1 Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Т. Н. Арсеньева Х. Т. Загладина А. В. Коршунов В. Е. Менников Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность» МОСКВА 2016
2 Проект методических рекомендаций по направлению деятельности «Гражданская активность». М: Общероссийская общественно- государственная детско-юношеская организация «РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2016 Методические рекомендации адресованы старшему вожатому, организующему работу в условиях общеобразовательного учреждения по направлению деятельности РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Гражданская активность» Содержание методических рекомендаций подготовлено группой авторов МПГУ: к.п.н. Т.Н. Арсеньевой, к.и.н. Х.Т. Загладиной, к. соц. н. А.В. Коршуновым, В.Е. Менниковым
3 ОГЛАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. .................................................................................... 4 1.1. С чего начинается Родина? Нравственные ценности подрастающего поколения и волонтерские практики социализации детей и молодежи. ....... 4 1.2. Особенности развития добровольчества в общеобразовательной организации. ......................................................................................................... 9 1.3. Авторские модели волонтерской деятельности в образовательной организации. ....................................................................................................... 18 ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЁРОВ .................................................... 19 ПООЩРЕНИЕ ВОЛОНТЁРОВ ........................................................................... 22 ВОЛОНТЁРСКИЙ ПРОЕКТ В ШКОЛЕ ............................................................ 23 ОБРАЗЦЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ................................................ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 44
4 ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. 1.1. С чего начинается Родина? Нравственные ценности подрастающего поколения и волонтерские практики социализации детей и молодежи. Слова знаменитой песни «С чего начинается Родина», принадлежащие М. Матусовскому, стали своеобразным поэтическим выражением любви к своему Отечеству, они сохраняют свою значимость и вполне актуальны для сегодняшнего дня, когда мы говорим о добровольчестве (волонтерстве). Именно в детстве, среди «хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе», у растущей личности формируется потребность в определении смысла собственных поступков, их ценности для реализации своего потенциала, созидательной активности и заслуженного признания друзей и окружающих. Все более важное место в системе современного воспитания детей и молодежи занимает добровольческая (волонтерская) деятельность - цель, задачи, формы и методы которой ориентированы на формирование позитивных духовно-нравственных ценностей. Положительный опыт реализации добровольческих проектов нуждается в серьезной экспертной оценке, требует все большего количества специалистов-практиков, способных развивать «воспитание добровольчеством» в российской школе. Разработка, внедрение и апробация добровольческих инициатив – сложная научно-практическая деятельность. Она предполагает формирование у детей и подростков ( при их активном участии) системы знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Для решения такого рода задач важна научно-обоснованная характеристика феномена волонтерства, вопросов его организации и методологии. Системный анализ практики последних лет ставит в повестку дня вопрос о необходимости оптимистического футорологического прогноза развития добровольческих усилий в школе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Трудно не согласиться с точкой зрения о том, что « тот, кто ищет ответы на вопрос «ради чего?», рано или поздно находит ответы на любые «как?», с помощью каких технологий и инструментов достичь желаемых целей» [5]. Гуманистическая философия «воспитания добровольчеством» может и должна стать методологическим инструментом формирования нравственно-мировоззренческих ориентиров детей и подростков. 5 Участие в социально ценной волонтерской (добровольческой) деятельности само по себе способно вызвать позитивные изменения в личности. Наиболее эффективно в этом плане социально-педагогическое движение детей и молодежи, суть которого заключается в стремлении придать детско-юношеской инициативности и активности социально- позитивный характер. При этом важно не только решать задачи воспитания человека, способного воспринимать и присваивать духовно-нравственные гуманистические ценности, поступать в соответствии с убеждениями, но и решать перспективную задачу формирования естественными, мягкими средствами будущих профессионалов и волонтеров социальной работы разной направленности. Дети и подростки, прошедшие через волонтерские программы и мероприятия социально-педагогического характера, так или иначе, связывают свою будущую профессиональную жизнь с социальной сферой, серьезно и позитивно меняются в духовно-нравственном плане, становятся творческими и деятельными. «Тимуровцами нашего времени» называют школьников-волонтеров сегодня, для которых потребность улучшить окружающий мир, стремление помогать и заботиться о тех, кто меньше и слабее, тем, кто остро нуждается в помощи, становиться осознанной необходимостью. Они готовы помогать людям и при этом не требуют вознаграждения за свой, порой нелегкий, труд. Это может быть уход за престарелыми людьми (уборка в доме, помощь в работе на приусадебном участке, покупка лекарств и продуктов) и простое общение с пожилыми людьми, поскольку иногда они абсолютно одиноки, им не с кем поделиться своими чувствами и волнениями. Современные тимуровцы посещают детские дома и больницы, устраивают концерты и небольшие праздники для маленьких детей и стариков, сажают деревья, ухаживают за памятниками в честь участников Великой Отечественной войны, участвуют в поисковой деятельности на местах былых сражений и т.д. Развитие добровольческого движения в общеобразовательной школе, вовлечение обучающихся в проекты социальной направленности (экологические, гражданско-патриотические, краеведческие, культурные, нацеленные на здоровьесбережение, помощь малообеспеченным слоям населения и т.д.) формируют любовь к Родине, трудолюбие, чувство долга, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию. В условиях XXI века именно различные формы добровольчества формируют систему ценностей человека с ее специфическим содержанием и иерархической структурой. «Приоритетной сферой развития личности является сфера ценностно-смысловая. Это означает, что воспитание, претендующее на управление развитием личности, должно иметь целью и главным предметом воспитательной деятельности ценностно-смысловое развитие ребенка. Таким образом, воспитание следует рассматривать как смыслопорождающий процесс »[7]. В настоящее время развитие добровольчества является показателем социально-педагогической работы школы, готовности педагогов, 6 учащихся и родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в жизни местного сообщества. А волонтерские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности. Детско-юношеское волонтерство, как эффективная социальная практика, способствует преодолению таких серьезных рисков в подростковой среде, как: рост потребительских тенденций; распространение социальной пассивности; падение трудовой этики, деградация смысла труда («работать, чтобы лучше потреблять»); «уход» детей и подростков в виртуальную реальность при отсутствии контроля родителей; распространение психоактивных веществ (наркомании, алкоголизма и табакокурения) и асоциального поведения среди детей и подростков; На сегодняшний день, если в вузах страны в целом создана инфраструктура развития волонтерства, то в общеобразовательных организациях предстоит еще большая работа. Среди школьников добровольческие практики по ряду причин используются крайне ограниченно [10 ]. Ни для кого не является секретом то, что до сих пор у нас превалирует знаниевый подход в ущерб воспитанию, а среди воспитательных практик преобладают досугово-развлекательные форм работы. В школах практически отсутствуют квалифицированные педагогические кадры по работе с детско-подростковыми общественными организациями. Негативно на создание детского коллектива и вовлечения молодежи в социально значимую волонтерскую деятельность, сказывается перегрузка педагогов и классных руководителей. В настоящее время большое распространение получают экстремизм в его различных формах, националистические настроения и ксенофобия. Заметной тенденцией стало увлечение молодежи чуждыми нашей культуре мировоззренческими взглядами, носящими радикальный характер. Ведь именно молодежная среда в этом плане является наиболее уязвимой частью общества. Существует немало примеров, когда вчерашние школьники становятся жертвами экстремисткой пропаганды вербовщиков (в том числе и в Интернет-сетях) и принимают правила их игры. Добровольчество же открывает дополнительные возможности дружеского общения и взаимодействия с единомышленниками (имеется в виду и волонтерство-онлайн), приобретения коммуникативных навыков. Наблюдается безудержный рост интереса (порой небезопасного для психики ребенка) к компьютерным играм, очень часто виртуальное пространство (а не семья и не образовательная организация) становится «зоной ближайшего развития подростка». Продвижение культуры волонтерства позволит отвлечь детей от многочасового неконтролируемого пребывания в виртуальном 7 пространстве и социальных сетях, что негативно сказывается и на здоровье детей, и на формировании их ценностных ориентаций. Внедрение добровольческих практик, как показывают исследования, минимизирует риски употребления ПАВ, которые приводят к деструктивным проявлениям в развитии личности и серьезным поведенческим проблемам у детей и подростков. Сегодня эффективность образования в значительной степени оценивается не только способностью решать интеллектуальные задачи, адекватные информационной эпохе, но и овладением опыта решения реальных практических дел. Для детей открываются возможности выйти в открытый социум, развить навыки общения, приобрести опыт ответственного лидерства. В Указе Президента «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, Кремль 31 декабря 2015 года №683), Стратегии развития воспитания на период до 2025 г., (распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. №996-р), Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 года №729-р) указывается о необходимости развития системы дополнительного образования детей, подчеркивается важность их включения в социально-значимую деятельность, в волонтерские практики, как в школах, так и по месту жительства, в создание детских клубов социальной направленности. Современное общество предъявляет более высокие требования к образованию личности, к овладению ею новыми компетенциями и профессиональным опытом. Чрезвычайно актуальной в этой связи является такая организация процесса обучения и воспитания, которая мотивирует детей к получению новых знаний, умений и навыков, обеспечивает способность выпускника школы активно включаться в общественные и экономические процессы, чтобы наши молодые люди не оказались «лишними» в собственной стране. Большим воспитательным ресурсом обладают социально ориентированные некоммерческие организации (НКО), работающие с молодежью и имеющие существенный опыт волонтерской деятельности различной направленности. Они начинают активно включаться в образовательный процесс, предлагают широкий спектр собственных методик и технологий, выстраивая партнерские отношения с местными органами власти, педагогическим сообществом и родительским корпусом. Межсекторному и межведомственному взаимодействию, сотрудничеству организаций образования, культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса принадлежит исключительно важная роль. Развитие принципов и внедрение механизмов государственно-частного и общественно-государственного партнерства приобретает особую значимость. В «Концепции развития дополнительного образования детей» вчисле ожидаемых результатов к 2020 году намечено «создание благоприятных условий для деятельности организаций негосударственного сектора, 8 государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно- производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно- пространственных сред…»[ 16 ] В последние годы накоплен успешный опыт развития детско- юношеских общественных организаций, волонтерских центров в системе общего и дополнительного образования детей, складываются инновационные модели взаимодействия социально ориентированных НКО со школами и колледжами (как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях). Все это важно учитывать при экспертном анализе и экспертном проектировании волонтерской деятельности в общеобразовательных организациях мегаполиса, больших и малых городов, сельской местности. Опыт реализации добровольческих проектов нуждается в серьезной экспертной оценке представителей научного сообщества, привлечения к экспертизе специалистов-практиков, способных развивать «воспитание добровольчеством» в российской школе, поскольку разработка, апробация и распространение современных добровольческих инициатив – сложная научно-практическая и учебно-методическая деятельность. При проведении экспертной оценки программ и моделей детско-юношеского волонтерства необходим комплексный междисциплинарный подход, в этой связи большое значение для нас имеет учет позиций и точек зрения представителей различных отраслей науки – педагогов, психологов, медиков, юристов, социологов, историков и других специалистов. К работе экспертного сообщества должны быть привлечены педагоги-практики, руководители образовательных организаций, поскольку от их управленческих решений во многом зависит продвижение добровольческих инициатив, и конечно, представители гражданского общества (ученические и попечительские советы, родительские ассоциации и т.д.).
9 1.2. Особенности развития добровольчества в общеобразовательной организации. Под волонтерской ( добровольческой ) деятельностью мы предлагаем понимать форму социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствующую личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан ( волонтёров/ добровольцев). На государственном уровне, привлечению молодых людей к добровольчеству, придаётся особое значение. Подтверждение тому – учёт с 2015/2016 учебного года волонтёрской (добровольческой) деятельности как одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России на программы бакалавриата и специалитета. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 839 от 28 июля 2014 г. «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год»: «при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования начисляет баллы за следующие индивидуальные достижения: […] осуществление волонтёрской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более 4 лет)» [17]. Во многих отечественных вузах (причём не только государственных, но и частных) принято решение насчитывать определенное количество баллов (от 1 до 10) абитуриентам, предоставляющим документы (в частности, Личную книжку волонтёра), в которых подтверждается их участие в добровольческой деятельности. В связи с этим приобретает особую значимость деятельность тех общеобразовательных учреждений, на базе которых создаются или уже функционируют различные волонтёрские организации (объединения). Каждый из видов волонтёрских организаций имеет свою специфику, в соответствии с которой и определяется его наименование: дружина, группа, отряд, центр, движение и т.п. Ниже мы предлагаем примерную классификацию добровольческих объединений: За исключением уже сложившихся понятий – «Добровольческая армия» и «волонтёры Олимпийских или Паралимпийских Игр», термины «волонтёрство» и «добровольчество» мы предлагаем рассматривать как полные синонимы, поскольку «доброволец» – слово исконно русского происхождении, а «волонтёр» – заимствование из французского с тем же значением. Соответственно, здесь и далее они используются как равнозначные понятия. 10 – волонтёрская группа ( звено) – это небольшое волонтёрское подразделение внутри класса, действующее в рамках 1–2 направлений волонтёрской деятельности; – волонтёрский отряд – внутришкольное объединение нескольких волонтёрских групп, что позволяет более масштабную, совместную реализацию нескольких направлений добровольческих инициатив; – волонтёрский центр (движение) – действующее объединение волонтёров, которое позволяет, с одной стороны, координировать деятельность волонтерских отрядов на базе школы (гимназии, лицея) и, с другой стороны, осуществлять их взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, НКО, иными волонтёрскими организациями и т.д.; Все волонтёрские объединения, как правило, преследуют перейти в каталог файлов
|