Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Основы ГМП 09.10. Основы государственной молодёжной политики в российской федерации до 2025 года преамбула


Скачать 90.13 Kb.
НазваниеОсновы государственной молодёжной политики в российской федерации до 2025 года преамбула
АнкорОсновы ГМП 09.10.docx
Дата24.09.2017
Размер90.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсновы ГМП 09.10.docx
ТипДокументы
#18304
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


Проект от 08.10.2014 г.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА
ПРЕАМБУЛА

Глобальные тенденции быстро меняющегося мира убедительно доказывают, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодёжь.

Лучшие представители молодых поколений России создавали в обществе мотивацию к позитивным изменениям. Молодежь поддерживала прогрессивные реформы и претворяла их в жизнь, осваивала просторы новых земель, а затем и космического пространства, изобретала новые технологии, обеспечивавшие рост экономики и улучшение качества жизни, создавала великую культуру, вдохновлявшую на подвиги и свершения, и на протяжении всей российской истории защищала Родину.

Вместе с тем, сама цель обеспечения инновационного, устойчивого развития страны предъявляет особые требования к молодёжи, её мировоззрению, образованию и профессиональной квалификации и трудолюбию, умению работать в высококонкурентной среде, лидерским качествам и предпринимательским способностям молодых людей.

Перед молодым поколением стоит сверхзадача одновременно обладать компетенциями и навыками нескольких поколений, необходимыми для динамичного социально-экономического развития страны, её глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности. При этом важно обеспечить привлекательность российской идентичности, закрепить роль страны как одного из лидеров развития мирового сообщества, обеспечить мировой уровень российской экономической, технологической, интеллектуальной, научной и культурной элиты.

Основные усилия государственной молодёжной политики должны быть направлены на воспитание здорового, ответственного молодого гражданина и профессионала посредством создания необходимых условий для социального развития молодежи, обеспечивающих ее полноценное участие во всех сферах общественной жизни, становления ее как активного субъекта общественных отношений, продолжателя лучших традиций, накопленных предыдущими поколениями, формирования и развития ее инновационного потенциала.
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Основы) – система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодёжной политики Российской Федерации.
2. Настоящие Основы входят в систему документов государственного стратегического планирования и разработаны на основе Конституции РФ, Федеральных законов и Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов РФ с учетом международных обязательств России ратифицированных в установленном порядке.


II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

3. Государственная молодёжная политика реализуется в соответствии со следующими принципами:

а) обеспечения возможности участия молодежи в разработке, принятии и реализации решений, затрагивающих ее интересы, на государственном, муниципальном уровнях, уровне отдельных учреждений и организаций;

б) обеспечения возможности доступа молодёжи к ресурсам, институтам, инфраструктуре, инструментам и механизмам реализации данных решений;

в) стремления к единству интересов государства, российского общества в целом и молодого населения Российской Федерации;

г) понимания необходимости совместного с молодёжью обеспечения уровня развития молодого поколения, более высокого по сравнению с уровнем предыдущего поколения и соответствующего задачам стратегического развития страны;

д) необходимости активной межведомственной и межрегиональной координации и взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления с участием всех заинтересованных государственных и негосударственных структур, отдельных граждан в реализации государственной молодёжной политики.


III. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

4. Основы вводят следующие основные термины и понятия:

  • Государственная молодёжная политика – самостоятельное направление деятельности государства, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия и направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодёжи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, упрочения её лидерских позиций на мировой арене. Государственная молодёжная политика интегрирует, взаимодействует или дополняет образовательную, социальную, культурную и спортивную политику, а также иную деятельность государства по созданию условий для достижения необходимого для устойчивого развития страны уровня развития молодёжи. Государственная молодёжная политика в интересах укрепления международного положения Российской Федерации может осуществляться в отношении молодёжи зарубежных стран – в форме просветительских и иных программ развития сотрудничества и взаимодействия зарубежной молодёжи с российскими организациями и учреждениями.

  • Государственное и муниципальное управление в сфере молодёжной политики – деятельность органов государственной власти, муниципальных органов, служб, специалистов по работе с молодежью, реализующих молодёжную политику, в том числе государственные и муниципальные программы по работе с молодежью.

  • Инфраструктура молодёжной политики – система государственных, муниципальных и общественных учреждений, организаций и профильных площадок, а также иных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих возможности для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодёжи.

  • Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путём выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтёрской) деятельности затрат). Участники добровольческой (волонтерской) деятельности могут создавать свои объединения.

  • Молодая семья – семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в котором возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет).

  • Молодёжная инициатива – предложение, поданное молодёжным общественным объединением, органом молодёжного самоуправления, группой молодых граждан или молодым гражданином в административно установленном порядке в орган государственной власти, государственное учреждение или в организацию, учреждение любой формы собственности, направленное на развитие молодёжи и реализуемое с участием молодых граждан.

  • Молодёжное предпринимательство – предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающая следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников и возраст руководителя – до 30 лет; либо в уставном (складочном) капитале доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.

  • Молодёжное самоуправление – консультативно-совещательные объединения молодежи при государственных или муниципальных органах власти, в учреждениях и организациях любой формы собственности.

  • Молодёжный проект – проект, имеющий обоснованные цели, задачи, ожидаемые результаты и запрашиваемое из государственных или иных источников финансирование, заявляемый или реализуемый молодёжным общественным объединением, органом молодёжного самоуправления, группой молодых граждан или отдельными молодыми гражданами, соответствующий с основным приоритетам и задачам государственной молодёжной политики.

  • Молодёжь - социально-демографическая группа, характеризующаяся обусловленными возрастом особенностями роли в воспроизводстве социальной структуры общества, специфическими интересами и ценностями. Молодёжь включает молодых граждан – физических лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определённых нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ – до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане РФ и соотечественники).

  • Молодой рабочий – гражданин Российской Федерации в возрасте до 30, выполняющий работы, подпадающие под действие тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

  • Молодой специалист – гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией.

  • Молодой учёный – работник образовательной или научной организации, имеющий учёную степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или учёную степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников, возрастная граница может достигать 45 лет) или являющийся аспирантом, исследователем, или преподавателем высшей школы без учёной степени, в возрасте до 30 лет.

  • Молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации - молодые граждан, находящиеся в условиях необходимости адресной государственной помощи и/или общественной опеки, то есть в условиях ограниченных возможностей реализации своих прав человека и гражданина, социальных, экономических, политических и иных прав и исполнения гражданских обязанностей, определенных Конституцией и законодательством Российской Федерации, оказавшиеся в данных условиях по своей вине или по независящим от них причинам.

  • Работа с молодёжью – профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодёжной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными и общественными структурами, молодёжными и детскими общественными объединениями, с работодателями. Работа с молодёжью представляет собой воспитательную, административную, организационную, просветительскую, информационную, спортивную и иную деятельность. Работа с молодёжью в образовательных учреждениях интегрирована с образовательной деятельностью, реализуемую непосредственно в рамках образовательных программ всех видов, или дополняет её (как внеучебная работа).

  • Специалист по работе с молодежью – работник федерального, регионального, муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, организации любой формы собственности, реализующий функции государственной молодежной политики и работы с молодежью, обладающий профессиональным образованием.

  • Талантливые молодые граждане – молодые граждане, имеющие достижения в различных сферах реализации способности к труду и к творчеству, либо продемонстрировавшие потенциальную способность иметь такие достижения.

  • Уровень развития молодёжи – научно обоснованная характеристика развития человеческого потенциала молодого поколения и уровня его социального развития, определяемая совокупностью количественных и качественных показателей или интегральным показателем. Уровень развития молодёжи характеризует общественную, творческую, профессиональную и инновационную активность молодёжи, её здоровье, досуг, демографические, экономические параметры, уровень правонарушений, а также уровень её патриотического воспитания и другие стороны социального развития как процесса позитивных изменений в социальном положении и мотивации поведения молодёжи, т.е., в потребностях, интересах, ценностях, мотивах и установках в различных сферах жизнедеятельности общества.


IV. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5. Наиболее серьёзным вызовом для развития молодёжи в предстоящий период будет являться ценностный вызов, угрожающий выведением значительной и наиболее активной части российской молодёжи из сферы реализации своих навыков и умений на благо Родины. Необходимо обеспечить высокий уровень уважения российской молодёжи к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России, научить молодёжь ответственности за свою страну и её будущее.

6. Связанный с ценностным информационный вызов характеризуется возрастающим влиянием информационных потоков на общественно-политические и социально-экономические условия развития современного государства, общества и отдельных граждан. Особенно чувствительно данный вызов ощущается в среде молодых граждан государства, которые являются наиболее активными пользователями информации и информационных технологий. Однако, подпадающая под информационное давление молодежь, не обладающая устойчивым иммунитетом к деструктивному влиянию и достаточными знаниями, чтобы ему противостоять, способна дестабилизировать внутриполитическую обстановку в государстве.

7. Еще одним важным вызовом, который окажет системное влияние на все без исключения ключевые сферы, такие как экономика, национальная безопасность и положение страны на международной арене, социальная сфера, финансовая система, технологическое развитие и инновации, в ближайшие 10 – 15 лет, будет снижение абсолютной численности молодёжи и её удельного веса в населении Российской Федерации. Данный вызов влечет за собой следующие факторы возможных угроз:

  • демографический фактор – сокращение численности потенциальных молодых матерей (20 – 30 лет) и молодых семей; угроза убыли населения;

  • социальный фактор – малочисленность молодёжи по сравнению со старшими поколениями порождает серьёзнейшую проблему обеспечения пенсионной системы и роста пенсионной нагрузки;

  • экономический фактор – сокращение числа молодых работников (особенно высокой квалификации) несет в себе угрозу экономической стагнации и ослабления позиций России в мировой экономике;

  • кадровый фактор – критическая нехватка молодой рабочей силы в ряде стратегически значимых отраслей (в том числе производство, различные отрасли бюджетной сферы), препятствующая их полноценному функционированию;

  • региональный фактор – предстоящее сокращение численности молодого населения в сочетании с высоким миграционным оттоком может привести к критическому ухудшению социально-экономической ситуации в ряде регионов (в первую очередь, территории Дальнего Востока), а также в сельской местности;

  • фактор национальной безопасности – заключается в сокращении численности мужчин призывного возраста. В сочетании с региональным вызовом это означает ослабление возможности противостоять неконтролируемым потокам международной миграции, усиление геополитических угроз.

8. Особое значение приобретает этнополитический фактор, так как Россия является уникальной по национальному составу страной:на территории России проживает более 180 народов; необходима системная связь молодёжной политики с мерами по предупреждению и нейтрализации межэтнических и межконфессиональных конфликтов;

9. Тем не менее, нынешние вызовы развитию страны, связанные с молодым поколением, предоставляют шансы и возможности для перенастройки государственной молодёжной политики в целях решительного повышения эффективности не только системы работы с молодёжью, но и в недалеком будущем – всех сфер жизни России, ее экономики, образования, науки, культуры, спорта, социальной сферы.
V. ЦЕЛЬ, ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10. Основная цель государственной молодёжной политики – создание условий для развития молодёжи как активного и полноправного субъекта воспроизводства и модернизации общества, обладающего устойчивой системой ценностей гражданственности и патриотизма, владеющей качественными компетенциями и навыками, способствующими её профессиональной и творческой самореализации; создание условий для обеспечения максимизации (т.е. достижения максимально возможного в имеющихся условиях) уровня развития российской молодёжи.

11. Приоритетными направлениями государственной молодёжной политики в Российской Федерации, являются:

Приоритет 1. Создание условий для формирования у молодых людей системы ценностей и мировоззрения патриота и гражданина России.

Реализация данного приоритета включает: обеспечение гуманистического характера воспитания, защиту прав молодёжи; установление гармонии в отношениях между человеком и государством, человеком и обществом, человеком и природой; воспитание у молодёжи уважения к своему государству, родителям, семье и другим членам общества, к принципам межнационального согласия; воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов; подготовку молодых людей к сознательной жизни в обществе на основе принципов взаимопонимания, взаимопомощи, миролюбия, терпимости; развитие в молодёжной среде культуры межэтнических отношений.

Приоритет 2. Создание условий для реализации молодёжи в социально-экономической сфере.

Реализация данного приоритета состоит в создании условий по реализации молодёжи в профессионально-трудовой сфере, в том числе, в сферах высоких технологий, науке, образовании, культуре, медицине, в предпринимательстве.

Приоритет 3. Создание условий для развития культуры здорового образа жизни в молодёжной среде, совершенствование охраны здоровья, снижение смертности молодёжи, повышение культуры безопасности.

Реализация данного приоритета включает: формирование у молодых людей ответственного отношения к своему здоровью, создание условий по неприятию моделей поведения с высокой степенью рисков по отношению к личной и общественной безопасности и здоровью, реализацию мер по снижению смертности и заболеваемости среди молодёжи, развитие массового молодёжного спорта и популяризации физической культуры, культуры отказа от курения, наркотиков, злоупотребления алкоголем, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекцию и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска заболеваний, повышение уровня культуры безопасности на индивидуальном, общественном и государственном уровнях.

Приоритет 4. Создание благоприятных условий для молодых семей.

Реализация данного приоритета включает: всестороннюю поддержку молодых семей, и прежде всего молодых семей, имеющих двух и более детей, создание условий для повышения рождаемости; воспитание семейной культуры, формирование образа успешной молодой семьи; развитие взаимодействия государства и предприятий разных форм собственности с целью формирования социальной инфраструктуры для детей младшего возраста.

Приоритет 5. Активизация участия молодёжи в развитии образования.

Реализация данного приоритета включает: создание условий для широкого вовлечения молодежи в образовательный процесс, развитие инновационных образовательных и воспитательных технологий, в том числе, деятельностных подходов в образовании, создание условий для самообразования молодежи, развитие системы сертификации знаний и компетенций, поддержка академической мобильности молодежи, обеспечение доступности качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека, содействие формированию новых поколений российской научной и культурной элиты мирового уровня; развитие молодёжного самоуправления в образовательных учреждениях и поддержка молодёжных проектов учащейся молодёжи и молодых работников науки и образования.

Приоритет 6. Формирование информационного поля возможностей для развития молодежи.

Реализация данного приоритета включает: формирование эффективных механизмов информирования молодежи о целях, задачах, приоритетных направлениях, мероприятиях реализации государственной молодежной политики; создание системы «обратной связи» между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью; формирование качественных компетенций конструктивного восприятия и воспроизведения информации; использование информационных технологий для формирования необходимых компетенций в профессиональной и общественной сфере.

12. Для достижения цели государственной молодежной политики, в рамках приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики, необходимо решить следующие задачи:

1. Задачи по созданию условий для формирования у молодёжи системы ценностей и мировоззрения патриота и гражданина России:

а) воспитание ответственности и гражданственности, как важной основы самоидентификации россиян; повышение правовой грамотности и ответственности,

б) разработка и внедрение интерактивных просветительских программ, проведение мероприятий, посвященных пропаганде исторических и современных достижений России, героям и значимым событиям в новейшей истории страны для формирования и распространения позитивного восприятия современного образа страны;

в) разработка и реализация программ, направленных на привлечение молодых граждан РФ, проживающих за рубежом, и молодых соотечественников, а также талантливых и перспективных представителей зарубежной молодёжи к сотрудничеству и взаимодействию в реализации российских экономических, научно-образовательных, культурных и иных проектов;

г) вовлечение молодёжи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, в том числе поддержка участия молодых художников, композиторов, писателей, режиссеров, молодых исполнителей в международных конкурсах и фестивалях, а также поддержка талантливых молодых граждан, занимающихся современными видами творчества, в т.ч. не имеющих специального образования;

д) популяризация русского языка, популяризация культурных, национальных особенностей России, единых в своем многообразии, вовлечение молодёжи в укрепление исторически целостного пространства страны;

е) создание системы мотиваций и условий включения молодёжи в программы по подготовки к службе в Вооружённых Силах;

ж) вовлечение молодежи в систему патриотического воспитания, деятельность поисковых отрядов, археологических, военно-исторических краеведческих, патриотических объединений, казачьей молодежи, молодёжных и студенческих трудовых отрядов;

з) реализация проектов и программ по популяризации труда, людей, добивающихся успехов в трудовой профессиональной деятельности;

и) поддержка молодёжных программ, проектов и инициатив, направленных на укрепление общественных ценностей в молодёжной среде) поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества; реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодёжной среде, программ по профилактике экстремизма и ксенофобии;

к) реализация программ по сохранению традиционной культуры народов страны (фольклора, этнографии, истории) и традиционных ремёсел в целях развития связей между поколениями;

л) развитие системы внутреннего туризма, повышения доступности молодёжного туризма и развития его инфраструктуры, межрегиональных молодёжных обменов, поддержки участия молодёжи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников, в целях стимулирования интереса молодёжи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды;

м) развитие механизмов по обеспечению доступности для молодёжи культурных ценностей, объектов культурного наследия, в том числе, путём формирования и развития единой системы льготного посещения молодёжью театрально-концертных организаций, музеев, выставок, организаций и учреждений культуры и искусства.

2. Задачи по созданию условий для реализации молодёжи в социально-экономической сфере:

а) содействие обеспечению высокопроизводительной занятости молодёжи, участвующей в рынке труда, путём массового создания новых высокопроизводительных и модернизации существующих рабочих мест, в том числе, на предприятиях, осуществляющих программы импортзамещения;

б) создание условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, формирования и деятельности общественных объединений, направленных на развитие молодежного предпринимательства;

в) развитие трудовой и проектной активности молодёжи путём совмещения учебной и трудовой деятельности при помощи практик дуального образования и труда, в том числе путём развития профильных студенческих (молодёжно-студенческих) отрядов; целенаправленная и системная поддержка инициатив и проектов, направленных на развитие сельской молодёжи, молодёжи малых городов;

г) создание условий для развития профориентационной работы среди детей и молодежи: создание системы по формированию у молодежи компетенции профессионального самоопределения, планирования и построения собственной эффективной траектории профессионального развития;

д) развитие всех моделей молодёжного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах, а также по месту жительства;

е) создание условий для международной деятельности в сфере государственной молодежной политики: поддержка создания международных молодёжных организаций, участия российской молодёжи и молодёжных объединений в международных структурах, в работе международных форумов, конференций, фестивалей, содействие в реализации программ двухсторонних молодёжных обменов, развитие связей с молодёжными организациями соотечественников за рубежом;

ж) содействие социализации, гражданской активности, реализации творческого потенциала, трудоустройству и предпринимательской активности молодых людей с ограниченными возможностями;

з) обеспечение условий для развития молодёжной добровольческой (волонтёрской) деятельности, направленной на реализацию приоритетных направлений государственной молодёжной политики;

и) создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала, самореализации молодёжи, её мотивации молодёжи к инновационной деятельности, изобретательству и техническому творчеству, деятельности, направленной на повышения спроса на российские инновации внутри страны и за рубежом;

к) формирование системы поддержки талантливой молодёжи, обеспечивающей её эффективную интеграцию в российскую науку, экономику и управление, вовлечение молодых учёных в решение актуальных задач социально-экономического развития страны, содействие деятельности советов молодых учёных, молодёжных секций научных обществ, их участию в международных проектах; привлечение перспективной зарубежной молодёжи к реализации российских социально-экономических проектов;

л) развитие моделей адресной помощи молодым людям, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; развитие практик выявления молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, суицидоопасном состоянии, и оказания им всесторонней помощи; развитие эффективных программ помощи представителям молодёжи в трудной жизненной ситуации; эффективных программ ресоциализации бывших молодых заключенных, способствующих снижению рецидивизма.

3. Задачи по созданию условий для развития культуры здорового образа жизни в молодёжной среде, совершенствованию охраны здоровья, снижению смертности молодёжи, повышение культуры безопасности:

а) вовлечение молодёжи в занятия физкультурой и спортом; обеспечение условий для развития молодёжных спортивных объединений, реализации молодёжных проектов в области спортивной деятельности; поддержка молодёжных и иных проектов, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, пропагандой ответственного отношения к собственному здоровью; просветительской работой, направленной на повышение уровня информированности молодых граждан о социально значимых и других заболеваниях; направленных на повышение культуры безопасности, создание положительного образа молодого человека, ведущего здоровый образ жизни;

б) разработка и реализация просветительских проектов и программ, в том числе размещение социальной рекламы, подготовка и издание научно-популярной литературы, медиапроектов, направленных на распространение через средства массовой информации и учреждения и организации всех форм собственности информации о негативных последствиях курения, употребления психотропных и наркотических средств;

в) создание с помощью государственного регулирования экономики условий по снижению уровня доступности для молодежи табачной и алкогольной продукции, психотропных и других негативно действующих на здоровье веществ; развитие программ по формированию устойчивой культуры неприятия употребления наркотиков, алкоголя, курительных смесей, психотропных веществ в молодёжной среде и противодействию иным негативным зависимостям;

г) создание посредством государственного регулирования условий для формирования культуры безопасности в молодёжной среде; снижения смертности молодых людей в ДТП, содействие разработке и принятию мер информационного характера, проведению мероприятий и акций по пропаганде необходимости соблюдения правил дорожного движения, ответственности за их нарушения, принятия различных мер предосторожности в дорожном движении, как в роли пешехода, так и водителя или пассажира транспортного средства;

д) развитие инфраструктуры отдыха и оздоровления детей и молодёжи, основывающейся на системе учреждений всех форм собственности в сферах спортивно-оздоровительной и образовательной деятельности;

е) содействие реализации молодежных общественных проектов и программ по привлечению молодёжи в добровольные студенческие аварийно-спасательные формирования (студенческие спасательные отряды), добровольные пожарные формирования, популяризация теоретических знаний и практических навыков по безопасности жизнедеятельности среди молодёжи и оказанию первой доврачебной помощи;

з) повышение культуры питания детей и молодёжи, развитие программ просветительской работы, направленных на увеличение доли в рационе питания российской молодёжи экологически чистых продуктов.
4. Задачи по созданию благоприятных условий для молодых семей:

а) формирование через инструменты и механизмы просветительской деятельности позитивного отношения в молодёжной среде к семье и браку, воспитание культуры семейной жизни, формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей;

б) создание условий для стимулирования рождения вторых и последующих детей, развития семейных форм воспитания;

в) развитие системы услуг по присмотру и уходу за детьми, в том числе за детьми до 3 лет; обеспечение доступности вариативных форм присмотра и ухода, учитывающих различные потребности молодых семей – ясли, надомные и корпоративные детские сады, группы кратковременного пребывания, группы круглосуточного пребывания;

г) выработка механизма информирования по вопросам поддержки семьи и брака, развитие системы психологической, медицинской, образовательной, юридической помощи молодым семьям, создание, поддержка и развитие на муниципальном уровне соответствующей сети учреждений;

д) развитие разнообразных практик и совершенствование системы поддержки молодёжи в решении жилищных проблем, обеспечивающей возможность изменения размеров занимаемого жилья при рождении детей;

е) поддержка возможностей аренды жилья, развитие системы стимулирующих льгот и субсидий для молодых семей при получении ипотечных кредитов, развитие системы социального найма жилья для молодых семей – льготной аренды квартир, в том числе в доходных домах для молодёжи, социальные выплаты на приобретение или строительство жилья, выделение земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях;

ж) совершенствование системы обеспечения студентов общежитиями, предусматривающее расширение возможностей проживания для студенческих семей.
5. Задачи по активизации участия молодёжи в развитии образования:

а) разработка и реализация системы поддержки молодых учёных; включающая меры содействия их участия в научных обменах, научных семинарах, конференциях, симпозиумах, в России и за рубежом; содействие публикации в ведущих рецензируемых международных и российских научных журналах работ молодых ученых; создание условий для развития деятельности советов молодых учёных, студенческих научных обществ, клубов молодых исследователей; в целях обеспечения эффективной интеграции молодёжи в российскую науку, экономику и управление, вовлечения молодых учёных и студентов в решение актуальных задач социально-экономического развития страны, развитие всех форм образования;

б) создание механизмов государственного регулирования по выравниванию образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания;

в) создание механизмов содействия развитию дополнительного образования, воспитательной и просветительской деятельности путем поддержки создания и внедрения инновационных технологий работы с молодёжью, развития учреждений инфраструктуры молодёжной политики по месту жительства;

г) создание условий для формирования и развития системы поощрения и мотивации для талантливой молодёжи; создание условий и систем мотивации, способствующих самообразованию молодёжи; организация доступа к образовательным и просветительским курсам и мероприятиям в режиме удалённого доступа; поддержка и развитие дистанционного образования; внедрение современных технологий обучения; создание условий для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями;

д) создание условий и систем мотивации для вовлечения молодёжи в систему непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, позволяющих молодым специалистам гибко реагировать на изменение потребностей национального и глобального рынка труда;

е) развитие системы сертификации знаний и компетенций, в том числе полученных путём самообразования;

ж) поддержка академической мобильности молодёжи при получении ею высшего образования в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре;

з) развитие внеучебной, воспитательной работы и института наставничества в образовательных учреждениях, на предприятиях, в органах государственной власти, других организациях;

и) содействие модернизации содержания и повышение качества программ начального и среднего профессионального образования при активном участии ведущих компаний различных отраслей, содействие развитию прикладного бакалавриата;

к) привлечение к мониторингу контроля качества образования органов молодёжного самоуправления, молодёжных общественных объединений и молодежи;

л) развитие молодёжного самоуправления в образовательных учреждениях, создание условий для развития инструментов и механизмов вовлечения учащейся молодёжи в научно-техническую, изобретательскую, инновационную, просветительскую, культурную, спортивную и иную социально значимую деятельность; поддержка студенческих отрядов и их воспитательной функции.
6. Задачи по формированию информационного поля возможностей для реализации человеческого потенциала молодежи:

а) создание и поддержка проектов, в том числе реализуемых в средствах массовой информации, по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его истории успеха, профессиональных и творческих достижений, связанных с условиями, созданными в Российской Федерации;

б) создание условий по повышению информационной культуры безопасности в среде молодежи, направленных на противодействие экстремизму, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам;

в) создание и стимулирование условий для появления и развития информационных ресурсов, направленных на популяризацию русского языка, русской культуры, истории, науки, технологий внутри страны и за рубежом;

г) формирование эффективных механизмов информирования молодёжи о целях, направлениях, мероприятиях молодёжной политики; создание системы «обратной связи» для учёта мнения молодых граждан при выработке и реализации государственной молодёжной политики, государственных решений в других сферах;

д) формирование и совершенствование мер стимулирования средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации;

е) расширение практики научных исследований и мониторингов положения молодёжи в Российской Федерации, подготовка и регулярное проведение общероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации;

ж) организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов реализации молодёжной политики;

з) популяризация с использованием просветительских инструментов и социальной рекламы таких общественных ценностей, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение Отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;

и) создание в регионах России систем информирования молодёжи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации и программах поддержки открытия собственного бизнеса.
VI. ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ

13. Приоритетными инструментами реализации настоящих Основ являются:

1. Инструменты в области государственного и муниципального управления, межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации:

а) основным инструментом реализации настоящих Основ на федеральном уровне является государственная программа (федеральная целевая программа) по реализации государственной молодежной политики, разрабатываемая на каждые 5 лет и корректируемая ежегодно;

б) развитие системы органов государственной и муниципальной власти, ответственных за реализацию государственной молодежной политики, состоящей из федерального, регионального и местного уровней управления;

в) создание системы механизмов межведомственного взаимодействия по реализации государственной молодежной политики;

г) создание системы частно-государственного и общественно-государственного партнерства, с целью вовлечения в реализацию в государственной молодежной политики бизнес-сообщества, общественных объединений и отдельных граждан, в том числе посредством создания и поддержки молодежных общественно-государственных частно-государственных проектов;

д) формирование нормативно-правовой базы, ориентированной на законодательное закрепление основных целей, направлений и механизмов реализации государственной молодёжной политики;

е) формирование системы общественного контроля деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной молодёжной политики Российской Федерации;

з) формирование и оптимизация системы показателей эффективности реализации государственной молодежной политики; развитие системы мониторинга и оценки качества реализации государственной молодежной политики на всех уровнях управления;

и) реализация задач по минимизации диспропорций в обеспеченности молодежи различных регионов России, а также городской и сельской молодежи возможностями самореализации; содействие рациональной и стратегически обусловленной миграции молодёжи; стимулирование трудовой и образовательной мобильности молодёжи.

2. Инструменты в области кадрового обеспечения реализации молодёжной политики:

а) формирование и развитие государственного заказа по реализации программ подготовки и повышения квалификации работников сферы государственной молодёжной политики;

б) модернизация и развитие направления подготовки «организация работы с молодёжью»;

в) создание и развитие профессиональной ассоциации специалистов по работе с молодежью.

3. Инструменты в области инфраструктурного обеспечения сферы государственной молодежной политики:

а) развитие системы государственных и муниципальных услуг в сфере реализации государственной молодежной политики;

б) развитие системы государственных, муниципальных учреждений, учреждений иных форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной молодёжной политики и мероприятий по работе с молодежью;

в) создание условий, стимулирующих бизнес-сообщество, общественные объединения и некоммерческие организации на создание объектов инфраструктуры для молодежи.

4. Инструменты в области информационно-аналитического обеспечения молодёжной политики:

а) формирование и развитие сети государственных и муниципальных информационно-аналитических систем, обеспечивающих повышение качества и эффективности реализации государственной молодёжной политики, в том числе, баз данных, социально-экспертных сетей и систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также реализацию «обратной связи» молодых граждан с органами государственной власти и управления;

б) своевременное и оперативное информирование общества о деятельности государственных и муниципальных органов молодёжной политики;

в) развитие системы научно-методического обеспечения сферы государственной молодежной политики; научное обеспечение формирования системы статистических, социологических и иных показателей состояния и развития молодёжи, а также реализации молодёжной политики; налаживание систематического сбора статистических и социологических данных по указанным показателям; организация научных исследований по изучению молодежи и вопросов её развития;

в) развитие практики ежегодных докладов о положении молодёжи и результатах реализации молодёжной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

VII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ

Основными механизмами реализации Основ являются:

14. Разработка нормативно-правовых актов, государственных проектов и программ федерального уровня, в том числе носящих межведомственный характер, направленных на реализацию приоритетных направлений молодёжной политики, перечисленных в настоящих Основах; при разработке проектов должен учитываться наиболее эффективный российский и международный опыт в развитии человеческого потенциала молодёжи – в особенности опыт стран, обладающих сходными с Российской Федерацией характеристиками, такими как федеративное устройство, многонациональное население, обширная территория;

15. Реализация настоящих Основ осуществляется Правительством Российской Федерации во взаимодействии с региональными государственными органами исполнительной власти. Финансовое обеспечение реализации настоящих Основ осуществляется за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также за счет привлечения внебюджетных источников.

16. Правительство Российской Федерации утверждает «дорожную карту» реализации настоящих Основ, государственную программу (федеральную целевую программу) реализации государственной молодёжной политики и осуществляет контроль за ходом реализации настоящих Основ и государственной программы по реализации молодежной политики.

17. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной молодежной политики, разрабатывает государственную программу по реализации молодежной политики (федеральную целевую программу) и представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о положении молодежи. Правительство Российской Федерации утверждает доклад и направляет его в Федеральное Собрание Российской Федерации.

18. Субъектам Российской Федерации целесообразно готовить ежегодный доклад о реализации государственной молодежной политики в регионе и представлять его в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

19. Федеральным органам исполнительной власти, субъектам Российской Федерации и подведомственным им государственным учреждениям, организациям и предприятиям целесообразно разрабатывать и реализовывать собственные стратегии и программы реализации молодёжной политики.

20. Корректировка целей, задач и приоритетов настоящих Основ осуществляется по результатам анализа её реализации и мониторинга состояния молодёжи в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
VIII. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

21. Основной характеристикой успешной реализации молодежной политики в стране будет являться соотношение позитивных изменений в показателях уровня развития молодежи к интенсивности реализации государственной молодежной политики. Данная характеристика является соотношением:

а) позитивных изменений в уровне развития молодёжи в целом или отдельных его показателей, характеризующих такие сферы, как общественная, творческая, профессиональная, предпринимательская и инновационная активность молодёжи, её здоровье, демографические, экономические параметры, уровни правонарушений, досуга, а также уровни патриотического воспитания, протестных настроений молодёжи и другие стороны ее социального развития;

б) показателей интенсивности реализации государственной молодёжной политики, характеризующие уровни кадровых, трудовых, финансовых, организационных затрат государственных органов, учреждений, организаций и предприятий по созданию условий для развития молодёжи.

22. В результате эффективной реализации Основ к 2025 году произойдет формирование общественно-государственной системы, обеспечивающей развитие и распространение в качестве преобладающих жизненных установок молодёжи страны, опирающихся на такие приоритеты, как патриотизм, ответственность, самоотдача, здоровье, труд, образованность, благополучие, семья.

В результате реализации целей и задач Основ, эффективного использования инструментов и механизмов государственной молодёжной политики будут достигнуты следующие позитивные изменения в уровне развития молодёжи:

произойдет значительное снижение уровня смертности молодых людей (не менее чем в 2 раза);

снизится заболеваемость молодёжи наркоманией, распространенность курения;

вырастет число молодых людей, способных проводить мероприятия по самоспасению и оказанию первой помощи, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;

произойдет увеличение уровня рождаемости детей у молодых женщин на 10–15%;

производительность труда молодых работников возрастет вдвое;

снизится в 1,5 раза уровень безработицы среди молодёжи;

вырастет доля россиян среди победителей и призеров международных интеллектуальных, спортивных, творческих и профессиональных соревнований молодёжи;

произойдет увеличение доли работающих в российских учреждениях, организациях, компаниях и на предприятиях молодых россиян и иностранных граждан, победителей и призеров российских и международных соревнований;

вырастет средняя заработная плата молодых учителей, врачей и учёных относительно средней по субъекту Российской Федерации;

уменьшится дисбаланс между уровнями развития молодёжи в различных регионах России, а также между уровнями развития молодёжи, проживающей в городской и сельской местности;

не менее чем в 2 раза вырастет доля работающих и проходящих обучение в учреждениях профессионального образования молодых людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста;

не менее чем в 2 раза снизится доля осужденных молодых людей, в том числе за особо тяжкие преступления, на почве экстремизма, межнациональных и межконфессиональных отношений в молодёжной среде;

в 2 раза вырастет доля молодых людей – членов и участников общественных объединений;

в 2 раза увеличится доля молодых людей, регулярно занимающихся спортом и физической культурой;

уменьшится доля граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, включая уклоняющихся от получения повесток;

вырастет доля молодых граждан, гордящихся своей страной;

не менее чем в 2 раза снизится доля молодёжи, желающих эмигрировать;

в 2 раза вырастет доля молодёжи с высоким уровнем знания истории и настоящего России и своего региона;

значительно возрастет уровень информированности молодёжи о мероприятиях в сфере государственной молодёжной политики федерального, регионального и местного уровней.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей