Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Обзорные лекции по курсу ПОУООС. Лекции по курсу Управление охраной окружающей среды


НазваниеЛекции по курсу Управление охраной окружающей среды
АнкорОбзорные лекции по курсу ПОУООС.doc
Дата01.01.2018
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОбзорные лекции по курсу ПОУООС.doc
ТипЛекции
#33891
страница7 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности, научно-технического прогресса. Предприятие, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращает размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает его чистая прибыль.

Опыт использования ускоренной амортизации в природоохранных целях в ряде стран показал хороший эффект с точки зрения быстрого накопления капитала для обновления оборудования с целью минимизации экологического ущерба. Так, например, в Германии уровень амортизации очистных сооружений составляет 60% в первый и 10% в последующие четыре года (при общей норме около 7%). В США и Великобритании очистное оборудование амортизируется также в пятилетний срок, а во Франции 50% такой техники подлежит амортизации всего за 1 год.

Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Этот рынок сейчас активно формируется в США. Одним из важнейших принципов такого рынка является право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая. В рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. Эта система регулирования загрязнения получила красноречивое название «принцип пузыря» (bubble principal).

В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое предприятие, желающее расширить свое производство, попадает в рамки жестких экологических ограничений на возможности собственного увеличения загрязнения окружающей среды в регионе. Поэтому перед предприятием стоит выбор: или создать надежную систему очистки у себя или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. Решающее влияние на выбор оказывает величина удельных затрат на очистку на самом предприятии и других производствах в регионе. Если затраты на удержание собственных загрязнений в рамках лимита оказываются более значительными, чем подобного рода затраты у соседнего предприятия, то оказывается выгодным заплатить соседу, чтобы тот усовершенствовал свои очистные системы и снизил свой объем загрязнения. В результате общая сумма загрязнений не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.
Создание механизма продажи прав на загрязнение возможно и на глобальном уровне. В случае введения жестких ставок налогов на загрязнение можно ожидать широкого использования в мире покупок прав на загрязнение между различными странами, что будет благоприятствовать охране окружающей среды на глобальном уровне, борьбе с бедностью, так как такой механизм позволит осуществлять дополнительный приток финансовых ресурсов из развитых стран в развивающиеся и страны с переходной экономикой, где борьба с загрязнениями гораздо менее капиталоемка.

Например, введение углеродного налога создает массу проблем для промышленности развитых стран, которая уже практически исчерпала «дешевые» способы уменьшения выбросов парниковых газов. Киотский протокол (Япония, 1997), подписанный всеми развитыми странами и странами с переходной экономикой для предотвращения глобального изменения климата, создает реальные предпосылки для формирования нового мирового рынка торговли углеродными квотами. Эти страны приняли обязательства по сокращению выбросов в атмосферу газов, создающих парниковый эффект — двуокись углерода, метана и др. К 2008—2012 гг. многие страны должны снизить выброс парниковых газов: США — на 7%, страны Европейского союза — до 8%, Япония — на 6%. Большинство стран с переходной экономикой должны уменьшить выбросы на 5—8%. Российские обязательства по снижению выбросов парниковых газов достаточно мягки — сохранение к 2008—2012 гг. их объема на уровне 1990 г.

В этих условиях Россия может стать одним из крупнейших в мире продавцов квот на выбросы парниковых газов. Создание международных механизмов трансфертов по взаимозачету баланса углерода даст стране значительные выгоды, привлечет дополнительные иностранные инвестиции. Сейчас в результате экономического кризиса и спада общие выбросы парниковых газов в России составляют 70% от уровня 1990 г. Возможный будущий экономический рост может привести к увеличению выбросов в стране. Однако согласно имеющимся прогнозам уровень выбросов в 2010 г. (среднем году бюджетного периода) будет меньше, чем в 1990 г., на 4—8%. Это даст экономию квоты примерно в 250 млн. т СО2-эквивалента в год, или 1,25 миллиарда т СО2 за пять лет бюджетного периода. С учетом возможной стоимости 1 т СО2 в пределах 10—50 долларов США, экономический эффект для России от продажи квот на выбросы может составить огромную сумму.

Пожалуй самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая система или система «залог-возврат». Это хорошо знакомая всем система, когда покупая какой-нибудь товар мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам обратно. Эта традиционная система возврата пустых бутылок, все более широко применяемый в различных странах возврат израсходованных электрических батареек, различного рода пластиковых контейнеров и пр. Несмотря на свою простоту, данный механизм позволяет снизить поступление отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Для защиты гражданской (имущественной) ответственности предприятий, учреждений и организаций за ущерб, причиняемый в результате внезапного, непреднамеренного или неожиданного за­грязнения окружающей природной среды на территории России соз­даются страховые организации. Объектом экологического страхова­ния является риск гражданской ответственности, выражающейся в предъявлении предприятию имущественных претензий пострадав­шими организациями о возмещении ущерба за загрязнение окру­жающей среды на территории действия конкретного договора стра­хования. При заключении договора страхования оговаривается пе­речень загрязняющих веществ и причин, вызывающих загрязнение, ущербы по которым подлежат возмещению. К группе управленческих инструментов, объединяемых под услов­ным названием "рыночные" могут быть отнесено также экологическое страхова­ние, являющееся комплексным эколого-экономическим рычагом, эф­фективно действующим только в условиях рынка.

Правовые основы экологического страхования и его место в общей классификации страхования

Социальное и государственное страхование граждан является од­ной из мер, гарантирующих их право на охрану здоровья от небла­гоприятного воздействия охраны окружающей природной среды (ст. Закона "Об охране окружающей среды")

Система законодательства об экостраховании находится в стадии формирования и состоит из следующих блоков:

- конституционных норм, устанавливающих права граждан РФ на компенсацию вреда, причиненного их здоровью и имуществу, в частности, загрязнением окружающей природной среды;

- норм страхования, (предусмотренных гражданским законода­тельством и специальным Законом "О страховании"), посвященных исключительно регулированию страховой деятельности;

- отдельных норм экологического законодательства о защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об обороне, и иных сферах деятельности;

- подзаконных нормативных правовых актов федерального и ре­гионального уровня.

Это вызывает необходимость обеспечения непротиворечивости юридических норм, касающихся различных видов отношений, скла­дывающихся в ходе страховой деятельности и составляющих предмет регулирования различных отраслей законодательства.

Гражданским кодексом РФ страховая деятельность, регулируется как вид предпринимательской деятельности (п.1 ст. 2), а гражданско-правовое содержание страховых отношений раскрывается гл. 48 этого Кодекса.

Гражданский кодекс РФ закрепляет два вида обязательного стра­хования :

- обязательное страхование определенным лицом жизни, здоровья или имущества, других лиц, либо своей гражданской ответственности;

-добровольное.

Дописать!!!


  1. ОВОС как метод УООС. Понятие и структура ОВОС. Правовая и нормативная база.




  1. Информационное обеспечение управления природопользованием и охраной окружающей среды. Экологический мониторинг. Экологическое картирование. Географические информационные системы. Моделирование и прогнозирование. Статистическая информация. Эколого-хозяйственный баланс территории. Кадастры.


К группе методов и средств информационного обеспечения управления охраной ОС и природопользованием относятся меро­приятия, направленные прежде всего на получение, обработку, хра­нений, представление и дальнейшее использование информации в состоянии ОС и динамика развития процессов в ней. Условно их можно назвать информационными. К данной группе методов в числе других обычно относят:

- экологический мониторинг,

-методы карто­графирования и кадастров,

-геоинформационные системы,

-моделиро­вание и прогнозирование антропогенных экологических процессов,

-социально-психологические информационные мероприятия, охватывающие область

  • экологического образования,

  • просвещения и воспитания,

  • пропаганда,

  • реклама.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях:

  1. Наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

  2. Обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для:

-разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений,

-разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации,

-целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и

-мероприятий по охране окружающей среды.

Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.

Комплексность, взаимозависимость процессов происходящих в окружающей среде, чрезвычайность проблем стоящих перед челове­чеством на пути обеспечения долгосрочного экологически безопас­ного экономического прогресса делают необходимым развитие на­званных основных функций в системах экологического мониторинга [55,56,58,61,63-67,69,71,72].

В государственной системе управления природоохранной дея­тельностью в Российской Федерации важную роль играет формиро­вание Единой государственной системы экологического мониторин­га (ЕГСЭМ) [64].

ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

- мониторинг источников антропогенного воздействия на окру­жающую среду;

- мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружаю­щей природной среды;

- мониторинг биотической компоненты окружаю­щей природной среды;

- социально-гигиенический мониторинг;

- обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

При этом распределение функций между центральными органами федеральной власти осуществляется следующим образом.

Росприроднадзор:

Росгидромет:

Ростехнадзор:

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

Роскартография: осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

Роспотребнадзор: мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.

Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охваты­вают разработку и использование средств, систем и методов наблю­дений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздейст­вия в природно-техногенной сфере, включающей показатели состоя­ния природной среды, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы. Столь сложные и комплексные задачи в масштабах государства связаны с известными трудностями, в первую очередь обусловленными участи­ем в реализации ЕГСЭМ большого числа исполнителей, преследую­щих определенные ведомственные интересы. В этой связи становле­ние национальной системы экологического мониторинга находится в тесной связи с развитием систем мониторинга на локальном (объектовом) и региональном уровнях. Кроме того, ЕГСМ увязыва­ется с подсистемами глобального и фонового мониторинга.

Отличительной особенностью экологического мониторинга ло­кального уровня является тесная связь системы контроля источников эмиссий и их воздействия на окружающую среду с технологическими процессами объекта. [7]. Это позволяет рассматривать систему эко­логического мониторинга техногенного воздействия в связи с систе­мой контроля и управления технологическими процессами производ­ственного объекта. В данном случае рассматриваются именно объек­ты техносферы, в отличие от природных экосистем, мониторинг ко­торых заключается в наблюдении, анализе и прогнозировании со­стояния и изменений природных сред и биоты (мониторинг заповед­ных зон, мониторинг лесов, земель и т.п.).

В мониторинге регионального уровня проявляются в полной мере все основные функции систем экологического мониторинга. Рассмотрим более подробно структуру построения единого экологическо­го мониторинга (ЕЭМ) именно для этого уровня.

Структуру единого экологического мониторинга можно предста­вить сферами получения, обработки и отображения информации, сферами оценки ситуации и принятия решений (рис. 1). Последние две сферы перекрываются с экологической экспертизой и админист­рированием.

Задачами ЕЭМ являются (см. схему на рис. 2):

• оперативный контроль энергоэкологического, социального, ме­дико-биологического состояния среды на различных уровнях;

• сбор и хранение объективной информации о состоянии окру­жающей среды, здоровья населения (с учетом субъективной оценки этих факторов);

• формирование текущей картины состояния окружающей среды;

• выявление факторов экологического неблагополучия региона, в том числе источников негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;

• подготовка информации, необходимой для принятия управлен­ческих решений, соответствующих экологической обстановке;

• выработка управляющего воздействия, направленного на улучшение состояния окружающей среды, с использованием подсис­темы поддержки принятия решений и анализом степени риска.

Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:

измерительная система;

информационная система, включающая в себя базы и банки дан­ных правовой, медико-биологической, санитарно-гигиенической, техни­ко-экономической направленности;

системы моделирования и оптимизации промышленных объек­тов;

системы восстановления и прогноза полей экологических и ме­теорологических факторов;

система принятия решений.

Построение измерительного комплекса систем ЕЭМ основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с Помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мо­бильных (автомобили-лаборатории и аэрокосмические средства) сис­тем (рис. 3). Следует отметить, что аэрокосмические средства привле­каются лишь при необходимости получения крупномасштабных ин­тегральных показателей о состоянии окружающей среды (ОС).

Получение информации обеспечивается тремя группами прибо­ров, измеряющими:

-метеорологические характеристики (скорость и направление ветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.);

-фоновые (на уровне ПДК) концентрации вредны* веществ;

- концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения ОС.

Использование в измерительном комплексе современных кон­троллеров, решающих вопросы сбора информации с датчиков, пер­вичной обработки и передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радио связи или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.

Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими данные: по структуре энергопроизводства и энергопотребления региона, гидро­метеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в ОС; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирова­ния, о результатах медико-биологических и социальных исследова­ний и др.

Одной из основных задач в этом направлении является создание единого информационного пространства, которое может быть сфор­мировано на основе использования современных геоинформацион­ных технологий. Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и представления ин­формации.

ГИС имеют такие характеристики, которые с полным правом позволяют считать эту технологию основной для целей обработки и (управления мониторинговой информацией. Средства ГИС намного Iпревосходят возможности обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепции ГИС заложены все сторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных. При необходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с графиками или диаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных пространственных объектов, интегриро­вать ее с другими базами — единственно верным решением будет обращение к ГИС. Более подробно эти вопросы рассматриваются далее - в разд.3.2.4.

Только с появлением ГИС в полной мере реализуется возмож­ность целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающей среды и экологии. Технология ГИС позволяет собрать воедино и проанализировать различную, на первый взгляд малосвя­занную между собой, информацию об объекте, получить основанный

на массовом фактическом материале обобщенный взгляд на него, количественно и качественно проанализировать взаимные связи ме­жду характеризующими его параметрами и происходящими в нем процессами.

ГИС становится основным элементом систем мониторинга

Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния ОС и здоровья населения, но и воз­можность активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический уровень ЕЭМ (сфера принятия решения), а также под­систему экологической экспертизы и ОВОС, появляется возможность управления источниками загрязнения на основании результатов ма­тематического моделирования промышленных объектов или регио­нов. (Под математическим моделированием промышленных объектов понимается моделирование технологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду.)

Система единого экологического мониторинга предусматривает разработку двухуровневых математических моделей промышленных предприятий с различной глубиной проработки.

Первый уровень обеспечивает детальное моделирование техноло­гических процессов с учетом влияния отдельных параметров этих процессов на окружающую среду.

Второй уровень математического моделирования обеспечивает эк­вивалентное моделирование на основе общих показателей работы промышленных объектов и степени их воздействия на ОС. Эквива­лентные модели необходимо иметь прежде всего на уровне админист­рации региона с целью оперативного прогнозирования экологиче­ской обстановки, а также определения размера затрат на уменьшение количества вредных выбросов в окружающей среде.

Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точ­ностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управ­ляющее воздействие на технологическом и экономическом уровнях.

При практической реализации концепции единого экологическо­го мониторинга не следует забывать: о показателях точности оценки ситуации; об информативности сетей (систем) измерений; о необхо­димости разделения (фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различных источников) загрязнения с количественной оценкой; о возможности учета объективных и субъективных показа­телей. Данные задачи решает система восстановления и -прогноза Полей экологических и метеорологических факторов.

В этой системе предлагается использовать два принципиально Различных подхода к оценке экологической ситуации в ОС.

В первом, получившем в настоящее время широкое распростране­ние и нашедшем отражение при разработке ряда нормативных мето­дик (например, ОНД-86), искомые поля определяются не по данным их прямых измерений, а в результате решения уравнений, описы­вающих с той или иной степенью приближения рассеяние примесей в атмосфере или водной среде.

Данный подход, как правило, не обеспечивает требуемую точ­ность получаемых данных для объективной оценки действительного экологического состояния окружающей среды и может быть реко­мендован, главным образом, для нахождения предварительных оце­нок загрязнения экосистем при проведении экспертиз на стадии про­ектирования или реконструкции промышленных и энергетических объектов, а также при моделировании различных, в том числе ава­рийных, ситуаций, когда прямые измерения невозможны.

В большинстве других случаев при нахождении полей концентра­ций загрязняющих веществ, целесообразно использовать второй подход, базирующийся на восстановлении искомых полей по данным прямых измерений. На рис. 5 в качестве примера представлены ре­зультаты восстановления поля концентрации диоксида азота по дис­кретным измерениям, проведенным в одном из районов г. Москвы. Картина загрязнения атмосферного воздуха характеризует основной источник загрязнения, которым в данном случае является автомо­бильный транспорт.

В РФ мониторинг загрязнения окружающей среды, ее абиотиче­ской составляющей в рамках Единой государственной системы эко­логического мониторинга (ЕГСЭМ) ведет Государственная служба наблюдения за загрязнением окружающей природной среды (ГСН).

Основными задачами ГСН являются:

- обеспечение ЕГСЭМ данными о состоянии и уровнях загрязне­ния атмосферного воздуха, вод суши и морей, почв, геологической среды и происходящих в них изменениях;

- обеспечение органов и организаций, входящих в Единую госу­дарственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной прогностической и фактической информаци­ей в целях безопасности населения, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации, снижения экономического ущерба от стихийных бедствий, аварий и катастроф природного и техногенного характера;

- обеспечение отраслей экономики (сельского, лесного, водного и коммунального хозяйств, энергетики, строительства и транспорта) информацией о фактических и ожидаемых неблагоприятных для их деятельности изменениях в состоянии окружающей среды.

Таким образом, в части решения чисто экологических задач ГСН оказывает информационную поддержку ЕГЭСМ данными о состоя­нии и изменении абиотических параметров природной среды.

В рамках ГСН наблюдения за загрязнением атмосферного возду­ха в 1995 года проводились [68] в 284 городах на 664 стационарных постах, в том числе в 234 городах — непосредственно подразделе­ниями Росгидромета. Списочный состав пунктов режимных наблю­дений за загрязнением поверхностных вод Российской Федерации на 1.1.96 включал 1928 пунктов, 2617 створов, 2958 вертикалей и 3407 горизонтов, расположенных на 1363 водных объектах (на 1204 водо­токах и 159 водоемах). В этой сети в 1995 г. временно не действовали 163 пункта и 199 створов.

Подсистема национального мониторинга загрязнений состоит из центральной и 10 региональных лабораторий, а также средств для экспедиционных обследований. Мониторинг загрязнения морских вод (по химическим и гидробиологическим показателям) базируется на данных более чем 500 станций, расположенных на всех морях России.

В состав сети наблюдений за радиоактивным загрязнением при­родной среды входят 1456 гидрометеостанций и постов, осуществ­ляющих измерения мощности экспозиционной дозы гаммы-излучения (1394 пункта), наблюдения за радиоактивными атмосфер­ными выпадениями (487 пунктов) и аэрозолями (51 пункт). На 30 пунктах проводятся наблюдения за содержанием трития в атмосфер­ных осадках, на 82 - за содержанием стронция-90 и других долгоживущих радионуклидов в водах суши и морей. Созданные в сетевых подразделениях оперативные группы осуществляют маршрутные и экспедиционные обследования радиационной обстановки в районах, прилегающих к радиационно-опасным объектам.

Таким образом, Единая государственная система экологического мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечивает фор­мирование массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС, моделирования и прогноза экологической ситуа­ции в различных регионах России. Все эти "информационные инст­рументы" управления охраной окружающей среды и природопользо­ванием рассматриваются в последующих разделах.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей