Дошкольные образовательные учреждения
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) (1982 детских сада) получили
развитее методы предметно-развивающей среды для экологического воспитания детей. В 435
дошкольных учреждениях есть участки, огороды, цветники, альпийские горки, экологические
тропинки, уголки леса, зимние сады, фитобары, позволяющие организовать результативное
экологическое обучение, воспитание детей, их разнообразную деятельность и оздоровление.
Особое внимание экологическому воспитанию и образованию уделяется на юго-востоке
республики.
Во всех ДОУ Альметьевского муниципального района и города созданы уголки
природы, основная цель которых – самостоятельная исследовательская деятельность детей,
игры, общение с живой природой и уход за растениями и животными, тематические выставки
детских работ. Живые уголки ДОУ № 57, 58, 39 отличаются разнообразием живых объектов
(морские свинки, хомячки, канарейки, черепахи, аквариумные рыбки, лягушки). Разнообразен
видовой состав комнатных растений (58 видов, из них 25 цветущих) с учетом
географического, биологического, экологического аспектов. Помимо уголков природы во
многих ДОУ созданы другие «экологические пространства», лаборатории, зимние сады и
планетарии. В 2006 г. состоялись два городских конкурса на постановку экологического
воспитания в детских садах: «Природа и фантазия» и «Лучшее цветочное оформление на
территории детского сада». Второй конкурс проводился с целью поддержки инновационной
работы ДОУ, направленной на создание эколого-воспитательной среды на территории
детских садов, природно-экологических и ландшафтных объектов. Стало традиционным в
ДОУ города и района проводить такие акции, как «Посадим дерево
С целью совершенствования экологических знаний работников ДОУ в Альметьевском
муниципальном районе регулярно проводятся семинары, совещания, конференции:
творческие отчеты по постановке экологического воспитания прошли в ДОУ №№ 39, 62.
ДОУ Альметьевского муниципального района являются постоянными участниками
республиканских и российских конкурсов по экологическому образованию и воспитанию
дошкольников и неоднократными призерами данных конкурсов (конкурс пришкольных
территорий, лучших методических разработок, лучшее ДОУ, «Человек и природа», «Зеленая
планета» и др.)
Административно-управленческий уровень в ДОУ включает значительное количество
мероприятий, необходимых для постановки экологического воспитания и обучения. К ним
относятся следующие: 1. педагогический совет, на котором представлены актуальность,
значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического
воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить
путем успешной работы (модуль постановки цели); 2. организация и создание в ДОУ
полноценной эколого-развивающей среды (различных экологических пространств) –
важнейшее обстоятельство в осуществлении воспитательно-образовательной работы с
дошколятами и их родителями (модуль развивающей среды); 3. проведение на протяжении
учебного года систематической методической работы с педагогическим коллективом в форме
семинаров – практикумов, на которых отрабатываются содержание и методы экологической
работы паспортов ДОУ.
Начальная школа
В начальной школе дети попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение
к ней во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни
человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны
эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
В начальных классах школ Дрожжановского муниципального района на уроках по
«Природоведение» регулярно проводятся беседы с учащимися на темы: «Зеленая аптека», «В
мире растений», «О пользе птиц», «Уроки доброты» и др., в результате младшие школьники
получают дополнительные знания
В г. Наб. Челны выработана своя система экологического образования и воспитания,
где вместе с преподаванием экологии через предмет, элективные курсы, факультативы,
кружки особо важное место занимают качественно организованные массовые мероприятия.
Педагог Шеморданской средней школы Сабинского муниципального района
И.Т. Кабирова разработала экологическую программу для 4 класса, рассчитанную на 34 часа,
которая дает возможность интеграции уроков природоведения и чтения, природоведения и
музыки и т.д. Стихотворения, включенные в программу, используются как предмет анализа,
диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания.
В последние годы повышенное внимание уделяется вопросам экологического
образования и воспитания в Нурлатском муниципальном районе. В каждой школе района
работают кружки экологического и натуралистического направления (24) с охватом 360
учащихся. В течение 8 лет в Верхнее-Нурлатской СОШ (рук. Г.Г. Мухаметова) работает
кружок «Юный эколог». На занятиях кружка эффективно используется модульное изучение
теоретического материала, связывая его с исследованием и охранной деятельностью флоры и
фауны родного края.
В 11 школах Нурлатского муниципального района работают кружки пчеловодства. В
течение зимнего периода юные натуралисты на теоретических занятиях изучают «Основы
пчеловодства», в осенний период готовят пчел к зимовке.
В кружке «Экология растений» (Н.П. Горскова) при Александровской СОШ
Бавлинского муниципального района проводятся занятия по адаптированной программе.
Главным направлением работы объединения является теоретические основы экологии,
изучение, знакомство с биоразнообразием растений и животных района, экскурсии на
природу.
Кружок «Юный друг природы» при Бавлинской СОШ № 6 (Р.С. Бутко) работает по
программе «Игровая экология» Т.В. Шпотовой. Основным содержанием работы кружка
является формирование у детей ответственного отношения к природе, деятельность с учетом
естественного интереса к объектам окружающей природной среды, с привлечением
жизненного опыта детей, разнообразных сведений о жизни растений и животных, давая им
возможность проявить фантазию, любознательность, высвободить их творческую энергию.
Средняя школа
В 215 образовательных школах РТ введен предмет «Экология», как в старших, так и в
средних классах. Кроме того в системе образования работают 227 факультативов (с охватом
5,5 тыс. школьников), 9,5 тыс. учащихся получают дополнительные знания в 466
экологических объединениях.
Так в Управлении образования Зеленодольского муниципального района разработана
программа по экологическому воспитанию на 2006-2008 гг. В соответствии с планом работы
в декабре 2006 г. проведена олимпиада, в которой приняли участие 63 учащихся.
Традиционно на базе Раифской СОШ 27 апреля прошла УШ районная экологическая
конференция школьников им. А.П. Мариновича. 69 учеников из 23 школ представили свои
творческие исследования. На базе этой же школы организована работа «Голубых и зеленых
патрулей» с участием 693 учащихся, которые ведут фенологические наблюдения за природой,
занимаются очисткой родников, колодцев, ручьев и малых рек.
В общеобразовательных учреждениях Приикского региона продолжена
целенаправленная работа по экологическому образованию и воспитанию детей. В 9 школах
экология преподается как отдельный предмет (охват учащихся – 231), в 7 - ведутся школьные
факультативы по экологии, а в 62 экологических кружках 1120 учащихся расширяют свой
кругозор знаний, приобретая экологические навыки. Например, кружок «Юные экологи» при
Исергаповской МСОШ Бавлинского района под руководством Р.М. Хабиповой посещают 15
учащихся, учитель шестой год работает по адаптированной программе, направление работы
кружка – лихеоиндикация.
В Буинской СОШ № 3 Буинского муниципального района накоплен определенный
материал по экологическому образованию и воспитанию: доклады, выступления на
экологических конференциях, папки с материалами проектно-исследовательских работ,
конспекты уроков, разработки внеклассных и внешкольных мероприятий. Рекомендации,
альбомы пословиц, поговорок, загадок по темам, гербарии «Растения нашего участка»,
«Луговые травы», «Лекарственные растения». В течение 2005-2006 учебного г. учителями
данной школы проведены уроки-конференции «Экология и мы», «Химия и охрана природы»,
«Человек и окружающая среда».
В Сармановском муниципальном районе реализована «Программа экологического
образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ и ПУ-91 на 2000-2006 гг.».
В 2-х школах (Джалильская СОШ № 1, Карашай-Сакловская СОШ ведется предмет
«экология», в Сармановской и Карашай-Сокловской СОШ введены факультативы по
экологии. Ежегодно учащиеся школ успешно выступают на Поволжской научной
экологической конференции (Шавалиев Ильнур – Диплом Министерства образования и науки
РТ), а учащиеся Карашай-Сакловской и Джалильской средних школ были участниками
республиканского экологического лагеря-школы «Биосфера».
Большое внимание уделяется НИР учащихся по экологии. Ежегодно в районе
проводится экологическая конференция. Школьники принимают участие в зональных
экологических научно-исследовательских конференциях и становятся призерами.
Дополнительное образование
Дополнительное образование детей, как известно, является составной частью
современной системы общего образования.
С целью совершенствования экологического, трудового обучения и воспитания
сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, РЭБМЦ
Министерства образования и науки Республики Татарстан совместно с учеными в 2006 г.
проведены семинары-совещания и конференции для учителей биологии, экологии,
географии, начальных классов школ, сотрудников УДО, руководителей трудовых
объединений и старшеклассниковв Заинском, Балтасинском, Мамадышском, Пестречинском
районах, г. Наб. Челны, Советском и Приволжском районах г. Казань на темы «Организация
НИР школьников в условиях профильной дифференциации обучения», «Игровые технологии
как перспективное направление в системе начального дополнительного образования», «Роль
кружковой деятельности в формировании экологической культуры учащихся»,
«Непрерывность и преемственность экологического образования и воспитания в УДО»,
«Особенности методической службы в условиях УДО», «Новые технологии экологического
образования и воспитания детей» и др.
В целях реализации государственной политики в области экологического образования и
воспитания нового поколения с 29 ноября по 2 декабря 2006 г. на базе Детского эколого-
биологического центра (ДЭБЦ) № 4 в г. Наб. Челны проведена республиканская научно-
практическая конференция на тему «Интеграция науки и техники в дополнительном
экологобиологическом образовании в новых экономических условиях. Работа секций была
организована по пяти важнейшим направлениям. Кроме этого, на конференции обсужден
широкий круг вопросов, касающихся аспектов развития и совершенствования эколого-
биологического образования в изменяющихся экономических условиях.
В последние годы особое внимание уделяется подготовке и переподготовке кадров –
специалистов по экологическому образованию. Эта работа осуществляется Минэкологии и
природных ресурсов РТ совместно с РЭБМЦ Министерства образования и науки РТ и ЦВР
Министерства образования и науки РТ РТ. За 2005-2006 учебный год на курсах секции
«Экология – биология» прошли обучение около 30 педагогов дополнительного образования
(ПДО). Обучение проводилось учеными ВУЗов г. Казань и специалистами Минэкологии и
природных ресурсов РТ и других природоохранных организаций и ведомств. Педагоги
дополнительного образования на курсах ознакомились с инновационными методами
экологического образования учащихся через организацию исследовательской деятельности в
системе УДО. Особое внимание уделялось изучению методов гидробиологических
исследований и современному экологическому состоянию водоемов в республике.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития
системы обучения. Для достижения указанной цели были проведены республиканские
конкурсы авторских образовательных программ дополнительного образования детей и
методических разработок по экологии и биологии. Основными задачами конкурсов являются:
повышение уровня экологического образования и воспитания, выявление наиболее
перспективных программ и методических разработок в дополнительном образовании и
высокопрофессиональных авторов. Представленные на конкурс материалы – это авторские
интегрированные программы, методические рекомендации, пособия по проведению
исследовательских работ, организации и обустройству экологических троп, разработке игр,
проведению массовых мероприятиях.
В целях стимулирования НИР школьников и выявления уровня экологических знаний,
умений и навыков учащихся, поддержке нестандартных форм экологического образования и
воспитания в г. Казань проведена ХП Поволжская научная экологическая конференция
школьников. В ходе конференции была организована работа шести секций: «Общая
экология», «Промышленная и химическая экология», «Природа и здоровье», «Биоиндикация
природной среды», «Практическая природоохранная деятельность», «Экология природных
систем», на которых заслушано и обсуждено 120 докладов школьников. Победители
конференции становятся дипломантами российских и международных конференций (гг.
Москва, Обнинск, Санкт-Петербург, Наро-Фоминск).
С каждым годом возрастает количество экологических конференций в городах и
районах республики. В последние годы во многих районах и городах республики стало
традицией проведение региональных конференций (в гг. Наб. Челны, Бугульма, Заинск,
Нижнекамск, в Альметьевском, Кукморском, Сабинском, Высокогорском, Мамадышском,
Нурлатском и др. муниципальных районах). Активное участие в их проведении принимают
представители территориальных управлений Минэкологии и природных ресурсов РТ.
На региональной научно-практической конференции в Мамадышском муниципальном
районе, которая проходила на базе Красногорской СОШ, присутствовали юные экологи
Кукморского, Рыбно-Слободского районов.
Шестой раз в г. Альметьевск (на базе
Экологическое просвещение. Библиотеки Татарстана, как информационные и
культурные учреждения проводят работу по экологическому просвещению. При поддержке
Управления ими накоплен определенный опыт деятельности с информационными ресурсами,
появились новые библиотечные программы, созданы экологические информационные
центры, формируются специализированные фонды, совершенствуется справочно-
библиографическое обслуживание.
Республиканская юношеская библиотека Татарстана – информационно-
образовательный центр по проблемам молодежи; центр гуманитарной культуры и духовного
общения молодежи. Одним из приоритетных направлений деятельности РЮБ является
экологическое просвещение и воспитание экологической культуры молодежи. В целях
создания системы непрерывного экологического просвещения и воспитания в библиотеке
создан сектор экологического просвещения, разработана и утверждена программа «Экология
и будущее».
Дополнительное профессиональное образование
В Институте дополнительного профессионального образования (ИДПО) КГТУ-КХТИ
функционирует экологический отдел, который занимается повышением квалификации
руководителей и специалистов предприятий, организаций по природоохранной тематике. В
2006 г. экологическим отделом ИДПО с участием преподавателей кафедры инженерной
экологии КГТУ были проведены:
- 24 курса профессиональной подготовки лиц на право обращения с опасными отходами
(112 часов). Обучено 573 специалиста предприятий;
- 2 курса повышения квалификации по программе «Ведение экологической
документации на предприятии» (72 часа). Обучено 17 экологов предприятий;
- 1 курс повышения квалификации по программе «Экологический менеджмент» на
ОАО «Нижнекамскшина» (72 часа). Обучено 19 специалистов объединения.
Экоаудит как составная часть экоменеджмента. Аудирование как вид профессиональной экологической деятельности. Классификация программ аудирования. Виды, уровни, объекты и субъекты экоаудита. Программы аудита. Методы аудирования.
Формирование и развитие экологического аудита
Экологические и экономические проблемы представляют собой единую взаимосвязанную и взаимозависимую систему, на основе которой формируется методология управления охраной природы и рационального природопользования, включающая в себя экологический менеджмент и экологический аудит. Анализ международного опыта свидетельствует о практическом применении государствами с разной степенью развития экономических отношений процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии (или ином объекте) с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия соответствующих решений на различных уровнях управления (от исполнительных органом государственной власти до руководства конкретного предприятия) [11].
Экологический аудит является быстроразвивающимся направлением в деятельности предприятий и корпораций развитых стран, представляющим собой экономический инструмент в механизме управления окружающей средой. Широкое распространение экологического аудита обусловлено ужесточением природоохранного законодательства, невыполнение требований которого может явиться причиной серьезной финансовой угрозы производственным структурам и связанным с ними кредитным и страховым организациям. Экологический аудит помогает снизить уровень риска для окружающей среды и здоровья людей, содействует совершенствованию регулирующих мер в области окружающей среды.
Процедура экологического аудита находит применение и вводится па государственном уровне в ряде стран с переходной и развивающейся экономикой (Индонезия, Польша, Чехия, Словения и др.)
В настоящее время Международная организация стандартов разрабатывает нормы и процедуру проведения экологического аудита .
В апреле 1995 года вступила в силу добровольная программа « Схема экологического управления и аудита Европейского союза» (HMAS), принятая с целью совершенствования природоохранных аспектов деятельности участвующих в ней промышленных компаний, регулярного проведения экологического аудита и обнародования заявлений о воздействии на окружающую среду. Компании - участники EMAS, наряду с внедрением оптимальной политики управления состоянием окружающей среды, смогут использовать в своих рекламах специальную эмблему, наличие которой повысит доверие к экологической деятельности компании и увеличит ее шансы в конкурентной борьбе на международном рынке, где вопросам экологии уделяется все большее внимание.
В России для предотвращения дальнейшего ухудшения окружающей среды, особенно па густонаселенных, урбанизированных территориях и в промышленных зонах, необходимо усилить разработку мероприятий, способных заинтересовать предприятия выполнять природоохранное законодательство. Развивающиеся в экономике Российской Федерации процессы, сопровождающие ее переход к рыночным отношениям, а также попытки заинтересовать финансирование разнообразных проектов иностранными инвесторами требуют применения общепринятых в мировой практике соответствующих процедур и, в частности, экологического аудита.
Основные понятия и положения экологического аудита
Под экологическим аудитом понимается предпринимательская деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий (обязательных или инициативных), проводимых па основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации об эколого-экономическом положении аудируемого предприятия, выполнении им требований экологического законодательства, реализации им планов природоохранной деятельности, обеспечения экологической безопасности [12].
Объектом экологического аудита выступают действующие и строящиеся предприятия и организации, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду. Экологический аудит вводится с целью получения достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды для обеспечения экологической безопасности действующих предприятий, улучшения качественного состояния окружающей среды и совершенствования управления природоохранной деятельностью [11).
В рамках экологического аудита решаются следующие задачи:
содействие предприятиям (организациям) is самостоятельном регулировании своей экологической политики;
формирование приоритетов по осуществлению превентивных мер, направленных па выполнение экологических требований законодательных и подзаконных нормативных актов;
подготовка предложений по организации природоохранной деятельности на предприятии и снижению его финансового риска.
Основными принципами экологического аудита, обеспечивающими его эффективность и результативность, являются:
поддержка экологического аудита руководством или собственником объекта, разработка и принятие необходимых мер по результатам проведения аудита;
объективность, компетентность экоаудиторов в природоохранной сфере и в специфике аудируемого объекта;
комплексный анализ экономических и экологических показателей деятельности предприятий с использованием системных методов;
- конфиденциальный характер информации, получаемой при аудите. Проведение экологического аудита обусловлено необходимостью
организации природоохранной деятельности на промышленных и иных предприятиях, изменением форм собственности и системы управления, заключением договоров на экологическое страхование, финансированием экологических проектов, мероприятий и программ, инвестициями в природоохранную, хозяйственную и иную деятельность, выдачей лицензии па отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды.
При проведении аудита необходимо:
выявить общие проблемы природопользования и охраны окружающей среды, возникающие в данной отрасли хозяйства;
оцепить репутацию потенциального клиента в этих вопросах;
определить, насколько значительна природоохранная составляющая деятельности клиента в масштабах всей его деятельности и финансового положения;
оценить риски, связанные с осуществлением или неосуществлением организацией природоохранных мероприятий и экономии ресурсов [12].
Заключения аудитора должны содержать сведения о правильности ведения учета и достоверности бухгалтерской отчетности по платежам за природопользование и загрязнение окружающей природной среды, показатели экономической деятельности природоохранной деятельности, сведения о соответствии нормативов природоохранной деятельности предприятия его экологическому паспорту (или декларации безопасности промышленного объекта).
Экологический аудит является важным инструментом экологического менеджмента. Он помогает выявить слабые места в хозяйственной деятельности предприятия и обусловленные этим финансовые и экологические риски, возможности возникновения аварий. Экологический аудит также обеспечивает степень участия в производственной и коммерческой деятельности такой группы заинтересованных лиц, как страховщики, финансисты и деловые партнеры, на уровне, на котором предприятие структурно управляет своим экологическим риском и техникой безопасности.
Ниже перечислены некоторые перспективные направления применения экологического аудита на промышленных предприятиях и объектах энергетики.
Экологический аудит как элемент экологического страхования. Экологический аудит является, по существу, единственным инструментом обследования предприятий-страхователей при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению экологических рисков, при оценке ущерба от страхового случая, при рассмотрении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей природной среды [12].
Экологический аудит и приватизация предприятий. Экологический аудит включает в себя этом случае анализ документов, регулирующих практику природопользования, опрос персонала предприятия и лиц местных органов власти, осмотр территории. Аудит позволяет отделить рапсе нанесенный экологический ущерб от текущего ущерба и потенциального риска, с которым может столкнуться новый собственник, а также оценить величину затрат на восстановление качества окружающей природной среды до установленного стандартом.
Экологический аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Одним из перспективных направлений привлечения негосударственных источников финансирования в сферу обеспечения экологической безопасности является использование части зарубежных инвестиций в российскую экономику. При этом серьезное внимание уделяется аудированию предполагаемых объектов инвестирования.
Экологический аудит может оказаться эффективным механизмом при разработке ряда паспортов:
- экологического паспорта предприятия (предусмотрено ГОСТ 17.0.0.04.90);
экологического паспорта нефтяного промысла (предусмотрено РД 39-127-93);
паспорта социально-экономического положения города (предусмотрено Постановлением Госкомстата) РФ № 116-96 );
радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (предусмотренных постановлением Правительства РФ от 28.01.97 № 93).
Экологический аудит в системе экологической сертификации (подтверждение соответствия сертифицируемого объекта предъявленным к нему экологическим требованиям) предусмотрен как ее основной элемент (приказ Минприроды РФ № 18-95).
Нормативная база экологического аудита
Необходимость практического применения экологического аудита на территории Российской Федерации неоднократно обсуждалась, в том числе is рамках международных совещаний. Однако до настоящего времени единственным нормативным актом, принятым Минприроды РФ и Минтрансом РФ по данному вопросу, является «Временное положение об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе» (утверждено 06.07.93 г.).
В то же время практика выявила необходимость применения экологического аудита в процессе приватизации, при установлении ответственности за экологический ущерб (в особенности за причиненный ранее), при решении вопросов в сфере экологического страхования, для выполнения требований иностранных инвесторов, при рассмотрении заявлений на выдачу лицензий, а также при решении других вопросов в области окружающей среды.
Одним из практических шагов для формирования нормативно-правовой базы экологического аудита явилось постановление № 168 Правительства РФ от 26.02.96 г. «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Этим Положением экологический аудит отнесен к видам iv"ель-ности, осуществляемым по лицензиям Минприроды РФ и ее т< .ито-риальпых органов. В связи с этим вопросы формирования блока влаимо-согласованиых нормативных актов, регулирующих деятельность в области экологического аудита, приобретают особую актуальность.
В развитие данного постановления на местах стали приниматься или подготавливаться решения по экологическому аудиту. Так, Томская областная /Дума приняла решение о введении экологического аудита, этот вопрос прорабатывают органы природоохранного управления Алтайского края, Свердловской и Кемеровской областей, городов Москвы, Саратова и др. В ряде отраслей ведутся работы по развитию экологического аудита. Так, руководство ОАО «Росуголь» в целях более тщательной проработки оценки экологического ущерба в условиях реструктуризации предприятий отрасли стало развивать экологический аудит. Руководством отрасли было поддержано предложение Московского государственного горного университета об отработке элементов экологического аудита па угледобывающих предприятиях. Кроме базовых научно-исследовательских организаций, таких, как ВНИИОСуголь, на основе Московской высшей горной школы была создана специализированная фирма «Экадит», деятельность которой будет посвящена развитию и проведению экологического аудита на угольных предприятиях.
В связи с крупными авариями па железнодорожном транспорте в 1996 г. особенно актуальными стали вопросы о развитии экологического аудита в системе МПС в качестве одной из превентивных мер. Руководство МПС РФ поддерживает работы, ведущиеся в этом направлении Центром охраны окружающей среды МПС РФ (г. Ярославль). Последний начинает разрабатывать систему экологического аудита для предприятий отрасли. На достаточно прочной основе работают в этом направлении РАО «Газпром», МК «Юкос» и др. Развивается аудит и в сфере природопользования, например, горный аудит, энергоаудит.
В 1996 г. Минприроды России был подготовлен проект «Временного положения об экологическом аудите в Российской Федерации». Проект был разработан рабочей группой в соответствии с приказом Минприроды России № 540 от 29.12.95 г. на основе предложений НИЦ «Экобезопас-ность», Центра экологических проектов, замечаний и предложений заинтересованных организаций и предприятий. Планировалось ввести документ в действие с 1 января 1997 года до 1 января 1999 года. Проект включает себя правовое регулирование экологического аудита, понятия и опрс тения, цели, задачи и принципы, сферу и процедуру его проведения, вопросы финансирования работ, субъекты и типы экологического аудита, его результаты и организацию работ.
Тем не менее, правовая, нормативная и методологическая база экологического аудирования в Российской Федерации все еще находится па стадии формирования.
Дальнейшее развитие экологического аудита в России сдерживается по ряду причин [11]. Первая причина заключается в отсутствии соответствующей нормативно-правовой базы. В постановлении Правительства РФ оговорено, что лицензии на проведение экологического аудита выдаются Госкомэкологии России, по не определено, кто разрабатывает нормативную базу, осуществляет общее руководство и координацию деятельности в сфере экологического аудита на территории Российской Федерации. 11а федеральном уровне не принят соответствующий регламентирующий документ. Отсутствие последнего привело к тому, что ни одна фирма, представившая документы в Госкомэкологии России в 1996 году, па 1 марта 1997 г. не получила лицензию на деятельность в области экологического аудита.
Вторая причина - отсутствие независимой Ассоциации профессиональных экологов-аудиторов, которая объединила бы различные формы, организации и отдельных специалистов по экологическому аудиту. В дайной Ассоциации могли бы аккредитоваться экоаудиторы, она могла бы взять на себя решение большей части вышеназванных задач, в том числе представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам экологического аудита. В настоящее время такие ассоциации имеются в нескольких странах, в том числе в Англии, Франции, Нидерландах.
Третья причина - отсутствие разъяснений о важности и нужности экологического аудита в промышленности и других сферах деятельности, связанных с воздействием па окружающую среду. Необходимо организовать обучение специалистов отраслевого и территориального звена, занятых в природоохранных службах с выдачей сертификатов.
За рубежом экологический аудит как отдельный элемент управления получил развитие в начале 70-х годов. К середине 80-х годов Международная торговая палата представила экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценки соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического законодательства. К началу 90-х годов многие коммерческие банки экономически развитых стран стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков в связи с их деятельностью в области окружающей среды. Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки прошлой и текущей деятельности финансируемых ими компаний и коммерческих структур. Решения этих банков о выделении инвестиций принимаются с учетом мероприятий, проводимых компаниями в области охраны окружающей среды. В ряде случаев крупные западные пенсионные фонды и компании в целях зашить: интересов владельцев своих акций проводят экологический аудит перед принятием решения об инвестировании.
В аудите участвуют многие международные организации. В Международном банке реконструкции и развития создано специальное подразделение по оценке объектов на стадии эксплуатации. Ассоциация «Круглый стол по экологическому аудиту» в CU.IA проводит последовательную работу по совершенствованию аудита, профессиональной подготовке аудиторов, обмену опытом и информацией в этой области. Экологический аудит играет важную роль в урегулировании конфликтов между национальным Агентством по охране окружающей среды в США и компаниями - нарушителями экологического законодательства. Экологический аудит активизируется в Канаде, Великобритании, Нидерландах, Швеции, в странах Европейского экологического сообщества и Восточной Европы.
Содержание и процедура экологического аудита на предприятии
Экологический аудит является немаловажным моментом в разработке и развитии стратегии бизнеса, залогом успеха деятельности предприятия в результате повышения его конкурентоспособности в условиях возрастающей экологизации рынка и потребителей, снижения себестоимости производимой им продукции в результате экономии энергии, сырья и природных ресурсов, отсутствия расходов, связанных с выплатой штрафов и компенсаций за превышение нормативов и лимитов по сбросу( выбросу) загрязняющих веществ в окружающую среду, оптимизации вопросов управления и снижения объемов образующихся отходов [12].
Основными экономическими аспектами экологического аудита, способствующими улучшению прибыльности предприятия, являются:
увеличение прибыли при оценке рынка реализации производимой продукции;
модернизация технологических процессов с точки зрения экологических рисков и перспектив развития предприятия;
оценка экологических рисков, связанных с выпускаемой продукцией, что может спровоцировать потерю имиджа предприятия или компании на мировом рынке;
стратегический аудит, выполняемый для заказчиков в целях выявления потенциальных рисков и возможностей;
использование экологического аудита при планировании инвестиций, их размера и сферы вложения;
- использование экологического аудита при решении спорных во просов в судопроизводстве, т.е. когда предприятия не согласны с суммой предъявляемых им исков (например, в связи с инцидентом, вызвавшим загрязнение среды).
Основным содержанием экологического аудита предприятия является комплексная оценка ситуации, которая находит свое отражение в отчете "Оценка состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья на предприятии". Информация, содержащаяся в отчете, является конфиденциальной и принадлежит заказчику аудита. Основная цель аудита - оценка потенциальной ответственности, связанной с нарушением требований природоохранного законодательства и требований к управлению охраной окружающей среды на предприятии.
Процедура проведения экологического аудита должна обеспечить возможность оценки соответствия проверяемого объекта установленным для него критериям экологического аудита, быть по возможности простой и доступной в управлении и исполнении. Перед проведением аудита необходимо [11]: определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;
разработать процедуры, устанавливающие порядок выполнения аудита.
Основными этапами процедуры экологического аудита являются:
проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирующих показатели природоохранной деятельности;
сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом;
визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств;
инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;
выработка рекомендаций по совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.
Экологический аудит должен быть ориентирован на внутренние индивидуальные потребности предприятия в соответствии с его политикой и установленными целями. Кроме того, важно четко идентифицировать цели и задачи деятельности предприятия, прежде чем определить, какой тип экологического аудита ему необходим. Совет директоров или руководство предприятия, в соответствии с собственными задачами и проводимой экологической политикой, может сделать установку на проведение более детального аудита, в котором анализируются все аспекты организации управления и работы предприятия на разных структурных уровнях.
Экологический аудит можно условно подразделить на несколько типов в зависимости от целей, однако они не являются взаимоисключающими. Это значит, что в течение года можно провести несколько различных видов экологического аудита: аудит управленческой деятельности предприятия, энергосбережения, минимизации отходов, недвижимости и т.д. Так, при приобретении земельной недвижимости может возникнуть необходимость в проведении специальных исследований с целью выявления пользователя последних 50 лет, если возникают подозрения на загрязнение окружающей среды. В сфере деятельности, связанной с минимизацией отходов, может потребоваться одновременное выполнение аудита и проведение исследований относительно новых тенденций и технологий, разработанных и внедренных в Японии или в Европе, которые могут быть адаптированы для производственного процесса конкретного предприятия. Это может иметь существенное значение для реорганизации управленческого аппарата предприятия: например, в обязанности персонала, ответственного за данную деятельность, будут дополнительно включены проведение обзора и оценки новой продукции и технологий, появляющихся на рынке, и разработка соответствующих мер по обеспечению их внедрения в деятельность предприятия. В необходимых случаях план проведения экологического аудита может включать и другие виды работ по согласованию с заказчиком.
Несмотря на большое разнообразие видов экологического аудита, основные их программы в большинстве случаев одинаковы и включают в себя несколько этапов [12]:
1) этап предварительных работ, содержащий:
отбор объектов аудирования;
составление графика аудирования объектов;
подбор команды аудиторов (команда аудиторов, как правило, составляет не более 4-5 человек);
разработку плана аудита, что предполагает определение масштабов аудирования, отбор приоритетных задач, подготовку аудиторских протоколов, четкое распределение ресурсов программы;
разработку предварительного вопросника и отсылка его на предприятие; в некоторых случаях возможен предварительный визит на объект с целью первоначального сбора информации;
выработку критериев оценки по разным аспектам и объектам аудирования;
2) этап непосредственного аудирования, в том числе:
анализ состояния окружающей среды на предприятии (система мониторинга, формы и результаты отчетности, программы внутренних инспекций, планы действий в чрезвычайных ситуациях и др.);
ознакомление с документацией и интервьюирование персонала, проведение широкого обзорного «тура» по предприятию, внесение по результатам этих работ изменений в программу аудита;
сбор конкретной информации, сравнение фактической и «бумажной» ситуации, выработка методов верификации и тестирования данных, проверка полноты охвата проблем в соответствии с протоколом аудита;
оценку собранных данных, подготовка полного перечня выявленных проблем;
- оценку значимости тех или иных отклонений от норм и других выявленных недостатков.
Результаты аудирования па этом этапе предоставляются в устной форме или форме краткого промежуточного отчета;
3) заключительный этап аудита, в том числе:
обработка собранных данных, необходимые эколого-экономичес-кис расчеты;
подготовка к рассылке проекта отчета, анализ замечаний;
подготовка окончательного отчета по результатам аудирования, обсуждение отчета внутри группы аудирования и его предоставление управленческому персоналу предприятия;
подготовка прогнозов, рекомендаций и предложений но решению выявленных и прогнозируемых проблем; определение графика реализации мероприятий, формирование плана действий, который разрабатывается персоналом самого предприятия;
проверка осуществления разработанного плана действий, которая может проводиться как группой аудирования, так и управленческим персоналом или специалистами-экологами самого предприятия.
В практике аудирования используется ряд методов анализа природоохранной деятельности и состояния предприятия [12].
Метод анкетирования - один из основных методов обзора, анализа оценки и ранжирования экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные и адресные рекомендации. Пго суть заключается в опросе и составлении перечня направлений экологической деятельности персонала предприятия, разработке рекомендаций и предложений по развитию и повышению эффективности эколого-экономической деятельности предприятия.
Метод материальных балансов и технических расчетов - составление и анализ системы материальных балансов основных компонентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Позволяет не только оценить фактическое воздействие на окружающую среду (контролируемое и неконтролируемое, организованное и неорганизованное, регулируемое и нерегулируемое) производства в целом, по и дать необходимую оценку отдельным источникам воздействия па окружающую среду, системам регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, системам размещения и удаления отходов, системам мониторинга. Обобщенные и детализированные балансовые схемы материальных потоков являются одной из наиболее удобных форм представления данных о воздействии производства на окружающую среду.
Картографические методы состоят в разработке и использовании ситуационных планов промышленных площадок, карт-схем территорий, геодезических съемок, топографических карт и т.д. Аудиторские ситуационные карты, в целом, должны характеризовать территории промышленных узлов, районов, отдельных административных единиц, предприятий с обозначением источников сброса, выброса загрязняющих веществ, источников образования отходов и мест их размещения.
Методы с использованием фотосъемки и видеосъемки с высокой эффективностью могут применяться как в качестве дополнительных к картографическим методам, так и самостоятельно. Зачастую только результаты съемки способны наглядно и информативно охарактеризовать существующую экологическую ситуацию (например, состояние нарушенных территорий, видимые изменения состояния окружающей среды, аварийное и «ночное» воздействие на окружающую среду, неорганизованные источники сброса и выброса загрязняющих веществ, несанкционированное размещение и захоронение отходов).
Экологический аудит предполагает знание нормативно-правовых актов, определяющих регулирование в таких сферах, как экологическое право, экологическое нормирование, экологический контроль, применение экономических методов управления природопользованием.
Аудитор должен быть знаком как с правовыми нормами в области охраны окружающей среды, техническими нормами и стандартами, имеющими силу закона, так и с перечнем обязанностей предприятия.
В перечень обязанностей предприятия входят обеспечение комплексного использования полезных ископаемых и других природных ресурсов, осуществление организации производства на базе малоотходных и безотходных технологий как главного направления обеспечения сохранности природной среды.
Природоохранные мероприятия, осуществляемые предприятием, должны полностью компенсировать отрицательное воздействие производства на природную среду. В проектах по расширению, реконструкции и техническому перевооружению производства предприятие должно предусматривать природоохранные сооружения и установки, их строительство и налаживание эффективной и бесперебойной эксплуатации.
Предприятие возмещает ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, и несет материальную ответственность за несоблюдение законодательства об охране окружающей среды.
Рекомендации по результатам аудиторской проверки могут включать в себя смету расходов по приведению предприятия в соответствие с требованиями нормативно-правовой базы.
Структура отчета по экологическому аудиту предусматривает сбор и анализ информации по нескольким направлениям:
в характеристике предприятия дается краткое описание его здании и сооружений, главных технологических процессов, номенклатуры продукции;
характеристика окружающей среды включает в себя негативные изменения в прошлом, происшествия и восстановительные мероприятия;
описание системы управления содержит сведения по процедуре и политике предприятия в области взаимодействия с окружающей средой. Особое внимание при этом уделяется потребности в энергии, средствам и методам контроля энергопотребления, описанию стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, описанию источников технологической, питьевой и иной воды, планам водоохранной деятельности;
4) проверяется соответствие используемого порядка обращения с материалами и их складирования требованиям, рекомендациям и передовому опыту;
анализируются паспорта отходов, проверяется их соответствие требованиям нормативно-правовых актов;
финансовый раздел содержит сведения о суммарных затратах на природопользование, видах штрафов и выплат за загрязнение, о других расходах по охране окружающей среды, о наличии страхования и гарантий;
раздел состояния условий труда на предприятии содержит сведения:
о размерах доплат персоналу предприятия в зависимости от фактического состояния условий труда (тяжелые и вредные условия труда и особо тяжелые и особо вредные условия труда);
перечисление условий труда, не соответствующих требованиям охраны труда по санитарно-гигиеническим факторам, в том числе по запыленности и загазованности воздуха, производственному шуму, вибрации, освещенности, температуре и относительной влажности воздуха и др.;
перечисление условий труда, не соответствующих требованиям норм охраны труда по безопасности труда;
о численности работающих, получающих льготы в связи с вредными условиями труда;
о количестве оборудования, машин и механизмов, не отвечающих требованиям охраны труда;
о техническом состоянии строительных конструкций и производственных помещений и др.
Оценка условий труда производится согласно «Типовому положению об оценке труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», а также «Гигиеническим критериям оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».
Заключительная часть отчета по экологическому аудиту на предприятии содержит сведения о соответствии деятельности предприятия требованиям нормативно-правовой базы по охране окружающей среды и охране труда (см. Приложение).
При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ [10], в том числе:
определение возможных путей достижения экологизации деятельности предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели;
снижение вероятности подвергнуться риску судебной тяжбы и выплаты большой компенсации за причиненный ущерб, а также экологических платежей и штрафов;
усиление экологизации деятельности и политики предприятия, повышение экологической сознательности и экологической ответственности персонала предприятия;
определение степени соответствия деятельности предприятия экологическим нормативам, установленным органами федеральной государственной власти и субъектами федерации;
оценку риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды в результате производственной или иной деятельности предприятия;
В ходе экологического аудита анализируются в общей сложности несколько десятков различных документов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, нормативная документация соответствующей отрасли, экологический паспорт предприятия, государственная статистическая отчетность предприятия в области охраны окружающей среды, сведения по экономике природопользования, промышленной санитарии, охране труда и др. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |