Н. Л. Белопольская
Исключение предметов
(Четвертый лишний)
модифицированная
психодиагностическая методика
РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
2–е издание, стереотипное
« Когито–Центр «
Москва
2006
УДК 159.9.072
ББК88
Б 43
Все права защищены. Любое использование материалов
данного издания полностью или частично без разрешения
правообладателя запрещено.
Белопольская Н. Л.
Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. 2–е изд. стереотип. – М., «Когито–Центр», 2006. – 30 с.
УДК 159.9.072
ББК88
Руководство содержит всю информацию, необходимую пользователю психодиагностической методики «Исключение предметов». Описаны: история создания и теоретическое обоснование методики, ее конструкция и стимульный материал, процедура применения и интерпретация результатов.
Для практических психологов и психопатологов.
© Н.Л. Белопольская, 2002, 2006 © «Когито–Центр», 2002, 2006
ISBN 5–89353–199–Х
Содержание
Введение 4
1. Ранние варианты методики «Исключение предметов» 5
2. Предпосылки создания нового варианта методики 5
3. Описание методики 6
Заключение 16
Список использованной литературы 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 20
Введение
Изучение мыслительной деятельности составляет одну из важнейших сторон психодиагностического исследования, дает важную информацию об особенностях и уровне развития интеллектуальных способностей того или иного человека. Среди множества психологических методов исследования мышления особое место принадлежит методике «Исключение предметов», которую иногда в профессиональном обиходе называют также «Четвертый лишний». Методика «Исключение предметов» предназначена для изучения особенностей мышления детей и взрослых, прежде всего уровня развития и качественных характеристик процесса обобщения наглядного материала, и получила широкое распространение в патопсихологии как достаточно компактный и валидный психодиагностический инструмент, хорошо приспособленный для клинического применения.
Суть данной методики проста. Испытуемому предъявляют одновременно изображения четырех предметов, с которыми, как предполагается, он знаком и которые может без труда опознать. Из этих четырех предметов только три могут быть подведены под одну общую для них категорию, оставшийся же четвертый – лишний, его надо исключить.
1. Ранние варианты методики «Исключение предметов»
К сожалению, автор методики нам неизвестен. На нее ссылались (без указания автора) такие известные отечественные патопсихологи, как Б.В. Зейгарник (1969, 1973), Ю. Ф. Поляков (1974). Детские патопсихологи и дефектологи также отдали дань этой простой и оригинальной методике. Так, в книге М.П. Кононовой (1963) описываются методики «Исключение предметов» и «Исключение понятий». Краткое описание методики «Исключение предметов» содержится в работе С. Я. Рубинштейн(1970),однако и здесь мы не находим ссылок на автора.
С начала 1950–х годов стимульный материал к методике «Исключение предметов» разрабатывался в патопсихологической лаборатории Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР (см. Зейгарник, Рубинштейн, 1956) и там копировался для распространения среди клинических психологов. (Сравнительно недавно этот стимульный материал был опубликован в приложении к переизданной книге: Рубинштейн С. Я. «Экспериментальные методики патопсихологии», 1999.) Этот стимульный материал состоит из 17 тестовых карточек, сложность большинства заданий достаточно высока, что снижает эффективность применения данной методики при исследовании мышления детей.
Кроме того, использованные в старых наборах стимульного материала картинки уже не отвечают современным реалиям. Керосиновая лампа, опасная бритва, радиоприемник старого образца, телега–предметы, которые постепенно становятся экзотикой, могут вызывать ностальгию у пожилых больных, но у многих других, особенно у детей, часто вызывают удивление и вопросы, которые отвлекают от существа задания. Диагностировать уровень обобщения у детей и подростков по старым образцам просто нельзя, так как многие предметы они никогда не видели и их назначение им неизвестно. В связи с этим детские психологи стали использовать другой, более современный стимульный материал (Егорова, 1973, Белопольская, Забрамная, 1983).
И в первых, и в последующих разработках говорилось о том, что задания имеют разную степень трудности. Естественно, в начале исследования испытуемому предлагался заведомо простой вариант задания, на котором психолог объяснял инструкцию и убеждался, что испытуемый полностью ее понял. Затем задания предъявлялись в порядке усложнения. Последовательность усложнения, как правило, также была произвольной, так как ранговый порядок трудности заданий нигде не указывался.
Нужно отметить и такой факт. В нашей стране, к сожалению, до сих пор не существует «тайны» психологического инструментария. Тестовые задания публикуются в изданиях, предназначенных как для широкого круга специалистов, так и для широкого круга читателей. В результате дети, пришедшие на психолого–медико–педагогическую комиссию или консультацию к психологу, часто сообщают, что уже видели все эти картинки и учились работать с ними, либо дают неадекватно хорошие ответы. Не избежала этой участи и методика «Исключение предметов», в частности тот ее вариант, который автор этих строк опубликовала в качестве приложения к пособию по психологическому отбору детей (Белопольская, Забрамная, 1983).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |