Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Архив карточек АХОВ - putin-a. С а м а р и н


Скачать 11.11 Mb.
НазваниеС а м а р и н
Родительский файлArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
АнкорArkhiv_kartochek_AKhOV.rar
Дата30.11.2016
Размер11.11 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАрхив карточек АХОВ - putin-a.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#7322
страница3 из 23
Каталог3rebraОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Полное содержание архива Arkhiv_kartochek_AKhOV.rar:
1. Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
1839.1 Киб.
Архив карточек АХОВ - Dopolnitel_nye_mery.jpg
2. Архив карточек АХОВ - GOST-12-1-005-88.pdf
1043.29 Киб.
Стандартов безопасности
3. Архив карточек АХОВ - Klassy_opasnyh_gruzov.pdf
1096.49 Киб.
Классы опасных грузов
6. Архив карточек АХОВ - putin-a.pdf
11373.08 Киб.
С а м а р и н
7. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 1. АЗОТА ДИОКСИД.doc
159 Киб.
Азота диоксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
9. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 11. ВОДОРОД МЫШЬЯКОВИСТЫЙ (Арсин).doc
112 Киб.
Водород мышьяковистый (арсин) класс токсической опасности– 1
12. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 14. ВОДОРОД ЦИАНИСТЫЙ (Синильная к-та).doc
137 Киб.
Водород цианистый (синильная к-та) класс токсической опасности – 1
13. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 15. Диметиламин.doc
110.5 Киб.
Диметиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0260
14. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 16. Метил бромистый.doc
149 Киб.
Метил бромистый класс токсической опасности – 1
17. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 19. Метиламин.doc
111 Киб.
Метиламин класс токсической опасности – 2 icsc: 0178
18. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 2. АЗОТА ОКСИД.doc
158.5 Киб.
Азота оксид класс токсической опасности – 3 icsc: 0155
19. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 20. Метилмеркаптан (метантиол).doc
122 Киб.
Метилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0299
20. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 21. РТУТЬ.doc
130.5 Киб.
Ртуть класс токсической опасности – 1 icsc: 0056
21. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 22. СЕРОВОДОРОД.doc
135.5 Киб.
Сероводород класс токсической опасности – 2 icsc: 0165
22. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 23. Сероуглерод.doc
143.5 Киб.
Сероуглерод класс токсической опасности – 2 icsc: 0022
23. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 24. Триметиламин.doc
112.5 Киб.
Триметиламин класс токсической опасности – 3 icsc: 0206
24. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 25. Формальдегид.doc
141 Киб.
Формальдегид класс токсической опасности – 2 icsc: 0275
25. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 26. ФОСГЕН.doc
121.5 Киб.
Фосген класс токсической опасности
26. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 27. Фосфор треххлористый.doc
117.5 Киб.
Фосфор треххлористый
27. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 28. ФТОР.doc
138.5 Киб.
Фтор класс токсической опасности
28. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 29. ХЛОР.doc
136.5 Киб.
Хлор класс токсической опасности
29. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 3. АКРИЛОНИТРИЛ.doc
131.5 Киб.
Акрилонитрил класс токсической опасности – 2 icsc: 0092
30. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 30. Хлорокись фосфора.doc
124.5 Киб.
Хлорокись фосфора
31. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 31. Хлорпикрин.doc
99 Киб.
Хлорпикрин класс токсической опасности – 2
32. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 32. Хлорциан.doc
135.5 Киб.
Хлорциан класс токсической опасности – 1
33. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 33. ЭТИЛЕНА ОКИСИД.doc
137.5 Киб.
Этилена окисид класс токсической опасности – 2 icsc: 0155
34. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 34. ЭТИЛЕНИМИН.doc
118 Киб.
Этиленимин класс токсической опасности – 1
35. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 35. ЭТИЛЕНСУЛЬФИД.doc
131 Киб.
Этиленсульфид класс токсической опасности – 1
36. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 36. Этилмеркаптан (Этантиол).doc
142 Киб.
Этилмеркаптан класс токсической опасности – 2 icsc: 0470
37. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 4. АКРОЛЕИН.doc
123 Киб.
Акролеин класс токсической опасности – 2 icsc: 0090
38. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 5. АММИАК.doc
119 Киб.
Аммиак (безводный) класс токсической опасности – 4 icsc: 0414
39. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 6. АНГИДРИД СЕРНИСТЫЙ.doc
122 Киб.
Ангидрид сернистый
40. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 7. Ацетонитрил.doc
114 Киб.
Ацетонитрил класс токсической опасности – 3 icsc: 0088
41. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 8. Ацетонциангидрин (ЦИАНОГИДРИН АЦЕТОНА).doc
99 Киб.
Ацетонциангидрин класс токсической опасности – 2 icsc: 0611
42. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - 9. БЕНЗОЛ.doc
126.5 Киб.
Бензол класс токсической опасности – 2 icsc: 0015
44. Архив карточек АХОВ - Карты химической безопасности - Соляная кислота - Соляная кислота.doc
71 Киб.
Хлористый водород класс токсической опасности – 3 icsc: 0163
45. Архив карточек АХОВ - Прогнозирование последствий аврий АХОВ.pdf
324.49 Киб.
Высшего профессионального образования «воронежский государственный университет» прогнозирование последствий аварий с выбросом
46. Архив карточек АХОВ - РД 52.04.253-90 по Методика расчёта СДЯВ.doc
423 Киб.
Штаб гражданской обороны СССРОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 24 файл(ов). Среди них: Zi5iAZwJ_4g.jpg, f1sfpeleriny.pdf, 5pDUXpK4OX8.jpg, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_SIZOD.xls, Metodicheskie_rekomendatsii_po_takticheskoy_ventil.docx, F1SF_buklet_ATO.pdf, METODIChESKIE_REKOMENDATsII_po_TATKIChESKOJ_VENTIL.pdf, Tablitsy_raschetov_parametrov_raboty_v_SIZOD_2.xlsx, Obosnovanie_togo_chto_pozharnye_raschety_raboty_v.doc и ещё 14 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

1.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  

ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

 

Первостепенное  значение  при  формировании  национальной  системы  химической  безопасности  имеет  обеспечение 

безопасности  промышленных  объектов,  прежде  всего  опасных  химических  объектов  (ОХО),  как  составной  части  опасных 

производственных  объектов  (ОПО).  По  данным  международных  организаций,  с  химическими  авариями  связано  3/4  всех 

смертельных поражений, вызванных в целом аварийными ситуациями. 

Интенсивное  использование  химических  веществ  необходимо  для  решения  социальных  и  экономических  задач 

мирового сообщества, и современная передовая практика показывает, что они могут широко применяться при достаточной 

рентабельности и высокой степени безопасности. Тем не менее, еще многое предстоит сделать для того, чтобы экологически 

безопасное управление использованием токсичных химических веществ стало неотъемлемой частью принципов устойчивого 

развития  и  повышения  качества  жизни  населения  Земли.  Две  крупные  проблемы,  стоящие  в  этой  связи  в  первую  очередь 

перед развивающимися странами, заключаются [410]: 



 

в  отсутствии  достаточной  научной  информации  для  оценки  степени  опасности  значительного  числа  химических 

веществ; 



 

в  нехватке  ресурсов,  необходимых  для  проведения  оценки  химических  веществ,  по  которым  имеются 

соответствующие данные. 

В  последнее  время  в  некоторых  наиболее  крупных  промышленных  районах  мира  продолжает  наблюдаться 

значительное  химическое  загрязнение,  наносящее  серьезный  ущерб  здоровью  людей,  генофонду,  а  также  окружающей 

среде.  Для  восстановления  нормальной  экологической  обстановки  потребуются  большие  капиталовложения  и  разработка 

новых  методов.  Суть  долгосрочных  последствий  загрязнения,  затрагивающих  даже  фундаментальные  химические  и 

физические  процессы  в  атмосфере  и  климатической  системе  Земли,  стала  осознаваться  лишь  в  последнее  время,  и  лишь 

недавно стали признавать важное значение этих последствий. 

Вопросами  химической  безопасности  занимается  значительное  число  международных  организаций  [426].  Во  многих 

странах  созданы  и  реализуются  программы,  направленные  на  обеспечение  химической  безопасности.  Такая  работа  имеет 

международное  значение,  поскольку  национальные  границы  не  являются  препятствием  для  потенциального  химического 

загрязнения. Однако для обеспечения экологически безопасного управления использованием химических веществ требуется 

значительная активизация усилий как на национальном, так и на международном уровне. 

В  современных  условиях  проблема  безопасного  функционирования  сложных  промышленных  объектов  приобретает 

особое  значение.  Уровень  безопасности  промышленного  региона,  города  определяется  состоянием  общественного  развития, 

научно-техническими и экономическими возможностями создания и внедрения в различных сферах деятельности экологически 

безопасных технологий, снижающих до приемлемого уровня возможность возникновения аварий и катастроф [111]. 

Концентрация и рост масштабов производства обусловливают рост величины  ущерба при крупных авариях, особенно 

на  объектах  ядерного  топливного  цикла,  химических  и  нефтеперерабатывающих  предприятиях  [11].  Размещение 

промышленности  в  населенных  пунктах  с  хорошо  развитой  инфраструктурой  увеличивает  степень  риска  крупных 

социальных потерь при авариях. 

Современная  практика  обеспечения  промышленной  безопасности  основывается  на  системном  подходе  к  тому,  что 

происходит в сложных технологических системах, в частности, во время производственных процессов, в ходе эксплуатации 

механизмов  и  оборудования,  при  принятии  решений  операторами  и  руководителями  производственных  участков,  т.е. 

факторов,  которые  обеспечивают  бесперебойную  работу  предприятия.  Тяжелые  последствия  промышленных  аварий 

заставляют  специалистов  предусматривать  их  возможные  последствия  и  минимизировать  наносимый  ущерб,  но  для  этого 

необходимо выявлять причины их возникновения и давать реальную оценку вероятности их возникновения. 

Коренному  изменению  взглядов  на  химическую  опасность  и  ее  место  среди  других  видов  техногенной  опасности 

послужили  крупномасштабные  аварии  на  химических  предприятиях  в  разных  странах  мира,  имевшие  место  в  последние 

десятилетия прошлого века. Только пять из них (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава, Севезо) унесли жизни десятков тысяч 

человек. В результате в странах ЕЭС была разработана и вступила в силу программа борьбы с крупными промышленными 

авариями. 

В зарубежной законодательной практике международные и национальные правовые акты, регулирующие отношения в 

области  промышленной  безопасности,  появились  примерно  в  середине  1970-х  гг.  Базовые  среди  них  –  Директива  № 

82/501/ЕЭС  «О  предотвращении  крупных  промышленных  аварий»  [323]  («Директива  Севезо»),  системообразующая  для 

права  предупреждения рисков чрезвычайных ситуаций  и техногенных катастроф система актов  CIMAH по  безопасности в 

промышленности  («Директива  Севезо  II»,  Великобритания)  [326],  получившая  законодательную  реализацию  и 

правоприменительное  обеспечение  во  всех  странах  Европейского  союза,  «Код  практических  мер  по  борьбе  с  крупными 

химическими  авариями»  и  другие.  Появление  этих  документов  было  обусловлено  реакцией  общественности  и  властей  на 

участившиеся крупные промышленные аварии. 

Появившаяся в 1982 г. «Директива Севезо» стала фундаментом современного законодательства в области безопасности 

в  промышленности  и  на  транспорте  в  странах  ЕЭС.  В  соответствии  с  этой  директивой  предусматривалось  создание 

межгосударственной системы сотрудничества и взаимодействия национальных законодательных и исполнительных органов 

власти в сфере промышленной безопасности. Цель – выявление и учет риска крупных аварий на предприятиях на возможно 

более  ранних  стадиях,  при  проектировании  производственных  объектов  и  технологических  процессов,  а  также  при 

разработке  соответствующих  средств  и  методов  защиты  от  аварий  и  планировании  мероприятий  на  случай  возникновения 

чрезвычайной ситуации. Основными требованиями «Директивы Севезо» являются [323]: 



 

выявление опасной промышленной деятельности; 



 

декларирование безопасности; 



 

планирование действий при аварии; 



 

информирование населения о возможной чрезвычайной ситуации. 

В  «Директиве  Севезо»  впервые  на  законодательном  уровне  были  установлены  критерии  отнесения  объектов  к 

категории  опасных:  под  опасными  объектами  понимаются  объекты,  на  которых  могут  произойти  крупные  промышленные 

аварии.  В  качестве  вероятных  источников  аварий  рассматриваются  опасные  вещества,  используемые  в  технологических 

процессах и установках. Перечень процессов и веществ указаны в Приложениях в «Директиве Севезо». Под крупной аварией 

здесь  понимается  событие  (крупный  выброс,  пожар,  взрыв),  произошедшее  из-за  неконтролируемого  развития  событий  в 

ходе осуществления производственной деятельности, приводящее к серьезной (прямой или косвенной, на предприятии или 

за  его  пределами)  опасности  для  человека  и  (или)  для  окружающей  среды,  связанное  с  наличием  опасных  веществ.  К 

процессам  и  установкам,  попадающим  в  сферу  действия  «Директивы  Севезо»,  относятся  процессы  алкилирования, 

гидролиза,  сульфирования,  дистилляции,  этерификации  и  другие,  установки  для  производства,  обработки  и  переработки 

химических  веществ,  нефтеперерабатывающие  установки,  установки  для  производства  металлов  и  неметаллов  путем 

электролиза. 

Перечень опасных веществ содержит 172 индивидуальных вещества, используемых как в технологических процессах, 

так  и  находящихся  в  хранилищах,  для  которых  указаны  пороговые  количества  как  критерий  для  определения 

принадлежности предприятия к тем ОХО, на которые распространяется действие Директивы. Список веществ в «Директиве 

Севезо»  содержит  значительное  количество  наименований  веществ,  которые  достаточно  редко  применяются  в 

промышленности.  В  принятых  в  конце  1980-х  –  начале  1990-х  гг.  национальных  и  международных  актах,  содержащих 

критерии идентификации, был использован несколько иной подход к перечням веществ: указывалось лишь незначительное 

количество индивидуальных веществ и отдельно представлялись группы веществ. Такой подход использован и в Конвенции 

ООН «О трансграничном воздействии промышленных аварий» [429]. 

Принятие  странами  Европейского  сообщества  основных  положений  «Директивы  Севезо»  позволило  снизить  уровень 

промышленной аварийности в развитых странах  в 4 –  8 раз (с 400 аварий, в  том  числе 75  крупных, в 1983 г. до 70, в том 

числе 21 крупной, в 1989 г.) [111]. 

Серьезному  пересмотру  «Директива  Севезо»  подверглась  в  1996  г.,  когда  была  принята  Директива  №  96/82/ЕС  «О 

контроле за представляющими собой серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами» 

[326],  или  «Директива  Севезо  II».  В  ней  проведена  основательная  ревизия  прежней  Директивы.  Новая  Директива 

распространяется  только  на  крупные  промышленные  аварии,  произошедшие  на  предприятиях,  использующих  опасные 

вещества,  из  числа  которых  исключены  объекты  военного  назначения,  предприятия,  использующие  радиоактивные 

вещества,  объекты,  предназначенные  для  транспортировки  опасных  веществ  всеми  видами  транспорта,  включая 

магистральный  трубопроводный  транспорт,  а  также  объекты  горнодобывающей  промышленности.  В  основном  новая 

Директива,  как  и  предыдущая,  касается  деятельности  химических,  нефтехимических  и  нефтеперерабатывающих 

производств. 

Под действие Директивы 96/82/ЕС подпадают предприятия, где опасные вещества присутствуют в количествах, равных 

или  более  количеств,  указанных  в  Приложении  к  ней.  Перечень  конкретных  веществ  существенно  сокращен  и  содержит 

только  37  наименований.  Дополнительно  представлены  классы  опасных  веществ,  аналогичные  классам,  упомянутым  в 

Конвенции ООН [429]: высокотоксичные, токсичные, взрывчатые, воспламеняющиеся, легковоспламеняющиеся вещества, а 

также  вещества,  представляющие  опасность  для  окружающей  среды.  В  отличие  от  предыдущей  Директивы  [323],  в 

«Директиве  Севезо  II»  критерии  опасности  не  разделяются  для  веществ,  находящихся  на  хранении  и  использующихся  в 

производственном  процессе.  Для  них  установлены  фактически  два  пороговых  количественных  значения,  превышение 

которых  на  объекте  позволяет  включить  его  в  сферу  действия  «Директивы  Севезо  II»  (первое  значение)  либо  отнести  к 

объектам,  подлежащим  обязательному  декларированию  безопасности  (второе  значение).  Причем  при  суммарном  подсчете 

количеств разных веществ вещества, находящиеся на объекте в количествах, не превышающих 2% от предельной величины, 

в расчет не принимаются. Присутствие опасных веществ означает фактическое или ожидаемое присутствие таких веществ на 

предприятии, или возможность их производства в течение времени потери контроля за химико-технологическим процессом. 

Формирование  нормативной  базы  в  области  химической  безопасности  промышленных  объектов  не  ограничивалось 

только рамками Европейского Союза – это было предметом активной деятельности многих международных и национальных 

(в  том  числе  российских)  организаций,  объединенных  в  большей  своей  части  под  эгидой  Организации  Объединенных 

Наций. 

В 1992 г. была проведена Конференция ООН по окружающей среде и развитию, принявшая «Повестку дня на XXI век» 

[410].  В  главе  19  «Экологически  безопасное  управление  использованием  токсичных  химических  веществ,  включая 

предотвращение  незаконного  международного  оборота  токсичных  и  опасных  продуктов»этого  документа  даются  анализ 

проблем химической безопасности и предложения по направлениям их решения на международном уровне. Так, в частности, 

предлагается сосредоточить международные усилия в следующих шести программных областях: 



 

расширение и ускорение работ по международной оценке опасностей, связанных с химическими веществами; 



 

согласование деятельности по классификации и маркировке химических веществ; 



 

обмен информацией о токсичных химических веществах и связанных с ними опасностях; 



 

разработка программ уменьшения опасности; 



 

укрепление национального потенциала и потенциала в деле управления использованием химических веществ; 



 

предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов. 

Общей чертой указанных шести программных областей является то, что их успешная реализация зависит от активной 

работы  на  международном  уровне,  улучшения  координации  текущих  международных  мероприятий  и  выявления  и 

использования  соответствующих  технических,  научных,  учебных  и  финансовых  средств.  Эти  программные  области  в  той 

или иной степени предполагают оценку потенциального вреда (основанную на изначальных свойствах химических веществ), 

оценку  степени  опасности  (включая  оценку  возможного  воздействия),  оценку  приемлемости  и  регулирование  степени 

опасности. 

Межорганизационная  программа  по  рациональному  регулированию  химических  веществ  (МПРРХВ)  была  создана  в 

1995  г.  по  рекомендации  Конференции  ООН  по  окружающей  среде  и  развитию  1992  г.  [410]  в  целях  укрепления 

сотрудничества и координации на международном уровне в области химической безопасности. Организациями-участницами 

МПРРХВ  являются:  ФАО  (Продовольственная  и  сельскохозяйственная  организация  Объединенных  Наций),  МОТ 

(Международная организация труда), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ЮНЕП (Программа 

ООН  по  окружающей  среде),  ЮНИДО  (Организация  ООН  по  промышленному  развитию),  ЮНИТАР  (Учебный  и  научно-

исследовательский  институт  ОOН)  и  ВОЗ  (Всемирная  организация  здравоохранения).  Главная  задача  МПРРХВ  – 

способствовать  координации  деятельности  и  политики,  проводимых  организациями-участницами  совместно  или  по 

отдельности, в целях достижения рационального регулирования химических веществ для здоровья и окружающей среды. 

Сотрудничество в области химической безопасности между ЮНЕП, МОТ и ВОЗ в рамках Международной программы 

по  химической  безопасности  (МПХБ)  составляет  основу  международного  сотрудничества  в  области  экологически 

безопасного  управления  использованием  токсичных  химических  веществ,  в  том  числе  в  рамках  сотрудничества  с  другими 

программами  (например,  программами  ОЭСР  и  Европейского  сообщества  в  области  химических  веществ,  другими 

региональными и государственными программами в этой области). 

Проект  ICSC  (International  Chemical  Safety  Cards  –  Международные  карты  химической  безопасности)  реализуется  в 

рамках МПХБ. Работа по проекту проходит в сотрудничестве между МПХБ и Европейским Союзом. В рамках программы 

ICSC совместно работают три международные организации: ЮНЕП, МОТ и ВОЗ. Главная цель деятельности программы – 

разработка и распространение информации для оценки риска воздействия химических веществ на человека и окружающую 

среду. 

В  мировой  практике  широко  используются  Международные  карты  химической  безопасности,  в  которых  приведена 

информация  о  свойствах  производимых  промышленными  предприятиями  и  применяемых  во  всех  отраслях  хозяйственной 

деятельности и в быту химических веществ. Информация излагается в унифицированной наглядной форме, легко доступной 

для восприятия. Форма и содержание карт согласованы экспертами в рамках МПХБ. Карты содержат названия химических 

веществ  в  соответствии  с  международной  номенклатурой,  данные  о  физико-химических  свойствах,  степени  опасности 

веществ,  симптомах  острой  и  хронической  интоксикации,  экологической  опасности,  мерах  по  технике  безопасности  и 

первой  помощи  при  отравлениях,  а  также  об  условиях  хранения  и  утилизации.  Эти  сведения  могут  использоваться  при 

подготовке материалов для государственной регистрации в рамках Российского Регистра потенциально опасных химических 

и  биологических  веществ  и  для  эколого-гигиенической  сертификации  продукции,  для  определения  безопасных  условий 

выброса  и  сброса  химических  веществ  в  окружающую  среду,  составления  технических  условий  (ТУ)  и  Паспорта 

безопасности вещества (материала), принятых в системе ГОСТ Р. 

В  России  нет  аналогичной  формы  информации,  которая  необходима  при  определении  безопасных  условий  труда, 

реконструкции  и  строительстве  предприятий,  принятии  экстренных  мер  в  аварийных  ситуациях  [369].  Карты  написаны  в 

форме,  доступной  не  только  для  специалистов  по  охране  труда,  экологии,  гигиене  и  токсикологии,  но  и  для  рабочих, 

техников и среднего медицинского персонала. Перевод Международных карт химической безопасности на русский язык был 

осуществлен  в  1999  г.  в  Научно-исследовательском  институте  экологии  человека  и  гигиены  окружающей  среды  им.  А.Н. 

Сысина РАМН. Электронная версия этих карт и поисковая система подготовлены «Центром Охраны Труда, Промышленной 

Безопасности  и  Социального  Партнерства  Санкт-Петербурга  и  Ленинградской  области».  Проект  по  созданию  российской 

версии карт реализован в рамках проекта МОТ и МПХБ в 1999 г.    

Одним  из  необходимых  условий  обеспечения  химической  безопасности  является  максимально  широкая 

осведомленность  об  опасностях,  связанных  с  химическими  веществами.  В  этой  связи  должен  быть  признан  принцип, 

закрепляющий  право  общественности  и  производственного  персонала  на  получение  информации  об  этих  опасностях. 

Следует  развивать  и  поощрять  инициативу  промышленности,  направленную  на  обеспечение  ответственного  отношения  и 

осуществление  контроля  за  химической  продукцией.  Промышленности  необходимо  применять  надлежащие 

производственные нормы с тем, чтобы избежать нанесения ущерба здоровью людей и окружающей среде. 

На  своей  первой  сессии,  состоявшейся  в  Дубае  (Объединенные  Арабские  Эмираты)  4  –  6  февраля  2006  г., 

Международная конференция по управлению химическими веществами (International Conference on Chemical Management – 

ICCM),  организованная  Программой  ООН  по  окружающей  среде  (ЮНЕП),  Межорганизационной  программой  по 

рациональному  регулированию  химических  веществ  (МПРРХВ)  и  Межправительственным  форумом  по  химической 

безопасности  (МФХБ),  приняла  Дубайскую  декларацию  о  международном  регулировании  химических  веществ  и 

Общепрограммную  стратегию  (ОПС)  [396].  Конференция  также  рекомендовала  использовать  и  продолжать  развивать 

Глобальный  план  действий  в  интересах  удовлетворения  нынешних  и  постоянно  меняющихся  социальных  потребностей  в 

качестве  инструмента  и  руководящего  документа  для  выполнения  обязательств  в  отношении  регулирования  химических 

веществ, закрепленных в принятой в Рио-де-Жанейро декларации по окружающей среде и развитию, Повестке дня на ХХI 

век  [410],  Декларации  Байя  по  химической  безопасности  [295],  Йоханнесбургском  плане  выполнения  решений  [751]  и  в 

Итоговом документе Всемирного саммита 2005 г. [229]. 

Дубайская Международная конференция отметила [396], что значительный, но недостаточный прогресс был достигнут 

в области международного регулирования химических веществ посредством осуществления главы 19 Повестки дня на ХХI 

век [410] и Конвенций МОТ № 170 о безопасности при использовании химических веществ на производстве [316] и № 174 о 

предотвращении  крупных  промышленных  аварий  [317],  Базельской  конвенции  о  контроле  за  трансграничной  перевозкой 

опасных  отходов  и  их  удалением  [299],  а  также  в  области  решения  проблем  особо  опасных  химических  веществ  за  счет 

недавнего вступления в силу Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении 

отдельных  опасных  химических  веществ  и  пестицидов  в  международной  торговле  [318]  и  Стокгольмской  конвенции  о 

стойких органических загрязнителях [418], а также принятия Согласованной на глобальном уровне системы классификации 

и маркировки химических веществ (GHS) [359]. 

Вместе  все  три  документа,  принятые  в  Дубае  в  2006  г.  (Дубайская  декларация,  Общепрограммная  стратегия  и 

Глобальный  план  действий),  представляют  собой  «Стратегический  подход  к  международному  регулированию  химических 

веществ» – СПМРХВ (Strategic Approach to International Chemicals Management – SAICM). 

Важной  целью  СПМРХВ  на  национальном  уровне  является  содействие  развитию  существующих  инициатив  в  сфере 

управления  обращением  химических  веществ  в  различных  секторах  и  укрепление  координации  и  согласованности  между 

различными  инициативами  правительств  и  иных  заинтересованных  сторон.  Другой  важной  целью  является  установление 

взаимосвязи  этой  деятельности  с  процессом  планирования  национального  развития.  Для  достижения  этих  целей 

Общепрограммная  стратегия  СПМРХВ  определила  необходимость  постоянного  применения  комплексного  подхода  к 

регулированию химических веществ каждым национальным правительством (ст. 23 ОПС СПМРХВ). 

Действующее  в  настоящее  время  законодательство  Европейского  Союза  (ЕС)  в  области  охраны  окружающей  среды 

направлено  в  значительной  степени  на  реализацию  концепции  устойчивого  развития.  В  связи  с  этим  ужесточаются 

экологические  требования  к  предприятиям,  производящим  и  потребляющим  химические  вещества,  о  чем  свидетельствует 

введение  в  действие  Регламента  ЕС  по  регулированию  производства  и  использования  химических  веществ  (Registration, 

Evaluation and Authorization of Chemicals – REACH), который вступил в силу 1  июня 2007 г. [82, 142, 409]. В рамках этого 

документа  в  странах  ЕС  будут  осуществляться  регистрация  химических  соединений,  их  оценка,  классификация  и 

маркировка, а также выдача разрешений на производство и устанавливаться ограничения на него. Цель данного документа – 

обеспечение  химической  безопасности  стран-членов  ЕС.  Однако  изложенные  в  нем  требования  скажутся  не  только  на 

европейских компаниях, но и на экспортерах, в частности, на российских поставщиках минеральных удобрений, металлов и 

нефтепродуктов. 

До  вступления  в  силу  REACH  законодательство  ЕС  в  отношении  производства  и  использования  промышленных 

химикатов,  поступающих  на  рынок  Европы,  базировалось  на  нескольких  десятках  исторически  сложившихся  директив  и 

постановлений  [82,  313,  322,  325,  327,  332].  В  них,  в  частности,  были  установлены  различные  правила  для  химических 

веществ, поступивших  на европейский рынок до сентября 1981 г., которые назывались  «существующими», и тех, которые 

поступили на европейский рынок после 1981 г. и назывались «новыми». «Существующие» вещества насчитывали свыше 100 

тысяч  различных  соединений,  а  «новые»  –  около  3  тысяч  соединений.  Согласно  Директиве  Совета  министров  ЕС  67/548 

[322] все «новые» вещества (начиная с объема выпуска в 10 кг в год и выше) должны были проходить экспертизу по оценке 

возможных  рисков  для  здоровья  населения  и  окружающей  среды,  возникающих  в  результате  их  производства  и 

использования. При этом по «существующим» веществам не требовалось предоставления такой полной информации, хотя о 

них имелось недостаточно информации по оценке вредного воздействия и риска, доступной для широкой общественности. 

Поскольку  действовавшее  до  1  июня  2007  г.  законодательство  ЕС  содержало  различные  правила  регистрации  для 

«новых»  и  «существующих»  веществ,  причем  для  «новых»  веществ  они  были  жестче,  чем  для  «существующих»,  то 

химическим компаниям было не выгодно переходить на новые вещества, так как получение соответствующих разрешений 

требовало значительных финансовых затрат и длительного срока. 

В  результате  сложилась  неблагоприятная  ситуация,  когда  внедрение  новых,  более  безопасных  веществ,  сопряжено  с 

гораздо  более  сложной  процедурой  экспертизы,  чем  использование  веществ,  давно  применяемых,  хотя  и  более  вредных,  что 

тормозило инновационные процессы. Новый закон, а также разработанные в его рамках нормативно-технические требования, 

уравнивают в правах «существующие» и  «новые вещества», а также усиливают ответственность компаний-производителей 

за  управление  рисками.  Ужесточены  требования  к  предоставляемой  ими  информации  о  токсичности  и  других  показателях 

опасности химической продукции. 

Введение  в  действие  REACH  принципиально  меняет  положение  в  области  применения  химических  веществ.  Раньше 

доказывать  опасность  того  или  иного  вещества  входило  в  обязанности  регулирующих  органов,  теперь,  напротив, 

производители и дистрибьюторы должны будут доказать безопасность поставляемых веществ. Полномасштабное внедрение 

REACH призвано обеспечить принципиально новый уровень химической безопасности на предприятиях ЕС. 

Для реализации требований REACH создано Европейское химическое агентство (European Chemical Agency – ЕСНА), 

на которое возложено руководство техническими, научными и административными вопросами внедрения Регламента. ЕСНА 

управляет процессом регистрации, проводит оценку технического досье и координирует процесс оценки вещества и обычно 

принимает  решения  относительно  этих  оценок.  Исключение  составляют  случаи  разногласия  между  представителями 

государств-участников, когда окончательное решение принимает Европейская Комиссия. Кроме того, Агентство содействует 

распространению данных по тестам веществ посредством организации Форумов по обмену информацией о веществе (SIEFs 

– Substance Information Exchange Forums). ЕСНА в первую очередь будет заниматься наиболее опасными веществами и теми 

веществами, потребление которых особенно велико. 

Полномасштабное  внедрение  REACH  призвано  обеспечить  принципиально  новый  уровень  химической  безопасности  на 

предприятиях ЕС. 

В  связи  с  введением  нового  европейского  законодательства  REACH  Минпромторг  России  совместно  с  Российским 

союзом  химиков  в  2007  г.  организовало  работу  по  заключению  Соглашения  между  Правительством  РФ  и  Комиссией 

Европейских  Сообществ  о  сотрудничестве  в  области  обмена  информацией  об  опасности  химических  веществ  в  составе 

продукции [223]. 

Подписание  в  1992  г.  Конвенции  ООН  о  трансграничном  воздействии  промышленных  аварий  [429],  принятие 

Российской  Федерацией  ее  положений  [162]  и  обязательств  по  разработке  и  осуществлению  правовых,  организационных, 

технических,  экономических  и  других  мер,  направленных  на  снижение  риска  возникновения  аварий  при  эксплуатации 

опасных  объектов,  обусловили  принятие  в  1997  г.  федерального  закона  «О  промышленной  безопасности  опасных 

производственных  объектов»  [165].  Этот  закон  предусматривает  регистрацию  опасных  производственных  объектов  в 

государственном  реестре  и  лицензирование  следующих  видов  деятельности  в  области  промышленной  безопасности: 

проектирования,  строительства,  эксплуатации,  расширения,  реконструкции,  технического  перевооружения,  консервации  и 

ликвидации  опасного  производственного  объекта,  изготовления,  монтажа,  наладки,  обслуживания,  ремонта  технических 

устройств, применяемых на опасном производственном объекте. 

Важным  направлением  совершенствования  управления  предприятиями  является  создание  и  внедрение 

интегрированных систем менеджмента на основе международных стандартов серии ISO 9000, 14000, OHSAS 18000 [425]. В 

этих  документах  собран  мировой  опыт  системного  управления  качеством,  экологией,  охраной  труда  и  промышленной 

безопасностью. 

 
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей