Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методические рекомендации Практика логопедической работы показывает, что в дошкольном возрасте часто на пер вый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение фор мирования звуко-слоговой структуры слов,


Скачать 12.44 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации Практика логопедической работы показывает, что в дошкольном возрасте часто на пер вый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение фор мирования звуко-слоговой структуры слов,
АнкорSlogovaya Agranovich kartinki.docx
Дата15.03.2018
Размер12.44 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаSlogovaya_Agranovich_kartinki.docx
ТипМетодические рекомендации
#37339
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6






Методические рекомендации

Практика логопедической работы показывает, что в дошкольном возрасте часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования звуко-слоговой структуры слов, что нередко в дальнейшем является одной из причин возникновения специфических нарушений письменной речи у школьников. Поэтому особую значимость проблема коррекции звуко-слоговой структуры слов приобретает в условиях ДОУ компенсирующей направленности.

Логопедическая работа по исправлению нарушений звуко-слоговой структуры слов представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений и планируется строго индивидуально для каждого ребенка в зависимости от вида речевой патологии, уровня речевого развития, возраста и его интеллектуальных возможностей. Различные научно-методические подходы в коррекции звуко-слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями рассмотрены в работах практического характера С. Е. Большаковой, Н. С. Четвертушкиной, Т. А. Ткаченко, Н. В. Курдвановской, JI. С. Ва- нюковой, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Шариповой, Т. А. Титовой, Г. Г. Голубевой. Большинство указанных авторов обращают внимание на необходимость формирования у детей психологических механизмов, опосредующих становление звуко-слоговой структуры слов в онтогенезе (еукцессивных способностей, развитие чувства ритма и двигательной сферы, уточнение пространственно-временных представлений, развитие межанализаторного взаимодействия и др.), сенсорных и моторных звеньев речевого процесса.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению нарушений звуко- слоговой структуры слов у дошкольников всегда предшествует обследование ребенка- логопата. Диагностика состояния звуко-слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом уровня речевого развития ребенка, возраста, особенностей слуховой функции и познавательной деятельности. В процессе обследования также обязательно обращается внимание на степень сформированности тех психологических механизмов, которые являются функциональным базисом для становления звуко-слоговой структуры слов в онтогенезе (сукцессивные способности, симультанное восприятие, двигательная сфера, сформированность пространственно-временных представлений, чувство ритма). В ходе обследования выявляются степень нарушения звуко-слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребенок. Это позволяет установить границы доступного уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов довольно сложна и длительна по времени. Как показали исследования Г. М. Ляминой относительно речи в норме, требуется от 70 до 90 повторений нового слова взрослым ребенку, чтобы это привело к правильному употреблению слова самим ребенком. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи, особенно на первом этапе обучения, нуждается в значительно большем числе повторений при формировании навыка правильного звуко-слогового оформления слов. Работа по устранению нарушений звуко-слоговой структуры слов должна проводиться длительно, с учетом принципа от простого к сложному, системности и последовательности в подаче материала, наглядности и использования предметно-практической деятельности, ведущей деятельности ребенка (игровой, учебной), с опорой на поэтапность формирования речевых навыков в онтогенезе и др. Для проверки степени устойчивости сформированного навыка необходимо возвращаться к ранее отработанному речевому материалу, предлагать ребенку аналогичные задания уже на новом вербальном материале, сходном по звуко-слоговой структуре с уже знакомым. Также в ходе занятий рекомендуется вести «словарики», в которых взрослый будет фиксировать не только успехи ребенка, но и допускаемые им варианты ошибок.

Коррекционная работа по исправлению дефектов звуко-слоговой структуры слов направлена на формирование:

® навыков правильного звуко-слогового оформления.

В логопедической работе можно выделить следующие два этапа.

  • Подготовительный. Цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа проводится на невербальном и вербальном материале.

  • Собственно коррекционный. Целью данного этапа является непосредственная работа по исправлению нарушений восприятия и воспроизведения звуко-слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата. Работа ведется на вербальном материале на уровне:

  • гласных звуков;

  • слогов;

  • слов;

  • чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов;

  • скороговорок;

  • спонтанной речи.

В практической работе с детьми, страдающими нарушениями звуко-слоговой структуры слов различной степени выраженности, специалисты нередко испытывают трудности не только в подборе и систематизации лексического и наглядно-дидактического материала, но и из-за недостатка обучающих пособий. Чтобы разнообразить коррекционную работу, поддерживать познавательный интерес и активность ребенка в ходе занятия, логопеду приходится постоянно изобретать все новые и новые приемы коррекционной работы, придумывать игровые упражнения, подбирать различный наглядно-дидактический материал. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок усердно старается овладеть тем, что способствует успешной игре, незаметно для себя решая ту или иную учебно-коррекционную задачу.

Предлагаемое пособие, состоящее из методического руководства, наглядного материала в виде предметных картинок (названия предметов примерно соответствуют основным типам звуко-слоговых структур с учетом классификации А. К. Марковой, подобранных по принципу от простого к сложному), разрезных картинок, слоговых таблиц (карточки с отдельными слогами педагог готовит самостоятельно) и карточек с контурными изображениями предметов, может быть широко использовано при проведении коррекционной работы на уровне слов. Пособие является многофункциональным. При его применении в практической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста возможно решать следующие задачи.

  • Формирование навыка правильного звуко-слогового оформления слов изолированно и в условиях фраз различной степени сложности.

® Развитие фонематического восприятия.

  • Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза, а также звуко-слоговых представлений.

® Обогащение и уточнение пассивного и активного словаря.

® Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи путем обучения составлению предложений с заданным словом и описательных рассказов о предмете.

» Развитие когнитивных функций.

© Развитие конструктивных способностей.

® Развитие симультанного восприятия (зрительного, слухового).

  • Развитие сукцессивных способностей.

® Обучение грамоте с использованием элементов глобального и аналитико- синтетических способов чтения.

® Профилактика специфических нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии).

Многими специалистами рекомендуется применять обучение грамоте детей с отклонениями в развитии различного генеза в качестве вспомогательного средства для усвоения словесной речи. Чтение и письмо расширяют речевые возможности ребенка в освоении структуры слов и фраз, помогают корректировать и контролировать свою речь. Письменная речь включает в себя процесс воссоздания звуко-слоговой формы слова на основе его графического изображения. Это позволяет предположить, что обучение грамоте детей с нарушениями звуко-слоговой структуры слов должно способствовать развитию у них на основе более сохранных зрительных функций более слабых функций (в данном случае серийной организации речи).

Лексический материал в предлагаемом пособии подобран таким образом, что произношение слов в большинстве случаев соответствует их написанию, что очень важно на начальном этапе формирования у детей навыков письменной речи и, таким образом, исключает возможность возникновения орфографических ошибок в процессе занятий (с правилами орфографии ребенок будет знакомиться в школе).

В практической работе с детьми при обучении грамоте и в процессе коррекции специфического нарушения чтения (дислексии) широко применяются различные варианты слоговых таблиц. Этот прием позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и упрочить звукобуквенные связи. Прежде чем приступить к работе со слоговыми таблицами, необходимо убедиться в сформированности у ребенка стабильного графического образа букв. (Для этого ребенку предлагается карта, на которой буквы алфавита представлены в произвольном порядке: Г, С, И, В, А, Ц, 3, Н, П, Е, X, Ь, Ч, Ы, Л, Й, Щ, Я, Е, Ъ, М, Р, Б, Ю, Щ, У, Ж, О, Ф, Э, К, Т, Д.) Чтение начинается со слогов с уже усвоенными буквами. При чтении слогов угадывающий характер чтения становится невозможным. Ребенок вынужден опираться при выполнении заданий только на навык слогослияния. Постепенно он не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный словарь слогов. Кроме того, упражнения со слоговыми таблицами являются пропедевтикой формирования навыка чтения про себя. Благодаря работе со слоговыми таблицами ребенок лучше наглядно представляет себе серийную организацию речи, поэтому уменьшается количество ошибок, связанных со структурными искажениями в словах. В этом случае наглядно виден реальный эффект проводимой коррекционной работы.

При работе с данным пособием широко применяется метод наглядного моделирования. С помощью разрезных картинок взрослый получает возможность сформировать у детей представление о линейном ряде, наглядно показать им звуко-слоговой состав слова, а также результат ошибок при неправильном восприятии и воспроизведении той или иной отрабатываемой структуры слова: отсутствие или наличие структурных искажений в слове (например: ры-ба — ба-ры). Таким образом, у ребенка постепенно формируется осознанное отношение к звуко-слоговому составу слова, что в дальнейшем способствует выработке навыка самоконтроля за собственной речью и умения находить ошибки в речи окружающих. При отработке различных звуко-слоговых структур взрослый не должен забывать обращать внимание и на семантику слов, включение слов во фразу, спонтанную речь.

  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей