Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Обзорные лекции по курсу ПОУООС. Лекции по курсу Управление охраной окружающей среды


НазваниеЛекции по курсу Управление охраной окружающей среды
АнкорОбзорные лекции по курсу ПОУООС.doc
Дата01.01.2018
Размер0.92 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОбзорные лекции по курсу ПОУООС.doc
ТипЛекции
#33891
страница12 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Дошкольные образовательные учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) (1982 детских сада) получили

развитее методы предметно-развивающей среды для экологического воспитания детей. В 435

дошкольных учреждениях есть участки, огороды, цветники, альпийские горки, экологические

тропинки, уголки леса, зимние сады, фитобары, позволяющие организовать результативное

экологическое обучение, воспитание детей, их разнообразную деятельность и оздоровление.

Особое внимание экологическому воспитанию и образованию уделяется на юго-востоке

республики.

Во всех ДОУ Альметьевского муниципального района и города созданы уголки

природы, основная цель которых – самостоятельная исследовательская деятельность детей,

игры, общение с живой природой и уход за растениями и животными, тематические выставки

детских работ. Живые уголки ДОУ № 57, 58, 39 отличаются разнообразием живых объектов

(морские свинки, хомячки, канарейки, черепахи, аквариумные рыбки, лягушки). Разнообразен

видовой состав комнатных растений (58 видов, из них 25 цветущих) с учетом

географического, биологического, экологического аспектов. Помимо уголков природы во

многих ДОУ созданы другие «экологические пространства», лаборатории, зимние сады и

планетарии. В 2006 г. состоялись два городских конкурса на постановку экологического

воспитания в детских садах: «Природа и фантазия» и «Лучшее цветочное оформление на

территории детского сада». Второй конкурс проводился с целью поддержки инновационной

работы ДОУ, направленной на создание эколого-воспитательной среды на территории

детских садов, природно-экологических и ландшафтных объектов. Стало традиционным в

ДОУ города и района проводить такие акции, как «Посадим дерево

С целью совершенствования экологических знаний работников ДОУ в Альметьевском

муниципальном районе регулярно проводятся семинары, совещания, конференции:

творческие отчеты по постановке экологического воспитания прошли в ДОУ №№ 39, 62.

ДОУ Альметьевского муниципального района являются постоянными участниками

республиканских и российских конкурсов по экологическому образованию и воспитанию

дошкольников и неоднократными призерами данных конкурсов (конкурс пришкольных

территорий, лучших методических разработок, лучшее ДОУ, «Человек и природа», «Зеленая

планета» и др.)

Административно-управленческий уровень в ДОУ включает значительное количество

мероприятий, необходимых для постановки экологического воспитания и обучения. К ним

относятся следующие: 1. педагогический совет, на котором представлены актуальность,

значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического

воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить

путем успешной работы (модуль постановки цели); 2. организация и создание в ДОУ

полноценной эколого-развивающей среды (различных экологических пространств) –

важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательно-образовательной работы с

дошколятами и их родителями (модуль развивающей среды); 3. проведение на протяжении

учебного года систематической методической работы с педагогическим коллективом в форме

семинаров – практикумов, на которых отрабатываются содержание и методы экологической

работы паспортов ДОУ.

Начальная школа

В начальной школе дети попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение

к ней во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни

человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны

эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

В начальных классах школ Дрожжановского муниципального района на уроках по

«Природоведение» регулярно проводятся беседы с учащимися на темы: «Зеленая аптека», «В

мире растений», «О пользе птиц», «Уроки доброты» и др., в результате младшие школьники

получают дополнительные знания

В г. Наб. Челны выработана своя система экологического образования и воспитания,

где вместе с преподаванием экологии через предмет, элективные курсы, факультативы,

кружки особо важное место занимают качественно организованные массовые мероприятия.

Педагог Шеморданской средней школы Сабинского муниципального района

И.Т. Кабирова разработала экологическую программу для 4 класса, рассчитанную на 34 часа,

которая дает возможность интеграции уроков природоведения и чтения, природоведения и

музыки и т.д. Стихотворения, включенные в программу, используются как предмет анализа,

диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания.

В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам экологического

образования и воспитания в Нурлатском муниципальном районе. В каждой школе района

работают кружки экологического и натуралистического направления (24) с охватом 360

учащихся. В течение 8 лет в Верхнее-Нурлатской СОШ (рук. Г.Г. Мухаметова) работает

кружок «Юный эколог». На занятиях кружка эффективно используется модульное изучение

теоретического материала, связывая его с исследованием и охранной деятельностью флоры и

фауны родного края.

В 11 школах Нурлатского муниципального района работают кружки пчеловодства. В

течение зимнего периода юные натуралисты на теоретических занятиях изучают «Основы

пчеловодства», в осенний период готовят пчел к зимовке.

В кружке «Экология растений» (Н.П. Горскова) при Александровской СОШ

Бавлинского муниципального района проводятся занятия по адаптированной программе.

Главным направлением работы объединения является теоретические основы экологии,

изучение, знакомство с биоразнообразием растений и животных района, экскурсии на

природу.

Кружок «Юный друг природы» при Бавлинской СОШ № 6 (Р.С. Бутко) работает по

программе «Игровая экология» Т.В. Шпотовой. Основным содержанием работы кружка

является формирование у детей ответственного отношения к природе, деятельность с учетом

естественного интереса к объектам окружающей природной среды, с привлечением

жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных, давая им

возможность проявить фантазию, любознательность, высвободить их творческую энергию.

Средняя школа

В 215 образовательных школах РТ введен предмет «Экология», как в старших, так и в

средних классах. Кроме того в системе образования работают 227 факультативов (с охватом

5,5 тыс. школьников), 9,5 тыс. учащихся получают дополнительные знания в 466

экологических объединениях.

Так в Управлении образования Зеленодольского муниципального района разработана

программа по экологическому воспитанию на 2006-2008 гг. В соответствии с планом работы

в декабре 2006 г. проведена олимпиада, в которой приняли участие 63 учащихся.

Традиционно на базе Раифской СОШ 27 апреля прошла УШ районная экологическая

конференция школьников им. А.П. Мариновича. 69 учеников из 23 школ представили свои

творческие исследования. На базе этой же школы организована работа «Голубых и зеленых

патрулей» с участием 693 учащихся, которые ведут фенологические наблюдения за природой,

занимаются очисткой родников, колодцев, ручьев и малых рек.

В общеобразовательных учреждениях Приикского региона продолжена

целенаправленная работа по экологическому образованию и воспитанию детей. В 9 школах

экология преподается как отдельный предмет (охват учащихся – 231), в 7 - ведутся школьные

факультативы по экологии, а в 62 экологических кружках 1120 учащихся расширяют свой

кругозор знаний, приобретая экологические навыки. Например, кружок «Юные экологи» при

Исергаповской МСОШ Бавлинского района под руководством Р.М. Хабиповой посещают 15

учащихся, учитель шестой год работает по адаптированной программе, направление работы

кружка – лихеоиндикация.

В Буинской СОШ № 3 Буинского муниципального района накоплен определенный

материал по экологическому образованию и воспитанию: доклады, выступления на

экологических конференциях, папки с материалами проектно-исследовательских работ,

конспекты уроков, разработки внеклассных и внешкольных мероприятий. Рекомендации,

альбомы пословиц, поговорок, загадок по темам, гербарии «Растения нашего участка»,

«Луговые травы», «Лекарственные растения». В течение 2005-2006 учебного г. учителями

данной школы проведены уроки-конференции «Экология и мы», «Химия и охрана природы»,

«Человек и окружающая среда».

В Сармановском муниципальном районе реализована «Программа экологического

образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ и ПУ-91 на 2000-2006 гг.».

В 2-х школах (Джалильская СОШ № 1, Карашай-Сакловская СОШ ведется предмет

«экология», в Сармановской и Карашай-Сокловской СОШ введены факультативы по

экологии. Ежегодно учащиеся школ успешно выступают на Поволжской научной

экологической конференции (Шавалиев Ильнур – Диплом Министерства образования и науки

РТ), а учащиеся Карашай-Сакловской и Джалильской средних школ были участниками

республиканского экологического лагеря-школы «Биосфера».

Большое внимание уделяется НИР учащихся по экологии. Ежегодно в районе

проводится экологическая конференция. Школьники принимают участие в зональных

экологических научно-исследовательских конференциях и становятся призерами.

Дополнительное образование

Дополнительное образование детей, как известно, является составной частью

современной системы общего образования.

С целью совершенствования экологического, трудового обучения и воспитания

сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, РЭБМЦ

Министерства образования и науки Республики Татарстан совместно с учеными в 2006 г.

проведены семинары-совещания и конференции для учителей биологии, экологии,

географии, начальных классов школ, сотрудников УДО, руководителей трудовых

объединений и старшеклассниковв Заинском, Балтасинском, Мамадышском, Пестречинском

районах, г. Наб. Челны, Советском и Приволжском районах г. Казань на темы «Организация

НИР школьников в условиях профильной дифференциации обучения», «Игровые технологии

как перспективное направление в системе начального дополнительного образования», «Роль

кружковой деятельности в формировании экологической культуры учащихся»,

«Непрерывность и преемственность экологического образования и воспитания в УДО»,

«Особенности методической службы в условиях УДО», «Новые технологии экологического

образования и воспитания детей» и др.

В целях реализации государственной политики в области экологического образования и

воспитания нового поколения с 29 ноября по 2 декабря 2006 г. на базе Детского эколого-

биологического центра (ДЭБЦ) № 4 в г. Наб. Челны проведена республиканская научно-

практическая конференция на тему «Интеграция науки и техники в дополнительном

экологобиологическом образовании в новых экономических условиях. Работа секций была

организована по пяти важнейшим направлениям. Кроме этого, на конференции обсужден

широкий круг вопросов, касающихся аспектов развития и совершенствования эколого-

биологического образования в изменяющихся экономических условиях.

В последние годы особое внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров –

специалистов по экологическому образованию. Эта работа осуществляется Минэкологии и

природных ресурсов РТ совместно с РЭБМЦ Министерства образования и науки РТ и ЦВР

Министерства образования и науки РТ РТ. За 2005-2006 учебный год на курсах секции

«Экология – биология» прошли обучение около 30 педагогов дополнительного образования

(ПДО). Обучение проводилось учеными ВУЗов г. Казань и специалистами Минэкологии и

природных ресурсов РТ и других природоохранных организаций и ведомств. Педагоги

дополнительного образования на курсах ознакомились с инновационными методами

экологического образования учащихся через организацию исследовательской деятельности в

системе УДО. Особое внимание уделялось изучению методов гидробиологических

исследований и современному экологическому состоянию водоемов в республике.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития

системы обучения. Для достижения указанной цели были проведены республиканские

конкурсы авторских образовательных программ дополнительного образования детей и

методических разработок по экологии и биологии. Основными задачами конкурсов являются:

повышение уровня экологического образования и воспитания, выявление наиболее

перспективных программ и методических разработок в дополнительном образовании и

высокопрофессиональных авторов. Представленные на конкурс материалы – это авторские

интегрированные программы, методические рекомендации, пособия по проведению

исследовательских работ, организации и обустройству экологических троп, разработке игр,

проведению массовых мероприятиях.

В целях стимулирования НИР школьников и выявления уровня экологических знаний,

умений и навыков учащихся, поддержке нестандартных форм экологического образования и

воспитания в г. Казань проведена ХП Поволжская научная экологическая конференция

школьников. В ходе конференции была организована работа шести секций: «Общая

экология», «Промышленная и химическая экология», «Природа и здоровье», «Биоиндикация

природной среды», «Практическая природоохранная деятельность», «Экология природных

систем», на которых заслушано и обсуждено 120 докладов школьников. Победители

конференции становятся дипломантами российских и международных конференций (гг.

Москва, Обнинск, Санкт-Петербург, Наро-Фоминск).

С каждым годом возрастает количество экологических конференций в городах и

районах республики. В последние годы во многих районах и городах республики стало

традицией проведение региональных конференций (в гг. Наб. Челны, Бугульма, Заинск,

Нижнекамск, в Альметьевском, Кукморском, Сабинском, Высокогорском, Мамадышском,

Нурлатском и др. муниципальных районах). Активное участие в их проведении принимают

представители территориальных управлений Минэкологии и природных ресурсов РТ.

На региональной научно-практической конференции в Мамадышском муниципальном

районе, которая проходила на базе Красногорской СОШ, присутствовали юные экологи

Кукморского, Рыбно-Слободского районов.

Шестой раз в г. Альметьевск (на базе

Экологическое просвещение. Библиотеки Татарстана, как информационные и

культурные учреждения проводят работу по экологическому просвещению. При поддержке

Управления ими накоплен определенный опыт деятельности с информационными ресурсами,

появились новые библиотечные программы, созданы экологические информационные

центры, формируются специализированные фонды, совершенствуется справочно-

библиографическое обслуживание.

Республиканская юношеская библиотека Татарстана – информационно-

образовательный центр по проблемам молодежи; центр гуманитарной культуры и духовного

общения молодежи. Одним из приоритетных направлений деятельности РЮБ является

экологическое просвещение и воспитание экологической культуры молодежи. В целях

создания системы непрерывного экологического просвещения и воспитания в библиотеке

создан сектор экологического просвещения, разработана и утверждена программа «Экология

и будущее».

Дополнительное профессиональное образование

В Институте дополнительного профессионального образования (ИДПО) КГТУ-КХТИ

функционирует экологический отдел, который занимается повышением квалификации

руководителей и специалистов предприятий, организаций по природоохранной тематике. В

2006 г. экологическим отделом ИДПО с участием преподавателей кафедры инженерной

экологии КГТУ были проведены:

- 24 курса профессиональной подготовки лиц на право обращения с опасными отходами

(112 часов). Обучено 573 специалиста предприятий;

- 2 курса повышения квалификации по программе «Ведение экологической

документации на предприятии» (72 часа). Обучено 17 экологов предприятий;

- 1 курс повышения квалификации по программе «Экологический менеджмент» на

ОАО «Нижнекамскшина» (72 часа). Обучено 19 специалистов объединения.


  1. Экоаудит как составная часть экоменеджмента. Аудирование как вид профессиональной экологической деятельности. Классификация программ аудирования. Виды, уровни, объекты и субъекты экоаудита. Программы аудита. Методы аудирования.

Формирование и развитие экологического аудита

Экологические и экономические проблемы представляют собой единую взаимосвязанную и взаимозависимую систему, на основе которой формируется методология управления охраной природы и рационального природопользования, включающая в себя экологический менеджмент и экологический аудит. Анализ международного опыта свидетельствует о практическом применении государствами с разной степенью развития эко­номических отношений процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии (или ином объекте) с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия соответствующих решений на различных уровнях управ­ления (от исполнительных органом государственной власти до руковод­ства конкретного предприятия) [11].

Экологический аудит является быстроразвивающимся направлением в деятельности предприятий и корпораций развитых стран, представля­ющим собой экономический инструмент в механизме управления окру­жающей средой. Широкое распространение экологического аудита обу­словлено ужесточением природоохранного законодательства, невыпол­нение требований которого может явиться причиной серьезной финан­совой угрозы производственным структурам и связанным с ними кредит­ным и страховым организациям. Экологический аудит помогает снизить уровень риска для окружающей среды и здоровья людей, содействует со­вершенствованию регулирующих мер в области окружающей среды.

Процедура экологического аудита находит применение и вводится па государственном уровне в ряде стран с переходной и развивающейся экономикой (Индонезия, Польша, Чехия, Словения и др.)

В настоящее время Международная организация стандартов разра­батывает нормы и процедуру проведения экологического аудита .

В апреле 1995 года вступила в силу добровольная программа « Схе­ма экологического управления и аудита Европейского союза» (HMAS), принятая с целью совершенствования природоохранных аспектов деятель­ности участвующих в ней промышленных компаний, регулярного прове­дения экологического аудита и обнародования заявлений о воздействии на окружающую среду. Компании - участники EMAS, наряду с внедрением оптимальной политики управления состоянием окружающей среды, смогут использовать в своих рекламах специальную эмблему, наличие которой повысит доверие к экологической деятельности компании и увеличит ее шансы в конкурентной борьбе на международном рынке, где вопросам экологии уделяется все большее внимание.

В России для предотвращения дальнейшего ухудшения окружающей среды, особенно па густонаселенных, урбанизированных территориях и в промышленных зонах, необходимо усилить разработку мероприятий, спо­собных заинтересовать предприятия выполнять природоохранное законо­дательство. Развивающиеся в экономике Российской Федерации процессы, сопровождающие ее переход к рыночным отношениям, а также попытки заинтересовать финансирование разнообразных проектов иностранными инвесторами требуют применения общепринятых в мировой практике со­ответствующих процедур и, в частности, экологического аудита.

Основные понятия и положения экологического аудита

Под экологическим аудитом понимается предпринимательская дея­тельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприя­тий (обязательных или инициативных), проводимых па основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия, выполнении им требований эколо­гического законодательства, реализации им планов природоохранной дея­тельности, обеспечения экологической безопасности [12].

Объектом экологического аудита выступают действующие и стро­ящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экологический ау­дит вводится с целью получения достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды для обеспечения экологической безопасности действующих предприятий, улучшения качественного состо­яния окружающей среды и совершенствования управления природо­охранной деятельностью [11).

В рамках экологического аудита решаются следующие задачи:

  • содействие предприятиям (организациям) is самостоятельном регу­лировании своей экологической политики;

  • формирование приоритетов по осуществлению превентивных мер, направленных па выполнение экологических требований законодательных и подзаконных нормативных актов;

  • подготовка предложений по организации природоохранной де­ятельности на предприятии и снижению его финансового риска.

Основными принципами экологического аудита, обеспечивающими его эффективность и результативность, являются:

  • поддержка экологического аудита руководством или собствен­ником объекта, разработка и принятие необходимых мер по результатам проведения аудита;

  • объективность, компетентность экоаудиторов в природоохранной сфере и в специфике аудируемого объекта;

  • комплексный анализ экономических и экологических показателей деятельности предприятий с использованием системных методов;

- конфиденциальный характер информации, получаемой при аудите.
Проведение экологического аудита обусловлено необходимостью

организации природоохранной деятельности на промышленных и иных предприятиях, изменением форм собственности и системы управления, заключением договоров на экологическое страхование, финансированием экологических проектов, мероприятий и программ, инвестициями в природоохранную, хозяйственную и иную деятельность, выдачей лицен­зии па отдельные виды деятельности в области охраны окружающей сре­ды.

При проведении аудита необходимо:

  • выявить общие проблемы природопользования и охраны окружа­ющей среды, возникающие в данной отрасли хозяйства;

  • оцепить репутацию потенциального клиента в этих вопросах;

  • определить, насколько значительна природоохранная составляю­щая деятельности клиента в масштабах всей его деятельности и финан­сового положения;

  • оценить риски, связанные с осуществлением или неосуществле­нием организацией природоохранных мероприятий и экономии ресурсов [12].

Заключения аудитора должны содержать сведения о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнение окружающей природной среды, пока­затели экономической деятельности природоохранной деятельности, сведения о соответствии нормативов природоохранной деятельности пред­приятия его экологическому паспорту (или декларации безопасности про­мышленного объекта).

Экологический аудит является важным инструментом экологичес­кого менеджмента. Он помогает выявить слабые места в хозяйственной деятельности предприятия и обусловленные этим финансовые и экологи­ческие риски, возможности возникновения аварий. Экологический аудит также обеспечивает степень участия в производственной и коммерческой деятельности такой группы заинтересованных лиц, как страховщики, финансисты и деловые партнеры, на уровне, на котором предприятие струк­турно управляет своим экологическим риском и техникой безопасности.

Ниже перечислены некоторые перспективные направления приме­нения экологического аудита на промышленных предприятиях и объектах энергетики.

Экологический аудит как элемент экологического страхования. Экологический аудит является, по существу, единственным инструментом обследования предприятий-страхователей при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению эко­логических рисков, при оценке ущерба от страхового случая, при рассмо­трении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей при­родной среды [12].

Экологический аудит и приватизация предприятий. Экологический аудит включает в себя этом случае анализ документов, регулирующих пра­ктику природопользования, опрос персонала предприятия и лиц местных органов власти, осмотр территории. Аудит позволяет отделить рапсе нанесенный экологический ущерб от текущего ущерба и потенциального риска, с которым может столкнуться новый собственник, а также оценить величину затрат на восстановление качества окружающей природной сре­ды до установленного стандартом.

Экологический аудит при подготовке соглашений о разделе продук­ции. Одним из перспективных направлений привлечения негосударствен­ных источников финансирования в сферу обеспечения экологической бе­зопасности является использование части зарубежных инвестиций в рос­сийскую экономику. При этом серьезное внимание уделяется аудированию предполагаемых объектов инвестирования.

Экологический аудит может оказаться эффективным механизмом при разработке ряда паспортов:

- экологического паспорта предприятия (предусмотрено ГОСТ
17.0.0.04.90);

  • экологического паспорта нефтяного промысла (предусмотрено РД 39-127-93);

  • паспорта социально-экономического положения города (предусмо­трено Постановлением Госкомстата) РФ № 116-96 );

  • радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28.01.97 № 93).

Экологический аудит в системе экологической сертификации (под­тверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявленным к нему экологическим требованиям) предусмотрен как ее основной элемент (приказ Минприроды РФ № 18-95).

Нормативная база экологического аудита

Необходимость практического применения экологического аудита на территории Российской Федерации неоднократно обсуждалась, в том числе is рамках международных совещаний. Однако до настоящего вре­мени единственным нормативным актом, принятым Минприроды РФ и Минтрансом РФ по данному вопросу, является «Временное положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе» (утвер­ждено 06.07.93 г.).

В то же время практика выявила необходимость применения экологического аудита в процессе приватизации, при установлении ответ­ственности за экологический ущерб (в особенности за причиненный ра­нее), при решении вопросов в сфере экологического страхования, для вы­полнения требований иностранных инвесторов, при рассмотрении заявле­ний на выдачу лицензий, а также при решении других вопросов в области окружающей среды.

Одним из практических шагов для формирования нормативно-правовой базы экологического аудита явилось постановление № 168 Правительства РФ от 26.02.96 г. «Об утверждении Положения о лицен­зировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Этим Положением экологический аудит отнесен к видам iv"ель-ности, осуществляемым по лицензиям Минприроды РФ и ее т< .ито-риальпых органов. В связи с этим вопросы формирования блока влаимо-согласованиых нормативных актов, регулирующих деятельность в области экологического аудита, приобретают особую актуальность.

В развитие данного постановления на местах стали приниматься или подготавливаться решения по экологическому аудиту. Так, Томская областная /Дума приняла решение о введении экологического аудита, этот вопрос прорабатывают органы природоохранного управления Алтайского края, Свердловской и Кемеровской областей, городов Москвы, Саратова и др. В ряде отраслей ведутся работы по развитию экологического аудита. Так, руководство ОАО «Росуголь» в целях более тщательной проработки оценки экологического ущерба в условиях реструктуризации предприятий отрасли стало развивать экологический аудит. Руководством отрасли было поддержано предложение Московского государственного горного уни­верситета об отработке элементов экологического аудита па угле­добывающих предприятиях. Кроме базовых научно-исследовательских организаций, таких, как ВНИИОСуголь, на основе Московской высшей горной школы была создана специализированная фирма «Экадит», деятельность которой будет посвящена развитию и проведению экологического аудита на угольных предприятиях.

В связи с крупными авариями па железнодорожном транспорте в 1996 г. особенно актуальными стали вопросы о развитии экологического аудита в системе МПС в качестве одной из превентивных мер. Руководст­во МПС РФ поддерживает работы, ведущиеся в этом направлении Цен­тром охраны окружающей среды МПС РФ (г. Ярославль). Последний на­чинает разрабатывать систему экологического аудита для предприятий отрасли. На достаточно прочной основе работают в этом направлении РАО «Газпром», МК «Юкос» и др. Развивается аудит и в сфере природопользования, например, горный аудит, энергоаудит.

В 1996 г. Минприроды России был подготовлен проект «Временного положения об экологическом аудите в Российской Федерации». Проект был разработан рабочей группой в соответствии с приказом Минприроды России № 540 от 29.12.95 г. на основе предложений НИЦ «Экобезопас-ность», Центра экологических проектов, замечаний и предложений заин­тересованных организаций и предприятий. Планировалось ввести доку­мент в действие с 1 января 1997 года до 1 января 1999 года. Проект вклю­чает себя правовое регулирование экологического аудита, понятия и опрс тения, цели, задачи и принципы, сферу и процедуру его проведе­ния, вопросы финансирования работ, субъекты и типы экологического аудита, его результаты и организацию работ.

Тем не менее, правовая, нормативная и методологическая база эко­логического аудирования в Российской Федерации все еще находится па стадии формирования.

Дальнейшее развитие экологического аудита в России сдерживается по ряду причин [11]. Первая причина заключается в отсутствии соответ­ствующей нормативно-правовой базы. В постановлении Правительства РФ оговорено, что лицензии на проведение экологического аудита выдаются Госкомэкологии России, по не определено, кто разрабатывает норматив­ную базу, осуществляет общее руководство и координацию деятельности в сфере экологического аудита на территории Российской Федерации. 11а федеральном уровне не принят соответствующий регламентирующий до­кумент. Отсутствие последнего привело к тому, что ни одна фирма, пред­ставившая документы в Госкомэкологии России в 1996 году, па 1 марта 1997 г. не получила лицензию на деятельность в области экологического аудита.

Вторая причина - отсутствие независимой Ассоциации профессио­нальных экологов-аудиторов, которая объединила бы различные формы, организации и отдельных специалистов по экологическому аудиту. В дай­ной Ассоциации могли бы аккредитоваться экоаудиторы, она могла бы взять на себя решение большей части вышеназванных задач, в том числе представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам экологического аудита. В настоящее время такие ассоциации имеются в нескольких странах, в том числе в Англии, Франции, Нидер­ландах.

Третья причина - отсутствие разъяснений о важности и нужности экологического аудита в промышленности и других сферах деятельности, связанных с воздействием па окружающую среду. Необходимо организо­вать обучение специалистов отраслевого и территориального звена, заня­тых в природоохранных службах с выдачей сертификатов.

За рубежом экологический аудит как отдельный элемент управления получил развитие в начале 70-х годов. К середине 80-х годов Междуна­родная торговая палата представила экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контро­ля за производственной практикой и оценки соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического законодательства. К началу 90-х годов многие коммерческие банки экономически развитых стран стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков в связи с их деятельностью в области окружающей среды. Всемирный банк и Европейский банк ре­конструкции и развития используют экологический аудит для оценки прошлой и текущей деятельности финансируемых ими компаний и ком­мерческих структур. Решения этих банков о выделении инвестиций при­нимаются с учетом мероприятий, проводимых компаниями в области охраны окружающей среды. В ряде случаев крупные западные пенсион­ные фонды и компании в целях зашить: интересов владельцев своих акций проводят экологический аудит перед принятием решения об инвести­ровании.

В аудите участвуют многие международные организации. В Между­народном банке реконструкции и развития создано специальное подразде­ление по оценке объектов на стадии эксплуатации. Ассоциация «Круглый стол по экологическому аудиту» в CU.IA проводит последовательную работу по совершенствованию аудита, профессиональной подготовке аудиторов, обмену опытом и информацией в этой области. Экологический аудит играет важную роль в урегулировании конфликтов между национальным Агентством по охране окружающей среды в США и компаниями - нарушителями экологического законодательства. Экологический аудит активизируется в Канаде, Великобритании, Нидерландах, Швеции, в странах Европейского экологического сообщества и Восточной Европы.

Содержание и процедура экологического аудита на предприятии

Экологический аудит является немаловажным моментом в разрабо­тке и развитии стратегии бизнеса, залогом успеха деятельности предпри­ятия в результате повышения его конкурентоспособности в условиях воз­растающей экологизации рынка и потребителей, снижения себестоимости производимой им продукции в результате экономии энергии, сырья и природных ресурсов, отсутствия расходов, связанных с выплатой штрафов и компенсаций за превышение нормативов и лимитов по сбросу( выбросу) загрязняющих веществ в окружающую среду, оптимизации вопросов управления и снижения объемов образующихся отходов [12].

Основными экономическими аспектами экологического аудита, спо­собствующими улучшению прибыльности предприятия, являются:

  • увеличение прибыли при оценке рынка реализации производимой продукции;

  • модернизация технологических процессов с точки зрения экологи­ческих рисков и перспектив развития предприятия;

  • оценка экологических рисков, связанных с выпускаемой продукци­ей, что может спровоцировать потерю имиджа предприятия или компании на мировом рынке;

  • стратегический аудит, выполняемый для заказчиков в целях выяв­ления потенциальных рисков и возможностей;

  • использование экологического аудита при планировании инвести­ций, их размера и сферы вложения;

- использование экологического аудита при решении спорных во­
просов в судопроизводстве, т.е. когда предприятия не согласны с суммой
предъявляемых им исков (например, в связи с инцидентом, вызвавшим
загрязнение среды).

Основным содержанием экологического аудита предприятия является комплексная оценка ситуации, которая находит свое отражение в отчете "Оценка состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья на предприятии". Информация, содержащаяся в отчете, является конфиден­циальной и принадлежит заказчику аудита. Основная цель аудита - оценка потенциальной ответственности, связанной с нарушением требований при­родоохранного законодательства и требований к управлению охраной окружающей среды на предприятии.

Процедура проведения экологического аудита должна обеспечить возможность оценки соответствия проверяемого объекта установленным для него критериям экологического аудита, быть по возможности простой и доступной в управлении и исполнении. Перед проведением аудита необходимо [11]:

  • определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;

  • разработать процедуры, устанавливающие порядок выполнения аудита.

Основными этапами процедуры экологического аудита являются:

  • проверка первичной документации, журналов регистрации и про­чих материалов, регистрирующих показатели природоохранной деятель­ности;

  • сбор информации в рамках проведения аудита, включая собе­седование с персоналом;

  • визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуа­тации технических средств;

  • инструментальный анализ параметров окружающей среды и факто­ров негативного воздействия;

  • выработка рекомендаций по совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологический аудит должен быть ориентирован на внутренние индивидуальные потребности предприятия в соответствии с его полити­кой и установленными целями. Кроме того, важно четко идентифици­ровать цели и задачи деятельности предприятия, прежде чем определить, какой тип экологического аудита ему необходим. Совет директоров или руководство предприятия, в соответствии с собственными задачами и проводимой экологической политикой, может сделать установку на про­ведение более детального аудита, в котором анализируются все аспекты организации управления и работы предприятия на разных структурных уровнях.

Экологический аудит можно условно подразделить на несколько типов в зависимости от целей, однако они не являются взаимоисключа­ющими. Это значит, что в течение года можно провести несколько различ­ных видов экологического аудита: аудит управленческой деятельности предприятия, энергосбережения, минимизации отходов, недвижимости и т.д. Так, при приобретении земельной недвижимости может возникнуть необходимость в проведении специальных исследований с целью выявле­ния пользователя последних 50 лет, если возникают подозрения на за­грязнение окружающей среды. В сфере деятельности, связанной с минимизацией отходов, может потребоваться одновременное выполнение аудита и проведение исследований относительно новых тенденций и технологий, разработанных и внедренных в Японии или в Европе, которые могут быть адаптированы для производственного процесса конкретного предприятия. Это может иметь существенное значение для реорганизации управленческого аппарата предприятия: например, в обязанности персо­нала, ответственного за данную деятельность, будут дополнительно вклю­чены проведение обзора и оценки новой продукции и технологий, появ­ляющихся на рынке, и разработка соответствующих мер по обеспечению их внедрения в деятельность предприятия. В необходимых случаях план проведения экологического аудита может включать и другие виды работ по согласованию с заказчиком.

Несмотря на большое разнообразие видов экологического аудита, основные их программы в большинстве случаев одинаковы и включают в себя несколько этапов [12]:

1) этап предварительных работ, содержащий:

  • отбор объектов аудирования;

  • составление графика аудирования объектов;

  • подбор команды аудиторов (команда аудиторов, как правило, со­ставляет не более 4-5 человек);

  • разработку плана аудита, что предполагает определение масштабов аудирования, отбор приоритетных задач, подготовку аудиторских прото­колов, четкое распределение ресурсов программы;



  • разработку предварительного вопросника и отсылка его на пред­приятие; в некоторых случаях возможен предварительный визит на объект с целью первоначального сбора информации;

  • выработку критериев оценки по разным аспектам и объектам ауди­рования;

2) этап непосредственного аудирования, в том числе:

  • анализ состояния окружающей среды на предприятии (система мониторинга, формы и результаты отчетности, программы внутренних ин­спекций, планы действий в чрезвычайных ситуациях и др.);

  • ознакомление с документацией и интервьюирование персонала, проведение широкого обзорного «тура» по предприятию, внесение по ре­зультатам этих работ изменений в программу аудита;

  • сбор конкретной информации, сравнение фактической и «бумаж­ной» ситуации, выработка методов верификации и тестирования данных, проверка полноты охвата проблем в соответствии с протоколом аудита;

  • оценку собранных данных, подготовка полного перечня выявлен­ных проблем;

- оценку значимости тех или иных отклонений от норм и других
выявленных недостатков.

Результаты аудирования па этом этапе предоставляются в устной форме или форме краткого промежуточного отчета;

3) заключительный этап аудита, в том числе:

  • обработка собранных данных, необходимые эколого-экономичес-кис расчеты;

  • подготовка к рассылке проекта отчета, анализ замечаний;

  • подготовка окончательного отчета по результатам аудирования, обсуждение отчета внутри группы аудирования и его предоставление управленческому персоналу предприятия;

  • подготовка прогнозов, рекомендаций и предложений но решению выявленных и прогнозируемых проблем; определение графика реализации мероприятий, формирование плана действий, который разрабатывается персоналом самого предприятия;

  • проверка осуществления разработанного плана действий, которая может проводиться как группой аудирования, так и управленческим персоналом или специалистами-экологами самого предприятия.

В практике аудирования используется ряд методов анализа природоохранной деятельности и состояния предприятия [12].

Метод анкетирования - один из основных методов обзора, анализа оценки и ранжирования экологических проблем, позволяющий обосно­вывать и разрабатывать конкретные и адресные рекомендации. Пго суть заключается в опросе и составлении перечня направлений экологической деятельности персонала предприятия, разработке рекомендаций и предло­жений по развитию и повышению эффективности эколого-экономической деятельности предприятия.

Метод материальных балансов и технических расчетов - составле­ние и анализ системы материальных балансов основных компонентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Позволяет не только оценить фактическое воздействие на окружающую среду (контролируемое и неконтролируемое, организованное и неорганизованное, регулируемое и нерегулируемое) производства в целом, по и дать необходимую оценку отдельным источникам воздействия па окружающую среду, системам регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, системам размещения и удаления отходов, системам мониторинга. Обобщенные и детализированные балансовые схемы материальных потоков являются од­ной из наиболее удобных форм представления данных о воздействии про­изводства на окружающую среду.

Картографические методы состоят в разработке и использовании ситуационных планов промышленных площадок, карт-схем территорий, геодезических съемок, топографических карт и т.д. Аудиторские ситуа­ционные карты, в целом, должны характеризовать территории промыш­ленных узлов, районов, отдельных административных единиц, предприя­тий с обозначением источников сброса, выброса загрязняющих веществ, источников образования отходов и мест их размещения.

Методы с использованием фотосъемки и видеосъемки с высокой эффективностью могут применяться как в качестве дополнительных к картографическим методам, так и самостоятельно. Зачастую только результаты съемки способны наглядно и информативно охарактеризовать существующую экологическую ситуацию (например, состояние нарушен­ных территорий, видимые изменения состояния окружающей среды, ава­рийное и «ночное» воздействие на окружающую среду, неорганизованные источники сброса и выброса загрязняющих веществ, несанкционирован­ное размещение и захоронение отходов).

Экологический аудит предполагает знание нормативно-правовых актов, определяющих регулирование в таких сферах, как экологическое право, экологическое нормирование, экологический контроль, применение экономических методов управления природопользованием.

Аудитор должен быть знаком как с правовыми нормами в области охраны окружающей среды, техническими нормами и стандартами, имею­щими силу закона, так и с перечнем обязанностей предприятия.

В перечень обязанностей предприятия входят обеспечение комп­лексного использования полезных ископаемых и других природных ресур­сов, осуществление организации производства на базе малоотходных и безотходных технологий как главного направления обеспечения сохран­ности природной среды.

Природоохранные мероприятия, осуществляемые предприятием, должны полностью компенсировать отрицательное воздействие произ­водства на природную среду. В проектах по расширению, реконструкции и техническому перевооружению производства предприятие должно преду­сматривать природоохранные сооружения и установки, их строительство и налаживание эффективной и бесперебойной эксплуатации.

Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окру­жающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за несоблюдение законодательства об охране окружающей среды.

Рекомендации по результатам аудиторской проверки могут вклю­чать в себя смету расходов по приведению предприятия в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы.

Структура отчета по экологическому аудиту предусматривает сбор и анализ информации по нескольким направлениям:

  1. в характеристике предприятия дается краткое описание его зда­нии и сооружений, главных технологических процессов, номенклатуры продукции;

  2. характеристика окружающей среды включает в себя негативные изменения в прошлом, происшествия и восстановительные мероприятия;

  3. описание системы управления содержит сведения по процедуре и политике предприятия в области взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание при этом уделяется потребности в энергии, средствам и методам контроля энергопотребления, описанию стационарных и пере­движных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, описанию источников технологической, питьевой и иной воды, планам водоохранной деятельности;

4) проверяется соответствие используемого порядка обращения с материалами и их складирования требованиям, рекомендациям и пере­довому опыту;

  1. анализируются паспорта отходов, проверяется их соответствие требованиям нормативно-правовых актов;

  2. финансовый раздел содержит сведения о суммарных затратах на природопользование, видах штрафов и выплат за загрязнение, о других расходах по охране окружающей среды, о наличии страхования и гаран­тий;

  3. раздел состояния условий труда на предприятии содержит сведе­ния:

  • о размерах доплат персоналу предприятия в зависимости от факти­ческого состояния условий труда (тяжелые и вредные условия труда и особо тяжелые и особо вредные условия труда);

  • перечисление условий труда, не соответствующих требованиям ох­раны труда по санитарно-гигиеническим факторам, в том числе по запы­ленности и загазованности воздуха, производственному шуму, вибрации, освещенности, температуре и относительной влажности воздуха и др.;

  • перечисление условий труда, не соответствующих требованиям норм охраны труда по безопасности труда;

  • о численности работающих, получающих льготы в связи с вредными условиями труда;

  • о количестве оборудования, машин и механизмов, не отвечающих требованиям охраны труда;

  • о техническом состоянии строительных конструкций и производст­венных помещений и др.

Оценка условий труда производится согласно «Типовому поло­жению об оценке труда на рабочих местах и порядке применения отрасле­вых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», а также «Гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

Заключительная часть отчета по экологическому аудиту на пред­приятии содержит сведения о соответствии деятельности предприятия тре­бованиям нормативно-правовой базы по охране окружающей среды и охране труда (см. Приложение).

При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ [10], в том числе:

  • определение возможных путей достижения экологизации деятель­ности предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели;

  • снижение вероятности подвергнуться риску судебной тяжбы и вы­платы большой компенсации за причиненный ущерб, а также эколо­гических платежей и штрафов;

  • усиление экологизации деятельности и политики предприятия, повышение экологической сознательности и экологической ответствен­ности персонала предприятия;

  • определение степени соответствия деятельности предприятия эко­логическим нормативам, установленным органами федеральной государ­ственной власти и субъектами федерации;

  • оценку риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды в результате производственной или иной деятельности предприя­тия;

В ходе экологического аудита анализируются в общей сложности несколько десятков различных документов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, нормативная документация соответствующей отрасли, экологический паспорт предприятия, государ­ственная статистическая отчетность предприятия в области охраны окружающей среды, сведения по экономике природопользования, про­мышленной санитарии, охране труда и др.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей