Методики устранения акустической дисграфии
- свистящие – шипящие (с-ш, з-ж),
- звонкие – глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),
- твердые – мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).
Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).
Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный.
II. Основной.
III. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие слуховых дифференцировок.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1. Развитие слухового и зрительного внимания.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1. Закрепление полученных знаний.
2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Период обучения составляет 91-105 часов (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).
1. Развивать фонематическое восприятие;
2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;
4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;
6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.
Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ФФНР и ОНР.
К концу обучения дети должны знать:
— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);
— все буквы и звуки родного языка;
— отличительные признаки гласных и согласных звуков;
— гласные и согласные звуки;
— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
— пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
— узнавать и различать гласные и согласные звуки;
— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
— производить фонетический разбор слова;
— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
— подбирать слова на заданный звук;
— сравнивать слова со сходными звуками;
— строить звуковые схемы слогов и слов;
— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.
1. Дифференциация гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. АЯ
2. Дифференциация гласных А-Я
3. Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в предложениях и тексте
4. Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю
5.Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте
6. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё
7. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словосочетаниях и предложениях
8. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте
9. Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы
10. Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте
11. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака
12. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)
13. Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов
14. Мягкий знак в функции смягчения и разделения
15. Дифференциация звуков Б - Б'
16. Дифференциация звуков П - П'
17. Дифференциация звуков Б - Б', П - П'
18. Дифференциация звуков Б-Б',П- П' в словосочетаниях, предложениях и тексте
19. Дифференциация звуков В - В'
20. Дифференциация звуков В-В' в словосочетаниях, предложениях и тексте
21. Дифференциация звуков Ф- Ф’
22. Дифференциация звуков В-В, Ф-Ф'
23. Дифференциация звуков Г – Г’
24. Дифференциация звуков К - К'
25. Дифференциация звуков К-К', Г-Г’
26. Дифференциация звуков Е-К', Г-Г’
27. Дифференциация звуков КК,Х-Х'
28. Дифференциация звуков Д – Д’
29. Дифференциация звуков Т – Т’
30. Дифференциация звуков Д-Д', Т-Т'
31. Дифференциация звуков Д-Д\ Т- Т в словосочетаниях, предложениях и тексте
32. Дифференциация звуков З-З'
33. Дифференциация звуков С – С’
34. Дифференциация звуков 3-3', С-С’
35. Дифференциация звуков С-С’, З-З' в словосочетаниях, предложениях и тексте...
36. Звуки С-С’, З-З' в словосочетаниях, предложениях и тексте
37. Звук и буква Ж
38. Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте
39. Звук и буква Ш
40. Дифференциация звуков Ж - Ш
41. Дифференциация букв О - У
42. Дифференциация букв О - У
43. Дифференциация букв Ё-Ю
44. Дифференциация букв Ё - Ю
45. Дифференциация звуков Р-Р',Л-Л'
46. Дифференциация звуков Р - Р', Л - Л'
47. Дифференциация звуков Р-Р', Л-Л’ в словосочетаниях, предложениях и тексте
48. Дифференциация звуков С-Ш
49. Дифференциация звуков С-Ш
50. Дифференциация звуков З - Ж
51. Дифференциация звуков С- Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте
52. Дифференциация звуков Ч- Щ
53. Дифференциация звуков Ч-Т в словах, предложениях и тексте
54. Дифференциация звуков Ч – Ш
В письменных работах учеников младших классов встречаются ошибки на смешение гласных первого и второго рядов: а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и. И гласных, относящихся к одному и тому же ряду.
Причины такого рода ошибок могут быть связаны:
1. с трудностями различения гласных второго ряда с ее составляющей;
2. с нарушениями мягкости согласного;
3. с неумением обозначить на письме мягкость согласных.
Выяснив причину необходимо найти правильные методические приемы по коррекции данных ошибок, а именно:
1. объяснить или уточнить способ образования гласных букв второго ряда;
2. дать или уточнить понятия «твердых» и «мягких» согласных;
3. объяснить или уточнить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных букв второго ряда.
После усвоения учениками данных понятий можно приступать к отработке и закреплению навыков в самостоятельной работе с использованием карточек «Дидактический материал».
В письменных работах учащихся младшего звена могут встречаться ошибки смешения гласных второго ряда ё-ю. В случае обнаружения таких ошибок рекомендуется выяснить, не смешивает ли учение гласные буквы первого ряда о-у между собой. Если смешение букв первого ряда имеется, то следует начинать работу с их дифференциации. Затем учащимся предлагаются карточки для самостоятельной работы по различению гласных второго ряда ё-ю.
Среди возможных причин смешения гласных первого ряда: а-о, о-у могут быть следующие:
1. неумение различать звучание фонем а-о, о-у в ударной и безударной позициях;
2. неправильно выработанный навык соединения букв;
3. недописывание последнего элемента буквы.
Основные коррекционные упражнения сочетаются с заданиями на использование и закрепление грамматических правил.
Работа с карточками предусматривает устное и письменное выполнение заданий.
Дополнительные задания способствуют совершенствованию зрительного внимания и памяти, формированию языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления учащихся.
Вторая часть первый выпуск:
1. Гласные первого и второго ряда
2. Дифференциация гласных А–Я
3. Дифференциация гласных О-Ё
4. Дифференциация гласных У-Ю
5. Дифференциация гласных Э-Е
6. Дифференциация гласных Ы-И
7. Дифференциация гласных Ё-Ю
8. Дифференциация гласных О-У
9. Дифференциация гласных А-О
Вторая часть второй выпуск:
1. Дифференциация З-С
2. Дифференциация Б-П
3. Дифференциация В-Ф
4. Дифференциация Г-К
5. Дифференциация Д-Т
6. Дифференциация Ж-Ш
Вторая часть третий выпуск:
1. Дифференциация С-Ш
2. Дифференциация З-Ж
3. Дифференциация С-Ц
4. Дифференциация Т'-Ч
5. Дифференциация Ш-Ч
6. Дифференциация Ш-Ч
7. Дифференциация С-Щ
8. Дифференциация Л-Р
Спасибо за внимание перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |