Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическая разработка. Программа коррекции звука Щ . Выполнила Карнаухова Т. В. Описание правильной артикуляции и характеристика звука


НазваниеМетодическая разработка. Программа коррекции звука Щ . Выполнила Карнаухова Т. В. Описание правильной артикуляции и характеристика звука
АнкорMetodicheskaya razrbotka Programma korrektsii zvuka Sch.docx
Дата04.10.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMetodicheskaya_razrbotka_Programma_korrektsii_zvuka_Sch.docx
ТипМетодическая разработка
#25392
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Институт дополнительного профессионального образования и

кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт»

(ИДПО МГТУ «Горизонт»)


Методическая разработка.

Программа коррекции звука [Щ].

Выполнила Карнаухова Т.В.

1. Описание правильной артикуляции и характеристика звука.
Нормальная установка при произнесении звука [Щ].

1. Кончик языка поднять к передней части неба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно, чем при постановке звука [Ш], прижаты к верхним коренным зубам. В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давит на небо. Мышцы языка напряжены.

2. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены.

3. Зубы сомкнуты, либо сближены.

4. Выдыхаемый воздух выходит посередине языка в образующуюся узкую щель: на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая и длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.

5. Звук [Щ] – согласный, глухой, мягкий.

Звук обозначается зеленым цветом.
В разговорной речи звук [Щ] употребляется в двух вариантах: один заключает в себе одномоментное соединение мягких ШЬ+ЧЬ (петербургское произношение); другой — является долгим мягким ШЬШЬ (московское произношение). Звук Щ, подобно аффрикату Ч, может быть как верхним, так и нижним.


Профиль артикуляции звуков Ч, Щ (нижних).


Профиль артикуляции звуков Ч, Щ (верхних).
В коррекционных целях предпочтительнее верхнее Щ.

https://vashlogoped-online.ru/wp-content/uploads/2013/07/artikulyatsiya-zvuka-shh.jpg

Артикуляция звука Щ.
2. Описание нарушений звукопроизношения.
Недостатки произношения Щ складываются из дефектов произношения составляющих его звуков: Ш, Ч, ТЬ. Поэтому все виды сигматизма (боковой, межзубный, губно-зубной и др.) могут распространяться и на звук Щ.

1. Среди недостатков произношения звука [Щ]  имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же, как при [Ш].

2. При выдыхании (когда произносится звук [Щ]) кончик языка отходит от альвеол. Образуется большая щель, через которую проходит воздух. Вместо звука [Щ] слышится [Ш] или просто глухой свист. При правильном выполнении упражнения кончик языка служит как бы щитом, не пропускающим частично воздух. Воздух прорывается через более узкую щель, чем при произнесении звука [Ш].

3. Язык не должен ускользать из – под пальца. Кончик языка лежит у альвеол. Если же кончик языка ускользает из – под пальца и продвигается вглубь рта (за альвеолы), то звук [Щ] не слышен, либо слышен не ясно.

К специфическим недостаткам произношения Ш относятся замены звука Щ его компонентами и близкими к ним по звучанию: Ш, Ч, СЬ, ЦЬ, СЬТЬ и другие (парасигматизм).

1. СЬТЬ (сьтьюка) 7. ШС (шсука)

2. СЬТЬСЬ (сьтьсьука) 8. С (сука)

3. СТ (стука) 9. ЦЬТЬ (ЦЬТЬЮКА)

4. СЩ (сщука) 10. Ч (чука)

5. СЬШЬТЬ (сьшьтьюка) 11. Ш (шука) и др.

6. ШЦЬ (сцьюка)

3. Содержание этапов работы.

Подготовительный этап.

Мимические упражнения

Цель: Способствовать развитию подвижности лицевой мускулатуры и работе по выработке четких артикуляционных движений.

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!
Для щек.

«Исхудавшие за зиму зверята». «Худая щука».

Втянуть щеки, затем вернуть щеки в исходное положение.
Для губ.

«Пускаем кораблики». «Кораблики плывут по волнам». «Дельфины качаются на волнах».

Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].
Для языка.

Сказка о веселом язычке.

Жил – был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик?

В домике этом красные двери

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки булки и плюшки.

Догадался? Домик – это рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыть, закрыть). Непоседливый язычок не сидит в домике, он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышко, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, язык поежился (язычок «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).

- Ах как скучно дома одному без друзей! Котенок, мой друг убежал к соседской кошечке.

«Чем бы мне заняться» думал язычок и решил сделать уборку в домике.

Чисто в домике у Язычка, нов вот неприятность – сам – то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч – шч – шч (имитируя движения щетки).

Посмотрел Язычок в зеркало, покрутился вокруг. Покажи, как Язычок покрутился возле зеркала? Видите с Язычка не вся грязь снялась, надо щеткой еще попробовать. Давайте поможем Язычку: шч – шч – шч (предложите ребенку помочь вам произнести звукосочетание «шч»).

Чистый и довольный Язычок присел отдохнуть. Слышишь, кто – то скребется в дверь? Как ты думаешь, кто бы это мог быть? Правильно, это вернулся домой с прогулки котенок. Ах, какой он грязный, видно в лужицу попал. Чем можно почистить котенка? Конечно же щеткой. Давай поможем Котенку вычистить шубку щеткой.
Сказка о маленьком паровозике и цветке.

Ехал маленький паровозик и пел песенку «Ч – ч – ч». А рядом с ним летели пчелки и пели свою песенку «Ж – ж – ж». Вдруг пчелки заохали «Ох – ох - ох» м стали кружится вокруг чего – то яркого.

Паровозик был очень любопытным, поэтому он решил остановится и разузнать, что же это такое яркое, вокруг чего кружатся пчелы. А когда он остановился, то увидел рядом с железной дорогой, по которой он ездит, вырос очень красивый Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь ему пели песенку пчелы.

Очень захотелось Паровозику, что- бы Цветок обратил на него внимание. И что вы думаете он сделал? Он решил спеть Цветку свою песенку. Вздохнув носиком, он начал тянуть свою песен- ку так долго, пока хватило воздуха. Вот так: «Ч ----------------------------------------------------»

И получилась очень красивая, шуршащая, но совсем другая песенка: «Шь, шь, шь».

Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга Ветерка. Ведь только он, когда прилетал в гости, пел такую песенку и качал Цветок на стебельке, как на качелях, то в одну, то в другую стороны, играя с ним. Но Ветерка нигде не было, а рядом стоял Паровозик...

— Это ты спел такую песенку? — спросил Цветок у Паровозика.

— Да, я! — ответил Паровозик.

— Но ведь это не твоя песенка, а песенка лѐгкого Ветерка! — продолжал Цветок.

— А я, если захочу, то могу петь песенку твоего друга! — сказал Паровозик.

— Я очень люблю эту песенку, спой еѐ для меня еще раз! — попросил Цветок и, радуясь тому, что Цветок обратил на него внимание, Паровозик запел длинную песенку: «Ч ----------- !».

Методические указания

Во время слушания сказки дети исполняют песенки Паровозика, Ветерка, Пчел. Затем идет обыгрывание этого упражнения с включением в игру функциональных игрушек Паровозика, Пчелки. После этого дети играют в воображаемой ситуации, предложенной во время упражнения.
Наказать непослушный язычок. 
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». 
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Сделать язык широким. 
Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении.
Внимание! 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Приклей конфетку. 
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх. 
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. 
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см. 3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок. 
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) 
Внимание! 1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Вкусное варенье. 
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка. 
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. 
Внимание! 1.Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. 2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. 3.Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус. 
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. 
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3.Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

«Лопаточка».

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Дыхательная гимнастика.

«Кто дальше загонит мяч»
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.)

Надувание мыльных пузырей.

Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.).

Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду.

Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»).

Надувание резиновых игрушек, шаров.

«Песенки зверят», «Учим Катю петь»
Координация движения.

«Лепим комок» (па-пы-по-пу)

«Катаем снежную бабу» (бу-ба-бы-бо);

«Мастерим домик» (тук-тук-тук, тук-тук-тук)

«Забиваем гвоздики молотком», «Радисты», «Телеграфисты» (та-да-та-да-та-да, ты-ды-ты-ды, то-до-то-до-то-до, так-ток-тук)

«Жонглеры» (подбрасывать шарики и произносить: «Пип! Пып! Пуп! Пап!»)
Развитие голоса.

«Шагаем по этажам». Произнесение слоговых сочетаний с повышением и понижением голоса (сопровождается движением руки);

«На чем я играла?», «Какой инструмент звучал?»

«Ауканье» (от лица девочки и папы)

«Колокола и колокольчики». Произнесение слоговых сочетаний бам-бом-бум, бым-бам-бом в одной тональности с повышением и с понижением голоса;

«Радио» («Внимание! Внимание! К нам приехала Снегурочка. Кто сообщил по радио эту новость - Белка, Заяц или Медведь?»).

«Угадай, чей это голос - мамы или детеныша».

«Играем на пианино». Произнесение вслед за педагогом простейших слогов с протягиванием гласного звука в последнем слоге (па-па-па-аааааа)

«Миша дома?» («Дома, дома!», - отвечают папа, мама, дедушка, сестричка или братик).

«Кто читает стихотворение - Волк или Красная шапочка?»

Речевой материал.

—  Что ж ты, Еж, такой колючий?

—  Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!

«Разговор киски с хозяйкой».

Речевой материал.

Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки. «Мяу» (жалобно, просящим голосом). Кисонька поела, песенку запела: «Мяу-мяу-мяу» (веселым, радостным голосом).

«Диктор радио».

Речевой материал.

Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!» Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась! Всех, всех, всех приглашаем покататься на карусели».
Развитие фонематического восприятия.

«Что ты слышишь?»

«О чем говорит комната?»

«О чем говорит улица?»

«Эхо»

«Покажи, что звучало»

«Узнай предмет по звуку»

«Угадай, где позвонили»

«Угадай, что я делаю» (действия производятся за ширмой)

«Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета)

«Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, как звучит барабан - громко или тихо, дети выполняют различные действия - подпрыгивают или приседают)

«Угадай, что стучит - погремушка или молоточек»

«Что в коробочке?» (в спичечных коробочках или в коробочках из-под киндер-сюрпризов находится крупа, песок или другие мелкие предметы)

«Постучи так, как я» (воспроизведение ритма на барабане или бубне)

«Летает - не летает»

«Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен)

«Запрещенное слово» (называется ряд слов, одно слово - запрещенное, дети повторяют слова вслед за педагогом, кроме запрещенного).

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков.

Речевой материал.

Звуки: «Поймай звук [щ]» [ч], [ш], [ть], [щ], [ц], [сь], [щ], [ш], [ч], [ц], [щ].

Слоги: «Поймай звук [щ]» ща, тя, ще, се, щу, чу, щи, ти, ще, це.

Слова: «Поймай звук [щ]» щавель, шалфей, ящик, птички, кощей, синичка и др.

«Буквенное лото» - развивать фонематический слух, умение определять первый звук в слове; побуждать к запоминанию букв, развивать внимание, умение слушать

«Подними руку, когда услышишь в слове звук [щ]»

Речевой материал.

Плач- плащ, челка – щелка, четки – щетки, помочь – помощь, печать – пищать, горячий – горящий, лечи – лещи, точу – тащу, чур - щур

«Правильно ли я говорю» или «Да - нет» (с опорой на картинки)

Речевой материал.

- чука – сюка – щука

- сит – чит – тит - - щит

- сётка – шотка – тётка – щетка

- тенок – сенок – ченок – щенок

- сепка – тепка – чепка – щепка

- си – чи – сти – щи

- плась – плать – плащь

- овось – овоч – овоть – овощь

- лесь – леть – лещ

- весь – веть – вещь

- клесь – клеть – клеч – клещ

- питя – пися – пища

- веси – вети – вещи

- овоси – овоти - овощи
Развитие пространственной ориентировки.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей