ФГБОУВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И.ИвановаКафедра технологии хранения и переработки растительного сырья Программа учебной практики по дисциплине «Технология хранения и переработки плодоовощной продукции» для студентов 3 курса агротехнологического факультета по специальности 110305.65 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Курск-2013
ВведениеЭффективная подготовка квалифицированных специалистов по хранению и переработке растениеводческой продукции требует интеграции в процессе обучения теоретических и лабораторных занятий с практикой непосредственно на производстве.
Проведение учебной (технологической) практики в производственных условиях формирует у студентов целостное, системное представление о технологических процессах, о своей будущей специальности, способствует лучшему усвоению теоретического материала и творческому использованию полученных знаний в дальнейшей практической деятельности.
Растениеводческая продукция разнообразна по своим биологическим, физиологическим, технологическим и потребительским свойствам. Все это обусловливает необходимость неоднозначного построения технологических процессов при ее хранении и переработке. Организация и ведение технологических процессов зависит от видов и качества исходного сырья, производственных мощностей предприятия, наличия соответствующего оборудования и конечных целей хранения или переработки. Так, процесс хранения плодоовощной продукции и картофеля, ввиду того, что это сочная продукция, организовать значительно сложнее и требуется больше затрат, чем хранение зерна. Если переработка зерна используется в связи с тем, что само зерно в своем исходном состоянии не является полноценным продуктом питания (содержит относительно много веществ, которые не усваиваются организмом человека), то необходимость переработки плодоовощной продукции связана с ее неспособностью сохранять потребительские свойства в течение продолжительного времени. Переработка любого вида растениеводческой продукции требует специального технологического оборудования, которое настраивается на определенные режимы работы, зависящие от целей переработки. От организации хранения и переработки плодоовощной продукции зависит содержание в ней ценных для организма человека биологически ценных веществ. Поэтому знание принципов и приемов эффективного хранения и переработки плодоовощной продукции имеет большое значение. В
целом качество готовой продукции, полученной в результате переработки плодов и овощей, в значительной степени зависит от качества используемого исходного сырья, которое, в свою очередь, зависит от применяемых способов и режимов его хранения.
Таким образом, предприятия по хранению и переработки плодоовощной продукции имеют тесную взаимосвязь и, в то же время, используют различные принципы организации технологических процессов. Поэтому учебная практика проводится на нескольких предприятиях, связанных с хранением плодоовощной продукции и ее переработкой.
Место проведения практикиБазой для проведения учебной практики по дисциплине «Технология хранения и переработки плодоовощной продукции» могут быть предприятия по хранению или переработке картофеля, овощей и плодов.
Хранение картофеля осуществляют в специальных картофелехранилищах, а плодов и овощей - в плодо- и овощехранилищах. В отличие от зерна, для хранения картофеля, овощей и плодов нельзя использовать режим хранения в сухом состоянии, так как данная продукция является сочной и в процессе хранения нельзя допускать ее подвяливания. Для данной продукции в основном используется режим хранения в охлажденном состоянии или же режим хранения в условиях модифицированной или регулируемой газовой среды. Переработка овощей или плодов осуществляется на консервных заводах, где производят различный ассортимент консервированной плодоовощной продукции.
В Курской области профилирующими предприятиями для прохождения учебной практики по дисциплине «Технология хранения и переработки плодоовощной продукции» студентов специальности 110305 Технология хранения и переработки сельскохозяйственной продукции являются следующие предприятия:
ЗАО «ТПК «ДАНА», п. Ворошнево, Курского района Курской области - изучение принципов, технологических процессов и оборудования для хранения плодоовощной продукции.
ООО «Экспериментальный комбинат детского питания» филиал ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» п. Чермошное Фатежского района Курской области - изучение принципов, технологических процессов и оборудования для переработки плодов и овощей в продукцию различного ассортимента.
Цель и задачи учебной практика по дисциплинеОсновная цель учебной (технологической) практики по дисциплине «Технология хранения и переработки плодоовощной продукции» - ознакомить студентов непосредственно на производстве с технологическими процессами хранения и переработки плодоовощной продукции, а также с ассортиментом готовой продукции. На этом этапе обучения студенты уже могут получить основы знаний по организации и ведению технологических процессов при хранении и переработке плодоовощной продукции в производственных условиях.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Установить основное функциональное назначение данного предприятия, его производственные мощности, местоположение (удаленность от транспортных магистралей, основных источников сырья и объектов реализации готовой продукции), взаимосвязь данного предприятия с другими сопряженными предприятиями, организациями, хозяйствами.
2. Изучить структуру предприятия (основные и вспомогательные производства, входящие в состав предприятия; территориальное расположение структурных подразделений, взаимосвязь между ними; производственные мощности подразделений; обеспеченность кадрами подразделений и предприятия в целом).
3. Ознакомится с сырьем, которое
хранится или перерабатывается на предприятии, с требованиями, которые предъявляются к сырью. Установить значение исходного качества сырья на результаты производства или эффективность хранения.
4. Ознакомиться с основными технологическими процессами, которые проводятся на данном предприятии, с технологическими схемами производства, режимами ведения технологических процессов. Изучение технологической схемы основывается на установлении последовательность проведения технологических операций, связи между ними. Изучение технологических режимов связано с определением условий, при которых выполняется тот или иной процесс (температурный режим, продолжительность процесса, условия увлажнения и другие условия, влияющие на эффективность процесса).
5. Ознакомиться с основным и вспомогательным технологическим оборудованием, техническими средствами, обеспечивающими технологический процесс.
6. Ознакомиться с контролем качества сырья, готовой продукции и ведения технологических процессов (контролируемые параметры и используемые на предприятии методы контроля).
7. Ознакомиться с ассортиментом вырабатываемой на предприятии продукции или ассортиментом сохраняемой продукции.
8. Ознакомиться с требованиями к технике безопасности при ведении технологических процессов.
9. Ознакомиться с
требованиями к экологической безопасности производства, с возможными источниками выброса загрязняющих веществ, мероприятиями, направленными на охрану окружающей среды на предприятии.
По завершению технологической практики студенты составляют отчет, в котором раскрываются вопросы, поставленные в задачах технологической практики по плану, представленному на стр.5 программы. В отчете дается характеристика по всем 9 пунктам каждого предприятия, где проводилась практика. Отчет проверяется руководителем практики. По итогам выставляется оценка по пятибалльной шкале.
Примерная структура отчета.Содержание (с указанием страниц, с которых начинаются разделы)
ВведениеНаименование предприятия
Характеристика предприятия (цеха) (см. п.1 и п.2 задач практики)
Характеристика перерабатываемого сырья (хранимой продукции) (см. п.З)
Характеристика основных технологических процессов (см.
п.4)
Основное и вспомогательное технологическое оборудование (см. п.5)
Контроль качества сырья, готовой продукции и ведения технологических процессов (см. п.6)
Ассортимент вырабатываемой (сохраняемой) на предприятии продукции (см. п.7)
Техника безопасности при ведении технологических процессов и охрана окружающей среды (см. п.8 и п.9)
ВыводыПриведенные выше разделы раскрываются в отчете по каждому предприятию, которое посетили студенты во время учебой практики. Введение и выводы формулируются в целом для всех предприятий.
Во введении отражается актуальность проблемы хранения и переработки той или иной растениеводческой продукции, дается краткая характеристика производств (объектов практики) с указанием их функционального назначения и специфических особенностей.
В выводах следует отметить: от чего зависит построение технологических процессов, какова особенность организации и ведения технологических процессов на том или ином производстве.
Первичным документом для составления отчета является дневник (или тетрадь), в
котором студент отмечает дату, на каком производственном участке или подразделении предприятия проходила практика, в каком производственном или технологическом процессе участвовал, или с какими производственными или технологическими процессами ознакомился. Кроме приведенных выше вопросов, характерных, в общем, для всех предприятий, в дневнике отражаются особенности каждого предприятия или подразделения, и заносится информация по организации и ведению технологических процессов, справочные данные по производству, технике безопасности и охране окружающей среды.
Отчет оформляется в соответствии с принятым стандартом на белой бумаге формата А4 на одной стороне листа. При написании текста следует оставлять поля: слева 30 мм, справа - 10 мм, сверху и снизу - по 20 мм. Все листы отчета последовательно нумеруются. Номера страниц не проставляются (но считаются) на титульном листе, содержании и введении. Номер страниц проставляется, начиная со второй страницы введения, и далее посередине верхнего поля в 10 мм от верхнего обреза листа и обозначается арабской цифрой (без точки и тире). Таблицы нумеруются отдельно сквозной нумерацией по всему отчету. Номер и название пишутся над таблицей. Например: Таблица 1 - Требования, предъявляемые к качеству муки. Приведенные в отчете технологические схемы процессов считаются как рисунки. Они нумеруются также отдельно сквозной нумерацией по всему отчету. Номер и название подписываются под рисунком. Например: Рисунок 1 - Технологическая схема производства сахара. На таблицы и рисунки в тексте отчета должны быть сделаны ссылки. Например: «Показатели качества, которым должна
соответствовать вырабатываемая мука, приведены в таблице 1».
После формулировки выводов в отчете по результатам учебной практики, студент ставит дату и роспись. Листы отчета сшиваются в скоросшивателе. Титульный лист оформляется на обложке скоросшивателя и в качестве первой страницы отчета. Отчет вместе с дневником сдается на проверку руководителю практики.
Пример оформления титульного листа о прохождении учебной практики приведен на стр. 7 программы.