Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Белопольская Н.Л. - Исключение предметов (Четвертый лишний). Модифицированная психодиагностическая методика. 2-е издание. Руководство по использованию 2-е издание, стереотипное Когито-Центр Москва 2006 удк 159 072 ббк88 б 43


НазваниеРуководство по использованию 2-е издание, стереотипное Когито-Центр Москва 2006 удк 159 072 ббк88 б 43
АнкорБелопольская Н.Л. - Исключение предметов (Четвертый лишний). Модифицированная психодиагностическая методика. 2-е издание.doc
Дата29.12.2017
Размер1.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБелопольская Н.Л. - Исключение предметов (Четвертый лишний). Мод
ТипРуководство
#33781
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8



Н. Л. Белопольская

Исключение предметов

(Четвертый лишний)

модифицированная

психодиагностическая методика


РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

2–е издание, стереотипное

« Когито–Центр «

Москва

2006

УДК 159.9.072

ББК88

Б 43

Все права защищены. Любое использование материалов

данного издания полностью или частично без разрешения

правообладателя запрещено.

Белопольская Н. Л.

Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифициро­ванная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. 2–е изд. стереотип. – М., «Когито–Центр», 2006. – 30 с.

УДК 159.9.072

ББК88


Руководство содержит всю информацию, необходимую пользователю психодиагностической методики «Исключе­ние предметов». Описаны: история создания и теоретичес­кое обоснование методики, ее конструкция и стимульный материал, процедура применения и интерпретация резуль­татов.

Для практических психологов и психопатологов.


© Н.Л. Белопольская, 2002, 2006
© «Когито–Центр», 2002, 2006

ISBN 5–89353–199–Х

Содержание

Введение 4

1. Ранние варианты методики «Исключение предметов» 5

2. Предпосылки создания нового варианта методики 5

3. Описание методики 6

Заключение 16

Список использованной литературы 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 20


Введение



Изучение мыслительной деятельности составляет одну из важнейших сторон психодиагностического исследования, дает важную информацию об особенностях и уровне развития интеллектуальных способностей того или иного человека. Среди множества психологических методов исследования мышления особое место принадлежит методике «Исключение предметов», которую иногда в профессиональном обиходе называют также «Четвертый лишний». Методика «Исключение предметов» предназначена для изучения особенностей мышления детей и взрослых, прежде всего уровня развития и качественных характеристик процесса обобщения нагляд­ного материала, и получила широкое распространение в пато­психологии как достаточно компактный и валидный психо­диагностический инструмент, хорошо приспособленный для клинического применения.

Суть данной методики проста. Испытуемому предъявляют одновременно изображения четырех предметов, с которыми, как предполагается, он знаком и которые может без труда опознать. Из этих четырех предметов только три могут быть подведены под одну общую для них категорию, оставшийся же четвертый – лишний, его надо исключить.

1. Ранние варианты методики «Исключение предметов»



К сожалению, автор методики нам неизвестен. На нее ссылались (без указания автора) такие известные отечествен­ные патопсихологи, как Б.В. Зейгарник (1969, 1973), Ю. Ф. По­ляков (1974). Детские патопсихологи и дефектологи также от­дали дань этой простой и оригинальной методике. Так, в книге М.П. Кононовой (1963) описываются методики «Исключение предметов» и «Исключение понятий». Краткое описание методики «Исключение предметов» содержится в работе С. Я. Рубинштейн(1970),однако и здесь мы не находим ссылок на автора.

С начала 1950–х годов стимульный материал к методике «Исключение предметов» разрабатывался в патопсихологи­ческой лаборатории Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (см. Зейгарник, Рубинштейн, 1956) и там копировался для распространения среди клинических психологов. (Сравнительно недавно этот стимульный мате­риал был опубликован в приложении к переизданной книге: Рубинштейн С. Я. «Экспериментальные методики патопсихо­логии», 1999.) Этот стимульный материал состоит из 17 тесто­вых карточек, сложность большинства заданий достаточно высока, что снижает эффективность применения данной методики при исследовании мышления детей.

Кроме того, использованные в старых наборах стимульного материала картинки уже не отвечают современным реалиям. Керосиновая лампа, опасная бритва, радиоприем­ник старого образца, телега–предметы, которые постепенно становятся экзотикой, могут вызывать ностальгию у пожилых больных, но у многих других, особенно у детей, часто вызыва­ют удивление и вопросы, которые отвлекают от существа задания. Диагностировать уровень обобщения у детей и подростков по старым образцам просто нельзя, так как мно­гие предметы они никогда не видели и их назначение им неизвестно. В связи с этим детские психологи стали использовать другой, более современный стимульный мате­риал (Егорова, 1973, Белопольская, Забрамная, 1983).

И в первых, и в последующих разработках говорилось о том, что задания имеют разную степень трудности. Естест­венно, в начале исследования испытуемому предлагался заведомо простой вариант задания, на котором психолог объяснял инструкцию и убеждался, что испытуемый пол­ностью ее понял. Затем задания предъявлялись в порядке усложнения. Последовательность усложнения, как правило, также была произвольной, так как ранговый порядок труд­ности заданий нигде не указывался.

Нужно отметить и такой факт. В нашей стране, к сожале­нию, до сих пор не существует «тайны» психологического инструментария. Тестовые задания публикуются в изданиях, предназначенных как для широкого круга специалистов, так и для широкого круга читателей. В результате дети, пришедшие на психолого–медико–педагогическую комиссию или консультацию к психологу, часто сообщают, что уже видели все эти картинки и учились работать с ними, либо дают неадекватно хорошие ответы. Не избежала этой участи и методика «Исключение предметов», в частности тот ее вариант, который автор этих строк опубликовала в качестве приложения к пособию по психологическому отбору детей (Белопольская, Забрамная, 1983).

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей