Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Архив карточек АХОВ - putin-a. С а м а р и н


Скачать 11.11 Mb.
НазваниеС а м а р и н
Родительский файлArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
АнкорArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
Дата30.11.2016
Размер11.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАрхив карточек АХОВ - putin-a.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#7322
страница9 из 23
Каталог3rebraОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Полное содержание архива Arkhiv_kartochek_AKhOV.rar:
1. Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
1839.1 Киб.
Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
2. Архив карточек АХОВ - GOST-12-1-005-88.pdf
1043.29 Киб.
Стандартов безопасности
3. Архив карточек АХОВ - Klassy_opasnyh_gruzov.pdf
1096.49 Киб.
Классы опасных грузов
6. Архив карточек АХОВ - putin-a.pdf
11373.08 Киб.
С а м а р и н
7. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 1. АЗОТА ДИОКСИД.doc
159 Киб.
Азота диоксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
9. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 11. ВОДОРОД МЫШЬЯКОВИСТЫЙ (Арсин).doc
112 Киб.
Водород мышьяковистый (арсин) класс токсической опасности– 1
12. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 14. ВОДОРОД ЦИАНИСТЫЙ (Синильная к-та).doc
137 Киб.
Водород цианистый (синильная к-та) класс токсической опасности – 1
13. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 15. Диметиламин.doc
110.5 Киб.
Диметиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0260
14. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 16. Метил бромистый.doc
149 Киб.
Метил бромистый класс токсической опасности – 1
17. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 19. Метиламин.doc
111 Киб.
Метиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0178
18. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 2. АЗОТА ОКСИД.doc
158.5 Киб.
Азота оксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
19. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 20. Метилмеркаптан (метантиол).doc
122 Киб.
Метилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0299
20. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 21. РТУТЬ.doc
130.5 Киб.
Ртуть класс токсической опасности – 1 icsc: 0056
21. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 22. СЕРОВОДОРОД.doc
135.5 Киб.
Сероводород класс токсической опасности – 2 icsc: 0165
22. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 23. Сероуглерод.doc
143.5 Киб.
Сероуглерод класс токсической опасности – 2 icsc: 0022
23. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 24. Триметиламин.doc
112.5 Киб.
Триметиламин класс токсической опасности – 3 icsc: 0206
24. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 25. Формальдегид.doc
141 Киб.
Формальдегид класс токсической опасности – 2 icsc: 0275
25. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 26. ФОСГЕН.doc
121.5 Киб.
Фосген класс токсической опасности
26. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 27. Фосфор треххлористый.doc
117.5 Киб.
Фосфор треххлористый
27. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 28. ФТОР.doc
138.5 Киб.
Фтор класс токсической опасности
28. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 29. ХЛОР.doc
136.5 Киб.
Хлор класс токсической опасности
29. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 3. АКРИЛОНИТРИЛ.doc
131.5 Киб.
Акрилонитрил класс токсической опасности – 2 icsc: 0092
30. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 30. Хлорокись фосфора.doc
124.5 Киб.
Хлорокись фосфора
31. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 31. Хлорпикрин.doc
99 Киб.
Хлорпикрин класс токсической опасности – 2
32. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 32. Хлорциан.doc
135.5 Киб.
Хлорциан класс токсической опасности – 1
33. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 33. ЭТИЛЕНА ОКИСИД.doc
137.5 Киб.
Этилена окисид класс токсической опасности – 2 icsc: 0155
34. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 34. ЭТИЛЕНИМИН.doc
118 Киб.
Этиленимин класс токсической опасности – 1
35. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 35. ЭТИЛЕНСУЛЬФИД.doc
131 Киб.
Этиленсульфид класс токсической опасности – 1
36. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 36. Этилмеркаптан (Этантиол).doc
142 Киб.
Этилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0470
37. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 4. АКРОЛЕИН.doc
123 Киб.
Акролеин класс токсической опасности – 2 icsc: 0090
38. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 5. АММИАК.doc
119 Киб.
Аммиак (безводный) класс токсической опасности – 4 icsc: 0414
39. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 6. АНГИДРИД СЕРНИСТЫЙ.doc
122 Киб.
Ангидрид сернистый
40. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 7. Ацетонитрил.doc
114 Киб.
Ацетонитрил класс токсической опасности – 3 icsc: 0088
41. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 8. Ацетонциангидрин (ЦИАНОГИДРИН АЦЕТОНА).doc
99 Киб.
Ацетонциангидрин класс токсической опасности – 2 icsc: 0611
42. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 9. БЕНЗОЛ.doc
126.5 Киб.
Бензол класс токсической опасности – 2 icsc: 0015
44. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - Соляная кислота - Соляная кислота.doc
71 Киб.
Хлористый водород класс токсической опасности – 3 icsc: 0163
45. Архив карточек АХОВ - Прогнозирование последствий аврий АХОВ.pdf
324.49 Киб.
Высшего профессионального образования «воронежский государственный университет» прогнозирование последствий аварий с выбросом
46. Архив карточек АХОВ - РД 52.04.253-90 по Методика расчёта СДЯВ.doc
423 Киб.
Штаб гражданской обороны СССРОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Zi5iAZwJ_4g.jpg, f1sfpeleriny.pdf, 5pDUXpK4OX8.jpg, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_SIZOD.xls, Metodicheskie_rekomendatsii_po_takticheskoy_ventil.docx, F1SF_buklet_ATO.pdf, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_po_TATKIChESKOJ_VENTIL.pdf, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_v_SIZOD_2.xlsx, Obosnovanie_togo_chto_pozharnye_raschety_raboty_v.doc и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23

Рис. 1. Блок-схема системы обеспечения химической безопасности и  

мониторинга 



















 

Задачи  

защиты  

человека 

















 

Единый центр 

контроля и 

мониторинга 

Требования по 

обеспечению 

и оснащению 

объектов и 

населения 

 

Система  

принятия  

решений 

 

Система  

исполнения 

решений 

 

Объекты и 

население 

прилегающих 

территорий 

 

Источники 

химической 

опасности 

Анализ  

развития  

вероятных  

ЧС и аварий 

Получение и 

проверка  

статической и 

динамической 

информации 

Блок принятия и исполнения решений 

Информационный блок 



1. Фрагментарная классификация задач химической защиты 

 

Наименование объектов 

(факторов) 

Отнесение объектов  

(факторов) к 

источникам 

химической опасности 

Необходимость 

в защите 

Промышленные объекты 





Транспортные коммуникации 





Природные (естественные)  

факторы 



±

 

Техногенные (искусственные) 

факторы постоянного действия 



±

 

Техногенные (искусственные) 

факторы единичного действия 



±

 

 

Фрагментарная  классификация  задач  по  обеспечению  химической  безопасности  в  части  опасных  химических  и 

приравненных к ним объектов представлена в табл. 1. 



 

Химически  опасная  ситуация  (обстановка)  характеризуется  вполне  определенными  пространственно-временными 

рамками.  Критической  точкой  такой  ситуации  является  достижение  физиологически  опасной  концентрации  токсичного 

вещества  (веществ)  в  среде  обитания  человека  (воздушной,  водной).  При  этом  развитие  опасной  ситуации  может 

происходить  и  очень  быстро  (например,  в  результате  взрыва  химического  реактора),  и  достаточно  медленно  (ухудшение 

экологической  обстановки  в  результате  систематических  выбросов  в  окружающую  среду  опасных  химических  веществ). 

Поэтому  одной  из  наиболее  важных  задач  по  обеспечению  химической  безопасности  является  задача  предотвращения 

развития химически опасной ситуации до критической точки посредством осуществления ее мониторинга и своевременного 

принятия превентивных мер. 

Если  избежать  критической  точки  не  удалось,  актуальной  становится  совершенно  иная  задача  – 

задача  защиты 

человека

,  попавшего  в  зону  воздействия  опасных  химических  факторов.  В  случае  химической  аварии,  например,  это 

производственный  персонал,  личный  состав  специальных  подразделений  по  ликвидации  аварий  и  ее  последствий,  а  также 

гражданское население прилегающих территорий. 

Задачи  защиты  напрямую  связаны  с  получением  и  проверкой  статической  и  оперативной  информации  о  химической 

обстановке на территории, отдельном опасном химическом объекте и т.п. (

блок 3

 на рис. 1). Разработка данного блока КСХБ 

территориального  (локального)  уровня  включает  классификацию  источников  (объектов)  химической  опасности  и  методов 

получения  информации,  а  также  оценку  степени  ее  достоверности  и  актуальности.  Решение  задачи  этого  блока  в  целом 

определяет качество обеспечения безопасности  на всех  уровнях.  Создание информационной системы,  которая в состоянии 

отвечать требованиям данного блока и всей системы химической безопасности в целом, является первоочередной задачей. 

Общая  совокупность  информации  об  опасном  химическом  объекте  подразделяется  на  статическую  и  динамическую 

(оперативную)  информацию.  Статическая  информация  включает  условно-постоянные  во  времени  и  в  пространстве  данные 

об объекте (например, номенклатура АХОВ и ОВ, используемых в технологическом цикле (качественная и количественная 

их характеристика), места расположения стационарных источников выбросов в атмосферу и сбросов (промышленные стоки), 

хранилищ твердых отходов, прогнозные карты развития аварии с учетом метеоусловий в вероятном диапазоне их изменения, 

а  также  ряд  других.  Источниками  такой  информации  являются  периодически  обновляемые  паспорта,  проектная 

документация  предприятий  (экологический  паспорт,  проекты  предельно  допустимых  выбросов  (ПДВ)  и  сбросов  (ПДС), 

декларации  безопасности  промышленных  объектов  [151]),  технологические  регламенты  и  карты,  сведения  о 

производственном персонале и другие документы. 

Оперативная  информация  должна  постоянно  накладываться  на  информацию  статическую,  и  только  их  совокупность 

характеризует химическую обстановку на объекте в режиме реального времени. Оперативная информация требует столь же 

оперативного  ее  анализа,  в  противном  случае  ее  актуальность  и  ценность  нацело  утрачиваются,  и  развитие  химической 

обстановки на объекте, территории и т.п. выходит из-под контроля. 

Реализация блока 3 должна основываться на современных технических решениях, таких как: 



 

спутниковые системы наблюдения («ГЛОНАСС»), космические аппараты: «Метеор-3М», «Terra», «NOAA» и т.п.); 



 

LIDAR-системы; 



 

комплексы стационарных датчиков (производственные объекты, склады, захоронения опасных химических веществ, 

свалки и т.п.); 



 

комплексы мобильных датчиков; 



 

системы удаленного доступа и управления (Internet, telnet, wireless); 



 

системы  передачи  данных  (телефон,  Internet,  оптоволоконные  линии  связи,  GSM,  спутниковая  связь,  радиосвязь  и 

т.п.); 



 

системы сбора и обработки информации: 

 

серверы баз данных; 

 

серверы анализа данных и систем поддержки принятия решений; 

 

серверы информационной безопасности; 

 

маршрутизаторы, коммутаторы и т.п.; 

 

автоматизированные рабочие места диспетчеров, технологов и аналитиков. 



 

Совокупность  статической  и  динамической  информации  об  опасном  химическом  объекте,  прилегающей  к  нему 

территории,  инфраструктуре  территориального  образования  подлежит  анализу  с  точки  зрения  вероятных  направлений 

развития ХЧС вследствие химических аварий на промышленном объекте

 

(

блок 4

 на рис. 1). 

Данный анализ имеет целью с максимально возможной точностью дать прогноз развития химической обстановки при 

тех или иных исходных данных, включая статическую и оперативную информацию об опасном химическом объекте, данные 

метеорологического  прогноза,  рабочие  параметры  реализуемых  технологических  процессов,  состояние  оборудования  и 

коммуникаций,  другие  данные.  При  прогнозируемом  опасном  развитии  химической  обстановки  должны  предприниматься 

оперативные меры: 



 

по изменению (остановке) развития ситуации в опасном направлении; 



 

по  мобилизации  сил  и  средств,  предназначенных  для  ликвидации  химической  аварии  (с  учетом  многоуровневой 

защиты объекта); 



 

по оповещению производственного персонала, а также гражданского населения о возможности химической угрозы. 

Анализ  развития  чрезвычайных  ситуаций  и  принятие  оперативных  решений  затрудняются  из-за  сложности  оценки 

основных  значимых  факторов  и  эффективности  принимаемых  решений.  Управляющим  структурам  обычно  приходится 

действовать  в  условиях  острого  дефицита  времени,  ограниченной  точности  и  достоверности  информации.  Это  может 

привести  к  принятию  нерациональных  и  даже  ошибочных  решений,  а,  следовательно,  и  к  значительным  негативным 

последствиям  от  ХЧС.  Поэтому  совершенствование  систем  управления,  ориентированных  на  прогноз  и  предупреждение 

ХЧС, на защиту населения и территорий, имеет особенно большое значение. 

Одним  из  методов  представления  информации  об  обстановке  и  выработки  ответных  действий  в  ходе  развития  ХЧС 

являются  сценарии  их  развития,  которые  могут  быть  использованы  в  качестве  основных  инструментов  для  эффективного 

принятия решений и координации действий, предпринимаемых системой управления КСХБ. 

Под сценарием развития ХЧС понимают модель изменения обстановки, связанной с возникновением и развитием ХЧС 

и определяемой

 

в дискретном временном пространстве с заданным временным шагом. 

По масштабу ХЧС сценарии могут быть разделены на локальные (объектовые) и территориальные. 

Локальные сценарии ХЧС

,  составляемые  отдельно  для  каждого  опасного  химического  объекта,  являются  основой  для 

принятия решений соответствующей структурой управления КСХБ локального (объектового) уровня. 

Территориальные  сценарии  ХЧС

  составляются  для  совокупности  опасных  химических  объектов  некоторого 

административно-территориального  образования  и  являются  основой  для  принятия  решений  органами  исполнительной 

власти соответствующего уровня (органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по 

предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  на  территориях  субъектов  Российской  Федерации  и  территориях 

муниципальных образований) и структурой управления КСХБ территориального уровня. 

В  основе  территориальных  сценариев  ХЧС  лежат  перечень  опасных  химических  объектов  административно-

территориального  образования,  локальные  сценарии  ХЧС  на  этих  объектах  и  меры  по  противодействию  ХЧС  в  случае  их 

возникновения  и  развития.  В  территориальных  сценариях  отражаются  результаты  реализации  сводных  координационных 

планов действий территориальных и объектовых (локальных) систем управления. По этим планам осуществляется контроль 

их  исполнения  и  анализ  причин  отклонения.  По  результатам  контроля  принимаются  решения  по  ликвидации  ХЧС  в 

масштабе административно-территориального образования. 

Фрагмент  сценария  позволяет  отразить  процесс  развития  ХЧС  за  определенный  интервал  времени,  оперативно 

анализировать  ситуации  и  их  взаимосвязь  в  целях  принятия  решений  для  эффективной  организации  противодействия,  а 

также  формировать  и  корректировать  оперативные  планы  действий.  Определенному  фрагменту  может  соответствовать 

экспресс-сценарий,  позволяющий  более  четко  изучить  развитие  ХЧС  за  некоторый  интервал  времени,  уточнить  значения 

промежуточных  данных  и  т.д.  В  общем  случае  сценарии  развития  ХЧС  можно  представить  в  виде  графа  событий  и 

взаимосвязей между ними. 

По 

типу  режима

,  в  котором  они  используются  системой  управления,  сценарии  классифицируются  как 

превентивные

 

(режим  повседневной  деятельности  и  повышенной  готовности)  и  как 

оперативные

  (чрезвычайный  режим).  В  случае 

отсутствия превентивных сценариев при управлении ликвидацией ХЧС используются 

экспресс-сценарии



По 

типу  оценок  событий

  сценарии  классифицируются  как 

базовые 

(наиболее  вероятные),

  пессимистические

  и 

оптимистические

.  Базовый  сценарий  наиболее  приемлем  для  глубокого  и  тщательного  анализа  с  целью  повышения 

эффективности  организации  превентивных  и  оперативных  мер  по  противодействию  ХЧС.  Пессимистический  сценарий 

отражает набор событий и взаимосвязей между ними, которые приводят к максимальным потерям и ущербу в результате их 

возникновения и развития. Оптимистические сценарии отражают, напротив, те события и взаимосвязи между ними, которые 

приводят к минимальным потерям и ущербу или вовсе исключают их. 

Локальные  сценарии

  развития  ХЧС  строятся  на  отдельных  предприятиях  (объектах)  с  учетом  конкретных  условий 

возникновения  и  развития  факторов  риска,  взаимодействия  с  внешней  средой,  возможных  альтернативных  направлений 

развития  ситуации,  начальных  событий  и  данных  об  обстановке.  На  основе  локальных  сценариев  развития  ХЧС 

формируются локальные цели противодействия факторам риска и курс действий, переходящий в конкретный план действий. 

Локальный сценарий является частью территориального сценария

 

в тех случаях, когда: 



 

масштабы  локальной  ХЧС  распространяются  на  административно-территориальное  образование  вследствие 

значительного пространственного распространения опасных химических веществ; 



 

опасный  химический  объект  находится  в  зоне  действия  крупномасштабного  стихийного  бедствия  (землетрясение, 

ураган разрушительной силы и т.д.); 



 

в  административно-территориальном  образовании  имеется  несколько  потенциальных  источников  (объектов) 

химической опасности, для которых высока вероятность ХЧС. 

Во всех этих случаях разрабатываются по методике, применяемой в практике РСЧС, паспорт риска

 

административно-

территориального  образования  и  территориальный  сценарий  развития  ХЧС,  комплексно  учитывающие  факторы  риска, 

включая и факторы внешней среды, альтернативные варианты развития, методы противодействия и необходимые ресурсы. 

Сценарии  предназначены  для  использования  в  процессе  принятия  управленческих  решений  на  различном  уровне. 

Поэтому  важное  значение  приобретает  форма  представления  сценариев.  Многообразие  форм  представления  не  должно 

отражаться на содержании сценариев. Один и тот же сценарий, независимо от формы представления, должен трактоваться и 

пониматься  однозначно  всеми  использующими  его  управляющими  структурами.  Форма  представления  сценариев  должна 

быть  наглядной  и  удобной  для  использования  в  процессе  подготовки  и  принятия  решений.  Существенна  возможность 

обработки таких сценариев на ЭВМ в диалоговом (интерактивном) режиме. 

Информационной  основой  построения  сценариев  развития  ХЧС  являются  паспорта  риска  административно-

территориального образования и входящих в его состав опасных химических объектов, а также данные о силах и средствах 

противодействия  ХЧС.  Методологическая  основа  может  быть  различной  (методы  структурного  и  матричного  анализа, 

аппарат  знаковых  графов  и  др.).  Эти  методы  позволяют  выделять  основные  факторы,  анализировать  их  взаимодействие  и 

процесс развития ХЧС в целом. 

Организационной  основой  построения  сценариев  развития  ХЧС  является  структура  систем  управления  обеспечением 

безопасности и ликвидацией ХЧС. В организационную структуру управления входят подразделения РСЧС, ответственные за 

обеспечение  химической  безопасности  (структурные  подразделения  управления  в  КСХБ  соответствующих  уровней),  и 

территориальные органы исполнительной власти.

 



 

Результаты  анализа  развития  вероятных  ХЧС  и  химических  аварий  лежат  в  основе  выработки 

требований  по 

обеспечению  и  оснащению  опасных  химических  объектов

,

  а  также  населения  прилегающих  и  зависимых  территорий 

необходимыми  средствами  и  системами  химической  и  медицинской  защиты 

в  соответствии  с  их  номенклатурным  и 

качественно-количественным составом, представленным в п. 2.8 и 2.9 (

блок 5

 на рис. 1).

 

Все  категории  граждан  Российской  Федерации  в  соответствии  с  нормативно-правовыми  документами  должны  быть 

обеспечены  средствами  защиты  от  воздействия  неблагоприятных  факторов  химической  природы.  Многообразие  таких 

документов,  разработанных  на  разном  нормативно-правовом  уровне,  различными  исполнительными  структурами, 

ведомствами,  министерствами,  неизбежно  сопровождающееся  наличием  отдельных  противоречивых  требований, 

дублированием, а также недостаточной полнотой представления контингента защищаемых, областей и условий допустимого 

целевого  использования  средств  защиты,  требует  критического  анализа  действующей  нормативно-правовой  базы,  ее 

периодической  актуализации  и  выработки  обоснованных  предложений  по  совершенствованию.  Необходим  также 

критический  анализ  защитных  возможностей  технических  средств  в  свете  изменившихся  требований  к  этим  средствам, 

определенных новыми отечественными и зарубежными стандартами. Немаловажен также критический анализ и выработка 

предложений по переработке (или по разработке – при отсутствии) нормативов оснащения различных групп пользователей 

средствами  защиты,  функционально  соответствующими  особенностям  таких  групп.  В  большей  степени  такой  анализ 

необходим  в  отношении  средств  защиты  для  производственного  персонала  опасных  химических  и  приравненных  к  ним 

объектов, в том числе с учетом изменяющего подхода к токсической опасности тех или иных АХОВ, ОВ, других веществ, к 

уровню  предельно  допустимых  концентраций  таких  веществ,  а  также  с  учетом  изменения  технологий,  использующих 

опасные химические вещества. 

Кроме  того,  необходимо  формирование  нормативной  базы,  определяющей  условия  безопасного  труда  работников 

предприятий,  находящихся  в  зоне  вероятного  воздействия  опасных  факторов  химической  природы,  обусловленных 

функционированием  соседних  опасных  химических  объектов  (в  случае  аварии).  Самостоятельного  решения  требует 

проблема  «взаимопроникновения»  и  «взаимозащиты»  от  опасных  факторов  химической  природы  для  групп  опасных 

химических  объектов,  территориально  приближенных  друг  к  другу  и  способных  оказывать  взаимное  влияние  на 

формирование и развитие опасной химической обстановки в промышленной зоне территориального образования. 



 

Химическая  обстановка  на  конкретной  территории  характеризуется  многофакторным  спектром  составляющих  и 

формирующих ее элементов. Каждый из таких элементов имеет определенный уровень значимости (на критериальной шкале 

химической опасности) и  вероятностную составляющую. В связи с этим достоверная оценка развития  в режиме реального 

времени  химической  обстановки  может  быть  получена  только  в  результате  многофакторного  анализа  совокупности  ее 

элементов. Для его реализации необходим сбор, систематизация и обработка входящей информации в отношении каждого из 

элементов, за которым следуют собственно анализ и получение интегральной характеристики химической обстановки. Чем 

более устойчивой она является, чем меньше «возмущающих» факторов на нее оказывают влияние, тем легче обеспечить ее 

поддержание на требуемом, безопасном уровне. 

Вместе  с  тем,  практика  функционирования  опасных  химических  объектов  показывает,  что  устойчивость  химической 

обстановки  далеко  не  всегда  имеет  место.  Причины  этого  –  нарушения  технологического  режима  и  износ  основного 

технологического  оборудования,  аварии  на  железнодорожном  и  автомобильном  транспорте,  обеспечивающем  перевозку 

опасных  химических  грузов,  влияние  неблагоприятных  природных  факторов,  наконец,  террористические  действия  в 

отношении  опасных  химических  объектов  и  гражданского  населения.  Данные  факторы  проявляются  чаще  всего  внезапно, 

масштаб их может быть самым разным и, соответственно, изменение химической обстановки может носить либо локальный, 

либо более территориально значимый характер. 

Наиболее оптимальным решением обозначенных проблем является создание единого центра контроля и мониторинга, 

функции  которого  будут  включать  комплексную  обработку  информационных  потоков  (сбор,  систематизацию,  анализ 

элементов,  определяющих  в  совокупности  химическую  обстановку)  и  подготовку  соответствующих  предложений  и 

рекомендаций  для  принятия  решений  для  управляющих  структур  различного  уровня  (предприятие,  промышленный  район, 

территориальное образование и т.д.) (

блок 6

 на рис. 1). 

Данный  информационный  центр  должен  быть  самостоятельной  и  в  известной  степени  независимой  структурой, 

обеспечивающей получение объективной оценки химической обстановки и химической опасности. 



 

Единый  центр  контроля  и  мониторинга  (ЕЦКМ)  обеспечивает  необходимой  информацией  для  принятия 

управленческих  решений

 

соответствующие  структуры  управления  КСХБ  и  органов  исполнительной  власти  различного 

уровня  (объектового,  муниципального,  областного,  регионального  и  т.д.).  Данная  система  (

блок  7

  на  рис.  1)  исторически 

сформировалась  с  развитием  техносферы  и  сопровождающих  ее  техногенных  угроз  и  в  настоящее  время  представлена  в 

различных вариантах на географическом пространстве России. Однако, вследствие наличия у вариантов системы отдельных 

типичных недостатков, система принятия решений требует оптимизации. 



 

Система принятия решений вместе с системой исполнения решений (

блок 8

 на рис. 1) образуют систему управления 

формализованными, а также, в необходимых случаях, нестандартными действиями по предупреждению ХЧС, ее локализации и 

ликвидации последствий. 

Автор [110] проводит анализ системы управления в чрезвычайных ситуациях. Представленный им подход может быть 

во  многом  адаптирован  и  распространен  на  систему  управления  в  условиях  прогнозируемого  и  реального  возникновения 

ХЧС. 

Системы  управления  по  предупреждению  ХЧС  и  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях

  (СУ  ХЧС)  должны 

функционировать в следующих режимах: 



 

повседневной деятельности; 



 

повышенной готовности; 



 

чрезвычайной ситуации. 

Режим повседневной деятельности

 характеризуется отсутствием информации о явных признаках угрозы возникновения 

ХЧС.  Задача  системы  управления  в  этих  условиях  состоит  в  противоаварийном  упреждающем  планировании.  Его 

основными целями являются: 



 

сбор информации для прогнозирования возможных масштабов ХЧС; 



 

накопление  ресурсов,  необходимых  для  ее  ликвидации,  разработка  сценариев  действий  в  случае  возникновения 

ХЧС, которые позволяют эффективно реагировать на ожидаемые проблемы; 



 

паспортизация и категорирование технологий, участков, цехов, предприятий, территорий и т.д. 

В  данном  режиме  определяются  и  создаются  законодательные,  нормативные  и  экономические  механизмы, 

направленные на минимизацию риска и ущерба от ХЧС. 

Режим  повышенной  готовности

  характеризуется  наличием  информации  о  признаках  угрозы  возникновения  ХЧС. 

Задачами  системы  управления  в  этом  режиме  являются  разработка  и  осуществление  планов  мероприятий  по 

предупреждению либо уменьшению масштабов ХЧС на основе заранее подготовленных сценариев ее развития и ответных 

действий.  СУ  ХЧС  должна  выявлять  моменты  возникновения  и  признаки  развития  ХЧС,  а  также  быстро  реагировать  на 

изменяющуюся обстановку. Без необходимой информации невозможно организовать системы раннего предупреждения. 

Время,  когда  накопившиеся  данные  свидетельствуют  о  том,  что  ухудшение  ситуации  становится  необратимым  и 

необходимо  принятие  контрмер,  рассматривается  как  момент  начала  развития  ХЧС.  Этот  момент  является  самым 

ответственным,  опасным  и  критическим  прежде  всего  для  лиц,  которые  первыми  должны  его  идентифицировать  и 

своевременно среагировать на возникновение ХЧС. 

Многочисленные примеры, как в России, так и за рубежом, показывают, что даже достоверной и четкой информации

 

нередко  оказывается  недостаточно  для  того,  чтобы  руководящие  и  управляющие  структуры  немедленно  отреагировали  на 

возникающую ХЧС, прибегнув к оперативным и эффективным ответным действиям. 

Основные причины запаздывания ответных действий таковы. 

Инерционность информационной системы

. Необходимо время для наблюдения, обработки его результатов и передачи 

полученной  информации  для  принятия  управляющих  решений.  Руководителям  также  необходимо  время  для  восприятия, 

оценки информации, в том числе, при необходимости, экспертной и коллегиальной, и выработки руководящих указаний. 

Необходимость проверки и подтверждения достоверности информации о возникновении ХЧС

. Здесь многое связано с 

человеческим  фактором:  даже  при  абсолютно  достоверной  информации  человек,  в  особенности,  когда  очень  велика 

ответственность  за  неправильно  принятые  им  решения,  склонен  перепроверить  информацию,  и  на  это  тоже  требуется 

определенное  время.  Запаздывание  адекватной  реакции  на  ХЧС  может  быть  связано  и  с  психологическим  неприятием 

человеком непривычной, критической ситуации как мало вероятной. 

Режим  чрезвычайной  ситуации

  устанавливается  при  возникновении  и  во  время  ликвидации  ХЧС.  Задачи  системы 

управления  в  этом  режиме:  оперативные  действия  по  защите  объектов  различного  типа  (население,  здания,  сооружения, 

производственные объекты, объекты непроизводственной и социальной сферы и др.) от поражающих факторов, проведение 

аварийно-спасательных и других неотложных работ. 

В  условиях  угрозы  возникновения  либо  при  возникновении  ХЧС  управленческие  решения  принимаются 

руководителями соответствующего уровня с учетом оперативной информации, поступающей из единого центра контроля и 

мониторинга.  В  наиболее  значимых  ситуациях  решения  должны  приниматься  исключительно  на  основании  информации, 

поступающей из центра. 

Принятые решения в отношении химической обстановки (химической опасности) подразделяются на: 



 

стратегически важные, требующие незамедлительного оперативного исполнения (критическое развитие химической 

обстановки в направлении резкого ухудшения в результате масштабной аварии, террористического акта и т.п.); 



 

оперативные,  требующие  исполнения  в  пределах  ограниченного  периода  времени  (не  критическое,  но  опасное 

развитие химической обстановки на ограниченной территории); 



 

директивные,  требующие  исполнения  в  пределах  определенного  данными  директивами  периода  времени  и  не 

связанные с текущим состоянием химической обстановки (выполнение мер по технологическому перевооружению опасных 

химических  объектов,  по  строительству  защитных  сооружений,  переоснащению  производственного  персонала, 

гражданского  населения,  личного состава специальных, в  том числе  военизированных, формирований средствами защиты, 

индикации, обеззараживания, специальной обработки, медицинскими средствами защиты и т.п.); 



 

другие решения. 

Система  исполнения  решений  в  обязательном  порядке  должна  включать  контроль  исполнения,  функцию  которого 

может  осуществлять  единый  центр  контроля  и  мониторинга.  Особенно  важен  такой  контроль  и,  при  необходимости, 

корректировка управляющих действий в ходе реализации стратегически важных и оперативных решений. 

Данный блок (

блок 8

 на рис. 1) в конечном итоге замыкает циклограмму системы обеспечения химической безопасности 

(

блок 9

  на  рис. 1),  и  результаты  его  функционирования  непосредственно  определяют  безопасность  в  условиях  воздействия 

неблагоприятных  факторов  химической  природы  каждого  отдельного  человека,  коллектива  работников,  промышленного 

объекта, инфраструктуры, территориального образования и т.д. 

Таким  образом,  взаимосвязь  всех  элементов  системы  химической  безопасности  территориального  образования  может 

быть обеспечена только внутри единой информационной среды, обладающей свойствами однородности и универсальности, 

которая  может  быть  сформирована  с  применением  современных  информационных  технологий.  Информационные 

технологии позволяют реализовать любую информационную систему из типовых решений через создание алгоритма синтеза 

типовых систем обеспечения химической безопасности, инвариантного по отношению к объекту защиты. Данный алгоритм 

является, в свою очередь, однозначной постановкой задачи информатизации и автоматизации и, соответственно, создания на 

основе решения такой задачи информационной системы. 



5.5. ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМА ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА ТИПОВОГО ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА 

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

 

На  основе  проведенного  анализа  аспектов  нормативно-правового  поля  в  области  защиты  человека  от  поражающих 

факторов  химической  природы,  а  также  с  учетом  особенностей  и  общих  характеристических  признаков  фактически 

сформировавшихся  источников  (объектов)  химической  опасности  в  различных  административно-территориальных 

образованиях  возможна  их  систематизация  и  разбиение  на  типовые,  характерные  не  только  для  данного  конкретного 

административно-территориального  образования,  но  и  для  территориальных  образований  другого  масштаба  – 

регионального,  в  пределах  федерального  округа.  Такой  подход  позволяет  создать  и  использовать  на  практике  процесс 

эскизного  проектирования  АИУС  КСХБ  (Центров  контроля  и  принятия  решений)  разного  уровня,  при  этом  сам  процесс 

эскизного  проектирования  переводится  на  более  высокий  уровень  –  на  уровень  принятия  решений  на  основе  алгоритма 

синтеза эскизных типовых систем (ЭТС) обеспечения химической безопасности. 

Предлагаемый  алгоритм  полуавтоматического  синтеза  типового  эскизного  проекта  системы  обеспечения  химической 

безопасности представлен на рис. 2. 

Алгоритм отражает взаимосвязь следующих блоков: 

1.   Типовые источники химической опасности. 

2.   Блок  определения  степени  риска  и  опасности  (задачи  защиты  человека,  инфраструктуры,  природы,  объектов 

народного хозяйства). 

3.   Средства и системы мониторинга источников химической опасности. 

4.   Ресурсное обеспечение системы химической безопасности. 

5.   Блок получения сводной унифицированной по форме информации. 

6.  Единый центр контроля и мониторинга (ЕЦКМ). 

7.   Подсистемы, взаимодействующие с ЕЦКМ: 



 

требования по обеспечению химической безопасности; 



 

системы оповещения; 



 

связь с вышестоящими ведомствами; 



 

сценарии развития ХЧС; 



 

справочные базы данных; 



 

нормативная документация. 

8.   Руководитель, уполномоченный принимать решения по обеспечению химической безопасности на своем уровне. 

9.   Система подготовки и принятия решений. 

10.  План  (программа)  действий,  координации  и  взаимодействия  ведомственных  структур,  ответственных  за 

обеспечение химической безопасности. 

11.  Федеральные структуры, отвечающие за обеспечение химической безопасности России. 

Необходимый  базовый  набор  сценариев  развития  обстановки  и  необходимых  действий  в  виде  баз  данных  (БД) 

создается и пополняется централизованно за счет проведения учений, разбора реальных ХЧС, методических рекомендаций 

различных служб и т.п. 

Фактически  работа  алгоритма  запускается  путем  ввода  данных  о  количестве  источников  химической  опасности  и  их 

характеристик, затем автоматически выбираются задачи защиты и возможные методы контроля и мониторинга, из которых 

отмечают имеющиеся в наличии и  проводят выбор дополнительных на основе ресурсных ограничений. Каждый из блоков 

должен  содержать  БД  по  типовым  техническим  решениям,  исполнителям  этих  решений  и  ориентировочную  стоимость,  а 

также необходимые требования по информационным каналам, обеспечивающим сочетаемость информационных потоков из 

различных источников в едином центре контроля и принятия решений (информационная унификация). 

Рассматриваемый алгоритм (рис. 2) имеет широкую область применения – от отдельного предприятия, промышленного 

района и выше вплоть до федерального уровня. Существующие на сегодняшний день автоматизированные информационно-

управляющие системы, например в МЧС России [218], созданы не сразу и прошли значительные эволюционные изменения. 

Применение же алгоритма позволяет использовать концепцию открытых систем и добиваться результата сразу, независимо 

от  количества  имеющихся  ресурсов,  наращивая  мощь  и  эффективность  системы  в  процессе  эксплуатации  без  изменения 

первичных  технических  и  методологических  решений,  а,  следовательно,  избегать  излишних  затрат  времени  и  средств.  Это 

возможно  только  при  условии  информационной  и  технической  унификации  системы,  что  априори  заложено  в  алгоритм  ее 

функционирования, и учете имеющихся ресурсов на реализацию решений, предлагаемых алгоритмом. 

Структура  решений,  генерируемых  алгоритмом,  привязана  к  концепции  централизованного  принятия  решений,  с 

центром на уровне управляющей структуры КСХБ того или иного уровня (локального  

 

 

 

Рис. 2. Алгоритм синтеза эскизных типовых систем обеспечения химической безопасности

 

 

(объектового),  территориального,  регионального,  федерального).  Поэтому  при  разработке  технологии  построения  системы 

информационного  обеспечения  за  исходную  необходимо  принимать  организационную  основу  деятельности  КСХБ, 

сформированную на системных принципах. 

Предложенная 

технология

 в общем виде описывается последовательностью следующих операций: 



 

формирование  политики

,  выражающей  общую  цель  и  характер  ее  декомпозиции,  обусловленной  структурой 

проблемной области; 



 

построение иерархической 

(

стратифицированной

)

 функциональной модели

 органа управления; 



 

формирование организационной структуры

 органа управления; 



 

разработка 

моделей  функционирования  отдельных  компонент  организационной  структуры

,  определение 

показателей функционирования и факторов, оказывающих на них влияние; 



 

формирование  информационной  структуры

  органа  управления,  включающей  вертикальные,  горизонтальные  и 

внешние связи. 

Построенная  в  соответствии  с  указанной  технологией 

модель  системы  информационного  обеспечения

  позволяет 

вскрыть  недостатки  в  организации  управления  на  различных  уровнях  (региональном,  территориальном,  локальном),  к 

которым могут относиться: 



 

отсутствие строгой

,

 целенаправленной политики

 (миссии), исключающее конкретность формулировки общей цели и 

ее последующей декомпозиции; 



 

неадекватное отображение организационной структуры

,

 

определяемой структурой проблемной области; 



 

отсутствие реальных показателей работы

 по целому ряду направлений деятельности структуры управления; 



 

недостаточная  координация  деятельности

  структуры  управления  в  решении  комплексных  задач  управления  на 

разных уровнях, например на региональном и территориальном уровнях; 



 

отсутствие  стратифицированной  оценки  состояния  объекта  управления

  при  наличии  организационной  иерархии  и 

др. 

Устранение отмеченных организационных недостатков будет способствовать достижению необходимой комплексности 

информационного обеспечения управления, повышению его эффективности, а также устранению возможных конфликтов с 

формируемой информационной системой химической безопасности. 

Принимая  во  внимание  перечисленные  аспекты,  влияющие  на  создание  информационной  системы  химической 

безопасности,  а  также  на  создание  самой  КСХБ,  обеспечивающей  химическую  безопасность,  предложенный  алгоритм 

характеризуется следующими особенностями (рис. 2). 

Функционирование  алгоритма  начинается  с  блока  1.  В  этом  блоке  формируется  весь  перечень  источников  (объектов) 

химической опасности на уровне КСХБ, для которого синтезируется система обеспечения химической безопасности. 

Информация из блока 1 передается в блок 2, где, совместно с экспертами, формируется перечень возможных ХЧС и их 

развития,  вытекающих  из  этого  перечня  задач  защиты,  оцениваются  риски  по  методикам  и  нормативам,  разработанным 

ответственными  за  химическую  безопасность  ведомствами.  Информация  об  опасных  химических  объектах  должна 

формироваться  и  актуализироваться  посредством  их  периодического  обследования,  анализа  соответствующих  документов 

об объекте, а также системно аккумулироваться в специализированных базах данных в единых форматах, обеспечивающих 

автоматизированную обработку информационных массивов. Необходимо также формировать и актуализировать информацию 

о прилегающих к опасным химическим объектам

 

территориях и их готовности к вероятным ХЧС. На выходе из блока 2 должна 

быть сформирована 

координатно-привязанная карта рисков

 с полным описанием их характеристик, которая передается в блок 

ФС



по



надзору



в



сфере



здравоохранени

я



и



социального



развития





Средства



и



системы



мониторинга



источников



химической



опасности



3,  где  с  учетом  ресурсных  ограничений  (блок  4)  выбирается  техническое  и  соответствующее  ему  методологическое 

обеспечение, а также план его внедрения. 

Эта  работа  ведется  экспертным  техническим  советом,  в  ходе  которой  должен  быть  использован  принцип 

«незначительного  избытка»  по  возможностям  выбираемых  средств.  Обязательным  является  требование  по  совместимости 

средств,  каналов  связи  и  протоколов  передачи  данных  –  в  Едином  центре  контроля  и  мониторинга  (блок  6)  информация 

должна  иметь  однородный  унифицированный  по  формату  вид

 

(блок  5).  Это  требование  должно  быть  основным  при 

проектировании информационных систем подобного рода. 

Внедренные,  а  также  внедряемые  технические  и  методологические  решения  должны  увязываться  в  единую 

информационную систему распределенного типа, цель которой заключается в предоставлении информации, требуемой для 

принятия решений, в Единый центр контроля и мониторинга (блок 6), а также заинтересованным ведомствам и структурам 

напрямую.  Следует  отметить,  что  Единый  центр  контроля  и  мониторинга  не  всегда  необходим,  и  решение  о  его  создании 

принимается  в  зависимости  от  плотности  и  степени  опасности  химических  объектов  в  данном  территориальном 

образовании. Наличие ЕЦКМ позволяет максимально эффективно отслеживать текущую ситуацию, прогнозировать развитие 

ХЧС, а также координировать взаимодействие всех структур и ведомств как в период возникновения и развития ХЧС, так и в 

нормальной  ситуации.  Вместе  с  тем  необходимо  отметить,  что  стоимость  внедрения  и  эксплуатации  системы  обеспечения 

химической безопасности, включающей ЕЦКМ, является максимальной. 

Информация,  получаемая  в  результате  эксплуатации  технических  и  методологических  решений  блока  3,  посредством 

информационных решений, представленных в отчетных документах, аккумулируется и передается напрямую в ведомства и 

организации, ответственные за обеспечение химической безопасности или в Единый центр контроля и мониторинга. 

Единый  центр  контроля  и  мониторинга  (блок  6)  должен  объединять  в  себе  всю  имеющуюся  и  накапливаемую 

информацию об источниках (объектах) химической опасности, аналитические и экспертные программные комплексы (блоки 

7.1  –  7.6),  позволяющие  оперативно  обрабатывать  информацию,  прогнозировать  и  предупреждать  появление  и  развитие 

ХЧС, а также обеспечивать функционирование системы поддержки принятия решений (блок 9). 

Перечень  некоторых  используемых  в  настоящее  время  в  различных  областях  программных  комплексов  приведен  в 

Приложении. 

Особое  значение  имеет  блок  9,  в  котором  находится  ядро  функционирования  всей  системы  обеспечения  химической 

безопасности, а именно система поддержки принятия решений, обеспечивающая управляющие функции руководителя (блок 

8). 

Чрезвычайные ситуации в процессе функционирования таких сложных систем, как химические предприятия тяжелого 

органического синтеза, синтеза аммиака, заводы по производству полимеров и другие характеризуются высокой динамикой 

развития  в  условиях  быстроизменяющейся  внешней  среды,  поэтому  возникает  необходимость  изменения  стратегии 

управления  сложной  системой  в  реальном  времени  таким  образом,  чтобы  свести  к  минимуму  людские  и  материальные 

потери  

от ХЧС. 

Для  решения  указанной  проблемы  рассматривается  возможность  построения  интегрированных  интеллектуальных 

систем  поддержки  принятия  решений  (ИИСППР),  объединяющих  интеллектуальные  методы  с  традиционными  методами 

управления. Интеллектуальная часть ИИСППР представляет собой динамическую экспертную систему (ДЭС), работающую 

в  реальном  времени  в  контуре  обратной  связи  с  объектом  управления  и  позволяющую  решать  функциональные  задачи 

управления  сложной  системой  в  условиях  ХЧС.  ДЭС  дают  возможность  использовать  значительные  объемы  информации 

путем накопления и обобщения знаний экспертов, а также предыдущего опыта ликвидации ХЧС. Нижний уровень ИИСППР 

включает  систему  непрерывного  мониторинга  состояния  объекта  и  внешней  среды,  базы  данных,  традиционные  методы 

управления и средства реализации принимаемых решений. 

 





Рис. 3. Пример синтеза типовой системы обеспечения химической безопасности крупного АПЦ 

 

При  создании  ИИСППР  на  основе  ДЭС  возникает  ряд  новых  проблем,  в  частности,  проблема  отражения  в  реальном 

времени  текущего  состояния  объекта  и  окружающей  среды  в  базе  знаний  (БЗ),  а  также  проблема  сокращения  времени 

подготовки выводов на основе имеющихся знаний. 

Для  решения  первой  проблемы,  в  случае  использования  БЗ  продукционного  типа,  предлагается  использовать 

метаправила,  которые  отражают,  с  одной  стороны,  состав  БД,  наполняемой  системой  мониторинга,  а  с  другой  стороны  – 

структуру продукционной БЗ, определяемую переменными, входящими в состав предикатов правил продукций. 

Для  сокращения  времени  подготовки  выводов  на  основе  имеющихся  знаний  на  практике  используются  метаправила 

выявления  в  реальном  времени  конфликтного  набора  правил  продукций  БЗ  ДЭС  на  основе  принципа  динамической 

декомпозиции, что дает возможность существенно уменьшить количество просматриваемых правил и тем самым сократить 

общее время подготовки выводов на основе имеющихся знаний. 

Рассматриваемый  подход  к  построению  БЗ  продукционного  типа  в  составе  ДЭС  с  использованием  особого  рода 

метаправил позволяет: 



 

непрерывно отражать, с минимальным запаздыванием, в БЗ текущее состояние объекта и тем самым обеспечивать 

функционирование ДЭС и всей ИИСППР в реальном времени; 



 

сократить  число  рассматриваемых  правил  при  формировании  конфликтного  набора  на  основе  принципа 

динамической декомпозиции, уменьшив тем самым продолжительность подготовки выводов на основе имеющихся знаний; 



 

создать инструментальные средства настройки метаправил на конкретные БД и БЗ продукционного типа. 

На  основе  принимаемых  руководителем  соответствующего  уровня  решений 

формируется  план 

(

программа



действий 

(блок 10),

 координации и взаимодействия всех структур

, ответственных за обеспечение химической безопасности (блок 11), 

обязательный для исполнения, что должно быть отражено в соответствующих нормативных документах. 

На  рисунке  3  приведен  пример  работы  алгоритма  синтеза  типовой  системы  обеспечения  химической  безопасности 

крупного  административно-промышленного  центра  (АПЦ),  потенциально  опасными  объектами  на  территории  которого 

являются химический комбинат тяжелого органического синтеза, аммиакопровод, а также мобильный источник химической 

опасности в виде железнодорожного состава, перевозящего опасные химические грузы. 

 

 

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей