Главная страница
qrcode

Методики устранения акустической дисграфии


Скачать 26.61 Kb.
НазваниеМетодики устранения акустической дисграфии
Дата10.04.2020
Размер26.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2.3.docx
ТипДокументы
#68324
Каталог


Методики устранения акустической дисграфии



- свистящие – шипящие (с-ш, з-ж),

- звонкие – глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),

- твердые – мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).


Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.

I. Подготовительный.

II. Основной.

III. Заключительный.

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие слуховых дифференцировок.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1. Закрепление полученных знаний.

2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Период обучения составляет 91-105 часов (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).


1. Развивать фонематическое восприятие;

2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ФФНР и ОНР.


К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.


1. Дифференциация гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. А

Я

2. Дифференциация гласных А-Я

3. Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в предложениях и тексте

4. Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю

5.Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте

6. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё

7. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словосочетаниях и предложениях

8. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте

9. Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы

10. Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте

11. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака

12. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)

13. Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов

14. Мягкий знак в функции смягчения и разделения

15. Дифференциация звуков Б - Б'

16. Дифференциация звуков П - П'

17. Дифференциация звуков Б - Б', П - П'

18. Дифференциация звуков Б-Б',П- П' в словосочетаниях, предложениях и тексте

19. Дифференциация звуков В - В'

20. Дифференциация звуков В-В' в словосочетаниях, предложениях и тексте

21. Дифференциация звуков Ф- Ф’

22. Дифференциация звуков В-В, Ф-Ф'

23. Дифференциация звуков Г – Г’

24. Дифференциация звуков К - К'

25. Дифференциация звуков К-К', Г-Г’

26. Дифференциация звуков Е-К', Г-Г’

27. Дифференциация звуков КК,Х-Х'

28. Дифференциация звуков Д – Д’

29. Дифференциация звуков Т – Т’

30. Дифференциация звуков Д-Д', Т-Т'

31. Дифференциация звуков Д-Д\ Т- Т в словосочетаниях, предложениях и тексте

32. Дифференциация звуков З-З'

33. Дифференциация звуков С – С’

34. Дифференциация звуков 3-3', С-С’

35. Дифференциация звуков С-С’, З-З' в словосочетаниях, предложениях и тексте...

36. Звуки С-С’, З-З' в словосочетаниях, предложениях и тексте

37. Звук и буква Ж

38. Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте

39. Звук и буква Ш

40. Дифференциация звуков Ж - Ш

41. Дифференциация букв О - У

42. Дифференциация букв О - У

43. Дифференциация букв Ё-Ю

44. Дифференциация букв Ё - Ю

45. Дифференциация звуков Р-Р',Л-Л'

46. Дифференциация звуков Р - Р', Л - Л'

47. Дифференциация звуков Р-Р', Л-Л’ в словосочетаниях, предложениях и тексте

48. Дифференциация звуков С-Ш

49. Дифференциация звуков С-Ш

50. Дифференциация звуков З - Ж

51. Дифференциация звуков С- Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

52. Дифференциация звуков Ч- Щ

53. Дифференциация звуков Ч-Т в словах, предложениях и тексте

54. Дифференциация звуков Ч – Ш


В письменных работах учеников младших классов встречаются ошибки на смешение гласных первого и второго рядов: а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и. И гласных, относящихся к одному и тому же ряду.

Причины такого рода ошибок могут быть связаны:

1. с трудностями различения гласных второго ряда с ее составляющей;

2. с нарушениями мягкости согласного;

3. с неумением обозначить на письме мягкость согласных.

Выяснив причину необходимо найти правильные методические приемы по коррекции данных ошибок, а именно:

1. объяснить или уточнить способ образования гласных букв второго ряда;

2. дать или уточнить понятия «твердых» и «мягких» согласных;

3. объяснить или уточнить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных букв второго ряда.

После усвоения учениками данных понятий можно приступать к отработке и закреплению навыков в самостоятельной работе с использованием карточек «Дидактический материал».

В письменных работах учащихся младшего звена могут встречаться ошибки смешения гласных второго ряда ё-ю. В случае обнаружения таких ошибок рекомендуется выяснить, не смешивает ли учение гласные буквы первого ряда о-у между собой. Если смешение букв первого ряда имеется, то следует начинать работу с их дифференциации. Затем учащимся предлагаются карточки для самостоятельной работы по различению гласных второго ряда ё-ю.

Среди возможных причин смешения гласных первого ряда: а-о, о-у могут быть следующие:

1. неумение различать звучание фонем а-о, о-у в ударной и безударной позициях;

2. неправильно выработанный навык соединения букв;

3. недописывание последнего элемента буквы.

Основные коррекционные упражнения сочетаются с заданиями на использование и закрепление грамматических правил.

Работа с карточками предусматривает устное и письменное выполнение заданий.

Дополнительные задания способствуют совершенствованию зрительного внимания и памяти, формированию языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления учащихся.


Вторая часть первый выпуск:

1. Гласные первого и второго ряда

2. Дифференциация гласных А–Я

3. Дифференциация гласных О-Ё

4. Дифференциация гласных У-Ю

5. Дифференциация гласных Э-Е

6. Дифференциация гласных Ы-И

7. Дифференциация гласных Ё-Ю

8. Дифференциация гласных О-У

9. Дифференциация гласных А-О

Вторая часть второй выпуск:

1. Дифференциация З-С

2. Дифференциация Б-П

3. Дифференциация В-Ф

4. Дифференциация Г-К

5. Дифференциация Д-Т

6. Дифференциация Ж-Ш

Вторая часть третий выпуск:

1. Дифференциация С-Ш

2. Дифференциация З-Ж

3. Дифференциация С-Ц

4. Дифференциация Т'-Ч

5. Дифференциация Ш-Ч

6. Дифференциация Ш-Ч

7. Дифференциация С-Щ

8. Дифференциация Л-Р




Спасибо за внимание
перейти в каталог файлов


связь с админом