Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

От звука к букве Основные задачи и направления работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с онр


НазваниеОт звука к букве Основные задачи и направления работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с онр
АнкорAlexandrova T V Zhivye zvuki ili Fonetika dlya.doc
Дата01.12.2017
Размер336 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAlexandrova_T_V_Zhivye_zvuki_ili_Fonetika_dlya.doc
ТипПрактическая работа
#32499
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

От звука к букве

Основные задачи и направления работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с ОНР


Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому в подготовительной группе речевого детского сада очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с детьми, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — буквы.

Наиболее эффективная форма проведения этой работы — фронтальные логопедические занятия (логопед может проводить их как с подгруппой детей, так и с целой группой), т. к. на них дошкольники не просто знакомятся с новым материалом, но и получают навык работы в коллективе: учатся слушать объяснения педагога, исправлять я дополнять ответы других детей, вместе искать ответы на трудные вопросы, делать «открытия». Сформированность таких умений крайне необходима для успешного обучения в школе.

О методе коррекции путем рациональной организации детского коллектива говорил еще В. П. Кащенко (СНОСКА: Всеволод Петрович Кащенко (1870—1943) — известный отечественный ученый-дефектелог, педагог, общественный деятель, один из организаторов научно-исследовательской работы в области дефектологии в СССР). В работе «Педагогическая коррекция» он писал: «...Результатом воздействия коллектива на ребенка является повышение у него общей активности и формирование навыков организованной работы. Колоссально влияние коллектива на слабохарактерных и безвольных детей, которые благодаря ему изо дня в день приобретают активность, решительность, настойчивость, твердость, стремление доводить до конца начатое дело, умение систематически работать и тем самым увеличивать свою продукцию, и умственную, и физическую».

Практическая работа в подготовительных группах показывает, что с первых занятий дети начинают ощущать себя учениками, и это в значительной степени изменяет их поведение. Они становятся более подтянутыми, сосредоточенными, внимательными, ответственными.

Предлагаемая система работы позволяет наиболее полно решать такие основные задачи обучения, как:

o   формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звуко-произношения, воспроизведения слоговой структуры,

o   развитие фонематического восприятия);

o   овладение элементами грамоты;

o   взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

Вся работа по ознакомлению со звуками и буквами проводится с учетом:

o   дифференцированного подхода к детям, имеющим ОНР

o   различного происхождения;

o   единства формирования речевых процессов, мышления

o   и познавательной активности;

o   одновременного коррекционно-воспитательного воздействия на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу.

В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: во-первых, коррекция произношения, т. е. постановка и уточнение артикуляции звуков (постановка звуков проходит в индивидуальной работе, на фронтальных занятиях уточняется артикуляция); во-вторых — последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

Развитие фонематического строя языка предполагает формирование фонематического восприятия (специальных умственных действий по дифференциации фонем), фонематических представлений (умения выделять звук на первом месте в слове), фонематического анализа и синтеза. Таким образом, на логопедических занятиях в работе над звуком необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие данного звука в единстве с навыками фонематического анализа и синтеза. Начинается эта работа с изучения гласных звуков и букв: [А], [У], [И], [О], [Э], [Ы]. Порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи и частотностью. Как правило, первыми в онтогенезе появляются звуки [М], [П].

Структура занятий


Занятия по знакомству со звуком и буквой и по дифференциации звуков состоят из нескольких частей и проводятся по строго определенной схеме:

1.        организационный момент;

2.        знакомство и работа со звуком;

3.        знакомство и работа с буквой;

4.        работа по формированию лексико-грамматического строя речи (на базе речевого материала данного занятия);

5.        подведение итогов занятия.

Последовательность работы над каждым звуком такова:

1.        знакомство со звуком — выделение его на слух;

2.        уточнение артикуляции звука;

3.        определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий);

4.        выделение на слуховом уровне звука из ряда других

5.        звуков,слогов, слов;

6.        определение места звука в слове (с опорой на картинки);

7.        определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

8.        составление слогов, слов из заданных звуков;

9.        подбор слов с определенным звуком.

Знакомство детей с буквой проходит в следующей последовательности:

1.        знакомство с буквой: рассматривание, сравнение с предметами окружающей действительности (на что похожа), выделение ее элементов, прослушивание стихотворения о букве;

2.        «печатание» буквы в воздухе, далее — в тетрадях по образцу;

3.        чтение слогов с изучаемой буквой по таблицам.

4.        В заключительной части занятия проводятся игры на развитие лексико-грамматического строя речи, внимания, памяти с использованием речевого и наглядного материала занятия.

Структура занятий по дифференциации звуков такова:

1.        организационный момент;

2.        уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий;

3.        дифференциация звуков:

o   на слуховом уровне — выделение из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий),

o   определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки;

4.        работа в тетрадях:

o   запись слогов, слов на изучаемые звуки,

o   составление звуковых схем слогов, слов;

5.        составление слогов, слов из заданных звуков и букв;

6.        работа по коррекции лексико-грамматического строя на базе речевого материала занятия;

7.        подведение итогов занятия.

Все занятия проводятся по единой схеме, а их разнообразие достигается путем использования многочисленных игровых приемов и вариабельностью дидактических игр.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей