Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методики устранения акустической дисграфии


Скачать 26.61 Kb.
НазваниеМетодики устранения акустической дисграфии
Дата10.04.2020
Размер26.61 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2.3.docx
ТипДокументы
#68324
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Методики устранения акустической дисграфии



- свистящие – шипящие (с-ш, з-ж),

- звонкие – глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),

- твердые – мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц).

Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («писмо» — «письмо», «мач» — «мяч», «восла» — «весла»).

Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных звуков (о-у, е-ю).


Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.

I. Подготовительный.

II. Основной.

III. Заключительный.

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие слуховых дифференцировок.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа.

1. Развитие слухового и зрительного внимания.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

1. Закрепление полученных знаний.

2. Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

Предлагаемая методика обучения строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Период обучения составляет 91-105 часов (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести нарушения и возраста детей).


1. Развивать фонематическое восприятие;

2. Обучать простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

3. Уточнять произношение звуков с опорой на зрительное и слуховое восприятие, а также на тактильные и кинетические ощущения;

4. Учить выделять определенные звуки на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;

5. Определять положение звука по отношению к другим звукам;

6. Учить сопоставлять звуки в произносительном и слуховом плане.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ФФНР и ОНР.


К концу обучения дети должны знать:

— термины, используемые для обозначения основных понятий (речь, звук, буква, артикуляция и т.д.);

— все буквы и звуки родного языка;

— отличительные признаки гласных и согласных звуков;

— гласные и согласные звуки;

— твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости — мягкости, по звонкости — глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

— узнавать и различать гласные и согласные звуки;

— обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

— использовать гласные буквы И, Я, Е, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

— различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

— производить фонетический разбор слова;

— производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

— записывать слова с гласными буквами И, Я, Е, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

— подбирать слова на заданный звук;

— сравнивать слова со сходными звуками;

строить звуковые схемы слогов и слов;

— составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

— восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

— самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, используя оппозиционные звуки.


1. Дифференциация гласных А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е. А

Я

2. Дифференциация гласных А-Я

3. Твердые и мягкие согласные перед гласными А-Я в предложениях и тексте

4. Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю

5.Твердые и мягкие согласные перед гласными У-Ю в словосочетаниях, предложениях и тексте

6. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё

7. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словосочетаниях и предложениях

8. Твердые и мягкие согласные перед гласными О-Ё в словосочетаниях, предложениях и тексте

9. Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы

10. Твердые и мягкие согласные перед гласными И - Ы в словосочетаниях, предложениях и тексте

11. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака

12. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака (смягчение согласных в середине слова)

13. Разделительный мягкий знак. Звуковой анализ слов

14. Мягкий знак в функции смягчения и разделения

15. Дифференциация звуков Б - Б'

16. Дифференциация звуков П - П'

17. Дифференциация звуков Б - Б', П - П'

18. Дифференциация звуков Б-Б',П- П' в словосочетаниях, предложениях и тексте

19. Дифференциация звуков В - В'

20. Дифференциация звуков В-В' в словосочетаниях, предложениях и тексте

21. Дифференциация звуков Ф- Ф’

22. Дифференциация звуков В-В, Ф-Ф'

23. Дифференциация звуков Г – Г’

24. Дифференциация звуков К - К'

25. Дифференциация звуков К-К', Г-Г’

26. Дифференциация звуков Е-К', Г-Г’

27. Дифференциация звуков КК,Х-Х'

28. Дифференциация звуков Д – Д’

29. Дифференциация звуков Т – Т’

30. Дифференциация звуков Д-Д', Т-Т'

31. Дифференциация звуков Д-Д\ Т- Т в словосочетаниях, предложениях и тексте

32. Дифференциация звуков З-З'

33. Дифференциация звуков С – С’

34. Дифференциация звуков 3-3', С-С’

35. Дифференциация звуков С-С’, З-З' в словосочетаниях, предложениях и тексте...

36. Звуки С-С’, З-З' в словосочетаниях, предложениях и тексте

37. Звук и буква Ж

38. Звук и буква Ж в словосочетаниях, предложениях и тексте

39. Звук и буква Ш

40. Дифференциация звуков Ж - Ш

41. Дифференциация букв О - У

42. Дифференциация букв О - У

43. Дифференциация букв Ё-Ю

44. Дифференциация букв Ё - Ю

45. Дифференциация звуков Р-Р',Л-Л'

46. Дифференциация звуков Р - Р', Л - Л'

47. Дифференциация звуков Р-Р', Л-Л’ в словосочетаниях, предложениях и тексте

48. Дифференциация звуков С-Ш

49. Дифференциация звуков С-Ш

50. Дифференциация звуков З - Ж

51. Дифференциация звуков С- Ц в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

52. Дифференциация звуков Ч- Щ

53. Дифференциация звуков Ч-Т в словах, предложениях и тексте

54. Дифференциация звуков Ч – Ш


В письменных работах учеников младших классов встречаются ошибки на смешение гласных первого и второго рядов: а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и. И гласных, относящихся к одному и тому же ряду.

Причины такого рода ошибок могут быть связаны:

1. с трудностями различения гласных второго ряда с ее составляющей;

2. с нарушениями мягкости согласного;

3. с неумением обозначить на письме мягкость согласных.

Выяснив причину необходимо найти правильные методические приемы по коррекции данных ошибок, а именно:

1. объяснить или уточнить способ образования гласных букв второго ряда;

2. дать или уточнить понятия «твердых» и «мягких» согласных;

3. объяснить или уточнить способ обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных букв второго ряда.

После усвоения учениками данных понятий можно приступать к отработке и закреплению навыков в самостоятельной работе с использованием карточек «Дидактический материал».

В письменных работах учащихся младшего звена могут встречаться ошибки смешения гласных второго ряда ё-ю. В случае обнаружения таких ошибок рекомендуется выяснить, не смешивает ли учение гласные буквы первого ряда о-у между собой. Если смешение букв первого ряда имеется, то следует начинать работу с их дифференциации. Затем учащимся предлагаются карточки для самостоятельной работы по различению гласных второго ряда ё-ю.

Среди возможных причин смешения гласных первого ряда: а-о, о-у могут быть следующие:

1. неумение различать звучание фонем а-о, о-у в ударной и безударной позициях;

2. неправильно выработанный навык соединения букв;

3. недописывание последнего элемента буквы.

Основные коррекционные упражнения сочетаются с заданиями на использование и закрепление грамматических правил.

Работа с карточками предусматривает устное и письменное выполнение заданий.

Дополнительные задания способствуют совершенствованию зрительного внимания и памяти, формированию языкового чутья, ассоциативных связей, орфографической зоркости, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления учащихся.


Вторая часть первый выпуск:

1. Гласные первого и второго ряда

2. Дифференциация гласных А–Я

3. Дифференциация гласных О-Ё

4. Дифференциация гласных У-Ю

5. Дифференциация гласных Э-Е

6. Дифференциация гласных Ы-И

7. Дифференциация гласных Ё-Ю

8. Дифференциация гласных О-У

9. Дифференциация гласных А-О

Вторая часть второй выпуск:

1. Дифференциация З-С

2. Дифференциация Б-П

3. Дифференциация В-Ф

4. Дифференциация Г-К

5. Дифференциация Д-Т

6. Дифференциация Ж-Ш

Вторая часть третий выпуск:

1. Дифференциация С-Ш

2. Дифференциация З-Ж

3. Дифференциация С-Ц

4. Дифференциация Т'-Ч

5. Дифференциация Ш-Ч

6. Дифференциация Ш-Ч

7. Дифференциация С-Щ

8. Дифференциация Л-Р




Спасибо за внимание
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей