Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Покровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология. Iсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association


Скачать 80.96 Mb.
НазваниеIсн международная Конференция по Гармонизации jама journal of the American Medical Association
АнкорПокровский, Брико Рук-во Общая Эпидемиология.doc
Дата08.11.2016
Размер80.96 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPokrovskiy_Briko_Ruk-vo_Obschaya_Epidemiologia.doc
ТипРеферат
#1280
страница1 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................5

ГЛАВА 1. Статистические показатели, используемые для измерения заболеваемости населения. Дизайн эпидемиологических исследований........................8

ГЛАВА 2. Описательные эпидемиологические исследования, их предназначение в оценке состояния здоровья населения................................................................................51

ГЛАВА 3. Аналитические исследования. Выявление и оценка факторов риска возникновения и распространения болезней………………………………………….…135

ГЛАВА 4. Оценка эффективности и безопасности профилактических и лекарственных препаратов………………………………………………………………..186

ГЛАВА 5. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов…..215

ГЛАВА 6. Поиск доказательной информации. Базы данных.................................236

ГЛАВА 7. Доказательная медицина. Систематические обзоры. Метаанализ…..266

ГЛАВА 8. Структура и содержание научной публикации.....................................312

ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................................320

АББРЕВИАТУРЫ

ВМJ — British Medical Journal

ЕF — etiological fraction

GСР — Guideline for Good Clinical Practice

IСН — Международная Конференция по Гармонизации

JАМА — Journal of the American Medical Association

NЕJМ — New England Journal of Medicine

РR — превалентность периода

РRМ — моментная превалентность

АД — артериальное давление

БД — база данных

БИ — брошюра исследователя

ВГА — вирус гепатита А

ДДУ — детское дошкольное учреждение

ИП — интенсивные показатели

КИ — клиническое исследование

КЭ — Клещевой энцефалит

ЛС — лекарственное средство

ОП- — отношение правдоподобия для отрицательного результата

ОП + — отношение правдоподобия для положительного результата

ПВСИ (РIСО) — Пациент-Вмешательство-Сравнение-Исход

ПЦ - — прогностическая ценность отрицательного результата

ПЦ+ — прогностическая ценность положительного результата

РКИ — рандомизированное клиническое исследование

СОП — стандартные операционные процедуры

ЭП — экстенсивные показатели

ЭСО/НЭК — экспертный совет организации/Независимого

этического комитета

ВЭЖХ (НРLС) — высокоэффективная жидкостная хроматография

ВВЕДЕНИЕ

Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с ос­новами доказательной медицины составлено в соответствии с накоплен­ным международным опытом преподавания эпидемиологии, рекомен­дациями Всемирной ассоциации высшего медицинского образования, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности.

Реорганизация санитарно-эпидемиологической службы привела к из­менению соотношения функций, выполняемых специалистами учреж­дений Роспотребнадзора. Приоритет в настоящее время отдают анали­тической деятельности, позволяющей определить причины и факторы риска инфекционной и неинфекционной заболеваемости. Одновременно с реформированием здравоохранения происходит глобализация высшего образования и практическая реализация Болонской декларации. Послед­няя предусматривает создание общеевропейского образовательного про­странства и автономии высших учебных заведений с прозрачностью и де­мократизацией подготовки и перемещения преподавательского состава и студентов, сопоставимостью учебных планов и программ по каждой дисциплине, взаимному признанию дипломов. Создание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не только расширило функциональные обязанности специа­листов, работающих в органах и учреждениях этой службы, но и потре­бовало изменений и дополнений в действующие учебные планы и про­граммы. В настоящее время требуются специалисты, подготовленные для работы в системе здравоохранения различных уровней и форм собс­твенности. Растет социальная потребность' и в выпускниках, способных формулировать и реализовывать социально приемлемую и современную политику охраны здоровья, объединять усилия различных государствен­ных и общественных институтов по укреплению общественного здоровья и профилактики заболеваний.

В деятельности современного специалиста лечебного профиля, на­ряду с основными разделами эпидемиологии, существенно возрастает роль медицинских аспектов, непосредственно связанных с эпидемио­логией. Это прежде всего умение с учетом доказательной медицины ис­пользовать и объективно оценивать ведущие, основополагающие диа­гностические признаки, различные лечебные мероприятия. В связи с этим нами, с учетом современных требований к преподаванию эпиде- миологии в Европе и мире, была разработана образовательная программа нового курса по обшей эпидемиологии с основами доказательной меди­цины (см. Приложение 5). Во многих странах, в том числе и в нашей, доказательная медицина признана государственной политикой в об­ласти медицины.

Для достижения поставленной цели студенты должны быть подго­товлены прежде всего по организации проведения различных видов эпидемиологических исследований как описательных, так и анали­тических (наблюдательных и экспериментальных). В результате изу­чения курса эпидемиологии студенты должны уметь выявлять при­чины {факторы риска) развития болезни (заболеваемости); проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности профилактичес­ких средств и мероприятий и скрининговых тестов; проводить статис­тическую обработку полученных в эпидемиологических исследованиях результатов.

В руководстве также отражена методология работы с источниками доказательной информации, базами данных, информационными систе­мами, принципы составления систематических обзоров и метаанализ. Значительная часть данных, составляющих информационную базу, — результаты обобщений эмпирических наблюдений, часто расходящихся друг с другом. Поэтому современному практическому работнику здра­воохранения нужно уметь критически анализировать предлагаемую ин­формацию и сопоставлять материалы, полученные разными авторами, а также эффективно находить нужные данные с использованием совре­менных информационных технологий.

Контроль знаний осуществляется с использованием исходных, ру­бежных, итоговых тестовых заданий, ситуационных задач, В руководстве представлена рекомендуемая литература и варианты тестов для контроля знаний студентов.

Отработка тем осуществляется путем решения ситуационных задач, выполнения студентами самостоятельной работы по поиску доказатель­ной информации, работе с базами данных, анализу статей, посвященным различным видам эпидемиологических исследований. Более глубокое изучение определенных тем осуществляется в форме элективных курсов и самостоятельной работы студентов.

Данное руководство к практическим занятиям по общей эпидемио­логии с основами доказательной медицины — первое в стране подобное учебное издание и авторы с благодарностью примут все высказанные за­мечания и предложения.

Введение

Цель обучения — подготовка выпускника, владеющего базовыми зна­ниями и умениями по вопросам организации и проведения эпидемио­логических исследований и использования принципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических мероприятий, необходимыми для использования в будущей профессио­нальной деятельности в учреждениях Роспотребнадзора и лечебно-про­филактических учреждениях.

В результате изучения курса эпидемиологии студенты должны знать:

виды эпидемиологических исследований и их предназначение;

дизайн и основы организации эпидемиологических исследований;

наблюдательные описательные и аналитические эпидемиологические ис­следования, их предназначение и особенности организации;

экспериментальные аналитические эпидемиологические исследования, их предназначение и особенности организации;

систему доказательств и принципы доказательности в принятии обо­снованных решений по проведению профилактических мероприятий;

современные БД, источники и требования к научно-обоснованной инфор­мации;

принципы составления систематических обзоров и проведения метаанализа;

правовые и этические аспекты проведения эпидемиологических исследований. В результате изучения курса эпидемиологии студенты должны уметь:

выявлять причины (факторы риска) возникновения и развития болезни (заболеваемости);

проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности про­филактических средств и мероприятий;

проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности диа­гностических и скрининговых тестов;

использовать систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по'проведению профилактических мероприятий;

проводить статистическую обработку полученных в эпидемиологичес­ких исследованиях результатов;

работать с различными источниками информации, в том числе элект­ронными;

анализировать научные статьи и систематические обзоры на предмет их научной обоснованности;

составлять систематические обзоры и проводить метаанализ.

Глава 1

Статистические показатели, используемые для измерения

заболеваемости населения. Дизайн эпидемиологических исследований
Цель занятия: изучить основные статистические показатели, исполь­зуемые для измерения заболеваемости населения, ознакомиться с основ­ными типами дизайна эпидемиологических исследований.

В результате изучения темы студенты должны знать:

значение статистических показателей для изучения заболеваемости на­селения;

формулы расчета интенсивных показателей (ИП) — инцидентности и превалентности;

формулы расчета экстенсивных показателей (ЭП);

формулы расчета показателей наглядности;

факторы, влияющие на величину статистических показателей, исполь­зуемых для изучения заболеваемости населения;

сравнительную характеристику ИП и ЭП, области их применения;

эпидемиологический смысл ИП и ЭП;

возможные ошибки интерпретации ИП и ЭП;

термины, используемые для описания дизайна эпидемиологических иссле­дований;

этапы эпидемиологического исследования;

программа и план исследования.

В результате изучения темы студенты должны уметь:

рассчитывать ИП инцидентности и превалентности;

рассчитывать ЭП;

рассчитывать показатели наглядности;

рассчитывать суммарные показатели по показателям отдельных групп населения;

давать эпидемиологическую интерпретацию статистических показа­телей, используемых для измерения заболеваемости населения;

при работе с литературными источниками критически оценивать вы­воды, сделанные на основе анализа ИП и ЭП;

описать особенности дизайна эпидемиологических исследований.
САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

В процессе подготовки к занятию студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу и приведенный в главе материал.

Вопросы для самоподготовки

1. Значение статистических показателей для изучения заболеваемости населения.

2. Формулы расчета ИП — инцидентности и превалентности.

3. Формулы расчета ЭП.

4. Формулы расчета показателей наглядности.

5. Факторы, влияющие на величину статистических показателей, кото­рые используются при изучении заболеваемости населения.

6. Сравнительная характеристика ИП и ЭП, их предназначение.

7. Эпидемиологический смысл ИП и ЭП.

8. Возможные ошибки интерпретации ИП и ЭП.

9. Термины для описания дизайна эпидемиологических исследо­ваний.

10. Этапы эпидемиологического исследования.

11. Программа и план исследования.

Контроль самоподготовки

Выполнить задания из «Сборника тестовых заданий» / Приложе­ние к учебнику «Инфекционные болезни и эпидемиология». М.: ГЭО-ТАР-МЕД, 2004. Раздел «Эпидемиологический подход к изучению па­тологии человека. Заболеваемость и ее измерение», С. 141 —144, тесты №9—23; раздел «Эпидемиологические исследования», С. 145—146, тесты №1—8.

Выполнить предложенные задания.

Задача 1. В группе численностью 50000 человек зарегистрировано 45 больных, у 15 из них болезнь выявлена в отчетном году.

Какие ИП и ЭП могут быть рассчитаны на основании приведенных данных?

Рассчитайте эти показатели и дайте их эпидемиологическую интер­претацию.

Задача 2. На основании приведенных в табл. 1-1 данных, рассчитать следующее:

Какие ЦП и ЭП могут быть рассчитаны на основании данных, приведен­ных в табл. 1-1?

Рассчитайте возможные показатели и дайте их эпидемиологическую интерпретацию.

Представьте данные о распространенности и заболеваемости сахарным диабетом в виде показателей наглядности, приняв исходный уровень показатели 2001г.

Таблица 1-1. Количество больных сахарным диабетом в Российской Федерации в 2001—2005гг., чел.

Год

Среднегодовая численность населения*

Больные сахарным диабетом, чел.

Новые больные сахарным диабетом, чел.

2001

144387000

2117686

182937

2002

143526000

2184033

208916

2003

143453000

2 268 362

214420

2004

143 821 000

2387107

240 253

2005

143114000

2518429

250 880

Приведены округленные данные. Источники — Европейское региональное бюро ВОЗ и Европейская БД «Здоровье для всех» за 2007 г.
Задача 3. При изучении метаболических нарушений у пациенток с хро­нической ановуляцией и гиперандрогенией было обследовано 40 женщин с соответствующим диагнозом. При этом у 17 (42,5 %) выявлено наруше­ние толерантности к глюкозе.

Какой показатель использован в этом исследовании ?

Данный показатель интенсивный или экстенсивный?
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Методы (способы) измерения заболеваемости населения относятся к специальным, статистическим методам обработки эпидемиологичес­кой информации. Изучение заболеваемости возможно только на основе имеющейся качественной и количественной информации.

Показатели заболеваемости выражаются в абсолютных или относи­тельных величинах.

Абсолютные величины - это количество случаев заболеваний, вновь выявленных или существующих на данный момент (период) среди всего населения или отдельной группы лиц на определенной территории.

Относительные величины — это ИП и ЭП, а также используемые реже показатели наглядности и соотношения. Они рассчитываются путем де­ления, отношения абсолютного числа заболевших (числитель) на другую величину (знаменатель), т. е. основание показателя.

Количественные показатели заболеваемости являются основой всех эпидемиологических выводов, в том числе о частоте заболеваний в раз­ных группах населения, о риске заболевания людей в этих группах и т.д. На основании этих выводов, в свою очередь, приходят к еще более зна­чимым эпидемиологическим заключениям о причинах, определяющих риск возникновения и распространения той или иной болезни.

При обосновании любых результатов заболеваемости необходимо понимать и помнить, что полученные цифры являются только субъек­тивной оценкой измерения истинного числа больных каким-либо за­болеванием. Любые цифры отражают только выявленную и учтенную часть объективно существующей заболеваемости. Количество выявлен­ных случаев заболевания почти всегда меньше - иногда значительно меньше - объективно существующего количества больных с изуча­емой болезнью. Это несоответствие принято обозначать термином «феномен айсберга».

Общий уровень заболеваемости связан исключительно с влиянием объективных факторов, а именно с причинами, определяющими риск возникновения и распространения болезни. В то же время выявленная (измеренная) часть больных людей, несомненно, отражает качество диа­гностики и эффективность учета больных. Полнота выявления зависит, прежде всего, от обращаемости населения за медицинской помощью! В свою очередь полнота обращаемости больных и качество постановки им диагноза определяется как объективными (разнообразие клиничес­кого течения данной болезни), так и субъективными (квалификация врачей, доступность медицинской помощи для населения, социальное положение населения и т.д.) факторами. Качество учета случаев за­болеваний зависит от множества факторов, но исключительно субъек­тивного характера.

Таким образом, измеренная (выявленная) часть заболеваемости од­новременно отражает влияние объективных и субъективных факторов Поэтому, выявив различия показателей заболеваемости в двух группах, не следует делать однозначный вывод о том, что в этих результатах «виноваты» только причины, определяющие риск возникновения и рас­пространения болезни. Вполне вероятно, что наблюдаемые различия — следствие разных подходов их выявления, диагностики и учета больных в этих группах.

Как было сказано выше, измеренная часть заболеваемости выража­ется в абсолютных величинах, т.е. числе заболевших, и относительных величинах, чаще всего в ИП и ЭП.

Интенсивные показатели

Сравнение абсолютных величин, как правило, не позволяет сделать верные выводы о риске (вероятности) возникновения какой-либо бо­лезни, например, среди населения разных территорий или различных возрастных групп на одной территории. Это связано с тем, что даже при одинаковом риске заболевания количество заболевших определятся численностью населения (М), среди которого выявлены эти больные. ИП позволяют исключить влияние численности населения на выводы о риске возникновения данной болезни.

В эпидемиологии при изучении заболеваемости используют несколько различные ИП, объединяемые общими терминами: «показатели заболе­ваемости», или «показатели частоты заболеваний», «меры частоты забо­леваний», «коэффициенты заболеваемости».

В общем виде ИП могут быть представлены как отношение

ЯВЛЕНИЕ/СРЕДА.

В нашем случае «явление» — это абсолютное число заболевших (боль­ных), «среда» — численность населения. Общая формула расчета ИП:

I=A/N * R

где I —одна из разновидностей ИП;

А (или Абс.) — абсолютное число случаев какой-либо болезни в оп­ределенной группе населения (группе риска) за данный отрезок времени на данной территории;

N — численность той же группы населения (группы риска), среди которого выявлены А случаев указанной болезни за тот же отрезок вре­мени на той же территории;

R — размерность показателя, которая может выражаться любым чис­лом 10":

в долях единицы (редко);

в процентах, т. е. на 100 человек, 0/0

в промилле на 1000 человек, 0/00

в продецимилле — на 10 000 человек, 0/000

в просантимилле на 100 000 человек, 0/0000

В приведенных таблицах и графиках будут использоваться знаки раз­мерности, а не их словесное выражение. Например, «заболеваемость на 100 000 человек населения» будет обозначаться как 0/0000.

Из формулы следует, что показатель частоты отличается от абсо­лютного числа заболеваний прежде всего тем, что рассчитывается относительно численности группы риска (группы населения). Не­редко показатели заболеваемости всего населения данной террито­рии называют общими, грубыми, а показатели отдельных групп — групповыми, специфическими, частными. Следует отметить, что путем сложения всех групповых ИП в большинстве случаев нельзя получить показатель заболеваемости всего населения, так как каж­дый групповой показатель рассчитан для разной численности насе­ления. Чтобы вычислить показатель заболеваемость всего населения, необходимо общее число больных разделить на численность этого населения.

Размерность ИП может быть любой, при этом показатели заболе­ваемости населения городов, областей, стран чаще всего выражают в просантимилле (0/0000), т.е. 100 000 человек населения. Для оценки заболеваемости небольших по численности групп риска применяют остальные размерности, вплоть до процентов. Однако при сравнении нескольких показателей необходимо использовать одинаковую размер­ность. При необходимости можно легко изменить размерность показа­теля: переместить запятую влево или вправо от начального положения. Например, показатель 1532,1 0/0000 при переводе вдругие размерности будет выглядеть как 153,2 0/000> или 15,3 0/00, или 1,5 0/0.

Если важно заострить внимание на риске появления какой-либо бо­лезни, следует выбрать наиболее наглядную размерность показателя. Так, в приведенном выше примере этот показатель гораздо легче вос­принимается в процентах (1,5 случая на 100 человек), чем в просанти­милле (1532,1случая на 100 000 человек). Так же трудно воспринимается, например, данный показатель, обозначенный 0,02 0/0, т.е. 0,02 случая на 100 человек. Лучше выразить его в продецимилле, т. е. 2,0 0/000 (2 слу­чая на 10000) или в показателях большей размерности.

Любые показатели заболеваемости, абсолютные или относитель­ные, имеют названия, без которых их использование теряет всякий смысл. Например, информация о том, что заболеваемость составила 1276,3 0/0000> не имеет никакого эпидемиологического смысла. Если даже уточнить, что заболеваемость острыми кишечными инфекциями соста­вила 1276,3 0/0000 то и это не изменит общую картину. Даже более подроб­ная информация — заболеваемость острыми кишечными инфекциями в г. Москве составила 1276,3 0/0000 или же заболеваемость острыми кишеч­ными инфекциями в г. Москве в 2002 году составила 1276,3 0/0000 - не поз­воляет однозначно трактовать данные. Это связано с тем, что в первом случае отсутствует обозначение группы риска и времени, а во втором, хотя и указано время, но нет названия группы риска. Абсолютно точная информация, соответствующая этому показателю, выглядит следую­щим образом: заболеваемость острыми кишечными инфекциями детей до 14 лет в г. Москве в 2002г. составила 1276,3 0/0000.

Из сказанного следует, что информация об абсолютных или относи­тельных показателях заболеваемости будет полной только вместе с ука­занием названия болезни, времени (периода) и места выявления (регист­рации) больных, с названием группы риска (все население или отдельные группы) и обозначением размерности, Если речь идет о заболеваемости всего населения, обычно слово «всего» опускают. Например, заболевае­мость населения г. N означает, что речь идет об общей численности на­селения г. М, а не какой-либо его группы. В эпидемиологических иссле­дованиях используют следующие ИП:

инцидентность (заболеваемость) — I;

моментная прввалентность (РКМ) и превалентность периода (РКР);

инцидентность человек — время, или плотность инцидентности.

В данной главе рассматриваются особенности вычисления и исполь­зования показателей инцидентности и превалентности. Показатель ин­цидентности человек-время используется в первую очередь в аналитичес­ких исследованиях, поэтому его описание дано в главе 3.

В аналитических исследованиях при расчетах частоты заболеваний или частоты клинических исходов болезни среди лиц опытной и кон­трольной группы, показатель инцидентности либо показатель человек-время в сравниваемых группах часто называют показателями абсолютного риска заболеть (R) в опытной и контрольной группах. Способы их рас­чета при этом не меняются.

Эпидемиологический смысл большинства интенсивных показателей заболеваемости выражается в том, что они отражают:

частоту случаев (вновь выявленных или всех случаев) данной болезни в какой-либо группе населения (группе риска) за данный период (мо­мент) времени изданной территории;

долю заболевших (больных) с таким же диагнозом в той же группе за то же время на той же территории;

средний для каждого жителя риск заболеть или быть больным в той же группе за то же время на той же территории. Средний риск для каждого жителя можно также выразить как среднюю вероятность заболеть или быть больным в той же группе за то же время на той же территории. Один показатель не может свидетельствовать об активности причин, вызвавших зарегистрированную заболеваемость. Только сравнение ИП при одинаковом качестве выявления, диагностике и учете больных поз­воляют сравнивать активность факторов риска, определивших величины данных показателей. Необходимо учитывать, что все ИП заболеваемости являются так называемыми альтернативными показателями, т. е. их расчет основан на противопоставлении двух групп населения — больных и здо­ровых. Поэтому показатели заболеваемости (исключение составляет пока­затель инцидентности человек-время) отражают одновременно и частоту случаев указанной болезни в группе риска за данный период (момент) вре­мени, и долю заболевших (больных) в той же группе за то же время.

Например, показатель инцидентности (заболеваемости) гриппом (всего) населения г. Москвы в 2002г. составил 1075,0 0/0000. Это означает, что частота заболеваний гриппом всего населения г. Москвы в 2002г. со­ставила 1075,0 человек на каждые 100 000 населения. Кроме того, то же число, выраженное в процентах, указывает, что доля заболевших грип­пом среди всего населения г. Москвы в2002г. составила 1,07 0/0. Этаже величина, естественно, одновременно отражает и средний риск заболеть гриппом для любого жителя Москвы в 2002г.

Все ИП являются кумулятивными, т. е. представляющими число слу­чаев данной болезни (вновь выявленных или всех существующих), на­копленных к концу определенного периода (момента).
Показатель инцидентности
Термин «показатель инцидентности (заболеваемости)» имеет много английских названий и сокращений. В отечественной литературе пока­затель инцидентности чаще всего называют показателем заболеваемости.

Без преувеличения можно сказать, что он является основным в эпидеми­ологии. Именно этот показатель фигурирует в различной документации,. с его помощью измеряют и сравнивают частоту заболеваний среди различ­ных групп населения в городах и странах. В данном случае «явление» — это новые случаи болезни в течение изучаемого периода, «среда» — группа населения, среди которого возникли случаи заболевания. Формула расчета:

I=A/N *R

где А— число новых случаев болезни (число заболевших), выявлен­ных в определенной группе населения (группе риска) за данный период времени на данной территории. Таким образом, в числителе не должны оказаться случаи той же болезни в той же группе на той же территории, но выявленные ранее;

N — численность той же группы населения (группы риска), в которой было выявлено «А» больных. Как правило, учитывается численность населе­ния в начале или в середине одного и того же периода. Период может иметь разную продолжительность и выражаться в днях, неделях, месяцах и годах;

R — размерность — та же, что и для остальных ИП. Показатель инцидентности отражает:

частоту вновь выявленных случаев данной болезни в какой-либо группе населе­ния (группериска) за данный период (момент) времени на данной территории;

среднийриск (вероятность) заболеть (но не быть больным) данной болез­нью в той же группе за то же время на той же территории;

долю заболевших (новых случаев) в той же группе за то же время на той же территории.

Пример. В 2002 г. среди взрослого населения г. Москвы было зарегист­рировано 3007 новых случаев инфекции, вызванной ВИЧ. В начале 2002 г. численность взрослого населения Москвы составляла 7 332 358 человек. Показатель инцидентности (заболеваемости) инфекцией, вызванной ВИЧ, взрослого населения г. Москвы в 2002г. составил

I = (3007 / 7332358) х 100 000 = 41,0 0/0000.

Долю взрослого населения г. Москвы, заболевшего ВИЧ-инфек­цией в 2002г., лучше выразить в процентах, т.е. приблизительно 0,4%-Средний риск заболеть ВИЧ-инфекцией для любого взрослого человека в г. Москве в 2002г. наиболее полно отражается размерностью на 1000: чуть больше 4 случаев на 1000 человек (4,1 0/00)
Показатель превалентности
Переводится и как показатель распространенности, и как показатель болезненности, и как показатель пораженности. Использование в оте­чественной литературе разных обозначений одного и того же показателя затрудняет адекватное восприятие эпидемиологической информации. Следует также учитывать, что термин «пораженность» в ряде отечествен­ных руководств применяется для обозначения показателя «attackrate», а не показателя «prevalencerate». Чтобы облегчить прочтение и понима­ние эпидемиологических данных, предлагается показатель «prevalenceratе» именовать показателем превалентности. Вместе с тем учитывая, что «prevalence» переводится как «распространенность», не следует воз­ражать и против использования термина «показатель распространен­ности». Распространенный — значит часто встречающийся, отсюда термин «распространенность» в эпидемиологическом смысле означает оценку встречаемости среди населения данной болезни в определенное время. При этом измерение распространенности предусматривает учет всех зарегистрированных случаев болезни независимо от даты их возник­новения, выздоровления или смерти.

Необходимость измерения заболеваемости с помощью этого пока­зателя определяется желанием оценить встречаемость (распространен­ность) данной болезни среди определенного населения в данный мо­мент времени (чаще всего день) или за более продолжительный период (неделя, месяц, год и т. п.).

Показатель превалентности на момент времени называют показа­телем РRМ. Соответственно показатель превалентности за период вре­мени — показателем превалентности периода, или РКР. Различия между двумя разновидностями показателя превалентности показаны на рис. 1.

В данном случае «явление» — это все случаи болезни, независимо от времени возникновения, «среда», так же как и при показателе инци­дентности, — группа населения, среди которого возникли случаи забо­левания.

Формула расчета:

PRM или PRP =A/N *R

где А— все зарегистрированные, т.е. вновь выявленные и выявлен­ные ранее случаи болезни в группе риска на данный момент (для РRМ) или период (для РRР) времени на данной территории;

N — численность группы риска в данный момент (для РRМ) или пе­риод (для РRР);

R — размерность — та же, что и для остальных ИП. Как следует из формулы, числитель РR момента составляет число всех случаев болезни, выявленных в обществе на данный момент вре­мени независимо от даты возникновения болезни. В числителе РR пе­риода — численность всех лиц, имеющих заболевание в течение опреде­ленного периода времени, т. е. учитываются все случаи болезни, если они уже были на начало периода, возникли или закончились выздоровлением



или смертью в любой день до конца периода. Таким образом, показатель превалентности отличается от показателя инцидентности только числи­телем. Размерность показателя заболеваемости, так же, как и инцидент­ности, может быть любой — от процентов до просантимилле.

Поданным рисунка 1.1 можно, в частности, рассчитать следующие показатели.

РRМ:

РRМ для 1 мая =

1 (больной А)

*100 = 2,0 %



50




РRМ для 4 июня =

3 (больные А, Г, Е)

*100 = 6,0 %



50




РR:

РRР с 1 мая по 30 июля =

7 (все случаи болезни)

*100 = 14,0 %



50




РRР со 2 июля по 30 июля =

6 (все больные, кроме умершего А)

* 100 =12,0%



50




Для сравнения рассчитаем показатели инцидентности:

I c 1 мая по 30 июля =

7 (все случаи болезни)

* 100 =14,0%




50




I со 2 июля по 30 июля =

6 (все новые случаи бо­лезни)

* 100 =12,0%



50



Показатель превалентности отражает:

частоту всех зарегистрированных (новых и выявленных ранее) случаев болезни в определенной группе населения на данный момент или за дан­ный промежуток времени;

средний риск (вероятность) быть больным (болеть) для каждого лица, относящегося к определенной группе населения, на данный момент или за данный промежуток времени;

долю болеющих в определенной группе населения на данный момент или за данный промежуток времени.

Как и любые величины заболеваемости, показатель превалентности отражает влияние на него объективных и субъективных факторов. Од­нако среди объективных факторов следует выделить продолжительность

болезни, которая влияет только на величину показателя превалентности, никак не сказываясь на величине инцидентности. Чем больше время за­болевания, тем больше показатель превалентности по сравнению с пока­зателем инцидентности, и наоборот, чем быстрее заканчиваются случаи болезни выздоровлением или смертью, тем меньше превалентность от­личается от инцидентности.

В свою очередь продолжительность болезни зависит:

от особенностей клинического течения данной болезни у лиц из опреде­ленных групп (с учетом пола, возраста, национальности и т. д.);

качества и эффективности оказания медицинской помощи населению (ее доступность, качество лечения и т. д.).

На некоторых территориях превалентность и инцидентность в значи­тельной мере могут зависеть от миграции населения, а именно от состоя­ния здоровья и количества прибывающих и убывающих лиц. Если, напри­мер, среди приезжающих преобладают люди, восприимчивые к данному заболеванию, то это может увеличить риск инцидентности, а следова­тельно, превалентности. Если среди прибывающих (убывающих) есть больные (чаще это хронические формы болезни), то это не изменит по­казателя инцидентности, но увеличит или соответственно уменьшит по­казатель превалентности.

Следовательно, показатель превалентности менее, чем показатель ин­цидентности, пригоден для выявления причин возникновения болезни. Однако он крайне важен, в частности, для определения потребности на­селения в медицинской помощи, что необходимо для организации и пла­нирования работы системы здравоохранения.

Показатель превалентности особенно важен для оценки распростра­ненности болезней:

начало которых установить трудно;

медленно развивающихся;

начинающихся хотя и остро, но с затяжным, хроническим течением, ре­цидивами и осложнениями.

При таких болезнях различие показателей превалентности, напри­мер в разных странах, является одним из свидетельств соответствую­щего качества и эффективности работы существующих систем здраво­охранения.

Показатель превалентности используется не только для измерения рас­пространенности болезни, но и для оценки распространенности какого-либо симптома, признака болезни. В этом случае в числителе (А) будет численность лиц, имеющих в данное время соответствующий признак.

Оценка превалентности признака особо важна в тех случаях, когда вы­явить достаточно специфичные признаки болезни легче, чем поставить точный диагноз. Например, результаты измерения частоты спленомега-лии (легко диагностируемый симптом малярии) используют для заключе­ния о распространенности малярии на различных территориях и их клас­сификации по степени риска заболеть малярией.

Экстенсивные показатели

ЭП, или показатели структуры (внутреннего строения, устройства) изучаемого явления, оценивают величину какой-либо структурной части по отношению ко всему явлению. Измеренные части явления называют долями или удельными весами, оценивающими вклад каждой части в об­щее явление.

В общем виде могут быть представлены как отношение

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей