Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Архив карточек АХОВ - putin-a. С а м а р и н


Скачать 11.11 Mb.
НазваниеС а м а р и н
Родительский файлArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
АнкорArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
Дата30.11.2016
Размер11.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАрхив карточек АХОВ - putin-a.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#7322
страница2 из 23
Каталог3rebraОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Полное содержание архива Arkhiv_kartochek_AKhOV.rar:
1. Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
1839.1 Киб.
Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
2. Архив карточек АХОВ - GOST-12-1-005-88.pdf
1043.29 Киб.
Стандартов безопасности
3. Архив карточек АХОВ - Klassy_opasnyh_gruzov.pdf
1096.49 Киб.
Классы опасных грузов
6. Архив карточек АХОВ - putin-a.pdf
11373.08 Киб.
С а м а р и н
7. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 1. АЗОТА ДИОКСИД.doc
159 Киб.
Азота диоксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
9. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 11. ВОДОРОД МЫШЬЯКОВИСТЫЙ (Арсин).doc
112 Киб.
Водород мышьяковистый (арсин) класс токсической опасности– 1
12. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 14. ВОДОРОД ЦИАНИСТЫЙ (Синильная к-та).doc
137 Киб.
Водород цианистый (синильная к-та) класс токсической опасности – 1
13. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 15. Диметиламин.doc
110.5 Киб.
Диметиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0260
14. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 16. Метил бромистый.doc
149 Киб.
Метил бромистый класс токсической опасности – 1
17. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 19. Метиламин.doc
111 Киб.
Метиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0178
18. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 2. АЗОТА ОКСИД.doc
158.5 Киб.
Азота оксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
19. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 20. Метилмеркаптан (метантиол).doc
122 Киб.
Метилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0299
20. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 21. РТУТЬ.doc
130.5 Киб.
Ртуть класс токсической опасности – 1 icsc: 0056
21. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 22. СЕРОВОДОРОД.doc
135.5 Киб.
Сероводород класс токсической опасности – 2 icsc: 0165
22. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 23. Сероуглерод.doc
143.5 Киб.
Сероуглерод класс токсической опасности – 2 icsc: 0022
23. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 24. Триметиламин.doc
112.5 Киб.
Триметиламин класс токсической опасности – 3 icsc: 0206
24. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 25. Формальдегид.doc
141 Киб.
Формальдегид класс токсической опасности – 2 icsc: 0275
25. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 26. ФОСГЕН.doc
121.5 Киб.
Фосген класс токсической опасности
26. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 27. Фосфор треххлористый.doc
117.5 Киб.
Фосфор треххлористый
27. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 28. ФТОР.doc
138.5 Киб.
Фтор класс токсической опасности
28. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 29. ХЛОР.doc
136.5 Киб.
Хлор класс токсической опасности
29. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 3. АКРИЛОНИТРИЛ.doc
131.5 Киб.
Акрилонитрил класс токсической опасности – 2 icsc: 0092
30. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 30. Хлорокись фосфора.doc
124.5 Киб.
Хлорокись фосфора
31. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 31. Хлорпикрин.doc
99 Киб.
Хлорпикрин класс токсической опасности – 2
32. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 32. Хлорциан.doc
135.5 Киб.
Хлорциан класс токсической опасности – 1
33. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 33. ЭТИЛЕНА ОКИСИД.doc
137.5 Киб.
Этилена окисид класс токсической опасности – 2 icsc: 0155
34. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 34. ЭТИЛЕНИМИН.doc
118 Киб.
Этиленимин класс токсической опасности – 1
35. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 35. ЭТИЛЕНСУЛЬФИД.doc
131 Киб.
Этиленсульфид класс токсической опасности – 1
36. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 36. Этилмеркаптан (Этантиол).doc
142 Киб.
Этилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0470
37. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 4. АКРОЛЕИН.doc
123 Киб.
Акролеин класс токсической опасности – 2 icsc: 0090
38. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 5. АММИАК.doc
119 Киб.
Аммиак (безводный) класс токсической опасности – 4 icsc: 0414
39. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 6. АНГИДРИД СЕРНИСТЫЙ.doc
122 Киб.
Ангидрид сернистый
40. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 7. Ацетонитрил.doc
114 Киб.
Ацетонитрил класс токсической опасности – 3 icsc: 0088
41. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 8. Ацетонциангидрин (ЦИАНОГИДРИН АЦЕТОНА).doc
99 Киб.
Ацетонциангидрин класс токсической опасности – 2 icsc: 0611
42. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 9. БЕНЗОЛ.doc
126.5 Киб.
Бензол класс токсической опасности – 2 icsc: 0015
44. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - Соляная кислота - Соляная кислота.doc
71 Киб.
Хлористый водород класс токсической опасности – 3 icsc: 0163
45. Архив карточек АХОВ - Прогнозирование последствий аврий АХОВ.pdf
324.49 Киб.
Высшего профессионального образования «воронежский государственный университет» прогнозирование последствий аварий с выбросом
46. Архив карточек АХОВ - РД 52.04.253-90 по Методика расчёта СДЯВ.doc
423 Киб.
Штаб гражданской обороны СССРОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Zi5iAZwJ_4g.jpg, f1sfpeleriny.pdf, 5pDUXpK4OX8.jpg, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_SIZOD.xls, Metodicheskie_rekomendatsii_po_takticheskoy_ventil.docx, F1SF_buklet_ATO.pdf, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_po_TATKIChESKOJ_VENTIL.pdf, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_v_SIZOD_2.xlsx, Obosnovanie_togo_chto_pozharnye_raschety_raboty_v.doc и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Г л а в а  1 



АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ  

ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 





Проблемная  область  химической  безопасности  включает  широкий  круг  вопросов,  нерешение  которых  в  условиях 

обострения  угроз  химической  направленности  техногенного  [94,  113,  127]  и  природного  характера,  усиления 

террористических  проявлений  может  вызвать  негативное  воздействие  на  жизненные  процессы  в  современном  российском 

обществе. 

Основным  источником  опасности  для  Земли  стала  созданная  человеком  техносфера.  Происходящие  в  ней  аварии  и 

катастрофы  могут  привести  не  только  к  людским  жертвам,  но  и  к  уничтожению  окружающей  среды,  ее  глобальной 

деградации, что, в свою очередь, может вызвать необратимые генетические изменения у людей. В настоящее время между 

человеком и природой появилось и стало быстро углубляться серьезное противоречие, связанное с перспективой выживания, 

которое  следует  рассматривать  как  одно  из  основных  противоречий  современности  [36].  Все  попытки  разрешить  это 

противоречие, предпринимаемые многими учеными, не достигли желаемой цели. 

Показательна  в  этом  отношении  концепция  безопасности  России  «Дамоклов  меч»,  разработанная  академиком  А.В. 

Легасовым  в  1986  –  1987  гг.  по  итогам  его  работы  по  ликвидации  последствий  чернобыльской  катастрофы  и  анализа  ее 

причин  [104].  В  ней  констатируется,  что  научно-техническая  революция  привела  мир  на  грань  мощнейших  катастроф, 

угрожающих  жизни  человека,  и  названы  девять  причин  («граней»  по  терминологии  академика),  обусловливающих  эту 

угрозу.  По  мнению  А.В.  Легасова,  в  настоящее  время  завершен  продолжавшийся  четыре  столетия  этап  промышленной 

революции,  и  именно  антропогенный  фактор  становится  источником  настоящих  и  будущих  катастроф,  поскольку,  как 

считают  многие  социологи,  современное  человечество  представляет  главную  угрозу  уничтожению  биосферы.  В 

концентрированном виде суть концепции сформулирована Легасовым в его статье [105]. Ученый подчеркивает тот факт, что 

сегодня угроза разрушительного действия крупных промышленных аварий стала сравнима с военной угрозой. Более того, он 

идет  еще  дальше  и  в  статье  [106]  излагает  общий  подход  и  условия  дальнейшего  безопасного  развития  человечества, 

значительно расширяя само понятие безопасности. 

Академик В.А. Легасов своевременно предупредил политиков и научное сообщество о том, что дестабилизация страны 

хотя  бы  по  одной  из  этих  девяти  граней  (геополитической,  военной,  административно-политической,  экономической, 

социальной,  личностной,  нравственной,  религиозной,  национальной)  неизбежно  приведет  к  «небывалой  мировой 

катастрофе».  Основанием  для  такого  вывода  Легасову  послужило,  во-первых,  профессиональное  знание  феноменов  (1) 

радиационной и химической опасности [107], ставшей чрезвычайно острой проблемой современности, (2) оружия массового 

уничтожения  и  (3)  мирных  объектов,  на  которых  сконцентрированы  энергетические  источники  небывалой  мощности  и 

общедоступные  опасные  вещества  (эквиваленты  оружия  массового  уничтожения)  в  количествах,  по  его  подсчетам 

составляющих  около  100  тысяч  летальных  доз  на  каждого  жителя!  Во-вторых,  обнаруженное  В.А.  Легасовым  на  примере 

чернобыльской аварии слабое место – «человеческий фактор», который никакими техническими средствами подстраховать 

достаточно надежно нельзя. В-третьих, всеобщая неготовность мирового сообщества во всех отношениях и на всех уровнях 

к  небывалой  в  истории  опасности.  В-четвертых,  легкость  и  потрясающая  эффективность  реализации  этой  опасности  при 

непреодолимой трудности ее предотвращения, спасения и реабилитации пораженных людей и местности. 

Поднятые  академиком  В.А.  Легасовым  в  конце  прошлого  века  проблемные  вопросы  безопасности  существования 

человеческой  цивилизации  через  два  десятилетия  не  только  не  утратили  своей  значимости,  напротив,  стали  еще  более 

актуальными. 



1.1. ПОНЯТИЕ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. 

 

Химическая  безопасность  –  это  состояние  защищенности  общества,  каждого  гражданина,  экономики  и  окружающей 

среды  в  пределах  территории  страны  от  негативного  влияния  или  угроз,  вызванных  или  опосредованных  факторами 

химического характера естественного или антропогенного происхождения. 

Понятие «химическая безопасность» рассматривается как одно из производных от понятия «безопасность», которое, согласно 

ГОСТ Р 22.0.02–94 [53], означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от 

внутренних  и  внешних  угроз  или  опасностей.  Авторы  [30]  приводят  определение  химической  безопасности,  которое  в 

несколько  расширенном  виде  имеет  следующую  редакцию.  Под 

химической  безопасностью

  понимается  состояние,  при 

котором  путем  соблюдения  правовых  норм  и  санитарно-гигиенических  правил,  выполнения  инженерно-технических  и 

технологических  требований,  а  также  проведения  соответствующих  организационных  и  специальных  мероприятий 

исключаются  условия  для  химического  поражения  людей,  сельскохозяйственных  животных  и  растений,  загрязнения 

окружающей  природной  среды,  включая  флору  и  фауну,  опасными  химическими  веществами  в  результате  возникновения 

ситуаций,  при  которых  такие  вещества  как  индивидуально,  так  и  в  совокупности  могут  оказывать  различное  по 

продолжительности, 

периодичности, 

качественным 

(номенклатурный 

состав), 

количественным 

(действующие 

концентрации)  и  другим  параметрам  обратимое  (некумулятивное)  либо  необратимое  (кумулятивное)  воздействие  на 

обозначенные живые и неживые объекты биосферы. 

Как  следует  из  приведенного  определения  химической  безопасности,  последняя  характеризует  состояние 

противодействия  определенному  составу  специфических  поражающих  факторов  –  опасных  химических  веществ,  и  в  этом 

состоит  основное  отличие  понятия  «химическая  безопасность»  от  других  видов  техногенной  безопасности,  в  том  числе  от 

понятий: 



 

радиационной безопасности

  (основные  поражающие  факторы  –  радиоактивные  вещества  и  проникающая  радиация. 

Так  как  радиоактивные  вещества,  формально  относящиеся  к  категории  опасных  химических  веществ,  отличаются 

специфическим механизмом физиологического воздействия на организм человека, животных, других объектов фауны, то в 

отношении  противодействия  поражающему  действию  радиоактивных  веществ  проблемные  области  химической 

безопасности и радиационной безопасности практически не совпадают); 



 

биологической  безопасности

  (основные  поражающие  факторы  –  вирусы,  токсины,  патогенные  микроорганизмы, 

болезнетворные бактерии); 



 

пожарной  безопасности

  (основные  поражающие  факторы  –  тепловой  поток,  термическое  излучение,  открытое 

высокотемпературное  пламя  и  искры,  а  также  токсичные  продукты  горения.  Последние  относятся  к  категории  опасных 

химических  веществ,  поэтому  в  отношении  противодействия  поражающему  действию  этого  фактора  проблемные  области 

химической безопасности и пожарной безопасности частично совпадают); 



 

экологической  безопасности

.  По  определению,  данному  в  федеральном  законе  «Об  охране  окружающей  среды» 

[170], «экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от 

возможного  негативного  воздействия  хозяйственной  и  иной  деятельности,  чрезвычайных  ситуаций  природного  и 

техногенного характера, их последствий». В данном определении нет прямого указания на факторы, негативно влияющие на 

природную среду и жизненно важные интересы человека, поэтому экологическая безопасность предполагает необходимость 

противодействия  самым  различным  поражающим  факторам,  в  том  числе  опасным  химическим  веществам.  В  этом 

отношении проблемные области химической безопасности и экологической безопасности совпадают. 

Рассматривая  другие  виды  техногенной  безопасности,  можно  также  подтвердить  специфические  особенности 

«химической  безопасности»,которая  только  в  отдельных  случаях  имеет  частично  совпадающие  проблемные  области  с 

другими разновидностями техногенной безопасности. Основные факторы, определяющие необходимость решения проблем 

обеспечения  химической  безопасности  как  одного  из  важнейших  направлений  укрепления  национальной  безопасности 

Российской Федерации, изложены в «Основах государственной политики …» [202]. 

Состояние  защищенности  общества,  каждого  гражданина,  экономики  и  окружающей  среды  достигается  в  результате 

реализации  государством  комплекса  законотворческих,  организационных,  инженерно-технических,  производственно-

технологических, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение негативных влияний и угроз, а также 

на нейтрализацию и (или) снижение уровня их воздействия. 

Проблемная  область  химической  безопасности  предполагает  обеспечение  противодействия  угрозам  химической 

направленности,  состав  которых  включает  несколько  разновидностей  со  своими  отличительными  признаками  и 

особенностями проявления. 



1.2. СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ  

ХИМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 

 

Основные  положения  социально-экономической  политики  Правительства  Российской  Федерации  на  долгосрочную 

перспективу  в  качестве  приоритетных  направлений  развития  страны  определяют  оздоровление  нации,  улучшение 

социальной  и  экономической  защищенности  граждан  России,  обеспечение  безопасности  личности  перед  лицом  различных 

угроз, к числу которых относится и химическая угроза, а достижение этих целевых установок – как одну из важнейших задач 

государственной  деятельности.  Создание  устойчиво  функционирующей  и  сбалансированной 

национальной  системы 

обеспечения  химической  безопасности

  является  необходимым  условием  стабилизации  и  подъема  экономики,  обеспечения 

целостности страны, повышения уровня жизни ее граждан. 

Анализ  развития  российского  общества  в  последние  15  –  20  лет  свидетельствует  о  появлении  новых  и  обострении 

существовавших внутренних и внешних угроз его безопасности,

 

напрямую связанных со сложившейся в области химической 

безопасности проблемной ситуацией.

 

В 

научно-технической  области  к  внутренним  угрозам

  в  первую  очередь  относятся  снижение  научно-технического 

потенциала страны, в том числе в области химической защиты, что ведет к утрате Россией передовых позиций в этой сфере, 

снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, сокращению доли 

наукоемких производств в общем объеме промышленного производства, понижению технологического уровня специальных 

производств  и  технических  показателей  производимых  изделий,  технологической  зависимости  России  от  ведущих  стран 

Запада. 

Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов обеспечения 

химической  безопасности  граждан  Российской  Федерации,  увеличение  вероятности  техногенных  аварий  во  всех  сферах 

хозяйственной  деятельности  ведут  к  подрыву  оборонного  и  промышленного  потенциала  государства,  делает 

труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы средств химической защиты. 

К 

техногенным

 

химическим угрозам

 прежде всего относятся: 



 

аварии с выбросом АХОВ, в особенности, если они сопровождаются пожарами, в районах проживания населения, в 

результате которых образуются обширные зоны химического заражения; 



 

аварии  на  всех  видах  транспорта,  обеспечивающего  перевозки  опасных  химических  грузов,  с  утечкой  АХОВ  и  их 

попаданием в окружающую среду; 



 

аварии на продуктопроводах (нефть, газ, аммиак и др.) с выбросом токсичных веществ в окружающую среду. 

Усугубляет  возникновение  таких  угроз  повышение  концентрации  потенциально  опасных  объектов  и  сокращение 

санитарно-защитных  зон  вокруг  них  вследствие  застройки,  старения  основных  производственных  фондов,  недостаточной 

эффективности  системы  химической  защиты  населения  и  своевременного  реагирования  на  чрезвычайные  ситуации  на 

региональном и государственном уровнях. 

Существуют  различные  подходы  к  классификации  аварий  на  химически  опасных  объектах.  В  химических  отраслях 

промышленности аварии делят на две категории: 



 

Аварии  категории  1

  –  это  аварии  в  результате  взрывов,  вызывающих  разрушение  технологических  систем, 

инженерных сооружений, вследствие чего полностью или частично прекращается выпуск продукции и для восстановления 

производства требуются специальные бюджетные ассигнования от вышестоящих организаций. 



 

Аварии категории 2

  –  это  аварии,  в  результате  которых  повреждается  основное  или  вспомогательное  техническое 

оборудование,  инженерные  сооружения,  вследствие  чего  полностью  или  частично  прекращается  выпуск  продукции  и  для 

восстановления  ее  производства  требуются  средства,  превышающие  нормативную  сумму,  выделяемую  на  плановый 

капитальный ремонт, но специальные ассигнования вышестоящих организаций не требуются. 

В системе МЧС России классификация химических аварий отражает степень их опасности [31], поэтому она выглядит 

следующим образом: 

частная авария – 

авария, при которой произошла незначительная утечка (выброс) аварийно химически опасных веществ 

(АХОВ); 

объектовая  авария  – 

авария,  связанная  с  утечкой  АХОВ  из  технологического  оборудования  или  трубопроводов. 

Глубина распространения облака АХОВ меньше территории предприятия; 

местная  авария

  –  авария,  связанная  с  разрушением  большой  единичной  емкости  или  склада  АХОВ.  Облако  АХОВ 

достигает  зоны  жилой  застройки,  необходимо  проведение  эвакуации  населения  из  ближайших  жилых  районов  и  других 

аварийно-спасательных мероприятий; 

региональная  авария

  –  авария  со  значительным  выбросом  АХОВ,  при  котором  имеет  место  распространение  облака 

АХОВ в глубь жилых районов; 

глобальная авария

 – авария с полным разрушением всех хранилищ с АХОВ на крупных химически опасных объектах. 

Такая  авария  может  произойти  в  случае  диверсии  в  военное  время,  террористических  действий  в  мирное  время  или  в 

результате стихийного бедствия. 

Сегодня  в  мире  происходят  тысячи  химических  аварий  при  производстве,  хранении,  транспортировке  АХОВ.  В 

последние  годы  мелкие  аварии  на  производстве  стали  практически  нормой  жизни.  Так,  в  химической  и  нефтехимической 

отраслях  промышленности  России  ежегодно  происходит  около  1500  аварий,  связанных  с  утечками  взрывоопасных  и 

токсичных продуктов из технологических систем, возгораниями, взрывами, сбросами загрязняющих веществ в водоемы [1]. 

Наибольшее число аварий в мире и в России происходит на предприятиях, производящих или хранящих хлор, аммиак, 

минеральные  удобрения,  гербициды,  продукты  органического  и  нефтехимического  синтеза  [68  –  72].  В  газовой 

промышленности  опасными  являются  объекты,  осуществляющие  хранение  и  переработку  сероводородсодержащего  газа  и 

стабильного газового конденсата, содержащего серный ангидрид. В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности 

используются хлор, аммиак, окись этилена и углеводороды, получаемые крекингом нефтепродуктов. 

В  Российской  Федерации  в  настоящее  время  функционирует  свыше  10  тыс.  потенциально  опасных  химических 

объектов,  относящихся  к  топливно-энергетическому  комплексу,  цветной  и  черной  металлургии,  химической,  целлюлозно-

бумажной, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70% из них расположены  в 146 

городах  с  населением  более  100  тыс.  человек)  [97].  Кроме  того,  насчитывается  около  8  тыс.  пожаро-  и  взрывоопасных 

объектов, чрезвычайные ситуации на которых характеризуются появлением вторичных поражающих факторов, связанных с 

выбросами  большого  количества  аэрозолей  и  газообразных  токсичных  химических  веществ.  Подавляющее  большинство 

этих опасных объектов было построено и введено в эксплуатацию 40 – 50 лет назад. При нормативных сроках эксплуатации 

до  15  лет  химико-технологическое  оборудование  к  настоящему  времени  многократно  выслужило  свои  сроки,  морально 

устарело и физически изношено. 

На территории Российской Федерации эксплуатируются более 200 тыс. км магистральных трубопроводов. При среднем 

нормативном  сроке  службы  магистральных  трубопроводов  20  лет  12%  трубопроводов  находятся  в  эксплуатации  более  35 

лет,  еще  32%  –  более  20  лет.  Оборудование  за  время  экономических  реформ  практически  не  обновлялось,  а 

амортизационные средства по предназначению на практике не использовались. 

За  счет  аварийного  разрушения  химически  опасных  объектов  возможно  образование  обширных  зон  химического 

заражения  –  до  22  тыс.  км

2

  [68  –  72,  97].  При  этом  наиболее  сложные  чрезвычайные  ситуации  могут  возникнуть  в 

административно-промышленных  центрах.  Всего  в  зонах  повышенной  химический  опасности  проживает  около  трети 

населения России (44 млн. человек). 

Несмотря на то, что практически на всех химически опасных объектах Российской Федерации функционируют системы 

обнаружения  аварий  (автоматические  или  автоматизированные),  полной  гарантии  своевременного  обнаружения  утечки 

токсичных  химических  веществ  не  существует,  так  как  контроль  за  обнаружением  аварий  по-прежнему  осуществляется 

путем  постоянного  или  периодического  наблюдения  должностными  лицами  за  показаниями  соответствующих  приборов, 

выбросами,  проливами  и  другими  аномальными  явлениями  и  факторами,  где  решающая  роль  отводится  человеческому 

фактору. Кроме того, в настоящее время на объектах имеется значительная доля морально и физически устаревших систем 

обнаружения аварий. 

Вместе  с  тем,  как  показывают  прогнозные  оценки  на  ближайшую  перспективу,  тенденция  повышения  вероятности 

химических аварий в Российской Федерации будет сохраняться [97]. Предпосылками к этому являются: 



 

высокий  и  продолжающий  прогрессировать  износ  основных  производственных  фондов  (в  среднем  –  75%), 

достигающий на ряде предприятий 90% (так называемые постиндустриальные риски); 



 

крупные  структурные  изменения  в  экономике  страны,  приведшие  к  остановке  ряда  опасных  производств, 

нарушению хозяйственных связей и сбоям в технологических цепочках; 



 

рост  сложных  производств,  использующих  технологические  циклы  с  высокой  концентрацией  энергии  и  опасных 

веществ; 



 

падение технологической и производственной дисциплины, уровня квалификации технического персонала; 



 

накопление отходов производства, опасных для окружающей среды; 



 

снижение требовательности и эффективности работы надзорных органов; 



 

высокая концентрация населения, проживающего вблизи потенциально опасных промышленных объектов; 



 

отсутствие  или  недостаточный  уровень  предупреждающих  мероприятий,  способных  уменьшить  масштабы 

последствий химических аварий и снизить риск их возникновения; 



 

недостаточный  уровень  обеспеченности  персонала  опасных  объектов  и  населения  технически  пригодными 

средствами  индивидуальной  и  коллективной  защиты  (в  том  числе  их  резервных  запасов),  отсутствие  знаний  и  навыков 

применения указанных средств в чрезвычайных ситуациях; 



 

недостаточная законодательная и нормативная база; 



 

наметившаяся  в  последние  годы  тенденция  к  увеличению  объемов  химического  производства,  переход  к  работе  с 

полной нагрузкой крупнейших химических комплексов страны, увеличение объема перевозок и хранения опасных веществ; 



 

стремление иностранных государств и фирм к инвестированию вредных производств на территории России; 



 

возрастание  вероятности  террористических  актов  на  химически  опасных  производствах,  а  также  применение 

террористами высокотоксичных химических веществ. 

Потенциально опасные химические объекты находятся в ведении не только гражданских отраслей промышленности, но 

и в системе силовых министерств. 

Во 

внешней  военной  сфере

  особую  угрозу  химической  безопасности  страны  представляет  все  еще  сохраняющаяся 

возможность применения качественно новых образцов химического оружия в межгосударственных конфликтах, философия 

бесконтактной  войны,  связанная  с  использованием  физиологически  активных  химических  веществ  и  нанесения 

непоправимого  ущерба  (поражения)  незащищенному  населению  любого  государства,  а  также  проработка  путей  обхода 

существующей Конвенции по химическому оружию [96]. 

В последние годы особую значимость приобретает 

террористическая угроза

.

 

Международный терроризм ставит новые 

задачи по возможному использованию химического оружия и его элементов для достижения своих целей. Террористические 

группировки получают значительную финансовую поддержку для деструктивной деятельности и вполне могут приобрести и 

реализовать  на  практике  технологии  изготовления  боевых  отравляющих  веществ,  психотропных  ядов,  других  опасных 

химических  продуктов,  в  том  числе  новых  токсичных  химических  веществ,  предназначенных  для  боевого  применения  в 

качестве компонентов химического оружия [7, 300]. 

Ситуация обостряется еще и тем, что в ряде государств все более утрачивается контроль за перемещением компонентов 

химического  оружия,  тем  самым  увеличивается  вероятность  международных  и  региональных  террористических  актов  с 

массовым  поражением  незащищенного  населения.  Риск  оказаться  под  воздействием  химического  оружия  возрастает  в 

отношении  гражданского  населения  страны,  особенно  с  учетом  известной  «прозрачности»  государственных  границ  на 

южных  рубежах  России.  Одновременно  с  этим  международный  терроризм  ставит  новые  задачи  по  возможному 

использованию химического оружия. 

Трагические  события  в  Нью-Йорке  и  Вашингтоне  в  сентябре  2001  г.  способствовали  глубокому  осознанию  мировым 

сообществом  угрозы масштабных терактов. Вместе с тем, по мнению экспертов,  людские потери, разрушения и паника во 

время  этих  событий  были  минимальными  по  сравнению  с  теми  последствиями,  которые  могло  бы  вызвать  применение 

террористами оружия массового уничтожения. 

Анализ  мировой  практики  борьбы  с  терроризмом  показывает,  что  наиболее  привлекательными  мишенями  для 

террористических проявлений служат зоны высокой концентрации населения, в первую очередь крупные административно-

промышленные  центры,  которые  насыщены,  как  правило,  большим  числом  опасных  производств.  Это  в  значительной 

степени  увеличивает  опасность  возникновения  крупномасштабных  техногенных  аварий  и  катастроф  и  существенно 

повышает эффективность любой акции терроризма, нередко маскируемой под такие события [3, 249, 273]. Так, в результате 

террористического акта в токийском метро с применением 3 кг смеси зарина с ацетонитрилом пострадало 5,5 тыс. человек. 

Из них госпитализировано 80, погибло 10. Власти вынуждены были проводить специальную обработку 16 станций на трех 

линиях метрополитена [25, 373, 411]. 

Заключенные  в  хозяйственных  объектах  и  технологиях  потенциальные  разрушительные  силы  создают  объективную 

основу для целенаправленного использования их в качестве источников повышенной опасности, разрушение или нарушение 

нормальных  условий  функционирования  которых  по  последствиям  воздействия  на  население  сопоставимо  с  оружием 

массового уничтожения. 

Таким  образом,  на  современном  этапе  развития  методов  террористического  воздействия  следует  с  большой 

вероятностью  ожидать  перехода  от  непосредственного  применения  ядерного,  химического  и  биологического  оружия  к 

целенаправленному  инициированию  техногенных  процессов  на  опасных  объектах  с  выделением  вторичных  поражающих 

факторов  радиационной,  химической  и  биологической  природы,  которые  могут  перерасти  в  катастрофы  национального 

масштаба.  

В  их  числе  объекты  ядерно-энергетического,  оружейного,  химико-технологического  и  биотехнологического  комплексов. 

Причем,  если  проблемам  техногенной  безопасности  и  физической  защиты,  а,  следовательно,  и  антитеррористической 

устойчивости  объектов  первых  двух  категорий  уделяется  значительное  внимание,  то  химически  и  биологически  опасные 

производства и технологии незаслуженно оказываются вне поля зрения соответствующих органов исполнительной власти. 

В  этой  связи  в  соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации  от  13  сентября  2004  г.  №  1167  [157] 

предусматривается,  в  дополнение  к  ранее  предписанным  мерам  [155],  принятие  неотложных  мер  по  предупреждению  и 

предотвращению  террористических  проявлений,  связанных  с  применением  или  угрозой  применения  токсичных, 

сильнодействующих и ядовитых веществ. 

К  основным  химическим  составляющим 

экологической

  угрозы,  в  том  числе  и  для  состояния  здоровья  населения 

России, могут быть отнесены: 



 

критическое  состояние  атмосферного  воздуха,  рост  до  опасных  пределов  содержания  в  нем  ряда  токсичных 

химических веществ (оксидов азота, серы, оксида и диоксида углерода и др.); 



 

недопустимо  высокий  уровень  загрязненности  почвы  твердыми  отходами,  деструкция  которых  под  воздействием 

природных факторов способствует образованию химически опасных вторичных продуктов; 



 

техногенное  загрязнение  гидросферы  вследствие  аккумулирования  в  ней  вредных  компонентов  промышленных 

сбросов предприятий; 



 

техногенное  загрязнение  литосферы  вследствие  отсутствия  эффективных  технологий  утилизации  химических 

промышленных и бытовых отходов. 

Представленный спектр угроз свидетельствует о том, что проблема обеспечения химической безопасности Российской 

Федерации  относится  к  категории 

комплексных

,

  многофакторных  и  многокритериальных

.  Каждая  из  ее  составляющих 

представляет  собой  самостоятельное  направление.  Вместе  с  тем,  достижение  конечной  цели  –  обеспечение  химической 

безопасности  на  национальном  уровне  –  может  быть  реализовано  только  в  результате  эффективного  и  программно-

скоординированного решения каждой из проблемных задач. 

Актуальность  комплексного  подхода  к  проблемам  национальной  безопасности  и  особенности  понятийного  аппарата 

комплексной системы безопасности рассматриваются авторами [90]. По их определению, комплексная система безопасности 

– это объединение в едином информационном поле отраслевых, государственных и муниципальных систем и их элементов 

(правового, нормативного, административного, организационного, технического, инженерного, материального, финансового 

и иного характера), направленных на повышение защищенности и устойчивости функционирования объектов и территорий в 

зоне их влияния при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими акциями, а 

также наличие органов управления, сил и средств, обеспечивающих функционирование комплексной системы безопасности. 

В аспекте данного определения 

комплексная система химической безопасности

 может рассматриваться как частный случай 

комплексной системы безопасности. 


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей