Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Архив карточек АХОВ - putin-a. С а м а р и н


Скачать 11.11 Mb.
НазваниеС а м а р и н
Родительский файлArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
АнкорArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
Дата30.11.2016
Размер11.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАрхив карточек АХОВ - putin-a.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#7322
страница6 из 23
Каталог3rebraОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Полное содержание архива Arkhiv_kartochek_AKhOV.rar:
1. Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
1839.1 Киб.
Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
2. Архив карточек АХОВ - GOST-12-1-005-88.pdf
1043.29 Киб.
Стандартов безопасности
3. Архив карточек АХОВ - Klassy_opasnyh_gruzov.pdf
1096.49 Киб.
Классы опасных грузов
6. Архив карточек АХОВ - putin-a.pdf
11373.08 Киб.
С а м а р и н
7. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 1. АЗОТА ДИОКСИД.doc
159 Киб.
Азота диоксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
9. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 11. ВОДОРОД МЫШЬЯКОВИСТЫЙ (Арсин).doc
112 Киб.
Водород мышьяковистый (арсин) класс токсической опасности– 1
12. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 14. ВОДОРОД ЦИАНИСТЫЙ (Синильная к-та).doc
137 Киб.
Водород цианистый (синильная к-та) класс токсической опасности – 1
13. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 15. Диметиламин.doc
110.5 Киб.
Диметиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0260
14. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 16. Метил бромистый.doc
149 Киб.
Метил бромистый класс токсической опасности – 1
17. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 19. Метиламин.doc
111 Киб.
Метиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0178
18. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 2. АЗОТА ОКСИД.doc
158.5 Киб.
Азота оксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
19. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 20. Метилмеркаптан (метантиол).doc
122 Киб.
Метилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0299
20. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 21. РТУТЬ.doc
130.5 Киб.
Ртуть класс токсической опасности – 1 icsc: 0056
21. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 22. СЕРОВОДОРОД.doc
135.5 Киб.
Сероводород класс токсической опасности – 2 icsc: 0165
22. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 23. Сероуглерод.doc
143.5 Киб.
Сероуглерод класс токсической опасности – 2 icsc: 0022
23. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 24. Триметиламин.doc
112.5 Киб.
Триметиламин класс токсической опасности – 3 icsc: 0206
24. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 25. Формальдегид.doc
141 Киб.
Формальдегид класс токсической опасности – 2 icsc: 0275
25. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 26. ФОСГЕН.doc
121.5 Киб.
Фосген класс токсической опасности
26. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 27. Фосфор треххлористый.doc
117.5 Киб.
Фосфор треххлористый
27. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 28. ФТОР.doc
138.5 Киб.
Фтор класс токсической опасности
28. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 29. ХЛОР.doc
136.5 Киб.
Хлор класс токсической опасности
29. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 3. АКРИЛОНИТРИЛ.doc
131.5 Киб.
Акрилонитрил класс токсической опасности – 2 icsc: 0092
30. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 30. Хлорокись фосфора.doc
124.5 Киб.
Хлорокись фосфора
31. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 31. Хлорпикрин.doc
99 Киб.
Хлорпикрин класс токсической опасности – 2
32. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 32. Хлорциан.doc
135.5 Киб.
Хлорциан класс токсической опасности – 1
33. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 33. ЭТИЛЕНА ОКИСИД.doc
137.5 Киб.
Этилена окисид класс токсической опасности – 2 icsc: 0155
34. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 34. ЭТИЛЕНИМИН.doc
118 Киб.
Этиленимин класс токсической опасности – 1
35. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 35. ЭТИЛЕНСУЛЬФИД.doc
131 Киб.
Этиленсульфид класс токсической опасности – 1
36. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 36. Этилмеркаптан (Этантиол).doc
142 Киб.
Этилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0470
37. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 4. АКРОЛЕИН.doc
123 Киб.
Акролеин класс токсической опасности – 2 icsc: 0090
38. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 5. АММИАК.doc
119 Киб.
Аммиак (безводный) класс токсической опасности – 4 icsc: 0414
39. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 6. АНГИДРИД СЕРНИСТЫЙ.doc
122 Киб.
Ангидрид сернистый
40. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 7. Ацетонитрил.doc
114 Киб.
Ацетонитрил класс токсической опасности – 3 icsc: 0088
41. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 8. Ацетонциангидрин (ЦИАНОГИДРИН АЦЕТОНА).doc
99 Киб.
Ацетонциангидрин класс токсической опасности – 2 icsc: 0611
42. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 9. БЕНЗОЛ.doc
126.5 Киб.
Бензол класс токсической опасности – 2 icsc: 0015
44. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - Соляная кислота - Соляная кислота.doc
71 Киб.
Хлористый водород класс токсической опасности – 3 icsc: 0163
45. Архив карточек АХОВ - Прогнозирование последствий аврий АХОВ.pdf
324.49 Киб.
Высшего профессионального образования «воронежский государственный университет» прогнозирование последствий аварий с выбросом
46. Архив карточек АХОВ - РД 52.04.253-90 по Методика расчёта СДЯВ.doc
423 Киб.
Штаб гражданской обороны СССРОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Zi5iAZwJ_4g.jpg, f1sfpeleriny.pdf, 5pDUXpK4OX8.jpg, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_SIZOD.xls, Metodicheskie_rekomendatsii_po_takticheskoy_ventil.docx, F1SF_buklet_ATO.pdf, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_po_TATKIChESKOJ_VENTIL.pdf, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_v_SIZOD_2.xlsx, Obosnovanie_togo_chto_pozharnye_raschety_raboty_v.doc и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
Глава 3 



ИНТЕГРИРОВАНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ 





Интегрирование  однонаправленных  по  действию/противодействию  групп  исходных  данных  (факторов)  обеспечивает 

формирование,  соответственно, 

интегральной  результирующей 

(

1

)

  проявления  факторов  химической  опасности 

и

 

интегральной результирующей 

(

2

)

 противодействия факторам химической опасности

.

 

Можно рассматривать следующие масштабы интеграции групп исходных данных (факторов): 



 

федеральный; 



 

региональный; 



 

территориальный 



 

объектовый (локальный). 

Соответственно,  формирование  комплексной  системы  химической  безопасности  (КСХБ)  на  федеральном  (наиболее 

высоком)  уровне  предполагает  последовательное  интегрирование  по  вертикали  снизу  вверх  сначала  совокупности 

результирующих  (1)  и  (2)  объектового  (локального)  уровня,  затем  –  территориального,  регионального  и,  наконец, 

федерального.  При  этом,  чем  более  проработанными  являются  исходные  данные  (факторы)  и  чем,  соответственно,  более 

достоверными являются результирующие (1) и (2) для каждого из нижестоящих уровней интеграции, тем более объективная 

ситуационная оценка будет получена для последующего уровня интеграции и, в конечном итоге, для федерального уровня 

интеграции.  Другими  словами,  облик  и  эффективность  действия  КСХБ  на  федеральном  уровне,  построенной  с  учетом 

рассмотренных групп исходных данных, во многом зависит от того, как тщательно и всесторонне проработана каждая из ее 

нижестоящих составляющих. 

Наиболее доступна, вследствие возможности получения в сроки сохранения «условного» постоянства групп исходных 

данных  (факторов),  в  особенности  характеризующихся  повышенной  динамикой  изменения,  объектовая  интеграция

 

исходных  данных,  а  полученные  для  конкретного  инвентаризированного  источника  (объекта)  химической  опасности 

результирующие  (1)  и  (2)  являются  максимально  достоверными.  Вместе  с  тем,  уровень  значимости  этих  результирующих 

определяется масштабом распространения их действия и в данном случае не выходит за рамки отдельного объекта (группы 

территориально  общих  объектов)  и  привязанного  к  нему  (к  ним)  административно-территориального  образования.  Тем  не 

менее, эта значимость наименее абстрактна, так как на основании результирующих (1) и (2) объектового (локального) уровня 

может  быть  построена  и  реализована  модель  локальной  КСХБ,  максимально  приближенной  как  к  конкретному 

инвентаризированному источнику (объекту) химической опасности, так и к конкретным субъектам химической опасности. 

Последующий  подъем  вверх  по  «масштабной  линейке»  уровня  КСХБ  (локальная  (объектовая)  КСХБ  → 

территориальная  КСХБ  →  →  региональная  КСХБ  →  федеральная  КСХБ),  вследствие  постоянного  увеличения  как  числа 

интегрируемых результирующих (1) и (2) (или повышения их порядка: первичное, вторичное и т.д. интегрирование), так и 

диапазона изменения степени проработанности исходных данных (факторов), лежащих в  их основе (в пределах от 0 до 1), 

будет соответствовать движению вниз по «масштабной линейке» адекватности конкретной КСХБ реально существующему 

уровню  химической  опасности,  которой  эта  система  должна  противостоять.  Чем  выше  уровень  КСХБ,  тем  более 

вероятностный  характер  носит  уровень  ее  адекватности  существующей  (прогнозной)  угрозе.  Последнее  обусловливает 

объективную  необходимость  резервирования  дополнительных  ресурсов  различных  видов  (и,  соответственно, 

дополнительных  затрат),  которые  создадут  требуемый  «запас  прочности»  КСХБ  как  в  случае  «ожидаемых»  критических 

ситуаций,  так  в  случае  вне  прогнозных  критических  ситуаций,  наиболее  значимыми  из  которых  как  по  масштабам 

негативных  последствий,  так  и  по  количеству  подвергаемых  опасности  людей,  являются  террористические  действия 

химической направленности. 

Процесс  интегрирования  исходных  данных  (факторов)  не  только  «по  горизонтали»,  т.е.  в  пределах  одного  и  того  же 

уровня  КСХБ,  но,  в  отдельных  случаях,  и  «по  вертикали»,  т.е.  с  последовательным  переходом  от  более  низкого  на  более 

высокий  уровень  КСХБ,  упрощается  в  случае  территориальной  разобщенности  источников  (объектов)  химической 

опасности,  когда  зоны  их  негативного  воздействия  не  перекрываются  (не  накладываются  территориально),  а  само 

воздействие нескольких таких источников (объектов) не является кумулятивным. 

Напротив,  процесс  интегрирования  исходных  данных  (факторов)  даже  «по  горизонтали»  значительно  усложняется  в 

случае  территориальной  близости  источников  (объектов)  химической  опасности,  когда  зоны  их  негативного  воздействия 

могут  перекрываться  (накладываться  территориально),  при  этом  само  воздействие  нескольких  близлежащих  источников 

(объектов)  является  кумулятивным.  Структура  кумулятивного  эффекта  может  изменяться  в  широких  пределах.  Наиболее 

простой  вид  она  имеет  в  случае  наложения  полей  концентрационных  дисперсий  одноименных  (идентичных,  одинаковых) 

токсичных веществ, обусловленных выбросами двух источников (объектов) химической опасности. Наиболее сложный вид 

структура  кумулятивного  эффекта  принимает  в  случае  наложения  полей  концентрационных  дисперсий  множества 

разноименных токсичных веществ, обусловленных выбросами предельного для данного административно-территориального 

образования количества территориально зависимых источников (объектов) химической опасности. 

Детализированная  проработка  исходных  данных  (факторов)  с  последующей  экономической  оценкой  каждого  из 

необходимых  результирующих  действий  в  обеспечение  развития  «позитивных»  групп  факторов,  повышающих  планку 

химической  безопасности,  и,  соответственно,  подавления  развития  (проявления)  «негативных»  групп  факторов, 

понижающих  планку  химической  безопасности,  с  одной  стороны,  позволит  обеспечить  прозрачность  поэлементного 

ресурсного  обеспечения  формирования  КСХБ,  с  другой  стороны,  избежать  лишних  затрат  на  всех  стадиях  ее  поэтапного 

формирования. 

 











3.1. ИНТЕГРАЛЬНАЯ РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ (1)  

ПРОЯВЛЕНИЯ ФАКТОРОВ ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ 



Для  случая 

объектового 

(

локального

)

  уровня

  КСХБ 

интегральная  результирующая 

(

1

)формируется  с  учетом 

совокупности  следующих  исходных  данных  (факторов)  или  их  групп,  представленных  в  главе  2,качественная  и/или 

количественная характеристика которых нормируется в соответствии с действующими нормативными документами: 



 

угрозы  и  поражающие  факторы,  выявленные  для  конкретного  инвентаризированного  объекта  химической 

опасности; 



 

номенклатура источников химической опасности на территории объекта; 



 

качественно-количественный характеристический «срез» объекта и дисперсия источников химической опасности на 

его территории; 



 

технологическая составляющая источников химической опасности объекта; 



 

пожарная (взрывная, тепловая, термическая) составляющая химической опасности объекта; 



 

организационная составляющая химической опасности объекта. 

На 

объектовом 

(

локальном

)

 уровне

 КСХБ значимость  практически всех групп исходных данных (факторов) примерно 

одинакова, так же как и их вклад в 

результирующую 

(

1

)

 

проявления факторов химической опасности. 

При  переходе  на 

территориальный  уровень

  КСХБ 

результирующая 

(

1

)формируется  с  учетом  следующих 

дополнительных исходных данных (факторов) или их групп: 



 

угрозы  и  поражающие  факторы,  выявленные  для  совокупности  инвентаризированных  источников  (объектов) 

химической опасности конкретного административно-территориального образования; 



 

номенклатурный  состав  источников  (объектов)  химической  опасности  в  пределах  данного  административно-

территориального образования; 



 

качественно-количественный характеристический «срез» группы источников (объектов) химической опасности и их 

территориальной дисперсии в пределах данного административно-территориального образования; 



 

совокупная 

технологическая 

составляющая 

источников 

(объектов) 

химической 

опасности 

данного 

административно-территориального образования; 



 

совокупная  пожарная  (взрывная,  тепловая,  термическая)  составляющая  химической  опасности  данного 

административно-территориального образования; 



 

совокупная  организационная  составляющая  химической  опасности  данного  административно-территориального 

образования. 

На 

территориальном уровне

 КСХБ вклад единичного источника (объекта) химической опасности в 

результирующую 

(

1

)

 

зависит  от  территориальной  дисперсии  источников  (объектов)  в  данном  административно-территориальном  образовании. 

Чем более территориально  зависимыми (близко расположенными) являются  источники (объекты) химической опасности  и 

чем более полно совпадают территориальная дисперсия группы источников (объектов) и субъектов химической опасности, 

тем более значимым является вклад каждого из единичных источников (объектов) химической опасности в 

результирующую 

(

1

)  и  тем  большее  «абсолютное»  значение  она  принимает.  Здесь  проявляется  синергетический  эффект  действия  группы 

территориально зависимых источников (объектов). 

В  противоположном  случае  (источники  (объекты)  являются  территориально  независимыми) 

результирующая 

(

1

)

 

территориального уровня формируется простым арифметическим сложением 

результирующих 

(

1

)

 

локального (объектового) 

уровня и прямо пропорциональна их количеству. 

На 

территориальном  уровне

  КСХБ  значимость  организационной  составляющей  химической  опасности  начинает 

превосходить  значимость  других  (технических  и  технологических)  составляющих,  так  как  если  последние  во  многом 

определяются  используемыми  на  опасных  объектах  химическими  технологиями,  архитектурно-строительными 

особенностями  объектов,  их  дислокацией,  а  кардинальное  изменение  этих  составляющих  требует  значительных 

материальных  и  временных  затрат,  то  организационная  составляющая  химической  опасности  может  быть  уменьшена  при 

существенно меньших издержках и в более короткие сроки. 

При переходе на 

региональный уровень

 КСХБ 

результирующая 

(

1

)формируется с учетом следующих дополнительных 

исходных данных (факторов) или их групп: 



 

угрозы  и  поражающие  факторы,  выявленные  для  совокупности  инвентаризированных  источников  (объектов) 

химической опасности административно-территориальных образований данного региона; 



 

номенклатурный состав источников (объектов) химической опасности в пределах данного региона; 



 

качественно-количественный  характеристический  «срез»  совокупности  источников  (объектов)  химической 

опасности и их территориальной дисперсии в пределах данного региона; 



 

совокупная технологическая составляющая источников (объектов) химической опасности данного региона; 



 

совокупная пожарная (взрывная, тепловая, термическая) составляющая химической опасности данного региона; 



 

совокупная организационная составляющая химической опасности данного региона. 

В  связи  с  тем,  что  в  масштабах  региона  административно-территориальные  образования  со  свойственной  им 

территориальной дисперсией источников (объектов) химической опасности практически никогда не бывают территориально 

зависимыми,  учитывая  территориальную  разобщенность  и  ограниченность  радиуса  зон  поражающего  действия  групп 

источников  (объектов)  отдельных  административно-территориальных  образований  даже  в  условиях  максимально 

неблагоприятной  климатической  и  метеорологической  обстановки, 

результирующая 

(

1

)региональногоуровня  КСХБ 

формируется преимущественно посредством арифметического суммирования 

результирующих 

(

1

)

 

территориального уровня 

и прямо пропорциональна их количеству. 

На  региональном  уровне  КСХБ  значимость  организационной  составляющей  химической  опасности  приобретает  еще 

большую значимость, чем на территориальном уровне по рассмотренным выше причинам. 

При  переходе  на 

федеральный  уровень

  КСХБ 

результирующая 

(

1

)начинает  приобретать  в  значительной  степени

декларативный  и  вероятностный  характер

,  так  как,  с  одной  стороны,  часть  групп  исходных  данных  теряет  свою 

оригинальность  по  причине  их  максимально  полного  качественно-количественного  наполнения  возможными  вариантами 

данных  для  той  или  иной  группы,  другая  часть  исходных  данных  полностью  теряет  свою  значимость  (нивелируется), 

например,  данные, связанные с территориальной дисперсией  источников (объектов) и субъектов  химической опасности.  С 

другой  стороны,  достаточно  точная  вероятностная  оценка  совокупности 

результирующих 

(

1

)

 

на  объектовом  (локальном) 

уровне  КСХБ  многократно  ослабляется  при  переходе  на  каждый  более  высокий  уровень  КСХБ  и,  в  конце  концов, 

трансформируется в исключительно вероятностный характер 

результирующей 

(

1

)

 

на федеральным уровне КСХБ. 

На  этом  уровне  интегрированная  «снизу  вверх»  химическая  опасность  федерального  уровня  может  рассматриваться 

только  в  самом  общем  виде,  а  ее  максимально  конкретизированная  форма  проявляется  исключительно  на  уровне 

конкретного  источника  (объекта)  химической  опасности.  Поэтому  на  федеральном  уровне  КСХБ  организационная 

составляющая  химической  опасности  приобретает  максимальную  значимость,  так  как  ее  влияние  в  случае  хорошо 

организованного  взаимодействия  управляющих  структур,  обеспечивающих  создание  и  функционирование  КСХБ, 

распространяется через одноименные составляющие других уровней практически на каждый опасный химический объект. 

Действующим  началом  любого  поражающего  фактора  химической  природы  является  конкретное  токсичное  вещество 

со  специфическими,  присущими  только  этому  веществу,  характеристиками  и  свойствами  (химическими,  физическими, 

токсикологическими  и  другими),  определяющими  в  конечном  итоге  механизм,  интенсивность  и  глубину  поражающего 

действия  вещества  на  человека,  физиологические  последствия  такого  действия,  а  также  меры  и  средства  возможного 

противодействия. 

Поэтому интегральную 

результирующую 

(

1

) проявления факторов химической опасности целесообразно представлять в 

форме  системного  множества  «полей  химической  опасности».

 

При  этом  все  такие  поля  формируются  (рассчитываются)  с 

использованием однотипных математических моделей и отражают налагаемые друг на друга в одной координатной сетке: 



 

территориальную  дисперсию  субъектов  химической  опасности  (условно-постоянная  величина  для  определенных 

временных отрезков в пределах суток и с  учетом недельной (рабочие и выходные (праздничные) дни) и сезонной (дачный 

сезон,  сезон  массовых  отпусков)  миграции  народонаселения  в  пределах  и  за  пределы  конкретного  административно-

территориального образования); 



 

территориальную  концентрационную  дисперсию  токсичного  вещества  (веществ),  попавшего  в  биосферу  из 

конкретного  источника  (объекта)  химической  опасности  (переменная  величина,  значение  которой  зависит  от  большого 

количества воздействующих условий). 

Примеры  математических  моделей  пространственно-временного  распространения  токсичных  веществ  в  атмосферном 

воздухе известны и широко применяются на практике. 

Территориальная концентрационная дисперсия токсичного вещества изменяется во времени и определяется: 



 

физико-химическими свойствами вещества; 



 

текущими климатическими и метеорологическими условиями; 



 

массой  попавшего  в  биосферу  вещества  в  результате  техногенной  химической  аварии  или  аварии  (чрезвычайной 

ситуации)  иного  типа,  сопровождающейся  выбросом  токсичных  веществ  во  внешнюю  среду,  террористических  действий, 

других причин. 

Для  выявления  «критической»  точки  (зоны) 

i

-го  поля  химической  опасности,  обусловленного  единичным  токсичным 

веществом, задаются такие граничные условия, при которых создается и сохраняется продолжительное время максимальная 

концентрация  токсичного  вещества,  зона  воздействия  которого  максимально  полно  совпадает  с  максимальной 

территориальной плотностью субъектов химической опасности. 

Для  выявления  «критической»  точки  (зоны) 

j

-го  поля  химической  опасности,  обусловленного  одновременным 

действием  нескольких

 

токсичных  веществ,  задаются  такие  граничные  условия,  при  которых  создаются  и  сохраняются 

продолжительное  время  максимальные  концентрации  токсичных  веществ,  зона  воздействия  которых  максимально  полно 

совпадает  с  максимальной  территориальной  плотностью  субъектов  химической  опасности.  Предельным,  но  крайне 

маловероятным  случаем  такого  кумулятивного  действия  является  одновременное  попадание  в  биосферу  практически  всей 

номенклатуры  токсичных  веществ  из  всех  территориально  зависимых  источников  (объектов)  химической  опасности  и  в 

максимальном количестве, определяемом технологическими нормами переработки, транспортировки и хранения токсичных 

веществ  на  опасных  химических  и  приравненных  к  ним  объектах.  Подобное  развитие  критической  ситуации  может  иметь 

место в случае масштабной техногенной катастрофы в пределах административно-территориального образования. 

Результаты  сопоставительного  анализа  взаимной  территориальной  дисперсии  факторов  и  субъектов  химической 

опасности («полей химической опасности») должны быть положены в основу оценки степени критичности текущего уровня 

химической  опасности  на  соответствующем  уровне  (объектовом  (локальном),  территориальном)  КСХБ,  которая 

производится  с  учетом  других  значимых  для  данного  уровня  КСХБ  групп  исходных  данных  (нормативных, 

организационных), с выработкой конкретных практических мер в отношении источников (объектов) и других составляющих 

(поражающие  факторы,  технологическая,  пожарная)  химической  опасности,  реализация  которых  обеспечит  снижение 

степени критичности текущего уровня химической опасности объекта, административно-территориального образования. 

Так  как  на  более  высоком  уровне  КСХБ  (региональном,  федеральном)  территориальная  зависимость  факторов  и 

субъектов химической опасности практически не имеет места (исключением может являться приграничное концентрирование 

источников (объектов) химической опасности на границе двух соседних административно-территориальных образований), то 

корректирующие  действия  в  направлении  снижения  степени  критичности  текущего  уровня  химической  опасности  в 

масштабе  региона  и  страны  в  целом  должны  касаться  преимущественно  организационной  и  нормативной  составляющих 

химической опасности. 

Состав  конкретных  практических  мер  и  корректирующих  действий  в  отношении  факторов  химической  опасности 

разрабатывается  в  неразрывной  связи  с  аналогичными  мерами  и  действиями  в  отношении  факторов  химической 

безопасности, о которых речь пойдет ниже. 

 

3.2. ИНТЕГРАЛЬНАЯ РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ (2)  

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФАКТОРАМ  

ХИМИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ 

 

Для  случая 

объектового 

(

локального

)

  уровня

  КСХБ 

интегральная  результирующая 

(

2

)формируется  с  учетом 

совокупности  следующих  исходных  данных  (факторов)  или  их  групп,  представленных  в  главе  2,  качественная  и/или 

количественная характеристика которых нормируется в соответствии с действующими нормативными документами: 



 

организационная составляющая химической безопасности объектового (локального) уровня; 



 

техническая  составляющая  химической  безопасности  (средства  (системы)  химической  защиты  и  химической 

разведки) источника (объекта) химической опасности; 



 

медицинская  составляющая  химической  безопасности  (средства  медицинской  защиты)  источника  (объекта) 

химической опасности; 



 

образовательная составляющая химической безопасности источника (объекта) и субъектов химической опасности на 

зависимых территориях. 

На 

объектовом 

(

локальном

)

  уровне

  КСХБ  значимость  групп  исходных  данных  (факторов)  возрастает  в  следующей 

последовательности  составляющих  химической  опасности:  образовательная  →  медицинская  →  организационная  → 

техническая,  т.е.  даже  при  недостаточной  подготовленности  субъектов  защиты  к  действиям  в  условиях  чрезвычайных 

ситуаций и при недостаточно хорошем руководстве действиями специальных сил и средств, привлекаемых для ликвидации 

последствий  ЧС,  и  действиями  субъектов  защиты  в  условиях  ЧС,  высокий  уровень  именно  технической  и  медицинской 

составляющей  химической  безопасности  может  способствовать  значительному  снижению  уровня  негативных  последствий 

воздействия  поражающих  факторов  на  субъекты  химической  опасности  (людей).  Это  может  объясняться  тем 

обстоятельством,  что  при  ЧС  самообразование  в  сфере  самозащиты  и  защиты  других  находящихся  в  опасности  людей 

приобретает практическую значимость, цена которой – это потерянное здоровье или даже жизнь. Внутренняя мобилизация, 

поиск  и  нахождение  нетрадиционных  решений  реальных  проблем  в  очень  ограниченные  сроки  (секунды,  минуты) 

способствуют  выходу  из  критических  ситуаций  с  минимальными  потерями,  и  этому  в  решающей  степени  способствует 

наличие  необходимых  средств  (систем)  химической  и  медицинской  защиты  и  химической  разведки  в  необходимом 

количестве, наличие возможности их оперативного и целевого использования. 

В  противоположном  случае,  даже  при  великолепной  подготовке  субъектов  химической  опасности  к  действиям  в 

условиях  ЧС,  к  использованию  средств  защиты,  при  правильно  организованном  руководстве  их  действиями  и  действиями 

сил  и  средств,  обеспечивающих  ликвидацию  ЧС  и  ее  последствий,  но  при  низком  уровне  технической  и  медицинской 

составляющей химической безопасности, негативные последствия воздействия поражающих факторов химической природы 

на население будут значительными. 

При  переходе  на 

территориальный  уровень

  КСХБ 

результирующая 

(

2

)формируется  с  учетом  следующих  исходных 

данных (факторов) или их групп: 



 

организационная составляющая химической безопасности территориального уровня; 



 

техническая  составляющая  химической  безопасности  (средства  (системы)  химической  защиты  и  химической 

разведки)  группы  источников  (объектов)  химической  опасности  конкретного  административно-территориального 

образования; 



 

медицинская  составляющая  химической  безопасности  (средства  медицинской  защиты)  группы  источников 

(объектов) химической опасности; 



 

образовательная  составляющая  химической  безопасности  группы  источников  (объектов)  и  субъектов  химической 

опасности конкретного административно-территориального образования. 

На  территориальном  уровне  КСХБ,  при  сохранении  исключительной  значимости  технической  и  медицинской 

составляющих  химической  безопасности,  значимость  образовательной  и  организационной  ее  составляющих  возрастает  по 

следующим причинам. Во-первых, в структуре субъектов химической опасности увеличивается доля гражданского населения 

нетрудоспособного  возраста  и  с  ограниченными  физическими  возможностями  (дети,  подростки,  учащаяся  молодежь,  люди 

преклонного  возраста,  больные,  инвалиды  и  другие  категории  граждан),  для  которых  отсутствие/низкий  уровень 

образовательной составляющей обеспечения собственной безопасности не может быть «мгновенно» повышен при наступлении 

чрезвычайной  ситуации.  Это,  в  свою  очередь,  потребует  дополнительного  отвлечения  сил  и  средств  для  оказания  помощи 

отмеченным  категориям  граждан  даже  в  тех  случаях,  когда  они  могли  бы  действовать  самостоятельно  при  наличии 

соответствующих  знаний  и  навыков  (тренировки).  Во-вторых,  организация  и  руководство  действиями  отмеченных  категорий 

граждан  в  условиях  ЧС  также  является  существенно  более  трудной  задачей,  чем  в  случае  профессионально  и/или 

территориально структурированных категорий населения (по месту работы, учебы, службы, досуга), включая места массового 

пребывания людей. 

При переходе на 

региональный уровень

 КСХБ 

результирующая 

(

2

)формируется с учетом следующих исходных данных 

(факторов) или их групп: 



 

организационная составляющая химической безопасности регионального уровня; 



 

техническая  составляющая  химической  безопасности  (средства  (системы)  химической  защиты  и  химической 

разведки)  совокупности  источников  (объектов)  химической  опасности  административно-территориальных  образований 

данного региона; 



 

медицинская  составляющая  химической  безопасности  (средства  медицинской  защиты)  совокупности  источников 

(объектов) химической опасности административно-территориальных образований данного региона; 



 

образовательная  составляющая  химической  безопасности  совокупности  источников  (объектов)  и  субъектов 

химической опасности административно-территориальных образований данного региона. 

На 

региональном  уровне

  КСХБ  значимость  технической  и  медицинской  составляющих  химической  безопасности  по-

прежнему  остается  самой  высокой.  Второй  по  значимости  здесь  становится  организационная  составляющая  обеспечения 

химической  безопасности  вследствие  (1)  территориальной  разобщенности  источников  (объектов)  и  субъектов  химической 

опасности  в  пределах  региона,  (2)  сложности  оперативного,  эффективного  и  целенаправленного  руководства  реализацией 

мероприятий  по  предупреждению  ЧС,  их  ликвидации  в  случае  возникновения  с  минимизацией  негативных  последствий,  а 

также  (3)  необходимости  оперативного  управления  перераспределением  региональных  ресурсов  всех  видов,  которые 

должны быть задействованы при возникновении чрезвычайной ситуации химической направленности в той или иной точке 

региона. 

При переходе на 

федеральный уровень

 КСХБ 

результирующая 

(

2

)формируется с учетом следующих исходных данных 

(факторов) или их групп: 



 

организационная составляющая химической безопасности федерального уровня; 



 

техническая  составляющая  химической  безопасности  (средства  (системы)  химической  защиты  и  химической 

разведки) совокупности регионов; 



 

медицинская составляющая химической безопасности (средства медицинской защиты) совокупности регионов; 



 

образовательная составляющая химической безопасности совокупности регионов. 

На 

федеральном

 

уровне

 КСХБ техническая и медицинская составляющие химической безопасности трансформируются 

в  качественно-количественную  статистическую  оценку  технических  и  медико-технических  ресурсов  страны  и  их 

территориальной 

дисперсии 

в 

масштабе 

РФ. 

Федеральный 

технический 

потенциал 

средств 

(систем) 

химической/медицинской защиты и  химической разведки (интегральная

  результирующая 

(

2

)  федерального  уровня),  так  же 

как  и  федеральный  потенциал  «химического  поражения»  (интегральная

  результирующая 

(

1

)  федерального  уровня),  имеет 

преимущественно  информационно-характеристическое  значение,  и  превышение  потенциалом  «химической  защиты» 

потенциала «химического поражения» вовсе не означает, что химической опасности в масштабах страны не существует или 

что  ее  проявление  будет  практически  нацело  и  без  последствий  нейтрализовано  соответствующими  средствами 

противодействия. 

Действующим началом противодействия поражающим факторам химической природы являются 

конкретные технические 

(

немедицинские

)

  и  физиологически  активные 

(

медицинские

)

  средства

,

  системы  и  комплексы 

(

превентивные 

(

предаварийные

),

 

защитные 

(

аварийные

),

  реабилитационные 

(

поставарийные

)),

 

со  специфическими,  присущими  только  данному  средству 

(системе,  комплексу),  или  универсальными  (многофункциональными)  защитными  и  эксплуатационными  характеристиками  и 

областями  использования,  определяющими,  в  конечном  итоге,  диапазон  (контингент  защищаемых  (возрастной, 

профессиональный,  социальный),  температурные,  климатические  и  др.  условия  эксплуатации),  адекватность  противодействия 

поражающим факторам и угрозам и эффективность защитного действия в отношении субъектов химической опасности. 

Поэтому  интегральную 

результирующую 

(

2

)  противодействия  факторам  химической  опасности  целесообразно,  по 

аналогии  с 

результирующей 

(

1

),  представлять  в  форме 

системного  множества 

«

полей  химической  безопасности

»,

 

расчет 

которых  может  производиться  с  использованием,  например,  матричных  многофакторных  (математических)  моделей  и  с 

отражением налагаемых друг на друга в одной координатной сетке: 



 

территориальной дисперсии субъектов химической опасности (условно-постоянная величина, п. 3.1); 



 

территориальной  дисперсии  технической  составляющей  (средства  (системы)  химической/медицинской  защиты  и 

химической разведки) химической безопасности. 

Системное  множество 

«

полей  химической  опасности

»,

 

как  форма  представления 

результирующей 

(

1

)  проявления 

факторов  химической  опасности  на  соответствующем  уровне  КСХБ,  используется  для  сопоставления  с 

системным 

множеством 

«

полей  химической  безопасности

»  (п.  3.2),

 

как  формой  представления 

результирующей 

(

2

)  противодействия 

факторам  химической  опасности.  Результаты  такого  сопоставительного  анализа  двух  множеств  дают  характеристическую 

картину эффективности построения и действия КСХБ на соответствующем уровне и служат основанием для: 



 

разработки  программы  корректирующих  мероприятий  в  направлении  совершенствования  КСХБ  (при 

необходимости); 



 

определения сроков и ресурсного обеспечения реализации программы; 



 

принятия  органами  исполнительной  власти/руководством  опасных  химических  объектов  решения  о  реализации 

программы на уровне, соответствующем уровню КСХБ, или на более высоком уровне. 

Федеральный  потенциал  «химического  поражения»  –  это  та  совокупность  проблем  химической  опасности  во  всех  ее 

проявлениях,  которые  необходимо  решать  на  государственном  уровне.  Системно  данные  проблемы  изложены  в  «Основах 

государственной политики …» [202], а на их решение нацелена ФЦП «Национальная система химической и биологической 

безопасности Российской Федерации (2009 – 2013 годы)» [97, 274], реализация которой начата в 2009 г. 

Федеральный  потенциал  «химической  защиты»  –  это  совокупность 

научных

,

  технологических  ресурсов

,

 

производственных  мощностей

,

  технических  сил

,

  средств  и  систем



профессиональных  и  квалифицированных  научных

,

 

инженерных

,

  руководящих  кадров

,

  инженерной

,

  исследовательской

,

  испытательной  инфраструктуры

,  оптимальное 

взаимодействие которых и управление которыми обеспечивают химическую безопасность общества на всех рассмотренных 

уровнях.  Потенциал  «химической  защиты»  должен  противостоять  любой  химической  угрозе  инвариантно  месту,  времени, 

масштабам ее проявления. Актуальность наращивания и развития федерального потенциала «химической защиты» является 

лейтмотивом  «Основ  государственной  политики  …»  [202].  Мероприятия,  направленные  на  его  наращивание,  составляют 

основу  химического  комплексного  направления  ФЦП  «Национальная  система  химической  и  биологической  безопасности 

Российской Федерации (2009 – 2013 годы)» [97, 274]. 

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей