С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Zi5iAZwJ_4g.jpg, f1sfpeleriny.pdf, 5pDUXpK4OX8.jpg, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_SIZOD.xls, Metodicheskie_rekomendatsii_po_takticheskoy_ventil.docx, F1SF_buklet_ATO.pdf, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_po_TATKIChESKOJ_VENTIL.pdf, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_v_SIZOD_2.xlsx, Obosnovanie_togo_chto_pozharnye_raschety_raboty_v.doc и ещё 14 файл(а). Показать все связанные файлы Глава 4
ЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ
ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Элементный состав КСХБ, с дифференцированным подходом к их наполнению в зависимости от уровня системы, в
общем случае включает следующие основные составляющие: организационную, нормативную, техническую, научно-
производственную, медицинскую, информационно-аналитическую, контрольную, кадровую и образовательную.
Организационная составляющая КСХБ обеспечивает сбалансированное, оперативное, многофакторное и
эффективное взаимодействие всей совокупности элементов КСХБ, функционально направленных на решение
специфических вопросов химической безопасности в следующих областях: управления, юридической, нормативной,
кадровой, контрольной, информационно-аналитической, технической, научно-производственной, ресурсного обеспечения,
медицинской, образовательной и других. В зависимости от уровня КСХБ организационной составляющей функционально
обеспечивается взаимодействие элементов КСХБ данного уровня (горизонтальное взаимодействие), а также взаимодействие
с однородными и/или разными по назначению элементами КСХБ более низкого и более высокого уровня (вертикальное
взаимодействие).
Основой организационной составляющей КСХБ является информационно-аналитический центр и его персонал.
Нормативная составляющая КСХБ различных уровней представляет собой следующую совокупность нормативных
документов в области химической безопасности, внедрение и выполнение требований которых обеспечивают решение задач
химической безопасности:
−
федеральное/региональное законодательство в части, касающейся юридических вопросов обеспечения химической
безопасности объектов и субъектов химической опасности;
−
ведомственные нормативные документы, касающиеся юридических вопросов обеспечения химической безопасности
объектов и субъектов химической опасности;
−
технологические регламенты в части вопросов обеспечения химической безопасности объектов и субъектов
химической опасности;
−
национальные стандарты РФ в части вопросов обеспечения химической безопасности объектов и субъектов
химической опасности;
−
нормативные документы административно-территориальных образований, касающиеся юридических вопросов
обеспечения химической безопасности объектов и субъектов химической опасности по территориальной принадлежности;
−
стандарты и другие внутренние нормативные документы опасных производственных объектов (предприятий) в
части вопросов обеспечения химической безопасности технологических процессов и промышленного/непромышленного
персонала, включая:
проектную, конструкторскую и технологическую документацию на действующие технологические процессы с
участием опасных химических веществ;
сертификаты соответствия, стандарты, технические условия, паспорта безопасности опасных химических веществ;
декларации безопасности опасных производственных (химических) объектов;
проекты предельно допустимых выбросов, сбросов, складирования опасных твердых производственных отходов;
паспорта экологической безопасности объектов;
объектовые правила и инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии,
химического мониторинга;
планы ликвидации аварий (состав объектовых/внеобъектовых сил и средств, взаимодействие со структурами КСХБ
территориального уровня, оценка масштаба и прогноз развития ЧС, организация проведения спасательных и аварийно-
восстановительных работ и другие мероприятия);
−
объектовая тактика обеспечения химической безопасности;
−
положения и инструкции по организации аварийной индивидуальной и коллективной защиты персонала объекта в
условиях чрезвычайной ситуации (оповещение, применение технических средств, эвакуация (в том числе в объектовые
защитные сооружения), медицинская помощь);
−
положения об объектовых аварийно-спасательных формированиях (АСФ);
−
нормы обеспечения промышленного и вспомогательного персонала, личного состава объектовых АСФ средствами
химической защиты/разведки, правила и инструкции по их применению;
−
нормы медицинского обеспечения объекта;
−
другая нормативная документация.
Техническая составляющая КСХБ различных уровней представляет собой совокупность материально-технических
ресурсов, использование которых обеспечивает решение профильных задач химической безопасности.
Техническая составляющая КСХБ
опасных производственных объектов
(в соответствии с классификационными
признаками по п. 2.1) включает:
−
технические средства обеспечения химической безопасности опасных производственных процессов (контроль,
управление, аварийное отключение);
−
технические средства мониторинга/разведки химической обстановки;
−
технические средства химической защиты промышленного персонала и персонала объектовых аварийно-
спасательных формирований;
−
средства связи/информационного обеспечения;
−
технические средства нейтрализации опасных химических веществ; −
противопожарные средства, оборудование, инвентарь;
−
инженерные средства (в том числе аварийного энергообеспечения);
−
транспорт (в том числе специальный);
−
медико-технические средства химической защиты и реабилитации;
−
технические средства обучения и тренировки действиям в условиях ЧС.
Техническая составляющая КСХБ
объектов непроизводственной сферы и немотивированных источников химической
опасности
1
включает:
−
технические средства мониторинга/разведки химической обстановки;
−
технические средства химической защиты персонала объекта и иных субъектов химической опасности, временно
пребывающих на территории объекта – см. п. 2.1);
−
средства связи/информационного обеспечения;
−
противопожарные средства, оборудование, инвентарь;
−
транспорт;
−
медико-технические средства химической защиты и реабилитации;
−
технические средства обучения и тренировки действиям в условиях ЧС.
Техническая составляющая КСХБ территориального уровня включает, наряду с элементами технической составляющей
объектов, расположенных на территории данного административно-территориального образования, также законодательно
определенные для территориального уровня КСХБ резервные ресурсы технических средств, предназначенные для решения
дополнительных (на внеобъектовом уровне) задач обеспечения химической безопасности административно-
территориального образования, в следующем номенклатурном составе:
−
технические средства территориального мониторинга/разведки химической обстановки;
−
технические средства химической защиты гражданского населения, не включенного в состав субъектов химической
опасности объектов, и персонала территориальных (внеобъектовых) формирований, предназначенных для решения задач по
обеспечению химической безопасности на соответствующем уровне;
−
средства связи/информационного обеспечения;
−
противопожарные средства и оборудование;
−
инженерные средства (в том числе аварийного энергообеспечения);
−
транспорт (в том числе специальный);
−
медико-технические средства химической защиты и реабилитации;
−
аварийный продовольственный резерв;
−
аварийный топливный резерв.
−
технические средства обучения и тренировки действиям в условиях ЧС для гражданского населения, не
включенного в состав субъектов химической опасности объектов (гл. 4).
Кроме того, техническая составляющая КСХБ территориального уровня включает технические средства
двойного
(основного и аварийного)
назначения
инфраструктуры административно-территориального образования, которые могут
быть задействованы в целях обеспечения его химической безопасности.
Техническая составляющая КСХБ регионального уровня включает, наряду с элементами технической составляющей
административно-территориальных образований (гл. 4), расположенных на территории данного региона, также
законодательно определенные для регионального уровня КСХБ резервные и централизованные ресурсы
технических
средств, предназначенные для решения дополнительных (на региональном уровне) задач обеспечения химической
безопасности, в следующем номенклатурном составе:
−
технические средства регионального мониторинга/разведки химической обстановки;
−
технические средства химической защиты гражданского населения различных возрастных, профессиональных и
социальных групп и персонала региональных формирований, предназначенных для решения задач по обеспечению
химической безопасности на соответствующем уровне;
−
средства связи/информационного обеспечения;
−
противопожарные средства;
−
инженерные средства (в том числе аварийного энергообеспечения);
−
транспорт регионального радиуса действия (в том числе специальный);
−
медико-технические средства химической защиты и реабилитации в комплектации региональных мобильных
медицинских отрядов;
−
аварийный продовольственный резерв на мобильной платформе;
−
аварийный топливный резерв на мобильной платформе.
Техническая составляющая КСХБ федерального уровня включает законодательно определенные для регионального
уровня КСХБ резервные и централизованные ресурсы
технических средств, предназначенные для обеспечения решения
задач химической безопасности на федеральном уровне, в следующем номенклатурном составе:
−
технические средства глобального мониторинга/разведки химической обстановки;
−
технические средства химической защиты гражданского населения различных возрастных, профессиональных и
социальных групп и персонала формирований федерального подчинения, предназначенных для решения задач по
обеспечению химической безопасности на всех уровнях КСХБ;
1
Под немотивированными источниками химической опасности подразумеваются места массового пребывания людей, которые могут
стать объектами террористических действий с применением токсичных веществ и/или элементов химического оружия.
−
средства связи/информационного обеспечения;
−
инженерные средства (в том числе аварийного энергообеспечения);
−
транспорт дальнего радиуса действия (в том числе специальный);
−
медико-технические средства химической защиты и реабилитации в комплектации федеральных мобильных
медицинских формирований;
−
аварийный продовольственный резерв на мобильной платформе;
−
аварийный топливный резерв на мобильной платформе.
Технические составляющие КСХБ территориального, регионального и федерального уровней имеют типовую
структуру и формируются по аналогии с техническими составляющими РСЧС соответствующих уровней, могут
рассматриваться как составные части технических составляющих РСЧС, дополненные в целях решения специфических задач
обеспечения химической безопасности. Техническая составляющая КСХБ объектового (локального) уровня имеет
оригинальную структуру и качественно-количественную комплектацию, адекватную специфическим особенностям
конкретного опасного химического объекта, конкретного объекта непроизводственной сферы и конкретного
немотивированного источника химической опасности.
Особенностью научно-производственной составляющей КСХБ является то, что для нее нет градации по уровням
КСХБ, а ее функционирование в конечном итоге направлено на материально-техническое обеспечение КСХБ всех уровней.
Основу данной составляющей представляют научные, проектные и производственные предприятия (НПП-комплекс), в
область компетенции которых входит решение всего спектра вопросов создания материально-технической базы КСХБ – от
научно-теоретического обоснования требований к техническим средствам и системам химической (и совмещенной с ней
медицинской) защиты и разведки, химического мониторинга и до промышленного выпуска этих технических средств
необходимого номенклатурного состава и в требуемых объемах для каждого номенклатурного вида (по п. 2.8).
При создании технических средств и систем химической (медико-химической) защиты, разведки, мониторинга научные
предприятия НПП-комплекса руководствуются исходными данными, определяющими принципы построения КСХБ,
рассмотренными в главе 2. Они обеспечивают проведение на регулярной основе системного анализа современных и
прогнозируемых угроз химической направленности и обусловливающих их поражающих факторов, тенденций развития
последних и технологий противодействия им, а также тенденций развития технических средств, реализующих технологии
химической защиты и разведки, формулируют и обосновывают цели и задачи химической защиты и разведки в самых
различных аспектах функционирования КСХБ. Разработка технических средств и систем должна производиться в рамках
дифференцированного подхода к субъектам химической защиты (по п. 2.2) и с учетом особенностей источников (объектов)
химической опасности (по п. 2.1).
В сферу деятельности научных предприятий входит также проведение всесторонних исследований и испытаний
создаваемых технических средств и систем, организация и проведение их стандартизации и сертификации, научно-
техническое сопровождение промышленного выпуска разработанных изделий.
Самостоятельным направлением деятельности научных предприятий НПП-комплекса является организация и развитие
научной кооперации с академической и вузовской наукой в целях, с одной стороны, внедрения новейших научных
результатов, получаемых при проведении профильными академическими и другими НИИ фундаментальных исследований в
области химической защиты и разведки, с другой стороны – в целях подготовки квалифицированных научных и инженерных
кадров, в том числе высшей квалификации, для предприятий НПП-комплекса.
Проектные организации НПП-комплекса обеспечивают проектирование технологических линий, нестандартного
технологического оборудования, инфраструктурных коммуникаций и, в необходимых случаях, разрабатывают проекты
модернизации, обновления, расширения существующих и создания новых производственных мощностей для промышленного
выпуска средств и систем химической защиты и разведки, проекты технического перевооружения научно-исследовательской и
испытательной базы НИИ и заводов НПП-комплекса.
Промышленные предприятия НПП-комплекса обеспечивают внедрение и серийный выпуск полного номенклатурного
ряда средств и систем химической защиты и разведки в объемах, необходимых для нормального функционирования КСХБ
различных уровней, в том числе для формирования и системного освежения запасов технических средств. Программа
выпуска средств и систем химической защиты и разведки определяется централизованными государственными заказами на
их поставку от руководящих структур КСХБ, заказами предприятий-объектов химической опасности и приравненных к ним
объектов, а также заказами ведомственных структур, формально не входящих в состав КСХБ, но решение закрепленных
функциональных задач которыми предполагает использование рассматриваемых технических средств. Портфели заказов
всеми обозначенными структурами формируются на основании действующих нормативных документов (от объектового до
федерального уровня) и программ их оснащения и переоснащения (освежения) средствами и системами химической защиты
и разведки.
Медицинская составляющая КСХБ различных уровней обеспечивает решение вопросов предаварийной
(превентивной), аварийной и поставарийной (лечебной, реабилитационной) защиты субъектов химической опасности с
использованием соответствующих медико-технических средств и иных ресурсов в структуре элементов КСХБ.
Информационно-аналитическая составляющая КСХБ различных уровней представляет собой совокупность
информационных ресурсов, программных продуктов, методических и технических средств для их целевой обработки и
трансляции, для отображения в необходимых форматах и тиражирования результатов анализа, использование которых
обеспечивает решение профильных задач химической безопасности.
Информационно-аналитическая составляющая КСХБ обеспечивает на соответствующем уровне:
−
инициирование генерации, прием, сбор и систематизацию входящей целевой информации (исходные данные в
соответствии с главой 2, текущая (мониторинг) информация по источникам (объектам) и субъектам химической опасности,
состояние базовых элементов КСХБ, другая входящая информация);
−
автоматизированную обработку и анализ входящей (переменной) информации в соответствии с критериями
нормативной (условно- постоянной) базы данных с последующим выходом на качественно-количественную оценку
химической ситуации (обстановки), определением степени ее пространственно-временной устойчивости/нестабильности;
− выработку предложений по корректирующим действиям для принятия соответствующих управленческих решений в отношении элементов КСХБ. Контролирующая составляющая КСХБ различных уровней обеспечивает оперативный контроль по горизонтали (на уровне данной КСХБ) и по вертикали (на разных уровнях КСХБ) качества, полноты и своевременности выполнения корректирующих действий в отношении различных элементов комплексной системы, решение о проведении которых принято по результатам качественно-количественной аналитической и экспертной оценки химической ситуации (обстановки), определения степени ее пространственно-временной устойчивости/нестабильности и с учетом других значащих факторов. Кадровая составляющая КСХБ различных уровней обеспечивает функционирование всех элементов системы в целях решения профильных задач химической безопасности и представлена специалистами необходимой квалификации. Номенклатурный состав профессий, количество специалистов и их профессиональный уровень определяются конкретным составом решаемых задач и выполняемых функций каждым элементом КСХБ соответствующего уровня. Кадровая составляющая КСХБ объектового (локального) уровня включает персонал объектовых аварийно- спасательных формирований, команд, расчетов и других групп профессиональных спасателей, медицинских работников и работников других специальностей, решающих задачи обеспечения химической безопасности объекта. Кадровая составляющая КСХБ более высокого уровня обеспечивает взаимодействие с персоналом аварийно- спасательных формирований, команд, расчетов и других групп профессиональных спасателей, медицинских работников и работников других специальностей, подведомственных и структурно входящих в состав РСЧС территориального, регионального и федерального уровней, при решении последними законодательно определенных задач защиты населения и территорий в части вопросов химической защиты (превентивной, аварийной и поставарийной). Образовательная составляющая КСХБ различных уровней обеспечивает: − подготовку и переподготовку профессионального кадрового состава элементов системы; − подготовку и переподготовку профессионального кадрового состава объектовых аварийно-спасательных формирований, команд, расчетов и других групп профессиональных спасателей, медицинских работников и работников других специальностей, решающих задачи обеспечения химической безопасности объекта, в том числе с проведением учебно-тренировочных сборов, объектовых учений и других практических мероприятий; − подготовку и переподготовку субъектов химической опасности объектового (локального) и территориального уровня в области тактики действий в условиях ЧС химической направленности, приемов защиты и самозащиты от воздействия поражающих факторов химической природы, других специальных знаний; − разработку, внедрение и тиражирование учебно-методических материалов, обучающих программ, технических средств обучения и тренировки в области обеспечения химической безопасности, ориентированных как на профессиональный кадровый состав КСХБ, так и на субъекты химической опасности различных возрастных, профессиональных и социальных групп; − формирование, оснащение и эксплуатацию образовательных и учебно-тренировочных объектов (центров). перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |