Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие «Об оценке знаний, умений навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII ви... Об оценке знаний, умений, навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида


НазваниеОб оценке знаний, умений, навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
АнкорМетодическое пособие «Об оценке знаний, умений навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII ви.
Дата30.05.2017
Размер0.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла
оригинальный pdf просмотр
ТипПояснительная записка
#21609
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Няганская
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Об оценке знаний, умений, навыков учащихся
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы VIII вида
Методическое пособие
Составители: Новохацкая В.И., Шилина А.Б., Зайцева О.Л. Сарычева
С.Т., Миргородская Г.С., Нишанова В.В., Рысинова Н.И., Колодкина
С.Ш., Баловина О.Б., Жукова Л.И., Козырева Н.Б.
Нягань, 2012 г

Пояснительная записка
Материалы методического пособия «Об оценке знаний, умений навыков учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» составлены педагогами
Казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Няганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на основе
Инструктивно-методического письма «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся вспомогательных школ по русскому языку и математике», подготовленного сотрудниками лаборатории обучения и воспитания детей во вспомогательных школах НИИ дефектологии АПН СССР совместно с работниками Учебно – методического кабинета дефектологии Минпроса РСФСР, преподавателями дефектологических факультетов МГПИ им. В,И, Ленина, МГЗПА и
ЛГПИ им. А.И. Герцена, активом учителей г.г. Москвы и Ленинграда в 1983 г.
Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы VIII вида призваны осуществлять обучение и воспитание детей с дефектами умственного развития по специальным программам и учебным планам, коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения, воспитательной работы, специальных знаний по исправлению дефектов общего и речевого развития.
Особенное развитие умственно отсталых учащихся предполагают применение специальных методов обучения, осуществление принципов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с учетом их возможностей и коррекции имеющихся недостатков при фронтальной форме ведения урока.
Знания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ вспомогательной школы.
Применение данного методического пособия должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности.
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаружить проблему в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих проблем, предупреждать успеваемость учащегося. Итоговая оценка знаний, умения и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продолжение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучений отдельных тем программы, а также в конце учебного триместра, года.
Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует делать в классе одну письменную контрольную работу, а в течении неделе не более двух.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (триместровые и
годовые) контрольные работы в первом классе не проводятся. Начиная со второго полугодия, с целью проведения определенных программой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы. Наряду с вновь изученным материалом в такие работы включаются и знания по ранее изученным разделам программ.
Во вспомогательной школе проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, навыков и умений учащихся вспомогательных школ необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся в интеллектуальном развитии, состояние эмоционально – волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально – волевой сферы рекомендуется принимать дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работ и т.п.). В случаи стремления ученика преодолеть отставания, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом.

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ЧТЕНИЮ
I.
Грамматика, правописание и развитие речи
1.1
Оценка устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы по русскому языку. При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умении практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает не точности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает не знание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировки правил, искажает их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устный ответ не ставится.
1.2
Оценка письменных работ учащихся.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданием на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнение письменных работ, большое количество исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). При проведении контрольных диктантов или
списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Основные виды контрольных работ во 2 – 4 классах - списывание и диктанты, в 5 – 9 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение части слова, части речи, членов предложения на основе установления слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть
связанно с грамматико – орфографическим интересам, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений.
Следует избегать включая в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделить орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложенный текст должен быть понятный учащимся вспомогательной школы.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемого правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в 1 классе – 8-10 слов, во 2 классе учебного года – 10 – 12 слов, к концу года – 16 – 18 слов, в 3-м классе – 20-25 слов, 4-м классе – 30-36 слов, 5 кл – 45-50 слов, 6 кл – 65 – 70 слов, 8-9 кл -75-90 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенности усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
1 – 4 классы
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1 – 3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4 – 5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 – 8 ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количество ошибок, чем допустимо при оценке «2».
5 – 9 классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка»4» ставится за работу с 1 -2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3 – 5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 – 8 ошибок.
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
В письменных работах не учитывается 1 – 2 исправления или 1 пунктуальная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуальных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитывается. За одну ошибку в диктанте считается: а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается; б) Две негрубые ошибки. Негрубые считаются следующие ошибки:
- повторение одной и другой же буквы (например, поосуда)
- не дописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи – искажение звука – буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставление
оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное условие грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает условие изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает не достаточного понимание изученного материала, затрудняется в применение своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
1.3
Изложение и сочинения
Изложения и сочинения во вспомогательной школе могут быть только обучающего характера. При проведения изложения учитель должен тщательно обирать материал, учитывая тему рассказа, его объема, трудности в содержании синтаксических инструкций, словаря и орфографии. В 4-5 классах для изложений дают тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6-7 классе, – 45-70 слов; 8-9 классе 70 -100 слов.
Изложения пишутся по готовому плану или составлено коллективно под руководством учителя, в 8-9 классах допускается самостоятельное составлен е планов учащимися.
При оценке изложений или сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений или сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательного изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употребление слов, допускается 1-2 орфографических ошибок.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написано без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построение предложений и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками;
Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (тема не раскрыта), имеет более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, долее 6 орфографических ошибок.
Оценка «1» ставится если участник не справился с написанием изложения или сочинения;
- Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда, в основном, при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

1.4 Основные требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку.
Русский язык 1 класс.
1 уровень (1,2 группа обучения)
Учащиеся должны уметь:

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
2 уровень (3 группа обучения)
Учащиеся данного уровня должны уметь:
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова.
Примечание.
Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур наиболее доступен и учитывает особенности аналитико-синтетической деятельности учащихся С(к)ОУ VIII вида.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов. Предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Учитывая вышеизложенное и применяя индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении учащихся, учитель на своих уроках применяет разнообразный наглядный и дидактический материалы. Учащиеся 1 - го уровня в своей работе опираются на таблицы (образцы начертания отдельных букв, алфавит и др.), которыми оформлен кабинет. Учащиеся 3 уровня, в силу своих психофизических особенностей усваивают программный материал значительно медленнее своих одноклассников, поэтому работа с данными детьми осуществляется при постоянном непрерывном контроле со стороны учителя. Учитель помогает учащимся освоить начертание элементов букв, отдельных букв, сопровождая работу ребенка помощью «рукой учителя», далее, когда письмо букв алфавита, будет освоено всеми учащимися, дети опираются на таблицы-схемы, карты-опоры и другой индивидуальный раздаточный материал.
Русский язык 2 класс.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
1 уровень (1,2 группа обучения)
Учащиеся должны уметь:

-анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

-писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст, после предварительного анализа;

- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей