Главная страница
qrcode

Голованова Л.С. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗПР. Литература Письмо Министерства образования РФ от 27. 06. 2003 28-51-513 16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования


Скачать 194.18 Kb.
НазваниеЛитература Письмо Министерства образования РФ от 27. 06. 2003 28-51-513 16 Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
АнкорГолованова Л.С. РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗПР.pdf
Дата11.05.2019
Размер194.18 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGolovanova_L_S_RAZVITIE_I_KORREKTsIYa_FONEMATIChESKIKh_PROTsESSO
оригинальный pdf просмотр
ТипЛитература
#49215
Каталог
69
Повышает эффективность Службы сопровождения работа в контакте с социальными партнерами: учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами внутренних дел и прокуратуры, опеки и попечительства, местного самоуправления, общественными организациями, оказывающими помощь в воспитании и развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Комплексное сопровождение развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе является важным условием предупреждения негативного влияния имеющихся нарушений на физическое, психическое и личностное развитие, успешную адаптацию, социализацию и интеграцию детей.
Литература
1. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
[Электронный ресурс
] // URL:
http://www.consultant.ru/
(дата обращения - 10.04.2017).
2. Письмо Министерства образования РФ от 18.04.2008г. № АФ-150-06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
[Электронный ресурс] //
URL: http://www. menobr. ru/
(дата обращения - 11.04.2017).
3. Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ).
[Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/ http:// (дата обращения - 11.04.2017).
4. Федеральный Закон от 29.12.2014г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ (дата обращения - 01.04.2017).
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. N761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
[Электронный ресурс]
// URL:
https://rg.ru/2010/10/ 20/ teacher-dok.html
(дата обращения - 11.04.2017).
УДК 376.2
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗПР
Головкова Любовь Сергеевна
Студентка группы ЗС(Д)О-5-12
Научный руководитель: Тен Евгения Петровна
Доцент кафедры специального (дефектологического) образования
ГБОУ ВО Р К
«Крымский инженерно-педагогический университет» г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматриваются развитие и коррекция фонематическиех процессов у учащихся младших классов с ЗПР., а также представлены упражнения, направленные на различение звуков, которые способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ключевые слова: задержка психического развития, фонематический слух, фонема, дифференциация, развитие и коррекция фонематических процессов у учащихся младших классов.
Актуальность. Развитый фонематический слух и восприятие являются необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте.
Состояние развития фонематического слуха влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что также является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем – полноценного усвоения школьной программы в целом. Именно поэтому
70 необходимо построить работу так, чтобы дети с задержкой психического развития овладели фонематическим анализом и синтезом.
Особенностями исследования и изучением фонематического восприятия у детей с нарушениями интеллекта занимались А.К.Аксёнова, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Д.И.Орлова, М.А.Савченко и другие. Однако изучение фонематического восприятия во всех этих исследованиях не являлось основной целью самой работы, а рассматривалось в контексте решения других проблем
Исследователи приходят к выводу, что к моменту поступления детей с задержкой психического развития в школу, они не имеют достаточного речевого опыта. Это описывается в трудах таких исследователей, как ТА. Власова, И.А. Смирнова, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.
Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков и др. считают, что они плохо подготовлены к восприятию информации, языковым наблюдениям, а умение обобщать у них на очень низком уровне. Уже в дошкольном возрасте у ребенка должны быть заложены основные навыки, которые помогут правильно усвоить и научиться читать и писать. Именно потому, что нынешний метод обучения грамоте аналитико-синтетический, у детей, в первую очередь, еще до школы должна быть создана фонематическая система. Авторы: Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская считают, что система фонем является основой основ устной и письменной речи, а также включает в себя фонематические представления, синтез, анализ и фонематическое восприятие.[6].
Изложение основного материала. Исследователи выделяют две стадии фонематического развития: стадия различения гласных и стадия различения согласных. Ребёнок делит звуковой поток речи на две части, вычленяя из него гласные и отличая их от других звуков – согласных.
Стадия различения согласных является первой ступенью фонематического развития детской речи и образует первый фонематический ряд этого развития. [1].
Стадия различения согласных сложна и многоступенчата. Началом этой стадии служит восприятие самого факта наличия согласных. Оно является предварительной ступенью дифференциации согласных. В общей схеме фонематического развития различение наличия согласных является второй ступенью и образует второй фонематический ряд.
Затем следует различение всей массы согласных. Сначала согласные делятся на сонорные и шумные – это третья ступень фонематического развития речи. Она разделяется на два ряда.
Один из них составляет третий фонематический ряд развития речи ребёнка и заключается в различении сонорных и артикулируемых шумных. Другой состоит в различении сонорных и не артикулируемых шумных, возникает позже других ступеней различения и образует шестой фонематический ряд. Он условно включается нами в пятую ступень фонематического развития речи.
Вслед за расчленением сонорных и шумных возникает расчленение твердых и мягких согласных.
Это является четвёртой ступенью фонематического развития речи и образует четвертый фонематический ряд.[2].
После этого возникает различение среди самих сонорных и шумных. Они образуют последние две ступени фонематического развития речи.
Различение плавных и jot возникает очень поздно и образует последний двенадцатый фонематический ряд. Этот ряд условно включается в шестую ступень фонематического развития речи.
Понятие фонематические процессы включает в себя:

фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Он имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи. Фонематическое восприятие возникает в связи с развитием семантики речи ребёнка, которое перестраивает и восприятие звуков речи и артикуляцию. [Швачкин Н.Х 5.]

фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.
71

фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.[3].
Мнения учёных сходятся на одной точке зрения, а именно на том, что фонематические процессы важны для усвоения звуковой стороны речи. Если у ребёнка имеются речевые нарушения, это неизменно приведёт к затруднениям в овладении звуковым анализом и синтезом, различным затруднениям при письме, особенно под диктовку, и овладении навыком чтения. Подбор и объём речевого материала для обследования фонематических процессов подбирается с учётом индивидуальных речевых возможностей детей младших классов с ЗПР.
Работу по коррекции фонематических процессов можно проводить в игровой форме, что, как известно, очень нравится детям любого возраста и тем самым повышает их мотивацию к логопедическим занятиям. Незаметно для себя обучающиеся получают новые знания, приобретают необходимые умения и навыки, которые являются необходимыми при обучении грамоте, чтению и другим школьным дисциплинам. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов в системе коррекционной работы включает в себя следующие направления работы:[4].
I. Коррекция звукопроизношения (при необходимости), постановка, уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы могут заменяться на письме;
II. Развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.
Основные задачи коррекционной работы, которые решаются совместными усилиями логопеда и учителя состоят в следующем:
 систематическая работа, направленная на формирование у обучающихся 1-х классов умения сравнивать, различать речевые и неречевые – логопед;
 отработка и уточнение артикуляции звуков, которые ребёнок правильно произносит изолировано, но в речи сливаются или произносятся «смазанно» – логопед;
 постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь – логопед;
 формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков – логопед и учитель;
 закрепление навыка звукового анализа, доступных для ребёнка, постепенное обучение ребёнка сокращённым и более обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умений выделять звуки в сильных и слабых позициях, различать варианты их звучания – логопед, учитель.
На начальном этапе работы мы ставим целью развитие фонематического слуха, и решаем следующие задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки. Сначала, действия детей могут ограничиваться реакцией в виде различных движений (присесть, подпрыгнуть, поднять-опустить голову), жестов (поднять руку, хлопнуть в ладоши). Также могут предъявляться карточки с условными обозначениями (красный квадрат – гласный звук, синий квадрат – твердый согласный, зеленый квадрат – мягкий согласный звук и др.), картинок, и т.п. Для достижения указанной цели и поставленных задач можно использовать разнообразные игры и упражнения. При развитии слухового восприятия, внимания, памяти внимание обучающихся сначала обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Логопед объясняет первоклассникам, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания. Далее необходимо обратить внимание детей с ЗПР на поставленный или уточнённый в речи звук.. После усвоения детьми с ЗПР правильного произношения изучаемого звука и написания соответствующей графемы проводим работу по дифференциации звука среди акустически и артикуляционно близких звуков.
Сначала учим детей с ЗПР различать изучаемый звук среди других звуков в чужой речи.
Затем учим его различать изучаемый звук в собственной речи. И только после того, как ребёнок научился самостоятельно различать данный звук в словах своей и чужой речи, можно начинать
72 формировать навык выделения звука из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. При выделении изучаемого звука подбираем речевой материал в которых данный звук находится в сильной позиции ( гласные звуки – ударная позиция начала слова, согласные звуки – конец слова (кроме звонких звуков) , начало слова перед гласным звуком). Если дети с
ЗПР испытывает трудности при определении последовательности, количества звуков в словах, то ему предлагают наглядную схему звукового состава данного слова.
.Выводы. Таким образом систематизация представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают предпосылки для создания и закрепления навыка правильного письма и чтения, развитие языкового чутья. Важно уделить внимание дополнительной проработке таких понятий как: гласные звуки и буквы, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие – глухие; слог, ударение. Обучающимся с фонематическим недоразвитием речи нужно давать много заданий, направленных на выделение гласных и согласных звуков из прямого слога, как последовательно так и вразбивку. Эти упражнения нужно проводить с опорой на артикуляцию произносимых звуков. В ходе работы над умением делить слова на слоги специалисту необходимо включить задания на нахождение детьми ударного слога в слове.
Предложенная работ влияет на формирование фонематических процессов у обучающихся младших классов с ЗПР, эффективно помогает предупредить и устранить недостатки в развитии устной речи, а также ошибки письма, письменной речи и чтения.
Литература
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Александрова, Т.В. «Живые звуки, или фонетика для дошкольников» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Алтухова, Н.Г. «Научитесь слышать звуки», – СПб., 2006.
4. Бессонова, Т.П., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. «Основы логопедической работы с детьми» – М.: «Издательство Аркти», 2005.
5. Бунеев, Р.Н., Бунеева Е.В, «По дороге к азбуке» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
6. Выготский, Л.С. «Мышление и речь»- М.: Издательство Лабиринт», 2008.
УДК 376.4
ОПТИМИЗАЦИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРИЕМА ПОМОРФЕМНОГО ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ РАЗДЕЛА «СТРОЕНИЕ СЛОВА»
Губанкова Ирина Владимировна
учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия №3»
Симферопольского района Республики Крым
Актуальностьнаучной проблемы и ее значение. Принципиальное отличие школьного возраста от всех других в том, что язык и система его средств становится предметом специального изучения ребенка. Учащиеся усваивают общественно выработанные способы работы с языком, закрепленные в правилах грамматики.
В программах по русскому языку для средних классов специальных (коррекционных) школ для детей с умственно отсталостью изучение грамматики занимает ведущее место, поскольку именно в этих классах учащиеся знакомятся со структурой родного языка и вырабатывают навыки его практического применения. Обрабатываемый на этих уроках языковой материал является базовым для сознательного становления речевых умений и навыков в средних классах, в частности это касается и освоения сведений о строении слова и роли в нем морфем [1; 2; 5].

перейти в каталог файлов


связь с админом