С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Zi5iAZwJ_4g.jpg, f1sfpeleriny.pdf, 5pDUXpK4OX8.jpg, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_SIZOD.xls, Metodicheskie_rekomendatsii_po_takticheskoy_ventil.docx, F1SF_buklet_ATO.pdf, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_po_TATKIChESKOJ_VENTIL.pdf, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_v_SIZOD_2.xlsx, Obosnovanie_togo_chto_pozharnye_raschety_raboty_v.doc и ещё 14 файл(а). Показать все связанные файлы
1.4. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОВНЯ
ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
На фоне сформировавшейся в мировом сообществе тенденции к совершенствованию механизмов управления
химической безопасностью положение дел в Российской Федерации продолжает сохраняться неудовлетворительным [68 –
72, 76, 97, 202].
Основной подход к снижению химической опасности объектов, включая повышение их антитеррористической
устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самому объекту. Методологически подходы к
повышению безопасности химических технологий и производств группируются в четыре основных стратегии:
минимизация
(уменьшение объемом опасных веществ),
замещение
(замена веществ менее опасными аналогами),
смягчение
(использование веществ в менее опасном состоянии) и
упрощение
(проектирование объектов с наименьшим уровнем
сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям).
По расчетам экспертов затраты на предупреждение аварий во много раз меньше по сравнению с величиной ущерба, к
которому они приводят в случае возникновения. Поэтому вопросам безопасности химических производств во всем мире
придается очень большое значение. Методология анализа риска, исходящая из специфических особенностей ОХО,
оформилась в самостоятельное научное направление (Chemical process quantitative risk analysis [305, 361, 362]).
Безопасность функционирования химически опасных предприятий зависит от многих факторов: это и физико-
химические свойства сырья, полуфабрикатов и продуктов, и характер технологических процессов, конструкция и
надежность оборудования, условия хранения и транспортировки АХОВ, состояние контрольно-измерительных приборов
средств автоматизации, эффективность средств противоаварийной защиты, уровень организации профилактической работы,
наличие и совершенство диагностических комплексов, своевременность и качество планово-предупредительных ремонтных
работ, подготовленность и практические навыки персонала, эффективность действия системы надзора за состоянием
технических средств противоаварийной защиты. Судя по имеющимся статистическим данным, сегодня многие сложные
технические комплексы обладают «внутренней присущей опасностью», причем весьма значительной. Сложные технические
системы в нашей стране и за рубежом в большинстве случаев создаются с использованием традиционных правил
проектирования и простейших инженерных методов, расчетов и испытаний без обоснования их безопасности.
В таких условиях совершенно необходимо разработать и внедрить в практику новые подходы и принципы обеспечения
безопасности химических производств. Главные требования – это исключение особо опасных аварий, способных привести к
гибели, поражению людей, к значительному материальному ущербу, оказать существенное влияние на окружающую среду;
обеспечение анализируемого, рассчитываемого и контролируемого уровня безопасности.
В случае возникновения химических аварий наиболее опасны АХОВ, которые при аварийных ситуациях сравнительно
легко переходят из одного агрегатного состояния в другое, чаще всего из жидкого в газообразное (парообразное), из
твердого в аэрозольное, и наносят массовые поражения людям, животным и растениям. Успех мероприятий по защите
производственного персонала, населения и проведение аварийно-спасательных работ зависят от целого ряда факторов. Один
из них – обнаружение предпосылок (угроз) и самого факта возникновения аварий, оповещение работающего персонала, а
также населения в зонах возможного заражения. Система обнаружения угрозы и факта возникновения химических аварий
должна предвидеть аварию еще на стадии ее «зарождения». Существующие системы обнаружения аварий не имеют средств
контроля за выбросами ядовитых веществ с определением их концентраций и зон распространения или эти средства
несовершенны. По данным Ростехнадзора, около 80% существующих технических средств контроля имеют срок
эксплуатации более 20 лет, морально и физически устарели.
В этих условиях важной задачей среди комплекса мероприятий по обеспечению защищенности потенциально опасных
химических объектов является обеспечение населения, проживающего в зонах вероятных ЧС, и работающих смен
предприятий
средствами коллективной и индивидуальной защиты
, представляющими ключевые звенья общей системы
химической безопасности промышленных объектов и прилегающих территорий промышленной и жилой зон, что является
особенно актуальным для административно-промышленных центров.
Постановка и попытки решения проблем химической безопасности на национальном уровне предпринимались
неоднократно. Еще в 1987 г. была подготовлена и принята правительственная Программа химической безопасности [171],
нацеленная на создание в стране государственной системы безопасности опасных химических объектов, которая по ряду
причин реализована не была. Кроме того, с 1991 г. в России действовал ряд федеральных целевых программ: ГНТП
«Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных
катастроф» [21, 67, 89, 282], ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в
РФ до 2005 года» [275]. Существенным недостатком этих программ является их ориентация в основном на ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций, а не на более эффективные и экономически оправданные превентивные меры
повышения техногенной и антитеррористической устойчивости объектов.
Качественно изменить ситуацию можно только путем реконструкции, технического перевооружения производств и
введения новых мощностей на базе высоких технологий, обеспечивающих естественную безопасность предприятий.
В этой связи нельзя недооценивать значимости и своевременности решений Совета Безопасности Российской
Федерации и Президиума Государственного Совета Российской Федерации (2003 г.), определивших неотложные и
долгосрочные меры, направленные на решение задач обеспечения защищенности опасных объектов и населения от
воздействия поражающих факторов различной природы, а также утвержденных Президентом РФ «Основ государственной
политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и
дальнейшую перспективу» [202].
Порядок решения этих задач предполагает:
1. Проведение анализа состояния, тенденций и потребностей страны в сфере обеспечения защищенности потенциально
опасных объектов и, с учетом результатов анализа, определение перечня критически важных объектов (КВО) Российской
Федерации.
2. Разработку проекта основ государственной политики в области защищенности опасных объектов и населения
Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (при этом одной из
наиболее значимых техногенных угроз является угроза поражения человека в результате воздействия факторов химической
природы).
3. Разработку механизма обеспечения защищенности потенциально опасных объектов и населения.
Одновременно большое внимание следует уделить разработкам и производству перспективных средств
индивидуальной и коллективной защиты человека в условиях химической опасности [240]. По оценкам МЧС России, на
начало 2010 г. обеспеченность населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, различными средствами
индивидуальной защиты (СИЗ) от опасных химических веществ, большинство из которых не соответствует современным
требованиям, составляет от 13,1 до 65,8%, в том числе: противогазами – 65,8%, респираторами – 40,7%, камерами
защитными детскими – 45,1%. В некоторых субъектах Российской Федерации количество СИЗ с истекшим сроком хранения
(25 лет) составляет от 40 до 70%. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых
отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных
авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах).
Одним из первых шагов по государственному регулированию в данной сфере деятельности является Указ Президента
Российской Федерации от 29 октября 2003 г. № 1265 «О создании открытого акционерного общества «Корпорация
«Росхимзащита» [167].
Однако до настоящего времени реализация комплекса мероприятий, предусмотренных директивными документами
[155, 157, 165, 202], осуществляется медленными темпами, а меры по укреплению антитеррористической и техногенной
устойчивости химически и биологически опасных объектов не соответствуют уровню, необходимому для обеспечения
национальной безопасности.
Деятельность химических предприятий в России контролируют до 15 организаций. Надзор строгий, и поэтому
масштабных аварий, подобных авариям в Бхопале или в Севезо, в России не происходило очень давно. Но, тем не менее,
отечественная химическая промышленность является одной из самых потенциально опасных. Именно этим фактором
обусловлено принятое на правительственном уровне решение о первоочередной разработке «химических» технических
регламентов во исполнение Федерального закона о техническом регулировании [168], в том числе регламентов «О
безопасности химической продукции, процессов ее хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации», «О
безопасности химических производств», «О безопасности лакокрасочных материалов и растворителей».
Причинами техногенных химических аварий в России по-прежнему остаются:
−
значительный износ основных производственных фондов, систем аварийного контроля и предупреждения аварий;
−
несвоевременный и некачественный ремонт технологического оборудования;
−
медленное решение вопросов, связанных с оснащением промышленных объектов средствами предупреждения
аварий (аварийной остановки технологических процессов, локализации потенциальных источников аварий);
−
недостаточный надзор за состоянием ОХО и соблюдением правил безопасного ведения производственных
процессов.
Наиболее высокий процент причин возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с «человеческим фактором»
(организационные причины), отмечен в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности – до 79%
[70].
Возрастающие масштабы прямого ущерба от чрезвычайных ситуаций и затрат на их ликвидацию показывают, что в
ближайшей перспективе экономика страны будет не в состоянии восполнять потери от химических техногенных аварий [97].
В подобной ситуации переход к устойчивому развитию мирового сообщества, провозглашенный на конференции в Рио-де-
Жанейро [410], который принят и в России, становится нереальным без резкого повышения уровня и эффективности
предупредительных мер, уменьшающих опасность, размеры и последствия техногенных катастроф. Оптимальный выход из
сложившейся ситуации – создание новой идеологии противодействия катастрофам и разработка на ее основе
государственной стратегии в области снижения рисков и смягчения последствий катастроф, стержнем которой должна стать
реализация научно обоснованной и экономически целесообразной системы превентивных мер по предотвращению
чрезвычайных ситуаций, созданию и внедрению высоких технологий предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
[285].
В федеральной целевой программе 1995 г. [169] отмечено, что в результате чрезмерной концентрации промышленности
в отдельных регионах России, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-,
пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ и износа оборудования наблюдается рост количества аварий и
катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера. Значительны негативные социально-экономические последствия природных чрезвычайных
ситуаций. Программа была направлена на повышение эффективности мероприятий по защите населения, предупреждению и
обеспечению готовности к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях и предусматривала осуществить на
местном, региональном и федеральном уровнях управления Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
[29, 199, 214] комплекс мер по предупреждению и подготовке к действиям в
чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.
Разработка мер обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением,
производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ, предусматривала
проведение оценки технического состояния наиболее опасных объектов и выполнение мероприятий по повышению их
химической безопасности, а также создание системы анализа, оценки и управления риском химической опасности. Эта часть
программы [169] предусматривала реализацию следующих мероприятий:
−
создание системы органов обеспечения химической безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций и для
их предупреждения;
−
правовое и нормативно-техническое обеспечение химической безопасности при чрезвычайных ситуациях;
−
совершенствование системы надзора и контроля над химической опасностью;
−
снижение уровня химической опасности при хранении, производстве, применении, транспортировке и утилизации
химически опасных веществ и материалов;
−
разработку информационных и технических систем и средств, обеспечивающих химическую безопасность;
−
предупреждение, защиту населения и повышение готовности сил к действиям в чрезвычайных ситуациях;
−
международное сотрудничество в области обеспечения химической безопасности.
Вместе с тем, по завершении реализации программы [169] по-прежнему остро стояли вопросы обеспечения химической
безопасности населения, объектов промышленности, территорий. В связи с этим в 2000 г. была принята комплексная
федеральная целевая программа [275], получившая свое продолжение в программе на период 2005 – 2010 гг. [276].
Основу отдельного раздела программных мероприятий [275] составляли направления совершенствования
промышленной политики, развития фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники по обеспечению
химической и биологической безопасности, включая проблемы и задачи предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций химического и биологического характера, в том числе обусловленных террористическими актами и применением
средств поражения противника по объектам тыла при вооруженных конфликтах.
Основными направлениями раздела программных мероприятий [275] в части обеспечения химической безопасности
были определены:
−
обеспечение развития систем и методов технической диагностики химически опасных объектов и оборудования, а
также систем контроля, управления (в том числе автоматической противоаварийной защиты их технологических процессов и
функционирования) и локального оповещения населения;
−
создание баз данных по надежности функционирования опасных объектов и технологического оборудования, оценке
эффективности действующих и внедряемых мер по обеспечению их безопасности;
−
проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению риска воздействия опасных химических факторов на
население и территории при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных объектов;
−
разработка и внедрение информационных и прогнозно-аналитических систем, в том числе геоинформационных
экспертных систем, развитие комплексных исследований в сфере математического моделирования для выявления
закономерностей в области обеспечения химической безопасности, выработки вероятных сценариев развития ситуаций и
поддержки принятия соответствующих решений;
−
разработка для опасных объектов экономически приемлемых технологий, исключающих или в максимальной
степени снижающих использование в технологическом цикле токсичных веществ и минимизирующих их негативное
воздействие на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему;
−
разработка и внедрение систем комплексной индивидуальной и коллективной защиты от опасных химических
факторов, разработка и производство специальных медицинских средств защиты и лечения;
−
разработка экологически безопасных технологий утилизации химически опасных бытовых и промышленных
отходов, реабилитации территорий (акваторий), подвергшихся химическому загрязнению;
−
разработка единых для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации комплексных методик оценки химической безопасности опасных объектов, в том числе оценки
химической обстановки, сложившейся в результате чрезвычайной ситуации;
−
модернизация и развитие клинических учреждений, обновление материально-технической базы аналитических
лабораторий в целях обеспечения разработки и применения современных медицинских технологий профилактики,
диагностики, лечения и реабилитации населения при опасных химических воздействиях;
−
проведение комплекса мероприятий по уменьшению количества источников химической опасности, а также
масштабов потенциальных очагов загрязнения;
−
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты, приборами химического контроля, лекарственными
средствами, медицинскими препаратами, антидотами и индивидуальными противохимическими пакетами;
−
создание интегрированного банка данных в области обеспечения химической безопасности, в том числе
специализированной базы данных о транснациональных террористических угрозах химической направленности с
ограниченным доступом и соблюдением требований конфиденциальности;
−
обнаружение угроз и источников террористических проявлений в области химической безопасности;
−
совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации высококвалифицированных (в том числе
руководящих) кадров в области комплексной защиты от опасных химических факторов;
−
развитие систем начальной подготовки обслуживающего персонала опасных объектов в области обеспечения
антитеррористической и противодиверсионной защиты этих объектов;
−
формирование у граждан Российской Федерации общей культуры обеспечения химической безопасности, включая
повышение информированности об опасных объектах, возможных террористических проявлениях и способах защиты от
воздействия опасных химических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия;
−
совершенствование, развитие и реализация инженерно-технических мероприятий и технических решений по
повышению защищенности химически опасных объектов от опасностей, обусловленных возникновением стихийных
бедствий;
−
внедрение современных методик (в том числе экспресс-методов) и оборудования для оснащения контрольных и
надзорных органов средствами индикации и контроля за содержанием токсичных материалов в окружающей среде, продуктах
питания и лекарственных средствах.
Реализация «химической» части программы [275] не обеспечила в конечном итоге каких-либо значительных
позитивных изменений в области повышения химической безопасности населения, объектов и территорий в России, поэтому
еще до ее окончания, в 2003 – 2005 гг. на высшем государственном уровне были приняты решения [161, 166, 202],
направленные на кардинальное изменение критической ситуации. Во исполнение этих решений в течение 2005 – 2007 гг.
была разработана и в начале 2008 г. утверждена Концепция федеральной целевой программы «Национальная система
химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2013 годы)» [97], ставшая основой самой целевой
программы, принятой Правительством РФ [274].
В Концепции [97] определены четыре стратегии обеспечения химической безопасности:
1)
уменьшение объемов опасных веществ;
2)
замена веществ менее опасными;
3)
использование веществ в менее опасном состоянии;
4) проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или
несанкционированным воздействиям.
Кроме того, здесь значительное внимание уделяется вопросам превентивной защиты персонала объектов и населения и,
прежде всего, созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека.
Решение проблем обеспечения химической безопасности осуществляется органами государственной власти Российской
Федерации в пределах своих полномочий, однако в связи с масштабностью, сложностью и многообразием указанных
проблем необходима выработка единой методологии создания национальной системы химической безопасности Российской
Федерации, представленной в настоящее время разрозненными организациями и службами надзора. Следует отметить, что
США и другие развитые зарубежные страны практически завершили переход к созданию государственных систем
химической и биологической безопасности, которые являются составными элементами общей системы национальной
безопасности.
Для модернизации, реконструкции или вывода из эксплуатации большинства ОХО необходима разработка
современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной
составляющих химической опасности.
Значительный ущерб обеспечению безопасности страны может нанести несоответствие защитных возможностей
индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным
появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения,
отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных
веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их
нейтрализации [36, 97].
Отсутствие системного подхода к созданию многоуровневой комплексной системы защиты человека от воздействия
поражающих факторов химической природы и отсутствие действенных мер по ее повсеместному внедрению способствуют
сохранению высокого уровня негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека.
Выбор приоритетов программы [274] определен «Основами государственной политики …» [202]. Ее целью является
последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов
на
население, биосферу, техносферу и экологические системы.
Для достижения цели программы [274] необходимо решить следующие задачи в рамках комплексного направления
обеспечения химической безопасности:
−
предупреждение возникновения источников и очагов химического поражения (заражения) путем систематического
мониторинга химических опасностей, контроля исполнения законодательства и нормативных документов в области
химической безопасности;
−
уменьшение масштабов потенциальных очагов химического поражения и суммарных площадей зон защитных
мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической опасности;
−
повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и
(или) снижение уровня их влияния путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга
опасных химических факторов окружающей среды в зонах защитных мероприятий.
Реализация указанных задач будет осуществляться в 2009 – 2013 гг. по следующим приоритетным направлениям:
−
первое приоритетное направление предполагает проведение комплексного анализа ситуации, сложившейся в
области химической безопасности, обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления
опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы
организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом установившейся практики
осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической безопасности в Российской
Федерации;
−
второе приоритетное направление предполагает проведение анализа нормативно-методической базы Российской
Федерации в области обеспечения химической безопасности и научное обоснование предложений по ее совершенствованию;
−
третье приоритетное направление предполагает снижение степени опасности, угроза которой здоровью населения,
животным, растениям и другим живым организмам биосферы исходит от опасных химических объектов, путем
модернизации и технического перевооружения этих объектов, а также модернизации и технического перевооружения
объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-
технического и иных видов обеспечения химической безопасности;
− четвертое приоритетное направление предполагает развитие научных основ и разработку единых научно- методических подходов в области обеспечения химической безопасности, а также технологий и средств защиты от воздействия опасных химических факторов; − пятое приоритетное направление предполагает повышение уровня информированности и просвещения населения, обеспечение условий для образования и подготовки кадров, а также внедрения органами государственной власти инструментов управления рисками негативного воздействия опасных химических факторов окружающей среды на биосферу и техносферу. По каждому приоритетному направлению будет осуществлен комплекс соответствующих программных мероприятий. Как свидетельствует опыт последних десятилетий, кардинальное решение проблемы защиты населения и территорий Российской Федерации от угроз химической направленности, уменьшение социально-экономических и экологических последствий их проявления возможно только посредством осуществления комплекса мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях. Организующим началом в реализации такого комплекса мероприятий должна стать многоуровневая комплексная система химической безопасности. перейти в каталог файлов | Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |