Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Древнего


НазваниеДревнего
АнкорEzhov V V - Mify drevnego Kitaya.pdf
Дата10.09.2017
Размер4.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаEzhov_V_V_-_Mify_drevnego_Kitaya.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#26406
страница1 из 38
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
В. ЕЖОВ
МИФЫ
ДРЕВНЕГО
КИТАЯ
Москва
Астрель, ACT
2004

УДК 291(510)
ББК 82.3(5Кит)
Е41
Оформление и макеты иллюстраций
В. Серебрякова
Подписано в печать с готовых диапозитивов Формат 60x90 1/16. Гарнитура Антиква. Печать офсетная.
Бумага офсетная. 31,0 пл. Тираж 5 000 экз. Заказ № 8.
Ежов В.В.
Е 41 Мифы древнего Китая / В. В. Ежов; Предисл. и ком- мент. ИО. Родина. — М ООО Издательство Астрель»:
0 0 0 Издательство ACT», 2004. — 496 сил (Мифы народов мира 5-17-016851-9 (ООО Издательство ACT»)
ISBN 5-271-05289-3 (ООО Издательство Астрель»)
Эта книга знакомит читателя с основными сюжетами и персонажами мифов и легенд Древнего Китая.
Китайская мифология — сложная, во многом противоречивая система представлений, образов и сюжетов, формировавшаяся тысячелетиями. Божества и духи, великие герои, жители удивительных стран и простые смертные, чьих судеб коснулось чудо, в образах магов и прорицателей, бесов и оборотней, и фантастических животных все вместе они составляют единый, но весьма разнообразный, таинственный и причудливый мир, который, несомненно, завладеет воображением внимательного читателя.
УДК 291(510)
ББК Кит S B N 5-17-016851-9 (ООО Издательство ACT»)
I S B N 5-271-05289-3 (ООО Издательство Астрель»)
© ООО Издательство Астрель», 2003
© ООО Родин и К текст, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ
МИФЫ
ДРЕВНЕГО
КИТАЯ
ревнекитайская цивилизация, в отличие от большинства других культур, дошла до нас в непрерывной традиции, сведения о ней не являются результатом только археологических и антропологических разысканий на руинах погибшей культуры, но познаются как органический, живущий и поныне феномен, входящий составной частью в культуру нынешнего Китая.
Из чего же состоит духовная культура Китая,
какие этапы пришлось ей пройти на пути длиной в несколько тысяч лет Каким образом формировались мифология и связанная с ней система фило- софско-религиозных представлений о жизни (в том числе и смерти) в Древнем Китае?
Первый этап, который прошла китайская культура его можно условно назвать архаическим мало чем отличается от аналогичных периодов развития других народов. Первобытные племена охотников, скотоводов и земледельцев, вне зависимости оттого, в какой части света они находились, имели сходные религиозные представления. Это связано стем, что первобытные люди, не будучи в состоянии объяснить такие явления природы, как восходи заход солнца, приливы и отливы,
лесные пожары, наводнения и пр, считали их одушевленными силами, наделенными способностью чувствовать и мыслить, — духами. Поклонялись также духам растений и животных. Одной из арха-
5

МИФЫ
ДРЕВНЕГО
КИТАЯ
6
ичных стадий, которую прошли все культуры, и Китай здесь не исключение, является тотемизм т. е.
социально-религиозная система жизни родовой общины, при которой. Все члены общины ведут свое происхождение от животного-первопредка (тотема, что отражается во внешней атрибутике ив ряде ограничений, накладываемых на рядового члена общины. Запрещается охотиться на священное животное (кроме специальных праздников, вовремя которых это животное торжественно убивают, а затем поедают. Запрет распространяется и на сексуальные отношения между членами одного тотема.
К архаическим можно отнести и еще одну, более позднюю, мировоззренческую систему. Это шаманизм Для него характерно. Многомирие, те. разделение бытия на несколько слоев — как правило, мир подземный»,
«мир наземный и мир небесный. Миры взаимосвязаны, основой жизненного благополучия считается гармония между мирами.
Идея гармонии воплощается в образе оси мира»,
или мирового древа, проходящего через все миры и поддерживающего их. В каждом из миров есть свои боги — воплощения тех или иных стихийных сил. Из них формируется первоначальный пантеон. Человеческая жизнь протекает одновременно в нескольких измерениях (мирах. После смерти
(равно как и во сне, а также в состояниях измененного сознания, вызванных при помощи специальных техник или наркотических средств) человек может путешествовать по иным мирам. Наличие особого сословия жрецов (шаманов),
осуществляющих постоянную связь между мирами.
Однако помимо архаичных мировоззренческих систем необходимо назвать и другие, которые, собственно, и сделали китайскую цивилизацию совершенно особенной. Речь идет о трех религиях Китая даосизме, конфуцианстве и буддизме (в китайском варианте чань-буддизме).
Даосизм. Название происходит от китайского
«дао цзя», те. школа дао. Это учение возникло во вой половине I тысячелетия дон. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы.
Его книга Дао дэ цзин» (Каноническая книга о дао и дэ») явилась основополагающим трактатом этой религии. Важнейшим мыслителем даосизма был
Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего учения в борьбе с конфуцианством, сторонники даосизма объявили его первооснователем легендарного правителя Хуан-ди (традиционно считается, что он жил в 2697—2598 гг. дон. э. Особенно широко даосизм распространился в эпоху Тан (618—907 гг.), став неотъемлемой частью национального культа. Религиозный даосизм включал в себя магию, алхимию,
врачевание, демонологию и другие элементы.
Исходной идеей философии даосизма является учение о дао — извечном, естественном пути и всеобщем законе возникновения, развития и исчезновения вселенной. Отсюда вытекает принцип следования дао, те. поведения, согласующегося в мик- рокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокос- мосе — с дао вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние,
одна из основных идей даосизма, приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом, напротив, нужно дать свободу ее врожденным качествам. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в
М И Ф Ы
ДРЕВНЕГО
К И ТАЯ
МИФЫ
ДРЕВНЕГО
КИТАЯ
8
спокойствии и гармонии. Истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, он соединяется с вечностью и вселенной и не печалится ни о жизни,
ни о смерти, понимая и принимая как должное их естественность и неизбежность. Даосы верили, что существует возможность достижения бессмертия в физическом теле. Поиски бессмертия во многом инициировали разработку таких направлений, как врачевание, алхимия, дыхательная и физическая гимнастики и т. п. Полное собрание произведений даосизма называется Дао цзан» (Сокровищница даосских писаний. Канон был опубликован впервые в 1019 г. объемом в 4565 томов.
Конфуцианство («жу цзя» буквально — школа ученых книжников. Философская школа,
основанная Конфуцием кит Кун-цзы, те. учитель Кун).
Конфуций родился в обедневшей аристократической семье. В 22 года он начал обучать людей,
прославившись в итоге как самый знаменитый педагог Китая. Влет Конфуций начал свою политическую деятельность, став высоким сановником в
Лу. Уйдя со службы, в течение 13 лет путешествовал по другим китайским государствам, не найдя,
однако, в них применения своим идеям. Главным источником сведений обучении Конфуция является книга Лунь юй» (беседы и суждения, представляющая собой записи высказываний и бесед
Конфуция, сделанные его учениками и их последователями. Конфуций похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей его дом был превращен в храм Конфуция, ставший местом па- ломничества.
Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духами потустороннему миру (Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»;
«Не умея служить людям, как можно служить духам, хотя почитает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания — проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы),
«благородного мужа не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Такой человек прежде всего должен обладать «жэнь» — гуманностью, человечностью, любовью к людям проявления жэнь справедливость, верность, искренность и т. д. Особое место в системе ценностей конфуцианства занимала концепция сяо, суть которой состоит в проявлении исключительной сыновней почтительности,
уважения к родителями к старшим вообще Конфуций считал сяо основой жэнь и других добродетелей и самым эффективным методом управления страной
(ибо страна — это большая семья. Наконец, Конфуций придавал большое значение музыке — лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев,
а главенствующую роль отводил этикету, те. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция «чжэн мин — выпрямления (исправления) имен, те. приведения вещей в соответствие сих названием (знаменитое изречение Правитель должен быть правителем, а подданный — поданным, отец — отцом, а сын — сыном»).
Буддизм (чань-буддизм). Это школа буддизма махаяны (одна из школ классического буддизма),
М И Ф Ы
ДРЕВНЕГО
К И ТАЯ
МИФЫ
ДРЕВНЕГО
КИТАЯ
10
сформировавшаяся в Китае на рубеже 5—6 вв. Первым китайским патриархом чань-буддизма считается полулегендарный миссионер Бодхидхарма, принесший с собой из Индии учение Будды. Название школы происходит от сокращенного варианта китайской транскрипции санскритского слова «дхья- на (кит «чань-на»), что означает мистическое созерцание, сосредоточение, медитация. Уже в момент своего появления в Китае буддизм подвергся существенной трансформации. Например, методы пассивной медитации, заимствованные из традиционной буддийской йоги, сочетались здесь с методами активной, динамической медитации, заимствованными из психотехники даосизма. Испытал чань- буддизм и иные влияния, о чем будет сказано ниже.
Все означенные религиозно-этические системы естественным образом взаимодействовали. На древние воззрения наслаивались идеи даосизма, буддизма, конфуцианства. И все эти элементы в основном мирно уживались. Китай — едва лине единственная страна, дающая пример культурного развития без радикальной ломки устоев прошлого во имя утверждения настоящего. Для мировосприятия китайцев вообще всегда была чужда религиозная нетерпимость (исключая, пожалуй, лишь XX век, ознаменовавшийся культурной революцией»).
Китайцы (в отличие, например, от христиан, иудеев и мусульман) никогда не боролись с чужими богами. Они, скорее, были готовы включить их в свой и без того крайне многочисленный пантеон, лишь бы не нарушать общественного равновесия. Вероятно,
это объясняется тем, что религиозным системам,
бытовавшим в Китае, вовсе времена был чужд жесткий монотеизм (те. признание единого верховного божества. Верховное космическое божество у китайцев никогда не было персонифицировано
Скорее, это было некое высшее начало, источник всего, что не может быть познано. Так что китайцы поклонялись, можно сказать, даже не самому божеству, а его различным проявлениям в окружающем мире. Это могло быть что угодно — от грозного явления природы или болезни до странно ведущей себя бытовой утвари или рождения близнецов. Подобные примеры были достаточным основанием для канонизации данного явления, возведения кумирни и основания соответствующего культа. Божества были для китайцев своего рода каналами, связывающими миры, при помощи которых высшее начало могло проявляться в мире людей. Именно поэтому основные различия в религиозных системах Китая проявлялись не в вопросах, кому поклоняться и как,
но в задачах устроения земной жизни в соответствии с божественным промыслом. Как придать миру вокруг и, соответственно, обществу вид божественной красоты и совершенства Как уподобить мир
Великому Творению, в котором царят гармония и равновесие Для даосов это был путь постижения дао, для буддистов — постепенное слияние с изначальной сущностью мира (достижение состояния будды) и погружение в нирвану, для конфуцианцев путь идеального мужа, свято соблюдающего установления (правила) ли.
Примечательно, что во всех этих случаях человек не оказывался рабом бога, но всегда занимал активную позицию — от выбора самого пути самосовершенствования до темпов продвижения по нему.
Замечательно также и то, что человек изначально наделялся возможностью достичь божественности благодаря самосовершенствованию, ив том случае, если он делал это успешно, его вполне могли причислить клику святых. У даосов такой человек становился бессмертным, у буддистов — буд- дой, у конфуцианцев — идеальным мужем (прави-
М И Ф Ы
ДРЕВНЕГО
К И ТАЯ
МИФЫ
ДРЕВНЕГО
КИТАЯ
12
телем, чиновником и проч) и вполне заслуженно занимал свое место в пантеоне. В основу данных религиозных систем был положен принцип изначальной благости мира. Идея изначальной греховности
(первородного греха) человека, свойственная западным религиозным системам, была чужда китайцам.
Соответственно, не было идеи изначальной вины и,
как следствие, идеи искупления.
Основой материального мира, самого его существования издревле считался дуализм (двойственность, те. наличие во вселенной противоположных начал (инь и ян). Согласно космогоническим представлениям, до этого существовало единое, не- расчлененное состояние бытия (у даосов именуемое
«тайцзи»), из которого путем изначальной вибрации возникли противоположности (инь и ян), в свою очередь породившие весь материальный мир.
Помимо этого, интересно отметить, как религиозным сознанием китайцев воспринимается богоборчество. В мировоззренческой системе китайцев сам акт богоборчества ничем непримечателен и не осуждается как таковой по одной простой причине:
никому не заказан путь сделаться богом. На первый план выходит не само намерение сравняться с богом, а адекватность воплощения этого намерения.
Если претендент оказывался способен явить свою божественную сущность, то он по праву становился богом, заслуженно зачислялся в пантеон,
ему строились кумирни, ему поклонялись, у него просили помощи и защиты (таковы, например, все боги — покровители ремесел. Однако если он не подкреплял свои притязания реальным деянием, то он, соответственно, объявлялся самозванцем, подлежащим разоблачению. Характерно, что мотив самозванства один из центральных в китайской мифологии (например, Чию, прикидывавшийся божеством и выдававший себя за Янь-ди; лисы, предстающие перед людьми тов обличий бессмертных даосов, то различных божеств и проч. В более широком плане мотив самозванства воплощается в сюжетах, связанных с оборотничеством. Безусловно, своими корнями мифы об оборотнях уходят в архаические верования тотемистического характера. Однако трансформация смысла данных мифов,
происходившая под воздействием буддизма, даосизма и конфуцианства, шла именно в таком направлении человек должен видеть под внешними проявлениями суть вещей, и, соответственно, отличать божественное (истинное) от подделки под божественное (те. ложного, в основе чего лежит самозванство. Неслучайно в такого рода сюжетах разоблачителями оборотней являются мужи, глубоко проникшие в суть вещей, те. люди, достаточно далеко продвинувшиеся по пути духовного самосовершенствования.
В западном варианте богоборчества (правильнее было бы сказать в монотеистической связке иудаизм-христианство-ислам) наблюдается совершенно иная картина. Монотеизм предполагает изначальную узурпацию божественного статуса и, соответственно, монополизацию религиозных отправлений. В подобных условиях любая богоборческая идея не может оцениваться сточки зрения ее истинности или ложности, так как изначально подпадает под определение ереси как нечто, посягающее на божественную монополию. Таким образом, преступным оказывается само намерение сделаться богом (например, библейский сюжет о Вавилонской башне. История монотеистических религий представляет собой непрерывную череду религиозных войн (с так называемыми неверными. В аналогичной ситуации в Китае просто образовывалась еще одна школа того или иного религиозного на- правления.
М И Ф Ы
ДРЕВНЕГО
К И ТАЯ
МИФЫ
ДРЕВНЕГО
КИТАЯ
14
Итак, религии в Китае никогда не существовали изолированно, никогда открыто не враждовали между собой, несмотря на то что полемика (в частности,
между даосизмом и конфуцианством) велась, и это нашло определенное отражение в источниках, в том числе ив мифах. Постоянно взаимодействуя и взаи- мообогащая друг друга, все эти составные элементы образовали уникальную религиозно-философскую систему. Именно это обстоятельство затрудняет определение границ собственно китайской мифологии.
Во-первых, источники, предоставляющие материалы по мифологии Китая, крайне неоднородны не только по своему составу, но и по характеру. Фиксируя состояние мифологического наследия в какой-то определенный отрезок времени, они вместе стем содержат и ту или иную степень трансформации этих мифов ведущими религиозными школами (дао- сами, конфуцианцами, буддистами. Учитывая то,
что процесс ассимиляции мифологического наследия начался достаточно давно (еще в I тысячелетии дон. э, мифология (те. архаическая система взглядов, образно изложенная) в китайском варианте может быть лишь результатом реконструкции,
скрупулезной ее очистки от позднейших напластований. Процесс этот довольно трудный, так как многие из частей мифологической системы были утрачены в силу своей невостребованности для пропаганды новых религиозных взглядов, а некоторые из них,
наоборот, приобрели гораздо большее значение, чем имели изначально. Характернейшим примером могут служить мифы о первых государях (Хуан-ди, Юй и проч. Сведения о них дошли до настоящего времени в значительной степени благодаря конфуцианству, адепты которого использовали эти мифологические персонажи для пропаганды собственных идей (в данном случае — для формирования представлений об идеальном правителе
Именно в силу этих специфических особенностей китайской мифологии нельзя не сказать об источниках, донесших до нас сведения о древних мифах. Их можно разделить натри категории. Письменные источники, дошедшие до нас.
Они представляют нам материалы по мифологии Китая, как правило, в наиболее полном виде. Однако письменный источник включает в себя массу напластований и, кроме того, следует учитывать, что фактором, существенно искажающим материал, могут быть личные пристрастия автора, его приверженность тому или иному религиозному направлению. Результаты археологических разысканий.
Как известно, материалы археологических раскопок относятся лишь к предметам материальной культуры, соответственно, религиозные представления необходимо реконструировать. Фольклорные, языковые материалы, данные этнографии, те. сказки, предания, легенды, топонимические данные, лингвистический анализ архаичных пластов языка, сведения об особенностях быта и социальной организации тех или иных народов.
У каждого из трех источников есть свои достоинства, но вместе стем и очевидные недостатки. В
соответствии с этим более или менее достоверную картину мифологических воззрений можно восстановить лишь при комплексном подходе, используя все три типа источников. Кроме того, восстанавливая утраченные части архаических воззрений, следует привлекать материалы по мифологии других народов — по аналогии. Подобный комплексный подход стал возможен лишь относительно недавно,
когда многие ученые — антропологи, этнографы,
фольклористы, археологи, лингвисты и т. д. — начали работать в связке, открывая новые перспективы на стыке наук. Это в полной мере относится к изучению китайской мифологии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей