным нарастанием уровня гигиенических знаний и навыков в каждой возрастной группе

2. включение занятий по гигиене в программу воспитания в детском саду (два занятия во второй младшей группе и по одному - во всех остальных);

3. закрепление навыков и знаний: во время гигиенического самообеспечения, в процессе занятий по математике, родному языку, изобразительной деятельности, творческих и сюжетно-ролевых игр;

4. непосредственное выполнение программы ГОиВ силами воспитателя группы под контролем педагога-методиста и старшей медсестры при общем руководстве детского стоматолога;

5. обеспечение воспитателей методическими материалами и средствами передачи знаний и навыков детям.

Организация санитарно-просветительной работы и гигиенического обучения в разных детских коллективах - достаточно сложная задача. Цель может быть достигнута только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы с конкретным коллективом. Без учета этих факторов санитарно-просветительная работа и гигиеническое образование не может быть достаточно эффективной.

Вместе с тем правильный, продуманный и комплексный подход к работе среди детей дает хорошие результаты и является наиболее эффективным для привития здоровых навыков на всю жизнь. Основа такого подхода - комплексность воздействия на ребенка.

Гигиеническое обучение и воспитание по вопросам профилактики стоматологических заболеваний охватывает четыре основные группы:

• педагоги (воспитатели и учителя);

• медицинские работники детских дошкольных учебных заведений и школ;

• родители;

• дети.

Обучение детей правильным навыкам по уходу за полостью рта - наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Он должен строиться с учетом возрастных психоэмоциональных особенностей и поведенческих реакций детей разного возраста.

При проведении с детьми занятий по гигиеническому уходу за полостью рта целесообразно использовать сформулированные В.В. Тербовой (1983) педагогические рекомендации, которые способствуют усвоению материала:

1. чередование хоровых и индивидуальных ответов;

2. сочетание языковых ответов с практическими действиями;

3. использование разнообразных игровых моментов и ситуаций (ребенок учится сам, учит любимую игрушку);

4. обоснование необходимости выполнения задания (если мы не научим Ушастика правильно чистить зубы, они у него заболят).

Важный раздел гигиенического воспитания населения - обучение методам гигиены полости рта. Характер обучения должен быть строго дифференцированным. Одной из задач ГОиВ детей дошкольного возраста является формирование у них отношения к средствам индивидуальной гигиены полости рта как к обязательному компоненту окружающей обстановки. Особое значение это приобретает в процессе гигиенического воспитания и обучения детей младшего возраста, когда возможность проведения санитарно-просветительной работы ограничена малым словарным запасом у них и отсутствием абстрактно-логического компонента мыслительного процесса.
Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, бу­дут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.

На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.

Обучение родителей чаще проводят после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также следует показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они контролировали продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта своих детей. Врач стоматолог также может выступать с докладами на родительских собраниях.

Обучение детей - наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше проводить его, объединяя активные и пассивные формы санитарно-просветительной работы, т. е. чередовать эти методы. Характер занятий дифференцируется в зависимости от различных возрастных групп детей.
1.1. Гигиеническое обучение и воспитание детей 2-3 лет:

(первая младшая группа)

Осуществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представлять себе уровень их развития. Особенностями детей 2-3 лет являются импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию, причем подражание взрослым в этом возрасте постепенно приобретает не только механический, но и сознательный характер. Волевые качества в психологии у детей этого возраста отсутствуют и функции по созданию методических материалов для проведения занятий с дошкольниками сводятся к представлению фактического материала. Мотивация к поступкам определяется авторитетом родителей и воспитателей. Мир познается путем игры. Основным каналом получения информации у детей 2-3 лет служит зрительный анализатор, при этом преобладает способность к механическому запоминанию нового. Поэтому обучение детей младшего возраста должно иметь наглядно-действенный характер. Занятие следует начинать с игры, сюрпризных моментов. В этом возрасте ребенок получает первые элементарные знания о гигиене полости рта.

1.2. Гигиеническое обучение и воспитание детей 3-4 лет.

(вторая младшая группа)

Тематическое обучение и воспитание, проводимое во второй младшей группе детского дошкольного учреждения (возраст 3-4 года), должно ставить своей целью формирование новых представлений и навыков, расширяющих гигиенический кругозор детей, и, прежде всего, осознание важности ухода за полостью рта. С учетом низкого уровня координации движений детей этого возраста во второй младшей группе дошкольного учреждения рекомендуется проводить два занятия в год: первое (осеннее) - в октябре-ноябре, второе (весеннее) - в марте-апреле по 10 минут.

Сценарий занятия должен разрабатываться педагогом-методистом, проведение занятия является обязанностью воспитателя детской группы. Приведенная здесь и ниже оценка психофизиологических особенностей детей разного возраста нужна стоматологу, выполняющему показательные для педагогических работников занятия с детьми по ГОиВ.

На первом занятии ребенка обучают уходу за полостью рта с овладением его первым этапом (вертикальные движения по передней поверхности зубов).

На втором занятии осваивается следующий (второй) этап чистки зубов - движения щетки по задней поверхности зубного ряда.

Исходя из особенностей режима дня в дошкольном учреждении, наиболее подходящим для контролируемой чистки зубов можно считать время после полдника. После обеда дети должны полоскать рот водой, а дома чистить зубы утром после завтрака и вечером перед сном.

По мере освоения детьми вертикальных движений зубной щеткой в области передней поверхности фронтальных зубов воспитатель должен учить их выполнять эти движения в боковых участках зубных рядов. Формированию указанного умения у всех детей необходимо посвятить первую половину учебного года. Важно обращать внимание на то, что перемещение зубной щетки в пределах зубного ряда как с передней, так и с задней его поверхности должно осуществляться только слева направо в соответствии с левоправосторонней ориентацией, принятой в учебном процессе дошкольных учреждений, цель которого - подготовка детей к чтению и письму. Использование зубного порошка для детей нежелательно из-за опасности его вдохнуть, поперхнуться, что сформирует отрицательное отношение к чистке зубов. Не стерильность порошка может вызвать воспалительные процессы в полости рта. Применение зубной пасты детьми до 4 лет также нецелесообразно, поскольку мешает отработке техники чистки и не приучает ребенка к опрятности (измазанность пастой). Использование детских зубных паст рекомендуется после приобретения навыков чистки зубов, а до этого зубную щетку смачивают только водой

1.3. Гигиеническое обучение и воспитание детей 4-5 лет.

(средняя группа).

На 5-м году жизни словарный запас значительно обогащается. Дети учатся называть части и детали, качества и свойства предметов, знакомятся со словами, характеризующими пространственно-временные отношения, знакомятся с рядом профессий. В этом возрасте дети обучаются умению сравнивать величину предметов, определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Дети этого возраста очень инициативны, излишне поспешны в ответах на вопросы. Они очень реагируют на похвалу и очень огорчаются при высказывании недовольства их ответами или поведением.

При проведении занятия можно поддержать внимание детей, используя оценки, «исходящие» от имеющихся кукол-персонажей сказки («Смотрите, Ушастик голову повернул, смотрит, как Маша правильно чистит верхние зубы - сверху вниз») и следует широко использовать жизненные ситуации. Например, сказать ребенку: «Возьми щетку в правую руку, начни чистить верхние зубы слева...».

В связи с нестойкостью представлений о правой и левой сторонах, продольное движение щетки по зубному ряду должно характеризоваться как движение от дальних зубов слева к середине и затем к дальним справа, а также обязательно сопровождаться демонстрацией этой процедуры.

Обогащение речи ребенка происходит как за счет запоминания новых слов, так и за счет появления способности образовывать слова с помощью суффиксов (большой, большущий) В средней группе дошкольного учреждения детей обучают счету до 10 (предметов, звуков, и, что особенно важно, движений), учат сравнивать и составлять множества, содержащие различные предметы, оценивать предметы и их размеры с точки зрения трех пространственных величин, у них закрепляют умение определять словом положение предмета по отношению к себе и по отношению к другому предмету, развивают умение ориентироваться в пространстве, определять свое положение среди окружающих предметов, запоминать порядок и названия дней недели. У детей расширяется объем памяти, появляется способность управлять ею. В этой группе детей и всех последующих проводится одно занятие в год в течении 20 минут. Формировка методики чистки адаптирована для детей соответствующего возраста и согласована с педагогами.
1.4. Гигиеническое обучение и воспитание детей 5-6 лет.

(старшая группа)

Гигиеническое воспитание и обучение детей старшей группы направлено на формирование ряда новых представлений (о пользе растительных и молочных продуктов, о режиме дня, вредных привычках) и освоение очередного, III этапа ухода за зубами (продольная чистка жевательных поверхностей) и IV этапа (поперечная чистка жевательных поверхностей).

При совершенствовании навыков ухода за зубами акцент важно делать на последовательности чистки различных отделов зубных рядов, которую целесообразно репетировать на моделях.

Для формирования у детей представлений о труде врача-стоматоло­га, воспитания интереса и уважения к его работе следует знакомить их с работой стоматологического кабинета, организовывать экскурсии в стоматологическую поликлинику. Во время экскурсии детям необходимо рассказать о том, что делают врач и медсестра, показать стоматологические инструменты, назвать некоторые из них (зубоврачебное зеркало, шпатель, зонд), подчеркнуть, что зубы приходится лечить тем людям, которые не ухаживают за ними, едят много сладкого, не пьют молока, не едят творога, овощей, не закаляются и не делают утренней зарядки. Вместе с детьми следует сформулировать правила поведения во время лечения зубов, обращая внимание на необходимость соблюдения спокойствия.
1.5. Гигиеническое обучение и воспитание детей 6-7 лет.

(подготовительная группа).

Дети старше 6 лет активны, достаточно дисциплинированны, демонстрируют признаки волевых качеств. Несколько возрастает их способность к концентрации внимания, продолжительности активного внимания на занятии. Таким детям свойственна забота о младших, стремление обучать их, проявлять по отношению к ним покровительство. Поскольку задачами педагогического обучения детей 6 лет являются развитие у них способности к монологу, увеличение разнообразия речи и развития ее темпа, совершенствования структуры предложения, полезно поручать им объяснения правил гигиены полости рта младшим детям с соответствующей помощью воспитателя.

Практические навыки в основном формируются на основе полученных знаний.

С учетом уже имеющейся у детей ориентировки в пространстве необходимо закреплять у них умение различать зубы левой и правой стороны, верхние и нижние, переднюю и заднюю поверхность, формировать и закреплять понятие о том, что остатки пищи остаются между зубами, откуда их следует удалять движениями щетки сверху вниз или снизу вверх.

Используя умение ориентироваться во времени, надо учить детей последовательности чистки зубов. Примерным текстом может быть следующий: «Перед тем, как начать чистить зубы, нужно тщательно вымыть руки и прополоскать рот водой, потом взять зубную щетку и сполоснуть ее. После этого нанести на щетку пасту и чистить зубы. После чистки зубов щетку нужно тщательно вымыть, потом намылить и поставить в стакан головкой вверх. После этого умыть лицо и руки и вытереть их полотенцем».

Детей этой, подготовительной к школе, группы обучают заключительному, V этапу чистки зубов «подметающими» движениями, а также методам механотренировки зубов и челюстей.
Примерная схема гигиенического обучения детей в дошкольных учреждениях:
ГОиВ детей в дошкольных учреждениях

I. Первая младшая группа (2-3 года)

1. Надо много грызть («как зайка») - морковь, яблоки, капусту

1. Есть жесткую пищу

2. Зубы портятся от сладостей

2. Не отказываться от несладкой пищи

3. Зарядка полезна для здоровья

3. Съедать всю порцию

4. Нельзя сосать соску, пальцы и игрушки

4. Не сосать соску, пальцы и игрушки

5. После еды и сладкого надо полоскать рот водой

5. Удерживать воду во рту не глотая, а затем полоскать рот водой после еды и сладкого



Продолжение табл. 7

Контингент

Формируемые
представления

Вырабатываемые

навыки

II. Вторая младшая группа (3-4 года)

1. Надо чистить зубы щеткой каждый вечер перед сном и утром после завтрака (полдника)

1. Ежедневно чистить зубы

2. «У каждого человека своя щетка: у больших - большая, у маленьких - маленькая»

2. Иметь свою щетку и стакан для нее

3. Перед чисткой зубов надо мыть руки и щетку

3. Перед чисткой зубов мыть руки и щетку

4а. На первом осеннем занятии 1,2 «Начинаем чистить зубы, закрываем рот, ставим щетку на «грудку» верхних дальних зубов слева («щетка спрыгивает у двух зубов 5 раз»), затем более ближних, передних н дальних справа, затем чистим «грудку» нижних дальних зубов слева («щетка подпрыгивает у двух зубов 5 раз»), потом - более ближних, передних и дальних справа»

4а. Чистить переднюю поверхность зубов вертикальными движениями (I этап)

4б. На втором весеннем занятии 1: «Отрываем рот, чистим «спинку» верхних дальних зубов слева («щетка спрыгивает у двух зубов 5 раз»)». И дальше в том же порядке

4б. Чистить заднюю поверхность зубов вертикальными движениями (II этап)

5. Надо хранить зубную щетку намыленной в своем стакане головкой вверх

5. После чистки зубов спо­ласкивать рот, мыть лицо и руки, щетку намыливать и ставить в стакан головкой кверху

III. Средняя группа (4 - 5 лет)

1. Жевать надо неторопливо, с закрытым ртом, не запивая

1. Тщательно и энергично разжевывать пищу, не дер­жать за щекой

2. Вредно грызть ногти, игрушки, облизывать и закусывать губы, сосать язык

2. Не грызть ногти, игрушки, не облизывать и не закусывать губы, не сосать язык

3. В каждую пору года надо иметь новую зубную щетку («весеннюю», «летнюю», «осеннюю», «зимнюю»)

3. Менять зубную щетку 4 раза в течение года



Продолжение табл. 7

Контингент

Формируемые
представления

Вырабатываемые

навыки




4. В зубах надо чистить не только «грудку» и «спинку», но и те стороны, на которых жуем. Открываем рот, ставим щетку на жевательную сторону верхних дальних зубов слева и щетка «бегает» по всем зубам от дальних слева до дальних справа и назад 5 раз в одну сторону, 5 раз - в другую. Затем просим щетку «побегать» по всем нижним зубам от дальних слева до дальних справа и назад по 5 раз

4. Чистить жевательную поверхность зубов продольно (III этап)

5. Чистить зубы лучше пастой, которая «прогоняет» микробов. «Микробы - это маленькие жучки, которые портят зубы»

5. Использовать пасту при чистке зубов

IV. Старшая группа (5-6 лет)

1 Овощи, фрукты, молочные продукты - самые полезные, в них много витаминов, которые укрепляют здоровье детей и их зубов

1. Не отказываться от растительно-молочной пищи

2. Важно все делать по порядку

2. Соблюдать режим дня

3. Вредно ходить, стоять, сидеть сутулясь, сгорбившись, спать на очень низкой и высокой подушке, на мягком и прогибающемся матраце - «от этого искривляются челюсти»

3. Правильно ходить, сидеть, стоять, спать. Бороться с вредными привычками у себя и у других детей

4. Больные зубы надо лечить у врача-стоматолога. Его труд - важный и тяжелый, вести себя в кабинете врача нужно тихо, вежливо

4. Усвоить необходимость лечения больных зубов, правила поведения в кабинете врача и обучать им младших детей

5. «Жевательную сторону зубов надо чистить не только по зубному ряду, но и спереди назад: открываем рот и ставим щетку на дальние верхние зубы слева, двигая щетку вперед и назад 5 раз у нескольких зубов и передвигаем ее к дальним верхним зубам справа; так же делать на нижних зубах»

5. Чистить жевательную поверхность зубов поперечно (IV этап)

V. Подготови-тельная к школе группа (6-7 лет)

1. Надо знать 10 правил приема пищи

1. Усвоить правила приема пищи и объяснять их младшим детям

2. Надо знать 10 правил чистки зубов

2. Усвоить правила чистки зубов и объяснять их младшим детям


Продолжение табл. 7

Контингент

Формируемые
представления

Вырабатываемые

навыки




3. «После чистки жевательной стороны зубов нужно щеткой «подмести» все, что счищено». Для этого щетка начинает «подметать» от десны к зубам сначала вверху, потом внизу, от левых дальних зубов к правым дальним зубам» 2

3. Чистить зубы круговыми «подметающими» движениями (IV этап)

4. «Надо «закалять» зубы и челюсти, поочередно по много раз сжимая зубы слабо и крепко, захлопывая рот легко и сильно, двигая нижнюю челюсть вправо и влево, чтобы зубы скользили по зубам» 2

4. Ежедневно выполнять механическую тренировку зубов и челюстей путем различных по интенсивности движений для медленного сжатия челюстей, для быстрого закрывания рта, для смещения нижней челюсти в разные стороны; обучать этому младших детей

5. После чистки зубов следует выдавить пасту на палец и втирать в поверхность всех зубов в течение 2 мин

5. Ежедневно после чистки зубов втирать профилактическую зубную пасту в поверхность зубов в течение 2 мин



  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей