Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Архив карточек АХОВ - putin-a. С а м а р и н


Скачать 11.11 Mb.
НазваниеС а м а р и н
Родительский файлArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
АнкорArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
Дата30.11.2016
Размер11.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАрхив карточек АХОВ - putin-a.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#7322
страница8 из 23
Каталог3rebraОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Полное содержание архива Arkhiv_kartochek_AKhOV.rar:
1. Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
1839.1 Киб.
Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
2. Архив карточек АХОВ - GOST-12-1-005-88.pdf
1043.29 Киб.
Стандартов безопасности
3. Архив карточек АХОВ - Klassy_opasnyh_gruzov.pdf
1096.49 Киб.
Классы опасных грузов
6. Архив карточек АХОВ - putin-a.pdf
11373.08 Киб.
С а м а р и н
7. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 1. АЗОТА ДИОКСИД.doc
159 Киб.
Азота диоксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
9. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 11. ВОДОРОД МЫШЬЯКОВИСТЫЙ (Арсин).doc
112 Киб.
Водород мышьяковистый (арсин) класс токсической опасности– 1
12. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 14. ВОДОРОД ЦИАНИСТЫЙ (Синильная к-та).doc
137 Киб.
Водород цианистый (синильная к-та) класс токсической опасности – 1
13. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 15. Диметиламин.doc
110.5 Киб.
Диметиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0260
14. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 16. Метил бромистый.doc
149 Киб.
Метил бромистый класс токсической опасности – 1
17. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 19. Метиламин.doc
111 Киб.
Метиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0178
18. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 2. АЗОТА ОКСИД.doc
158.5 Киб.
Азота оксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
19. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 20. Метилмеркаптан (метантиол).doc
122 Киб.
Метилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0299
20. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 21. РТУТЬ.doc
130.5 Киб.
Ртуть класс токсической опасности – 1 icsc: 0056
21. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 22. СЕРОВОДОРОД.doc
135.5 Киб.
Сероводород класс токсической опасности – 2 icsc: 0165
22. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 23. Сероуглерод.doc
143.5 Киб.
Сероуглерод класс токсической опасности – 2 icsc: 0022
23. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 24. Триметиламин.doc
112.5 Киб.
Триметиламин класс токсической опасности – 3 icsc: 0206
24. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 25. Формальдегид.doc
141 Киб.
Формальдегид класс токсической опасности – 2 icsc: 0275
25. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 26. ФОСГЕН.doc
121.5 Киб.
Фосген класс токсической опасности
26. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 27. Фосфор треххлористый.doc
117.5 Киб.
Фосфор треххлористый
27. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 28. ФТОР.doc
138.5 Киб.
Фтор класс токсической опасности
28. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 29. ХЛОР.doc
136.5 Киб.
Хлор класс токсической опасности
29. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 3. АКРИЛОНИТРИЛ.doc
131.5 Киб.
Акрилонитрил класс токсической опасности – 2 icsc: 0092
30. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 30. Хлорокись фосфора.doc
124.5 Киб.
Хлорокись фосфора
31. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 31. Хлорпикрин.doc
99 Киб.
Хлорпикрин класс токсической опасности – 2
32. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 32. Хлорциан.doc
135.5 Киб.
Хлорциан класс токсической опасности – 1
33. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 33. ЭТИЛЕНА ОКИСИД.doc
137.5 Киб.
Этилена окисид класс токсической опасности – 2 icsc: 0155
34. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 34. ЭТИЛЕНИМИН.doc
118 Киб.
Этиленимин класс токсической опасности – 1
35. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 35. ЭТИЛЕНСУЛЬФИД.doc
131 Киб.
Этиленсульфид класс токсической опасности – 1
36. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 36. Этилмеркаптан (Этантиол).doc
142 Киб.
Этилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0470
37. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 4. АКРОЛЕИН.doc
123 Киб.
Акролеин класс токсической опасности – 2 icsc: 0090
38. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 5. АММИАК.doc
119 Киб.
Аммиак (безводный) класс токсической опасности – 4 icsc: 0414
39. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 6. АНГИДРИД СЕРНИСТЫЙ.doc
122 Киб.
Ангидрид сернистый
40. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 7. Ацетонитрил.doc
114 Киб.
Ацетонитрил класс токсической опасности – 3 icsc: 0088
41. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 8. Ацетонциангидрин (ЦИАНОГИДРИН АЦЕТОНА).doc
99 Киб.
Ацетонциангидрин класс токсической опасности – 2 icsc: 0611
42. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 9. БЕНЗОЛ.doc
126.5 Киб.
Бензол класс токсической опасности – 2 icsc: 0015
44. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - Соляная кислота - Соляная кислота.doc
71 Киб.
Хлористый водород класс токсической опасности – 3 icsc: 0163
45. Архив карточек АХОВ - Прогнозирование последствий аврий АХОВ.pdf
324.49 Киб.
Высшего профессионального образования «воронежский государственный университет» прогнозирование последствий аварий с выбросом
46. Архив карточек АХОВ - РД 52.04.253-90 по Методика расчёта СДЯВ.doc
423 Киб.
Штаб гражданской обороны СССРОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Zi5iAZwJ_4g.jpg, f1sfpeleriny.pdf, 5pDUXpK4OX8.jpg, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_SIZOD.xls, Metodicheskie_rekomendatsii_po_takticheskoy_ventil.docx, F1SF_buklet_ATO.pdf, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_po_TATKIChESKOJ_VENTIL.pdf, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_v_SIZOD_2.xlsx, Obosnovanie_togo_chto_pozharnye_raschety_raboty_v.doc и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23
Глава 5 



СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ  

КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ  

ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 





5.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ КСХБ 

 

При  формировании  структуры  КСХБ  необходимо  учитывать  два  основных  критерия.  Во-первых,  существование  в 

России  Единой  государственной  системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  (РСЧС)  [29,  214,  279], 

которая  может  являться  базой  для  большинства  элементов  КСХБ.  Во-вторых,  объективное  существование  специфических 

особенностей  химической  опасности  и  технологий  ее  нейтрализации  в  самом  широком  смысле  этого  слова.  Другими 

словами,  структура  КСХБ  должна  являться  логическим  продолжением  и  развитием  существующих  и  формирующихся 

подсистем  национальной  безопасности  в  других  областях,  но  в  направлении  противодействия  современным  угрозам  и 

поражающим факторам химической природы. Одним из примеров такой подсистемы является Функциональная подсистема 

контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами РСЧС [173]. 

КСХБ  территориального,  регионального  и  федерального  уровней  должны  иметь  типовую  структуру  и  формироваться 

по аналогии со структурой РСЧС или быть организационно и функционально обозначенной или выделенной (обособленной) 

подструктурой  РСЧС,  находящейся  в  максимально  тесном  взаимодействии  с  другими  ее  структурными  единицами. 

Делегированная «химической» подсистеме РСЧС организационная и функциональная самостоятельность должна обеспечивать 

более  полное,  разноплановое  и  эффективное  решение  специфических  проблем,  обусловленных  химической  опасностью. 

Вместе с тем, ее взаимодействие с другими структурными единицами РСЧС должно осуществляться на принципах и с учетом 

взаимного  дополнения  функционального  и  ресурсного  потенциала,  возможности  маневрирования  ресурсами  всех  видов  при 

решении  конкретных  задач  в  случае  угрозы  возникновения  или  в  условиях  ЧС  различной  направленности  с  получением 

положительного синергетического эффекта такого взаимодействия. 



5.2. ПРОЦЕСС ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КСХБ 

 

Процесс  деятельности  в  области  обеспечения  химической  безопасности  реализуется  в  рамках  РСЧС,  под  которой  в 

настоящее  время  понимается  единая  система,  объединяющая  органы  управления,  силы  и

 

средства  федеральных  органов 

исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органов  местного 

самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий 

от  чрезвычайных  ситуаций,  и  осуществляющая  свою  деятельность  в  целях  выполнения  задач,  предусмотренных 

федеральным законодательством. 

Постоянно действующими органами управления РСЧС и, соответственно, КСХБ, являются: 



 

на федеральном  уровне

  –  МЧС  России,  структурные  подразделения  федеральных  органов  исполнительной  власти, 

специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 



 

на  региональном  уровне

  –  региональные  центры  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и 

ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры); 



 

на  территориальном  и  местном  уровнях

  –  соответствующие  органы,  специально  уполномоченные  решать  задачи 

гражданской  обороны  и  задачи  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  на  территориях  субъектов 

Российской  Федерации  и  территориях  муниципальных  образований  (органы  управления  по  делам  гражданской  обороны  и 

чрезвычайным ситуациям); 



 

на  объектовом  уровне

  –  структурные  подразделения  или  работники  организаций,  специально  уполномоченные 

решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 

Повседневное управление КСХБ осуществляется через профильные структурные подразделения органов повседневного 

управления  РСЧС  соответствующего  уровня,  в  область  компетенции  и  ответственности  которых  входят  вопросы 

обеспечения химической безопасности. На федеральном уровне профильные структурные подразделения КСХБ включаются 

в  центры  управления  в  кризисных  ситуациях,  информационные  центры,  дежурно-диспетчерские  службы  федеральных 

органов  исполнительной  власти,  на  региональном  уровне  –  в  центры  управления  в  кризисных  ситуациях  региональных 

центров,  на  территориальном  уровне  –  в  центры  управления  в  кризисных  ситуациях  органов  управления  по  делам 

гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям,  информационные  центры,  дежурно-диспетчерские  службы 

территориальных  органов  исполнительной  власти  и  в  единые  дежурно-диспетчерские  службы  (ЕДДС)  муниципальных 

образований.  Кроме  того,  повседневное  управление  КСХБ  на  объектовом  (локальном)  уровне  осуществляется  через 

дежурно-диспетчерские службы опасных химических и приравненных к ним объектов. 

Размещение органов управления КСХБ в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных 

пунктах

 

управления,  оснащаемых  техническими  средствами  управления,  средствами  связи,  оповещения  и 

жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. В состав сил и средств каждого 

уровня  КСХБ  входят  силы  и  средства  постоянной  готовности,  предназначенные  для  оперативного  реагирования  на 

чрезвычайные  ситуации  и  проведения  работ  по  их  ликвидации.  Основу  сил  постоянной  готовности  КСХБ  составляют 

аварийно-спасательные  службы,  аварийно-спасательные  формирования,  иные  службы  и  формирования,  оснащенные 

специальной  техникой,  оборудованием,  снаряжением,  инструментом,  материалами  с  учетом  обеспечения  проведения 

аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации химической направленности. 

Информационное  обеспечение  в  КСХБ  может  осуществляться  как  с  использованием  ресурсов  автоматизированной 

информационно-управляющей  системы  РСЧС  (АИУС  РСЧС),  представляющей  собой  совокупность  технических  систем, 

средств  связи  и  оповещения,  автоматизации  и  информационных  ресурсов,  обеспечивающей  обмен  данными,  подготовку, 

сбор,  хранение,  обработку,  анализ  и  передачу  информации,  так  и  с  использованием  оригинальной  и  специализированной 

автоматизированной информационно-управляющей системы КСХБ (АИУС КСХБ). 

В  настоящее  время  АИУС  РСЧС  имеет  определенные  недостатки,  обусловленные  отсутствием  принятой  на 

законодательном  уровне  единой  методологии  формирования  и  функционирования  автоматизированной  информационно-

управляющей системы, ее технического оснащения с учетом совокупности взаимодействующих факторов, определяющих в 

конечном итоге  уровень безопасности, в том числе химической, в конкретном регионе, административно-территориальном 

образовании, на опасном промышленном объекте и т.д. [38 – 41, 95]. АИУС РСЧС не всегда и не в достаточной мере может 

обеспечивать  информационно-аналитическую  поддержку  принятия  управляющих  решений  по  всему  комплексу  вопросов 

химической безопасности, поэтому создание и внедрение специализированной АИУС КСХБ, как функционального аналога 

АИУС  РСЧС,  будет  способствовать  устранению  этих  недостатков,  в  особенности  на  первичных  (низовых)  уровнях 

функционирования КСХБ. 

Информация  о  химической  обстановке,  на  основании  которой  должны  приниматься  решения  управляющими 

структурами различного уровня, по степени срочности делится на три категории: 

1) 

экстренная  информация

,  содержащая  сведения  о  резких  изменениях  химической  обстановки  (уровня  загрязнения 

окружающей  среды),  требующая  безотлагательного  принятия  мер,  должна  немедленно  сообщаться  по  вертикали  органам 

КСХБ различных уровней, при необходимости – вплоть до федерального; 

2) 

оперативная  информация

,  охватывающая  месячный  период  наблюдений,  перерабатывается  на  локальном  и 

территориальном уровнях и сообщается региональной управляющей структуре КСХБ, при необходимости – в федеральную 

управляющую структуру КСХБ; 

3) 

режимная  информация

,  охватывающая  годовой  период  наблюдения  и  отражающая  общее  состояние,  тенденции  в 

изменении  химической  обстановки  среды  обитания,  служит  для  планирования  мероприятий  по  обеспечению  химической 

безопасности и снижению уровня загрязнения среды обитания человека на длительные сроки. 

 

5.3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО  

ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБЛАСТИ  

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 

 

Существующие  отдельные  элементы  системы  обеспечения  химической  безопасности  структурно  формируются  с 

соблюдением  принципов  условной  иерархии  снизу  вверх:  опасный  химический  объект  (участок,  цех,  предприятие, 

транспортная коммуникация, грузовой транспорт и т.п.) → административно-территориальное образование → региональный 

центр  →  федеральный  центр,  при  этом  отдельные  элементы  системы  находятся  в  нормативно  определенном 

функциональном  взаимодействии  по  вертикали  с  вышестоящими  структурными  элементами.  В  целом  система  обеспечения 

химической  безопасности  на  современном  этапе  характеризуется  фрагментарностью  построения,  наличием  большого 

количества  «слабых»  звеньев,  недостаточной  координацией  взаимодействия  элементов,  находящихся  в  подчинении  разных 

органов исполнительной власти. При этом нередко не стыкуются ведомственные нормативные документы, ориентированные на 

решение единой конечной задачи – обеспечения химической безопасности человека. 

Одним  из  основных  недостатков  эффективного  функционирования  системы  обеспечения  химической  безопасности 

является  отсутствие  единого  информационного  пространства  для  всех  участников  КСХБ,  что  приводит  к  невозможности 

создания  и  работы  единого  координационного  органа  системы.  Последнее  влечет  за  собой  невозможность  разработки  и 

использования  нормативно-правовых  и  организационно-методических  механизмов,  всесторонне  определяющих 

синергетические  эффекты.  Все  это  приводит  к  низкой  эффективности  существующих  фрагментарных  элементов  системы 

обеспечения  химической  безопасности  и  к  актуальной  необходимости  кардинального  ее  пересмотра  с  оптимизацией  на 

качественно новом уровне. 

В  отчете  [207]  проведен  анализ  существующих  вариантов  построения  систем  обеспечения  химической  безопасности 

различного  уровня  и  действующей  в  России  нормативно-правовой  базы,  определяющей  методологический  подход  к 

решению  данной  проблемы.  Анализ  показал,  что  в  настоящее  время  отсутствует  нормативно-правовая  база,  способная 

обеспечить  поэтапное  создание  единой  КСХБ  различного  уровня  (от  объектового  до  федерального).  Вместе  с  тем,  наличие 

такой  нормативно-правовой  базы  является  обязательным  условием  для  создания  как  самой  КСХБ,  так  и  отдельных  ее 

составляющих, в том числе автоматизированной информационно-управляющей системы КСХБ. 

При реализации мероприятий, направленных на решение нормативно-методических вопросов, рассмотренных в отчете 

[207],  будет  сформирована  нормативно-правовая  база,  способная  обеспечить  поэтапное  создание  единой  системы 

обеспечения химической безопасности разного уровня (КСХБ). 

Ряд  ведомственных  структур  (МЧС  России,  Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере  здравоохранения  и  социального 

развития,  Федеральная  служба  по  экологическому,  технологическому  и  атомному  надзору,  Министерство  природных 

ресурсов  России,  Федеральная  служба  по  труду  и  занятости)  и  их  региональные  органы  (представительства)  в  рамках 

исполнения возложенных функциональных обязанностей формируют и обновляют документированную базу по тем или иным 

аспектам  обеспечения  химической  безопасности  объектов  и  элементов  инфраструктуры,  представляющих  потенциальную 

химическую опасность. 

Для  исключения  имеющей  место  ведомственной  разобщенности  в  решении  вопросов  обеспечения  химической 

безопасности, дублирования функций  и  нерационального использования бюджетных средств  и средств местных бюджетов, 

направляемых  на  финансовое  обеспечение  решения  проблемы,  необходимо  на  правительственном  уровне  (на  уровне 

Правительственной  комиссии  по  вопросам  биологической  и  химической  безопасности)  принять  правила  по  организации 

единого информационного пространства в сфере химической безопасности России. 



5.4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ  

ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

 

Информация  в  условиях  чрезвычайной  ситуации  химической  направленности  (ХЧС)  становится  основным  ресурсом 

эффективного принятия решений. Как правило, в условиях ХЧС основной проблемой в принятии и реализации эффективных 

управленческих  решений  является  недостаток  информации,  необходимой  для  использования  с  наибольшим  успехом 

имеющихся  ресурсов  всех  видов,  предназначенных  для  противодействия  ХЧС  на  всех  ее  стадиях  –  от  прогноза 

возникновения и до ликвидации последствий. 

Степень  предсказуемости  ХЧС  можно  рассматривать  в  трех  аспектах.  Если  говорить  о  «материальных»  факторах, 

действие  которых  может  привести  к  чрезвычайной  ситуации  (значительный,  в  том  числе  сверхнормативный,  износ 

основного технологического оборудования, освоение новых, мало изученных технологических  процессов, использование  в 

производстве совокупности опасных химических веществ, непреднамеренное (аварийное) взаимодействие которых приводит 

к  интенсивным  неуправляемым  физико-химическим  процессам  с  выделением  большого  количества  энергии  (прежде  всего 

тепловой) и т.п.), то степень предсказуемости возникновения ХЧС в данном случае достаточно велика. Если же говорить о 

временном факторе возникновения  ХЧС, то степень его предсказуемости мала. На практике всегда  имеет место сочетание 

этих  факторов,  при  этом  немаловажное  значение  имеет  и  третий  фактор  –  побудительный,  который  может  инициировать 

развитие  ХЧС.  Побудительный  фактор  приобретает  первостепенное  значение  в  случае  ХЧС,  возникающих  в  результате 

террористических или иных умышленных действий. 

Обычно  к  моменту  получения  информации,  достаточной  для  выработки  эффективных  мер  противодействия  ХЧС, 

образуется дефицит времени для их реализации. Возникает двойственная ситуация, при которой, с одной стороны, ожидание 

в  условиях  ХЧС  достоверной  и  достаточной  для  принятия  решений  информации  приносит  убытки  от  непредвиденных 

изменений  ситуации.  С  другой  стороны,  наличие  неопределенной  информации  не  дает  возможности  предпринять 

обоснованные  меры  противодействия  возникновению  и  развитию  ХЧС.  Поэтому  на  ранних  стадиях  возникновения 

химической опасности ответные меры должны носить общий характер. По мере поступления детализированной информации 

конкретизируются  и  меры  противодействия  негативному  развитию  ситуации.  Чем  более  гибкой  и  адаптивной  является 

КСХБ и чем больше возможностей по своевременному использованию этих ее преимуществ, тем меньше будут негативные 

последствия ХЧС вследствие воздействия на ход ее развития уже на ранних стадиях возникновения чрезвычайной ситуации. 

Динамика  формирования  информационной  среды  в  условиях  ХЧС  должна  соответствовать  динамике  формирования 

многофакторной  среды,  сопровождающего  ХЧС  на  всех  ее  стадиях.  Достижение  такого  соответствия  является  достаточно 

трудной  задачей,  так  как  общий  объем  оперативной  и  статистической  информации  в  условиях  ХЧС  значителен.  Важной 

проблемой  является  оценка  ценности  и  установление  приоритета  поступающей  информации.  Вопрос  о  ценности  и 

приоритетности  информации  решается  теми,  кто  ее  получает  и  использует  при  оценке  ХЧС.  Одно  из  самых  важных 

направлений  информационной  поддержки  принятия  решений  в  области  обеспечения  химической  безопасности  –  оценка, 

анализ, обобщение всего объема имеющейся информации, касающейся тех или иных событий, ситуационных зон и прогноза 

развития ХЧС. 

Классификации  и  типизации  легко  подвергаются  методы  контроля  и  мониторинга  технических  решений 

соответствующих систем, а также технологий и приемов защиты, ликвидации ХЧС и т.п. Единственное, что не может быть 

подвергнуто  строгой  классификации  и  переведено  в  разряд  набора  типовых  решений  –  это  математическое  и 

методологическое  обеспечение  центра  контроля  и  принятия  решений,  что  будет  приводить  к  необходимости 

индивидуального  подхода  в  каждом  конкретном  случае  создания  АИУС  КСХБ,  в  зависимости  от  специфики  конкретного 

административно-территориального образования. 

На 

локальном  или  территориальном  уровне  КСХБ

  последняя  может  строиться  на  принципах  саморегулируемой 

системы химической безопасности. Такой вариант КСХБ схематически изображен на рис. 1 и представляет собой замкнутую 

многозвенную  структуру,  каждый  из  элементов  которой  рассматривается  как  самостоятельный  объект  исследования, 

разработки и оптимизации с использованием научного и методического подхода, нормативно-правовой базы, технических и 

технологических  средств,  имеющихся  в  распоряжении  соответствующих  государственных  структур.  Элементы 

многозвенной структуры КСХБ характеризуются следующими особенностями. 



 

Источникам 

(

объектам

)

  химической  опасности

  (

блок 1

  на  рис.  1)  должна  быть  дана  качественная  (по  номенклатуре 

АХОВ,  ОВ,  других  потенциально  опасных  химических  веществ)  и  количественная  (по  статистически  достоверному 

количеству  АХОВ  и  ОВ,  находящемуся  в  технологической  переработке,  на  хранении,  в  стадии  транспортировки  и  т.п.) 

характеристика с указанием мест их дислокации (для стационарных объектов) и вероятностной миграции (перемещения для 

мобильных объектов) в пределах географической зоны административно-территориального образования. 

Первичная  информация  о  потенциальных  источниках  (объектах)  химической  опасности  хранится  на  промышленных 

объектах и в ведомственных структурах, осуществляющих различные виды контроля за опасными химическими объектами. 

Документация,  в  которой  представляется  данная  информация,  разрабатывается  и  актуализируется  в  соответствии  с 

действующими  нормативно-правовыми  документами.  Большая  часть  этой  информации  относится  к  категории  статической 

информации,

 

обновляется  периодически  и  только  частично  характеризует  потенциальный  источник  (объект)  химической 

опасности в режиме реального времени. 

Второй  вид  информации  о  потенциальных  источниках  химической  опасности  относится  к  категории  динамической 

информации,

 

обновляется  постоянно  на  основании  данных  мониторинга  химической  обстановки,  осуществляемого  с 

использованием различных технических систем наблюдения и контроля. 



 

Формирование и обоснование задач защиты человека от воздействия  поражающих факторов  химической природы 

(

блок  2

  на  рис.  1)  напрямую  связаны  с  выявленными  и  идентифицированными  источниками  (объектами)  химической 

опасности.  Задача  защиты  (см.  гл.  6)  требует  решения  только  там,  тогда  и  в  той  степени,  где,  когда  и  в  какой  степени 

возникает  угроза  поражения  субъекта  химической  опасности.  Последний  при  этом  может  относиться  к  разным  группам 

потенциального риска. Условно, в направлении уменьшения степени риска, группы защищаемых людей можно расположить 

в  следующей  последовательности:  участники  ликвидации  химической  аварии  и  ее  последствий  →  производственный 

персонал опасных  химических и  приравненных  к ним объектов → гражданское население прилегающих к таким объектам 

территорий  →  прочее  гражданское  население

 

данного  административно-территориального  образования.  Данная 

последовательность не распространяется на террористические акты с применением АХОВ и ОВ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей